Перейти к публикации

History of Modern Iran


SUM

4 238 просмотров

Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.

Уверен, найдете очень много интересного.

 

Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 

"В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож [...]. 
Министерства были укомплектованы членами семей писарей, занимавших разные чиновничьи должности ещё с ранних времён правления Каджаров, и даже со времён Сафавидов в XVII веке. Они рассматривали документы как их собственность, и, поскольку шах не платил им регулярную зарплату, для них их посты были предметом купли-продажи другим семьям писарей. [...]
Насер ад-Дин Шах завершил своё правление в 1896 году, оставив после себя лишь внешнюю оболочку центрального правительства, состоявшего всего из девяти небольших учреждений без бюрократического скелета. 
Пять министерств (внутренних дел, торговли, образования и просвещения, общественных работ и искусства, почты и телеграфа) были новыми и существовали лишь на бумаге. Ещё четыре министерства (войны, финансов, юстиции и иностранных дел) были постарше, но и у них не хватало оплачиваемых служащих, региональных представительств и даже постоянной документации. 
Минфин - старейшее и крупнейшее из министерств - было укомплектовано "мостоуфи" (счетоводами) и "муширами" (писарями). Семья Мостоуфи аль-Мамалек, корни которой уходили во времена Сафавидов - управляла министерством, передавая должности по наследству на протяжении всего XIX века аж до 1920-х. [...]
Военное министерство заявляло, что у них около 200 тысяч солдат. На самом деле, регулярная армия - единственная сила, где была хотя бы видимость дисциплины и регулярная оплата - насчитывала не более 8 тысяч человек. У них было 5 тысяч бойцов артиллеристов с четырьмя устаревшими пушками, которые выставлялись на обозрение на Пушечной площади - главной в Тегеране, где проводили парады. А ещё была казачья бригада в 2 тысячи человек, созданная в 1879 году в качестве замены традиционной дворцовой гвардии... [...]
Не имея центрального бюрократического аппарата, Каджары были вынуждены опираться на местные элиты - племенных вождей, духовных лидеров, крупных торговцев и землевладельцев. В большинстве районов - городских, племенных или сельских - местные элиты имели собственные источники власти, а также связи с центральным шахским двором. Некоторые были связаны с ним родственными узами - кровными или в результате женитьбы. 
Фатх Али Шах - второй шах из Каджарской династии - постоянно наводил связи с провинциальными семьями, и в итоге имел около 1 тысячи жён и оставил после себя около сотни детей. А вот Насер ад-Дин Шах был поскромнее, он женился всего 70 раз. 
Люди язвительно отмечали: "Каждый регион кишит верблюдами, мухами и королевскими принцами". 

4 комментария


Рекомендованные комментарии

  • Admin

"В начале XX столетия население страны составляло 12 миллионов человек, из них 60% крестьяне, 25%-30% - кочевники и менее 15% городские жители. Тегеран был средним городом с населением около 200 тысяч человек. 
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении не превышала 30 лет, а смертность при рождении составляла 500 на 1000 новорождённых. 
К концу XX века население Ирана уже составляло 69 млн. человек. Доля кочевников упала к менее чем 3% от общего числа жителей, а городская часть выросла до 66%. Тегеран стал мегаполисом с 6,5 млн. жителей. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70 лет, а детская смертность упала до 28 на 1000 детей. 
В начале XX века уровень грамотности населения был около 5%, в основном это выпускники семинарий, религиозных школ и миссионерских учреждений. Менее 50% населения понимали персидский язык, остальные разговаривали на курдском, арабском, гилякском, мазандеранском, белуджийском, лурском и тюркских диалектах, таких как азербайджанский, туркоманский и кашкай. [...]
К концу XX века уровень грамотности вырос до 84%, около 1,6 млн. человек учились в высших школах а ещё 19 млн. ходили в начальные и средние школы. Более 85% жителей могли разговаривать на персидском, хотя около 50% продолжали общаться на своём "родном языке" дома. [...] 
В начале XX века современный транспорт только-только дебютировал - асфальтированных дорог и железки на всю страну было менее 340 км. Как писал один дипломат, повседневным способом перемещения оставались мулы и верблюды, поскольку в стране практически не было "колёсного транспорта". 
Гордым владельцем единственного автомобиля во всём Иране был сам шах. 
При благоприятных условиях, путешественникам необходимо было 17 дней, чтобы преодолеть 560 км из Тегерана в Тебриз, 14 дней для путешествия в Мешхед (898 км) и 37 дней, чтобы добраться в Бушер (1126 км). Газовые лампы, электричество и телефоны были роскошью, доступной лишь отдельным людям в Тегеране. [...]
К концу века страна была связана воедино сетками дорог, электроэнергетической и газораспределительной системой. Многие дома, включая даже фермы за городом, имели водопровод, электричество и холодильники. В стране построено более 10 000 км железной дороги, 59 000 км асфальтированных дорог, по которым ехали 2,9 млн. автомобилей, в основном собранных в самом Иране. Путешественники из Тегерана теперь могли попасть в провинциальные админцентры машиной или на поезде, не говоря уже о самолётах бувально в считанные часы. [...]
Правда, наиболее заметные изменения произошли в структуре государства. В начале XX века государство, если его можно было так назвать, состояло из шаха и его небольшого личного антуража - министров, членов семьи и патримониальных домохозяйств. 
Он правил страной, опираясь не на бюрократию или регулярную армию, которых просто не было, а на региональных вельмож - племенных вождей, земледельцев, духовных сановников и богатых торговцев. 
К концу века государство сумело проникнуть в каждую сферу и каждый регион страны. 20 гигантских министерств трудоустраивали более 850 тысяч госслужащих и контролировало 60% национальной экономики, остальные 20% находились под контролем полу-государственных организаций. 
Государство теперь имело в своём распоряжении мощную военную силу в 500 тысяч человек. Из всех, кто помогал удерживать прошлое государство, выжили только духовные лица. [...]
Изменения произошли даже в языковых аспектах. В конце XIX века Насер ад-Дин Шах правил под титулами "Шахиншах" (Король Королей), "Падишах" (Шах-Хранитель), "Хакан" (Хан ханов) и "Зилялла" (Тень Бога). Придворная свита называла его Верховным судьей, Повелителем верующих, Хранителем паствы, Центром Вселенной. [...]
К концу XX века аятолла Рухолла Хомейни правил с такими инновационными титулами как "рахбар-е-энкеляб" (лидер революции), "рахбар-е-мостазафин" (лидер угнетённых) и "боньядгар-е-джумхури е ислам" (основатель исламской республики). [...]
Государство расширилось до такой степени, что многие называют его "тоталитарным". Так это или нет, в любом случае государство выросло до таких масштабов, что теперь контролирует насилие, промышленность и механизмы сбора налогов, а также предоставление социальных услуг. 
Такого государства в Иране никогда не было. На протяжении столетий слово "даулят" означало королевский двор. А теперь оно означает "государство" в полноценном модернистском смысле этого слова". 
Erwand Abrahamian, History of Modern Iran (2008). 

Ссылка на комментарий
  • Admin

Налоговая система Ирана

"С целью собирания налогов страна была разделена на 38 регионов, к 1910-м их число сократили до 18. Каждый регион выставлялся на "аукцион" в день Новруза (праздник прихода весны). 
Местный вельможа, который сделает самую высокую ставку (предоставит самый дорогий подарок), назначался местным губернатором по указу шаха. А это давало ему полномочия собирать "малийят" (земельный налог) - главный источник дохода для центрального правительства. [...]
Эти получившие благословение от шаха губернаторы должны были тесно работать с мостоуфи (счетоводы), которые проверяли все квитанции и хранили у себя бухгалтерию предыдущих поколений сборщиков налогов, а также сведения о местных феодалах, которые могли нарушать своевременную выплату налогов. 
Мостоуфи продолжали управлять слабеющим государством и королевскими землями. По словам одного историка "даже в 1923 году правительство продолжало отдавать сборы налогов на откуп мостоуфи просто потому, что у них не было административного чиновничьего аппарата, который бы занялся этим". 
Морган Шустер - американец, которого пригласили реорганизовать Минфин в 1910 году, пытался понять сложную систему мостоуфи, описывая её в своём дневнике в несколько надменном тоне, но понятными словами: 
"Там никогда не было кадастровой книги или налогового регистра [...]. Персия разделена на 17 или 18 регионов, в каждом из которых был большой город... Центральное правительство ничего не знает об источниках доходов, которые они получают... 
Главный сборщик налогов в провинции имеет при себе "китабчу" (маленькую книжечку), районные сборщики тоже имеют такую книгу, каждый про свой округ. Эти маленькие книжечки написаны очень специфическим персидским шрифтом, на очень мелких кусочках бумаги, которые между собой не склеены, и их часто носят в карманах, или держат где-то среди личных вещей самого налоговика. 
Они специально так пишут, чтобы обычному персу было невозможно понять, что там изложено. В Персии уже на протяжении нескольких поколений существует отдельный класс людей, известных как мостоуфи. Профессия, или карьера, мостоуфи передается по наследству, от отца к сыну. Эти люди понимают стиль, в котором написано китабча, а также сложную и запутанную систему сбора налогов. 
Сборщик налогов, становящийся главным по провинции, рассматривает китабчу как свою собственность, а не правительства. Он болезненно реагирует на попытки вникнуть в суть сбора налогов или понять, откуда приходят деньги или какую часть он может оставлять себе...". 
По оценкам лорда Керзона, ежегодная прибыль государства составляла не более $ 8,2 млн. в конце 1890-х годов. Земельный налог приносил 80% всей суммы. Остальные 20% приносили торговля мятой и телеграфная система". 
Erwand Abrahamian, History of Modern Iran (2008). 

Ссылка на комментарий
  • Admin
12 часов назад, SUM сказал:

25%-30% - кочевники и менее 15% городские жители.

Кстати, обратите внимание на то, что тоже самое было и в северном Азербайджане. Возможно, даже более 30% азеров были кочевниками еще в начале 20-го века.

Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
×
×
  • Создать...