Перейти к публикации

"Aзербайджанский вклад"


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

Главным телохранителем Наполеона был азербайджанец Рустам

В книжный фонд Института рукописей им. М. Физули Национальной Академии Наук Азербайджана включен двухтомник «Тюркские следы в Европе», изданный в Анкаре Алтаном Араслы.

Как сообщили АПА в Институте рукописей им. М.Физули НАНА, автор книги, опираясь на исторические источники, рассказал о самом ценном эпизоде из периода правления Бонапарта Наполеона – о жизни и деятельности во Франции главного телохранителя императора Наполеона, азербайджанца по имени Рустам.

Родившись в Дагестане, Рустам некоторое время жил сначала в Египте, а после ее оккупации французами был вывезен во Францию. Отличающийся своими рыцарскими качествами наш соотечественник смог дослужиться до главного телохранителя императора Бонапарта Наполеона.

По имеющейся информации, женившись в 1806 году на девушке из французской аристократической семьи, дагестанец Рустам, хоть и выполнял обязанности главного телохранителя императора, тем не менее, все же носил национальную кавказскую одежду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 62
  • Создано
  • Последний ответ
Гость Джанбазеан

Суворов, Чичагов, Вахтангов, Таиров, Балиев...

Мой давнишний собеседник по «Эху» Владимир Шахназарян (его комментарий к биографии Марка Леви см. в журн.: «ДН». 2000. N№ 4) откликнулся еще на одну мою статью (см. в журн.: «ДН». 2000. N№ 3, в рубрике «Эхо») — о том, как евреи в 1812 году помогли Наполеону ускользнуть из России и какую роль в этом деле сыграло простодушие российского адмирала Чичагова. Владимир Шахназарян откомментировал биографию адмирала с такой непредсказуемой щедростью, что я с удовольствием передаю ему в этом номере журнала свою рубрику.

Я не решаюсь утверждать вслед за ним (и Сарояном), что все люди армяне, но все более склоняюсь к тому, что все люди — родственники. Это немаловажно знать в нашем ветвящемся мире.

Л. А.

ВЛАДИМИР ШАХНАЗАРЯН

«ВСЕ ЛЮДИ АРМЯНЕ»

Так сказал Уильям Сароян.

Потом, вскочив на велосипед, подаренный гюмрийскими рабочими по случаю его семидесятилетия, стал выписывать виражи на сверкающем паркете весьма обширного министерского кабинета. Публика, то есть должностные лица, сам министр, гости, журналисты и я в их числе, жались к стенкам.

Когда он отдышался, я поинтересовался:

— Кого любите из русских?

— Гоголя. Помнишь того маленького человека, у которого украли пальто? — В армянском нет слова «шинель», вот Сароян и сказал «пальто». — Когда я попал в Ленинград, то первым делом стал разыскивать улицы, по которым бродил тот маленький человек...

Сароян не сказал, что, если довести маленького человека до отчаянья, он становится страшен. Он просто написал об этом рассказ «Филиппинец и пьяный».

В Москве, в гостинице «Националь», ему с гордостью заявили:

— В этом номере жил Ленин!

— Ну и что? Теперь буду жить я, — невозмутимо ответил Сароян, чем ужасно шокировал администрацию лучшей гостиницы Страны Советов.

Впрочем, Сарояна можно было понять. Ему было всего 28 лет, когда на гонорар от первой книги «Мальчик на трапеции» он решил повидать родину предков.

По пути обратно, здесь, в Москве, в гостинице «Националь» он встретился с Чаренцем. Он стал уговаривать поэта хотя бы на время покинуть страну. Уехать с ним в Америку. Подальше от неминуемой беды. Будто предвидел гибель Чаренца в тюремной камере...

О, у этого молодого писателя был зоркий глаз. Когда Сароян вернется во Фресно, он напишет книгу «Вдох — Выдох». Эту книгу в Стране Советов предадут анафеме, а имя автора будет под запретом до 60-х годов. Еще бы! Уэллс, Ромен Роллан, Фейхтвангер, Драйзер, Барбюс, даже хитроумный Бернард Шоу рассыпались в комплиментах всепобеждающей идеологии, согласно которой возводилось новое государство, и только вот совсем молоденький писатель сумел разглядеть неприглядное лицо тоталитаризма, написать бескомпромиссную книгу. Эта книга и по сей день не переведена ни на русский, ни на армянский...

Тоталитаризм Сароян не принял. Но, возможно, он был сторонником всепобеждающего бизнеса? Сомневаюсь. Ведь он отказался от Пулитцеровской премии со словами: «Коммерция не вправе опекать искусство!»

Конечно, Сароян мог стать бизнесменом. Американец же. В детстве продавал газеты. Даже носил их на ранчо прославленному Джеку Лондону. Но бизнесменом не стал. Вероятно, подумав, что на свете есть еще немало увлекательных профессий, не так ли? Виноградаря или свободного художника, например.

Достоевский писал, что «деньги — это чеканенная свобода». Глупости. Свобода — это творчество. Сначала было Слово, а уж потом деньги. Хотя деньги появились за три века до христианства. В Лидии.

Что же лучше, сила власти или сила денег? Думаю, обе противоестественны человеческому естеству. Если бы Бальзак не занимался коммерческими авантюрами, Пушкин и сам Достоевский не увлекались бы картежной игрой, то были бы вполне обеспеченными людьми. Некрасов — другое. Помимо поэтического у него был коммерческий талант. Редкий случай.

Пушкина же предупреждал Бенкендорф: Александр Сергеевич, вы занимаете 68-е место среди великосветских картежников, не играйте. Ведь не послушался! Но картежников много, а Пушкин один. Говорят, и в Армению он отправился, чтоб сыграть с местными офицерами. Не знаю. Знаю, что Армению он описал прекрасно. Теперь утверждают, что он увидел не Арарат, а Арагац. Это Пушкин-то не заметил Арарат(?!), как он пишет, «снеговую двухглавую гору»? А ведь Арагац… четырехглавый. Пушкин заехал бы и в Ереван, но там была эпидемия чумы, о которой он узнал от армянского священника, выехавшего из города. Вот тогда-то он увидел библейскую гору.

Как часто повторяют пушкинское выражение: «Мы ленивы и нелюбопытны...» Меж тем этим словам предшествуют вот какие: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей, но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов».

И вот, обращаясь к многомиллионной аудитории, телеведущий Леонид Парфенов в передаче «Живой Пушкин» сообщает, что встреча поэта с телом Грибоедова — чистейшая выдумка, поскольку к тому времени автора «Горя от ума»… давно похоронили.

Должен сообщить г-ну Парфенову, что останки Грибоедова достигли Тифлиса почти полгода спустя после его смерти: Грибоедов погиб 30 января 1829 года в Тегеране, а похоронен 17 июля того же года в Тифлисе (см. свидетельство

Ив. Мальцова, первого секретаря Российской миссии в Персии). Только 2 мая тело доставили в Нахичевань.

Пушкин же в «Кавказском дневнике», опубликованном в «Литературной газете» за семь лет до «Путешествия в Арзрум», календарно указывает, что прибыл в Арзрум 6 июля 1829 года, а в Тифлис вернулся 1 августа. Следовательно, встретился с телом Грибоедова в горах Армении до погребения последнего. Как видим, даже Пушкин нуждается в… армянской защите.

В Армении до сих пор, как увидят очень курчавого парня, сразу говорят: вылитый Пушкин! Ведь не скажут же «вылитый Достоевский». Я даже был знаком с одним прокурором по имени Пушкин. А великий Мартирос Сарьян, который ни разу в жизни не писал исторического портрета, только для Пушкина сделал исключение. Эта работа и сегодня висит в его мастерской. Рядом с Ахматовой, написанной с натуры. Можете полюбоваться.

Что касается карт, то тут Сароян тоже не без греха. В Сан-Франциско мне показали чудесную белую виллу на холме. Она принадлежала Сарояну ровно

24 часа. За ночь он вчистую проиграл ее в местном казино. На горной тропе Армении он увидел ослика.

— Что это за животное? — поинтересовался Сароян.

— Осел, — объяснили ему, — попросту ишак.

— Ах, вот кем меня обзывал в детстве дядя Арам! — обрадовался

Сароян. — Очень симпатичное животное.

Как-то я ему шепнул: вы пишете о странности армян. Что мы индивидуалисты, я знаю. Выходит, что мы еще и э... э... сумасброды?

— Что за вопрос, — усмехнулся Сароян, — разумеется.

Его ответ меня позабавил. В самом деле, кто сказал, что тысячелетний армянский эпос называется «Давид Сасунский»? Выдумки академика Иосифа Орбели. Вероятно, ради патетичности звучания. Сам народ назвал его просто — «Сумасброды из Сасуна». Или «смурные», а более точно — «Чокнутые из Сасуна».

И действуют-то там три поколения. Мгер Старший, Давид и Мгер Младший. И Давид вовсе не смахивает на героя. Еле выговаривает слова. Когда ему намекают, что обед следует посолить, говорит, что соль можно съесть и потом. Будучи пастухом, умудряется перемешать в отаре овец, коз, пантер и тигров.

Уже не говорю о персонажах, затесавшихся в эпос. Горлопан Оган, Цран Верго, то есть Засранец Верго. Прямо какая-то ненормативная лексика. Обратите внимание, «цр» и «ср» одного и того же корня. Индоевропейского. Может, санскрит? Но какие живые образы! И чудак Давид становится героем только тогда, когда над страной нависает смертельная опасность... В этом взрывная энергетика эпоса.

Когда комета Галлея с первого захода возникла на небе, спрашиваю знаменитого астрофизика Виктора Амбарцумяна:

— Скажите, пожалуйста, не заденет ли ненароком эта комета нашу грешную Землю?

— Непременно заденет, — не моргнув глазом, ответил президент Академии наук Армении. И разъяснил: — Подымутся земные хляби, воды зальют Землю, и останется лишь верхушка Большого Арарата. К нему пристанет Ковчег, и опять скажут, что люди произошли... от армян.

Не стану утверждать, что патриарх Ной был армянином. Тем не менее я ему всегда искренне сочувствовал.

Представляете картинку? После долгого опасного плаванья, когда воды опустились, старик решил расслабиться, хлебнул на радостях чарку-другую вина, отчего его сразу разморило, и уснул на травке библейской долины у подножья величавого Арарата, неприкрытый. Извините, со срамом на виду.

Сыновья, Сим и Яфет, застыли в священном молчанье. А третий сын — Хам, вместо того чтобы прикрыть срам отца какой-нибудь ветошью, стал хлопать себя по волосатым ляжкам, подпрыгивать и ржать, как лошадь. И это в присутствии остальных гогочущих пассажиров Ковчега. Каково хамство! Хам, он хам и есть, что с него возьмешь.

Не уверен, что с тех пор человеческому роду прибавилась хоть капелька святости, но что хамства не убавилось ни на йоту, это точно.

Ну скажите на милость, разве, к примеру, не хамство придумывать разные клички, вроде «лица кавказской национальности» или «жидомасоны»?

Но оставим темы, навевающие грусть... Помнится, однажды учительница зоологии выгнала меня из класса. Видите ли, вопреки эволюционной теории Дарвина я вполне логично стал доказывать, что армяне не могли произойти от обезьян.

— Где вы видели в зоопарке, — в полемическом запале разглагольствовал

я, — обезьяну с внушительным носом? Даже у гамадрила маленький курносый нос, не говоря об орангутанге! С какой стати такой нос мог вырасти до уважающих себя размеров?

Представляете, как же я был удивлен, когда в каком-то журнале, кажется «Вокруг света», увидел фотографию обезьян с длинными да еще горбатыми носами. Оказывается, обитая по берегам рек, они плавали и ловили рыб. Без длинного носа наверняка бы захлебнулись.

Так что журналы читать полезно. Особенно «Дружбу народов». Ведь не увлекись я статьями многоуважаемого Льва Аннинского, то при моей врожденной лени вряд ли уселся бы писать эти невеселые размышления о сущности бытия.

Но об этом ниже. Пока о носе. О носе Гоголя писал Набоков. О носе Сирано де Бержерака — Ростан. На «армянский нос» Мамина-Сибиряка обратил внимание Максим Горький. Кстати, потомок известного телохранителя Наполеона, армянина Рустама. Но я о своем носе. Он мне ближе.

Когда самые быстроходные в мире советские танки вступили в Прагу для «оказания помощи братскому чехословацкому народу», я по чистой случайности в качестве штатского лица оказался в этом прекрасном городе, который во время Второй мировой воздержался бомбить даже ублюдок Гитлер. Вдруг неподалеку от Вацлавской площади с самоходки меня кто-то окликнул на чистейшем армянском языке:

— Брат, закурить не найдется?

С самоходки спрыгнул смуглый солдатик.

— Едем, едем всю ночь напролет. Сказали, маневры. Утром гляжу, заграничные дома, чистые улицы... И чего нас сюда занесло?

В его глазах застыла вековечная армянская печаль.

— Как ты угадал, что я армянин?

— По носу, — на его лице появилась улыбка.

Раз человек улыбается, значит, не все для него потеряно.

Вот я и думаю, за шесть тысячелетий существования человечества всего каких-нибудь 43 года проходило без войн. Как люди до сих пор не перебили друг друга, одному Богу известно!

Впрочем, война теперь такой же вид бизнеса, как остальные. Только самый опасный. Человеконенавистнический. Какое длинное слово... Вероятно, поэтому его так редко произносят. Заповедь «Не убий!» не имеет альтернативы.

Не думаю, что на свете есть проблемы, которые нельзя решить мирным путем. Если война есть продолжение политики, только иными способами, как утверждает Клаузевиц, то, следовательно, это дурная политика. На свете нет такой вещи, ради которой стоило бы умереть. Но есть много вещей, ради которых стоит жить.

Теперь об адмирале Чичагове. (Никак к нему не подберусь.) О нем писал Лев Александрович в рубрике «Эхо». Ну не сумасброд ли АлександрI? Втянуть адмирала, военно-морского министра России, в явно сухопутную операцию. Вот и упустил гениального корсиканского авантюриста. Об этом дедушка Крылов даже написал басню.

Не думайте, что Наполеон плохо относился к армянам. Во время Итальянской кампании, когда французские солдаты хотели устроить конюшню в действующем армянском монастыре на острове Св. Лазаря близ Венеции, Наполеон выдал охранную грамоту ученым-монахам и приказал не мешать их научной работе. Он даже в Фридлянде установил статую епископа Вана.

Замечу, незадачливый адмирал принадлежал к старинному армянскому роду Чичаговых. Его более знаменитый и более удачливый отец тоже был адмиралом и вдобавок известным географом. Его статую можно увидеть в Санкт-Петербурге, у подножья памятника Екатерины II. Среди сподвижников великой императрицы. Рядом с Суворовым.

Коль упомянул Суворова, не премину написать о нем пару слов. Генералиссимус был скуповат. Однако армянскому Апостольскому храму в Ростове щедро отстегнул кучу золотых монет в память матери своей Авдотьи Феодосиевны Мануковой. Деда полководца, армянского священника Феодосия, так уважал царь Петр, что возвел в должность вице-президента Вотчинной Коллегии. Не забывал полководец и своих сородичей по матери — вел переписку с карабахскими меликами (см. Национальный архив Армении). Готов был двинуть полки для восстановления армянского государства. Но при всей своей просвещенности матушка-государыня не склонна была мириться с республикой в Армении.

Кукарекал, скользил по дворцовому паркету, как на роликовых коньках, нагишом, не стесняясь публики, окунался в прорубь... Князь Потемкин-Таврический ворчал: «Шутки Александра Васильевича явно отзывают кавказским балагурством». Я бы уточнил: армянскими хохмами.

Не знаю, почему даже в исследованиях последних лет нет ни слова о матери великого русского полководца. Может, тогда пришлось бы писать о грузинских корнях Багратиона и Аракчеева, который даже свое имение назвал «Грузино». И тут окажется, что фельдмаршал Кутузов прямой потомок принявшего православие татарского хана Кутуза. А отец маршала Жукова — Константин — сын греческих беженцев, ребенком попавший в русскую крестьянскую семью, спасшую его, вырастившую и воспитавшую. Тогда тоже были беженцы...

Но вернусь к мирным потомкам последнего адмирала Чичагова, которого так ловко обвел Наполеон, ускользнув из Березина.

Сына Чичагова — Василия в миру — православного митрополита Серафима в 1937 году расстреляла советская власть в 80-летнем возрасте.

Его дочь, доктор технических наук, профессор, изобретатель, дважды лауреат Ленинской премии Варвара Васильевна Чичагова... ушла в монастырь. Стала матерью Серафимой. Настоятельницей Новодевичьего монастыря.

Однажды ночью я долго обдумывал вопросы для интервью с матерью Серафимой. Утром по радио сообщили о ее кончине. Это было в середине декабря прошлого года. Ей было 86 лет. Необыкновенная судьба необыкновенной женщины. Надеюсь, кто-нибудь о ней еще напишет. Царствие ей небесное.

Здесь не мешало бы упомянуть героя Карса — Микаэла Лорис-Меликова, единственного «бархатного диктатора» России, способствовавшего либеральным, антикрепостническим реформам Александра II, и другого армянина, министра просвещения Делянова. Надеюсь, что скоро в «ДН» будут напечатаны «ненаписанные мемуары» Лориса. «Продиктаторствовал» он всего семь месяцев, но последствия оказались далекоидущими...

В исторических личностях поражает их непредсказуемость. Что это, сумасбродство? Почему Николай I, увидев рисунок 13-летнего, как значится в документе, Ованеса Айвазовского, «сына армянина из Феодосии Константина», сразу выдал мальчику из личного кабинета 600 рублей золотом и послал учиться в Италию, а на дипломном проекте инженера Федора Достоевского начертал: «Какой идиот это рисовал!»? Будучи сам отличным рисовальщиком, Николай, возможно, просто обнаружил, что при всей его гениальности Достоевский неважно рисует...

Я пишу не исторический трактат. Это всего лишь растрепанные размышления, говоря словами Стендаля, «субъекта пишущего». Не ищите в истории, в ее действующих лицах последовательности. Ее попросту нет. История как ковер. Знаток, конечно, может отличить по узору персидский ковер от текинского или армянского. Но узоры не вечны. Они изменчивы, как сама жизнь. Они не детерминированы, а вариантны. Без свободы выбора здесь не обойтись. Чем шире выбор, тем лучше. Представляете отчаяние человека, у которого нет выбора? Так и в истории любой страны. Будь то Россия или Армения. Все люди одновременно зрители и участники захватывающего спектакля — трагикомедии, разыгрываемой на сцене бытия.

Вот где нашествие моих сородичей на Россию, и особенно на Первопрестольную, было беспримерным. Тут, понимаешь, идет революция, а эти армяне устраивают спектакли! Вахтангов в театре своего имени, туда же Рубен Симонов, Таиров в «Камерном», Балиев в «Летучей мыши». Не отстает от них и Немирович-Данченко, армянин по матери. Это он как-то изрек: каждый второй армянин — артист. Что вы хотите, если театр в Арташате начался с постановки «Вакханок» Эврипида более двух тысяч лет тому назад... Это не этнические гены, а исторические. При всем при том театр оставался русским.

Карамзин и Державин были татарского происхождения, Тургенев — калмыцкого, Фонвизин и Брюллов — немецкого, у Жуковского и Герцена мамы были турчанками. Но какой сумасшедший станет отрицать, что они созидали русскую культуру! Что в том дурного, что грузин, да еще известный ученый-химик в придачу, с русской фамилией Бородин написал прекрасную русскую оперу «Князь Игорь», еврей Левитан воспевал русский пейзаж, Рубинштейн открыл первую в России консерваторию? Значит, в самой русской ментальности заложена эта творческая притягательная сила. Не иначе.

Мне не раз доводилось беседовать с великим армянским трагиком Ваграмом Папазяном. Философом, литератором. Всю блокаду со своей театральной труппой он проработал в Ленинграде. Выступал в госпиталях, подразделениях. К концу блокады из трех десятков артистов осталось несколько. Остальные умерли от голода. Под бомбой погибла его жена Тина. Он похоронил ее во дворе своей дачи. Не знаю, наградили ли Папазяна хотя бы медалью. Верноподданничеством он не отличался. За всю жизнь не сыграл ни в одной советской пьесе. Играл только Шекспира. Исключение сделал лишь для «Маскарада» Лермонтова, «Живого трупа» Толстого и для «Сердце мое в горах» Сарояна.

Как-то его спросили:

— Что вы играли тогда, в Ленинграде? Гамлета?

Его седые брови в удивлении приподнялись.

— Гамлета? Я паясничал, обезьянничал, клоунничал, делал все, чтобы на лицах солдат появилась улыбка. Ведь люди прямо со спектакля шли на смерть...

Так ответил артист, который дружил с Сарой Бернар, восхищался игрой Элеоноры Дузе и брал уроки у Самого Сальвини.

В начале 30-х годов он гастролировал в Берлине. Рассказывал: нацисты творили бесчинства в отношении евреев. Что играть? Обратился к своему верному Отелло. Растопырив пальцы, бросил в зал: «Черный я!»

В Праге я стоял у могилы старшего брата Немировича-Данченко Василия. Блестящий русский журналист, он на весь мир поднял свой голос против

геноцида — истребления армян турецкими варварами. Рядом покоился Аверченко. Неподалеку Ян Палах — тот парень, который сжег себя, протестуя против советского вторжения. За следующей оградой лежали те, кто освобождал Прагу во Второй мировой...

Россия, как Мономах, обычно собирала камни. Но иногда разбрасывала их. Вспомним изгнанных Лениным русских философов и писателей.

До сих пор не возьму в толк, как это Сталин и его всевидящее и всеслышащее НКВД упустили армянскую княгиню Саломэ Сапарову. Родную маму человека, прозванного «русским Леонардо», — Павла Флоренского. Старушке удалось пережить Вождя Народов. Ее сына расстреляли в 1937-м.

Среди «разбросанных камней» было два армянина из Владикавказа. Оба стали классиками французской литературы. Анри Труайя — член французской Академии и Артюр Адамов — отец «абсурдистской», а более точно — «парадоксальной» драматургии.

Дядя Труайя, московский фабрикант Тарасов (Торосян), опекал МХАТ, молодой красавец был разносторонне одаренным человеком. Застрелился под окном возлюбленной. Я чуть было не написал — «не сумасброд ли?» Потом подумал: не судите да не судимы будете. Сам Труайя оказал помощь Армении во время землетрясения. Не забывал он и Россию. Много написал о русской литературе и истории.

Как здесь не вспомнить Шаляпина. Гениальный русский самородок спел свою первую оперную партию Мельника в «Русалке» Даргомыжского на сцене Армянского Общества в Тбилиси. Его учебу у тенора Усатова оплачивал армянский виолончелист и владелец аптеки. Другой армянин, Корганов, автор первого русского исследования о Бетховене, написал восторженную рецензию на выступление певца, который впоследствии своим искусством завоевал весь мир.

Один брат Корганова поймал Хаджи Мурата и переписывался со Львом Толстым. Другой был последним губернатором Карса. Я еще застал его сына — журналиста и переводчика Константина Корганова, работал с ним в газете, когда он вернулся после долголетнего пребывания в ГУЛАГе с отмороженными пальцами на руках и ногах и без носа.

Художник Богдан Салтанов (Аствацатур Салтанян) еще при Алексее Михайловиче расписывал Московский Кремль. Роспись сохранилась до наших дней. Царь Петр к армянам относился великолепно: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту их приезда». При нем армяне заложили города Святой Крест (ныне Буденновск), Григориополь, Армавир, развернули шелковое и хлопчатобумажное производство, благо Петр их «в императорскую протекцию принял», то есть разрешил широкую инвестицию.

А вот дочь его, Елизавета, взяла и закрыла в России армянские школы и церкви. Екатерина II снова открыла, Николай II закрыл. Но потом он же, когда османские правители учинили геноцид, велел открыть границу для беженцев-армян и пропустить их в Россию. Впрочем, об исторической последовательности я уже писал. А пока что люди и по сей день не могут внести разум в историю.

Братья Лазаревы (Лазаряны) приехали из Перми и построили в Москве Институт восточных языков. Хотели сближения Востока и Запада? В Лазаревском учились Лев Толстой, Тургенев, Станиславский. Теперь здесь посольство Армении. Последний из рода, Абамелек-Лазарев, завещал свою виллу в Риме с участком в 38 га России. Теперь здесь посольство Российской Федерации в Италии.

Весьма доволен, что контр-адмирал Лазарь Серебряков (Арцатагорцян) не только воевал, но основал город Новороссийск, а Суворов — Новый Нахичевань. Строить всегда полезнее, чем разрушать.

Мне неведомо, приняла Русь христианство до того, как император Византии из армянской династии Василий II, по прозвищу Армянин, выдал свою сестру-христианку Анну за Владимира Мономаха или после того. Факт, что армяне и Русь породнились на высшем политическом уровне. Хотя в особых культурологических достижениях Византии сильно сомневаюсь. Империя-то шла к упадку. Впрочем, всякая империя кончает крахом. И с этим следует смириться.

А если заглянуть в катакомбы Киево-Печерской лавры, что я не преминул в молодости сделать, то там можно увидеть мощи не только Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, но и Доктора-Армянина. Его звали Агапит. Летопись гласит, что он спасал людей во время чумы.

Не знаю, какая конфессия лучше — православная, католическая, протестантская или наша армянская апостольская, коей был придан статус государственной еще в 301 году, — спросите лучше Господа Бога. Но, как известно, пути Господни неисповедимы. Ему тоже нелегко в Его одиночестве...

Вернусь, однако, на нашу грешную Землю, дабы наконец завершить мой затянувшийся коллаж.

Задумываясь над словами Уильяма Сарояна, с чего я, собственно, и начал, размышляя над его пожеланием «просто быть человеком», прихожу к выводу, что человек начинает обретать себя лишь тогда, когда начинает осознавать, что принадлежит к ЕДИНОМУ РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Мы вышли в Армянский переулок, получивший название от поселения армян XVII - XVIII вв. К тому времени здесь были и усадьбы именитых людей: предка великого поэта стольника Петра Пушкина, боярина А. С. Матвеева, князей Милославских.

Этот переулок - родина первой лотереи на русской земле. В 1699 г. часового дела мастер Яков Гасеннус объявил, что "на дворе окольничьего Ивана Ивановича Головина, возле Андрея Артамоновича (Матвеева), у Николы в Столпах, будет вскоре установлено счастливое испытание, по-иноземчески называются лотори.., где всем охотникам и охотницам вольно свою часть испытать, како добыти тысячу рублев за гривну".

Переулок не подвергся разрушительному пожару 1812 г. По рассказам, армяне попросили телохранителя Наполеона мамелюка Рустама (армянина по национальности) выделить им для охраны отряд солдат, отстоявший их дома от огня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Шел последний год Директории -- 1799 год. Наполеон Бонапарт из Египта спешил во Францию. Роковой оказалась эта спешка: вскоре он возглавил известный переворот 18 брюмера. Без ведома Директории он возвращался на родину. Вместе с ним во Францию ехал и его телохранитель -- 19-летний армянин Рустам.

Наполеон имел обыкновение окружать себя одаренными и храбрыми людьми. При выборе же соратников он не считался ни с их социальным происхождением, ни с национальной принадлежностью: таково было требование эпохи буржуазных перемен. В кругу близких ему людей мы встречаем французов Ланна и Коленкура, поляка Сулковского, бельгийца Констана и других; в их числе и армянина Рустама -- одну из доверенных императору личностей.

В состав французской армии Наполеон включал различные иностранные войсковые части. В отличие от них мамелюки вошли в армию по их же собственному желанию. В большинстве своем эту часть мамелюков составляли дети христиан и их переход на сторону французов, вероятно, можно объяснить и религиозными убеждениями. 29-летний генерал Бонапарт завербовал их в Египте в 1798-1799 гг. Дети кавказских родителей -- армян, грузин и др. -- они до 1801 г. в Египте и Сирии бок о бок с французами сражались на полях битв.

После окончательной капитуляции французской армии в Египте 30 августа 1801 г. всем вспомогательным корпусам разрешено было вместе с французами отплыть во Францию. Покинула Египет и часть мамелюков со своими семьями. Первый консул республики Наполеон постановлением от 13 октября 1801 г. создал под начальством своего адъютанта Раппа эскадрон мамелюков, насчитывавший 250 человек. Эскадрон включили в консульскую, а затем и в императорскую гвардию и прикрепили к соединению конных егерей.

В эскадрон мамелюков входили армяне, грузины, сирийцы, представители других восточных народов. По неполненным подсчетам французского историка П. Коттена, в эскадроне насчитывалось около 20 армян; трое из них Армения, Тунис, Мирза старший (Даниел) и Унанис (Овенес), Петро являлись кавалерами ордена Почетного легиона. Этот последний -- один из героев Аустерлица -- в 1815 г., спасаясь от преследований роялистов, после почти 20-летней разлуки, вернулся в свой родной Карабах, создал свой семейный очаг, уже в преклонном возрасте принимал самое активное участие в русско-персидской войне, за храбрость и усердие был удостоен русских правительственных наград.

Однако специалистам-наполеоноведам, да и вообще историкам, из всех мамелюков более известно имя Рустама. Долгие годы находясь на службе у Наполеона, он еще при жизни пользовался популярностью и авторитетом. И не зря. Вплоть до подписания Наполеоном акта первого отречения в апреле 1814 г. Рустам находился с ним рядом и в радостные, праздничные дни, и в минуты тяжелых испытаний.

Рустам испытывал гордость за свою принадлежность к армянской нации.

В своих воспоминаниях, выдержавших четыре издания (факт, свидетельствующий об их большом успехе) Рустам пишет: "Я сидел посередине двора, в тени деревьев, в ожидании моей матери, которая продолжала оставаться моим единственным счастьем. В дом вошел молодой человек, чтобы кое-что сообщить сидящим со мной двум дамам. Он долго смотрел на меня и спросил, говорю ли я на армянском языке. Я ему ответил, что да и что я сам армянин".

Горькая судьба выпала на долю Рустама, прошедшего тяжелый жизненный путь до того, как оказаться у Наполеона. Родился он в 1780 г. в Тифлисе, в семье небогатого карабахского коммерсанта-армянина. В детстве его выкрали у родителей. Передаваемый одним хозяином другому, Рустам в 1795 г. оказался в Константинополе, а через полгода был продан египетским мамелюкам. Он был продан семь раз -- наглядный пример судеб многих мамелюков.

В Египте Рустам находился три года, вплоть до появления там Бонапарта. В августе 1799 г. шейх Эль-Векри подарил генералу Бонапарту превосходную арабскую лошадь и Рустама. Бонапарт тут же назначил мамелюка своим телохранителем, и через несколько дней, 23 августа, на борту фрегата "Мюирон" Рустам уплыл вместе с Наполеоном во Францию.

Так началась карьера Рустама. Он везде и всюду был рядом с Наполеоном -- не только во время жестоких сражений, но и в Тюильрийском дворце. Он не отходил от императора ни на шаг. О его тесных отношениях с Наполеоном свидетельствует Стендаль в книге "Жизнь Наполеона". Ночью Рустам спал в соседней с императорской спальней комнате, часто прикрывая своей кроватью императорскую дверь. Во время прогулок, охоты и парадов Рустам сопровождал Наполеона на коне. "Я имел турецкое седло, полностью украшенное золотом, и арабскую лошадь для пользования в парадные дни, -- пишет Рустам в своих воспоминаниях. -- Для обычного обслуживания я имел обычных французских лошадей и седло с нашивкой золотом по-гусарски". Рустам участвовал во всех кампаниях Наполеона с 1805 по 1814 гг., в военных событиях 1813-1814 гг. В самых опасных ситуациях, в жарком бою, где бы ни показывался Наполеон, его бесстрашный телохранитель Рустам всегда бывал рядом.

В июле 1807 г. состоялась встреча между Наполеоном и Александром в Тильзите. Во время торжественного обеда у Наполеона, на котором, кроме Александра I присутствовали также великий князь Константин Павлович и король Пруссии Фридрих-Вильгельм III, Рустам обслуживал своего хозяина. Обращаясь к Александру, Наполеон шутя заметил, что Рустам является подданным русского царя. На удивленное восклицание Александра Наполеон пояснил, что Рустам родом из Тифлиса и, следовательно, его можно считать подданным российского императора.

В апреле 1814 г., в преддверии первого отречения Наполеона, Рустам по семейным обстоятельствам оставил службу.

В годы Реставрации Бурбонов Рустам проживал в Париже, затем в маленьком городке Дурдане, где с женой и детьми вел скромный образ жизни. В 1840 г. о Рустаме вновь вспомнили: в традиционной одежде мамелюка он принял участие в торжественной церемонии перенесения праха Наполеона. Скончался Рустам в 1845 г. и был похоронен в Дурдане.

Еще при жизни Рустам пользовался широкой популярностью, известностью храброго и преданного воина. Не каждому, даже многим из видных военачальников, тогда посчастливилось быть изображенным на холсте рядом с Наполеоном. Рустам был одним из таких на редкость удачливых. На своих полотнах его рядом с императором изобразили мастера французской живописи, ученики Давида Готеро, Жиродэ. Рустам фигурирует также в романе "Темное дело" Бальзака, назвавшего его "знаменитым мамелюком".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Рустам (Roustam) Раза Хачатурян Ховнани

(1780—1845)

Мамелюк, личный телохранитель Наполеона. Родился в 1780 в Тифлисе в семье небогатого карабахского коммерсанта-армянина. В детстве его выкрали у родителей. Передаваемый одним хозяином другому, Рустам в 1795 оказался в Константинополе, а через полгода был продан египетским мамелюкам. Его перепродавали семь раз. В августе 1799 египетский шейх Эль-Векри подарил генералу Бонапарту превосходную арабскую лошадь и Рустама. Бонапарт тут же назначил мамелюка своим телохранителем, и через несколько дней, 23 августа, Рустам уплыл вместе с Наполеоном во Францию. Рустам участвовал во всех кампаниях Наполеона с 1805 по 1814, всегда находясь рядом с Императором. В апреле 1814, в преддверии первого отречения Наполеона, Рустам по семейным обстоятельствам оставил службу. В годы Реставрации Рустам проживал в Париже, затем в маленьком городке Дурдане, где с женой и детьми вел скромный образ жизни. В 1840 Рустам в традиционной одежде мамелюка принял участие в торжественной церемонии перенесения праха Наполеона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Странно, что Сароян в детстве мог носить газеты Джеку Лондону. Лондон жил в Сономе (Glen Ellen), а это довольно далего от Фрезно.

Пушкин прекрасно описал Армению? Путешествуя не далеко от Ахпата и Санаина ни словом не оболвился об этих памятниках - шедеврах. Все равно, что пройтись мимо Стоунхенджа и не обратить никакого внимания. Воистину: «Мы ленивы и нелюбопытны...»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Азербайджанского народа вообще не существовало. Это большая

фальсификация пантюркистов и "добрых" коммунистов :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
  • 2 недели спустя...
Азербайджанского народа вообще не существовало. Это большая

фальсификация пантюркистов и "добрых" коммунистов :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Хотел бы отметить что армяне ни одного исторического деятеля который известен как азербайджанец никогда не называли армянином, обратных примеров очень и очень много!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хотел бы отметить что армяне ни одного исторического деятеля который известен как азербайджанец никогда не называли армянином, обратных примеров очень и очень много!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджанского народа вообще не существовало. Это большая

фальсификация пантюркистов и "добрых" коммунистов :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 3 анонимных, 127 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    222 гостя
    1 анонимный
    Xenobarbital Sigo Krasar Firefly гаврош VREZH luc lord17 Monica B. Колючка Анчара Rubik винодел
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...