Перейти к публикации

Абхазская папка


kaivaz

Рекомендованные сообщения

  • Global Moderator

так значит против Россия?,так как от Абхазии ничего не зависит,она решений не принимает

вот именно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузия и ее западные союзники сознательно препятствуют деизоляции закавказского региона - мнение

10.07.2014 17:14

Сегодня, 10 июля, Координационный Совет политических партий и общественных организаций Республики Абхазия выступил с заявлением в связи с недавним предложением начать общественное обсуждение вопроса о возможности возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию, передает корреспондент ИА REGNUM. Текст заявления вывешен на сайте "АИААИРА".

В заявлении говорится, что "более 20 лет в результате агрессивной политики Грузии заблокировано железнодорожное сообщение через территорию Абхазии". "Российская и абхазская стороны неоднократно ставили вопрос о возобновлении транзита через Абхазскую железную дорогу, однако он до сих пор остается нерешенным. Очевидно, что Грузия и ее западные союзники сознательно препятствуют коммуникационной деизоляции закавказского региона и Армении, в частности", - сказано в заявлении. В нем также отмечается, что "возобновление транзитного железнодорожного сообщения по нашему участку бывшей Закавказской железной дороги способствовало бы решению многих экономических и стратегических задач, стоящих перед Россией и Абхазией. Поэтому мы поддерживаем последовательные усилия России по решению вопроса о возобновлении железнодорожного сообщения и, считаем, что Абхазия должна участвовать в переговорах по этой проблеме в качестве равноправной стороны".

При этом Координационный совет политических партий и общественных организаций Республики Абхазия обращает внимание "ряда общественных деятелей Абхазии и депутатов Парламента РА на то, что не существует никакого абхазо-грузинского участка железной дороги, о котором говорится в их заявлении [Обращение вице-спикера Парламента Республики Абхазия, Героя Абхазии Вагаршака Косяна, депутата Парламента РА второго созыва, Героя Абхазии Галуста Трапизоняна, кавалера ордена Леона Карапета Карагозяна и депутата Парламента РА четвертого созыва, кавалера ордена Леона Валерия Майромяна с предложением начать широкое общественное обсуждение вопроса о возможности возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию от 7 июля 2014 года. - прим. ред.], т. к. этот термин предполагает совместную собственность. Есть Абхазская железная дорога, являющаяся собственностью Республики Абхазия, и на нее не распространяется юрисдикция соседней Грузии". КС в связи с этим "призывает всех участников общественных дискуссий внимательнее относиться к вопросу терминологии".

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1824276.html#ixzz3774wEPKf

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Развели тут махровую русофобию, совсем скоро амалектянина с Скорпионом12 переплюнете.Вот почему от дракона избавлялись, чтобы занять вакантное место.Кое-кто своей гибкостью вообще поражает.Ми анкам мех ен а хпум, ми анкам нал ен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

По россиянскому зомбиящику начали аккуратно мочить абхазские курорты.

Крым, панимашь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Поздравляю" армян Абхазии с избранием турка Хаджимбы президентом.

Добился таки своего, гаденыш.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Поздравляю" армян Абхазии с избранием турка Хаджимбы президентом.

Добился таки своего, гаденыш.

в смысле он турок или представляет ихние интересы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в смысле он турок или представляет ихние интересы?

Он про турецкий...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президентские выборы в непризнанной кавказской республике, Абхазии, принесли победу одному из главных местных политических тяжеловесов - Раулю Хаджимбе. По мнению экспертов, смена правящей команды вряд ли изменит отношения этой страны с Россией - ее главным политическим и экономическим партнером

Фигура Хаджимбы - живое воплощение пословицы «Терпение и труд все перетрут». Этот политик участвовал во всех последних президентских выборах в республике, но неизменно проигрывал их, причем его конкуренты, как правило, побеждали с огромным отрывом. В первый раз он проиграл в 2004-м - в момент, когда его активно поддерживала Россия (Владимир Путин даже встретился с ним незадолго до выборов).

В итоге с почти 30-процентным перевесом победу одержал Сергей Багапш, а обиженный Хаджимба не признал итоги тех выборов. В 2009-м за него проголосовало около 15 процентов абхазов, но Багапш вновь победил, получив более 60 процентов голосов. На финише президентской гонки в 2011-м Хаджимба набрал уже 20 процентов, но вновь победил его прямой конкурент - Александр Анкваб с 55 процентами голосов. С таким хроническим невезением многие политики опустили бы руки и ушли со сцены, но упорный Хаджимба остался в республиканской политике. И начал готовиться к новой кампании.

Полный текст

http://novostink.ru/politics/81702-hadzhimba-horoshiy-znak-dlya-rossii.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Президент Абхазии Рауль Хаджимба утвердил новую структуру правительства. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу главы республики.

Согласно изменениям, в новом правительстве, как уточняет источник, будет три вице-премьера. Первым вице-премьером назначен Шамиль Адзинба — бывший замглавы Госкомспорта. Руководитель армянской общины Сухума Сурен Керселян стал вторым вице-премьером. Он же возглавит министерство труда и социальной защиты. Третий вице-премьер — Виктор Хильчевский — будет одновременно министром энергетики, транспорта и связи. Ранее в структуре кабмина такого министерства не было.

24 августа, как напоминает агентство, в Абхазии состоялись выборы нового президента. Им стал Хаджимба, набравший 50,6% голосов избирателей. 25 сентября он вступил в должность президента. 26 сентября прежнее правительство Абхазии ушло в отставку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей Епифанцев. Три Абхазии и проект нового российско-абхазского договора

21.10.2014 22:59

Хотел бы высказать свои мысли по поводу проекта нового российско-абхазского договора, предложенного недавно Москвой. Он предполагает относительно широкую интеграцию России и Абхазии, при которой стороны должны будут сформировать общее оборонное пространство, создать совместную вооруженную группировку, провести гармонизацию законодательства, в том числе таможенных законов Абхазии, которые должны быть приведены в соответствие с законодательством Таможенного союза, проводить согласованную внешнюю политику, открыть российско-абхазскую границу для свободного пересечения людей и грузов, создать единое социальное, культурное и гуманитарное пространство, в котором Россия за собственный счет обязуется увеличить заработную плату бюджетникам и пенсионерам Абхазии, довести социальные стандарты и социальные выплаты до уровня Южного федерального округа РФ, а также предоставить финансирование на иные проекты.

Проект договора вызвал в абхазском обществе поистине всенародное обсуждение, и оценки, которые ему сейчас даются, говоря дипломатическим языком, далеки от позитивных. Если перевести с губернского на русский, то мы увидим, что абхазы чувствуют себя глубоко оскорбленными предлагаемыми им условиями, считают, что Россия не доверяет Абхазии, покушается на ее независимость, пытается купить ее суверенитет подачками, в то время как сама Абхазия согласна лишь на подлинно равноправные условия. При этом обязательства России по увеличению финансирования Абхазии обиды в абхазском обществе не вызывают, а его некоторые представители предлагают даже увеличить эти выплаты еще более, допустим, подняв пенсии до российского уровня даже абхазам, не имеющим российского гражданства. Все же, что касается обязательств с абхазской стороны, вызывает в абхазском обществе чувство глубокой обиды и непонимания.

Казалось бы, что могло обидеть абхазов? Ведь предлагаемые условия являются достаточно стандартными для целого ряда стран, входящих в разнообразные интеграционные объединения, а некоторые обязательства, которые Россия хочет взять на себя, представляют собой недостижимый объект мечтаний не только для полупризнанных стран, но и для совершенно состоявшихся государств — членов ООН. Так, формируя ЕАЭС, Россия, не доводит зарплаты белорусских бюджетников до собственного уровня, а Англия и Германия не делают того же с латвийскими и эстонскими бюджетниками в Европейском союзе.

На самом деле, негативная реакция абхазского общества совершенно логична и ожидаема. Для ее понимания необходимо дать краткое описание существующего контекста российско-абхазских отношений.

После войны 2008 года Россия признала независимость Абхазии и взяла ее на полное содержание. Это касается практически всех сторон отношений, начиная с раздачи российского гражданства, финансирования ее существования, ее защиту и гарантии ее безопасности, отстаивания ее позиций во внешней политике, включая покупку ее признания некоторыми странами. Принципиально важным моментом является то, что Москва принципиально не вмешивалась во внутреннюю политику Абхазии, оставив ее на откуп самой абхазской элите и абхазскому обществу в целом.

Таким образом, сформировалась уникальнейшая ситуация, когда одна страна берет на полное обеспечение другую страну, тратит свои силы и средства на ее защиту и развитие, не требуя при этом ничего взамен и не выдвигая никаких условий. Подчеркиваю, это совершенно уникальная, не наблюдаемая нигде более ситуация. Другие страны подобного альтруизма не проявляют, и те же США, выдавая кредиты своим союзникам, очерчивают их таким количеством политических и экономических условий, что некоторые страны, например Пакистан, неоднократно отказывались от жизненно необходимых для них денег.

Более того, такое поистине «инкубаторское» положение Абхазии вообще не характерно для малых стран, оказавшихся зажатыми между странами большими и ставших объектом их споров и даже войн. В суровой реальной политике такие страны должны ежедневно и ежечасно доказывать своим патронам собственную лояльность и убеждать большие страны, что у тех существует интерес в собственном существовании как независимого государства. Зачастую такое доказательство идет путем предоставления бизнесу стран-патронов глубоких преференций в собственной экономике и распродаже им её целыми индустриями. Примером подобной политики является, например, исторический противник Абхазии — Грузия. В ситуации же с Россией и Абхазией все было с точностью до наоборот.

Причина подобного нигде не виданного альтруизма России лежит в ее внутренней ситуации. Россия стремилась показать народам своего Северного Кавказа, что поддерживает и защищает их собратьев, оказавшихся объектами агрессии со стороны соседней Грузии, и тем самым повысить их лояльность. Гораздо более важной причиной стало то, что российской элите было необходимо превратить Абхазию в некую картинку успеха. С одной стороны, это показало бы Западу, что решение о начале войны с Грузией в августе 2008 года было в конечном итоге правильным, и тем самым как бы придать легальность и обоснованность решениям двух известных нам человек; с другой, такую же картинку успеха нужно было демонстрировать вовнутрь страны, где в тот момент зрело серьезное недовольство курсом страны и ее руководством. Одним из векторов этого недовольства стала кавказская политика Кремля, и российским лидерам было крайне важно показать, что на самом деле вся их политика по отношению к этому региону представляет из себя череду сплошных успехов и позитива. Сделать это, выдвигая абхазской элите требования, которые бы ее возмущали, что неминуемо выплескивалось бы наружу, они не могли и пошли по другому пути: как и в случае с республиками Северного Кавказа, они стали заваливать Абхазию деньгами, не влезая вовнутрь, требуя лишь демонстрации внешней лояльности и замалчивая все проблемы, которые имелись в отношениях России с Абхазией.

Долгое время у российского руководства бытовало иллюзорное представление, что если дать Абхазии требуемое, то она обязательно начнет восстанавливать и развивать экономику, строить нормальное государство, а также, прочувствовав на своей шкуре несправедливость этнического давления со стороны Грузии, построит подлинно демократическое многонациональное государство с приоритетом закона. Как говорил мне в то время один из высокопоставленных российских чиновников, отвечавших за отношения с Абхазией, «наша цель — помочь Абхазии, подтолкнуть ее развитие, вывести ее в нормальное, достойное состояние и отпустить в свободное плавание…»

Реальность оказалась совершенно иной. Не имея внешних тормозов и пользуясь «инкубаторски» благоприятными условиями для развития собственного государства, Абхазия стала тупо паразитировать на российском бюджете, при котором средства, выделяемые Москвой, банально проедались и не направлялись на развитие реальной экономики, которая когда-либо позволила бы этой стране начать зарабатывать на жизнь самой и слезть с российской финансовой иглы. До лета 2014 года в стране не наблюдалось даже попыток начать зарабатывать деньги самой. В общественно-политической сфере вместо современной демократии образовалась этнократия, при которой наиболее сильный и вооруженный этнос, составляющий около 35% населения страны, — абхазы, по факту захватил власть и построил демократию для себя, но эта демократия является не демократией в общепринятом значении этого слова, а имеет все черты последней догосударственной общественно-экономической формации — военной демократии, в которой абхазы находились в XVIII-XIX веках. При данном строе Конституция и законодательство имеют лишь вид внешней обертки, призванной показать внешнему миру сходство Абхазии с современным государством, в то время как все более-менее важные процессы внутри страны происходят в соответствии с неформальными договоренностями кланов.

Это не позволило создать в Абхазии целый ряд базовых государственных институтов, например такой, как Служба судебных приставов, призванный насильственными методами обеспечивать исполнение решений суда. Они просто не вписывались в общество, регулируемое архаичными догосударственными методами XVIII-XIX веков. В качестве примера можно привести фразу скончавшегося президента Абхазии С. Багапша, сказанную им в беседе по поводу необходимости возврата местным русским жилья, в массовом порядке отобранного у них абхазами: «Ну как мы отберем дом у Х.? Во-первых, он воевал, во-вторых, завтра сюда из деревни приедет весь его род, вооруженный автоматами, они встанут перед Домом Правительства и что мы тогда будем делать?»

На бытовом уровне и особенно среди молодежи в Абхазии укоренилось представление о России, как о стране, принесшей абхазам много горя, многократно предававшей Абхазию и вообще являющейся одной из главных причин всех абхазских бед и проблем. Так, Россию принято винить в целом ряде преступлений: в «геноциде», который она якобы устроила абхазам в XIX веке, в передаче после распада СССР оружия Грузии, которое она потом применяла в войне против Абхазии, в страшной блокаде уровня блокады Ленинграда, которую Россия устроила Абхазии во второй половине 1990-х гг., запретив мужчинам призывного возраста пересекать российскую границу и т.д.

Такое же обоснование появилось и в отношении военной поддержки Абхазии, ее защиты от Грузии и размещения для этого в Абхазии российской военной базы. Стало принято думать, что Россия делает это не ради обеспечения безопасности абхазского государства, а в собственных целях, исходя из собственного, чуть ли не психиатрически обусловленного комплекса о противостоянии НАТО, ради чего Москва согласна на все, а раз Грузия стремится в НАТО, то Абхазия оказывает России огромную услугу, милостиво разрешая размещать на своей территории войска, и Москва еще должна быть благодарна Сухуму за то, что тот не берет за это деньги.

В результате в обществе сформировалась и получила широкое распространение очень удобная и настолько же неверная концепция о глубочайшей вине России, которую она просто ОБЯЗАНА вечно замаливать перед абхазами, платя им деньги, не требуя ничего взамен, а также о чувстве благодарности, которое Россия должна испытывать перед абхазами за разрешение реализовывать свои геополитические амбиции на их территории. В рамках этой концепции развитие собственной экономики и зарабатывание денег на жизнь, равно как и развитие нормальных для любой современной страны государственных институтов и правил, не предусматривалось — зачем это делать, если есть страна, которая обязана тебя содержать и защищать, и при этом ни она, ни, по причине твоего непризнанного состояния, другие страны не выдвигают к тебе никаких требований? Во главу угла в этой теории ставятся внешние признаки состоявшего государства, такие как суверенитет, независимость и внешняя атрибутика, которые признаются чуть ли не святыми, которыми ни в коем случае нельзя поступаться, в то время как тот факт, что эта независимость в реальности абсолютно ничем не подтверждается и страна буквально во всем зависит от России, считается непатриотичным и неверным.

Ошибкой России было то, что мы долгие годы никоим образом не старались разрушить этот миф, и в результате именно он стал в абхазском обществе доминирующим и стал отождествлять собой то «равноправие», которого эта страна требует от России. Это было такой же ошибка, как и та, что мы допустили на Украине, также долгие годы не противодействуя искусственно разжигаемым в обществе антироссийским настроениям.

Начиная с 2014 года ситуация в российско-абхазских отношения стала понемногу меняться. В российском обществе и в правящих кругах стало нарастать недовольство подобной идеей «равноправия по-абхазски» и имеющим тенденцию к бесконечности паразитическим характером абхазского государства. Москва резко — в 4 раза — с 4 млрд руб в год до 1 млрд руб — уменьшила Абхазии дотации. Поток российских туристов в эту страну также резко сократился, что произошло по причине появления в России двух новых туристических кластеров, совпадающих по цене и превосходящих Абхазию по качеству, — Крыма и Сочи. В условиях фактического отсутствия иных источников наполнения бюджета (или их очень слабой доли, в основном занимаемой турецким бизнесом по добыче полезных ископаемых и натуральных ресурсов) это поставило Абхазию на грань финансового краха и стало одной из самых серьезных причин свержения правительства А. Анкваба летом этого года. Пришедшая к власти в результате выборов команда нового президента страны Р. Д. Хаджимбы заявляет о проведении глубоких реформ в экономике, включающих создание благоприятного инвестиционного климата, строительстве реальной, «зарабатывающей» экономики, создании государственных институтов, работающих по закону, а не по родовым понятиям…

И вот здесь мы возвращаемся к проекту нового российско-абхазского государственного договора. По сути, этот проект представляет из себя строительство новой Абхазии, строящейся не на традиционной концепции «равноправия» в ее абхазском понимании, а на существующих реалиях и учитывающих интересы не только Сухума, но и Москвы. Россия предлагает Абхазии построить совместный интеграционный проект, имеющий черты существующих объединений, таких как ОДКБ, Таможенный и Евразийский союз. Отметим, о возможности и даже желательности участия Абхазии в подобных интеграционных проектах ранее неоднократно говорили сами лидеры Абхазии, хотя в тот момент тема обязательств с абхазской стороны не поднималась. Уверен, что если предложить нечто подобное «классово близкой» сестре Абхазии — Южной Осетии, то она примет это с огромной радостью и воодушевлением.

Более того, именно такой проект нужен Абхазии для упомянутых выше реформ, которые немыслимы без дополнительных российских инвестиций, более тесных связей с Россией и открытости российско-абхазской границы. Но реализация этого проекта невозможна без обязательств с абхазской стороны и без делегирования ею части своего суверенитета на наднациональный уровень, что вообще всегда является краеугольным камнем любого интеграционного объединения и имеет не политические и психологические причины, а совершенно практические и экономические. Так, некоторым абхазским политикам не нравится предлагаемая единая таможенная политика, которая не позволит Абхазии иметь собственные тарифы и таможенные правила по отношению к торговле с Турцией. Но как без этого иметь открытую границу с Россией? Ведь тогда турецкие грузы будут ввозиться по другому стандарту налогообложения и окажутся на рынках стран Таможенного союза, представляя собой нечестную конкуренцию произведенным там товарам. Напомним, что вопрос единых таможенных тарифах и правилах был и является, наверное, самым острым в дилемме самоопределения ЕС-ЕАЭС, стоявшей перед Украиной и Арменией, и Россия не пошла здесь на уступки, либо они носили небольшой и временный характер.

Проблема в том, что для нынешней Абхазии, обожествляющей «равноправие» и суверенитет, которые она в действительности в состоянии поддерживать лишь в искусственных «инкубаторских» условиях, по сути, из милости России, данная формула неприемлема, потому что ущемляет ее право вести независимую совершенно ни от чего политику с Турцией. Вся критика существующего проекта договора исходит именно от «нынешней Абхазии», базирующейся на менталитете своего «первородного права» на использование безграничной ресурсной базы России и на таком же праве на «дикую вольность», как описывал это состояние А. Пушкин.

Таким образом, предлагаемый договор ставит абхазов перед выбором проектов двух Абхазий — Абхазии старой, нынешней и новой, которая может быть построена вместе с Россией на других условиях. Возмущение приверженцев «старой Абхазии» понятно — они годами жили с осознанием того, что северный сосед им вечно «должен по жизни», а если что-то вдруг начинает идти не так, то достаточно лишь профессионально обидеться, надуть губы, и все вернется на круги своя. Вопрос в том, что окно возможностей для той Абхазии постепенно закрывается. И по внешним, и по внутренним причинам российская элита уже не настолько зависит от «картинки успеха», исходящей из Абхазии, а значит, доступ к ресурсам резко ограничивается и начинает обуславливаться определенными требованиями Москвы. Продолжение существующей практики приведет лишь к тому, что рано или поздно этнический абхазский проект, основанный на паразитировании на России и на архаичных методах саморегулирования, подойдет к своему логическому завершению. Повторяем, в условиях реальности существование нынешней Абхазии решительно невозможно.

Это в полной мере относится и к реформам, декларируемым командой Хаджимбы. При отказе от интеграции и при сохранении приверженности общества к архаичным родовым принципам организации их успех невозможен. Невозможен и потому, что повлечет за собой поддержание российских дотаций на минимальном уровне, и потому, что в условиях архаики нельзя будет создать работающие законы и государственный аппарат, а значит, и инвестиционный климат. Каким образом российский инвестор придет в Абхазию, если его там не охраняют ни законы, которые по факту не действуют, ни, как сейчас, Россия, а значит, он будет вынужден договариваться с местными кланами, для которых он — не имеющий поддержки в абхазском обществе — всегда будет представлять лишь объект для обворовывания? Именно это подтверждает весь предыдущий опыт российских инвесторов, обкраденных, а то и убитых в союзнице России — Абхазии.

Можно прогнозировать, что при неизменности существующих условий провал реформ нового кабинета станет очевидным уже в горизонте 1,5-2 лет. Тогда тема интеграции встанет с новой остротой, и вот тогда, а не теперь, делегирование России определенной части суверенитета уже может быть предложено России самой Абхазией, и мы вернемся к чему-то такому, что предлагается уже сейчас.

Но кроме «старой» и «новой» Абхазии есть и третий путь, выбор которого мы не можем исключать. Нельзя недооценивать способность абхазского общества к самоограничению и замкнутости, даже если это будет сопровождаться широким обеднением масс и опусканием в «каменный век». История нам показывает, что в выборе между общественным прогрессом с одной стороны и сохранением и нереформируемостью своего образа жизни, идущими со страданиями народа и национальной трагедией, с другой, абхазы могут выбрать нереформируемость и архаику. Этот путь может состояться, если в условиях отказа от интеграции, провала реформ и предоставления Россией минимального финансирования абхазы выберут закрытость и отказ от модернизации. Тогда «абхазский проект» тоже будет конечен, но насколько долго он продлится, сейчас сказать сложно. По крайней мере та же история свидетельствует, что добровольный уход в архаику не может быть вечен.

Важно, чтобы это был собственный выбор Абхазии. Если проект нового договора оскорбляет абхазов — не надо на нем настаивать. Нам тоже очень важно понять, каким будет выбор Абхазии и совпадет ли он с российским. Если совпадет — прекрасно, давайте идти вместе, ну а если нет, то надо будет определяться, действительно ли при таких расхождениях во взглядах на будущее Абхазия является союзницей и другом России. Помните, как говорил Конфуций: «Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов?»

"Детей из русских школ нужно лишить перспектив работы, если они не откажутся от РФ"

Тогда надо поддерживать дотации на самом низком уровне, а если патриотично настроенные абхазы с этим не согласятся, то пусть обратятся за деньгами, допустим, в МВФ, а когда тот, естественно, выдвинет им кучу условий, по привычке обидятся и начнут заявлять, что МВФ им «не доверяет», «оскорбляет их» «хочет дружить с ними за конфетку», «ущемляет их суверенитет» и вообще хочет говорить о деньгах, «как о форме вхождения Абхазии» в МВФ.

Абхазы сами должны выбрать свой путь. В конце концов, кто-то из великих говорил¸ что общество всегда само виновато в своих проблемах, и чтобы встряхнуть его иногда лучше оставить его наедине со своими уроками… Андрей Епифанцев — специально для ИА REGNUM

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1858976.html#ixzz3GsTBl600

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

ДУХОВНЫЙ РОДНИК АМШЕНСКИХ АРМЯН

12.11.2014

38233_medium.jpg

просмотры: 224

Дорогие мои соотечественники, 3 ноября - знаменательный день в жизни армянской общины Абхазии, для амшенских армян, которые нашли свою новую родину в стране души - Апсны. Ровно год назад все мы были свидетелями таинства освящения и открытия первого в Абхазии армянского храма Аменапркич (церковь Христа Спасителя). Наконец армяне Абхазии обрели свой величавый духовный центр. Год пролетел как миг, и сейчас, вспоминая те волнительные часы перед освящением церкви, сердце бьется также, как тогда. Воспоминания, мысли и чувства нахлынули вновь.

ВОЗВЕДЕНИЕ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В АБХАЗИИ - это событие по своей важности не уступает ключевым моментам судьбы амшенских армян Абхазии: спасение от турецкой резни, Великой Отечественной войне, развалу Советского Союза и грузино-абхазской войне.

Картина, представшая предо мной, поражала воображение своей значимостью: величественный храм, отделанный красным октемберянским туфом и построенный в традициях армянского церковного зодчества, с трех сторон обрамлен цепью гор, а с четвертой - россыпью бликов морского горизонта.

Несмотря на раннее ноябрьское утро, народ уже толпился и в самом храме, и на всех тропинках, и в проходах к нему. У всех присутствующих на лицах была радость, был свет - внутренний, теплый, душевный. И это ощущалось всеми. В первый раз за долгие годы я видела такие счастливые лица моих амшенцев, чувствовала дух единения. Да, действительно, это было единение, обмен позитивной энергией, энергией света! Мечта нескольких поколений амшенских армян осуществилась - они обрели духовный центр.

Глава епархии Армянской Апостольской Церкви юга России епископ Мовсес с двенадцатью священнослужителями епархии по всем церковным канонам освятили церковь Аменапркич ("Христа Спасителя") в городе Гагра. Теперь это стало не просто архитектурным шедевром, а святым местом!

На торжественной церемонии освящения и открытия храма присутствовали тысячи местных армян из всех районов Абхазии, а также премьер-министр страны Леонид Лакербая, спикер парламента Валерий Бганба, члены правительства и депутаты парламента Абхазии, многочисленные гости из России и Армении.

Хотелось бы выразить огромную благодарность от себя лично и от имени нашего народа братскому абхазскому народу, который в свое время дал возможность обрести кров и дом моим соотечественникам, обретшим на благословенной земле Абхазии новую родину. Мы благодарим первого президента Абхазии Владислава Григорьевича Ардзинба за его заботу в решении духовных нужд и чаяний своих граждан. За возможность возведения на земле Абхазии Армянской церкви. Мы, армяне, куда бы ни забросила нас судьба, живем, трудимся, созидаем во благо той страны, на чьей земле обосновались, и нет в истории нашего народа других примеров. Уверена, что в лице амшенских армян абхазский народ обрел трудолюбивых и преданных граждан страны.

ИНТЕРЕСНА САМА ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРАМА В ГАГРАХ. От идеи до воплощения ее в жизнь прошло много лет. Все перипетии этой почти детективной истории достойны отдельного рассказа. Просматривая свои журналистские заметки тех дней, хочу поделиться с читателями записями и интервью с непосредственными участниками того знаменательного дня.

Уже к маю 1992 года Аркадию САРКИСЯНУ, учредителю Армянского религиозного общества, который стоял у истоков идеи строительства армянского храма в Абхазии, после многолетней бумажной волокиты и хождений по различным инстанциям и кабинетам, наконец, удалось получить все разрешительные документы. Был выделен участок на территории колхоза им. Ленина в поселке Гантиади Гагринского района.

- Аркадий, когда вы были лишь носителем той благородной идеи, вы представляли, на какой тернистый путь ступаете, учитывая специфику советской идеологии?

- Действительно, до развала Союза было еще далеко. Но в Конституции Советского Союза была статья о свободе совести и вероисповедания, и я зацепился за нее. Знал, что будет нелегко, но не представлял тогда, что мои мытарства по кабинетам различных уровней займут годы.

- Прошло уже почти четверть века, когда вы впервые переступили порог Святого Эчмиадзина за благословением и за проектом будущей церкви для армянского народа Абхазии. Какая была реакция в Святом Эчмиадзине?

- Тогда еще молод был, конечно, и духовенство, и проектный отдел, мягко говоря, с недоверием восприняли идею, одновременно удивляясь моей напористости. В итоге я получил благословение и эскизный проект церкви архитектора Арцруна Галикяна впридачу.

- Почему в Гаграх?

- В 1995 году было изменено место строительства и перенесено в район бывшего санатория "Армения". Основная причина была в удобстве: из всех сел района легче добраться до города, чем наоборот. Участок был освящен. Там же был установлен памятник погибшим в грузино-абхазской войне.

- Почему так долго велось строительство?

- Главная проблема была финансовая. Но вера в то, что все получится не покидала нас и народ. Ждали и верили, что найдутся люди, которые помогут в строительстве храма. И такие люди нашлись.

- Какие чувства вы испытываете, находясь здесь и сейчас?

- Чувство полного удовлетворения. Счастья. Что не зря прожил жизнь.

Солнце было в зените, казалось, что вся солнечная энергия того дня была сосредоточена на этом маленьком клочке земли, несмотря на палящие лучи, никто не собирался расходиться, внимание людей было направлено на процессию священнослужителей, которые, закончив освящение храма, двинулись в сторону хачкаров для их освящения. У многих собравшихся на глазах были слезы. Я подошла к одной женщине, которая прикрывала голову носовым платочком от палящего зноя, а ее взор витал где-то в другом измерении. Я спросила, как ее зовут и о чем она думает. "Зовут меня Сирануш Саркисян-Урумян, я бывшая учительница сельской школы. Сейчас стою тут и благодарю Господа, что этот день настал для нашего народа. Теперь у нас есть храм, куда мы можем прийти помолиться, подумать о возвышенном и вечном. Очень хорошее место выбрали, здесь величественно, в то же время чувствуешь невероятный покой. Спасибо всем!"

ЗАМЕТИВ ВДАЛИ ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ ВИНОВНИКОВ ТОРЖЕСТВА - Галуста Парнаковича ТРАПИЗОНЯНА, я успела перекинуться с ним парой вопросов, пока его не затянула новая толпа. Он уникальный человек - прямолинейный, напористый, хозяин своего слова. Во время войны был тяжело ранен, на поле боя потерял часть ноги, но в госпитале долго не задержался. Спустя 21 день вернулся на боевые позиции, чтобы возглавить свою роту в батальоне "Маршал Баграмян", и повел его в наступление. Герой Абхазии, много лет был депутатом парламента страны, является одним из лидеров армянской общины Абхазии. Уважаемый не только среди армян, но и во всей республике человек. В последние месяцы до открытия церкви он буквально дневал и ночевал на стройплощадке.

- Галуст Парнакович, можно сказать, что ваши титанические усилия достигли цели?

- Сегодня праздник для всех жителей Абхазии. Этот храм построен не только как Армянская церковь, но и как духовный центр для всех верующих. Это не простой храм, он олицетворяет собой память о 242 армянских героях, сложивших свои головы на алтарь Победы во имя освобождения Абхазии. И аллея героев ведет именно к храму.

- Вы верующий человек?

- У каждого человека отношения с Господом индивидуальны, очень личные. В эпоху развитого социализма не приветствовалась религиозная тема, но мое знакомство с ней состоялось через крещение, в детстве. Второй раз это случилось намного позже, когда меня ранило, и я просил у Всевышнего оставить меня в живых. Вот, пожалуй, и все. Но я считаю, что Бог у каждого в душе, сердце. Все поступки и дела, которые мы совершаем, это тоже своеобразное отношение к Богу. Если душу не тянет, если не мучает совесть за тот или иной поступок, значит, двигаешься в правильном направлении. Если от чего-то светло на душе, она поет, значит, точно угодил Ему. Вот сегодня она у меня поет.

- Как шло строительство?

- Сколько усилий, нервов, сил, материальных ресурсов было вложено, одному Богу известно, но все участники процесса (от простого рабочего-волонтера до меценатов и благотворителей) могут гордиться тем, что своими руками сотворили историю, стали участниками духовного возрождения армян Абхазии! Пользуясь случаем, хотел бы выразить особую благодарность семье Ламары Дзяпш-Ипа, которые в память о сыне, погибшем на войне, передали в дар на строительство церкви облицовочный туф. Огромная благодарность Андрею Михайловичу Амосову за неоценимый вклад в дело строительства церкви. Спасибо Вартану Степаняну, Артуру Аракеляну, благодаря которым во дворе церкви установлены два великолепных хачкара, изготовленных и привезенных в дар из Армении. Хочу поблагодарить всех, кто был причастен к процессу строительства и благоустройства храма! Спасибо друзья! Мы очень хотели бы, чтобы двери дома Господнего были радушно открыты для каждого христианина, независимо от его национальной принадлежности.

ПРАЗДНИК ПРОДОЛЖАЛСЯ. ДЕТСКИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ показывали свое мастерство. Несмотря на непривычную осеннюю жару, они стойко переносили все "тяготы" в довольно теплых национальных костюмах и, конечно же, были отмечены продолжительными овациями не менее утомленных зноем зрителей. Эмоции переполняли мою душу и на ум пришли великие строки из "Амшенских мотивов" сочинского поэта Крикора Мазлумяна:

"Вода и камень – вечность Айастана.

Над ними дни и годы пролетят,

Но никогда османскими не станут

Священный Ван и гордый Арарат.

Во имя солнца и во имя хлеба

Буди любовь, дремавшую в душе,

Звучи, зурна, доол, греми в полнеба –

Пусть слышит мир, что жив еще АМШЕН!"

На всем побережье Черного моря нет ни одной армянской семьи, которой не коснулась величайшая трагедия армянского народа - Геноцид, учиненный тремя преступными турецкими правительствами, а именно: османского (султанского), младотурецкого и кемалевского (Ататюрка) 1894-1923 гг. на территории своего исторического обитания - Амшена в Западной Армении. Мы, амшенские армяне, жили на своей исконной земле в Западной Армении. И нам не по своей воле пришлось покинуть родной очаг, а потому что мы мешали своим существованием османским ублюдкам строить "великую" османскую империю. Империи приходят и уходят, народ, чья культура корнями уходит в глубь веков, дух народа неистребимы, уничтожить их нельзя!

От таких мыслей становилось грустно, но всеобщая радость и свет, который исходил буквально от каждого присутствующего, заряжал и все вокруг. Рядом с парадной лестницей храма я заметила председателя Союза армян Абхазии Хачика МИНАСЯНА в компании заместителя главы администрации города Гагра Гайка Чилингаряна и направилась к ним.

- Хачик Тигранович, поздравляю вас и в вашем лице всю армянскую общину Абхазии с открытием храма! Скажите,пожалуйста, когда сформировалась армянская община в Абхазии как общественная организация?

- В 1989 году было зарегистрировано общество "Маштоц", его первым председателем стал Арсен Чакрян, а с 1992 года его бессменным руководителем являюсь я. С этого же времени рука об руку работаем вместе с товарищем (кивает в сторону Гайка Чилингаряна), который сегодня занимает пост заместителя главы администрации города Гагра.

- Скажите, община оправдала надежды, возложенные на нее?

- Наши амшенцы в советское время чувствовали себя как бы оторванными от Армении и армянского народа, близости не чувствовалось.

- Что послужило толчком к единению?

- Это произошло в декабре 1988 года. К сожалению, беда нас объединила. Когда в Армении случилось землетрясение, наши армяне все как один были готовы помочь и помогали. Собирались, решали, координировали свои действия, сделали очень многое. Те трагические дни и месяцы мы не забудем никогда.

- В чем вы видите главную задачу своей работы?

- Главная задача, чтобы наш народ имел возможность говорить на родном языке, учиться на родном языке, поддерживать родную культуру, обычаи, традиции, жить в мире и согласии со своими соседями, трудиться во благо своей семьи и во благо развития и процветания Абхазии. Чтобы наша молодая республика расцвела и получила статус международного европейского курорта.

НА ЭТОЙ ОПТИМИСТИЧНОЙ НОТЕ Я РАССТАЛАСЬ С СОБЕСЕДНИКАМИ и направилась к процессии священнослужителей, которую замыкал тер СЕДРАК (АЗНАВУРЯН).Он прихрамывал, опираясь на костыли. Что же могло случиться, не успела подумать я, подойдя к нему, как он сам ответил моему вопрошающему взору, что сломал ногу за несколько дней до открытия церкви. Я удивилась еще больше, так как обычно в таких случаях прописывают постельный режим, а тер Седрак провел стоя всю церемонию освящения церкви наравне с другими священнослужителями. Напомним, что по велению владыки Мовсеса настоятелем храма и духовным пастырем амшенских армян в Абхазии назначен достопочтимый тер Седрак.

- Тер Седрак, о чем вы подумали, когда впервые узнали, что поедете служить в Абхазию?

- Я знал об Абхазии, но не думал, что амшенская армянская община столь многочисленна. Это было открытием для меня. С самого начала я готовил себя к служению, но когда приехал сюда, понял - это судьба. Если мое служение можно назвать работой, то ее у меня много. На сегодняшний день свою деятельность я бы назвал миссионерской. Народ нужно духовно просвещать, воспитывать молодое поколение паствы, но этот процесс обоюдный, потому что многому я учусь у них.

- Скажите, наши амшенские армяне отличаются от других армян?

- Особых отличий нет, люди везде люди. Армяне народ трудолюбивый, народ - созидатель. Менталитет не сильно разнится, но язык и культура амшенцев поражают своей оригинальностью, уникальностью и своеобразием. Еще больше поражает то, что, находясь вдали от своих корней, амшенские армяне умудрились сохранить свою самобытность.

- Роль церкви в жизни амшенцев?

- Народ испытывал духовный голод. Строительство церкви опоздало как минимум на 100 лет. Чувствую, как паства буквально впитывают все то, что доносится до них в Слове Божьем. Храмы просто так не появляются, если они строятся, значит, эта потребность достигла такой точки, что народ уже не в состоянии жить без духовной пищи. Ведь для того, чтобы человек был счастлив, ему нужна любовь. Когда есть любовь, есть смысл в жизни. Любовь купить невозможно. Она в улыбке ребенка, добром взгляде, добром слове, рукопожатии. Просто нужно немного умерить свое эго и оглянуться вокруг. Любовь Господа во всем, просто ее нужно увидеть, почувствовать. В свое время мать Тереза, находясь в одной из беднейших стран Африки, сказала, что человек страдает не столько из-за отсутствия хлеба насущного, сколько из-за отсутствия любви.

- Что испытываете вы сегодня, по завершении таинства освящения?

- Народу много, очень много, но я чувствую, что в данную минуту они все как один вместе, в единении, в доме Господнем, и это прекрасно!

Пожелав настоятелю церкви Аменапркич тер Седраку скорейшего выздоровления и успехов в служении, я подошла к хачкарам, где началась церемония награждения. После приветственных и напутственных речей епископ Мовсес наградил почетными грамотами многих достойных людей, принимавших участие в столь богоугодном деле, и удостоил епархиальной медалью "Святой Вардан" Аркадия Саркисяна и Галуста Трапизоняна.

А я хотела бы обратиться с настоятельной просьбой к главе епархии Армянской Апостольской Церкви юга России епископу Мовсесу о ходатайстве перед Его Святейшеством Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым о представлении к высшей церковной награде Армянской Апостольской Церкви Аркадия Саркисяна, Галуста Тропизоняна, Андрея Амосова и других благотворителей за выдающиеся заслуги перед армянским народом, перед Святой Армянской Апостольской Церковью, за строительство армянского храма Аменапркич в городе Гагра. Это не только моя огромная просьба и глубокое убеждение, но и очень многих амшенских армян.

Торжественная часть праздника плавно перетекла в культурно-массовую программу. Народные танцы чередовались с вокалом. Детвора так зажигательно танцевала, что многие не удержались и тоже пустились в пляс. Почтенного возраста бабушки и те чеканили шаг в Сра баре и Кочари.

За огромным столом, где народ вкушал благодарственный матах, общались и поднимали бокалы с молодым вином "За мирное небо над головой", "За армянский народ", "За абхазский народ", "За процветание Абхазии"!

Саида ОГАНЯН, журналист-этнограф, председатель международного женского объединения амшенских армян "Амшенка"

г. Гагра, Ростов-на-Дону, 3 ноября

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

abkhazia.jpg

АБХАЗИЯ — «СТРАНА ДУШИ»?

06.01.2014 · Путешествия

В Абхазию мы ехали с ожиданиями познакомиться с самобытной местной культурой, традициями, попробовать натуральные продукты и национальную кухню.

Мы уже рассказывали об опасностях отдыха в Абхазии в этой статье пойдет речь об основных впечатлениях от поездки в Абхазию. Особенно ничего про Абхазию мы не знали и не читали, так как особо не было времени на это, да и ехали мы к знакомым. Поэтому, главный совет – перед тем, как собираться куда-либо в путешествие, обязательно прочитайте отзывы уже побывавших ранее в этом месте. Нас это спасло бы от некоторых ошибок. Главное зачем едут отдыхать в Абхазию — это, конечно, море. В нашей же статье речь пойдет больше об абхазском колорите и некоторых других особенностях, показавшихся нам ключевыми для этого края.

Если вы собрались в Абхазию не на машине, то границу между Россией и Абхазией пройдете достаточно быстро, вообще, документы на границе практически не проверяют — у нас абхазцы их даже не смотрели. Может быть это зависит от настроения, может быть от смены, а может потому, что абхазцы рады видеть всех на своей земле, ведь Абхазия – это страна души…

abkhazia_sea.jpg

Море в Абхазии

Первое впечатление на границе – это как будто попадаешь в другой мир – мужчины в камуфляже с бородами и автоматами, женщины с тележками, нагруженными продуктами, раздолбанные рафики (я думал, что их уже нигде не осталось) и икарусы.

Для меня никогда не бывавшего ранее на Кавказе рождались ассоциации с фильмом «Война» Балабанова или с каким-то опасным кавказским миром, знакомым нам из теленовостей. Абхазию можно назвать кладбищем советского автотранспорта – такого количества старых москвичей, жигулей, уазиков и газов, наверное, сложно где-то еще встретить. Причем на некоторых машинах есть следы от пуль, а чинят абхазцы зачастую их при помощи веревочек и скотча.

abkhazi.jpg

Абхазцы чинят «копейку»

То, что касается правил дорожного движения, — то, тут их никто не соблюдает, знаков почти нет, а ездят при этом очень быстро, на полной скорости объезжая коров, прогуливающихся по дороге. На основной трассе есть и посты ГАИ, которые занимаются в основном поборами с машин с российскими номерами. Как-то довелось ехать с абхазцами на «пятерке» без боковых стекол в семером (!) – трое впереди, четверо сзади. Гаишнику, который пытался остановить машину, абхазцы показали факи в окно и проехали мимо. Дороги в Абхазии тоже оставляют желать лучшего.

Воровство в Абхазии

Первое впечатление при въезде в Абхазию – это горы, пальмы и женщины, продающие бензин трехлитровыми банками на обочине трассы. После примерно часового пути до нужного места, мы вышли и тут же к нам подошла группа местных парней, которые стали нас расспрашивать о том откуда мы и куда направляемся. Уже через несколько минут мы сидели с ними за пластиковым столиком придорожного кафе. Абхазцы оказались очень гостеприимны, но пили быстро, и через какое-то время стало очевидно, что они хотят нас споить. Потом стало понятно, что они пытаются растащить нас по разным местам – подальше от друг друга и вещей.

abkhazian_people.jpg

Абхазцы и уазика с ещё советскими (!) номерами

Женщина из кафе шепотом сказала, чтобы мы уходили как можно быстрее. Но оказалось поздно один из рюкзаков, где были деньги и видеокамера был украден. Дальше абхазцы устроили шоу из серии «кто посмел ограбить наших гостей», а нам на счастье удалось поймать машину на трассе и добраться до нужного нам села.

Так мы стали жертвой одной из наиболее распространенных разводок в Абхазии. Единственно, что «неправильно» сделали те, кто нас развел – что все-таки ограбили нас, несмотря на, то, что мы назвали им имена людей, к которым ехали. Весь следующий день мы провели в езде по Абхазии с нашим хозяином и поиском грабителей, которые под вечер были обнаружены на том же самом перекрестке. Камеру в итоге вернули, деньги и остальное, конечно же, нет.

suhum.jpg

Набережная в Сухуме

По статистике в Абхазии от воровства страдает примерно треть российских туристов. Самое неприятное, что зачастую это делается под прикрытием «кавказского гостеприимства». Воры портят впечатление приезжих не только об отдыхе, но обо всем абхазском народе. Законы же здесь не действуют, поэтому воры остаются безнаказанными. До грубого грабежа и поножовщины дело не доходит, но в Абхазии будьте готовы к тому, что всюду будут пытаться влезть к вам в карманы и рюкзаки, будут влезать в номера и комнаты, пытаться напоить и т.д. При это все это будет происходит при попустительстве милиции и остального местного населения, видимо здесь все в доле. Воры в Абхазии — это профессия. Как мне рассказывала бабушка, несколько раз отдыхавшая в Абхазии в советское время – тогда про Абхазию говорили так: «Абхазия – страна чудес и безобразия».

Изменено пользователем luc (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 392 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    391 гость
    luc Колючка Анчара vanski vardan hov Левон Казарян Сахар
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...