Перейти к публикации

Ливанские армяне


Марга

Рекомендованные сообщения

Первое мое знакомство с ливанскими армянами произошло в 2005 году. Тогда студенты ливанской армянской общины приехали на экскурсию в Армению и мы случайно встретились в Нораванке. В них было столько радости, столько гордости, столько патриотизма!!! Пели и танцевали армянские песни прямо перед церковью, а все туристы им хлопали :)

Еще слышала, что священники Киликийского каталикосата умеют владеть оружием и ОБЯЗАНЫ его применять для защиты своей паствы :shljapa:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 21
  • Создано
  • Последний ответ

Вот такая статья мне попалась на глаза...

НА ЧЕМОДАНАХ

Автор Зара ГЕВОРКЯН

Thursday, 02 November 2006

http://www.golos.am/index.php?option=com_c...ask=view&id=141

"У ливанских армян сегодня есть три пути: ассимилироваться, уехать куда глаза глядят и вернуться в Армению", - считает историк и публицист Геворг ЯЗЫЧЯН

- Геворг, более 10 лет вы живете в Армении, но, будучи гражданином Ливана, постоянно там бываете, и, стало быть, знаете ситуацию изнутри. Что происходит в поствоенном Ливане и какие настроения преобладают среди ливанских армян?

- Я недавно вернулся из Ливана, но побывал также в Сирии и могу сказать, что ситуация в некотором роде складывается парадоксальная. В ходе войны больше всего пострадали шиитские районы - юг Ливана и юг Бейрута. Там очень много разрушений. Армяне, живущие в Ливане, никакого прямого ущерба не понесли, но сегодня именно армянская община находится в самом безнадежном положении, и связано это с обострением внутриполитической обстановки в поствоенном Ливане. Два политических лагеря - проамериканский и проиранский (просирийский) - все чаще переходят от политических дискуссий к прямым угрозам и насилию, что в самой ближайшей перспективе чревато гражданской войной, вероятность которой сегодня в Ливане очень велика. Очевидно, что начало гражданской войны означает конец армянской общины Ливана. И наши соотечественники это прекрасно понимают. Поэтому 90% армян в Ливане сегодня сидят на чемоданах, и главный вопрос для них сегодня "куда ехать?".

Канада и Греция открыли легкий доступ к визам для армян (и христиан вообще) , желающих покинуть Ливан. Часть наших соотечественников хочет приехать и обосноваться в Армении. Собственно, процесс репатриации уже идет. По моим данным, уже более 5 тысяч армян постоянно живут в Армении и еще 3-5 тысяч проводят здесь несколько месяцев в году. Очень важно было то, что во время войны Армения выразила готовность открыть двери для ливанских армян. К сожалению, организационные структуры общины, в частности Церковь, резко отрицательно отнеслись как к этому призыву, так и к стремлению многих ливанских армян вернуться на родину.

- Вы имеете в виду выступления в прессе Католикоса Дома Киликийского Арама I, призывавшего ливанских армян не покидать Ливан и воздержаться от массовой репатриации на родину?

- Да, в своем интервью ливанской газете "Зартонк" Католикос Арам I заявил, что официальные речи некоторых представителей власти в Армении в пользу репатриации на родину ливанских армян - неприемлемы, вредны и опасны. На мой взгляд, это просто оскорбительно. В этой связи хотелось бы вспомнить одного из предшественников нынешнего Католикоса Дома Килийского, Гарегина Тер-Овсепяна, благословившего репатриацию армян на родину в конце 40-х годов прошлого столетия. Вообще, как можно называть эпитетами "неприемлемый", "вредный", "опасный" желание любого армянина вернуться на свою родную землю? Думаю, именно это неприемлемо. С другой стороны, подобные мысли озвучивает не только Католикос Арам I.

В своем интервью одной из ливанских газет в таком же духе высказался посол Армении в Ливане Ваагн Тер-Гевондян: дескать, с одной стороны, Армения готова предоставить бесплатные визы ливанским армянам, но с другой - власти Армении не считают желательной массовую репатриацию армян из Ливана.

- В смысле желательнее сохранить общину, то есть сохранить Диаспору?

- Именно так. Но, спрашивается, зачем нужно сохранение Диаспоры, если оно не служит средством для достижения истинной цели - возвращения армян на родину, воссоединения армянства в Армении? У ливанских армян сегодня есть три пути: первый - ассимилироваться, слиться с арабами. При этом надо учитывать, что сами арабы-христиане не принимают арабизированных армян за своих и должно смениться несколько поколений, чтобы произошла полная ассимиляция. Второй путь - уехать куда глаза глядят, что опять же путь Спюрка и скитаний. И третий - вернуться в Армению, на свою историческую землю, что должно быть целью любого армянина. И власти Армении должны определиться с животрепещущим вопросом организации массовой репатриации.

- Так ведь столь масштабный процесс требует серьезных финансов. Где же деньги взять?

- Если будет поставлена цель, деньги найдутся. Есть действительно серьезная проблема, которая упирается в область психологии - проблема психологической адаптации репатрианта, которую обязательно придется решать с помощью соответствующих психологических, социологических служб. Подобный подход вкупе с урегулированием законодательства в отношении репатриантов, определением их юридического статуса решит ключевые проблемы репатриантов. Но начать сам процесс репатриации необходимо, если мы намерены уберечь армянство Спюрка от ассимиляции. В этом году я был в Кесабе (Сирии) и своими ушами слышал, как девять из десяти армянских детей называют "молоко" арабским словом "халиб", будучи уверенными, что это по-армянски. Сегодня организационные структуры армянской общины Ливана и Спюрка, вообще говоря о необходимости сохранения Диаспоры, по сути озабочены не сохранением армянства, а самосохранением. То есть ориентируются на сугубо личные, сиюминутные интересы, а не исходят из интересов национальных. Между тем очевидно, что даже самый дееспособный Спюрк рано или поздно грозит армянству ассимиляцией и единственное место на земле, где армянин может оставаться армянином, - это Армения.

- Какие конкретно шаги должно предпринять государство, чтобы запустить процесс репатриации и предоставить армянам Спюрка, и в частности ливанским армянам, более или менее стабильную перспективу на будущее?

- Во-первых, необходимо как можно скорее принять закон о репатриации, а не тормозить его всячески. Во-вторых, в Армении нужно создать государственные структуры, ответственные за связи со Спюрком. В Ливане, к примеру, такая структура действует, так же как и в Сирии, где три года назад было создано Министерство по делам Диаспоры. То же самое можно сказать о России, Польше, Венгрии, Греции, Израиле. А в Армении подобной структуры фактически нет - это при условии, что 2/3 нации живет за пределами родины. Далее: необходима программа репатриации. Опять же обращусь к опыту Израиля, где репатриантов принимают буквально у трапа самолета. Их обучают языку, истории, географии своей страны. В Израиле действует так называемое Министерство абсорбции, в функции которого входит превратить евреев, приезжающих из Польши, Венгрии, США, Индии и т. д. , в граждан Израиля. Почему бы Армении не поставить такую же цель - превратить репатриированных армян, приезжающих из разных стран, в граждан Республики Армения? Ведь цель куда как благородная - объединить армянство на родине, создать сильное государство общими усилиями всего армянства.

Сегодня мировые тенденции таковы, что диаспорам трудно выживать и сохранять свою национальную идентичность, свои корни в чужой стране. С каждым днем им становится все некомфортнее. В том же Ливане сегодня арабы говорят армянам, что рано или поздно им придется уехать, хотя бы в целях сохранения личной безопасности. Армянская община Ливана уже не так сильна и многочисленна, как раньше, - сегодня армян в Ливане максимум 60 тысяч. Армянское лобби в Ливане уже не обладает столь мощными рычагами воздействия на государство, как раньше, и не в состоянии защищать свои интересы. Яркий пример - недавние выступления ливанских армян, направленные против присутствия в Ливане турецких миротворцев, которые ни к чему не привели. Более того, в ливанском парламенте над армянскими коллегами в ходу довольно циничные и оскорбительные шутки - недавно спикер осадил депутата-армянина словами: "Садись! Или ты хочешь, чтобы я ввел сюда турецкие войска?" Очень показательно, на мой взгляд.

Что же касается ослабления Спюрка, то этот процесс в той или иной степени происходит со многими другими общинами. Миграция, ассимиляция уничтожают некогда сильные диаспоры. Где сегодня 300-тысячная армянская колония в Польше? Нет ее, она подверглась ассимиляции. Подобная участь ждет так или иначе весь Спюрк, и единственное, что может воспрепятствовать ассимиляции армянства на чужбине, - это репатриация, возвращение армян на Родину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а еще они вот такие...

NEWSru.co.il :: Ближний Восток Четверг, 12 октября 2006 г. 21:29

http://www.newsru.co.il/mideast/12oct2006/turkish_print.html

Армяне Ливана требуют изгнания турецких миротворцев

Тысячи ливанских армян вышли в четверг на улицы Бейрута в знак протеста против присутствия в рядах миротворческого контингента UNIFIL турецких военнослужащих. Эту акцию возглавили политические и религиозные лидеры армянской общины Ливана. Об этом сообщает 12 октября немецкое информационное агентство DPA.

Демонстранты несут плакаты с надписями: "Присутствие турок оскорбляет 140.000 ливанских армян" и "Геноцид и резня – вот мир по-турецки". Напомним, что двумя днями ранее в Ливан для борьбы с "Хизбаллой" прибыли 700 турецких моряков.

Отметим также в связи с этим событием, что Национальное собрание Франции приняло в четверг законопроект, объявляющий преступлением отрицание геноцида армян в Оттоманской империи 1915-1917 годов. В настоящий момент документ направлен на одобрение сенаторам, пишет NEWSru.com

Законопроект вызвал протест со стороны Турции, страны, являющейся наследницей Оттоманской империи, передает "Интерфакс". В ответ Турция намеревалась рассмотреть возможность принятия аналогичного закона, касающегося преступлений, совершенных Францией в Алжире. Однако дальше прений в парламентской комиссии по правосудию законопроект не прошел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

еще одно мнение...

http://www.168.am/ru/articles/2973-pr

“Где хлеб, там и пристанище”

Лилит АВАГЯН | Ноябрь 14, 2006

Типичное армянское изречение

Какая-то картина на сюжет Масиса, звучащая на армянском рабис музыка, слезные глаза при воспоминаниях об Армении и Геноциде: для миллионов армян из Диаспоры этим начинается, этим и заканчивается Родина. Для многих в Армении понятие “Родина” опять же - не эмоция. Следовательно, число армян, освежающих скудеющие ряды покидающей свою Родину и ассимилирующей с чужестранцами диаспоры, растет. В сознании местного населения Диаспора - вечное явление, роль которой ограничивается высылаемыми материальными средствами и проведением лобби признания Армянского геноцида в разных странах. Однако, как уверяет доктор политологии, руководитель исследований стратегического центра “Арарат” Армен Айвазян, наивно думать, что диаспора - вечное явление: “Диаспора может быть вечным явлением, пожалуй, для Китая. Китай могут покинуть и ассимилировать миллионы людей, однако, это ни коим образом не скажется на демографической картине Китая. В нашем случае диаспора существует за счет покинувших Армению и ближневосточные страны. Сегодня ситуация такова: население Армении сокращается, и этот процесс не может продолжаться вечно: население Армении не может до бесконечности предоставлять диаспоре человеческий ресурс для ее сохранения, потому что в той же диаспоре армяне все время ассимилируют. Диаспора означает - недостаток в армянском, незначительное знание армянского языка или полное незнание, недостаток армянской идеологии, бесконечный процесс ассимиляции. А ассимиляция - болезнь, что-то на подобие психического заболевания: с одной стороны, человек является представителем определенного этноса, с другой стороны, его бытовые цели полностью пребывают в другой области”. Наше возражение о том, что армянские общины на Ближнем Востоке, Европе, США до того мощны, что владеют экономическими и политическими рычагами, политолог не принял. По его мнению, армянская община на Ближнем Востоке сократилась на столько, что в предстоящие два десятилетия организованная армянская община изживет себя полностью: “На Ближнем Востоке ассимиляция происходила медленнее, поскольку окружение было магометанским, однако, если 30 лет назад в кругу ливанских армян смешанные браки составляли небольшой процент, сегодня они почти равны проценту армянской общины в Америке - около 50 процентов. Община в Ливане, считающаяся одной из наших мощных общин, по последним данным, сегодня осталось 60 тысяч армян (30 лет назад там было 250.000 армян). Не исключено, что в результате последней израильско-ливанской войны, эти 60.000 также покинут страну. Положение ливанских армян достаточно тяжелое: они лишены прежних рычагов и пребывают в несколько угнетенном положении. Приведу два примера: через два дня после 24-ого апреля этого года центральная площадь второго по величине города Ливана - Триполи, названа именем Абдула Хамида. То есть, отношение к армянскому фактору там не слишком серьезное, что подтвердилось и вводом в Ливан турецких миротворческих войск вопреки жалобам ливанских армян. Следовательно, надеяться, что армянская община в Ливане выдержит давления, будет жить и процветать, не приходится”. Армен Айвазян также напомнил создавшуюся напряженную атмосферу вокруг Ирана, вероятность войны (в Сирии): “Это процессы, которые вытеснят армян из Ближнего Востока. Задача в том, чтобы привести их в Армению. Сегодня Армения опустошается и переживает серьезный демографический кризис. Эмиграция продолжается. Один из методов компенсации эмиграции - репатриация. Эта идея, кажется, неприемлема для руководителей нашей страны и диаспоры. Не ведется никакой пропаганды для поощрения репатриации, хотя и она началась: за последние 15 лет тысячи армян по своей инициативе (от 5 до десяти тысяч) приехали и живут в Армении. Они приезжают на свои средства. Просто государство должно содействовать их адаптации. Мы получаем десятки миллионов долларов помощи на асвальтирование дорог. Если можно добыть средства на асвальт, почему нельзя добыть средства на организацию репатриации. Мы имеем армянские общины в Ираке, Иране, Ливане, Сирии, Тбилиси : потерять их - полнейшее преступление. Армянская диаспора сегодня насчитывает 6-7 миллионов армян, из которых хотя бы тысячи желают вернуться на родину во имя того, чтобы оставаться армянином и сохранить поколения армян. То есть, духовное предпочитают материальному”. Католикос Арам Великого Дома Киликии недавно в газете “Зартонк” репатриацию ливанских армян посчитал просто вредной и опасной. Такое заявление католикоса Арама не удостоилось необходимого отклика ни в Армении, ни в Диаспоре: молчание хранил Эчмиадзин, хранили молчание несведущие в подобных вещах и несознающие опасность подобных заявлений наши руководители. “Рано или поздно, диаспора осуждена на ассимиляцию, осуждена на контролирование со стороны чужеродных сил, и единственное место, где армянин может стать хозяином своей судьбы (хотя в Армении мы еще не хозяева своей судьбы), только Армения. Добавлю, что вышеупомянутое заявление и последовавшее за ним молчание показатель того, что армянские структуры зачастую не служат армянским интересам, что эти структуры не в силах противостоять антиармянской пропаганде”. Систематически, особенно на сьездах “Армения-Диаспора” звучат высокопарные слова о сохранении в диаспоре армянского духа, однако никогда не говорится о цели его сохранения: во имя чего армянин должен оставаться армянином, скажем, в Бразилии. По мнению Армена Айвазяна, целью сохранения армянского духа должно быть - сохранить Армению Арменией: “Говоря Армения, должны понимать также Арцах и освобожденные территории. Армения не может существовать в подобном окружении с населением в 3 миллиона человек: это вполне очевидные вещи. Однако для государственных мужей Армении репатриация воспринимается как шаг, ставящий под угрозу их экономическую, а следовательно и политическую монополию. Хорошо, в чем была цель сохранения армянского духа изначально? Чтобы признали геноцид? А после признания геноцида сказать: хорошо, свои национальные задачи мы решили? Нет, основной задачей сохранения армянского начала была и остается - возвращение на родину армян-эмигрантов и их поколений, жить под сенью собственной государственности, развивать армянскую политику и культуру”. По мнению г-на Айвазяна, в действительности Армения нуждается не столько в материальной помощи, сколько морально-психологической, которая была бы основана не на жалости к родине, а на чувстве гордости и почтении. Потому что армянская родина не только та, что в настоящий момент зрима и осязаема. Армянская родина - история, культура, достоинство и, конечно, территория: “Лучшее и наиболее верное средство максимальной помощи Родине - репатриация. Ведь неслучайно, что всего через 2-3 дня после окончания последней ливанской войны и понесенных Израилем неудач из самых развитых стран мира: США (400 человек), Великобритании (145 человек) и Канады, в общей сложности около 800 евреев организованным образом репатриировали в Израиль”. Разве они не видели, что на территории Израиля взорвались десятки тысяч ракет? Видели. Может в Израиле жизненный уровень выше, чем в вышеупомянутых странах? Нет, ниже. То есть, духовное люди предпочитают материальному. Как это достигнуто? Прежде всего, пропагандировалась идея, во вторых, помогло государство. С 2000 года только из Соединенных Штатов в Израиль репатриировало 13.179 евреев, которые составляют всего 6 процентов от 224.641 репатриировавших евреев со всего мира за тот же период. Одна из целей таких действий - внушение израильцам уверенности в будущее своей страны. Кстати, отмеченный период совпадает со 2-ой Интифадой.

А мы? Почему государство Армении или организации диаспоры хоть раз не проведут подобной акции, хотя и война закончилась 12 лет назад? Ведь репатрианты могут выполнить ту же роль, какую на фронтах выполняют свежие полки, приходящие на замену уставшим и истощенным, хотя и отборным отрядам. Сегодня ни в диаспоре, ни в Армении мы не имеем серьезных структур, которые занимались бы только проблемами репатриации.

Словом, как находит политолог, во имя Армнеии на настоящем этапе нужно руководствоваться новым лозунгом: “Демография решает все”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О некоторых проблемах ливанского армянства http://www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=444

Аракс Пашаян

Современная община ливанских армян1 сформировалась в основном во время Первой мировой войны и последующие ей 1915-39гг. в результате трех волн эмиграции и традиционно считалась одной из самых влиятельных, приверженных армянским духовным и культурным ценностям общин Среднего Востока.

Будучи представленной в политической жизни Ливана – в парламенте и правительстве2, община ливанских армян по своей численности считалась одной из 7 основных религиозных общин после шиитов, маронитов, суннитов, друзов, православных христиан3.

Армяне, представленные апостольской, католической и евангелистской общинами, в основном проживают в Бейруте, Триполи, Сейде, Захле, Алейе, а также в Айнчаре – единственном армянском поселке городского типа во всем Ливане.

Первый серьезный удар армянство Ливана ощутило во время 15-летней гражданской войны, начавшейся в 1975г. Только благодаря политике «положительного нейтралитета» общине ливанских армян удалось уберечься от более крупных потерь и убытков. Однако в течение войны значительная часть ливанских армян эмигрировала из страны.

Очередное испытание для Ливана, находящегося в эпицентре ближневосточного конфликта и сфере традиционных интересов Запада в этом регионе, было связано с войной, развязанной Израилем в июле-августе 2006г. и нацеленной на уничтожение инфраструктур Хизбаллы. Армяне, как и все ливанцы, пострадали из-за войны. Для армянина среднего поколения, уже повидавшего несколько войн, Ливан (где он родился и провел сознательную жизнь) не кажется столь надежным местом для жизнедеятельности и сохранения национальной идентичности.

В исследовании, основанном на методе «устной истории» (Oral History), мы затронули несколько проблем, касающихся ливанских армян. Решению выдвинутых нами задач способствовали наши беседы с Варданом Ташчяном, Мкртичем Япунджяном, Овсепом Артиняном, Шаганом Унджяном и Назаретом Папикяном – представителями общины ливанских армян.

Эмиграция как реальность

Опрос, проведенный в Ливане после войны июля-августа 2006г., показал, что примерно 50% ливанцев при возможности покинут страну. Миграционные настроения наиболее сильны среди молодежи Ливана.

Таковы же умонастроения среди ливанских армян.

Согласно официальным данным, численность ливанских армян до гражданской войны 1975г. составляла 200-250 тысяч, что, однако, спорно. По неофициальным данным, максимальная численность армян в Ливане составляла 180 тысяч. Война 1975-89гг. привела к широкомасштабной эмиграции, в результате чего численность ливанских армян постепенно сократилась. До войны 2006г., согласно официальным данным, она составляла порядка 40-50 тысяч. (Для уточнения численности армян в Ливане будет правильно учесть и число учащихся в армянских национальных школах и других учебных заведениях – порядка 10 тысяч учеников).

Вообще, публикация уменьшенной численности армян невыгодна епархии армянской церкви, т.к. большая община ливанских армян, соответственно, может получить больше мест в парламенте и больше политических должностей.

Война 2006г. вновь проявила старые тенденции исхода из Ливана. Были люди (и семьи), которые во время войны 2006г. находились в Америке или Европе. Многие из них не вернулись. Многие покинули Ливан после войны. Однако их точное число неизвестно. Реальная картина эмиграции может стать более ясной в течение ближайших 1-3 лет. Наиболее вероятно, что точные данные об эмигрантах будут у армянской епархии4. Сейчас «чемоданное настроение» у многих, кто собирается отбыть в Европу или Америку.

Основная часть богатых ливанских армян, как правило, кроме ливанского гражданства, имеет еще и подданство Канады, США или какой-либо европейской страны. Особенно много подданных Канады, что связано с облегчающей въезд миграционной политикой этой страны. Канада и сейчас готова принять эмигрантов из Ливана. Отметим также, что среди эмигрантов много также традиционно франкоязычных и прозападно настроенных христиан-маронитов. По данным, полученным из маронитских источников, из Ливана уже эмигрировали 250 тысяч человек.

Состоятельные слои ливанских армян, несмотря на проживание в Ливане, имеют какую-либо собственность за границей. Для тех социально защищенных ливанских армян, которые не имеют собственности вне Ливана, война 2006г. актуализировала необходимость приобретения какой-либо собственности за границей. Такого рода альтернативы лишены в основном представители небогатых армянских кругов, которые не покидают Ливан из-за привязанности к своей стране или просто не в состоянии эмигрировать. Примечательно, что для большинства богатых ливанских армян трудно жить за границей из-за привязанности к Ливану. В результате часть года они стремятся провести в Ливане.

Зафиксированы также немногочисленные случаи иммиграции в Армению (кстати, не только из Ливана, но и из других районов Среднего Востока, особенно из Алеппо). В основном иммигранты – представители среднего класса, а также люди, придерживающиеся армянских духовных ценностей. Хотя у этих иммигрантов есть определенные возможности обосноваться в Америке, однако они предпочитают, чтобы их дети жили в армянской среде, получали образование в Армении. Окончив национальные школы и учебные заведения в Ливане, армянские школьники в основном продолжают обучение не в арабских, а европейских и американских учебных заведениях, что весьма способствует познанию европейской образовательной системы и европейских языков. Это обстоятельство способствует быстрой интеграции ливанской армянской молодежи, очутившейся в европейской и американской среде.

Ливанская перспектива с точки зрения армян

За время войны 2006г. христианские районы Бейрута (в том числе и армянский) не подвергались бомбежке, дома армян не были повреждены. Однако в экономическом плане армяне пострадали, как и остальные ливанцы. Этот аспект, несомненно, беспокоит их, показывая, что Ливан не является надежным местом для предпринимательства. А значительная часть армян вовлечена в эту сферу. В общем, среди армян наблюдается подавленность и пессимизм, недоверие к будущему Ливана.

Армян беспокоит несколько вопросов. Одним из них является перспектива жизни в нестабильном регионе, а также проблема шиитского Ливана. В начале войны христиане осуждали Хизбаллу, похитившую двух израильских солдат5. Однако вскоре, когда стало ясно, что на самом деле война имеет другой политический подтекст, этно-конфессиональным общинам Ливана удалось объединиться. Возникла даже некая симпатия к Хизбалле, которая на фоне беспомощности ливанской армии старалась защитить страну от внешней агрессии. Армянские круги оказали шиитским беженцам значительную материальную и моральную поддержку, приютив их в армянских школах.

Ливанцы традиционно дружественно относятся к армянам (не считая отдельные круги маронитов, которые до сих пор не могут простить армянам, которые, будучи христианами, не присоединились к их союзу во время гражданской войны).

В свою очередь, армяне также позитивно настроены к остальным ливанским общинам. В общем, армяне сочувствуют борьбе Хизбаллы, задача которой – противодействие Израилю. В этом контексте надо отметить, что в отличие от других христианских кругов, среди армян нет акцентированных антисирийских настроений. (Значительная часть армян, в основном сторонники АРФ «Дашнакцутюн», ныне являются сторонниками генерала Ауна).

Однако среди армян вызывает определенную обеспокоенность факт активизации шиитского фактора во внутриполитической жизни Ливана. Пока Хизбалла заверяет, что не имеет цели утвердить в стране исламский строй, шиитский фактор для армян не актуален. Однако христиане, и армяне в том числе, сознают, что именно шииты имеют самый высокий демографический показатель, они стойки и глубоко привязаны к своей родине.

Вопрос единства ливанских армян

Общину ливанских армян вряд ли можно считать сплоченной. Армянские политические партии, каждая в соответствии со своей ориентацией, сотрудничают с определенными ливанскими партиями и союзами. Жизнь общины статична и протекает в постепенно высыхающем русле традиционных структур. Трудности общины обусловлены отсутствием четкой ориентации. Армяне ситуативно выступают то от имени армянства, то как ливанцы, вместо того, чтобы объединить эти ипостаси. Доказательство тому – недовольство армянской общины и протест по поводу включения Турции в миротворческие силы. Тогда как данная реальность исходит из интересов Ливана. Традиционные структуры не предпринимают конструктивных шагов по сплочению армянской общины и ее выводу из положения гетто. В общине почти нет независимых интеллигентов, способных обсудить ее ключевые проблемы. Таким образом:

Эмиграция армян из Ливана после войны 2006г. не носит массовый характер, однако их численность в Ливане значительно сократится.

Не исключено, что в результате войны 2006г. значительно ослабеет и культурная, спортивная, образовательная жизнь армянства6.

Слабость общины ливанских армян означает, что сдает позиции некогда сильная на Ближнем Востоке община, имеющая большой вклад в армянский лоббинг.

Было бы желательно, чтобы эмигрирующие ливанцы обосновались в Армении, что придало бы новый импульс армянской действительности и пополнило бы население Армении, привлекая при этом финансовые инвестиции.

1 Начиная с 17в. вплоть до 19в. в Ливане проживало значительное число армян. Здесь они основали монастыри, церкви, школы. В 1861г., когда Османская империя признала «органический статус» Ливана, первым мутасарифом (правителем) ее автономии был назначен армянин Карапет Артин Даудян (Дауд паша).

2 В настоящее время в ливанском парламенте есть 6 армянских депутатов, а в правительстве – 2 министра.

3 Ливану свойственна определенная религиозная пестрота. Этим обусловлен тот факт, что среди арабских стран Ливан отличается своеобразным государственным устройством, в основе которого лежит конфессиональный принцип. Согласно Национальному союзу, скрепленному в 1943г., религиозный принцип действует при назначении на политические должности и распределении депутатских мест в парламенте.

4 В армянских колониях Среднего Востока каждый приход имеет своего священника, который по религиозным праздникам обходит дома прихожан. Именно священники поддерживают активную связь с членами общины и могут иметь сведения об отбывших из страны.

5 Вообще, христиане Ливана, особенно марониты, обвиняют шиитов Ливана в создании кризисной ситуации в стране и конфронтации с Израилем.

6 Культурную жизнь Ливана значительно оживляет периодика. В настоящее время в Ливане публикуются «Аздак» («Стимул») дашнакцаканов (газета), «Зартонк» («Пробуждение») рамкаваров (трехдневная газета), «Арарат» гнчаков (еженедельник), литературные издания «Багин» и «Ширак», а также журналы «Спюрк», «Марзик», «Масис», «Арцив», «Цагик», «Дитак» и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всегда с глубочайшим уважением относился к ливанской армянской общине. Для меня ливанская община была, наверное, моделью ячейки арм. диаспоры. Не говоря о патриотическом настрое армян-ливанцев, особо хочется отметить самоорганизацию внутриобщинной жизни, паралельно с интеграцией в жизнь Ливана. И это при малом количественном составе. Может у меня несколько радужные представления о ливанской общине, но структуры армян - культурные, образовательные, политические - говорят сами за себя.

Как бы то ни было, мне очень не хотелось бы исчезновения этой плодотворной и талантливой общины. Даже при условии их переезда в Армению в полном составе, что впрочем нереально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как бы то ни было, мне очень не хотелось бы исчезновения этой плодотворной и талантливой общины. Даже при условии их переезда в Армению в полном составе, что впрочем нереально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а что в этом плохого?

мне например не нравится, когда люди не зарабатывают и живут в проголодь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но, спрашивается, зачем нужно сохранение Диаспоры, если оно не служит средством для достижения истинной цели - возвращения армян на родину, воссоединения армянства в Армении? У ливанских армян сегодня есть три пути: первый - ассимилироваться, слиться с арабами. При этом надо учитывать, что сами арабы-христиане не принимают арабизированных армян за своих и должно смениться несколько поколений, чтобы произошла полная ассимиляция. Второй путь - уехать куда глаза глядят, что опять же путь Спюрка и скитаний. И третий - вернуться в Армению, на свою историческую землю, что должно быть целью любого армянина. И власти Армении должны определиться с животрепещущим вопросом организации массовой репатриации.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

тут два пути - либо возвращаться без притензий и вкладывать деньги в покупку земли, домов, в благоустройство и т.д.

либо, заставить Турцию вернуть хотя бы земли, но для этого потребуется жесткая юридичекая защита.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

российской диаспоре не то чтобы поучится, это нереально, а просто остается завидовать... :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну Армяне и в Ливане ассимилируются с христианскими арабами. Просто там их меньшинство, выбор все же невелик. Мусульмане держат армянскую общину консолидированной.

А в России - непаханое поле. Здесь намного легче сгинуть.

Потом в том же Ливане армяне живут кварталами, гетто. Нечто подобное можно, отчасти наблюдать в Сирии, Бостоне (Вотертаун), Лосе (армянский пояс) и Марселе. А в РФ - где наши гетто? Ну есть парочка - Сочи-мочи, Чалтырь-малтырь. Это от силы 200-300 тысяч человек. А большинство все-таки бомжует по Красноярскам, Новосибирскам, Улан-Удэ и так далее...

Знакомый ездил во Владивосток. До сих пор от шока отойти не может. Картина: автотрассатрасса Чита - Хабаровск. Середина пути. До каждого из городов по нескольку сотен километров. До ближайшей деревни из 3-х домов километров 90-100. На обе стороны от дороги - глухая тайга. Стоит... даже не палатка, а открытый мангал с навесом, армянин жарит шашлык...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В ОАЭ основной костяк армянской общины-именно ливанские армяне. Что сказать, интелегентные, воспитанные, патриотичные, предприимчивые. Глядя на них ИМЕННО испытывал определённую зависть :/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 105 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    105 гостей
    w i t o Левон Казарян khnushinak Rubik Sigo melkum RDR Ara55 stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...