Перейти к публикации

Цыганский Азербайджан


Arciv

Рекомендованные сообщения

Как это не звучит парадоксально и невозможно, но рядом с нами, бок о бок с цивильным Азербайджаном, существует иное государство, со своими законами, порядками и способами принуждения. Азербайджанская Республика мирно сосуществует с цыганским Азербайджаном, закрывая глаза, не желая знать о мракобесии, в нем процветающем.

Азербайджанские цыгане: их нет, но они есть

Сентябрь 15, 2008

В Баку проводится полицейская кампания по задержанию уличных попрошаек. Их вылавливают на улицах, свозят в пункты временного содержания – в обычные камеры, и спустя день-два, когда держать под замком голодными женщин и детей уже невозможно, отпускают.

Иногда, если МВД выделит автобусы, их отвозят в равнинные районы, откуда они приехали в столицу. Польза от этой кампании никакая, так как иного способа прожить, кроме нищенства, эти люди не знают, и знать не хотят. Вернувшись домой, они вновь собираются в столицу. Единственное, чему попрошайки учатся – это скрываться от полиции, и просить денег, сидя в укромных уголках города.

Бакинские попрошайки - в подавляющем большинстве профессиональные нищие-цыгане, часть из многотысячной армии индусов, переселившихся в Европу к концу I тысячелетия нашей эры. По мнению лингвистов, цыганский язык относится к индийской группе индоевропейской семьи. Азербайджанские цыгане ошибочно называют себя курдами. Впрочем, их язык, действительно, сильно похож на курдский и изобилует фарсидскими словами. Объясняется это, по всей видимости, проникновением цыган в Азербайджан через соседний Иран, в годы первого нефтяного бума. Там они переняли фарсидские слова и обычаи, приняли исламскую веру, оттуда у азербайджанских цыган несвойственная нам стыдливость (цыганские девочки и женщины обязательно носят закрытые одежды, хотя и не выполняют остальных требований Ислама).

В некоторых азербайджанских районах еще в советское время для цыган были выделены и построены поселки, чтобы они в них осели и не попрошайничали. Был такой поселок и в Агдаме, следовательно, эти цыгане тоже стали беженцами. Однако, получив в этих поселениях дома, цыгане от исторического промысла не отказались, и жили в своих поселках временно, отдыхая от «набегов» в прибыльные города, или оставаясь жить в них в старости.

В 1887 году вышла книга заведующего кафедрой восточных языков Санкт-Петербургского университета К. Патканова "Цыганы: несколько слов о наречиях закавказских цыган боша и карачи". Отдельную главу автор посвятил цыганам группы гарачи, жившим в основном на нынешней территории Азербайджанской Республики. Согласно данным Патканова, в Нахчыване обитали 518 гарачи, в Гейчайском уезде - 1750, в селении Гарачи Губинского уезда - 131 человек. В общей сложности к тому времени их было 2 399 человек. Гарачи их называли местные, сами же себя они называли "дом" (вариант "ром").

По данным исследователя Акпера Алиева, приблизительная численность цыган в Азербайджане сегодня - 2 тысячи. Подавляющее их большинство осознает себя азербайджанцами, ведет оседлый образ жизни и не использует в быту свой язык. Живут они в селах вдоль реки Гейчай, в Нахчыване, а также в крупных городах. До карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джебраиле. В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Гарачи. В Евлахе существует целый квартал, который в народе называется "гарачылар мехеллеси". Такие же кварталы имеются в некоторых абшеронских сёлах.

В прошлом году маленькое исследование цыган, живущих в городе Худат Хачмазского района Азербайджана, провела ассоциация "Женщина и прогресс", руководимая депутатом Милли меджлиса Лалой Аббасовой. Ассоциация сообщает, что "предки цыган - выходцы из Индии (синды). Они до сих пор ведут полукочевой образ жизни, теперь это выражается в частых переездах с одного места на другое. В основном женщины занимаются гаданием, знахарством (М.Велили, 1993).

Проблема цыган актуальна не только для Азербайджана. Этих людей можно увидеть во всех странах Южного Кавказа, на Северном Кавказе, в России и Европе. Самая большая цыганская община, как известно, живет в Румынии. Правительство этой страны сильно озабочено тем, что при естественном снижении количества граждан Румынии титульной нации, цыган там, по естественным же причинам, становится больше чуть ли не в геометрической прогрессии. Во времена диктатора Чаушеску в этой социалистической стране всерьез обсуждались планы насильственной стерилизации цыган. Этим бредовым идеям, близким по духу к гитлеровской концепции уничтожения всех паразитических элементов, не суждено было сбыться, так как диктатор был расстрелян.

Сегодня Румыния – активный член Евросоюза и Совета Европы, и только в этой стране реализуется государственная программа ассимиляции цыган в румынское общество. Этих людей привлекают к учебе, спорту, медицине, стимулируют получение цыганами профессии. В то же время среди румын пропагандируется терпимость к гражданам цыганской национальности. Эта программа получила статус всеевропейской и названа «Доста!» - «Хватит!». Европейская кампания «Доста!» нацелена против расизма в отношении людей цыганской национальности. Как видно по материалам, размещенным на сайте кампании, (www.dosta.org), она поддерживает конференции, издание специализированных пособий и прочие мероприятия для привлечения цыган к нормальной, цивилизованной жизни.

В Азербайджане расизма против кого-бы то ни было, как не было, так и нет, но потребность в аналогичной государственной программе существует. В этом я еще раз убедился после того, как послушал передачу радиоканала «Азадлыг». Юная журналистка прожила три дня в цыганском поселке, куда ее пригласила девушка-попрошайка, с которой журналистка познакомилась в Баку. Столичная девушка была в ужасе, увидев ужасный быт цыган, их неустроенность, вопиющую нищету. Представьте жизнь десятков детей без элементарных условий гигиены, медицины, современного питания. Дети рождаются тут же в хибарах, не учатся, не получают медицинских прививок, а старикам не выдаются пенсии и пособия. Их матери проводят дни на тротуарах городских улиц, а отцы спят дома, и бьют жен, если они приносят мало денег. Цыганские мужчины сетовали корреспондентке на то, что государство не выдает им социальные пособия, хотя на государство они ни дня не работали и не собираются это делать. Самое страшное в рассказе цыганки было то, что в этих поселках практикуется обычай умышленно уродовать, калечить детей, чтобы использовать их на улицах в качестве приманки, для собирания подаяний.

Цыганские поселки есть и в других азербайджанских районах. Цыгане Гахского района, имеющие там свой поселок, промышляют на городском рынке и разъезжают по селам региона, прося милостыню. Некоторые, не чурающие работы цыганские мужчины, заработали на «Жигули», собирая и сдавая затем в приемные пункты металлолом, старинные ковры, продавая крестьянам дешевый ширпотреб. Однажды у рынка города Гах я разговорился с юной цыганкой, совсем подростком, подошедшей ко мне с протянутой рукой. «Бог бы проклял наш обычай, выгнавший меня просить милостыню», - заученно протянула девушка, с интересом поглядывая на собеседника. «Расскажи о своей жизни», - попросил я девушку. У нее, оказывается, есть жених, он служит в армии, а в школе она не училась и читает с трудом.

Как правило, цыгане не воруют, боясь гнева соседей и преследований полиции. Впрочем, с азербайджанской полицией у них старые и добрые отношения. Когда я жил в бакинской пятиэтажке, на бывшей Южно-Советской площади (ныне начало проспекта Нариманова), как и прочие жители нашего дома, я был обречен наблюдать за жизнью большой цыганской общины, арендовавшей тогда маленький квартал одноэтажных домиков, сохранившийся в центре нашего двора. Два года тому назад эту общину оттуда выгнали – была проведена полицейская операция, дома окружены, а их обитателей погрузили в полицейские фургоны и увезли неизвестном направлении. А до этого я каждое утро видел, как цыгане семьями, выходя из двора, загружались в такси или личный автотранспорт, размещали в багажник инвалидные коляски и костыли, и разъезжались по городским «точкам». Бывая в городе, я видел своих соседей, просящих милостыню у светофоров и сидя на тротуаре. Вечером, к семи, цыгане возвращались на тех же машинах домой, и отправляли детей в ближайший магазин за продуктами. Смуглые, полураздетые в любой погоде дети расползались по всему кварталу, съедая булочки и запивая их «Кока-Колой».

Часам к 12 ночи весь двор просыпался страшными криками из цыганского двора – это женщины приступали к традиционным для них скандалам, с матерщиной на смеси азербайджанского и фарсидского языков, с летящими по двору кастрюльками и тасканием друг друга за волосы. Высвободив энергию, накопившуюся от дневного сидения на улицах, они засыпали, чтобы утром вновь загрузиться в такси. Все это происходило на глазах участкового полицейского, офис которого размещается в соседнем дворе, по правую руку от памятника Нариманову.

Как это не звучит парадоксально и невозможно, но рядом с нами, бок о бок с цивильным Азербайджаном, существует иное государство, со своими законами, порядками и способами принуждения. Азербайджанская Республика мирно сосуществует с цыганским Азербайджаном, закрывая глаза, не желая знать о мракобесии, в нем процветающем. Высокий уровень детской смертности в цыганских семьях не отражается в отчетах Азербайджана, представляемых в ВОЗ, а неграмотность цыган не волнует наше Министерство образования. Цыгане не портят криминальную сводку республиканского МВД, но ухудшают имидж центральных бакинских улиц. Этих людей можно не замечать, но нельзя не учитывать, так как Азербайджан, как страна, желающая называться европейской, обязана гарантировать высокое качество жизни всех своих граждан, даже если они не хотят получать паспорта.

В нашей стране нет государственной программы для решения проблем цыган. В беседе со мной председатель депутатской комиссии по социальной политике Хады Раджабли признавал, что в планах Милли Меджлиса разработка закона, способствующего улучшению жизни цыган, не предусмотрена. «Хотя проблема есть, и ею государству надо заняться», - отмечал он.

Легче всего обвинять самих цыган в том, что не желают жить цивильной жизнью. Но как вспомнишь, что выпускники азербайджанских сиротских приютов выходят во взрослую жизнь, не имея ни дома, ни работы, тут же становится понятным, что даже если бы девушка-подросток из цыганского поселка в Евлахе хотела изменить свою жизнь, ей бы, скорее всего, пришлось, помыкавшись по сьемным квартирам, вновь вернуться в свою общину.

Надо государству заняться этим вопросом, пока цыгане с их патриархально-первобытной жизнью не стали серьезной проблемой для республики. Азербайджан, будучи членом Совета Европы, несет ответственность за всех своих жителей, и если однажды, не дай Бог, наших цыган поразит мор, болезнь, или они станут жертвами массового преступления, стране от этого позора не отмыться. Азербайджан сегодня достаточно богатая страна для того, чтобы принять и выполнять программу, аналогичную европейской «Доста!».

Кямал Али

«Новости-Азербайджан»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 12
  • Создано
  • Последний ответ

А ведь интересно, чем заняты все эти организации по защите прав цыган?! Ведь даже по статье видно, что в Азербайджане грубо нарушаются элементарные права этого этнического меньшинства: имеет место как бытовая нетерпимость, так и дискриминация по этническому и социальному признаку со стороны властей в Баку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ведь интересно, чем заняты все эти организации по защите прав цыган?! Ведь даже по статье видно, что в Азербайджане грубо нарушаются элементарные права этого этнического меньшинства: имеет место как бытовая нетерпимость, так и дискриминация по этническому и социальному признаку со стороны властей в Баку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вообще хоть где нибудь права цыган защищены?

помоему они сами всегда занимают такую нишу в общественной жизни, которая не предполагает снисходительного (доброжелательного) к ним отношения со стороны населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вообще хоть где нибудь права цыган защищены?

помоему они сами всегда занимают такую нишу в общественной жизни, которая не предполагает снисходительного (доброжелательного) к ним отношения со стороны населения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот и я об этом, просто надо включить АР в состав стран, где ущемляются права цыган и провести регулярные мониторинги. Есть специальная организация которая занимается именно этим: http://www.errc.org/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот и я об этом, просто надо включить АР в состав стран, где ущемляются права цыган и провести регулярные мониторинги. Есть специальная организация которая занимается именно этим: http://www.errc.org/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Предлагаешь послать им английский перевод этих материалов ?

Кстати, я бы ещё предложил в качестве адресата Канаду. Совсем недавно Чехии и Венгрии довольно сильно попало от Канады за нарушение прав цыганского меньшинства. И они, не особо потестуя, проглотили эту пилюлю с заверением устранить все нарушения в этой области нарушения прав национальных меньшинств.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджанские цыгане ошибочно называют себя курдами. Впрочем, их язык, действительно, сильно похож на курдский и изобилует фарсидскими словами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   14 пользователей, 0 анонимных, 695 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    841 гость
    1 анонимный
    luc vardan hov ПРОХОЖИЙ mshput Putnik rush Rubik melkum Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...