Перейти к публикации

ЛЕЗГИНСКИЙ ВОПРОС


Adlenus

Рекомендованные сообщения

Лезгинский вопрос в контексте российско-азербайджанских взаимоотношений

http://www.mitq.org/?l=rus&id=13&news=1712

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 105
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

а я писал им письмо на эту тему, у них постоянно грубые орфографические ошибки, неужели не могут посадить нормального корректора, кто знает русский язык, токо позорятся(((

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

что то много ошибок и опечаток в тексте.
Изменено пользователем чётник (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Национальный вопрос в Азербайджане: Взгляд Госдепа США

Давид Бабаян, политолог

То, что в Азербайджане одним из самых актуальных вопросов всегда был национальный вопрос лишний раз подтверждается ежегодними отчетами или докладами Государственного департамента Соединенных Штатов Америки по правам человека. Этот отчет охватывает практически все страны мира, но для нас, по понятным причинам, определенный интерес представляет документ, посвященный Азербайджану.

В данном контексте особо хотелось бы отметить весьма интересное положение о нацменьшинствах в этом государстве, которые нашли свое отражение в докладе за 2008 год, опубликованном в конце февраля сего года. Рассмотрим формулировки более детально. В документе указано следующее: “Некоторые группы сообщили о единичных случаях дискриминации, ограничения возможности вести преподавание на родном язке и притеснений со стороны местных властей. Эти группы включали талышей на юге, кавказских лезгин на севере, переселенные турки месхетинцы и курды из Лачинского региона, контролируемого нагорно-карабахскими сепаратистами, поддерживаемыми Арменией”. Данная формулировка, сама по себе, показывает, не только то, что в Азербайджане проводится дискриминация по отношению к нацменьшинствам, но и то, что данные народы существуют вообще. Особый интерес представляет констатация существования курдов, которые по азербайжанским данным в Азербайджане “исчезли” в конце 1930-х годов. Получается, что не только не исчезли, но и все еще воспринимаются окружающими в качестве курдов. По-всей видимости, среди курдоов Азербайджана идут определенные процессы в области этнического самосознания. Правда, вот формулировка весьма мягкая, особенно учитывая то, что в 2008 году в Азербайджане были зафиксированы не единичные, а массовые нарушения прав национальных меньшинств. Достаточно вспомнить хотя бы прошлогодние обращения представителей нацменьшинств Азербайджана к международному сообществу, России, Европе, Ирану.

Не лишне было бы представить ряд формулировок из этих обращений. Например, в обращении Талышского Национального Движения к Европе было указано, что “уководство Азербайджанской Республики сознательно создает в местах компактного проживания талышского народа невыносимые условия существования, вследствие чего талыши вынуждены покинуть родные края, обратить взоры в столицу Азербайджана, другие регионы республики, а также скитаться по бескрайним просторам бывшего Советского Союза, в Россию. Сегодня в талышских селениях большинство населения составляют женщины и немощные старики. А взамен в Талыше в массовом порядке размещаются пришлое население с целью изменение этнического состава региона”.А в обращении лезгинского, аварского, цахурского и других народов к международному сообществу эти народы охарактерезовали политику Азербайджана как фашизм. Они заявили, о нависшей над нами опасности физического уничтожения и насильственной депортации. “Азербайджан продолжает политику этнической чистки и тюркизации нашей Родины. Львиную долю должностей в руководстве наших районов, особенно в правоохранительных органах, занимают недавно переселенные к нам этнические азербайджанцы. Регулярно проводятся масштабные полицейские операции, после которых в азербайджанских застенках бесследно исчезают представители нашей интеллигенции”, указано в обращении этих народов к мировому сообществу, распростроненному в июне 2008 года.

Другим аспектом данного вопроса является достаточно интересная динамика изменения формулировок касательно дискриминации по этно-национальной принадлежности в ежегодных докладах американского Госдепа по правам человека. В докладах за 2007 и 2006 гг. формулировки были идентичными той, что была в докладе 2008 года. Формулировка в докладе за 2005 год похожа на предыдущие, но здесь есть ряд маленьких, но существенных отличий. Например, тогда указывалось, что “некоторые группы сообщили о том, что власти ограничивают их возможности в преподавании и печатании материалов на родных языках. В частности, говорящие на фарси и живущие на юге талыши, кавказские лезгины на севере, выселенные из Центральной Азии турки-месхетинцы и курды сообщили о единичных случаях дискриминации, ограничения возможности вести преподавание на родном язке и притеснений со стороны местных властей”. Здесь в первой части ясно видно, что диксриминация проводится не только местными властями, но и властями вообще, в том числе и центральными. К тому же, указано, что именно представители нацменьшинств и сообщили о дискриминациях. Из формулировок же последних этого ясно не видно и теоретически об этом могли сообщить и представители титульной нации, что можно считать даже проявлением самокритики и прогрессом в соблюдении прав человека.

В докладе за 2003 год указано, “что в Азербайджане живут много аборигенных этнических групп и в соответствии с констритуцией данной страны им предоставляется право поддерживать свою национальную идентичность, говорить, учиться, заниматься творческой деятельностью на своем родном языке”. Далее приводится уже традиционная формулировка относительно того, что “некоторые группы сообщили о том, что власти ограничивают их возможности в преподавании и печатании материалов на родных языках". В частности, говорящие на фарси и живущие на юге талыши, кавказские лезгины на севере, выселенные из Центральной Азии турки-месхетинцы и курды сообщили о единичных случаях дискриминации, ограничения возможности вести преподавание на родном язке и притеснений со стороны местных властей”. Но затем появляется соверенно новая формулировка, в соответствии с которой “сепаратистская активность проживающих на юге и говорящих на фарси талышей и кавказских лезгинов на севере в начале 1990-х годов, вызвали подозрения у других граждан и стали причиной случайных случаев дискриминации”. Здесь также было указано, что и другие этнические группы сообщили о дискриминации. Формулировки 2002 и 2001 годов почти аналогична формулировке 2003 года. В этих формулировках имеется определенное противоречие и попытка как-то оправдать дискриминацию, связывая ее с сепаратизмом. Но в такомк случае, как объяснить дискриминацию друх нацменьпинств? Следовательно суть проблемы не в сепаратизме. Скорее сепаратизм стал результатом других процессов.

Интересным представляется и формулировка в докладе за 1999 год. Здесь указано следующее: “Аборигенные этнические меньшинства, такие как талыши, лезгины, аварцы и грузины не подвергаются дискриминации. Однако, турки-месхетинцы и курды жалуются на дискриминацию.” Весьма странная формулировка, которая не сходится с формулировками последуюших лет.

Конечно, можно посчитать, что данные доклады не имеют прикладного характера, но если кроме констатации факта предпринимались бы и конкретные действия, особенно со стороны демократического сообщества, то, возможно в Азербайджане произошли бы определенные положительные подвижки в развитии демократии. К сожалению, в том числе и из-за недостаточной последовательности демократического сообщества, Азербайджан ускоренно и достаточно уверенно трансформировался в монархическое и деспотическое государство. Это, естественно оказывает непосредственное влияние и на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Что можно ожидать от государства, которое угнетает нацменьшинств, которые к тому же являются последователями одной и той же регигии с титульной нацией и имеют много общего в быте, традициях и т.д.? Конечно, при получении любой возможности оказывать ущербное воздействие на НКР и на армянский народ в целом, оно неприменно воспользуется этим. Об этом мы хорошо знаем на собственном опыте. Международное сообщество также должно сделать соответствующие выводы и предпринять конкретные шаги. В противном случае в таком стратегически важнейшем регионе, как Южный Кавказ возникнет весьма непредсказуемыи и опасный субъект.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если лезгинам станет совсем плохо, их протесты против дискриминации станут намного более массовыми. Пока, как видно, большинство лезгин ситуация в основном устраивает. Думаю, что не в последнюю очередь благодаря наличию Арцаха. Власти Азербайджана, которым приходится решать конфликт с армянами, не заинтересованы в обострении ситуации с другими коренными народами, в том числе лезгинами. Вот когда Карабахский конфликт будет урегулирован и у властей Азербайджана отпадет крайняя нужда в демонстрировании своей "толерантности", тогда и придется лезгинам испытать на себе всю глубину этой пресловутой "толерантности" азербайджанских турок. Им (то есть лезгинам)следовало бы заранее подготовиться к резким изменениям. Хотя, может быть, они и готовятся, кто знает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все народы региона за исключением азеротурок заинтересованны в установлении добрососедских взаимоотношений основанных на принципах равенства и взаимном уважении. Плохо то, что ни лезгины, ни талыши не имеют государственного мышления и ментально тянутся к "старшему брату", в годы советской власти ими были русские, сегодня азеротурки.

Чем это закончится сложно сказать, одно ясно, армяне должны, обязаны, перестать комплексовать и начать открыто выступать в поддержку борьбы коренных народов региона за свои права.

Арцах, Лезгистан и Талышистан связаны одной верёвочкой и имеют одну и ту же основную проблему, возможную тюркизацию, разница только в том, что в отношении лезгин и талышей азеротурки пытаются применить т.н. "белый геноцид" и у них это неплохо получается. Не в первую очередь, но в том числе благодаря тому что мы армяне даже мысленно давно уже бросили на произвол судьбы своих вековых соседей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузия вонзает свой нож в олбанскую теорию предков азеро-турков..

В Грузии вышло в свет первое научное издание кавказско-албанских текстов

Академия наук Грузии и Национальный центр рукописей выпустили в свет первое в истории научное издание текстов на кавказско-албанском языке.

В основу двухтомника легли пергаменные рукописи-палимпсесты (манускрипты, написанные поверх счищенных более ранних текстов), обнаруженные в монастыре святой великомученицы Екатерины на горе Синай. Их нижний слой, датируемый приблизительно VII веком, содержит фрагменты всех четырех Евангелий, соборных и павловых посланий, а также Ветхого Завета в переводе на агванский (кавказско-албанский) язык. Тексты были расшифрованы, переведены на английский язык и подготовлены к печати Зазой Алексидзе, Йостом Гипертом и Вольфгангом Шульце.

Двухтомник, изданный в рамках совместного грузино-германо-французского проекта, включает также историческое введение, научное описание палимпсестов, подробную характеристику кавказско-албанского письма и грамматики, о которой до сих пор почти ничего не было известно.

Тексты представлены как в оригинальном шрифте, так и в транскрипции. Приложены греческая, армянская, грузинская и другие параллельные версии.

Издание иллюстрировано ультрафиолетовыми и мультиспектральными снимками страниц палимпсеста.

Агванский (кавказско-албанский) язык — язык Кавказской Албании, одного из христианских государств Южного Кавказа. Был распространен среди племен, населявших с древнейшей поры предгорный и отчасти горный ареал Восточного Кавказа (включая равнинную полосу Дагестана и Азербайджана). Относился к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков, представляя собой, по общему мнению исследователей, древнее состояние удинского языка, на котором говорят около 8 тысяч человек в Азербайджане, а также Грузии и России.

Историческая традиция свидетельствует о возникновении албанской письменности в V веке нашей эры в связи с принятием албанцами христианства. Долгое время об албанском языке и письменности не было известно практически ничего кроме названия. Лишь в в 1937 году профессор Илья Абуладзе обнаружил албанский алфавит в средневековой армянской рукописи.

В 1948 году в ходе земляных работ на левом берегу Куры в районе Мингечаура (Азербайджан) был обнаружен христианский храм VI-VII вв. и найден первый образец достоверно агванской эпиграфики. Небольшая серия эпиграфических памятников оставались практически единственным источником сведений о языке вплоть до 1990-х годов, когда директор Института рукописей АН Грузии профессор Заза Алексидзе идентифицировал язык нижнего слоя двух палимпсестов, обнаруженных в 1975 году в Синайском монастыре, как кавказско-албанский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а от грузин больше надо ждать неприятностей , чем от азеров, азера хоть враги, а грузины в любой момент не токо в спину нож вокнут, а за свое "княжеское достоинство" и лопату вставят((

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все народы региона за исключением азеротурок заинтересованны в установлении добрососедских взаимоотношений основанных на принципах равенства и взаимном уважении. Плохо то, что ни лезгины, ни талыши не имеют государственного мышления и ментально тянутся к "старшему брату", в годы советской власти ими были русские, сегодня азеротурки.

Чем это закончится сложно сказать, одно ясно, армяне должны, обязаны, перестать комплексовать и начать открыто выступать в поддержку борьбы коренных народов региона за свои права.

Арцах, Лезгистан и Талышистан связаны одной верёвочкой и имеют одну и ту же основную проблему, возможную тюркизацию, разница только в том, что в отношении лезгин и талышей азеротурки пытаются применить т.н. "белый геноцид" и у них это неплохо получается. Не в первую очередь, но в том числе благодаря тому что мы армяне даже мысленно давно уже бросили на произвол судьбы своих вековых соседей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Зацените что настоящие албанцы мутят.

Изменено пользователем ZIDANE (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 159 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    159 гостей
    stephanie S Warsag Sigo melkum vanski Левон Казарян Monica B. irrenna
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...