Перейти к публикации

Ханкенди - жемчужина Азербайджана


Sashiko

Рекомендованные сообщения

Скажу честно - меня обуревает гордость за столь беспрецендентное. не знающее границ коварство нашего народа. Подчеркивание моё, ё-моё!

Day.Az » Политика » Город Ханкенди - жемчужина Азербайджана

16 Февраля 2010 [10:30] - Day.Az

Распечатать

Ханкенди - один из молодых городов Азербайджана. К примеру, по сравнению с пятитысячелетней историей Нахчывана, трехтысячелетней историей Гянджи, двухтысячелетней историей Баку, Барды и Шеки, 250-летняя история Ханкенди воспринимается не такой уж и давней.

По архивным данным город был основан в конце XVIII века Карабахскими ханами, главами одного из государственных образований Азербайджана того времени. Он возник как поселок для отдыха членов и приближенных ханской семьи. Для удобства ханов первые дворцы были заложены в нескольких километрах от столицы ханства Панахабада (ныне Шуша) на горных склонах. Было учтено и то, что поселок располагался поблизости других важных населенных пунктов ханства - Агдама, Ходжалы, Керкиджахан, Малыбейли.

Деревня, в которой время от времени жили только члены ханской семьи, получила название «Ханын кэнди» (село хана), а позже за ним окончательно закрепилось название «Ханкенди» (ханское село).

Кстати, на территории Исмаиллинского района Азербайджана есть село с таким же названием - Ханкенди. Исследования показали, что оно тоже основано ханом того региона.

Вообще, в 19 районах Азербайджана имеется 26 жилых поселков, в названиях которых присутствует слово <хан> (Ханабад, Ханбулаг, Ханкечен, Ханагах и т.д.). Даже в административном округе г.Ханкенди есть две деревни с приставкой «хан» - Ханадзах и Ханцк. А в канун распада Советского Союза из 53 деревень, входящих в этот округ, 39 носили чисто азербайджанские имена. Две деревни, в названии которых есть слово «хан» - Ханлыгпейе и Ханалы входят в административный округ города Шуша, долгое время бывший центром Карабахского ханства.

До подписания Гюлистанского договора в 1813 году и насильственного присоединения Карабахского ханства к Российской империи Ханабад представлял собой маленькое поселение, где жили члены ханской семьи и их приближенные. Захват Российской империей Карабсхкой земли сильно повлияло на судьбу этого региона, в том числе и Ханкенди. Разрушается прежний уклад жизни, отменяются традиционные для азербайджанского общества сословия, все подчиняется интересам империи.

В рамках этой политики для предотвращения мятежей против империи в бывшем ханстве по всей ее территории стали размещаться воинские подразделения. Одно из них разместили и в Ханкенди.

Место для военной базы было выбрано удачно. С одной стороны, можно было держать под контролем близлежащую Шушу и сотню азербайджанских деревень, находящихся вокруг Ханкенди. А с другой стороны - разместить в поселке армянские семьи, переселенные из Ирана в Карабах, которые проявляли желание жить рядом с российскими воинскими частями и там же работать.

Таким образом, царской администрации удалось изменить в определенной степени этнический состав в Ханкенди. Если в 1813 году в селе не жило ни одной армянской и русской семьи, то в 1847 году там уже стояла армянская церковь и проживало 52 русские и 80 армянских семей.

Там же, в Ханкенди расположился штаб Кавказской кавалерийской дивизии и ее казармы. Переселенцы, армянские и русские офицеры называли эту местность «штабом», тем не менее на российские карты 1847 года поселок был занесен по первоначальному названию «Ханкенди».

Как правило, армянские семьи, продолжающиеся переселяться из Ирана, старались селиться в Ханкенди. И, как оправдавшие доверие, продолжали трудоустраиваться в подразделениях царской армии и государственных учреждениях. В 1900 году население Ханкнеди выросло до трех тысяч человек, действовала двухклассная школа. В городе был размещен 1-й Сужено-Владикавказский Терский казачий войсковой полк.

В результате целенаправленной политики царской администрации в XIX веке армянское и русское население Ханкенди стремительно росло. Несмотря, на это в городе жило немало представителей династии ханской семьи, азербайджанской интеллигенции, карабахских музыкантов, людей искусства.

Даже в такой атмосфере отчужденности они имели большое влияние и с ними вынуждены были считаться.

Следует сказать, Октябрьская революция 1917 года, произошедшая в Российской империи, не прошла и мимо Ханкенди. Размещенные в XIX веке на территории бывшего Иреванского ханства иранские армяне в 1918 году объявили независимое армянское государство. Более того, они стали претендовать на Нахчыванский, Зангезурский, а также Нагорно-Карабахские регионы Азербайджана. И эти претензии стали подкрепляться не политическими, а военными действиями. Армянские военные отряды стали нападать на беззащитные азербайджанские города и села, сжигать дома, убивать людей. В Баку, Шамахе, Губе, Гейчае, Зангезуре были убиты и искалечены десятки тысяч наших соотечественников. Все это находит и сегодня свое подтверждение в многочисленных архивных документах.

Кровавые противостояния совершались также в Нагорной части Карабахского региона Азербайджана, и в Ханкенди. Армянские националисты уже тогда использовали для своих кровавых вылазок возможности бывшей царской воинской части, расквартированной в то время в городе. Этот же метод они использовали и 26 февраля 1992 года, когда с помощью 366 полка бывшей Советской армии, расквартированного в Ханкенди (Степанакерте) запланировали и осуществили резню в городе Ходжалы. Данная трагедия сейчас называется одной из самых тяжелых трагедий человечества ХХ века, стоящая в одном ряду с Лидице в Чехии, Хатынью в Беларуси и Сонгми в Южном Вьетнаме.

1918-1920 гг. усилиями правительства независимой Азербайджанской Демократической Республики и решимости Азербайджанской Армии удалось предотвратить претензии армянских националистов к Нагорному Каабаху и Ханкенди в частности.

Напомним, что с самого начала советского периода претензии армянских националистов к азербайджанским землям с поддержки Ленина, Сталина и Орджоникидзе стали принимать новые формы.

Этому содействовала политика, проводимая I секретарем ЦК Компартии Азербайджана в 1920 году Анастасом Микояном, армянином по национальности, а также занимавшим этот пост в 1921-1925 году болгарином Сергеем Кировым, проводившим проармянскую линию.

В результате этой политики 4 июля 1923 года Закавказское бюро ЦК Компартии России на своем заседании решало судьбу Нагорной части Карабахского региона Азербайджана.

Следует сказать, что судьбу азербайджанской земли решал не имеющий на это исключительное право азербайджанский народ, а 9 членов бюро политической организации. И из них 3-е были армянской национальности, 3-е грузинской, 1 болгарин и только один - Нариман Нариманов был азербайджанцем. Это большинство и решило на один день вопреки здравому смыслу отдать Нагорный Карабах Армении.

Но решительный протест Н.Нариманова на следующий же день заставил бюро изменить свое решение и оставить регион в составе Азербайджана с предоставлением ему автономии. Видимо, Ленин и Сталин предполагали, что в Азербайджане, у которого уже за годы советской власти отняли город Иреван, Зангезурский и Гейчайский регионы в пользу Армении, с потерей Карабаха ситуация накалится серьезно.

Закавказское бюро ЦК РКП решило придать Нагорному Карабаху автономию в пределах Азербайджана с центром в городе Шуша. Но проармянский азербайджанский руководитель того времени Сергей Киров и его окружение хорошо понимали, что трудно будет строить армянскую автономию в азербайджанском городе.

Надо иметь в виду, что в обоих заседаниях Закавказского бюро руководитель Азербайджана С.Киров поддерживал варианты передачи Нагорного Карабаха Армении.

7 июля 1923 года ЦИК Азербайджана принимает решение об организации Нагорно-Карабахской Автономной области. Но вопреки решению Закавказского бюро Компартии областным центром указывается не город Шуша, а Ханкенди, около половины населения которого были армянской национальности.

Одним из интересных моментов является то, что при поддержке проармянского Кирова за короткое время принимается решение о переименовании Ханкенди, имеющего до этого полуторастолетнюю историю. 6 октября 1923 года ЦИК Азербайджанской ССР принимает решение «о переименовании поселка Ханкенди в Степанакерт, учитывая пожелания армянского населения НКАО».

Вызывает недоумение, почему при переименовании принимались во внимание пожелания не всего населения области, включая и азербайджанцев, и русских, а только армянского населения?

Кроме того, тогдашнее руководство республики совсем не интересовало то, что Степан Шаумян, соратник Ленина и его предводитель, прибыл в Азербайджан в 1914 году и бесследно исчез в 1918 году, что он был организатором кровавой бойни азербайджанского населения в 1917-1918 годах, а также то, что он никак не был связан с Нагорным Карабахом, в частности, с Ханкенди. И даже сейчас, когда армянские оккупанты называют Ханкенди Степанакертом в честь большевика и организатора кровавой резни С.Шаумяна, говорит об их истинной сущности.

Позже история доказала, что целью Москвы было не сохранение территориальной целостности Азербайджана, а создание центра, который был бы оплотом оголтелого армянского национализма.

Со времени создания Нагорно-Карабахской Автономной области не только руководители Ханкенди, но и руководители всех организаций города без исключения стали назначаться только из числа лиц армянской национальности.

Так, в 1926 году I секретарь ЦК Компартии Азербайджана Левон Мирзоян (он руководил Азербайджаном в 1926-1929 гг.) пригласил из Армении Александра Таманяна для составления генплана города Ханкенди. Это тот самый Мирзоян, в последний год властвования которого, в 1929 году, Армении был передан город Мыгры (в Армении его быстро переименовали в Мегри), соединяющий основную часть Азербайджана с его Нахчыванским регионом.

В результате этого действия Нахчыван превратился в анклав.

А.Таманян был чужим человеком для всего Южного Кавказа. Только в 1923 году в возрасте 46 лет он переезжает из России, где родился и всегда жил, в Иреван, и назначается главным инженером Совнаркома Армении. Несмотря на то, что и в Иреване, и в Баку было немало местных азербайджанских архитекторов, прославленных на всю Европу, составление генпланов исторических азербайджанских городов было поручено приезжему человеку. И он в 1924 году составляет генплан Иревана (армяне позже переименовали его в Ереван), в 1925 году Гюмри (армяне позже переименовали его в Ленинакан), в 1927 году Беязида, в том же году Ичмиадзина (армяне позже переименовали его Эчмиадзином).

По предложению А.Таманяна и с согласия руководителя Азербайджана Л.Мирзояна в 1926 году принимается генплан Ханкенди. Этот план составлял полную противоположность с культурой градостроительства Карабаха.

Интересно, что внук и тезка А.Таманяна Александр Таманян активно участвовал в сепаратистком движении в Карабахе с 1988 года.

Ханкенди, хотя был заложен как центр отдыха карабахских ханов в ХХ веке, стал развиваться как новый промышленный и культурный центр Азербайджана.

И этому развитию стала даваться серьезная поддержка из общереспубликанских ресурсов Азербайджана. И поэтому его развитие по всем направлениям стало идти более ускоренными темпами, чем другие города республики. Это стало сказываться и на росте населения развивающегося города. Так, в 1939 году в городе проживало 10 тысяч, в 1959 году - 20 тысяч, в 1970 году - 30 тысяч, в 1975 году - 33 тысячи, в 1989 году - 60 тысяч человек.

А в 2005 году численность населения даже несколько уменьшилась, чем в предыдущие годы.

Эти цифры напрочь отвергают утверждения, выдвинутые в 1988 году армянскими сепаратистами об отставании Нагорно-Карабахского региона в социально-экономическом развитии.

Двойное увеличение населения провинциального города каждые 20 лет. Это показатель ускоренного и всестороннего развития региона, в частности города Ханкенди.

Для увеличивающегося населения строились не только жилье, но и создавались для них социальные и коммунальные инфраструктуры, современные предприятия с тысячами новых рабочих мест. Это было характерно не только для Ханкенди, но и для всего Нагорного Карабаха.

К месту будет напомнить, что все это материальное богатство создавалось не за счет ресурсов Нагорно-Карабахского региона республики, а десятилетиями за счет финансово-технических ресурсов и воли всего Азербайджана.

Современные предприятия, построенные в Ханкенди, выпускали больше половины всей промышленной продукции бывшей автономной области. К концу советского периода в городе действовали прославившийся на всем Южном Кавказе шелковый комбинат, обувная, ковровая, швейные фабрики, молочный комбинат, винзавод и десятки более мелких предприятий. Продукции электротехнического завода, мебельной фабрики, комбината стройматериалов и асфальтобетонного завода всегда находили покупателей на внутреннем рынке Азербайджана. В 70-х годах прошлого года в Ханкенди была проложена железнодорожная линия и в городе построена современная станция.

Большинство этих предприятий было построено в период первого правления президента Гейдара Алиева, десятки тысяч местных жителей были обеспечены жильем, высокой зарплатой и соответствующим социальным обеспечением. Развитие в экономической области оказывало также сильное влияние на гуманитарную сферу. Так, город был полностью обеспечен средними общеобразовательными школами, действовал совхоз-техникум, медицинская и музыкальная школы.

В 1969 году в Ханкенди был открыт филиал Азербайджанского государственного педагогического института. А в 1973 году филиал по инициативе руководителя республики того времени Гейдара Алиева был преобразован в самостоятельный Педагогический институт. В институте действовали армянский, азербайджанский и русские секторы с несколькими важными для региона специальностями.

В городе был открыт Историко-Краеведческий музей, действовал местный Драматический театр. Статус областного центра города была укреплен новым архитектурным обликом. В 1960 году по проекту знаменитого архитектора времени Г.Меджидова был построено новое здание обкома партии и разбита центральная площадь им.Ленина. В 1972 году по проекту архитектора Н.Кенгерли было построено здание облисполкома. Но, к сожалению, в настоящее время в здании, спроектированном Меджидовым, находится администрация сепаратистского режима, а на центральной площади время от времени проводятся митинги националистов против Азербайджана.

Ханкенди - родина национальных героев Азербайджана Низами Мамедова и Ширина Мирзоева, народного артиста республики Фахреддина Манафова. Бывший и нынешний президенты соседней Армении Роберт Кочарян и Серж Саркисян, член-корреспондент Российской Академии Наук Армении Армен Авакян тоже родились в этом городе.

Название города Ханкенди сегодня знакомо и мировому судоходству. 24 декабря прошлого года в Турции по заказу группы компании Palmali был спущен на воду танкер «Ханкенди». Судно длиной 142,98 метров, шириной 21,7 метров и грузоподъемность которого 14 тысяч тонн, предназначено для перевозки продукции химической промышленности в мировых водах.

Профессор истории Австрии Эрих Файгл в 2006 году заявлял: «Ханкенди и Шуша - это символы. История Ханкенди - это показатель высокой культуры Азербайджана. Сегодня фальсификаторы истории называют Ханкенди именем преступника Степана Шаумяна, совершившим геноцид против азербайджанского народа».

В 1967 году вблизи Ханкенди на территории Аскеранского района был открыт монументальный памятник скульптора Саркиса Багдасаряна «Мы и наши горы».

Памятник быстро полюбился и местному населению, и всему азербайджанскому обществу и ныне считается неотъемлемой частью азербайджанского культурного наследия. И хотя создан он скульптором армянского происхождения, это не делает его автоматически культурным богатством Армении.

Монумент создан азербайджанским гражданином, на средства бюджета азербайджанской республики и на территории Азербайджана. Этот принцип придерживается во вcем мире и ни кем не оспаривается.

Любое произведение считается богатством того государства, на территории которого оно создано.

Сегодня Ханкенди - место гордости азербайджанского народа под оккупацией. 13 тысяч азербайджанцев сопротивлялись в городе до последнего. Это трудная борьба во многих случаях сопровождалась человеческими жертвами. Заранее спланированная сепаратистами и хорошо поддержанная со стороны Москвы операция привела к переходу города под контроль Армении. Последние азербайджанские жители города вынуждены были покинуть город в конце декабря 1991 года. И сегодня ханкендинцы вынуждены жить беженцами во многих регионах Азербайджана.

Несмотря на это, воля азербайджанского народа за установление территориальной целостности стран непоколебимо. Недалек тот день, когда Нагорный Карабах и прилегающие территории будут освобождены от армянской оккупации, и в Ханкенди снова бок о бок будут жить азербайджанцы, армяне, русские, лезгины, татары и другие национальности.

Айдын Мирзазаде,

депутат Милли Меджлиса (парламента)

Азербайджанской Республики,

кандидат политических наук

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 21
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

В 1967 году вблизи Ханкенди на территории Аскеранского района был открыт монументальный памятник скульптора Саркиса Багдасаряна «Мы и наши горы».

Памятник быстро полюбился и местному населению, и всему азербайджанскому обществу и ныне считается неотъемлемой частью азербайджанского культурного наследия. И хотя создан он скульптором армянского происхождения, это не делает его автоматически культурным богатством Армении.

Монумент создан азербайджанским гражданином, на средства бюджета азербайджанской республики и на территории Азербайджана. Этот принцип придерживается во вcем мире и ни кем не оспаривается.

Это как с Низами... mega_shok.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Несмотря на то, что и в Иреване, и в Баку было немало местных азербайджанских архитекторов, прославленных на всю Европу
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как говорится, пусть сначала депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, кандидат политических наук Айдын Мирзазаде убьётся головой об унитаз и после этого обьяснит, почему его пришлое племя постаралось камня на камне не оставить от "жемчужины Азербайджана", когда месяцами бомбила окружённый город.

История повторяется. Как его пришлые предки тюркуты методично и целенаправлено разрушали Арцах, в том числе и Албанию, так и сегодня. Кровь варвара и разрушителя даёт о себе знать и сегодня.

Одному народу Бог дал ум и руки, другому - чёрное золото. Но ничего, скоро и оно закончится, тогда они и свежей травке будут рады.. <здесь было что-то довольно матерное>

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced
Монумент создан азербайджанским гражданином, на средства бюджета азербайджанской республики и на территории Азербайджана. Этот принцип придерживается во вcем мире и ни кем не оспаривается.

киздит как сивый мерин.

Багдасаров никогда не жил ни в Азербайджане, ни в Карабахе! В первый раз он попал в Карабах уже после войны!

Скульптура была сделана на деньги Ак Художеств Арм ССР, из туфа, добытогона территории Арм ССР ...

опять эта блядская манера азиков приписать себе несуществующие подвиги. Задолбали уже, юродивые немощи...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"в Ханкенди снова бок о бок будут жить"

а вести аз написали "бок в бок".. гейазОвцы язык лучше знают все таки))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

берите платок размером с простыню товарищи азики, и начинайте ваше любимое..это..про мильонбеженеци20%, потому что город Степанакерт - жемчужина Арцаха и всегда ею будет:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

да и вообще, тн Ханнкенди - Варанда, ни много, ни мало ....

Меня поражает линейная логика азизуликов - берут любой отрываок из истории, с понравившейся даты или события, назначают его "точкой отсчета" и начинают строить истоию....

Черт, неужели этому никогда не будет положен конец?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да и вообще, тн Ханнкенди - Варанда, ни много, ни мало ....

Меня поражает линейная логика азизуликов - берут любой отрываок из истории, с понравившейся даты или события, назначают его "точкой отсчета" и начинают строить истоию....

Черт, неужели этому никогда не будет положен конец?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Быдло начало воспитывать новое поколение бизимдирьщиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошая статья. Особенно хороша она тем, что напоминает о природной сущности этих мерзких племен. Некоторые представители Армянской нации, в том числе и на этом форуме, говорят и пишут о цивилизационной роли Армянской нации, надо де свои вопросы решать культурным образом и прочее. Не буду долго писать, а приведу две цитаты Шагана Натали:

ШАГАН НАТАЛИ "НЕМЕЗИС"

«…армянский народ уже прошел через ту точку, после которой имеет полное право применить слова бельгийского кардинала Мерсье: "После того, как во время этой войны права армян были растоптаны, никто не смеет обвинить их в том, что они всем народом это право презрят".»

«Никто, ни один народ, ни одна нация не имеют больше священных прав на такие мысли, чем мы, армяне. Потому что никто нигде никогда не был так бесчеловечно уничтожаем, предан, вырезан, никто не находится в нашем положении. И никто, ни одна нация или народ не унижен, не ослаблен настолько и имеет настоятельную необходимость компенсировать свою слабость пусть даже самым бесчеловечным оружием.

Это право оправдывается святостью наших жертв и священностью нашей борьбы. Мы не можем забыть миллионы мучеников и потому должны быть верными воинами в нашей войне. После этого, сколь бы ни была ужасна наша война за существование, она не только не сможет сломать нам руки, но наоборот, придаст святость нашей судьбоносной борьбе и мы на этот раз действительно плюнем в лицо фарисейскому миру, стоя на трупах наших врагов. Если мы откажемся от действительно беспочвенных надежд и поверим в возможность и реальность победы, в чем я не сомневаюсь, и будем воспитывать в нас "бесчеловечность" - трезвый взгляд на вещи, то это будет высшее право, единственная возможность превратиться в ЛЮДЕЙ, НАЦИЮ и СОЗДАТЬ ГОСУДАРСТВО.

Только в бесчеловечности можем мы превзойти нашего врага.

Эту веру мы должны исповедовать и в этом направлении вести нашу войну за существование, в которой, наряду со всякими происками и враждебностью, против нас еще и ВРЕМЯ.

Горе тому, кто не поймет этого!

Потому что он будет побежден.»

У каждого поступка есть два мотива, один который выглядит хорошо и другой, который в сущности настоящий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Нет, ты несправедлива. Так было раньше. Сеичас же они берут эту точку отсчёта и вытягивают на 5 тыс. лет назад. Почитай статью внимательней...

так он берет тоЦку отсчета "Панахабад", а Панах появился в Карабахе в середине 18 веке.

в 1743 году в качестве хана-губернатора Карабаха вождь кочевого племени Панах и его преемник Ибрагим

щас найду нормальный текст

Изменено пользователем СолнЫчка (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Глава третья

О происхождении покойного Панах хана и его управлении в Карабагском вилайете

Род покойного Панах хана происходит от Дизакского Джеваншира из оймака[1] Сарыджаллы, одного из ветвей племени Бахманлы, прибывшего в древние времена из Туркестана. Предки его среди джеванширского племени были известными, знатными, богатыми, благодетельными людьми.

Когда Надир шах покорил Карабагский, Ганджинский, Тифлисский и Ширванский вилайеты, он вызывал к себе всякого, кто среди илатов и в деревнях казался ему смелым и умелым, и, включив в число своих служащих, жаловал ему содержание, положение и чин. В том числе [он вызвал к себе] Панах хана, который среди илатов был известен как Панахали бек Джеваншир сарыджаллннекий. Во всех известных делах он преуспел, а в битвах и сражениях отличился больше своих соратников. Особенно [крупные] подвиги он совершал во время войны Надир шаха с войсками Рума. Поэтому [шах] привел его к себе, и тот все время, как в походе, так и дома, старался добросовестно служить ему. Усердно выполняя порученные ему дела, он добился сана и почета у шаха.

Так прошло несколько лет. Изо дня в день приумножалась милость Надир шаха к нему. В чинах и положении он добился превосходства над своими соратниками и сослуживцами. Некоторые недруги как при шахском дворе, так и в среде илатов, стали так злословить, как это и свойственно завистникам и зложелателям, тайно и открыто о Панах хане перед Надир шахом, что ослабили расположение шаха к нему. Узнав об истинном положении дел, Панах хан в страхе за свою жизнь, улучив момент, когда шах был в Хорасане, с несколькими людьми из своих родственников и приближенных в 1150 [1737/38] году бежал в Карабагский вилайет.

Когда его бегство стало известно шаху, за ним были посланы гонцы, чтобы схватить его в дороге, но это не удалось. Были написаны весьма настоятельные приказы сардару Азербайджана и правителям Ганджи, Тифлиса и Ширвана о том, чтобы схватить Панах хана, где бы он ни находился, и доставить его к шаху. Несмотря на то, что его семья, домочадцы и прочие родственники и близкие были преследуемы и оштрафованы по приказу шаха, однако и это не помогло.

Вступив в пределы Карабагского вилайета, он совместно со своими приближенными то находился в горах Карабага, то живал в магале Кабала Шекинского вилайета. По истечении некоторого времени старший сын его, Ибрагим Халил ara, которому тогда было около пятнадцати лет, прибыл из Хорасана, где у них был свой собственный дом, к своему почтенному отцу в Карабаг и [в дальнейшем] все время находился при нем.

Таким образом Панах хан прожил несколько лет, а когда Надир шах был убит в указанном выше 1160 [1747] году, появился среди оставшейся части населения Карабага, собрал вокруг себя умелых юношей и стал грабить [районы] Ганджи, Нахичевана и пр. Всех юношей, в особенности своих приближенных, он наделил богатством: одеждой, конем и прочим имуществом.

В это время пришло известие о том, что илаты Джеваншира и прочие племена, переселенные шахом в Хорасан, самовольно возвращаются на свою родину. Панах хан с теми людьми, которые были при нем, пошел до границ Ирана и Азербайджана навстречу карабагским платам. Илаты и [его] родственники, увидев его в полном здравии, а также узрев многочисленную группу окружавших его слуг и приближенных, обрадовались. Совместно с Панах ханом они вступили на карабагскую землю, и каждый, прибыв в свою былую кочевку, стал поживать спокойно.

Поскольку все илаты были измучены, ограблены и не имели средств [к существованию], Панах хан, объединив вокруг себя многих удалых юношей из своих родственников и илатов занялся грабежом в Ширвансксм, Шекинском, Ганджинском и Карабагском вилайетах. Всех юношей он сделал самостоятельными и богатыми. Любовь остального народа он завоевал раздачей скота, коней и наград, а некоторых непокорных подчинили себе путем наказаний, убийств. Никто из жителей Джеваншира, Отузики и других деревень, а также илаты не смели не подчиняться приказам и распоряжениям Панах хана.

<…>

Еще в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему [Панах хану], он нашел целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней свою семью, а также семьи родственников, служащих, приближенных и знатных людей. После совещания было заложено основание крепости Баят, которая ныне находится в Кебирлинском магале. В короткий срок были возведены внешние стены, вырыты рвы, построены базар, баня и мечеть. Туда [в крепость] он переселил всю свою семью и домочадцев, а также семейства своих родственников и знатных людей из илатов. [Кроме них], многие из окрестных жителей и даже жителей и особенно ремесленников Тебризского вилайета и Ардебиля, до которых дошла молва о преуспеянии, обходительности и милости Панах хана, также пришли с семьями и обосновались в крепости Баят. Крепость была сооружена в 1161 мусульманском году, что соответствует 1745[2] христианскому.

<…>

После этого события [еще] более усилилась власть, могущество и [укрепилась] независимость Панах хана. Он задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе. Первым счел целесообразным подчиниться Мелик Шахназар бек, старый мелик Варандского магала, находившийся во вражде с меликами магалов Чилябурд, Талыш и Дизак. Он всячески подчеркивал свою преданность и любовь к хану; последний же, считая подчинение такой крупной личности и почтенного человека гордостью для своего правления, оказывал ему большие почести и уважение.

Мелик Хачинского магала, хотя некоторое время и усердствовал во вражде и неповиновении, но, наконец, и он покорился и был назначен Панах ханом меликом своего отдельного наследственного владения, которое существует и поныне. Жители Хачина [изъявили] покорность и добросовестно исполняли возложенные на них обязанности. Однако мелики Дизакского, Чилябурдского и Талышского магалов на протяжении нескольких лет продолжали враждовать и воевать с ним [с Панах ханом] и наконец, [лишь] после убийств, грабежей и прочих необходимых мер, предпринятых ханом, покорились и они.

По истечении пятилетнего пребывания в крепости Баят было решено, что, поскольку последняя находится в окружении многочисленных врагов, оставаться в ней и строить тут постоянные город и крепость несовместимо с правилами предосторожности. Поэтому крепость необходимо соорудить на таком месте, которое было бы связано с карабагскими горами, с тем, чтобы во время столкновения с врагами карабагские илаты могли сохранить свой скот и имущество от посягательства врагов в неприступных горах Карабага.

Так как жители Хачинского магала, т.е. Тарнакута, расположенного у Шахбулагы, постоянно шли по пути ненависти и вражды с Панах ханом, то он поставил себе задачей сначала подавить их смуту и со своим конным и пешим войском пошел на них войной.

Жители Хачинского магала, численностью около двух тысяч стрелков, укрывшись со своими семьями в труднодоступном месте, у Баллыгая, стали сопротивляться. Панах хан штурмовал их укрепление. В течение трех дней горел пожар битвы и сражения. На третий день Панах хан захватил их укрепление…

Население окрестных [районов] и магалов Хамсе после такого события, т. е. захвата Панах ханом мощного укрепления, находившегося под защитой примерно двух тысяч стрелков, было охвачено невообразимым ужасом и страхом и то враждовало с ханом, то вступало с ним в мирные отношения. Несколько раз имели место стычки с меликом Чилябурдского магала Мелик Хатамом и меликом Талышского магала Мелик Усубом. Оба они были старыми богатыми меликами и располагали множеством людей. Наконец, не имея возможности более оставаться на своих местах, они вынуждены были ютиться в труднодоступных местах – глубоких ущельях и на вершинах высоких гор. Когда они увидели, что их посевы, сады и скот подвергаются уничтожению и истреблению со стороны подданных и войск Панах хана, [подобная] жизнь стала им в тягость. Не имея иного выхода, они бросили свой край, дома, посевы.

Глава четвертая

Об издании указа о назначении Панах хана ханом и правителем Карабага

После того как был убит Надир шах, сын его брата Али-кули хан, прозвав себя Адиль шахом, сел на престол вместо покойного Надир шаха. Проживавший в Тебризе Сардар Амир Аслан хан, которого Адиль шах назначил сердаром Азербайджана, прослышав о независимости и славе Панах хана в Карабаге отправил ему от своего имени коня, саблю и подарки, призывая и побуждая его к подчинению Адиль шаху. Оказав должное внимание и милости посланникам, Панах хан проводил их обратно к сардару Амир Аслану с несколькими знатными старостами из илатов и опытными, почетными людьми, ибо тогда еще не представлялось возможным враждовать и вести войну с таким могущественным и состоятельным человеком, как сардар. Далее, ханы некоторых сопредельных вилайетов хотя на словах и уверяли в своей дружбе и искренности, но втайне были готовы вредить Панах хану.

Поэтому он изъявил покорность, отправив подарки и письма с выражением своей верности правительству Адиль шаха.

Оценив такое повиновение и прибытие посланников как большую заслугу хана перед правительством Адиль шаха, сардар Амир Аслан хан написал донесение последнемуё в 1161 мусульманском году, соответствующему 1745[2] христианскому, в крепость Баят, где жил тогда [Панах хан], были присланы указ Адиль шаха о присвоении ему звания хана и назначении его правителем Карабага и [дары]: драгоценный халат, конь с позолоченным седлом и сабля, украшенная драгоценными камнями. Садар Амир Аслан также послал ему подарки. <.. .>

Таким образом, звание хана и [право на] правление Панах хану впервые были пожалованы указом Адиль шаха, сына брата покойного Надир шаха.

<…>

Когда стало известно, что Мухаммед Хасан хан Каджар стал самостоятельным [государем] в Мазандаране, Иране и Азербайджане, опытные и предприимчивые советники Панах хана, постоянно заботившиеся о делах правления, вновь [собрались] по указанию Панах хана и держали такой совет: «… Крепость мы должны построить на веки вечные, сред гор, в непроходимом, неприступном месте, чтобы даже самый сильный враг не смог осадить ее. …»

Этими [своими] соображениями они поделились с Мелик Шахназар беком, который всегда был их доброжелателем. Вопрос о постройке Шушинской крепости был решен по его совету и указанию.

В 1170 мусульманском году, соответствующем 1754[3] христианскому, он переселил [сюда] всех райятов, проживавших в крепости Шахбулагы, а также семейства знатных людей, медиков, служащих и старост из илатов и некоторых деревень и предоставил им место для жительства внутри крепости. До этого здесь не было никаких жилищ. Это место было пашней и пастбищем, принадлежавшими жителям Шушикенда, расположенного в шести верстах восточнее крепости. …

Источник: Мирза Джамал Джеваншир Карабагский. История Карабага. Баку 1959. Гл. III-IV с. 66-71.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очередная "топорная" работа азерского агитпрома... Штампуют статьи, как сосиски на мясокомбинате...))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   11 пользователей, 1 анонимный, 167 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    167 гостей
    1 анонимный
    Арарат Artmonton Оlenabu melkum RDR w i t o lord17 Землячок Firefly khnushinak luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...