Перейти к публикации

Черкесогаи


Agasfer

Рекомендованные сообщения

Черкесогаи (черкес. армяне) — субэтническая группа в составе арм. народа, сформировавшаяся в результате длительного пребывания армян в адыгояз. среде. В период проживания в Черкесии называли себя, как и окружающие их народы, «эрмэлы» (армянин). После переселения во 2-й четв. XIX в. в рус. пределы называли себя «черкесогаи» (арм.) или «черкесские армяне» (рус.). В настоящее время большая часть потомков Ч. живет в городах Армавир, Краснодар, Майкоп, в этническом и культурном отношении мало отличаясь от других групп российских армян, поселившихся на Юге России до нач. ХХ в.

По преданию, первыми переселенцами были армян. воины, которые появились в горах Черкесии в XI—XII вв., с почетом были приняты местным населением и вскоре заняли высокое положение в их сословной иерархии. Основным занятием их была торговля, благодаря чему они поддерживали постоянную связь с армянскими колонией в Крыму.

Группа пополнялась за счет переселенцев из Армении и главным образом, из Крыма. Интенсивные контакты с черкесами, часто сопровождавшиеся установлением куначеских и аталыческих отношений, при дисперсности расселения, высокой доле межэтнических браков привели к тому, что элементы черкесской культуры не только проникали во все сферы их жизни, но и стали преобладающими, вплоть до языковых диалектов.

Однако полной их ассимиляции препятствовали приверженность к Армянской церкви и высокий социальный статус.

Крымские ханы, стремясь укрепить свои позиции на Северном Кавказе, стали усиленно распространять среди горцев ислам, что приводило к преследованию Чераесогаев за их христианскую религию.

Недовольство вызывали и широкие торговые связи Черкесогаев с русскими и армянами, жившими на российской стороне Кубани.

В целях самозащиты Черкесогаи объединялись в отдельные аулы, наиболее известными из которых были Гяур-хабль, Егерухай, Адыгой, Хатукай и др.

С к. XVIII в. они переселялись на российскую территорию в Новый Нахичевань, и другие Российские города со значительным армянским населением.

Основная часть переселенцев образовала в 1839 г. отдельный Армянский аул, который с 1841 г. стал именоваться Армавиром по назанию одной из столиц исторических Армении.

Они образовали также сел. Карабета Талдустына (325 жителей), находившееся на левом берегу Лабы, Лысогорско-Армянскую станицу на Подкумке и др. Значительная часть их обосновалась в казачьих станицах.

Во 2-й четв. XIX в. общее число семей Черкесогаев составляло от 2500 до 3000. Если вначале основными занятиями армавирцев были скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, лошади), торговля и в меньшей степени земледелие, особенно садоводство, то позднее, с 70-х гг. XIX в., интенсивное распространение получило именно земледелие, в том числе и товарное, основанное на зерновых культурах, а доля скотоводства постепенно сокращалась. Развивались торговля, обрабатывающая промышленность.

К конеу XIX века Армавир стал одним из главных промышленных и торговых центров на Северном Кавказе.

В 1847 году в там была открыта первая армянская школа для мальчиков, в 1871 г. еще две школы — для мальчиков и для девочек.

Переселившись в Армавир, Черкесогаи первые десятилетия сохраняли заимствованные у горцев основные элементы их традиции культуры.

Распространенным типом жилища был длинный турлучный дом из трех комнат, без окон, под двухскатной крышей из камыша и соломы, с глинобитным полом, разделенный на мужскую и женскую половины, с открытым очагом в центре средней комнаты. Во дворе размещались турлучные постройки для скота, амбары, пекарня, курятник, кухня и небольшая кунацкая. Убранство состояло из нескольких деревянных кроватей, покрытых войлоком, небольшого стола и полок для хранения посуды и постельных принадлежностей.

В последней трети XIX в. появляются городские виды построек — просторные кирпичные дома, с большими окнами, черепичной крышей, с городской меблировкой, покупной фабричной посудой. Несколько дольше сохранялась традиционная женская одежда, основу которой составляла белая длинная рубаха, присборенная на плечах, и длинные узкие штаны. Поверх рубахи надевали длинную кофту со складками на груди, застегивающуюся на ряд мелких пуговиц. Голову повязывали небольшим тонким платком.

Бытовала традиционная кожаная или сафьяновая обувь. Праздничная одежда женщин-Ч. по своему покрою практически ничем не отличалась от повседневной, но шилась она из лучших тканей — шелковых и шерстяных. Вначале в пище Черкесогаи преобладали мясные и молочные продукты. Употребляли баранину, говядину, конину, мясо обычно варили, а на зиму коптили. Готовили кислое молоко, разные виды сыров, творог, молочные супы на пшеничной или кукурузной муке; вместо хлеба употреблялась обычно паста — густая просяная каша, которую подава-ли ко всем блюдам.

Впоследствии существенно возросла доля продуктов земледелия (кукурузные и пшеничные лепешки — маджодж, круто сваренная крупная лапша — фабе-халюв, тонкие лепешки с сыром из слоеного теста — губыл и др.). Любимыми блюдами оставались куриное мясо с пшеничным и чесночным соусом — четлыпш, баранина с острым чесночным соусом — лелепш, разного рода сладкие печенья: с сахаром (шушук-курабье) и медом (адыгы-курабье). От переселившейся в Армавир части нахич. армян они научились готовить некоторые арм. супы, толму, гату, халву и другие характерные для армян в целом традиц. блюда.

Наиболее распространена среди Черкесогаев была малая семья с сильными патриархальными традициями. Долго сохранялся обычай кровной мести, перенятый у черкесов.

Наряду с браком по сватовству Черкесогаев нередко прибегали к похищению невесты, большей частью с предварительного согласия девушки и ее родителей. Свадебное торжество проходило в доме жениха, в присутствии множества гостей, сопрово-ждалось обильным угощением, танцами, песнями.

Первое время после замужества молодая не должна была выходить из дома, даже к своим близким родственникам, избегала посторонних мужчин. Положение невестки в семье мужа становилось более прочным лишь после рождения ею двух-трех детей, а в случае ее бездетности — по прошествии шести-семи лет.

Довольно специфичными у Черкесогаев были похоронно-поминальные обряды. Смерть ими воспринималась как длительный сон, поэтому, стараясь как бы «разбудить» покойного, полагалось поднимать сильный шум, трясти его тело. Лишь после этого начиналось громкое оплакивание, длившееся от трех до семи дней. Спец. плакальщицы воспевали в траурных песнях — плачах лучшие качества покойного, вспоминали разные эпизоды его жизни.

Черкесогаи клали в могилу различные продукты и предметы, принадлежавшие покойному: мужчине — его воинские доспехи и оружие, женщине — части ее одежды, украшения.

В течение трех дней после похорон ранним утром полагалось ходить на кладбище.

Поминки, которые были обязательны, устраивали также на седьмой, сороковой дни и в годовщину после смерти. Тесное переплетение христианства и язычества наблюдалось и в народных календарных праздниках. Некоторые из них во многом сходны с общеарм., например, обряды во время Великого поста, праздника св. Саркиса, празд-ника Псыутж, связанного с обливанием друг друга водой, праздника св. Акоба, когда полагалось приносить в жертву этому святому и каждому мужчине в семье по петуху, кровью которого делали кресты на лбу. Жертвенное мясо варили и ели всей семьей, а также угощали соседей и родственников.

С переселением Черкесогаев в Армавир в их духовной культуре наряду с сильным влиянием черкеского фольклора начинают прослеживаться некоторые отголоски армянского фольклора. Заметными также становились элементы матерериальной и духовной культуры русских.

В их среде получают распространение русифицированные формы их фамилий, например, Поповы, Бароновы, Арсентьевы, Давыдовы и др. Из среды Ч. вышли из вест. промышленники Тарасовы, Богорсуковы, которым принадлежал ряд зданий в крупных городах, России, писатели С. Дангулов и Б. Каспаров и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 14
  • Создано
  • Последний ответ

Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.

В статье рассматривается проблема происхождения черкесогаев, освещается процесс расселения их на Северо-Западном Кавказе в XIX в.

Начиная с раннего средневековья характерной формой существования армянского этноса становится диаспора. Юг современной России со временем превращается во все более важный центр расселения армянского этноса. В начале XVIII в. в Черкесии среди адыгских племен жило значительное количество армян. Принято считать, что армяне переселились туда в XV в. из Крыма. По сообщению источников, в 1475 г., когда турки захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали переселяться в Молдавию и Польшу. В то же время армяне поселились также среди адыгов, когда ислам еще не получил распространение на Северо-Западном Кавказе.

Черкесогаи обосновались в аулах: Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг. Два черкесо-армянских села появилось в районе современного Геленджика - Азатух и Бзатух. Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, говорили на особом этнолекте адыгского языка, но сохранили христианство. Армяне были заняты торговлей, ремеслами и земледелием.

Первый известный документ о черкесских армянах - недатированная докладная армянского священнослужителя архиепископа Иосифа Аргутя-на Екатерине П, который первым из армянских духовных лиц установил связь с черкесскими армянами и пытался переселить их в Россию в связи с возросшим в последней четверти XVI в. влиянием Османской империи на Северо-Западном Кавказе.

Проблема переселения черкесских армян в Россию учитывалась и в политических планах российского правительства. Григорий Потемкин справедливо считал, что армяне были бы хорошими посредниками в торговле между русскими и горцами в приграничных районах3. Переселение черкесских армян в Российскую империю было поставлено на реальную основу рескриптом Екатерины Второй от 9 мая 1785 г. на имя Григория Потемкина, в 5 пункте которого подчеркивалось:

«Манифестом нашим, который вскоре обнародован будет, мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основать город для армян, буде число их такое соберется, что к наполнению оного будет достаточно: относительно же льгот и других выгод усмотрите из того манифеста».

Черкесские армяне, опираясь на обещания правительства, несколько раз (в 1784, 1791 и 1825 гг.) пытались организовать переселение, окончившееся, однако, безрезультатно. Но только после заключения Адрианопольско-го договора 1829 г. черкесские армяне получили реальную возможность для осуществления своих давних намерений.

Российские власти на Кавказе, в свою очередь, старались привлечь их к России, преследуя, безусловно, свои политические и экономические цели. В одном из официальных документов начала XIX в. говорится: «...в одной из экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских магометанских аулов встретил поселенных горцев-христиан армяно-григорианского вероисповедания.. . Ввиду оказанных жителями этого поселения услуг русским было признано необходимым выделить их среди мусульманских племен и спустить с гор на равнины Северного Кавказа».

Военный атаман Черноморского казачьего войска полковник Матвеев в декабре 1822 г. сообщал начальнику пограничной линии о том, что командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Ермолов приказал использовать верных людей, находящихся в Закубанье, чтобы добывать сведения о политической обстановке в районе Анапы. Он писал, что среди черкесских армян отобраны разведчики, которые должны передавать военным властям Кавказа сведения о намерениях и действиях коренных жителей. Также было признано целесообразным привлекать к этому делу российскоподданных армян из Нахичевани, занимавшихся торговлей в Закубанье.

В планах российских правящих кругов акцентировалось внимание не необходимость оживления торговли с адыгами, чтобы не только заинтересовать их экономически, но и держать в определенной экономической зависимости. В докладной генерала Ермолова графу Нессельроде от 17 августа 1819 г. о черкесских армянах говорилось, что предлагаемые чиновником Министерства иностранных дел Скаси меры не принесут никакой ощутимой пользы правительству, так как без посредничества армян горцы не пойдут на торговые отношения с русскими.

Скаси же предлагал запретить деятельность черкесских армян в качестве посредников, ибо, по его мнению, эта деятельность мешала урегулированию отношений между русскими и адыгами. Ермолов в своей докладной упомянул об одном из известных закубанцев - Мисосте Айтекове, который, хотя и относился к российскому правительству с симпатией, все свои торговые сделки осуществлял с помощью армян.

Переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царизм стремился к концентрации христианского населения и его преобладанию на Кавказе в условиях ожесточенной Кавказской войны. Начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от воинской повинности армян и грузин Кавказской области, поскольку воинская служба тяжка для этих народов и, несомненно, рано или поздно они сообщат об этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство которых после этого не покинут своих мест8.

Черкесские армяне надеялись, что переселение позволит им расширить возможности развития земледелия и торговли в новом месте. В докладной записке генерала Головина графу Чернышеву от 30 марта 1836 г. говорилось, что «на предназначенном месте жительства армяне найдут с избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое благосостояние и принести пользу в отношении распространения промышленности между закубанцами».

Уже с середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Организация переселения была поручена начальнику Кавказской военной линии генералу Зассу.

Ф.А. Щербина свидетельствует, что армяне переселялись в русские границы четырьмя основными группами10. Основание армянского поселка относится к 1839 г., когда генерал Засс сообщил астраханскому архиепископу Серопу о том, что уже в течение нескольких лет ему удалось переселить из горных в равнинные районы Кубани 300 армянских семей, которые обосновались на левом берегу реки Кубани, напротив укрепления Прочный окоп.

О черкесских армянах, основавших Армавир, сохранился ряд цифровых данных.

Например, конкретное количество указывает начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г.: «...На левом берегу Кубани, напротив крепости Прочный окоп обосновалось 1900 черкесских армян»12. В 60-х годах ХГХ в. в Армавире проживало уже 3485 армян.

Адмирал Л. Серебряков, армянин по национальности, в 1839 г. - начальник 1-го отделения Черноморской прибрежной линии, переселил множество черкесских армян в находившиеся в его распоряжении черноморские города-крепости. «После основания мною города Новороссийска, - писал Л. Серебряков в одном из своих писем, - туда перешли на жительство турецко-подданные армяне армяно-григорианского вероисповедания из Трапезунда, Синопа и других приграничных мест. В нем начинают обосновываться также вышедшие с гор армяне Закубанья».

В соответствии с духом времени Л. Серебряков находил, что надлежащее решение духовных, религииозных задач, наряду с экономическими интересами, побудит черкесских армян опуститься с гор и обосноваться в Новороссийске. Этот морально-психологический фактор влиял не только на решение о переселении черкесских армян, но и проявлялся и в отношении каждой новооснованной армянской общины.

Итак, основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Армавире, а также черноморских городах-крепостях.

В 60-е - 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Лабинской, Белореченской, Некрасинской, Темергоев-ской, Каргинской, Усть-Лабинской, Митровке, Ильинке и др. Астраханская армянская духовная консистория проявляла заботу об удовлетворении священниками их духовных нужд.

В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский около станции Кавказская. Благодаря близости к железной дороге количество армянских купцов здесь увеличивалось день ото дня.

С ростом армянских общин возникает потребность иметь собственные церкви15. В 1868 г. в Екатеринодаре было предпринято строительство на собранные в армянской общине деньги - 30 000 рублей - новой каменной церкви. В Майкопе, идя навстречу просьбам армян, в 1895 г. городская Дума выделила для постройки армянской церкви обширный земельный участок, на котором в 1901 г. на средства армянской общины Майкопа была построена церковь, освященная епархиальным чиновником архиепископом Аристакесом17

Из черкесогаев вышли известные в крае купеческие династии: Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др.18 Армянское население Северо-Западного Кавказа в условиях эволюции капиталистических производственных отношений в значительной степени способствовало торгово-промышленному и сельскохозяйственному развитию региона.

http://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=158

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Черкесогаи это уникальный армянский субъэтнос, жаль что их осталось так мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"По преданию, первыми переселенцами были армян. воины, которые появились в горах Черкесии в XI—XII вв."

У Зеноба Глака есть свидетелство, что после учиненого Григорием разгрома армянских храмов и религиозных общин во время христианизации, часть населения Тарона покинуло Армению и отправилось на Северный Кавказ.

Может первое появление армян в Черкесии следует датировать вовсе не XI-XII вв., но веком IV?

По крайней мере погребальные обычаи черкесогаев свидетельствуют о их несомненной архаичности:

"Довольно специфичными у Черкесогаев были похоронно-поминальные обряды. Смерть ими воспринималась как длительный сон, поэтому, стараясь как бы «разбудить» покойного, полагалось поднимать сильный шум, трясти его тело. Лишь после этого начиналось громкое оплакивание, длившееся от трех до семи дней. Спец. плакальщицы воспевали в траурных песнях — плачах лучшие качества покойного, вспоминали разные эпизоды его жизни.

Черкесогаи клали в могилу различные продукты и предметы, принадлежавшие покойному: мужчине — его воинские доспехи и оружие, женщине — части ее одежды, украшения."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

/ ... после учиненого Григорием разгрома армянских храмов и религиозных общин во время христианизации, часть населения Тарона покинуло Армению и отправилось на Северный Кавказ.

Может первое появление армян в Черкесии следует датировать вовсе не XI-XII вв., но веком IV?/

Может быть кто-нибудь объяснит мне: зачем армянам надо было спасаться от «учиненого Григорием разгрома армянских храмов и религиозных общин во время христианизации», чтобы в Черкессии стать христианами?

Логичнее допустить, что армяне пришли в Черкессию уже будучи христианами, тем более, что Хазария, которая контролировала эту территорию, в одно время исповедовала христианство. .

Кстати, кубанский историк Щербина вспоминал в одной из своих работ о рыцарях, которые из далекой страны Гайкании пришли на Кубань. Это был век 9-10

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Harib, Вам обьявляется благодарность. :sharik: - Заставили меня своим комментарием поднять первоисточники. Признаюсь, - память подвела... Спасибо.

О беженстве армян на Кавказ в IV в. после учиненого Григором разгрома армянских храмов и религиозных общин свидетельствовал не Зеноб Глак, но Агатангелос. Впрочем, Зеноб Глак свидетельствует о неменее варварских актах культурацида и геноцида, учиненых под личным руководством этого субьекта в Тароне.

Речь же у него (Агатангелоса) идет не о Тароне, в данном случае, но о Айрарате, местности Еразамуйн, и погроме там храма Тира, при котором, вероятно, находился университет.

Cм. Агатангелос: 778, 779, 780.

Что касается собствено Вашего вопроса, то, пожалуйста, обратите внимание на то, что я сделал предположение (!) о "первом появление армян в Черкесии". Понимаете, - "первом появление" и "предположение"?

В вышеприведенном Аgasfer-oм тексте говорится о XI-XII и XV веках. Естественно, в эти века на Северный Кавказ могли приходить уже христианизированные армяне. В любом случае, в пользу моего предположения свидетельствует погребальный ритуал черкесогаев не имеющий ничего общего с христианством.

Возможно, что прибывшие в последствии (XI-XII, XV вв..) в Черкесию усвоили этот, как сказано в тексте "cпецифичный", древний ритуал местных армян, оставшийся там со времен религиозных беженцев IV века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Это сведение об отправлении армян на Кавказ есть и у Агантангелоса. Скорее всего именно он и выступал первоисточником

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев - горских армян.

На юге России, там, где воды быстрого Урупа вливаются в реку Кубань, к берегам которой вплотную прижались крутые остроги Ставропольского плато, раскинулся Армавир - город цветов, парков и скверов. Армавир - один из крупнейших экономических и культурных центров Кубани (Краснодарского края). Армавиру более 160 лет.

История его началась в конце XVIII в., в период русско-турецкой войны иприсоединения Кавказа к России. Тогда граница нашего государства проходила по реке Кубань: вдоль неё строились укрепления, создавались военные поселения. Летом 1778 г. на высоком правом берегу Кубани с ротой мушкетёров Нижегородского пехотного полка и эскадроном драгун остановился фельдмаршал А.В.Суворов.

Место, которое господствовало над бродами и переправами, ему понравилось, и он для укрепления новой границы приказал построить боевой редут Всесвятский. Позднее, в 1784 г., командующим Кавказской армией П.С.Потёмкиным здесь была воздвигнута крепость Прочный Окоп, а рядом с ней - солдатский городок Фортштадт. В 1793 г. с Дона в крепость были переселены казаки с семьями.

Они основали на месте нынешней Старой Станицы станицу Прочноокопскую, которая впоследствии была перенесена на новое место (в 5 км от Армавира). В 1839 г. на левом берегу Кубани против крепости Прочный Окоп поселились 42 семьи черкесогаев (горских армян).

В конце XIV в. трагические события истории Армении (потеря независимости, геноцид) привели к оттоку населения в более безопасные места. Часть армян нашла убежище в Крыму. Примерно в 1475 г. по причине гонений за веру со стороны мусульман, роста непомерных налогов и смут начался процесс переселения крымских армян, первая волна беженцев была направлена в Черкесию.

Горцы Западного Кавказа приняли пришельцев. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру - армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа черкесогаев - горских армян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В результате распространения с конца XVIII в. среди адыгов ислама и политики религиозного насаждения для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 г. черкесогаи обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой "принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских".

Генерал-майор "исходатайствовал" им разрешение переселиться из горных районов Черкесии в пограничные районы Российской империи под защиту русской армии и возглавил вывод черкесогаев с гор Северного Кавказа. Г.Ф. фон Засс по праву считается основателем Армавира. Под руководством российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение черкесогаев переместилось ближе к устью р. Уруп под прикрытие пушек крепости Прочный Окоп.

Этот год считается официальной датой рождения Армавира, носившего первоначальное название - Армянский аул. Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом в 2,5 м шириной и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, которая стала естественной границей Армавира. Границы селения несколько раз менялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи.

В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, к 1840 г. их количество увеличилось до 400, помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепост-ных горцев (в 1859 г. - 753 чел.). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов. Основными занятиями горских армян были меновая торговля и ремесло.

В 1842 г. жители аула получают Российское подданство. В поселении начинается строительство армяно-григорианской церкви, в 1846 г. для её освещения прибыл церковнослужитель из Армении, который предложил назвать поселение - Армавир, в честь столицы древнеармянского царства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Окончание Кавказской войны привело к более интенсивному развитию экономики всего региона. После отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.) на Кубань хлынули крестьяне из Центральной России и Украины, "освобождённые" от земли, они вынуждены были продавать свою рабочую силу помещикам, богатым купцам и казакам. На рубеже 60-70-х гг. XIX в. начинается активный приток населения в Армавир, появляются первые полукустарные промышленные предприятия, происходят изменения в сельском хозяйстве, развивается денежная торговля.

За счет переселенцев, прежде всего русского трудового крестьянства, резко возрастает численность жителей Армавира. Если в 1876 г. в селении иногороднее население (так на Кубани называли переселенцев) составляло - 19%, в 1881 г. - 23,7%, то в 1891 г. - 63%, а в 1912 г. уже - 88,3%. К середине 70-х гг. XIX в. аул превращается в многона-циональное село.

В 1876 г. Армавир становится административным центром Кавказского уезда и в том же году в связи с ростом русского населения и изменениями в управлении преобразуется в село. С 1888 г. Армавир - центр Лабинского отдела Кубанской области. Количество русского населения в Армавире с каждым годом неуклонно возрастало: по данным всеобщей переписи в 1876 г. в Армавире проживало 4 603 человек, в 1889 - 11 983 человек, в 1897 г. 18 113 человек, в 1912 г. - 44 500 человек (из них черкесогаев только 5 200 чел.), в 1914 г. в селе насчитывалось 60 тыс., а в 1916 г. - около 65 тыс. жителей.

Хотя большинство жителей составляли русские и их численность увеличивалась, в Армавире было много самобытных национальных общин, каждая из которых имела своё лицо, в селе проживали армяне, немцы, поляки, французы, евреи, греки, ассирийцы, персы, австрийцы, грузины, туркмены, татары, горцы, итальянцы и даже один "гордый янки".

В начале XX в. село порой называли "новым Вавилоном".

В 1911 г. население Армавира по национальному составу было представлено следующим образом: русских - 32 983, армян - 7 880, немцев - 2 854, поляков - 208, татар - 172, грузин - 54, евреев - 7, кавказских горцев - 6 и др. национальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армавир

Армавир находился в районе плодородных земель, где во второй половине XIX в. резко возрастает производство товарной пшеницы, подсолнечника, кукурузы, скотоводческая отрасль всё больше начинает специализироваться на выращивании мясных и молочных пород скота для продажи. Благодаря своему выгодному положению село быстро стало вовлекаться в процесс капиталистического развития страны, в российский, а потом и мировой рынок торговли.

Армавир становится центром по переработке, хранению и отправке в различные населённые пункты страны и за границу продуктов сельского хозяйства и животноводства, в нём широко велась торговля мануфактурными товарами, лесом, сельхозмашинами и орудиями, которыми Армавир снабжал значительную часть Кубанской и западной части Терской губернии. После проведения железной дороги Ростов-Владикавказ (1875 г.), а затем Армавир-Туапсе (1914 г.) Армавир превращается в крупный железнодорожный узел, его роль в жизни Северного Кавказа значительно возрастает.

В селе получили развитие и различные отрасли промышленности. В 1900 г. в Армавире насчитывалось 500 лавок и магазинов, 36 предприятий: элеватор, мукомольные мельницы, кирпичные, мыловаренные, кожевенный, пивоваренный, медоваренный заводы, маслобойни, заводы искусственных минеральных вод, экипажный и бондарные заводы, чугунолитейные, гвоздильные, поташные, бондарные заводы, свечной и стекольные заводы, табачная, конфетная и ватная фабрики, электростанция, бойня, колбасные, мебельные и др.

К 1913 г. число предприятий возросло до 70 заводов, фабрик и различных мастерских. Развитие торговли дало сильнейший толчок к большому денежному обращению. В Армавире появился целый ряд крупных торго-вых фирм с многомиллионными оборотами, открылась товарная биржа, возникли солидные торгово-промышленные предприятия и банки, многие из которых контролировались иностранным капиталом.

В начале 1912 г. в селении уже насчитывалось свыше 1200 торгово-промышленных предприятий, в том числе 38 торговых товариществ, 25 торговых домов, 14 крупных акционерных компаний и 11 кредитных учре-ждений.

Развитие промышленности и торговли в короткий срок до неузнаваемости преобразило экономику, внешний вид Армавира, его культуру и образование. Селение быстро принимало облик большого города, сопоставимого с крупным губернским центром: со второй половины XIX в. центральная часть села застраивалась красивыми кирпичными зданиями, на Николаевском проспекте появляются роскошные 2-3-4 этажные магазины, банки, гимназии, гостиницы, кинотеатры; в 1885 г. в Армавире были открыты Уездное казначейство и Почтово-Телеграфная контора, в 1889 г. - первые мостовые, в 1899 г. - газета и телефон, в 1902 г. - водопровод и др. приметы типично городской жизни. В 1913 г. в селе имелись 5 первоклассных гостинец, 5 стационарных кинематографа, цирк, в начале нового столетия на улицах села появились автомобили, с 1911 г. регулярно устраивались показательные полёты авиации.

В 1908 г. открылся первый на Кубани зимний драматический театр, в селе действовали также стационарный любительский и несколько летних театров. В следующем году в Армавире была открыта больница им. Довжиковой.

В 1891 г. при участии видного общественного деятеля В.И.Лунина было организовано благотворительное "Общество попечения о детях", на средства которого в течение 12 лет были открыты 5 начальных школ, женская гимназия, ясли, библиотека, книжный склад, юридическая консультация, музей, секция внешкольного воспитания и образования, аптека, воскресная школа для рабочих.

В 1905 г. открывается мужская гимназия. В 1913 г. в Армавире было уже 26 учебных заведений, издавались газеты. Видная роль села доказывается также тем фактом, что и в первую, и во вторую Государственную думу были избраны депутаты-армавирцы В.И.Лунин и П.Г.Кудрявцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армавир, являясь селом, по своему торгово-промышленному положению занимал статус города. Вопрос о преобразовании села в город дважды поднимался жителями Армавира: в 1885 г. и 1894 г. Решение этого вопроса наталкивалось на сопротивление основателей аула - черкесогаев. Указом царского правительства от 23 марта 1914 г. село Армавир было переименовано в город.

Армавиру были присущи и все противоречия капиталистического города: рядом с роскошью богачей соседствовали убогие лачуги и крытые соломой мазанки, царили эксплуатация, бедность, нищета и грязь, безграмотность, полуголодное существование тысяч людей.

На весь 60 тысячный (1913 г.) Армавир имелось всего 6 лечебных заведений, в которых было чуть более 100 кроватей. Многим не доступно было даже начальное образование, 82% населения были неграмотными. Сельские власти мало заботились о насущных проблемах Армавира. Большинство этих проблем было решено только при Советской власти.

С развитием промышленности в Армавире рос и пролетариат. Начало XX в. ознаменовалось первыми выступлениями рабочих Армавира за улучшение своего экономического положения. В селе насчитывалось 1 тыс. рабочих и 2 тыс. ремесленников.

В 1902-1903 гг. в Армавире организуются первые социал-демократические кружки, члены которых активно вели революционную агитацию и пропаганду среди местных рабочих и служащих, участвовали в стачках и забастовках. В селе действовала самая многочисленная на Северном Кавказе организация РСДРП (1000 чел.), издавалась единственная на Кубани подпольная рабочая газета.

После Великой Октябрьской революции Советская власть в Армавире рождалась в упорной борьбе с контрреволюцией. В период Гражданской войны и военной интервенции 1918-1922 гг. в районе города происходили ожесточённые бои, трижды менялась власть в Армавире.

16 марта 1920 г. 2-й Таманский полк 7 Кавказской дивизии под командованием Чурсина вошёл в город. В Армавире была окончательно установлена Советская власть.

Город сильно пострадал в военные годы. В тяжёлом положении было хозяйство. Бандитизм, голод, разруха, многие предприятия стояли, в упадке находилось и сельское хозяйство. В этих чрезвычайно тяжёлых условия проходило становление Советской власти и строительство новой жизни в Армавире.

В 1920 г. промышленность города перешла в руки местных Советов и Совнархозов. Постепенно возрождались из руин промышленные предприятия, реконструировались заводы и фабрики, старое оборудование заменялось новым. К 1927 г. вся промышленность города была полностью восстановлена, а также построены новые предприятия: беконная фабрика, сыроваренный завод, механическая мастерская.

За годы первых пятилеток (30-е гг.) в Армавире были построены: завод МПС, "Главнефтеснаб", сажевый, поташный, консервный, тарный, винный, хлебозавод, вагонное депо, нефтекачка, колодочная фабрика, мебельная фабрика, швейная, обувная.

Реконструированы заводы "Армалит", литейно-механический, маслозаводы, паровозное депо, ватная и табачная фабрики, городская связь, на базе беконной фабрики был создан мясокомбинат, мелкие кустарные предприятия реорганизовывались в промысловые кооперативные артели. К концу 30-х гг. в городе насчитывалось около 60 промышленных предприятий. Армавир превратился в крупный экономический центр Северного Кавказа.

С первых дней Советской власти огромное значение уделялось развитию культуры, образования и воспитания в городе. С апреля 1920 г. начинают проводиться мероприятия по ликвидации неграмотности. В 1920 г. в Армавире был открыт художественный музей и художественная студия. В 1930 г. - ТЮЗ (театр юного зрителя), в 1931 г. - кукольный театр и первый на периферии Дом Художественного обслуживания детей.

В 1936 г. трудящиеся города выделили лучшее здание (теперь в нём располагается МТТ) под Дворец пионеров, где активно работали разнообразные кружки: радиотехнический, авиамодельный, шахматный, кружок юннатов, юных геологов и др. В 1936 г. в городе насчитывалось 6 средних школ, 7 неполных, 12 началь-ных, 1 школа для взрослых, в них обучалось 12170 человек.

Если в 1920 г в Армавире было только 2 библиотеки с общим количеством книг 6881 экземпляр и числом читателей 1252 чел., то уже в 1926 г. - 9 библиотек, с количеством книг 37745 экземпляров и числом читателей 7946 чел. В 1922 г. в городе начало функционировать радио, вышел первый номер газеты "Трудовой путь". В 1920-40-х гг. г. Армавир посетили видные деятели государства, коммунистического движения, культуры, писатели и поэты: Подвойский Н.И., Луначарский А.В., Маяковский В.В., Анри Барбюс, Александр Жаров, Иосиф Уткин, Клара Цеткин, Калинин. В мае 1930 г. в город приехала делегация рабочих - представителей компартий Германии, Англии, США, Канады, Австралии, Индии, Китая, Индонезии.

В 20-е гг. большое внимание в городе уделялось становлению здравоохранения: были открыты амбулатория и дом санитарного просвещения, при больнице открывается глазное отделение, зубная амбулатория (1923 г.), 2 малярийные станции, 2 консультации по охране материнства и детства (1924 г.).

Армавир рос, хорошел, улучшалось благосостояние жителей, в 1940 г. объём валовой продукции промышленности превысил уровень 1913 г. в 10 раз, жители с оптимизмом смотрели в будущее, но страшная трагедия - нападение фашистской Германии на нашу страну - обрушилась на город.

Армавирцы встали на защиту своей страны, своего родного города. В Армавире в течение июля 1941 г. была сформирована 50-я особая кавалерийская дивизия, впоследствии получившая название 3-ей гвардейской дивизии Л.Доватора, тысячи жителей города ушли на фронт. К городу рвались части 3-го танкового корпуса фашистов. Армавир обороняли войска 1-го отдельного зенитно-стрелкового батальона, три отдельных зенитно-артиллерийских дивизиона и железнодорожный батальон народного ополчения.

Город нещадно бомбили. Защитники мужественно сражались, немцы потеряли до батальона танков и двух батальонов пехоты, но 8 августа 1942 г Армавир был занят фашистами. Последними покидали город бойцы истребительного батальона, к ним присоединились многие жители. Этот батальон стал ядром Арма-вирского партизанского отряда, который героически вел борьбу в тылу врага, отрядом командовали коммунисты Кадушкин Г.М. и Васильев А.А. В городе наступили чёрные дни оккупации.

За полгода фашистами было расстреляно 6680 мирных жителей. В дни оккупации проявили мужество многие жители города: рабочие чугунолитейного завода, рискуя собственной жизнью, спасли бронзовый памятник В.И.Ленину; люди приходили на помощь тем, кому грозил арест; саботировали распоряжения оккупационных властей; П.М.Фунтикова вместе с соседями укрывала у себя на квартире и спасла 18 раненых советских бойцов; комсомольцы занимались разведкой, добывали оружие, распространяли листовки.

23 января 1943 г. Армавир был освобождён от немецко-фашистских захватчиков бойцами 11-го гвардейского стрелкового корпуса. Армавирцы сражались на различных фронтах, 26 чел. были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, но не все вернулись в родной город, сотни пали смертью храбрых, защищая свою Родину.

Гитлеровцы превратили город в руины. Все заводы, фабрики, электростанция, 1175 зданий были взорваны и сожжены, разрушена железнодорожная магистраль. После освобождения жители были полны решимости восстановить родной город. На обломках зданий встречались надписи: "Мы восстановим тебя, родной Армавир".

В короткий срок по инициативе городской парторганизации было создано около 200 фронтовых бригад. Они восстановили транспорт, электростанцию, водопровод, хле-бозавод, начал выпускать продукцию завод "Армалит" - мины и снаряды для фронта, на 15-ый день после освобождения пошёл первый поезд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В послевоенное время Армавир пережил второе рождение. В конце 1946 г. был разработан и утверждён генеральный план реконструкции города. Было принято решение о строительстве в Армавире первого в стране завода испытательных машин, который в 1953 г. выдал свою первую уникальную продукцию.

Гордостью города стали электротехнический завод, заводы приборостроительный и тяжёлого весоизмерения, завод железнодорожного машиностроения, масложировой комбинат, комбинат искусственной подошвы - первенец большой химии на Кубани, резинотехнических изделий, колодочная фабрика, мебельная и обувная фабрики, стекольный завод, трубокерамический завод, швейная фабрика, фабрика головных уборов, нетканых материалов, музыкальных инструментов, мясоконсервный комбинат, молочный комбинат, табачная и макаронная фабрики, мелькомбинат, кирпичный завод, завод железобетонных изделий, домостроительный завод; в 1954 г. началось строительство ТЭЦ, в 1959 г. она вступила в строй.

После войны Армавир стал своеобразным научным центром на Кубани - в городе был открыт Северо-Кавказский филиал Всесоюзного института механизации сельского хозяйства. В Армавире начали работу три совхоза.

С 50-х гг. в Армавире большими темпами начался рост образования и культуры. В городе были открыты: Педагогический институт и филиал Краснодарского по- литехнического института, высшее военное авиационное училище лётчиков, 5 техникумов, более 20-ти общеобразовательных школ, 6 профтехучилищ, 10 клубов, 6 кинотеатров, музыкальная и художественная школы, 89 библиотек, 3 книжных магазина, стадион, 2 спортивные школы, 3 заводских спортзала, контора кинопраката. Дом пионеров, станция юных техников, натуралистов, туристская, начали свою работу 96 коллективов художественной самодеятельности. В середине 50-х гг. в Армавире началось строительство телецентра.

В декабре 1958 г. он был принят в эксплуатацию, в феврале на базе редакции радиовещания была открыта Армавирская студия телевидения. Важное значение в культурной жизни города всегда принадлежало старейшему на Кубани Драматическому театру имени А.В.Луначарского, Краеведческому музею. В ноябре 1972 г. в центре Армавира был открыт Дом Культуры, открылась картинная галерея при Центральной детской библиотеке.

Одним из ярких событий в истории Армавира стал пуск в начале 70-х гг. первого троллейбуса. В 70-80-е гг. город продолжал развиваться, строились новые предприятия, микрорайоны, детские учреждения, высотные дома, благоустраивались улицы, парки и скверы.

В настоящее время город, как и вся страна, переживает сложное время. Но Армавир - это город сотен тысяч трудолюбивых, энергичных, гостеприимных людей. Мы надеемся, что он преодолеет все трудности и займёт своё достойное место среди лучших городов Юга России.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Там есть и схемы, но их не получилось вставить на форум, посмотреть их можно по этой ссылке.

http://forum.vardanank.org/index.php?showt...t=0entry30618

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Читал (давно) что черкесогаи - это потомки отряда армянских воинов, дошедших до Сев.Кавказа после падения Ани (анийцы) и черкешенок. Об этом свидетельствовало и то, что в их среде бытовали армянские мужские имена, а женские имена были исключительно адыгскими...

В начале ХХ века, после кратковременного тяготения к армянским кругам юга России, черкесогаи претерпели бурную ассимиляцию в русский этнос. На этом и закончилась эта история.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 493 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    460 гостей
    Xenobarbital Абрикос melkum Колючка Анчара Rubik Ara55
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...