Перейти к публикации

Итоги внешней политики Армении


Рекомендованные сообщения

www.regnum.ru

Армения вступает в 2005 год, приступая к новому этапу становления гражданского общества и демократических реформ, сохраняя, зафиксированные в последние годы, высокие темпы экономического роста, будучи активно вовлеченной в интеграционные и актуальны общемировые процессы, международные программы по обеспечению безопасности.

Связывая перспективы развития Армении с Европейской семьей, в 2004 г. наше внимание было приковано к процессам расширения Евросоюза. В середине прошлого года Армения была вовлечена в инициативу ЕС нового соседства.

В центре нашего внимания находятся перспективы развития событий в регионе, международные процессы безопасности. В этом контексте особую важность для нас представляют стамбульский саммит НАТО, в ходе которого были определены подходы Альянса относительно Южного Кавказа, инициативы по нераспространению ядерного оружия, а также мероприятия по стабилизации ситуации в Ираке и Афганистане, урегулирование Ближневосточного конфликта, что, так или иначе, соприкасается с проблемами безопасности нашего региона.

Вызывает обеспокоенность обострение в российско-грузинских отношениях, что негативно отразилось также на экономике Армении. Внутриполитическое обострение вокруг итогов президентских выборов на Украине привело к разногласиям между США, европейскими структурами и Россией, что нехарактерно в контексте позитивного диалога последних лет.

В течение прошлого года Армения была вовлечена в многосторонние усилия международного сообщества по борьбе с терроризмом.

Продолжая следить за опытом, накопленным МГ ОБСЕ в процессе карабахского урегулирования, армянская дипломатия в 2004 году была вынуждена применить дополнительные усилия в разных международных инстанциях с тем, чтобы противостоять лишенным конструктивности и не способствующим урегулированию проблемы инициативам Азербайджана. Тем не менее, к концу года был сформирован круг согласованных вопрос, что позволит продолжить переговоры в 2005 году.

Были предприняты шаги по укреплению связей в новых регионах, по поднятию уровня отношений с разными странами и международными организациями.

В 2004 г. внешняя политика Армении была акцентирована на развитие экономической составляющей и на европейскую интеграцию.

Экономические компоненты внешней политики

Активизация экономического фактора нашла отражение при разработке общих подходов внешней политики Армении и стала, параллельно с фактором безопасности, приоритетом в углублении отношений, принятии решений и их реализации.

Первоочередными задачами в обеспечении благоприятных внешних условий экономического прогресса и экономической безопасности Армении, а также сохранения высоких темпов экономического роста последних лет являются: обеспечение транспортных коммуникаций с внешним миром, бесперебойная эксплуатация маршрутов переправки энергоносителей, их диверсификация, обеспечение благоприятных условий для внешней торговли, поиск и завоевание новых рынков для отечественного производителя, обеспечение иностранных инвестиций.

Более объемные пакеты вопросов по этим направлениям включены в повестку постоянных переговоров с Грузией, Ираном, Россией, США, Евросоюзом и странами- членами этой организации, отдельные вопросы включены в рамки повесток переговоров с Китаем, Индией, Японией и другими странами. Важным направлением внешней экономической политики Армении является развитие взаимоотношений с экономическими структурами ООН, СНГ, ЧЭС и иных международных организаций.

В 2004 г. в результате взаимных визитов президентов, а также по итогам переговоров глав МИД и состоявшегося в Тбилиси заседания межправительственной комиссии, наметились перспективы экономического сотрудничества с Грузией, взаимодействия с этой страной в сферах энергетики, связи, коммуникаций и т.д. Основные темы обсуждений - запуск коммуникаций по направлениям Запад-Восток, Юг-Север, транспортных коридоров, подписание армяно-грузино-российского соглашения по эксплуатации железнодорожной паромной переправой Поти-"Кавказ", сотрудничество в рамках ЧЭС и других программ.

Наиболее значительным событием в экономическом сотрудничестве с Ираном в 2004 году стало начало строительства армянского отрезка газопровода Иран-Армения, сдача в эксплуатацию второй высоковольтной электролинии Агарак-Шинуайр. Ныне в числе основных вопросов повестки экономического сотрудничества - строительство Каджаранского тоннеля и ГЭС на реке Аракс, дальнейшее развитие взаимодействия в обеспечении альтернативных источников энергии, в частности, энергии ветра.

В 2004 году нашли решение ряд вопросов повестки экономического сотрудничества с Россией. Было получено согласие России -последней из стран-учредителей Соглашения Международного Транспортного Коридора (МТК) "Север-Юг" о присоединении Армении к данному Соглашению. Для нашей страны это создает возможность присоединения к данному маршруту через территорию Ирана и альтернативу стратегического значения в обеспечении транспортного сообщения с внешним миром. Вместе с тем в ближайшее время будет положено начало грузоперевозкам по железнодорожной переправе Поти-Кавказ, благодаря чему значительно сократятся транспортные расходы грузоперевозок между Арменией и Россией.

К числу основных вопросов повестки экономического сотрудничества Армении с Россией относится эксплуатация в полную мощность переданных российской стороне армянских предприятий, обеспечение роста объемов грузоперевозок между двумя странами, а также вопросы привлечения российского капитала в экономику Армении и полноценного использования энергетических мощностей Армении.

В 2004 году был зафиксирован прогресс в осуществлении программ экономического сотрудничества с США. Несмотря на сокращение общих объемов помощи, предоставляемой США зарубежным странам, сохранился сравнительно высокий уровень предусмотренного на 2005 год гуманитарного и технического содействия ($75 млн.) Армении, а объем военной помощи возрос более чем вдвое ($8,75 млн.). Армения стала страной-участницей программы США "Вызовы тысячелетия" на 2004 и 2005 финансовые годы.

США на законодательном уровне установили с Арменией постоянные, нормальные торговые отношения, тем самым, аннулировав в отношении нашей страны имеющую 30-летнюю историю поправку Джэксона-Веника.

В числе вопросов повестки армяно-американского экономического сотрудничества - проведение соответствующей оценки содействия в рамках задач Тысячелетия, обеспечение более высоких показателей экономического роста и благоприятных условий для инвестиций и предпринимательства. Кроме того это вопросы сельского хозяйства, среднего и малого предпринимательства, энергетики, водных ресурсов и научных исследований.

В 2004 году консультации с Европейским Союзом включали в себя вопросы перспектив сотрудничества в рамках политики Европейского соседства (ПЕС), возможностей развития двусторонних торгово-экономических связей, в том числе и присуждение экономике Армении со стороны ЕС статуса "рыночной". В перспективе усилия внешней политики Армении будут направлены на разработку программы действий в рамках ПЕС, укрепление регионального сотрудничества и стабильности, полноценное использование предоставленных ПЕС возможностей по получению льгот на европейском рынке и обеспечению потока инвестиций.

В прошлом году продолжилось участие Армении в программах ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ, нацеленных на развитие транспортной и энергетической инфраструктур Европа-Кавказ-Азия. Армения приняла участие в ноябрьских конференциях на уровне глав МИД стран Черноморского и Каспийского регионов и Еврокомиссии. Эти мероприятия были посвящены интеграции и дальнейшему развитию транспортных и энергетических рынков стран регионов. Наша страна приветствовала данную инициативу Еврокомиссии и выразила готовность активно участвовать в развитии взаимовыгодного сотрудничества в вышеуказанных сферах.

Европейская интеграция

Став членом Совета Европы (СЕ) и подписав с Европейским Союзом (ЕС) Договор о Партнерстве и Сотрудничестве, Армения присоединилась к евроинтеграционным процессам. Декларировав членство в ЕС долгосрочной целью, Армения продолжает последовательно осуществлять реформы по становлению демократических институтов и гражданского общества.

Европейская интеграция включает в себя также компонент безопасности и это рассматривается Арменией в контексте Евроатлантического партнерства. В этом смысле сотрудничество с ОБСЕ, СЕАП НАТО также являются важными составляющими евроинтеграции Армении.

2004 год ознаменовался качественно новыми взаимоотношениями с Европейским Союзом. Согласно решению июньского саммита ЕС Армения в числе других стран Южного Кавказа была включена в политику Европейского соседства (ПЕС), что стало важным шагом на пути евроинтеграции Армении и более активного вовлечения ЕС в регион.

Согласно ПЕС, новые соседи будут сотрудничать с ЕС на льготных условиях, что в свою очередь нацелено на стимулирование политических и экономических реформ. Этим государствам предоставляются новые возможности в развитии отношений с ЕС, однако прогресс каждой отдельной страны будет оцениваться в соответствии с индивидуальными достижениями. После подготовки доклада ЕС по Армении, начнется совместная работа над разработкой программы действий в рамках ПЕС.

В прошлом году была продолжена деятельность институциональных органов, предусмотренных Договором о Партнерстве и Сотрудничестве. Проведены встречи в рамках заседаний подкомитета по экономическим, торговым и правовым вопросам, комитета по парламентскому сотрудничеству, комитета по сотрудничеству, Совета по сотрудничеству.

Углублению взаимоотношений Армения-ЕС будет содействовать подписанное в сентябре соглашение, которым поднимается статус миссии Еврокомиссии в Ереване. Продолжается также активный политический диалог Армения-ЕС. Состоялись четыре рабочих визита спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Хейки Тальвитие в Армению в рамках которых он провел встречи с президентом Армении, с премьер-министром, с председателем НС, министром ИД и другими официальными лицами нашей страны. Спецпредставитель ЕС посетил также Нагорный Карабах и провел там встречи с политическим руководством.

В июле в Армении побывал Верховный комиссар по расширению ЕС Янеш Паточник и представил основные положения ПЕС, возможности и перспективы двустороннего сотрудничества в рамках этой программы. В сентябре в Армении находился председатель Еврокомиссии Романо Проди. Это первый визит на уровне главы Еврокомиссии в Армению. В рамках визита состоялись встречи с президентом, премьер-министром, председателем Национального Собрания, министром ИД. Визит свидетельствует о росте интереса ЕС к региону.

В течение года Армения пристально следила за развитием событий относительно начала переговоров Турции с ЕС и в этой связи обратила внимание Евросоюза на вопросы открытия армяно-турецкой границы и признания Геноцида армян. В преддверии саммита ЕС Европарламент рекомендовал Еврокомиссии и Европейскому Совету потребовать от Турции признать Геноцид армян и открыть границы. Ряд стран ЕС, в особенности Франция, выступили с публичной постановкой вопроса о необходимости признания Геноцида.

Большое значение в плане развития отношений Армения-Совет Европы имел организованный в июне первый официальный визит президента Армении в штаб-квартиру этой организации, его встреча с руководством СЕ и выступление в ходе летней сессии ПАСЕ.

В прошлом году Армения преодолела труднейший этап выполнения обязательств, взятых ею при вступлении в СЕ, который завершится принятием пакета конституционных реформ и соответствующих решений.

В феврале и ноябре в рамках встреч с "Группой Аго" Комитета министров СЕ по вопросам выполнения обязательств развернулись широкомасштабные обсуждения с армянскими властями, оппозиционными силами и представителями общественных организаций. "Группа Аго" зафиксировала прогресс в выполнении обязательств, одновременно указав на ряд проблем по принятию Избирательного кодекса и осуществлению конституционных реформ.

В конце года Национальное Собрание Армении представило на экспертизу в СЕ проект закона об отмене административного ареста.

СЕ откликнулся на внутриполитические события Армении в 2004 году резолюциями 1374 и 1405, принятыми в апреле и октябре Парламентской Ассамблеей. Докладчик ПАСЕ по Армении Ежи Яскерня в июне посетил Армению и по результатам своих встреч и наблюдений представил в ПАСЕ резолюцию 1405. Несмотря на обозначение существующих проблем и оплошностей, в резолюции положительно оценивается прогресс в осуществлении взятых обязательств.

В течение года в ПАСЕ развернулись обсуждения также по вопросу нагорно-карабахского конфликта. Тери Дэвис, ставший Генсеком СЕ, возложил обязанности докладчика по вопросу Нагорного Карабаха на Дэвида Аткинсона. Последний в ноябре представил в Политическом комитете ПАСЕ проект резолюции по нагорно-карабахскому конфликту, который будет обсужден на сессии ПАСЕ в январе 2005 года.

В 2004 году вопросы, представляющие двусторонний интерес, были обсуждены также в рамках взаимных визитов и встреч высокопоставленных официальных делегаций Армении и СЕ. В мае делегация, возглавляемая председателем Национального Собрания Армении, приняла участие в Страсбургской конференции председателей парламентов стран-членов СЕ.

В мае глава МИД Армении принял участие на 114-ой встрече комитета министров СЕ в Страсбурге, где подписал 14-ый Протокол европейской конвенции прав человека, касающийся реформирования Европейского суда. В 2004 году Армению посетили Генсек ПАСЕ Бруно Халлер и замгенсека СЕ Мод де Бур Букикио.

В январе Армения была включена в группу 34 стран по борьбе с коррупцией (GRECO), деятельность которой направлена на выявление упущений национального механизма в борьбе против коррупции и на необходимое правовое, институциональное и практическое реформирование, направленное на предотвращение коррупции.

Нагорно-карабахский конфликт

Формат переговоров по вопросу Нагорного Карабаха в 2004 году включил в себя две встречи президентов Армении и Азербайджана в Варшаве и Астане, а также четыре встречи глав МИД двух стран в Праге. В результате встреч сформирован круг согласованных вопросов. Это сделало возможным начало второго этапа Пражских встреч глав МИД Армении и Азербайджана.

Однако Азербайджан начал процесс, которым намеревался поставить на обсуждение 59-ой Генассамблеи ООН проект резолюции "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Голосование по внесению данного вопроса в повестку Генассамблеи продемонстрировало, что, в основном, международное сообщество не поддерживает эту инициативу. Власти Армении противопоставили азербайджанской стороне следующие аргументации: возможное включение в резолюцию отдельных элементов переговорного процесса - явное препятствие деятельности Минской группы ОБСЕ; перенос вопроса Нагорного Карабаха из формата МГ ОБСЕ в иную плоскость неприемлем для Армении; поскольку Азербайджан отказывается от переговоров с властями Нагорного Карабаха, Армения ведет переговоры с Азербайджаном; основываясь на том, что урегулирование конфликта протекает в рамках МГ ОБСЕ. В случае инициирования вышеуказанной резолюции и односторонних шагов, Азербайджан должен вести переговоры с властями Нагорного Карабаха.

Сопредседатели МГ ОБСЕ также высказались против азербайджанской инициативы, отметив, что шаги азербайджанской стороны могут серьезно навредить процессу урегулирования конфликта.

18 ноября в Берлине состоялась еще одна встреча глав МИД Армении и Азербайджана, после которой обсуждения с участием сопредседателей МГ ОБСЕ продолжились 5-го и 12-го декабря 2004 года в рамках 12-ой встречи Совета министров ОБСЕ (София) и очередного заседания глав МИД Совета Евро-атлантического партнерства (СЕАП) в Брюсселе.

В результате встреч, Азербайджан отказался от внесения в повестку Генассамблеи ООН резолюции "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" и была достигнута договоренность о том, что МГ ОБСЕ в рамках своего мандата осуществит миссию по сбору фактов (планируется в конце января 2005 года).

Вышеуказанные договоренности предоставили сторонам возможность возобновить "Пражский процесс" по вопросу нагорно-карабахского конфликта.

Непосредственные соседи

2004 год отличился активностью в армяно-грузинских переговорах. Состоялись официальные взаимные визиты президентов двух стран, официальный визит премьер-министра Армении в Грузию, в рамках которого состоялось очередное заседание армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. С официальным визитом Армению посетила министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили.

Два раза Грузию посетил глава МИД Армении. В январе он принял участие в церемонии присяги президента Михаила Саакашвили, а в октябре участвовал на 11-ой встрече глав МИД ЧЭС. В конце года Армению посетила первая леди Грузии Сандра Рулофс с целью изучения перспектив сотрудничества в сфере здравоохранения.

Наряду с обсуждениями вокруг повестки экономического сотрудничества были обсуждены вопросы, касающиеся становления системы региональной безопасности, процессов региональной евроинтеграции, формирования атмосферы взаимодоверия между странами Южного Кавказа для мирного разрешения конфликтов путем экономического сотрудничества.

В 2004 году продолжились интенсивные армяно-иранские переговоры вокруг дальнейшего развития двусторонних отношений, осуществления взаимовыгодных экономических и региональных программ.

В сентябре с официальным визитом Армению посетил президент Ирана Мохаммад Хатами. Это был первый визит иранского президента. В ходе встречи президентов Армении и Ирана обсуждался широкий круг вопросов, касающийся различных сфер армяно-иранских отношений, нынешнего уровня и перспектив сотрудничества, а также состоялся обмен мнениями по региональным и международным вопросам. В рамках визита президента Ирана был подписан Договор о принципах и основах сотрудничества. Были подписаны также двусторонние соглашения о сотрудничестве в энергетической, культурной и таможенной сферах. Президент Ирана выступил на заседании Национального Собрания Армении и встретился с премьер-министром.

В апреле глава армянского МИД посетил с официальным визитом Тегеран, где встретился с главой иранского внешнеполитического ведомства Камалем Харази. Стороны обсудили широкий спектр вопросов регионального значения, ситуацию и перспективы развитий вокруг Ближнего и Среднего Востока. Был подписан Меморандум о взаимопонимании, о предоставлении Армении по линии иранской помощи безвозмездного гранта в размере одного миллиона долларов США. Состоялись также встречи Вардана Осканяна с первым вице-президентом Ирана Мохаммадом Реза Арефи, секретарем Высшего совета национальной безопасности Хасаном Роухани и министром информации Али Юнеси.

В рамках визита руководителя аппарата президента Армении, сопредседателя армяно-иранской межправительственной комиссии Арташеса Туманяна в Тегеран были обсуждены вопросы двустороннего экономического сотрудничества. В сентябре в Ереване состоялось 5-ое совместное заседание межгосударственной экономической комиссии Иран-Армения, по итогам которого был подписан Меморандум о взаимопонимании.

В 2004 году состоялись визиты в Армению иранских министров информации, энергетики, нефти, а также губернаторов Западной и Восточной Атропатены. В свою очередь Иран посетили министры энергетики, сельского хозяйства и глава Сюникской области Армении.

В 2004 году не было зафиксировано сдвигов в отношениях Армения-Турция. Турция продолжает выдвигать ряд предусловий для открытия армяно-турецкой границы и урегулирования отношений. При этом Армения выступает за установление отношений с Турцией без предусловий.

В 2004 году состоялись встречи глав МИД Армении и Турции в Стамбуле и Нью-Йорке, в ходе которых были обсуждены двусторонние вопросы, а также состоялся обмен мнениями по региональным и международным вопросам. Имели место также контакты между представителями соответствующих структур МИД двух стран. В 2004 году в двусторонних отношениях продолжали проявлять активность неправительственные структуры. В рамках Стамбульского саммита НАТО состоялась трехсторонняя встреча министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции.

Отношения с Азербайджаном, помимо вопросов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, ограничились контактами в рамках международных организаций, а также отдельными встречами представителей общественных организаций. Несмотря на чинимые азербайджанской стороной препятствия, тем не менее, состоялись взаимные визиты делегаций для участия в работах форумов международных и региональных организаций.

Воспрепятствование участию Армении на учениях "Лучшее совместное усилие 2004" в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира" в Баку стало причиной отмены учений со стороны Северо-атлантического альянса.

Российская Федерация

В 2004 году взаимоотношения с Россией продолжали быть приоритетом внешней политики Армении. Армяно-российские отношения углубились и получили развитие в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Продолжилось тесное сотрудничество двух стран в рамках СНГ и ОДКБ.

Между сторонами состоялись встречи на высшем уровне в ходе трех рабочих визитов президента Армении и официального визита премьер-министра в Россию, визитов председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Миронова и председателя Госдумы Бориса Грызлова в Армению, а также в ходе многосторонних мероприятий.

В июле глава МИД Армении совершил официальный визит в Москву, в ходе которого обсудил вопросы взаимодействия двух стран на международной арене, в том числе в рамках международных организаций. Был обсужден также вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В прошлом году законодатели двух стран наладили активное сотрудничество как в рамках двухсторонних отношений, так и в ПАСЕ, ПА СНГ и других международных организациях.

Вопросы повестки двустороннего экономического сотрудничества обсуждались в конце года в Москве в рамках очередного заседания армяно-российской межправительственной комиссии. С целью углубления экономического сотрудничества между юридическими и физическими лицами Армении и России создана Ассоциация армяно-российского делового сотрудничества, в которую входят около 100 организаций двух стран.

Широкий спектр вопросов сотрудничества в военной и военно-экономической сфере был обсужден в ходе визита министра обороны России Сергея Иванова в Армению, а также в рамках первого заседания армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству в сентябре.

В рамках программы сотрудничества между министерствами культуры Армении и России на 2003-2005 гг. в апреле 2004 года в Армении были проведены Дни культуры Российской Федерации, а в марте в Москве состоялась неделя армянского кино. Достигнута договоренность объявить 2005 год - годом России в Армении, а 2006 год - годом Армении в России.

В 2004 году состоялись также взаимные визиты мэров Еревана и Москвы. В настоящее время порядка 50 административных субъектов РФ активно сотрудничают с областями Армении в экономической сфере.

Соединенные Штаты Америки

В рамках приоритетов внешней политики Армении получили развитие отношения с США, особенно, в сферах политического диалога, торгово-экономического и военно-политического сотрудничества.

В ходе мартовского визита заместителя Госсекретаря США Ричарда Армитиджа в Армению и его встреч с президентом страны и главой МИД обсуждались ситуация и проблемы на Южном Кавказе, перспективы регионального развития, вопроса нынешнего этапа урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В июне с рабочим визитом в США побывал министр иностранных дел Армении. В ходе его встречи с Госсекретарем США Колином Пауэллом были обсуждены вопросы, касающиеся перспектив развития двусторонних отношений, последних региональных развитий, армяно-турецких отношений, урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Стороны коснулись также вопросов участия Армении в программе США "Вызовы тысячелетия". Обсуждения по этим вопросам состоялись и с советником президента США по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс, ее заместителем С.Хейдли, а также с рядом официальных лиц министерства обороны и Госдепартамента. В Конгрессе и Сенате состоялись встречи Вардана Осканяна с американскими парламентариями.

Вопросы повестки комиссии по экономическому сотрудничеству Армения - США, также программы "Вызовы тысячелетия" были обсуждены в сентябре в ходе встречи Осканяна с заместителем госсекретаря США М. Гросманом (глава МИД Армении посетил Нью-Йорк для участия в работе 59-ой сессии Генассамблеи ООН).

В мае и ноябре состоялось заседание армяно-американской рабочей группы (межправительственной комиссии) по экономическому сотрудничеству - рассмотрены вопросы повестки двустороннего экономического сотрудничества и разработан план действий.

Политический диалог и достигнутые договоренности отразились на принятии решений о техническом и гуманитарном содействии США Армении в 2005 году, при утверждении объемов военной помощи, включении Армении в программу "Вызовы тысячелетия", принятии закона, устанавливающего нормальные постоянные торговые отношения между двумя странами. В 2004 году ощутимо вырос объем армянского импорта в США.

В прошлом году продолжилась помощь США Армении в военной сфере, в первую очередь, направленная на модернизацию системы связи ВС Армении и повышение миротворческих возможностей вооруженных сил республики.

Заложена основа для развития сотрудничества между правительством Армении и Национальной гвардией штата Канзас. Продолжается активное сотрудничество в рамках антитеррористических программ Госдепартамента США. В ноябре Армения и США подписали соглашение о повышении возможностей Армении в борьбе против терроризма. В документе зафиксированы направления и рамки сотрудничества Армении и США по борьбе с терроризмом.

Правовое поле двусторонних отношений пополнилось двумя межправительственными соглашениями - "О передаче лиц в международные уголовные суды" и "О защите и сохранении культурных ценностей".

В перспективе намечается подписание двусторонних соглашений в сфере социального страхования и избежания двойного налогообложения.

Европейские страны

В соответствие внешнеполитических приоритетов, Армения продолжает развивать взаимоотношения с европейскими странами. В этом ряду состоят как страны, составляющие костяк ЕС и предпринимающие явные усилия в развитии южно-кавказского региона, так и восточно-европейские страны, вовлеченные в ЕС в последние годы и накопившие на пути евроинтеграции полезный для Армении опыт.

В 2004 году продолжился активный диалог на уровне глав государств по дальнейшему сближению армяно-французских отношений. В апреле состоялся рабочий визит президента Армении во Францию и его встреча с Жаком Шираком. Стороны достигли договоренности о том, чтобы объявить 2006 год во Франции годом Армении. В плане развертывания политического диалога был важен сентябрьский визит делегации МИД Франции в Ереван, состоялись встречи с президентом, председателем Национального Собрания и министром иностранных дел Армении. Параллельно с традиционно тесными армяно-французскими отношениями, обозначились контуры растущей заинтересованности Франции к процессам на Южном Кавказе, в частности, по более активному участию ЕС в региональных процессах и вовлечению стран Южного Кавказа в политику соседства ЕС. В этом плане примечателен совместный региональный визит руководителей управлений по политическому планированию внешнеполитических ведомств Франции и Германии.

В течение года продолжилось укрепление межпарламентского сотрудничества. В январе с официальным визитом Париж посетила делегация, возглавляемая спикером армянского парламента Артуром Багдасаряном. Он встретился с председателем Сената Франции К. Понсле и председателем Национального Собрания Ж. Дебре. Состоялись взаимные визиты парламентских групп армяно-французской дружбы.

В рамках развития экономических связей, организация "Сор" (филиал одной из крупнейших французских групп "Буиг") выиграла конкурс на право управления системой водоснабжения Армении. Французская компания осуществит модернизацию водопроводной сети и реформирование системы водоснабжения в 38 городах и около 250 селах на сумму в $41,2 млн.

На 10-ой Ассамблее Франкофонии в Уагадугу (Буркина Фасо) Армении был присвоен статус наблюдателя в этой международной организации. В работе Ассамблеи принял участие глава армянского МИД.

В 2004 году продолжен прогресс в армяно-германском политическом диалоге и экономических отношений. Это обусловлено растущим интересом Германии и ЕС к южно-кавказским процессам, а также евроинтеграцией - как внешнеполитическим приоритетом Армении.

В ноябре состоялся рабочий визит президента Армении в Германию, где он встретился с президентом этой страны Хорстом Келером и канцлером Герхардом Шредером.

Глава Армении принял также участие в работе организованного фондом "Herbert Quandt" десятого европейского форума, посвященного отношениям ЕС со странами СНГ, и выступил с докладом - "Экономическое сотрудничество СНГ-ЕС с точки зрения Армении.

В июне Германию посетил премьер-министр Армении. В ходе визита были подняты вопросы сотрудничества в сфере энергетики, химической промышленности, сельского хозяйства, банков, осуществления Германией в Армении активной инвестиционной политики. В Берлинском центре промышленников Германии был проведен армяно-германский экономический форум.

Продолжились контакты на межпарламентском уровне. В мае Армению посетила делегация южно-кавказской парламентской группы Бундестага, состоялись встречи в НС и с главой МИД.

Свидетельством растущего интереса Германии к региону стал и визит в апреле вице-канцлера и министра иностранных дел Германии Йошки Фишера в страны Южного Кавказа, в том числе и в Армению, а также совместный визит политических директоров МИД Германии и Франции.

В рамках сотрудничества в сфере развития экономики в мае в Ереване состоялись очередные межправительственные консультации, в ходе которых был обсужден процесс осуществления программ, утвержденных во время межправительственных переговоров в 2003 году. В декабре германская компания "Cronimet" приобрела 60% акций Зангезурского медно-молибденового комбината, заложив основу осуществления самой крупной германской инвестиционной программы в Армении.

В 2004 году на земле Саксония-Анхальт были проведены "Дни армянской культуры", в открытии которых присутствовал министр культуры Армении.

Политический диалог Великобритания-Армения в 2004 году также имел подтекст евроинтеграции. В феврале с региональным визитом Армению посетила делегация, возглавляемая заместителем госсекретаря по международному развитию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, членом парламента Гаретом Томасом.

В апреле с рабочим визитом Лондон посетил глава армянского МИД, встретился с госсекретарем - главой внешнеполитического ведомства Соединенного Королевства Джеком Строу, заместителем госсекретаря Билом Рамелом, докладчиком ПАСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Тери Дэвисом, прочел лекцию в Королевском институте международных отношений.

В 2004 году между правительствами Армении и Соединенного Королевства (СК) были подписаны Меморандум о взаимопонимании, относительно британской технической помощи, Cоглашение о создании культурных центров и их деятельности. Между министерствами обороны Армении и СК был подписан Меморандум "О сотрудничестве в оборонной сфере".

В плане стимулирования армяно-итальянского политического диалога был важен октябрьский официальный визит главы МИД Армении в Италию, встречи с министром иностранных дел Италии Д. Фини и его заместителем, заместителем председателя Сената, председателем НС М. Пера. Вардан Осканян выступил на Круглом столе по теме "Южный Кавказ: стабильность и безопасность региона", посетил Венецию, где встретился с городскими властями, генеральным секретарем торговой палаты Венеции. В ноябре Армению посетила замглавы МИД Италии Маргарита Бонивер.

В августе Ереван посетил глава МИД Дании - П. Мёлер. Обсуждены перспективы развития двусторонних отношений, региональные вопросы, вопросы углубления сотрудничества между Арменией и европейскими структурами и интеграции страны в эти структуры.

В январе делегация, возглавляемая премьер-министром Армении, посетила Швецию для участия в международном форуме "Предотвращение геноцида: Опасности и ответственность" в Стокгольме. Состоялись встречи с премьер-министром Швеции Г. Персоном, главой МИД Л. Фрейвалдсом, первым заместителем парламента.

В сентябре глава МИД Норвегии - Ян Петерсен посетил Армению (в период председательствования Норвегии в СЕ). Обсуждены вопросы двусторонних отношений, а также взаимоотношения Армения-СЕ.

В октябре с рабочим визитом Армению посетил глава МИД Финляндии - Э. Туомия. В ходе визита было подписано соглашение о стимулировании и защите инвестиций между правительствами Армении и Финляндии. В апреле между министерствами двух стран был пописан Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в сфере культуры.

В октябре в торгово-экономической палате Австрии состоялся деловой форум, посвященный текущим вопросам армяно-австрийского торгово-экономического сотрудничества. В апреле в Ереване были проведены Дни культуры Австрии.

В рамках регионального визита в апреле в Ереван прибыла делегация, возглавляемая директором управления политического планирования МИД Швейцарии. Было подписано соглашение "О техническом, финансовом и гуманитарном сотрудничестве между правительствами Армении и Конфедерацией Швейцарии".

В 2004 году эффективными в плане достигнутых соглашений и встреч на высшем уровне были отношения с Польшей. В апреле президент Армении в Варшаве принял участие в работе Европейского экономического форума, где выступил с речью. Состоялась встреча с президентом Польши Александром Квасьневски.

В сентябре состоялся официальный визит президента Армении в Польшу, в рамках которого были подписаны двусторонние межправительственные соглашения, касающиеся сотрудничества в сферах обороны и борьбы против преступности. Между Фондом "Национальный центр" и Агентством развития предприятий Польши был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в развитии малого и среднего предпринимательства Армении. Министры торговли и экономического развития Армении и экономики и труда Польши выступили с совместным заявлением. Состоявшийся в рамках визита армяно-польский бизнес-форум был направлен на развитие торгово-экономических отношений. В марте состоялся визит в Польшу делегации, возглавляемой председателем НС Армении. Было подписано соглашение между Кавказской региональной европейской Академией и Главной экономической школой Варшавы.

В октябре 2004 года с официальным визитом Армению посетил президент Болгарии Г. Прванов. Он встретился с президентом Армении, председателем НС, премьер-министром. Было

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 10
  • Создано
  • Последний ответ

Резюмируя, можно сказать - Армения в по уши в г****.

Однако все предпочитают об этом не говорить.

Кстати когда был в Армении слыxал что обработку алмазов еще больше освободят от налогов. Так они скоро её сделают дотационной областью. :down:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мне тут одно непонятно. тут на форуме банят за "пролетарку" на месяц, а опускать Армению в прополис по уши видимо совершенно нормально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

поднимаете вы или опускаете это сугубо ваше дело. просто выбирайте выражения, тракторист.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

поднимаете вы или опускаете это сугубо ваше дело. просто выбирайте выражения, тракторист.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я бы тоже предложил выбирать выражения.

Что касается внешней политики - мне не нравится то, что многие заявления известных политиков остаются без внимания армянского МИДа. Скажем, заявление швиммера о недопустимости выборов в Карабахе и пр. в том же духе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Nagorno-Karabakh: PACE calls on Armenia and Azerbaijan to make constructive proposals to settle the conflict

[25/01/05]

Armenia and Azerbaijan should actively submit constructive proposals to each other via the OSCE’s Minsk Group for achieving a settlement of the Nagorno-Karabakh conflict, the Assembly said today – and if that fails, they should consider using the UN’s International Court of Justice. More than ten years after the conflict began, “considerable parts of the territory of Azerbaijan are still occupied by Armenian forces”, the parliamentarians pointed out – adding that occupation of foreign territory by a member state was a grave violation of that state’s obligations to the Council of Europe. They called on Azerbaijan to establish contacts with the political representatives of both communities from Nagorno-Karabakh, without preconditions, regarding the future status of the region. The Assembly also offered its help in creating a “parliamentary dimension” to the Minsk Process.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

по-моему вот это самое важное

"More than ten years after the conflict began, “considerable parts of the territory of Azerbaijan are still occupied by Armenian forces", the parliamentarians pointed out – adding that occupation of foreign territory by a member state was a grave violation of that state’s obligations to the Council of Europe." :hm:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 449 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    448 гостей
    Колючка Анчара Левон Казарян khnushinak luc Rubik Sigo Firefly АРТЕМ
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...