Перейти к публикации

Шуши- армянский город


Patologist

Рекомендованные сообщения

Так все и было.

:shljapa:

Изменено пользователем Gorn (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 209
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Видный российский поэт и знаток Кавказа Сергей Городецкий в марте 1919 года в газете "Кавказское слово" опубликовал статью о Карабахе. В ней он писал: "В Карабахе в течение двух тысяч с лишним лет армянский народ выдерживал натиск кочующих племен, сохраняя свою культуру, обороняя свое национальное лицо". "Все будущее возрожденных наций, - отмечал Городецкий, - зависит от того, найдут ли они в самих себе достаточное количество, так сказать, дрожжей своей национальной культуры. При таких условиях все центры, где по тем или иным причинам сконцентрировалась культурная жизнь, приобретают исключительное значение. Таково и значение Карабаха для Армении".

И действительно, трудно переоценить роль и значение Карабаха в политической и культурной истории армянского народа. Здесь, на небольшой территории, сконцентрировано такое количество армянских фортификационных, религиозных и культурных памятников прошлых веков, какое вряд ли найдешь в каком-либо ином уголке нашей планеты. Общее число армянских памятников культуры в Арцахе превышает 2 тысячи! Это крепости, замечательные храмы и монастыри, церкви и молельни, постоялые дворы и общественные здания. Со времен раннего христианства сохранились также тысячи бесподобных межевых и поминальных хачкаров (камней с разным изображением креста), ажурная вязь которых, переплетающаяся с армянским орнаментом и письмом, с давних времен вызывает восхищение чужестранцев. Поэт Эдуардас Межелайтис назвал хачкары "армянским феноменом, своеобразным символом Армении".

... В древности Карабах именовался Арцахом. Еще в VII - VIII веках до нашей эры он входил в состав Араратского, а затем Великого Армянского царства. Об этом свидетельствуют такие древнегреческие авторы, как Страбон, Плиний старший, Плутарх, Клавдий Птолемей и другие.

Мощный подъем духовной культуры в Армении, в том числе и в Арцах-Карабахе, начался в IV веке, когда армяне в 301 году первыми в мире приняли христианство в качестве государственной религии. Тогда и начался здесь широкий размах строительства прекрасных культовых сооружений, самым значительным из которых явился монастырь Амарас.

Это было в начале IV века, когда святой Григорий Просветитель, первый Католикос всех армян, в цветущей долине реки Амарас основал христианский монастырь. Амарасская долина и сегодня поражает своей первозданной красотой, пышной зеленью полей, садов и лесистых склонов. В этом благословенном краю в начале V века создатель армянского алфавита Месроп Маштоц недалеко от амарасского монастыря открыл также первую армянскую школу. Очень скоро культовый комплекс Амараса стал главным центром духовной и культурной жизни Арцах-Карабаха. Древний Амарас пережил на своем веку все тяготы горькой судьбы, которые выпали на долю Карабаха и карабахцев. Его разрушали, предавали огню иноверцы-завоеватели: татаро-монголы, арабы, а также кочевые тюркские племена, которые стали вторгаться в пределы Карабаха на рубеже XII века. Но карабахцы сопротивлялись, отстаивая свою землю, свою веру. Поднимался из пепла и вновь отстраивался Амарас - символ армянской стойкости.

Помню себя совсем мальчиком, когда моя ученая тетка, княгиня Мелик-Шахназарова-Аргутинская - привезла меня в Амарас, где покоились ее предки, и подвела к святыне монастыря - древнему надгробию. Надпись на нем гласила, что здесь захоронен святой Григорис, Католикос Алуанка, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами - диаконами из Арцаха...

Древнейшие архитектурные памятники Арцах-Карабаха мало известны мировой общественности. И объяснение этому одно: многовековое господство чужеземцев не могло способствовать широкой пропаганде их достоинств. Более того, иноверцы задавались единой целью - разрушать, стирать с лица земли карабахские шедевры. И только немыслимое их обилие способствовало тому, что многие из них сохранились до наших дней. Среди них - прекрасный монастырский комплекс Дадиванк со своими десятью сооружениями V - VI веков, храм Вачагана Благочестивого, монастыри Глхо и апостола Егише, купольные храмы Хутудре, Хожараберда, Охти-дурни и другие. Кстати, эти древние храмы, построенные карабахскими зодчими, являют собой яркие образцы необыкновенно рациональных конструкций армянских культовых сооружений.

Выдающийся австрийский искусствовед Йозеф Стржиговский в своей знаменитой книге "Происхождение христианской церкви", отмечая вклад армянского зодчества в мировую строительную технику, писал, что "Возрождению было суждено воспринять существенное преимущество совершенного армянского купола и дать ему широкое место во всем европейском зодчестве".

Многовековая борьба карабахских армян за национальную независимость не могла не способствовать серьезному развитию их фортификационного искусства. Здесь особое внимание уделялось древними строителями не только мощным стенам и контрфорсам, но и особой системе подземных сооружений и сигнальный связи. И сегодня можно любоваться наиболее известными крепостями Карабаха - Хаченобердом, Шикакаром, Тигранабердом, Гюлистаном, Аканабердом и доброй сотне других. Одна из них - знаменитая крепость Джраберд, воздвигнутая в суровой местности, где река Трхи сливается с бурным Тартаром. Средневековый армянский правовед Мхитар Гош свидетельствует, что она впервые упоминается в летописях в связи с набегом хазар в 20-х годах VII века. А классик армянской литературы Раффи, описывая эту мощную цитадель, писал: "Из чудовищной глубины поднимается голая клинообразная скала. Смотришь и восхищаешься: насколько умна природа, что предназначила подобное чудо людям, которые могут найти здесь убежище от свирепых и чуждых орд". Джраберд считается самой неприступной крепостью Карабаха. Она с трех сторон окружена высокими скалами, а с четвертой - укреплена огромными стенами, причем дорога к единственному входу в крепость идет по крепостной стене.

Конечно, архитектурных памятников XII - XIX веков в Карабахе сохранилось значительно больше, чем более ранних построек. И среди них также немало выдающихся сооружений. Их подробно описывали многие историки и искусствоведы - Якобсон, Тревер, Новосельцев, Лео, Орбели и другие. Но истинным шедевром армянской архитектуры Карабаха является, конечно, храм Гандзасар, построенный в 1236 году. Своей монументальностью и изумительными декоративными решениями этот памятник концентрирует в себе все многовековое творчество народа-созидателя. И совсем не случайно, что такой выдающийся знаток архитектуры, как А. Якобсон, назвал этот храм энциклопедией и жемчужиной армянского зодчества, а знаменитый византолог Шарль Дил из Сорбонны считал Гандзасар одним из пяти армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

Немало видных памятников армянской архитектуры было создано зодчими Карабаха и в более близкое к нам время - в период XVI - XIX столетий. Упомянем из них только те, которые были построены в городе Шуши - в центре восточноармянской культуры нового времени. Это монументальный храм Казанчецоц с огромным куполом, который покоится на четырех мощных колоннах. Его стены опоясаны многочисленными декоративными горельефными поясами, а порталы украшены множеством каменных орнаментов. Среди других памятников Шуши достойны упоминания церкви Канач-жам, Кусаноц-ванк, Мегрецоц, а также две мечети - Верхняя и Нижняя, которые являются интересными образцами азербайджанского искусства. Других известных памятников мусульманского зодчества на территории Нагорного Карабаха нет.

Война в Нагорном Карабахе повредила ценные архитектурные сооружения. Сегодня уже можно сосчитать большой урон, причиненный им снарядами и бомбами. Но, как и в былые времена, карабахцы исполнены желания залечить раны войны и сохранить свои святыни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ликбез под рабочим названием "Если Шуша - армянский город..."

Если Шуша - армянский город, почему она ни разу за свою 250-летнюю историю не входила в состав государства под названием "Армения"?

Если Шуша - армянский город, почему согласно налоговым реестрам за 1823 год армяне в Шуше составляли всего 25% населения (или 4366 человек)?

Если Шуша - армянский город, почему первая церковь была построена в городе только в 1816 году, в то время как первая мечеть - в 1768?

Если Шуша - армянский город, почему в дореволюционных учебных заведениях города изучение азербайджанского языка было обязательным, а армянского - нет?

Если Шуша - армянский город, почему авторитетные источники (как средневековые, так и современные) связывают её основание с именем хана Панаха?

Если Шуша - армянский город, почему она со всех сторон окружена азербайджанскими сёлами, где армяне отродясь не проживали?

И так далее до бесконечности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Bender B.R., понятно. Но если Армении на момент основания Шуши, как вы говорите, не было, то каким макаром оккупация этого явно неармянского города с 92%-ным азербайджанским населением величается "освобождением"? Освобождать физически можно только оккупированное. Возвращение Нагорного Карабаха и остальных районов в состав Азербайджана, например, можно справедливо назвать освобождением. А с Шушой, которая по сей день признаётся мировым сообществом частью Азербайджана, понятие "освобождение" даже с большой натяжкой не вяжется.

P. S. Хотя подозреваю и понимаю, что используется оно сугубо с намерением заставить массы поверить в собственный "героизм", за что массы не виню. От пагубной пропаганды в наши дни никто не застрахован.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот не пойму смысла такого "диалога". Обе стороны не изменят своего менения ни в отношении истории ни в отношении того кто её фальсифицирует, ни в отношении того что етсь освобождение а что оккупация. что толку перемалывать воду в ступе?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

И еще плиз ссылки из независемого источника, численность населения Шуши до резни.

Изменено пользователем Ундина (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ликбез под рабочим названием "Если Шуша - армянский город..."

Если Шуша - армянский город, почему она ни разу за свою 250-летнюю историю не входила в состав государства под названием "Армения"?

Если Шуша - армянский город, почему согласно налоговым реестрам за 1823 год армяне в Шуше составляли всего 25% населения (или 4366 человек)?

Если Шуша - армянский город, почему первая церковь была построена в городе только в 1816 году, в то время как первая мечеть - в 1768?

Если Шуша - армянский город, почему в дореволюционных учебных заведениях города изучение азербайджанского языка было обязательным, а армянского - нет?

Если Шуша - армянский город, почему авторитетные источники (как средневековые, так и современные) связывают её основание с именем хана Панаха?

Если Шуша - армянский город, почему она со всех сторон окружена азербайджанскими сёлами, где армяне отродясь не проживали?

И так далее до бесконечности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

и еще, маленький совет....

как меня учил один из достойных проффесоров по юриспруденции..

"никогда не задавайте вопрос, если не знаете на него ответа"

Надеюсь вы выплеснув бесконечную вереницу вопрсов, хотя бы на один из них знаете ответ? иначе то что вы здесь написали, редчайщая "глупость"

<<<За "глупость" ссори, никого не хочу обижать....>>>

nelson,

постарайтесь впредь сдерживать свои эмоции... еще один подобный пост с переходом на личность собеседника и к вам будут применены конкретные санкции.......

Изменено пользователем ARMENIAN (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

nelson

как вы можете... ?! ведь это армянские источники говорят, что там одни скалы и ущелья... :)

Интересно о каких селах говорит Урден?! Названия в студию... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

nelson

А сколько  лет за свою 250 летнюю историю он входил в ГОСУДАРСТВО АЗЕРБАЙДЖАН???????
Изменено пользователем ARMENIAN (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 1 анонимный, 109 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    109 гостей
    1 анонимный
    Гено Davidroyal Абрикос varvarikus luc Ara55 mshput
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...