Перейти к публикации

Ситуация в Турции


LionGM

Рекомендованные сообщения

А.А. Гурьев

События в мае в сфере российско-турецких отношений по праву претендуют на приоритетность при анализе и оценке ситуации в Турции за указанный период. 16 мая премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган по приглашению главы российского правительства Владимира Путина прибыл в Сочи с кратким рабочим визитом. Это восьмая личная встреча двух руководителей за последние семь лет. В Турции отметили дружеский характер их личных отношений, который позволяет им даже в рамках краткосрочного рабочего визита провести детальный анализ всего комплекса двусторонних отношений, а также основных направлений партнерства двух стран по региональным и глобальным проблемам. Не стала исключением и нынешняя, продолжавшаяся вместо запланированных 30 минут 2 часа 40 минут, «доверительная и дружеская», по мнению участников, беседа в Сочи. Реджеп Эрдоган по возвращению в Анкару охарактеризовал свой визит как «очень полезный и плодотворный».

Главы правительств России и Турции с удовлетворением констатировали по итогам сочинских переговоров, что Москве и Анкаре удалось поднять двусторонние отношения до уровня продвинутого многопланового партнерства. Крупнейшие турецкие газеты обращают особое внимание своих читателей на тот факт, что объем российско-турецкого товарооборота уверенно растет и по состоянию на конец 2008 года превысил 35 млрд долларов. Достойные темпы показывает и инвестиционное сотрудничество. Важнейшим обстоятельством турецкие эксперты называют то, что Владимир Путин и Реджеп Эрдоган не удовлетворены этими высокими показателями и уверены в том, что Россия и Турция в состоянии добиться их дальнейшего роста.

Решить эту задачу на нынешнем этапе позволит, по их мнению, расширение сотрудничества, прежде всего, в энергетической сфере. В Сочи достигнута принципиальная договоренность о продлении контракта на поставки в Турцию российского газа по Трансбалканскому маршруту, срок которого истекает в 2011 году, а также о продолжении совместной работы по проекту «Голубой поток-2», выражена взаимная заинтересованность в поставках в Турцию российской электроэнергии. В Турции цитируют слова Реджепа Эрдогана о том, что «в ближайшие дни будут завершены все процедуры по очень важному для обоих стран атомному тендеру, в соответствии с которым именно российская компания «Атомстройэкспорт» построит первую в Турции атомную электростанцию».

Ведущие телеканалы Турции CNN Turk и NTV в связи с этим акцентируют внимание на благодарности, выраженной в Сочи премьер-министром Турции в адрес России. «Мы знаем и помним о том, что Россия никогда не подводила Турцию в плане поставок газа, а наоборот, всегда в трудные минуты, когда мы испытывали проблемы с обеспечением этих поставок, приходила на помощь и наращивала необходимые объемы. Россия – надежный партнер. Я от своего имени и от лица всего турецкого народа выражаю за это свою благодарность», - подчеркнул Реджеп Эрдоган. Турецкие специалисты уверены, что такой позитивный опыт сотрудничества двух стран в газовой сфере и его запланированное расширение будет успешно перенесен на взаимодействие Москвы и Анкары и в атомной энергетике.

Оба руководителя обсудили в Сочи ряд крайне важных вопросов, связанных и с российско-турецким взаимодействием на региональном уровне, выразили готовность усилить координацию своих действий, в т.ч. в Совете Безопасности ООН, по проблемам ближневосточного и кипрского урегулирования, а также по укреплению мира и стабильности на Южном Кавказе.

Безусловно, Владимир Путин и Реджеп Эрдоган, как отмечают турецкие эксперты, занимались решением отдельных проблемных вопросов. Среди них ситуация в таможенной сфере, поставки турецкой сельхозпродукции на российский рынок, увеличение квот для проезда турецкого большегрузного автотранспорта через российскую территорию, возможное создание в Турции сервисного центра по обслуживанию и ремонту российских вертолетов МИ-17.

Итоги российско-турецкого саммита в Сочи говорят о том, что в отношениях между двумя странами налажен стабильный политический диалог на высшем уровне. Подтверждением этого является и то, что глава турецкого правительства пригласил Владимира Путина в ближайшее время посетить Турцию и продолжить обсуждение дальнейших конкретных шагов по реализации сочинских договоренностей.

Что касается усиления координации действий двух стран в Совете Безопасности ООН, то в мае по этим вопросам в Нью-Йорке состоялась встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с новым министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. Встреча с главой российского внешнеполитического ведомства состоялась по инициативе турецкой стороны в рамках заседания Совета Безопасности ООН по ближневосточному урегулированию. Как известно, в октябре прошлого года в ходе 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялись выборы новых непостоянных членов СБ ООН на период 2009-2010 гг. В пятерку избранных стран вошла и Турция. Избрание Турции в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН стало свидетельством ее активной позиции в международных делах и высокого авторитета среди государств, входящих в эту организацию.

Такая позиция Турции получила высокую оценку и в России. По мнению турецких экспертов, совместная деятельность России и Турции в Совете Безопасности ООН будет благоприятно сказываться на развитии двусторонних отношений. Ведь позиции Москвы и Анкары близки или совпадают по таким острым международным проблемам как обеспечение безопасности и стабильности в Черноморском регионе и на Кавказе, борьба с новыми угрозами и вызовами, ближневосточное урегулирование, послевоенное обустройство Ирака, ядерная программа Ирана.

Сегодня уже накоплен значительный позитивный опыт взаимодействия двух евразийских государств России и Турции по этим вопросам. Избрание Турции непостоянным членом СБ ООН, по прогнозам аналитиков, должно было создать дополнительные возможности для усиления координации действий Москвы и Анкары на этих важнейших направлениях международной политики. И очередное заседание Совета Безопасности ООН по ближневосточному урегулированию показало, что прогноз экспертов подтверждается сегодня реальным развитием событий.

Нынешние переговоры в Нью-Йорке Сергея Лаврова с новым министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу – это их первая личная встреча. Оба министра выразили единое мнение, что у Москвы и Анкары есть много задач, которые они могут эффективно решать сообща на взаимовыгодной основе.

Наряду с этим, детальное обсуждение главами дипломатических ведомств России и Турции в рамках нью-йоркской встречи вопросов углубления политического диалога между двумя странами, а также ряда актуальных международных и региональных проблем еще раз подтвердили серьезность намерений обеих сторон максимально использовать для их решения и формат Совета безопасности ООН. В частности, для координации деятельности двух стран на этом направлении будут регулярно проводиться межмидовские российско-турецкие консультации по проблематике СБ ООН.

Встреча в Нью-Йорке двух министров показала, что активный диалог на уровне глав дипломатических ведомств России и Турции будет продолжен и смена руководителя турецкой внешней политики не окажет на него негативного влияния. Хотя некоторые эксперты и высказывали в этом плане опасения, указывая на близость Ахмета Давутоглу к Вашингтону, рассматривая его как на одного из архитекторов процесса налаживания новых турецко-американских отношений.

Теперь уже бывший министр иностранных дел Али Бабаджан назначен в мае на пост вице-премьера правительства. Глава дипломатического ведомства России Сергей Лавров поздравил Али Бабаджана с назначением на новый высокий государственный пост.

«Искренне поздравляю Вас с назначением на высокий и ответственный пост Заместителя Премьер-министра, Государственного Министра Турецкой Республики. Желаю крепкого здоровья, благополучия и успехов на новом поприще, процветания и счастья дружественному турецкому народу», - говорится в послании министра иностранных дел России. Сергей Лавров выразил уверенность в том, что «высокий уровень российско-турецких двусторонних отношений, достигнутый во многом благодаря личному вкладу Али Бабаджана, позволит и в дальнейшем наращивать темпы развития и углубления многопланового, продвинутого партнерства между Россией и Турцией».

Али Бабаджан, заняв пост заместителя главы правительства Турции, будет теперь курировать стратегические направления развития турецкой экономики, важной составной частью которой являются и торгово-экономические связи с Россией. И это важно. Ведь Россия в 2008 году стала для Турции торговым партнером номер один. А в сфере энергетики, являющейся стержнем любой, в т.ч. турецкой экономики, двусторонние отношения приобрели стратегический характер.

И в этом есть немалая доля заслуги Али Бабаджана, который неоднократно напоминал своим коллегам из стран Североатлантического альянса о том, что «членство Турции в НАТО ни в коем случае не обязывает Анкару пренебрегать сотрудничеством с Россией, изолировать Москву от взаимодействия и участия в любых взаимовыгодных проектах». «Мы выступаем категорически против тех, кто испытывает удовольствие от окружения и изоляции России, от противостояния и соперничества с Москвой», - такова позиция нынешнего нового заместителя главы кабинета министров Турции.

Турецкие эксперты полагают, что большой опыт работы Али Бабаджана в сфере внешней политики, включающий, в частности, и понимание значимости ее российского направления, сыграет позитивную роль и в дальнейшем развитии взаимовыгодных торгово-экономических связей с Россией. Именно в этой сфере российско-турецких отношений перед Москвой и Анкарой стоят важные перспективные задачи. В ходе государственного визита в Россию в феврале с.г. президента Турции Абдуллаха Гюля, в подготовке которого основную роль сыграл Али Бабаджан, было высказано единое мнение о том, что у двух стран есть потенциал для товарооборота объемом в 50 млрд. долларов. Пути практического решения этой задачи будут обсуждаться и в рамках российско-турецкой Межправительственной смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, подготовка к которой находится сегодня на завершающем этапе.

О том, что смена руководителя турецкого внешнеполитического ведомства не повлияла на интенсивность межмидовских российско-турецких контактов говорит и факт проведения двусторонних консультаций на уровне заместителей глав дипломатических ведомств двух стран. В турецких дипломатических кругах высоко оценивают их итоги.

В Москве состоялось очередное заседание российско-турецкой Совместной рабочей группы высокого уровня по развитию двустороннего сотрудничества и регионального взаимодействия. Как известно, этот важный механизм, функционирующий на постоянной основе, был создан в рамках подписанного в 2001 году главами дипломатических ведомств России и Турции Плана совместных действий в Евразии. В ходе регулярных заседаний стороны открыто обсуждают важные двусторонние и региональные вопросы. Российскую делегацию в ходе нынешних переговоров возглавлял заместитель министра иностранных дел Владимир Титов. Турецкую сторону представлял заместитель главы внешнеполитического ведомства страны Унал Чевикоз.

В ходе консультаций состоялся обстоятельный обмен мнениями о состоянии и перспективах двусторонних отношений, включая график ближайших политических контактов и мероприятий. Обсуждены также актуальные региональные и международные вопросы, в том числе положение в Черноморском регионе, ближневосточное урегулирование, кипрская проблематика. Были предметно рассмотрены ситуация в Закавказье и перспективы реализации турецкой инициативы создания Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе /ПССК/. Обе стороны удовлетворены итогами консультаций.

Как полагают в турецких дипломатических кругах, анализ официального заявления о том, что в рамках московских переговоров был рассмотрен вопрос о графике ближайших политических контактов и двусторонних мероприятий, позволяет сделать вывод о подготовке Москвы и Анкары к визиту в Турцию председателя правительства России Владимира Путина. Как известно, принципиальная договоренность об этом визите была достигнута накануне во время рабочей встречи премьер-министров двух стран в Сочи.

Что касается совместных мероприятий, то, как известно, в планах обеих сторон очередное заседание Смешанной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которой будут рассмотрены направления работы по увеличению в ближайшей перспективе товарооборота между двумя странами до 50 млрд. долларов. Кроме этого, центральным вопросом заседания станет российско-турецкое взаимодействие в сфере атомной энергетики. В связи с этим, в Турции активно цитируют заявление Реджепа Эрдогана на сочинском саммите о том, что именно российская компания «Атомстройэкспорт» построит первую в Турции атомную электростанцию. Этот проект может реально вывести российско-турецкие отношения в сфере энергетики на уровень стратегического партнерства.

Высокий уровень российско-турецких политических контактов предопределил развитие сотрудничества двух стран и в области культуры. В турецкой столице Анкаре состоялась конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Произведения великого русского писателя Николая Гоголя хорошо известны в Турции. Ими, как и во всем мире, зачитываются, по ним в турецких университетах изучают русский язык, в ведущих театрах страны ставят спектакли. Как известно, по распоряжению ЮНЕСКО 2009 год объявлен Годом Николая Гоголя.

Общество русской культуры, объединяющее российских соотечественников в Турции, при поддержке российского посольства и представительства Федерального агентства России «Россотрудничество» в Анкаре совместно с одним из крупнейших турецких вузов Анкарским государственным университетом организовали научно-практическую конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

Для участия в международной конференции ее организаторами была приглашена директор Музея-квартиры Николая Гоголя в Москве Вера Викулова. Она представила в ходе своего выступления уникальные видеоматериалы о жизни и творчестве великого русского писателя, а также о создании его Музея в Москве, рассказала участникам о тех мероприятиях, которые были осуществлены в России в связи со знаменательной датой. По предложению турецкой стороны, учитывая огромный интерес в Турции к творчеству Николая Гоголя, Вера Викулова выступила на телевидении и ответила на многочисленные вопросы зрителей двух ведущих общенациональных телеканалов «Б» и «ТРТ».

С турецкой стороны в качестве основного докладчика выступил заведующий кафедрой русского языка Анкарского государственного университета Алтан Айкут, давний поклонник русского классика, уже более 20 лет изучающий его творчество. Он рассказал о значении Николая Гоголя и его произведений для мировой, в т.ч. турецкой культуры и литературы.

В мае сохранял свою актуальность вопрос урегулирования турецко-армянских отношений. В контексте этого направления турецкой внешней политики представляет интерес заявление бывшего министра иностранных дел Турции Хикмета Четина. Он опытный политический и государственный деятель, возглавлял турецкий парламент, являлся главным политическим советником президента Турции Сулеймана Демиреля. 5 мая в Баку он заявил: «В последнее время я вижу заинтересованность мирового сообщества в урегулировании этого конфликта. Эта проблема найдет свое решение при содействии США, России, Турции, а также международных организаций. Больше всего от нерешенности конфликта страдает Армения, которая осталась в стороне от многих экономических проектов в регионе. Решение этой проблемы важно для всего региона и, прежде всего, для Армении». «Для урегулирования конфликта необходимо вмешательство России. Я наблюдаю положительные изменения в направлении решения этой проблемы и во внешней политике России. Я считаю, что Россия предпримет положительные шаги в направлении урегулирования конфликта», - констатировал Хикмет Четин.

Менее оптимистично настроен другой бывший глава турецкого дипломатического ведомства, кадровый дипломат Ильтер Тюркмен, который считает, что при таком ходе событий в ближайшее время Анкаре не удастся нормализовать отношения с Ереваном. По мнению И. Тюркмена, нормализация армяно-турецких отношений связана с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. «Насколько я знаю, Турция изначально требовала вывода армянских войск из районов, прилегающих к Нагорному Карабаху, а не из самого Нагорного Карабаха. Однако сейчас премьер-министр Турции говорит совсем другое. Он говорит, что нормализация армяно-турецких отношений невозможна, пока Армения не выведет свои войска из самого Нагорного Карабаха», - заявил И. Тюркмен. Он также добавил, что вопрос налаживания отношений между Арменией и Турцией сложнее, чем урегулирование кипрской проблемы.

Свое мнение по турецко-армянскому диалогу высказала и госсекретарь США Хиллари Клинтон. На ее встрече с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном, состоявшейся 5 мая в Вашингтоне, был обсужден широкий спектр вопросов, в том числе армяно-турецкое урегулирование, нагорно-карабахский конфликт, а также ряд других региональных и международных проблем. По информации МИД Армении, комментируя процесс армяно-турецкого урегулирования, госсекретарь США охарактеризовала совместное заявление МИД Турции и Армении, сделанное 22 апреля, как исторический документ. «Она еще раз подтвердила позицию США: продолжать оказывать полное содействие окончательному урегулированию армяно-турецких отношений», - говорится в сообщении МИД Армении.

Одна из крупнейших в Турции газета «Хюрриет» опубликовала статью об имеющихся, по ее мнению, разногласиях в армянском вопросе между президентом Турции А. Гюлем и главой правительства Р. Эрдоганом. В публикации утверждается, что президент и премьер-министр высказывают противоречивые мнения по поводу открытия армяно-турецкой границы. Если президент А. Гюль выступает за продолжение процесса нормализации отношений с Арменией без предварительных условий, то глава правительства Р. Эрдоган требует от Армении прекратить оккупацию Нагорного Карабаха. При этом газета приводит слова американского эксперта Давида Филлипса, специалиста научно-исследовательского центра Атлантический Совет Соединенных Штатов: «В прошлую пятницу (8 мая) президент А. Гюль отметил, что нормализация будет проходить без предварительных условий. Во время телевизионного интервью на следующий день премьер-министр Р. Эрдоган заявил, что Турция могла бы открыть границу только, если Армения снимет оккупацию Нагорного Карабаха". Таким образом, Д. Филлипс отмечает, что президент и премьер-министр «используют конфликтующую друг с другом риторику относительно соглашения с Арменией по нормализации и защищают свои противоположные точки зрения публично». Однако, по его мнению, прогресс в отношениях с Арменией будет измеряться не этими словами, а реальными действиями с турецкой стороны.

Полагаем, что будет целесообразно для полноты взгляда на данную проблему ознакомиться с результатами социологического опроса граждан Турции, который провела Турецкая исследовательская компания Genar. В опросе приняли участие 2044 респондента из 17 крупных городов Турции. Отвечая на вопрос об открытии армяно-турецкой границы, 67,6% заявили, что они против возможного открытия границ с Арменией и установления дипломатических отношений с этой страной. Выяснилось также, что 32,4% поддерживают нормализацию отношений с Арменией.

У Турции остается, судя по всему, все меньше шансов оказаться в рядах Европейского союза. Среди руководителей Евросоюза крепнет убежденность, что время расширения организации ушло, и Анкаре можно предлагать сегодня только особый вид партнерства, а не полноправное членство. Турецкие власти уже неоднократно высказывали разочарование происходящим. Теперь поводов для этого стало еще больше. В мае президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель высказались за пересмотр дальнейших планов расширения ЕС на Восток.

Президент Турции А. Гюль прокомментировал предложение, высказанное Саркози и Меркель о возможности предоставления Турции статуса “привилегированного партнера” Европейского Союза. «Политики приходят и уходят, некоторые из них в силу недостатков видения ситуации могут говорить те или иные вещи, но мы не обращаем на это внимания и продолжаем движение вперед». - заявил турецкий президент.

Слова президента в тот же день подтвердил министр финансов Турции Мехмет Шимшек, выступая в городе Амасья на съезде провинциальной организации правящей Партии справедливости и развития /ПСР/. Он сообщил о том, что в стране вводится новая система экономических поощрений, которая будет способствовать развитию каждой провинции. По словам министра, эта система призвана не только сократить разрыв в развитии между разными провинциями, она позволит более рационально и с большей отдачей использовать ресурсы каждой провинции. А это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места и успешнее бороться с безработицей.

По уровню своего экономического развития Турция приближается к странам ЕС, - отметил министр. Если в 2000 году доход на душу населения в Турции составлял 30% от среднего дохода на душу населения по ЕС, в 2008 году этот показатель достиг 44%.

Из внутриполитических событий, на наш взгляд, следует обратить внимание на ситуацию в турецкой экономике. Специалисты Международного валютного фонда предрекают падение турецкой экономики на 5,1% в этом году и в следующем – рост всего на 1,5%. Такие данные содержатся в докладе “Мировая экономика”, подготовленном МВФ. Эксперты фонда ожидают в Турции в этому году инфляцию на уровне 6,9% (в 2010 году – 6,8%) и дефицит бюджета, равный 1,2% ВВП (1,6% в 2010 году).

Согласно же отчету, подготовленному Ассоциацией турецких промышленников и предпринимателей (ТЮСИАД), в текущем году объем экономики страны снизится на 4,1%, а курс турецкой лиры составит 1,63 лиры за один доллар США. Обращает на себя внимание тот факт, что в аналогичном отчете за январь предполагалось падение производства всего на 1,9%. Однако негативные явления в мировой экономике заставили экспертов ТЮСИАД пересмотреть свои прогнозы. В первом квартале этого года турецкая экономика сократилась на 13%, объем промышленного производства упал на 20%.

Эксперты, тем не менее, настроены оптимистично. Они ожидают, что в ближайшее время начнут приносить отдачу антикризисные меры правительства и будет получен столь ожидаемый кредит МВФ. Это должно привести к оживлению экономической активности в стране, причем инфляция по году не должна превысить 6,5%. Авторы доклада предполагают, что экспорт в текущим году составит 103, а импорт – 138 миллиардов долларов США.

Что касается кредита МВФ, то турецкий премьер обвинил его руководство в нерешительности. Выступая по национальному телевидению, премьер-министр Турции Р. Эрдоган упрекнул руководство Международного валютного фонда в том, что оно искусственно затягивает переговоры с Анкарой, и в качестве условия предоставления кредита выдвигает изменение текущего бюджета страны.

Турецкий лидер полагает, что руководство МВФ пока не приняло окончательного решения по вопросу о предоставлении кредита Турции. Заявив, что турецкая экономика крепко стоит на ногах и помощь МВФ для нее не является принципиальной, Р. Эрдоган подверг критике требования этой финансовой организации внести изменения в текущий бюджет страны. По его мнению, «подобные действия приведут к росту безработицы».

Обращает на себя внимание и полярный подход власти и оппозиции на один из важнейших внутриполитических вопросов, а именно на внесение в Конституцию страны изменений. Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ Дениз Байкал, выступая на совещании в Анталье, заявил, что изменение Конституции не является «национальным проектом», а предпринято правящей ПСР, исходя из ее собственных интересов.

По словам лидера оппозиции, высшим руководством ПСР движет, прежде всего, месть за инициированное в прошлом году Конституционным судом Турции рассмотрение вопроса о законности правящей партии. Изменения, предлагаемые ПСР, призваны снизить эффективность работы Конституционного суда и не приведут к решению ни одной из проблем, стоящих перед страной, - считает Д.Байкал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

В 2009 году ВВП Турции перевалил за 700 миллиардов долларов, Азербайджана - за 40 миллиардов.

Про Армению молчу - тут и так всё ясно.

Rank Country GDP (millions of USD)

1 United States 14,264,600

2 Japan 4,923,761

3 People's Republic of China 4,401,614h

4 Germany 3,667,513

5 France 2,865,737

6 United Kingdom 2,674,085

7 Italy 2,313,893

8 Russia 1,676,586

9 Spain 1,611,767

10 Brazil 1,572,839

11 Canada 1,510,957

12 India 1,209,686

13 Mexico 1,088,128

14 Australia 1,010,699

15 South Korea 947,010

16 Netherlands 868,940

17 Turkey 729,443

18 Poland 525,735

19 Indonesia 511,765

20 Belgium 506,392

21 Switzerland 492,595

22 Sweden 484,550

23 Saudi Arabia 481,631

24 Norway 456,226

25 Austria 415,321

26 Taiwan, Province of China 392,552i

27 Greece 357,549

28 Iran 344,820

29 Denmark 342,925

30 Argentina 326,474

31 Venezuela 319,443

32 South Africa 277,188

33 Finland 273,980

34 Ireland 273,328

35 Thailand 273,248

36 United Arab Emirates 260,141

37 Portugal 244,492

38 Colombia 240,654

39 Malaysia 222,219

40 Czech Republic 217,077

— Hong Kong 215,559

41 Nigeria 214,403

42 Israel 201,761

43 Romania 199,673

44 Singapore 181,939

45 Ukraine 179,725

46 Chile 169,573

47 Philippines 168,580

48 Pakistan 167,640

49 Egypt 162,164

50 Algeria 159,669

51 Kuwait 158,089

52 Hungary 156,284

53 Kazakhstan 132,229

54 New Zealand 128,492

55 Peru 127,598

56 Qatar 102,302

57 Libya 100,071

58 Slovakia 95,404

59 Iraq 90,907

60 Vietnam 89,829

61 Morocco 86,394

62 Angola 83,384

63 Bangladesh 81,938

64 Croatia 69,332

65 Belarus 60,288

66 Sudan 57,911

67 Luxembourg 54,973

68 Syria 54,803

69 Slovenia 54,639

70 Oman 52,584

71 Ecuador 52,572

72 Bulgaria 51,989

73 Serbia 50,061

74 Lithuania 47,304

75 Azerbaijan 46,378

76 Dominican Republic 45,597

77 Tunisia 40,348

78 Sri Lanka 39,604

79 Guatemala 38,956

80 Latvia 34,054

81 Uruguay 32,262

82 Kenya 30,236

83 Costa Rica 29,828

84 Lebanon 28,939

85 Uzbekistan 27,918

86 Myanmar 27,182

87 Yemen 27,151

88 Ethiopia 25,658

89 Cyprus 24,943

90 Trinidad and Tobago 24,806

91 Cameroon 23,243

92 Côte d'Ivoire 23,508

93 Estonia 23,232

94 Panama 23,088

95 El Salvador 22,115

96 Bahrain 21,236

97 Tanzania 20,721

98 Jordan 20,030

99 Bosnia and Herzegovina 18,469

100 Equatorial Guinea 18,525

101 Iceland 17,549

102 Bolivia 17,413

103 Ghana 16,124

104 Paraguay 16,006

105 Brunei 14,553

106 Uganda 14,529

107 Gabon 14,519

108 Jamaica 14,397

109 Senegal 13,350

110 Zambia 14,323

111 Honduras 14,126

112 Botswana 13,461

113 Albania 12,964

114 Georgia 12,870

115 Nepal 12,698

116 Afghanistan 12,061

117 Armenia 11,928

118 Democratic Republic of the Congo 11,589

119 Cambodia 11,182

120 Republic of the Congo 10,774

121 Mozambique 9,654

122 Madagascar 9,254

123 Republic of Macedonia 9,569

124 Mali 8,783

125 Mauritius 8,738

126 Namibia 8,456

127 Chad 8,390

128 Malta 8,338

129 Burkina Faso 8,103

130 Papua New Guinea 8,092

131 The Bahamas 7,463

132 Haiti 6,952

133 Benin 6,940

134 Nicaragua 6,350

135 Moldova 6,124

136 Niger 5,379

137 Laos 5,260

138 Mongolia 5,258

139 Tajikistan 5,135

140 Kyrgyzstan 5,049

141 Montenegro 4,822

142 Guinea 4,542

143 Rwanda 4,459

144 Malawi 4,268

145 Barbados 3,682

146 Fiji 3,590

147 Mauritania 3,161

148 Togo 2,890

149 Swaziland 2,843

150 Suriname 2,415

151 Central African Republic 1,997

152 Sierra Leone 1,955

153 Cape Verde 1,723

154 Lesotho 1,620

155 Eritrea 1,476

156 Belize 1,381

157 Bhutan 1,368

158 Maldives 1,259

159 Antigua and Barbuda 1,256

160 Guyana 1,130

161 Burundi 1,097

162 Saint Lucia 1,025

163 Djibouti 982

164 Liberia 836

165 Seychelles 834

166 The Gambia 808

167 Grenada 639

168 Saint Vincent and the Grenadines 601

169 Saint Kitts and Nevis 555

170 Vanuatu 573

171 Samoa 537

172 Comoros 532

173 East Timor 499

174 Solomon Islands 473

175 Guinea-Bissau 461

176 Dominica 364

177 Tonga 258

178 São Tomé and Príncipe 176

179 Kiribati 137

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если учесть что население Азербайджана в 3 раза превышает население Армении, то со своей нефтью и газом Азербайджан не на много опережает Армению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2009 г. – год испытаний для экономики Турции

Н.Ю.Ульченко

2009 г. имеет все шансы стать одним из самых напряженных за последние несколько лет для экономики Турции: общий неблагоприятный фон мирового финансово-экономического кризиса для Турции усугубился еще и неизбежными в предвыборный период дополнительными государственными расходами. Между тем, определенным преимуществом для Турции стало, то, что после финансово-экономического кризиса 2001 г. она вступила в период стабилизации и довольно устойчивого роста, поддерживавшегося кредитной помощью МВФ. Темпы роста национальной экономики не опускались ниже 4,5% за год (2007 г.) при их максимальном значении в 9,4% (2004 г.). Дефицит бюджета в 2007 г. составил 1,6% ВВП, что являлось максимальным значением за последние три года: в 2005-2006 он колебался в районе 1%, хотя еще в 2002 г. он превышал 14% ВВП. Отношение госдолга к ВВП снизилось с 80% в 2002 г. до 39% в 2007 г. Среднегодовой уровень инфляции, рассчитанный на базе потребительских цен, снизился за тот же период с 54,4% до 8,75%[1].

Важным достижением периода стабилизации стало укрепление национальной банковской системы. Проблемы в ее функционировании начали нарастать с конца 1980-х годов по мере расширения экспансии государства на национальном финансовом рынке. Основная функция банков в тех условиях ограничивалась функцией агентов правительства по привлечению краткосрочных кредитов с внешних рынков и их дальнейшему использованию для приобретения государственных долговых обязательств. В результате государство практически не контролировало структуру капитала вновь создававшихся банков, не препятствовало выходу на рынок изначально слабых по своим финансовым характеристикам банковских учреждений с рискованно низким уровнем собственного капитала.

В мае 2001 г. Совет по контролю и упорядочению деятельности банков, созданный еще в 1999 г., объявил программу реструктуризации банковской системы Турции.

Деятельность по реструктуризации банковской системы принесла заметные результаты.

Общее число банков в результате удаления с рынка банков-банкротов, а также объединения и укрупнения банков сократилось с 61 по состоянию на конец 2001 г. до 46 в 2007 г. При этом за аналогичный период активы банковской системы выросли с 118 млрд долл. до 484 млрд, что составило 66% ВВП. Убыточность банковского сектора трансформировалась в достаточно устойчивую прибыльность. По итогам 2007 г. чистая прибыль коммерческих банков составила 12,3 млрд долл.[2]

Среди ряда позитивных макроэкономических тенденций в Турции, большую настороженность вызывал стремительно растущий дефицит по счету текущих операций платежного баланса. Данный показатель имел более чем скромные значения в 2002 году – около 1,5 млрд. долл. Неуклонно повышаясь на протяжении 2000-х гг. он достиг в 2007 г. 37,6 млрд.[3] Чем же объяснялся столь стремительный рост дефицита по счету текущих операций?

Политику экономического роста, проводившуюся в Турции в предкризисный период, экономисты определяли как «политику высоких процентных ставок и низкого валютного курса». Центральный банк Турецкой Республики (ЦБТР) использовал высокие процентные ставки в качестве важного инструмента достижения финансовой стабилизации и контроля над инфляцией.

Притягиваемый высокими доходами спекулятивный краткосрочный капитал охотно приходил на турецкий рынок, обеспечивая удержание на низком уровне курса турецкой лиры: на протяжении 2003-2005 г. курс национальной валюты укрепился с 1,43 до 1,34 за 1 долл. США.

Но одновременно на фоне завышенного реального курса лиры происходил неуклонный рост импорта, подогревая общеэкономическую динамику и возобновляя потребность страны во внешних источниках финансирования.

Частично проблему быстрого роста задолженности частного сектора облегчал беспрецедентный рост прямых иностранных инвестиций: еще в 2002 г. Турции удалось привлечь мене 1 млрд долл. прямых иностранных инвестиций, но в 2006-2007 гг. их приток, кратно увеличившись, составил 16,8 и 18,5 млрд долл. соответственно[4]. Но как справедливо предрекали наиболее осмотрительные экономисты и представители деловых кругов, несмотря на то, что в тот период времени Турции удавалось профинансировать столь значительный дефицит по счету текущих операций, в будущем это неизбежно обещало проблемы.

Таким образом, финансовый и реальный сектор экономики Турции оказались перед лицом мирового финансово-экономический кризиса в неравнозначном положении: если первый мог противопоставить ему обретение сбалансированности в системе госфинансов, снижение уровня зависимости государства от внешних источников финансирования, во многом окрепший национальный банковский сектор, то второй оказался беззащитен в силу высокой степени кредитно-финансовой зависимости от внешнего рынка.

Соответственно весьма различались и связанные с кризисом ожидания в различных секторах национальной экономики. Так, представители банковского сообщества выступили с оптимистичными прогнозами. Они подчеркивали, что Турция не нуждалась в такой мере, к которой обратились многие страны Запада, как повышение суммы банковских вкладов, сохранность которой гарантировало государство: ранее установленный уровень в 50 тыс. новых турецких лир он признал достаточным[5].

Между тем, представители турецкого бизнес-сообщества, соглашаясь с таким преимуществом турецкой экономики, как наличие устойчивого банковского сектора, не скрывали своей озабоченности общеэкономической ситуацией. Арзухан Доган Ялчиндаг - председатель ТЮСИАД (Türkiye Sanayi ve İş Adamları Derneği, TÜSİAD)[6] – орагнизации, объединяющей представителей крупного национального бизнеса, - прокомментировала ситуацию следующим образом: «Наш банковский сектор более устойчив, чем во многих странах. Это правда, но правда и то, что в мире начинается рецессия, падает спрос на наш экспорт. Между тем, турецкий частный сектор обременен громадным долгом. Как он будет расплачиваться? Все это свидетельствует о том, что рецессия в глубокой мере затронет и Турцию… У нас значительный дефицит по счету текущих операций. Да, цены на нефть упали, но и наш экспорт снизился. Наш основной рынок Европа. Но посмотрите, насколько он сузился. Все это чрезвычайно серьезно»[7].

Уже представляется возможным оценить первые потери экономики Турции в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Резко снизившаяся доступность международного кредита привела к тому, что импорт Турции в ноябре 2008 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. более чем на 27%, а в январе 2009 г. - более чем на 43%. Сузившийся доступ к импортным факторам производства привел к снижению индекса производства в обрабатывающей промышленности по итогам третьего квартала 2008 г. на 20 пунктов (15%), а темпы роста ВВП составили 0,5 против 3,3% за аналогичный период 2007 г.[8] Курс лиры, составлявший в июле 2008 г. порядка 1,2 за 1 долл. США в марте превышал 1,7 лиры[9]. Капитализация 100 компаний-лидеров Стамбульской фондовой биржи снизилась с 42,2 млрд долл. в июле 2008 г. до 26,1 млрд к концу января 2009 г.[10]

Итак, ситуация все же требовала вмешательства властей. Какие же были избраны методы борьбы с кризисом? Как это часто происходит в сегодняшней Турции, в большой мере они были нацелены на ожидание предпринимательского сообщества. Еще в октябре 2008 г., оценивая ситуацию, сложившуюся в стране, представители турецкого бизнеса стали активно высказываться в пользу заключения нового, «превентивного» соглашения с МВФ. В мае 2008 г. завершился срок действия последнего из трех соглашений о стабилизационном кредите, заключенных с Фондом с конца 1990-х годов. Идею заключения соглашения поддерживали как представители более благополучного банковского сектора, так и предприниматели, действующие в реальном секторе. Причина столь единодушной приверженности бизнес-сообщества идеи возобновления сотрудничества с Фондом – стремление повысить привлекательность турецкого рынка для иностранных инвесторов, ослабить благодаря поддержке МВФ остроту проблемы платежного баланса и стабилизировать валютный курс. Обсуждая перспективы экономики, турецкая газета Миллиет (Milliyet) писала: «Турецкий народ, турецкие деловые люди ощущают кризис через валютный курс… Для нас стабильность означает стабильность валютного курса. Немедленный эффект соглашения с МВФ будет заключаться в ослаблении давления на валютный курс и его стабилизации» - подчеркивала Миллиет в одной из своих более поздних публикаций[11].

Но на деле процесс согласования условий нового кредита с МВФ происходил значительно медленнее.

Как показали первые оценки макроэкономических итогов 2008 г., дефицит бюджета по сравнению с предыдущим 2007 г. вырос, по крайней мере, на 25%. Такой бюджетный итог мог означать лишь неизбежные требования МВФ по дальнейшему и немедленному сокращению государственных расходов. Между тем и кризис, и, особенно, местные выборы, которые должны были произойти в конце марта 2009 г., требовали иных мер, которые можно определить как антикризисно-популистские. В феврале 2009 г. в прессе появились сообщения о подготовке к прохождению через парламент пакета антикризисных мер. Содержание пакета Р.Т.Эрдоган самолично огласил на предвыборном митинге, состоявшемся 14 марта 2009 г. Основное направление мер определялось как оживление внутреннего спроса. С этой целью правительство объявило о повышении капитала Эксимбанка, занимающегося кредитованием внешнеторговых операций, на 500 млн тур. лир. Для повышения доступности потребительских кредитов налоговые отчисления с них в Фонд поддержки использования источников снижались на треть, то есть на 5 процентных пунктов. Для обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса доступными кредитами бюджет специализированной организации по поддержки бизнеса данной размерности КОСГЕБ увеличивался на 75 млн тур. лир. Для оживления в строительном секторе налог на добавленную стоимость, взимающийся при приобретении нового жилья, на ближайшие три месяца 2009 г. был снижен с 18 до 8%. Для поддержки наиболее пострадавших в результате кризиса автомобилестроения и производства бытовой техники и увеличения спроса на их продукцию на внутреннем рынке ставку специального потребительского налога, взимающегоя при приобретении этих товаров[12], планировалось на протяжении трех месяцев удерживать на более низком уровне. По оценкам некоторых экономистов, следовало ожидать снижения ставки специального потребительского налога на бытовую электронику с 6,7% до 1%[13].

Стоимость антикризсного пакета оценивалась в 5, 5 млрд тур. лир. Очевидно, оглашение подобных мер, целесообразное в политических целях не могло стать благоприятным фоном для начала переговоров с МВФ.

Поэтому представляется вполне ожидаемым заявление спикера МВФ о том, что делегация Фонда ожидает приглашения для продолжения переговоров после мартовских выборов.

Определенные меры антикризисной направленности были предприняты и ЦБТР. Во-первых, в конце января 2009 г. Центробанк напомнил о своем праве предоставлять кредит банкам, положение которых признано неустойчивым или небезопасным (курсив Н.У.). Воспользовавшись этим правом, ЦБТР объявил о возможности предоставления нуждающимся банкам кредита сроком до 1 года и в объеме, не превышающем двойной размер собственных источников банка. Во-вторых, подобно банкам западных стран ЦБТР, начиная с ноября 2008 г., неоднократно объявлял о снижении ставок по однодневным кредитам[14]. В итоге ставка снизилась с 16,75% в октябре до 11,50 в феврале и до 10,5% в марте[15]. Таким образом, ЦБТР как будто отказался от своего прежнего антиинфляционного кредо. Но как полагает руководство банка, продолжающееся снижение экономической активности само по себе является фактором сдерживания инфляции, что позволило сменить вектор процентной политики.

Если говорить об экономических прогнозах, то первоначальные ожидания роста ВВП Турции по итогам 2009 г. на 4%, сменились прогнозом его падения на 3,6%[16]. Отрицательные темпы роста прогнозируются и на 2010 г. Официальные турецкие лица уверенно заявляют о подписании в ближайшем будущем трехлетнего соглашения о стабилизационном кредите с МВФ. Государственный министр М.Шимшек объявил, что с МВФ следует заключить программу, соответствующую условиям Турции: Фонд требует от Турции сокращения расходов и повышения доходов, что правильно в среднесрочной перспективе, но является ошибкой в условиях конъюнктуры сегодняшнего дня. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать, что Фонд согласиться кредитовать не столько долгосрочные перспективы стабильного развития Турции, сколько ее ускоренный переход в фазу экономического роста. Так что, период рецессии, видимо, не будет кратким, а прогнозы сокращения экономики, видимо, оправдаются.

Представители делового сообщества Турции справедливо оценили антикризисные меры правительства как меры «тушения пожара», имея в виду их подчиненность интересам правящей партии в условиях предвыборной ситуации. Они подчеркнули, что по мере выхода из предвыборной обстановки Турции следует прибегнуть к более фундаментальным действиям среднесрочного и долгосрочного порядка: контролируемой, но в то же время обеспечивающей рост спроса кредитно-денежной и фискальной политике, мерам по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики, улучшению предпринимательской и инвестиционной среды.

В противном случае если выход из кризиса мировой экономики и восстановление рынка международного кредита придется на продолжение очередного периода сотрудничества турецких властей и МВФ, существует вероятность возвращения к предкризисному сценарию – активизации заемной деятельности частного сектора, в условиях, когда госфинансы остаются под контролем Фонда.

Иными словами, как и для многих национальных экономик, важнейший вопрос для Турции это вопрос о том, ожидает ли она только окончания мирового кризиса для того, чтобы вернуться к прежней схеме взаимодействия с мировой экономикой, или, ожидая его окончания, она попытается решить проблему собственных уязвимых точек и повысить свою устойчивость в качестве мирового экономического игрока.

http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/18-06-094.htm
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   13 пользователей, 0 анонимных, 114 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    115 гостей
    Xenobarbital Sigo Rubik melkum Левон Казарян luc Абрикос irrenna stephanie S khnushinak vardan hov АРТЕМ w i t o
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...