Перейти к публикации

Армяне Польши


Large

Рекомендованные сообщения

В городе аркад на улице Армянской…

АВТОР ADMIN | ДАТА 28 МАРТА 2013, 18:00

polsha280313-300x225.jpgСреди бесконечных странствий армян есть и такой маршрут: от польского города Кросно, где воздвигнут первый в мире памятник аптекарю, армянину по происхождению, Игнацию Лукасевичу (Гукасяну), и до авиньонского памятника Ованесу Алтуняну, который завез во Францию шелковичного червя. Можно выбрать и обратную дорогу: от французского кинорежиссера Анри Верноя к польскому — Ежи Кавалеровичу. И тут, направляясь от одного соотечественника к другому, не ошибемся в азимуте.

«Что слышно в Армении?» — фразой Генрика Сенкевича из романа «Камо грядеши» встретил меня знаменитый мэтр на пороге своей просторной вилянувской квартиры в мае 1991г.

За чашкой кофе, который в Варшаве отличается особливым, душистым ароматом, мы разговорились о Сергее Параджанове, умершем за год до этой встречи. Пан Ежи неожиданно вскочил, почти бегом направился в соседнюю комнату и вернулся с роскошным халатом:

- Этот халат подарил мне Параджанов. За «Фараона». И добавил: — По внешности я самый настоящий армянин, с характерным армянским носом, но по своей ментальности — поляк!

- Поляк армянской закалки! Так отзываются о вас мои польские друзья.

Кавалерович раскатисто расхохотался, в задумчивости поиграв своей массивной челюстью, признался, что, приступая к экранизации романа Болеслава Пруса «Фараон», не переставая думал о родине предков — Армении. Интервью с мэтром польского кино было опубликовано в 1991г. в нескольких газетах Еревана, не буду его пересказывать. Приведу лишь то, что по разным причинам не вошло в публикации.

- У нас дома долго хранился в рамке лист пожелтевшей бумаги с армянским текстом, — доверительно сказал пан Ежи, — три поколения нашей семьи считали, что это важная молитва, некогда спасшая нашего далекого предка. Как-то я попросил знакомого армянина, который читал по-армянски, перевести текст. Оказалось, то, что мы принимали за молитву, всего-навсего свидетельство о рождении моего прадеда, выданное армянским священником в Тернополе, а мне с детства этот лист казался страницей из магической рукописи.

- Разве свидетельство о рождении вашего прадеда не магическая страница?

- Вы правы, я как-то об этом не подумал. А есть ли такая армянская фамилия — Кавалерян? — спросил он меня.

Я предположил, что, быть может, настоящая фамилия предков пана Ежи была Игитян. Игит — армянский вариант кавалера.

Его седые брови на секунду взметнулись:

- Мне об этом говорили в Ереване. Нет, ничего похожего на Игитяна в нашей семье не вспоминали. Пусть вам не покажется странным, что, приближаясь к своему семидесятилетию, я стал задумываться о своих предках.

Странным мне это не казалось!

На прощание Ежи Кавалерович сказал:

- Вообще-то в моих планах снять фильм о том, как армяне появились в Польше. Польский микробиолог Людвиг Гиршфельд очень точно определил судьбу любого эмигранта, любой национальности, любой волны, первой ли, второй ли, третьей ли: «На родине — и прошлое, и будущее, а в чужом краю — одно настоящее».

Я протянул ему небольшой презент: макет храма Звартноц из туфа.

- За «Мать Иоанна от ангелов»!

Последний фильм Кавалеровича «Камо грядеши» в 2001 году (он снял его в свои 79 лет) я смотрел уже в Лос-Анджелесе. И когда актер Богуслав Линда, исполнивший роль Петрония, спрашивает Марка Виниция: «Что слышно в Армении?» — в его вопросе я уловил знакомые ностальгические интонации пана Ежи.

Если я не ошибаюсь, то во Львов армян призвал галицкий князь Даниил Романович. Беженцы из Ани — умелые мастера, знатные ремесленники, предприимчивые негоцианты, — уповая на свои руки и Божью милость, покинув приютивший их Крым, быстро обжились еще на одной новой родине, растекаясь по всей Галиции. Начиная с XIII века вдали от могил предков горстка армян возводила во Львове единый памятник своему народу — Армянскую улицу. Про нее знают многие. Знают и то, что первый армянский школьный театр был создан в 1668г. там же. После развала СССР львовская Армянская улица получила новое дыхание, ее изучают исследователи, реставрируют городские власти, в лоно церкви возвращен собор XIV столетия. Но вот другая Армянская улица. Даже в самой Польше о ней мало кто знает.

Первые упоминания об армянах в Польше относятся к XI веку. А уже польский король Казимир III — тот, который получил в наследство «деревянную страну, а оставил потомкам каменную», за что и был прозван Великим, — даровал армянам в 1344г. особое самоуправление. Благодарные армяне верой и правдой служили польскому престолу. Два армянских полка храбро сражались в битве при Грюнвальде (15 июня 1410г.). Об этом сообщает великий магистр Тевтонского ордена Генрих фон Плауэн. В XVI веке в Польше армяне по числу жителей считались третьими, после поляков и русинов. Сигизмунд III в 1519г. утвердил «Судебник» Мхитара Гоша для руководства при разбирательстве судебных тяжб между армянами. За неоценимую деятельность на благо Польского королевства Ян II Казимир в середине XVII века уравнял в основных правах армян и поляков, а многие из армян в тот период стали потомственными дворянами. В благодарность за царственный жест армянская община преподнесла королю ковер, прошитый золотыми нитями. А в баталии под Веной (12 сентября 1683г.) в войсках польского короля Яна III Собесского насчитывалось пять тысяч армян. (Есть сведения, что Ян Собесский, венский герой, за верную службу армян направил письмо Его Святейшеству Католикосу Егиазару в Эчмиадзин, в котором делился планом освобождения Армении от турок.). Ну а Варшава с Эриваном «встретились» около 200 лет назад, в 1831г., когда графу Эриванскому пожаловали единый титул — светлейший князь Варшавский. Однако если Паскевич освободил армян от персидского плена, то Варшаву взял после подавления польского восстания…

На самой вершине польской литературы — рядом с Адамом Мицкевичем сияет и имя Юлиуша Словацкого. Помимо всего прочего, его социальная драма «Серебряные сны Соломеи» признана апогеем польской драматургии. Впрочем, имя Соломея поэту было знакомо с самого раннего детства. Его мать — Соломея Янушевская, по словам современников, «женщина увлекательная по уму и живости воображения», армянка по происхождению, родилась в Кременце, в котором армяне поселились еще в XIV веке. От своей матери поэт унаследовал не только огромные выразительные глаза, горячий темперамент, но и живой интерес к Востоку. Словацкий оказал большое влияние на развитие всей дальнейшей польской поэзии, так что можно считать, что польские поэты имеют легкий армянский акцент… Тедеуш Баронч, в чьих жилах бурлила армянская кровь, создал знаменитые скульптуры Яна III Собесского (во Львове, в настоящее время перенесен в Гданьск), Костюшко (Чикаго), Мицкевича (Трускавец, Карловы-Вары)… Имя крупнейшего польского художника, мэтра портрета, ректора краковской Академии изящных искусств, автора полотна «Крещение Армении» Теодора Аксентовича, армянина, родившегося в трансильванском Брошуве, носят улицы в Варшаве, Шечине и Кракове… Тема — Польша и армяне — обширная. Я же ограничусь одной Армянской улицей в небольшом городе.

Дело было в Москве. За завтраком в ресторане гостиницы «Будапешт» я загляделся на жгучую брюнетку. И когда она в ответ кокетливо улыбнулась, рискнул подойти к ней:

- Вы так похожи на Симону Синьоре. Но нет, по возрасту вы не можете быть ее дочерью. Наверное, внучатая племянница?

В ответ девушка рассмеялась:

- Не вы первый находите мое сходство с этой актрисой. Но я даже не француженка. Я полька. Полька из небольшого городка Хелм. И через три часа возвращаюсь в Варшаву. Так что не теряйте зря времени, в Москве достаточно других красивых девушек.

Узнав же, что я армянин, на секунду призадумалась, грациозно подперев левой рукой точеный подбородок, и певуче произнесла:

- Вам непременно надо поехать в Замосць и побывать на Армянской улице. Это недалеко от Хелма. Город знаменит еще и тем, что в Замосце родилась «кровавая Роза», Роза Люксембург.

- В Замосце родился еще и Симеон Польский.

- А кто это такой?

- Армянин.

Через год после интенсивной переписки Данута встречала меня на платформе железнодорожного вокзала Люблина, куда я прибыл поездом из Варшавы, и дальше — на новеньком «Полонезе» (нет, не на ковре, а на автомобиле польского производства) мы помчались в Замосць. Всего-то 80 км.

В городе аркад — так еще называют Замосць — находится квадратная Большая рыночная площадь (100х100 метров), которую окружают красочные каменные дома со сводчатыми галереями. В этой «польской Падуе» по замыслу основателя должны были процветать культура и наука, искусство и ремесла… Из Варшавы и Познани, Торуня и Калиша сюда съезжались ученые и умельцы, мудрецы и строители, философы и богословы… Из Львова и Галича, Луцка и Снятина пригласили армян и предоставили им для застройки престижную, левее барочной Ратуши, улицу. И вот уже свыше четырех столетий она называется Армянской. Коронный гетман на 20 лет освободил армян от налогов, а дополнительным указом защищал не только их жилища, но и их самих в черте города. Местные армяне — купцы, оружейники, ювелиры — немало способствовали славе города. Занимались они и скотоводством, включая коневодство. А уже через 4 года после основания города в 1584г. в Замосце, в армянской семье Мартироса, переехавшего из крымской Кафы (Феодосии), родился Симеон Лехаци, Симеон Польский, автор «Путевых заметок»…

Армянская улица в Замосце, население которого 70000 человек, давно потеряла свой армянский аромат, так же как и в другом польском городе Леско, где случайно найденные при реставрации церкви фрески приписываются пришельцам из Армении. Да и Люблин уже не вспомнит места Армянской церкви. И Краков не укажет точного адреса армянских домов. Но Замосць знаменит не только Армянской улицей. В Замосце были заложены первые в Европе учебный и зоологический сады. В этом романтичном городе зародился страстный роман Яна Собесского с француженкой Марией д`Аркиен…

- Спустя тринадцать лет после основания города Ян Замойский, одержимый желанием превратить собственное детище в научную цитадель королевства, основывает здесь местную академию. Организовать работу академии он попросил Шимона Шимоновича, уже при жизни пользовавшегося европейской известностью. Выходец из львовской мещанской семьи, пишущий на польском и латинском, за поэтические достижения он получил из рук короля грамоту о присвоении ему дворянства. Шимон Шимонович, у которого были армянские корни, сыграл немалую роль в культуре и литературе Польши. Он создал идиллию «Жницы», которая, по словам Адама Мицкевича, самая правдивая и самая народная. Его прах покоится вдали от всех армянских земель, здесь, в Замосце, в коллегии Святого Томаша.

Я слушал ее, но думал о своем: надо же, в Польше не встречаются армяне с характерными окончаниями их фамилий на «ян». Может, оттого, что в 1665г. король Ян Казимир уравнял в сословных правах армян с поляками? Может, оттого, что многие армяне стали дворянами? Может оттого, что среди армянских священников появились последователи католицизма?

И опять вспомнились слова Ежи Кавалеровича:

- Главная причина ассимиляции армян в Польше, как мне видится, в предоставлении им самых широких прав и свобод.

Как-то во время одного моего выступления по Польскому телевидению я сказал, что хотел бы, чтобы Армения граничила с Польшей. Наверное, я был не прав!

Рафаэль Акопджянян,

опубликовано с сокращениями из книги «Путешествие армян»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...
  • Ответы 11
  • Создано
  • Последний ответ

С другой стороны, причиной могла послужить религия, как ни странно...

Есть ещё версия, что в Польше крупнейшими диаспорами были армянская и еврейская. Но к началу 20 века, еврейская по численности превосходила армянскую общину, а всё потому, что евреи, будучи иудеями смогли избежать ассимиляции, в то время как армяне-католики постепенно теряли свою идентчность

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

я слышала, что в Польше растворилась в прямом смысле более чем полумиллионная армянская диаспора.

От нее остались только носатые и темненькие поляки и полячки))) уже нивжизнь не признающие, что имеют армянские корни.

Но... все продолжается. Кроме этого там есть еще и армяне, которые армяне еще, есть и новая волна- начала 90-ых, а также есть нынешние молодые люди - дети от этой волны, тоже темненькие)) которые знают или пока не знают, кто их папы)) или никогда не узнают.

Вообще, Польша - одна из самых благодатных стран для растворения армян. Полностью. Без осадка)

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще, Польша - одна из самых благодатных стран для растворения армян. Полностью. Без осадка)

а какая страна для этого неблагодатная ?))

Польша где, армяне кто!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

а какая страна для этого неблагодатная ?))

Польша где, армяне кто!

согласитесь, есть страны, где быстро ассимилируются, есть, где медленно.

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Навскидку: быстрее ассимилируются там, где им нравится местное окружение и его образ жизни, а медленнее - где не очень....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, численность армян в Польше, начиная с 17 века была огромной- целые кварталы, если не города были отстроены армянами.с армянской общиной численно могла конкурировать только еврейская (с которой известно, что стало происходить в середине 20 века). Тем не менее к началу 20 века в Польше от большой армянской общины ничего не осталось - ассимилировалась (в то время как евреи благодаря иудаизму смогли из поколение в поколение сохранить идентичность). Польские армяне в основном были выходцами из Западной Армении и среди них немало также было католиков. Очень интересен был их язык. Остатки влияния армянской культуры можно проследить в современной Польше - во-первых, не так часто, но все же попадаются граждане со славянскими именами и с фамилиями оканчивающимися на -ян, есть архитектурные памятники, связанные с армянской культурой, , напоследок, говорят, в некоторых маленьких городишках (которые когда-то были заселены армянами), в местных ресторанчиках меню предлагает микс польско-армянской кухни (типа, на первое какой-нить польский суп, на второе долма).

Вторя словам Анны джан, я бы сказала- не только польская среда, а скорее славянская в целом, очень ассимилирующая. Примеры исторической этнографии показывают множество случаев, когда славянская культура ассимилирует другие культуры (кстати, не обязательно насильственным путем), а вполне так по-славянски: тихо-мирно, но настойчиво ))). Как, например, были ассимилированы финно-угры восточными славянами, так и многие германские народы, соответственно, западными славянами. Кстати, религия в этом тоже активно помогает. В случае поляков, например, это католицизм. В России армян и представителей других культур ассимилируют через православие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

согласитесь, есть страны, где быстро ассимилируются, есть, где медленно.

Медленнее в мусульманских странах, в процентном соотношении конечно.

Пчелы не тратят свое время , чтобы доказать мухам ,что мёд лучше дерьма )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

да, славянская среда очень ассимирующая и главным образом, благодаря своим женщинамsmile176.gif

трудно найти другие народы, где женщины так красиво, ненастойчиво, но метко и эффективно могли бы ассимилировать в себя другие национальности))) именно женщины)))

остальные народы ассимилируют в основном своими мужчинами, а славяне - еще и женщинами, что намнооого эффективнее, как показывает практика))) и евреи тоже, кстати))

другим надо бы поучиться))) но для этого придется принять брак своих женщин с инородцами и детей от этих браков... а это нелегко)))

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не совсем. Я имела в виду в целом, этнос, а не отдельно бытовую ассимиляцию. Просто однажды рассматривая географический ареал расселения славян, обнаружила, что многие места, где обитали, другие народы, либо обживались славянами, либо народы вытеснялись или ассимилировались ими.

Что касается, славянских женщин - бытует мнение, что они очень доминантны в семье и поэтому как бы влияют на воспитание. С другой стороны другие, неславянские женщины тоже в семье играют важную роль, передавая культуру и воспитывая детей , что является природой любой женщины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Медленнее в мусульманских странах, в процентном соотношении конечно.

Это уже пример насильственной ассимиляции, которая, как ни странно, приводит к тому, что результат её оказывается мизерным. Это ещё раз доказывает - хочешь навязать свои взгляды, примани, человека, а не угрожай ножом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что касается, славянских женщин - бытует мнение, что они очень доминантны в семье и поэтому как бы влияют на воспитание. С другой стороны другие, неславянские женщины тоже в семье играют важную роль, передавая культуру и воспитывая детей , что является природой любой женщины.

я бы сказал, не с другой а со всех сторон и у всех женщин

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 1 анонимный, 450 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    447 гостей
    Nelsjan luc гаврош vardan hov w i t o Sigo Колючка Анчара Krasar tailor
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...