Перейти к публикации

ГЕНОЦИД АРМЯН мировое признание


TMQ

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club

В эфире американского телеканала PBS будет показан новый документальный фильм о Геноциде армян

15.11.2008 14:18 GMT+04:00

/PanARMENIAN.Net/ В скором времени в программе Frontline titled американской телекорпорации PBS будет показан новый документальный фильм “Уничтожение семьи” (A Family Erased) о Геноциде армян 1915 года. Об этом PanARMENIAN.Net сообщил один из авторов фильма Джордж Хачатурян. Фильм рассказывает о брате и сестрах, которые отправляются в Западную Армению, чтобы с помощью старой карты, оставленной им предками, найти потерянный дом. В поисках им помогает турецкий гид, который показывает им уже переименованные города и улицы. “Так как международная напряженность по поводу возможного принятия в США билля по признанию Геноцида армян возрастает, мой отец Джим и мои тети, несмотря на их возраст, отважились отправиться в Восточную Анатолию в поисках дома своих предков, который находился в эпицентре первого геноцида 20-го века”, - рассказал Джордж Хачатрян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Эрдоган предлагает Обаме “воздержаться” от признания Геноцида армян

15.11.2008 14:25 GMT+04:00

/PanARMENIAN.Net/ Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе выступления в Колумбийском университете Нью-Йорка призвал новоизбранного президента США Барака Обаму поддержать усилия Турции в борьбе с терроризмом и воздержаться от признания Геноцида армян 1915 года. “Я искренно поздравляю Барака Обаму и его сторонников с победой на президентских выборах. Турция и США, как союзники, имеют тесные взаимоотношения и поддерживали друг друга на протяжении десятилетий. Анкара намерена развивать сотрудничество с Вашингтоном, и мы надеемся, что новая администрация США проявит деликатность в вопросах, которые имеют жизненно важное значение для Турции”, - заявил Эрдоган и добавил, что проявление такой деликатности со стороны США сыграет важную роль в деле сохранения американо-турецких отношений, сообщает турецкая газета Today’s Zaman.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

МИД Турции: В начале 2009 года США могут признать Геноцид армян

14.11.2008 15:16 GMT+04:00

/PanARMENIAN.Net/ Существуют четыре вопроса, которые могут стать причиной разногласия между Анкарой и Вашингтоном: проблема Кипра, Ирака, Афганистана и Геноцида армян, заявил высокопоставленный представитель МИД Турции. Как пишет турецкая газета Hurriyet Daily News, многие турецкие дипломаты считают, что даже зарегистрированные в последнее время подвижки в армяно-турецких отношениях не смогут воспрепятствовать усилиям армянской диаспоры Америки, направленным на официальное признание Геноцида армян со стороны Вашингтона.

Возможно, что в начале 2009 года возможно признание Америкой Геноцида армян. “Но мы уже начали работать, чтобы не допустить этого. Мы находимся на связи с советниками Обамы и Байдена, и нам ясно, каким чувствительным является этот вопрос”, - сообщил высокопоставленный чиновник министерства ИД Турции, пожелавший остаться неназванным.

Вместе с тем, в рамках визита в США премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с экс-госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Собеседники, кроме возможности посредничества Турции в американо-иранских отношениях, обсудили также вопрос Геноцида армян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Эхо геноцида или жизнь вопреки 00:11

Analitika.at.ua. Они живут в турецких или курдских семьях и внешне ничем не отличаются от мусульман, только на Пасху пекут черек. О них говорят шепотом "дарцац", "шуртвац", а то и совсем устрашающее: "остатки меча". Это те, которые остались в живых - и остались на своей земле.

Что может сделать ребенок, если его отрывают от родных, если на его глазах... Знакомая история, правда? Плачет и плачет девочка, оставшаяся без семьи, но несмотря, а скорее вопреки слезам в ней пробивается жизнь, и из девочки вырастает женщина, мать, потом большая мама, как называют западные армяне бабушку, и об этой бабушке ее внучка пишет небольшую повесть, которая, на мой взгляд, стоит бесчисленных научных трудов по этому вопросу.

Автор повести ''Моя бабушка'' - известный турецкий правозащитник Фетие ЧЕТИН, адвокат семьи Динка по делу об убийстве Гранта Динка, которая на днях посетила Армению в связи со вторым изданием книги на восточноармянском в переводе Рубена Мелконяна (в первый раз книга была издана в 2006г.) В этой маленькой книжице цвета вечнозеленой листвы пером Фетие Четин воплощен поистине эпический образ женщины, равного которому я не встречала прежде во всей мировой литературе. Она несравненна в своей нравственности, душевном просторе, жизнелюбии, умении придавать праздничность самым, казалось бы, будничным явлениям. Грануйш-Сээр владела всеми тайнами быта и бытия. Познав ад 1915 года, она создала рай для той семьи, которая выпала ей волею горькой судьбы.

Она прожила 95 лет и в конце жизни раскрыла внучке тайну своего армянского происхождения. 1915-й год предстал перед Фетие во всех невыносимых подробностях: ''Если б все это мне рассказала не моя бабушка, я не поверила бы''. Все, что Фетие знала о событиях тех лет, рассыпалось в пух и прах: "То, что я услышала, не соответствовало тому, что я знала".

А мы, читатели, что мы знали об этом? Мы слышали о числе 1500000, знали о бежавших из Турции, сиротах, помнящих или не помнящих своих родных, но о Сээрах, которые хранили в себе тикин Грануйш, - о такой истории можно было узнать только благодаря смелости пера Фетие Четин.

Завет Сээр

История написана от лица внучки. Увиденная глазами маленькой Фетие и воплощенная пером уже взрослой Фетие, со страниц повести предстает мужественная женщина, которую дедушка называл Сээр Чавуш (чавуш - по-тур. сержант, унтер-офицер).

Жесточайшая история Сээр-Грануйш тем не менее не ведет нас в ад, а наоборот, выводит из ада. 9-летняя девочка, детство которой протекало в традиционной армянской семье в любви и нежности, лишившись в 15-м году в одночасье не только близких, но и права быть армянкой, должна была сойти с ума или по меньшей мере начать смотреть на мир влажными глазами и озлобившимся сердцем. Но нет, она несет в сердце смирение, прощение, она не сетует на выпавшую ей судьбу. Грануйш Катарьян вопреки пережитой трагедии проявила потрясающий талант жизни, что и делает эту маленькую книгу с ее жизнеописанием явлением мировой литературы. Получив в начале жизни сокрушительный удар, Грануйш вместо горечи излучала сладость сердца и стала для своей семьи и окружающих самым большим авторитетом.

''Девочки, внучки, соседи и близкие родственники просили у нее кулинарные рецепты. Бабушку часто можно было видеть в роли учителя, получающего удовольствие от преподанного урока, когда она объясняла девочкам, соседям и родственникам способы приготовления пищи''.

Мост Мадена

Однажды дети идут в ''Сэзэр Синема'', находящееся на другом берегу Тигриса в Мадене. От проливного дождя мост заносит, и он становится непроходимым. Полицейские запрещают кому-либо подходить к мосту. В этом безвыходном положении Сээр не только удается получить разрешение перейти через мост, но ей еще в этом помогают полицейские, усадив детей на свои плечи.

Почему я вспомнила об этом эпизоде? Потому что именно здесь произошел душераздирающий эпизод, происшедший в 15-м году. "После того как мы прошли через мост в Мадене, - рассказывает Сээр своей внучке Фетие, - моя бабушка по отцу сбросила в реку двух внучек... Одна из них сразу утонула, но другая высунула голову из воды. Бабушке пришлось придержать голову внучки под водой, пока та не утонула. Только после этого она сама бросилась в безумные волны Тигриса и исчезла с глаз".

Вот так двумя-тремя фразами можно разрушить мир читателя, когда речь идет о подробностях 1915 года. Однако второй эпизод с переходом реки через мост восстанавливает разрушенный мир. В книге сначала описывается второй эпизод. Чуть позже мы узнаем о несмываемой в памяти картине. Забыть невозможно, но найти способ пройти по непроходимому мосту истории станет возможно - благодаря правдивому подходу, который проявила Фетие своей уникальной повестью и стилем повествования.

Глубинный смысл стирки

Стирка для Сээр была поистине церемонией, и если посмотреть на стирку как на метафору, то можно найти глубинный смысл чрезмерной опрятности Сээр.

Она не была ни судьей международных инстанций, ни историком, чтобы попытаться добраться до причин того, что с ней произошло, ни писателем, чтоб передать бумаге пережитое. Грануйш - наделенная многими талантами девочка, которая призвана была продолжить достойный род Катарьянов, волею судьбы встала во главе турецкой семьи, воспитав три поколения и успев взять на руки внука своей внучки (признак того, что можно попасть в рай). Она была простой домохозяйкой. Каким образом она должна была найти в себе гармонию с миром после всего, что довелось ей увидеть и пережить в детстве.

Недаром говорится: если хочешь изменить мир, начни с себя. Грануйш, став Сээр, совершенствует себя. Все, к чему она ни прикасается, становится совершенным. Она без устали заботится о детях и внуках, не жалеет своего времени, чтобы уладить споры между соседями. Ну а ее стирка - это не просто стирка, а превращение черного в белое, приведение несовершенного мира в порядок... Белье развевалось на ветру, распространяя потрясающий свежий аромат, и невозможно было глаз оторвать от сверкающего белизной чуда.

Исполняющие приказ

В книге затронут очень важный вопрос об исполнителях резни. Грануйш из колонны смерти похищает десятник по имени Хусейн и забирает к себе домой. Бездетный Хусейн относится к Грануйш как к родной дочке. Вспоминая о нем, Грануйш называет его хорошим человеком, сожалея, что он рано умер.

Хусейн был ''мягкосердечным'' человеком, потому что в обезглавливании мужчин участие принимал, а в бойне женщин и детей отказался, не подчинившись приказу. На вопрос Фетие о том, как же можно считать хорошим человека, который обезглавливал людей, бабушка отвечает: "Откуда мне знать?"

Ответ можно найти у Ремарка в его романе "Тени в раю". Режиссер Холт в Голливуде снимает фильм о нацистах, а герой романа - бежавший из Германии немец доказывает ему, что палач - это не обязательно плохой человек: "Я вновь и вновь растолковывал ему, что все происшедшее в Германии было подготовлено и совершено не какими-то существами, спустившимися с Луны или с другой планеты и изнасиловавшими страну, - нет, это были добропорядочные немцы, наверняка считавшие себя достойными представителями германской нации". "Самое страшное - это обыватели, люди, которые со спокойной совестью выполняют свою кровавую работу так же старательно, как если бы они пилили дрова или делали детские игрушки, - эту безусловную для меня истину я никак не мог донести до сознания Холта".

Для Грануйш Хусейн был хорошим человеком, а его жена Эсма - плохим, потому что в отличие от мужа она относилась к Грануйш как к служанке, из-за чего Хусейн однажды взорвался: "Будь проклят султан Решад, который из каждой недостойной сделал госпожу, а чистых, как свет, детей - их служанками".

Сколько еще таких, как Грануйш, вошли в турецкие семьи и "испортили род"? В книге "Моя бабушка" есть следующее свидетельство: "...в наших краях трудно найти кого-то, кто не был бы из "испорченного рода", кого-то, чей "род не был бы испорчен". Значит, сколько еще осталось от меча, наточенного в 1915 году. Над ними все еще висит меч. Когда, например, стамбульского армянина спрашиваешь: "Как ты?" и он отвечает: "Хорошо" - это означает, что его не режут.

Цовинар СИМОНЯН-ЛОКМАГЕЗЯН

Голос Армении

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

КРАФФТ - БОННАРД А.

ПЯТЬ ЭТАПОВ ОДНОЙ ДРАМЫ

1878-1943

В ПАМЯТЬ

о моей дочери, г-же пасторше Поли Ришардо, урожденной Хелене Краффт, умершей в Боффре (Ардеш) 26 августа 1943 года.

В 1922 году она со своим братом поехала в Марсель, чтобы принять там бежавших из Константинополя армянских сирот, которых было решено поместить в Швейцарском сиротском приюте.

Будучи преданной сотрудницей Общества помощи, она с любовью и терпением посвятила себя детям. Память о ней сохранится в сердцах всех, кому она отдала все наилучшее.

Посвящается моей дорогой супруге, умершей 31 мая 1944 года

ПЯТЬ ЭТАПОВ ОДНОЙ ДРАМЫ

1878

Эта дата воскрешает в памяти значительные события, последствия которых уже более пяти десятилетий серьезно беспокоят Европу. Наверно, многие помнят, что тогда международные отношения, особенно между великими державами, не без некоторой иронии называли европейским концертом». В самом деле, после русско-турецкой войны в 1878 году; в Берлине состоялся конференция-концерт, тон которому задавал дирижер — князь Бисмарк.

Пять великих держав — Россия, Германия, Австрия, Франция и Англия — пришли к соглашению, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить защиту христиан, а именно армян, в Османской империи. Что касается последних, то этой нации было дано формальное обещание, и этим было взято на себя совершенно определенное обязательство в отношении внутренней политики Турции.

Эти две оговорки отражены в статье 61 мирного договора и являются результатом решений, принятых на той памятной конференции.

В статье говорится:

«Высокая Порта (как известно, под этим подразумевалось правительство Османской империи) обязуется безотлагательно осуществить улучшения и реформы в провинциях, заселенных армянами, и обеспечить им безопасность от черкесов и курдов. В краткие сроки государства — участники договора должны быть осведомлены о соблюдении принятых мер, контроль за которыми возлагается на них».

Этот факт всегда следует подчеркивать, так как он составляет основу так называемого «Восточного вопроса».

Вопрос был решен в пользу Армении настолько единодушно, что эту страну официально пригласили на упомянутую выше конференцию. Как наиболее достойный представитель древнего христианского народа явился патриарх — глава армянской церкви, которая одновременно была и единственным гражданским учреждением.

Объяснением этого может послужить то обстоятельство, что христианство было введено в Армении еще в 301 году. Когда-то могущественное государство, позже разрушенное турками, имело в качестве первого царя Армении Трдата. После принятия веры он объявил христианскую религию господствующей в стране.

На Берлинскую конференцию была приглашена также побежденная сторона в русско-турецкой войне (Турция). Османскую империю представлял султан. Естественно, он должен был подчиниться положениям статьи 61, которая ясно и без обиняков отражала полное согласие в «европейском концерте».

1896

Властелин Османской империи, султан и халиф Абдул Гамид был первым, который не принял за чистую монету, отлично разработанную программу в статье 61, так как он просто не доверял посланцам «так называемого» христианского мира. Он замышлял переворот и готовил его. Будучи поборником ислама, он питал ненависть к христианству и, придерживаясь определенных предписаний Корана, считал истребление неверных своим святейшим долгом. Эта идеологическая точка зрения должна была служить ширмой для политической программы, которую он готовил, а именно, постепенного уничтожения армянской нации. Для осуществления этого плана ему нужен был только подходящий случай, а если таковой не представится, то следовало придумать причину, которая внешне могла бы оправдать его действия.

Пожалуй, он догадался, что статья в Берлинском договоре является только предлогом и что некоторые державы, входящие в пакт,— если не все, то хотя бы одна из них — сохранили за собой право и используют этот предлог, чтобы вмешиваться во внутренние дела Турецкой империи, о наследии которой они мечтают.

Абдула Гамида называли тогда «больным человеком», а позднее «великим убийцей» или «кровавым султаном». План уничтожения армянского народа был делом его рук.

И вот однажды на Западе стало известно, что в течение нескольких недель на улицах Константинополя и в его окрестностях было вырезано около 300.000 армян.

Первый сирота — Ованнес Хачадурян, позже носивший имя Жан Дурян,— которого я пошел встречать на Женевский вокзал в 1879 году, рассказал мне о трагической гибели своего отца. Когда этот человек, выйдя из своего дома, заметил, что тайные агенты жандармерии приближаются, он быстро повернул назад и спрятался в шкафу. Но через несколько минут изверги ворвались в квартиру, где обнаружили несчастного и потащили его с собой. Маленький мальчик с содроганием вспоминает об ударах, сыпавшихся на отца на каждом шагу, и о последнем смертельном ударе, который они нанесли ему на самой нижней ступени лестницы.

* *

*

Какова же была реакция союзных государств, подписавших Берлинский договор? Франция и Англия незамедлительно направили свои военные корабли на Ближний Восток, где европейская военная мощь пользовалась настолько высоким уважением, что перед ней преклонялись. Каждому, кто глубоко проанализирует положение, станет ясно, что энергичное вмешательство было бы достаточным, чтобы удержать «руку злодея». Почему же была упущена эта единственная хорошая возможность? Этот вопрос напрашивается все настойчивее, все чаще воскрешая в памяти этот исторический факт, следствием которого явилась политика измены и трусости.

Измена за изменой! Изменнически поступил кайзер Вильгельм II, изменнически поступили Германская империя и остальные государства по отношению к договору 1878 года и особенно статьи 61, которая была принята, конечно, по инициативе Бисмарка. В центре внимания Берлина меньше всего было обеспечение мер безопасности для преследуемых христиан, оно было приковано, скорее, к установлению выгодных взаимоотношений с Османской империей, чтобы таким путем осуществлять «натиск на Восток».

Трусостью следовало бы назвать поведение тех двух держав, которые вначале с уважением относились к подписанному ими договору, а потом передумали, так как побоялись вызвать немилость султана и, следовательно, недовольство германского кайзера, и которые, в конце концов, снова отозвали свои броненосцы во избежание европейской войны.

Между прочим, этот страх был отнюдь неоправданным, а именно по следующей причине: многие крупные финансовые предприятия считали себя стесненными в своих операциях из-за поведения Абдула Гамида, и его, мнившего себя безнаказанным, можно было легко запугать одной только угрозой обстрелять пушечными снарядами его роскошный дворец Йылдыз Кьёшк. Этим был бы наведен порядок.

Проявление трусости со стороны великих держав — и это надо повторить — был тот факт, что они, формально подписав Берлинский договор, не захотели выполнить свои обещания в статье 61 в отношении угнетенных христианских народов, в особенности армян; следовательно, это были лицемерные обещания, которые в насмешку окрестили «коллективной защитой».

Когда на Западе появились сведения о массовых убийствах, общественное мнение взбунтовалось. Надо отдать должное прессе, которая не боялась просвещать общественность и самым резким образом критиковала внешнюю политику. В то время в нашей стране состоялись народные собрания, каких мы никогда не видели. В Лозанне толпа была вынуждена собраться на рыночной площади Ла Палуд, так как не было зала, который мог бы вместить многочисленных слушателей. Ораторы стояли на трибуне, сооруженной рядом со статуей Справедливости. По решению этих собраний в крупных швейцарских городах в бундесрат было направлено прошение, которое подписали более 413.000 человек, с настоятельной просьбой ходатайствовать перед великими державами и напомнить им о статье 61, Напрасный труд! Политика общих интересов и устремлений помешала единой тактике. В действительности, Берлинский договор сохранился скорее лишь внешне, а взаимное согласие было омрачено.

* *

*

Прошедшие события оказали благоприятное воздействие на христиан: вместо того, чтобы терять драгоценное время на пустые протесты и напрасные старания в инстанциях, они сочли более целесооб-разным выразить свое участие жертвам резни действенными способами. Особенно им щемила душу прискорбная участь сирот, и один за другим стали создаваться организации по оказанию помощи; заслуга Швейцарской организации состояла в том, что она была в числе первых.

Некоторым священникам в Нёшателе пришла в голову мысль возобновить акции христианской помощи, и они поручили профессору Годе углубиться в эту проблему. Летом 1896 года он выразил готовность приступить к этому делу. Важным результатом его деятельности явилось то, что уже 29 сентября 1896 года в Лозанне состоялось собрание представителей кантонов, на котором было принято решение обеспечить необходимую помощь армянам в Малой Азии, а именно, вместе с американской миссией, которая там усердно работала приблизительно уже пятьдесят лет.

Это было началом создания на Ближнем Востоке важной организации помощи, которая смогла продержаться до осени 1922 года. Многие чувствительные души проявили заботу о несчастных сиротах.

Позднее, к началу нового столетия, была достигнута централизация Швейцарской организации помощи, а именно, в Сивасе, где в одном подходящем здании нашли приют для лишенных родины детей — мальчиков и девочек, которые полностью зависели от Швейцарского комитета.

Среди швейцарских семей были многие, которые проявили великодушие, и каждая взяла на себя добровольное обязательство заботиться об одном «приемыше» и вносить ежегодную плату за питание. Как много можно об этом говорить ...

К сожалению, сиротский приют в Сивасе пришлось освободить, чтобы спастись от преследований; оттуда состоялся побег в Самсун, затем в Константинополь, но и там не было безопасности.

Однажды руководство заведения получило странным образом предупреждение от одного турецкого чиновника, благодаря чему удалось уничтожить все связанные с армянским вопросом компро-метирующие материалы. Но таким образом навсегда исчезли ценные записи, что достойно сожаления, Имеется большое количество доказательств истинной преданности, которую швейцарцы считали своим священным долгом, и я надеюсь, что в более поздние времена найдется кто-нибудь, который соединит в одно целое разрозненные листы, отмеченные благородными поступками, как справедливая похвала за великодушные старания всех тех, кто, следуя своему обещанию, хотел честно выполнить взятые на себя обязательства и жертвовал собой ради страдающих ближних. Следовательно, настоятельный при-зыв в 1896 году прозвучал не в пустоте!

Чтобы особо почтить память одной героини, мне хотелось бы рассказать здесь об одном ее трогательном поступке. Однажды в годы войны руководительнице сиротского приюта в Сивасе Марии Ценгер один курд намеками дал понять, что преследователи не пощадят и этот город. Что она могла сделать для предотвращения несчастья? После сильной душевной борьбы она приняла решение пойти к турецкому армейскому коменданту и предложить свои услуги в качестве санитарки в больнице, но при обязательном условии, чтобы ее подопечные дети в течение всего времени войны охранялись и защищались солдатами. Предложение было одобрено комендантом. Так Мария Ценгер стала служить турецкой армии и самоотверженно жертвовала собой ради больных до конца своей жизни. Она скончалась от тифа в Ерзинджане, где была похоронена с воинскими почестями. Комендант не нарушил свое слово, сиротский приют вместе со своими обитателями остался неприкосновенным!

Приблизительно две тысячи сирот без родины были воспитаны и получили образование под швейцарской защитой с 1898 по 1922 гг. Но это только примерное число, так как надо еще учесть, что около двух третей молодых людей погибло во время депортации.

* *

*

Теперь мы хотели бы особо упомянуть о другой организации помощи, которая была основана 29 сентября 1896 года. Она своеобразна по своей сути и — что следует подчеркнуть — существует до сих пор под названием «Foyer armenien» («Армянский очаг»)

Когда летом 1896 года общественность узнала о плане, разработанном профессором Годе в Нёшателе, дружелюбно настроенные швейцарские семьи изъявили желание принять каждая по одному ребенку, но при условии, чтобы их приемыши приехали в Швейцарию. Но как можно было это осуществить? Это был щекотливый вопрос, связанный к тому же с немалыми препятствиями. Для этого требовалось собрать всяческие сведения, были нужны официальные согласования между федеральными и кантональными властями, и кроме того, наталкивались бы на сопротивление. С одной стороны, существовали сомнения относительно того, что дети будут оторваны от родной земли, а с другой — присутствие молодых восточных людей могло вызвать определенные трудности; наконец, не было уверенности в том, что отношения между иностранцами и швейцарцами сложатся в духе полного взаимопонимания.

Все это подробно обсуждалось на сентябрьском заседании Комитета (1896 г.), и после длительных дебатов было принято решение не брать на себя никаких обязательств, поскольку речь шла об армян-ских сиротах, которых должны были привезти в Швейцарию.

Один из членов упомянутого Комитета, египтолог, профессор Эдуард Навилль, который был хорошим знатоком Востока и поэтому знал, как полезно и в то же время важно для них поддержание тесных контактов с Западом, не хотел полностью отказываться от плана. Поэтому он рекомендовал создать специальную комиссию, в задачи которой входило бы детальное изучение вопроса о ввозе упомянутых сирот. Это предложение, которое горячо поддержал президент Комитета профессор Годе, было единогласно принято.

Я позволю себе добавить, что Комитет поручил мне создать и возглавить специальную комиссию. Финансовые расходы должен был взять на себя Комитет помощи армянам, благодаря чему отпала ос-новная проблема.

Новая комиссия сразу же приступила к работе и осуществляла свою деятельность с 1396 г. по 1914 г. под названием «Societe Suisse d'immigration et de patronage d'orphelins armeniens (Швейцарское общество по приему и защите армянских сирот»). Были налажены ценные контакты в Константинополе, благодаря которым приблизительно тридцать сирот были приняты добрыми семьями в нашей стране. Однако большим препятствием, объясняющим причину сравнительно ограниченного числа ввезенных детей, явилось то обстоятельство, что многие из них были отправлены в Германию. Поэтому Швейцарское общество сочло необходимым поддерживать связь с обществом помощи во Франкфурте.

Вскоре после этого мы узнали, что армянские священнослужители в Константинополе вдруг воспротивились вывозу детей, объясняя это тем, что хотят иметь сирот лучше у себя, чем у какого-то европейского народа, к которому они не испытывают симпатий, так как германский кайзер поддерживал султана Абдула Гамида; кроме того, они опасались, что отчужденные от родины дети, возможно, будут иметь склонность к пангерманизму.

Мы были вынуждены подчинится воле высшего армянского духовенства, а также прервать определенные связи, чтобы этим показать, что наше Швейцарское общество помощи не преследует никаких политических интересов. Нами неоднократно подчеркивалось, что мы работаем только во имя справедливости и хотим устранить несправедливость. Это было и осталось главной идеей нашего труда.

Обстоятельства побудили «Швейцарское общество по приему и защите армянских сирот» расширить свою деятельность и заботиться не только о тех сиротах, которые нашли приют в семьях, но и вообще обо всех тех, которые на собственный риск покинули Турцию, чтобы искать защиту у нас.

Беженцы приносили с собой ковры, в которые они заворачивали свои дорожные пожитки, все свое имущество. В этих тюках часто можно было найти яркие ткани и изделия из тонкого кружева. Искусная ручная работа у нас ценилась очень высоко, и Комитет помогал продавать эти ценные товары.

После завершения учебы в школе и профессиональной подготовки армянские юноши и девушки разъехались: некоторые, по-видимому, вернулись на Восток; так как у нас не было никаких сведений о них, то мы предполагали, что и они, бедняги, нашли свою кончину в вихре войны.

1914

Политический союз, который связывал Германию с Турцией, можно было легко объяснить тем фактом, что кайзер Вильгельм во время преследований армян оказал султану особые услуги, которые нельзя было забыть.

Однако в 1914 году это обстоятельство потеряло свое значение, так как тем временем разыгралась другая драма: Абдул Гамид был смещен восстанием младотурок. Новое правительство имело парла-мент и конституцию, что давало основания иметь наилучшие надежды. Между новообразованной республикой и Германской империей в это время царило спокойное взаимопонимание.

Это и многое другое вызвало у кайзера ободряющее чувство, что теперь настал час, когда он может привести в исполнение любимый план Бисмарка. Он начал с нападения на нейтральную Бельгию. Задаёшься вопросом, почему он напал на Запад, желая завоевать Восток? По-видимому, он намеревался этой тактикой следовать примеру прежнего рейхсканцлера, который тогда в 1864 году с целью создать себе больше свободы передвижения хотел походом против Дании доказать северным государствам, что он является самым сильным. Он преследовал ту же политику, когда напал на Австрию и сделал кайзера Франца Иосифа своим «блестящим секундантом».

Объявив же войну Франции (1870), он обеспечил себе тыл. Неусыпно следя за Востоком, кайзер Вильгельм хотел проложить себе путь через Ближний Восток к Персидскому заливу до Индии, чтобы таким образом составить конкуренцию этой морской державе на подступах к Суэцкому каналу.

На этом континенте он надеялся получить огромные богатства, преимущественно нефть, марганец и другие важные полезные ископаемые. В соответствии с планом, сотрудничество с Турцией должно было ей обеспечить возможность захвата территории от Кавказа на юг.

За несколько месяцев до войны (май 1939 г.) одно высокопоставленное лицо Турецкой республики в частной беседе со мной высказалось следующим образом:

«По всей вероятности, именно позиция моей страны могла бы помешать осуществлению германского проекта».

Изменено пользователем СолнЫчка (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Оставим пока в стороне германский план и поговорим об ужасном времени 1915 года.

Политическая ситуация с давних пор оказывалась решающей для судьбы армянского народа. Как и следовало опасаться, Османская империя снова вернулась к взлелеянному Абдулом Гамидом плану уничтожения этого христианского народа, чтобы осуществить его в буквальном смысле. Страшная резня началась в 1915 году. Из документов, которые у нас сохранились с тех трагических времен, мы можем обратиться, в частности, к приказу министра внутренних дел, подписанному собственноручно, в котором говорится:

«В соответствии с более ранним приказом принято решение изолировать армянский элемент; тот народ, который уже несколько веков стремится подорвать твердую основу государства и который наносит вред нашему правительству; однако тогда момент еще не созрел, чтобы следовать этому священному велению. Но сейчас, когда устранены все препятствия, близится время, когда мы сможем избавиться от этого опасного элемента.

Нам строго-настрого приказано, чтобы мы не поддавались чувству сожаления, а действовали неумолимо, чтобы быстрейшим образом положить конец его существованию. Армянин должен исчезнуть из Турции. Чтобы быть уверенными в том, что задание будет выполнено самым добросовестным образом, мы поручаем его выполнение исключительно хорошим патриотам и доверенным лицам».

Позволю себе привести здесь слова сенатора Генри Лафонтена, почетного президента бывшего «Международного общества мира». В качестве посла Бельгии он на 1 съезде Лиги Наций сказал следующее:

«Мы хотим энергично заняться армянским вопросом и решить его без промедления».

В своем предисловии к брошюре «Час Армении» (опубликована в марте 1922 года), он выражает свои чувства:

«Как нам не испытывать глубокое сострадание по поводу неописуемой беды и не делать все, что в наших силах, чтобы положить конец этой самой ужасной из всех драм? Честь человечества поставлена на карту ... Настал серьезный час. Правительства должны использовать последнюю возможность, чтобы потомки их не судили. Спасение Армении будет явным свидетельством международной порядочности». В 1914 году в Анатолии жили приблизительно три миллиона армян. После депортаций и массовой резни осталось всего лишь полтора миллиона; то есть половина была уничтожена. Здесь следует отметить, что некоторое количество молодых людей, которым удалось спастись бегством, объединилось в легион, воевало на стороне союзников и отличилось при завоевании Палестины. В знак признания их заслуг они получили почетные награды из рук генерала Аленби. Союзники восхваляли храбрые действия этой армянской молодежи, называли их «наши маленькие союзники» и давали льстивые обещания на будущее, после окончания войны.

Окрыленные этими заманчивыми надеждами, лидеры армянской нации изъявили желание присутствовать на мирных переговорах в Париже. Однако поскольку было невозможным явиться туда в качестве посланников угнетенного и рассеянного народа, было решено скорейшим образом создать маленькое государство, что и было сделано, но не на турецкой территории, а на русской, на Кавказе.

28 мая 1918 года, то есть за шесть месяцев до перемирия, была основана эта маленькая республика. Этим было устранено препятствие, и армянская делегация могла присутствовать на мирной Парижской конференции от имени хорошо организованной, официально признанной республики. Во время подготовки Версальского договора продолжались усилия, чтобы видеть осуществление полученных ранее обещаний.

Но посланцы молодой Кавказской республики должны были набраться терпения и опыта в том, что на официальных приемах очередь маленьких и слабых доходит последней, и если их слишком часто утешают необходимостью ожидания, то это верный признак того, что их просьбы либо не могут, либо не хотят принять во внимание.

Несмотря на все превратности судьбы, нашлись бескорыстные и симпатизирующие друзья, особенно в «Арменофильной Лиге», которая была основана в 1920 году в Париже и Женеве с резиденцией в последнем городе. Правда, армяне часто сталкивались с равнодушием и недопониманием своей проблемы, но, тем не менее, Лига существовала и продолжает существовать до сих пор, будучи законно признанной Лигой Наций. В тогдашних условиях, конечно, ее деятельность была приостановлена. Следовательно, надо было ждать и ждать, ... ибо враг, которого Христос окрестил «Маммоной», не хочет сдаваться, ... с ним еще приходится считаться!

К счастью, президент Вильсон благосклонно поддержал дело армянского народа, и ему принадлежит величайшая заслуга при формулировке статьи 88 в Севрском мирном договоре, который был заключен 10 августа 1920 года между союзниками и Турцией. Руководители армянской делегации Аветис Агаронян и Погос Нубар подписали его от имени своего народа с понятным душевным волнением.

В этом драгоценном документе, абсолютную законность которого признавали обе державы — победившая и побежденная — Армении был обещан максимум того, на что она могла надеяться. Это действительно было победой! После стольких горечи и страданий этот счастливый итог был воспринят с благодарностью, и новый прилив сил оживил сердца.

Хотя и статья 61 договора 1878 года наметила политику, направленную на создание максимально выгодных условий, и этим ожидала добиться удовлетворительных результатов, тем не менее, обещанные по Севрскому договору гарантии казались намного более внушающими доверие и вселили в древний христианский народ, который упорно придерживается древних традиций и своей веры, огромную уверенность в лучшем будущем.

Я вспоминаю здесь о моей встрече с президентом Агароняном в Берлине, на которой мне удалось представить его федеральному президенту Джузеппе Мотта. Позже я всегда сожалел, что не записал тогда беседу этих двух людей — президента самой старой и президента самой молодой республики. Оба — выдающиеся личности и бескорыстные патриоты — были преданы своим народам и оба были знамениты как отличные ораторы и поэты.

Вместе с Аветисом Агароняном я нанес визит также директору Международного почтового бюро, чтобы представить ему на рассмотрение будущие почтовые марки Армянской республики, а также объяснить, что отчеканенные золотые монеты будут носить название «Лумма», что означает то же, что лепта — в память о библейской истории о бедной вдове.

Однако одновременно со стремлением решить армянскую проблему, чтобы избавить порабощенный народ от оков, в Турции готовились события, имевшие своей целью внезапно разрушить тщательно возведенное здание; точнее выражаясь, объявить недействительным Севрский договор вместе со статьей 88, которая гарантировала армянам равноправие и определенные права.

Это было мрачное время в истории борьбы армян, борьбы, которая велась предводителями нации с разумом, воодушевлением и готовностью к самопожертвованию. От имени арменофильной Лиги мы разделяли с нашими друзьями боль и страдания.

Предостережения и призывы к правительствам Западной Европы удвоились. Я снова должен вспомнить о беседе, которую мы — профессор Морио и я — имели с Мильераном, министром Французской республики. Известия, которые мы ему сообщили, оказали глубокое впечатление на этого государственного деятеля, особенно последняя полученная депеша от руководительницы сиротского приюта в Сивасе, которая была лаконичной: "Молитесь за нас!"

То обстоятельство, что эта телеграмма проскользнула через турецкую цензуру, доказывает, что она не поняла истинного смысла этих слов. Министр Милеран согласился с нами, что вырвавшийся в смертельном страхе крик должен был означать потерю последней надежды на человеческую помощь.

Грустно, когда видишь, до какой степени руководствуются гнусными интересами люди, а также политика. Этот дух таил в себе опасность погубить с самого начала работу Лиги Наций, которая была только в стадии становления. Малодушие и отчаяние наложили свой отпечаток, всеобщая подавленность была огромной. После основательных размышлений 31 октября 1919 года мы отправили президенту Вильсону и председателю американского сената телеграмму следующего содержания:

«Господин Президент,

В мировом конфликте ни один народ так дорого не заплатил за свою надежду на свободу, как армяне. Армения умирает! Крик о помощи оставшихся в живых умышленно не хотят услышать, и все предупреждения, как бы они ни были оправданны, оставляются без внимания. Так дальше продолжаться не может, злодеяниям должен быть конец. Оставить этот энергичный, древний и цивилизованный народ страдать под гнетом правительства, которое его постоянно подвергает мукам и подавляет, равносильно тому, чтобы поддерживать пожар, который рано или поздно охватит весь мир. Человечество умоляет Вас взять под свою защиту этот мученический народ. Лучшие из американских граждан вот уже сто лет помогают ему в духовном и моральном развитии, в деле освобождения, которое дает хорошие плоды. Кроме того, Америка уже оказывала великодушную помощь этому многострадальному народу в его горчайшей беде. Вам известно об этом, и поэтому Вы благосклонны к нему. Не покидайте его. Спасите армян, это в Вашей власти. Взоры всех устремлены на Вас, и все с доверием ожидают Вашего решения. Возьмите на себя мандат на его защиту, и Армения будет жить

От имени Союза

Швейцарских комитетов друзей армян

Президент: Леопольд Фавр Генеральный.

секретарь: А. Краффт-Боннард».

Мы возложили наши надежды на президента Вильсона, твердые убеждения и лояльные намерения которого относительно благотворительной помощи армянской нации были достаточно известны. Он неоднократно выражал желание обеспечить независимость этого народа на родной земле, которая простирается до подножия Арарата. И можно сказать, что этот влиятельный человек уже добился отличной победы подписанием Севрского договора.

Наш комитет помощи, который не занимался политикой и единственной целью которого было помочь страдающим, не терял времени. До сих пор у меня перед глазами лежат тюки с одеждой на Женевском вокзале, которые собирали у нас в стране. Упакованные в толстые кожаные мешки, хорошо закрытые и опечатанные, они имели значок «Красного креста». На 6000 франков нам удалось запастись обувью всех размеров для мужчин и женщин.

Армянские беженцы в большом количестве прибывали в Швейцарию. Благодаря постоянной готовности к помощи нашего первого комитета 1896 года и, действуя согласно принятым на себя обязательствам, мы, безусловно, должны были, учитывая неописуемые страдания, оказывать также финансовую помощь и, проходя мимо одних, постоянно помогать другим. Среди нуждающихся были также старые и больные люди, которые долгие годы зависели от нашей поддержки. Один из этих больных, который умер в последнем пятилетии, в течение двадцати пяти лет находился в скромном пансионате в Лейзине.

1922

Эта дата имеет особое значение, так как она является поворотной во внешней политике, в политике, которая из-за бурных изменений на Ближнем Востоке — да и в других местах — пошла с тех пор по пути, полному жестоких разочарований.

После войны, длившейся более года, Мустафа Кемаль осенью окончательно победил греческую армию. Последняя во время отступления увела в Грецию оставшуюся часть христиан из Малой Азии. Это были бурные недели: беда началась с пожара в Смирне. 280.000 беженцев были быстро взяты на европейские пароходы, стоявшие на якоре в гавани. Помощь была оказана всем тем, кому удалось спас-тись в кровавых боях, в которых погибло огромное количество греков и армян. Корабли со спасенными прибыли к песчаным берегам Греции. Это случилось в ужасно дождливое время. В нашем распоряжении имеется несколько удачных фотоснимков, на которых запечатлены баржи и лодки, где лежат или стоят дети, тесно прижавшись друг к другу. Бедняжки, оторванные от своих родителей и родственников, пожалуй, больше никогда не увидели их.

Вряд ли можно объяснить причину невиданной победы турецкой армии, которая после поражения от союзников должна была быть совершенно ослабленной, без оружия, без орудий, без обмундирования, и которую никто не считал бы способной на подобный успех через такое короткое время после ожесточенных боев.

Чтобы представить себе значение этого события, можно в целом утверждать, что турки одержали победу не только над греками, а в действительности, над Западом с его правительствами и политикой, которая, как известно, зависела от финансовых интересов.

Перемирие между союзниками и Турцией, подписанное в Мудросе 10 октября 1918 года английским адмиралом Калторпом, дало туркам редкое преимущество, заключающееся в том, что их не разоружили.

Мустафа Кемаль — способный генерал, которого любил народ, постепенно собрал остатки побежденной армии и разделил ее на батальоны. Теперь ему нужны были военная техника, военное обмундирование, обувь и многое другое. Западноевропейские страны прислали ему из жажды прибыли значительные запасы, оставшиеся еще с мировой войны, и таким образом, Мустафе Кемалю была оказана большая помощь, если не непосредственно правительствами, то торговыми и финансовыми предприятиями Запада. Были налажены деловые связи и приобретены концессии для строительства в Анатолии. Таким образом, генерал располагал достаточными средствами, чтобы делать все по своему желанию. Еще одним вспомогательным источником явились конфискованные богатства депортированных и убитых армян. Посылки хорошо оплачивались, и благодаря этому взаимные сделки стали успешно процветать.

Все это не могло ускользнуть от внимания западноевропейских правительств, особенно от бдительного ока Великобритании, которая в этих необычных действиях подозревала о приготовлениях к новой войне и была обеспокоена этим. Чтобы воспрепятствовать этому, она подтолкнула греков к восстанию. Однако эти из-за отсутствия необходимой помощи снова были разбиты в новой войне (Греко-турецкая война 1921—1922 гг.).

Эта победа турок над греками вызвала резкие противоречия между западными державами и Соединенными Штатами в связи с создавшейся новой политической ситуацией на Ближнем Востоке. Точнее говоря, согласно Севрскому договору, Запад вышел победителем в мировой войне, в то время как в 1922 году он оказался побежденным, и именно потому, что Мустафа Кемаль внес изменения в обстановку, и этим Севрский договор утратил свою силу. Это привело к разладу между политическими державами Севрского договора и теми, которые намеревались сделать правильные выводы из возникшей неразберихи.

В создавшейся ситуации союзные государства сочли необходимым созвать международную встречу с целью пересмотра мирных условий.

Эта конференция состоялась 10 ноября 1922 года в Лозанне и завершилась подписанием Лозаннского договора 24 июля 1923 года.

На этих переговорах делегаты, естественно, должны были выбрать экономический план в качестве первой опоры. Надлежало решить два больших вопроса. Первым обсуждалась будущая судьба армянского народа, вторым, не менее важным, был вопрос Мосульской нефти.

Посланцы Турции как представители победившего государства были во всех отношениях хозяевами положения: ведь изгнание армян из страны частично уже имело место и, кроме того, имелось то преимущество, что желанные источники нефти находились на турецкой территории.

Эта нефть, самая ценная из всех полезных ископаемых, пробуждала алчность и зависть у всех, кто стремился овладеть ею, и конкуренция за обладание концессиями была настолько бурной, что трудно было достичь единства между конкурирующими сторонами. Воля победителя, как можно предугадать, была решающей.

В обеих статьях 88 и 89 текст Севрского договора имел следующую формулировку в отношении Армении:

Статья 88:

«Турция, в согласии с Союзническими державами, заявляет о независимости Армении и признании этой страны свободным государством».

Статья 89:

«Турция и Армения, а также Высокие Договаривающиеся стороны, договорились о том, чтобы предоставить Президенту Соединенных Штатов Америки решение вопроса обозначения границ между Турцией и Арменией в провинциях Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис, и выражают готовность принять решение Президента, а также установки относительно выхода Армении к морю и разоружения в прилегающих к армянским провинциям областях на турецкой территории».

Что же сделали после всего этого в Лозанне? Заключили договор, в котором не фигурировали ни «Армения», ни «армяне»! Армянский народ был глубоко оскорблен и чувствовал себя повергнутым в мрачнейшую ночь отчаяния.

Вечером после памятного заседания Аветис Агаронян, который первым подписал Севрский договор, с болью воскликнул:

«Сегодня нами пожертвовали ради денег!»

Ради денег. Это навело меня на мысль побеседовать с адмиралом Бристолем, который был верховным комиссаром Соединенных штатов в Константинополе и одновременно занимал важный пост как пред-ставитель крупных нефтяных компаний. Когда этот дипломат находился в Турции, он искренне благожелательно относился к армянским деятелям и при случае оказывал им любезности, что было верным признаком того, что он не одобрял действия турок против армян. Итак, я знал этого человека в выгоднейшем свете. Возможность мне была предоставлена, во время беседы мы обменялись нашими впечатлениями, и он был со мной согласен, когда я ему сообщил о моих опасениях, что будущее армянской нации может быть пожертвовано в угоду финансовым интересам.

«Вы правы,— ответил он мне,— к сожалению, это именно так и не иначе». И трижды во время беседы он повторил эту фразу.

«Ну, тогда,— вырвалось у меня наивно и без знания дела,— если турок преклоняется только перед силой, следовало бы ради спасения Армении послать туда несколько военных кораблей. Поскольку ни у кого нет охоты ввязываться в новую войну, наверно нет другого средства заставить турка пойти на уступки? Я узнал, что Вы представляете компанию, которая имеет виды на нефть. А туркам нужны деньги ... Не могли бы Вы дать им понять и сказать им так, как примерно угрожал бы главнокомандующий врагу: Если не сдадитесь, то буду стрелять!... Другими словами: Если не будете выполнять положения Севрского договора, статью 88, то не получите ни гроша!»

Адмирал мне возразил: «Мне понятен Ваш страх, но могу только с сожалением сказать, что я не главнокомандующий. Он один и никого не имеет над собой. Если бы я поступил так, как Вы советуете, то достиг бы этим того, что турок с улыбкой отвернулся бы от меня и ... обратился бы к конкурирующей фирме!».

Это было ослепительной молнией, сверкнувшей во тьме. Следовательно, больше не существовало надежды, Армения была обречена на гибель. Как бы то ни было, я не мог не поставить ему в заслугу его чистосердечность. Что касается меня, то мне стало совершенно ясно, что собственно являлось причиной трусости политических держав. В тот момент, когда на Лозаннской конференции делали ставку на деньги и считали их важным фактором, в момент, когда был сделан ясный намек, что для выигрыша Мосула надо пощадить турка и ради гнусной жажды к наживе надо преклоняться перед ним, игра была окончательно проиграна, и армяне были отданы палачам.

Мы горько переживали это унизительное поражение. Делегат Великобритании, сэр Горац Румбольд, с которым встретились профессор Эдуард Навилль и я в отеле Бо-Риваж в Женеве, признался нам:

«От нас в Лозанне требуют изменить то, что нельзя изменить. Но ведь мы пришли сюда не для того, чтобы ставить условия, а для того, чтобы подчиниться им. Турок уступает только силе, а мы не можем противопоставить ему таковую. Новую войну начинать невозможно; войну нельзя вести даже ради армян. Мы не хотим отрицать наши обязательства, но мы не в состоянии выполнить их. Нам не остается ничего, кроме как капитулировать, чтобы, во что бы то ни стало выиграть мир. Конечно, при этом армяне принесены в жертву».

В целом подводя итоги, надо отметить, что собственно вопрос нефти стал центром оси, вокруг которой все вертелось. Следовательно, Лозаннский мирный договор сильно пахнул керосином и окончательно перечеркнул надежды на освобождение Армении. Неоднократно заявлялись совершенно обоснованные протесты высокопоставленным лицам, от которых ожидалось энергичное вмешательство, однако все осталось не более чем усилиями. ... А земля продолжала вертеться ...

Эта цитата взята из произведения Эсада бея: «Эпос к восхвалению нефти».

Итак, одним росчерком пера с карты была вычеркнута Армения, мощное когда-то царство, в котором 3000 лет жил трудолюбивый народ. Сегодня пустынно и печально там, в опустошенных областях, где неистовствовал враг ...

* *

*

Вернемся снова к событиям, связанным с нашим Швейцарским комитетом помощи. Новоприбывшие армянские сироты, трагическая судьба которых вызывала глубокое сочувствие, нашли покровителей, которые с любовью желали заботиться о них и понимали, что это святое дело и прежде всего простая Христова обязанность предоставить невинно преследуемым крышу и защиту, что им надлежало по праву. Человеческая совесть пробудилась из дремоты; прозвучало серьезное предостережение, мрачные события привели к внезапному познанию — делать то, что мы должны делать в отношении наших ближних. То есть теперь следовало претворить в жизнь хорошие замыслы и превратить чувства в действия!

В 1922 году общества помощи, которые постоянно зависели от изменчивой внешней политики, вынуждены были по очереди принимать важные и срочные решения. Именно в этом году это влияние стало особенно сказываться.

Чтобы правильно понять необычное состояние благотворительного дела, совершаемого людьми, далекими от политики, нам надо заглянуть назад. Присутствие беженцев, прибывших в Швейцарию из Ближнего Востока, часто создавало щепетильные проблемы. Этим несчастным, будь то стар или млад, изгнанным навсегда из родной земли, надо было, прежде всего, помочь советом и делом и обеспечить им нор-мальное существование.

Оказание помощи бедным выражалось по-разному, и случайные благодетели добровольно принимали на себя необходимую ответственность. Благодаря также щедрости филантропа Леопольда Фавра были покрыты многие долги. Он это делал с радостным сердцем, причем он сделал много доброго, чтобы смягчить их страдания, и скончался в глубокой старости от болезни (апрель 1922 г.).

Достойно похвалы также то, что в 1919 году несколько американцев приняли близко к сердцу судьбу бежавших в Швейцарию армян. Они основали комитет и позаботились о необходимых средствах, которые тогда обильно прибывали к нам. Однако уже в следующем году этот источник помощи иссяк.

Мы сожалели о том факте, что и общие пожертвования становились все реже. Потеря большого друга армян также способствовала тому, что господствующие условия становились все серьезнее, особенно для тех, которым эти подарки пошли на пользу. Несомненно, находились все новые покровители и друзья, которые брали на себя обязательства и выполняли их. В то же время во Французской Швейцарии находились некоторые армяне, которые предпочитали скорее терпеть жестокие лишения, чем просить милостыню. Несколько таких случаев я мог бы здесь перечислить и рассказать одновременно в целом о положении, которое становилось все труднее, чтобы доставать необходимые деньги для оказания помощи. Принимая во внимание некоторые личные обстоятельства, мы вынуждены были действовать скрытно, что было нелегкой задачей, тем более что пропаганда тоже была запрещена.

* *

*

Тогда — то есть еще при жизни господина Фавра — я чувствовал себя обязанным внести в Центральный комитет Союза друзей армян, в котором г-н Фавр являлся президентом, а я — генеральным секретарем, следующее хорошо взвешенное предложение; создание приюта для армян, который занимался бы приемом и уходом за беженцами, не имеющими средств к существованию .

Об этом я хочу специально напомнить, чтобы его не путали с «Союзом друзей армян», который хорошо известен в Немецкой Швейцарии под этим названием и был основан позже, чтобы осуществлять благородное дело помощи слепым в Сирии (Газир).

В тексте моей брошюры я не думал делать намека о последнем Союзе, который касается Немецкой Швейцарии. Это другая тема, которую я не буду здесь затрагивать. Союзный комитет, о котором я упоминаю в настоящей брошюре, это тот, который взял на себя ответственность за оказание помощи армянским сиротам, это общество помощи, которое было решено основать в 1896 году. Однако упомянутый комитет был распущен осенью 1922 года, то есть в то время, когда сиротский дом на Востоке должен был бежать в Швейцарию и устроиться в Бениньсе, где в то время уже 1,5 года существовал армянский приют, который комитет называл «Le Foyer armenien» («Армянский очаг»).

С этих пор прежний комитет «Союза» стал недействительным и объединился в одно целое с «Comite du foyer armenien» (Комитет армянского очага»). Он до сих пор существует в Женеве.

Это уточнение важно для того, чтобы избежать возможных недоразумений.

Это дело казалось мне тем легче выполнимым, когда я пришел к убеждению, что многие из жертвователей скорее склонны давать свои взносы законному учреждению, чем помогать отдельным лицам или семьям; к тому же общественность заинтересована больше в хорошем пристанище или приюте для беженцев, который содержится на эти денежные взносы. Такой приют в любое время был бы открыт для посещения дружелюбными посетителями, как это однажды имело место, когда президент Объединения позже почтил приют своим посещением.

Это предложение было дополнительно рассмотрено, однако 4 мая 1921 года Комитет воспротивился созданию такого приюта. О решении мне сообщили в письменном виде. Я привожу несколько предложений из этого письма, чтобы показать, что проблема приема беженцев в Швейцарии зашла в тупик.

В письме говорится:

«Что касается Вашего проекта о создании армянского приюта, мы считаем, что такая забота, конечно, необходима, однако «Союз» не может взять на себя ни финансовые, ни административные обяза-тельства. Поскольку для планируемого создания приюта требовались бы значительный капитал и помимо этого еще дополнительные средства для ежедневных расходов на содержание указанного приюта, нам кажется более целесообразным, чтобы эти деньги, которые естественно являются очень значительными суммами, были пожертвованы или собраны богатыми армянами. Таким образом, можно будет избежать ошибок, чтобы при будущих сборах для создаваемого фонда у нынешних жертвователей на цели нашего комитета не возникло путаницы, что могло бы отрицательно сказаться на общем сборе пожертвований».

Следовательно, надо было любой ценой найти средство для достижения цели. Собственно говоря, снова повторилось все то, что было предметом дискуссии на первом заседании в сентябре 1896 г. Еще тогда члены комитета единогласно отвергли проект создания общества помощи в Швейцарии. Как было упомянуто выше, в то время было основано специальное общество.

И вот теперь, в 1922 году, Общество помощи во второй раз распалось. Созданный в 1896 году специальный комитет для армянских беженцев прекратил свою деятельность в 1914 году.

13 июля 1921 года около шестидесяти армян разного возраста были приняты в первом доме в Беньинсе (Ваадт), который назывался «Foyer armenien» («Армянский очаг»).

То, что нельзя было предвидеть в 1921 году, случилось через полтора года, а именно, то, что жители дома в Беньинсе были в спешном порядке переведены в Женеву, чтобы разместить в нем прибывших из Малой Азии армянских сирот.

По стечению обстоятельств, несмотря на возражение Центрального комитета, продолжал существовать открытый в 1921 году приют в Беньинсе, и благодаря этому приюту стало возможным спасение сирот, бежавших из Сиваса в Самсун и затем в Константинополь.

Осенью 1922 года состоялось открытие Женевского дома-приюта в сельском квартале Шампель, где была размещена сравнительно большая группа детей из Беньинса. В одной из моих прежних брошюр имеются фотоснимки обоих приютов Беньинса и Женевы. Теперь Швейцарское общество помощи слилось воедино и зависело от общества, основанного 21 июля 1921 года под названием «Le Foyer armenien». Уставы включают в себя 17 статей и сформулированы нотариусом Эрнстом Бонцоном в Нионе.

Заседания Комитета Союза и заседания Объединения «Le Foyer armenien» никогда не созывались отдельно. Акция помощи на Востоке прекратила свое существование, но снова влилась в одно целое со Швейцарским обществом помощи беженцам.

В 1922 году все действующие в Малой Азии общества помощи, в том числе наше, были вынуждены бежать. Некоторые искали защиты в Греции. В противном случае тысячи армянских сирот погибли бы в этом штормовом приливе. Первоначальный план истребления армянского народа, выполнение которого начал кровожадный султан, был продолжен в страшном 1922 году и завершен.

И этот план, осуществленный методически, преследовал хорошо продуманную цель — провалить политико-финансовые цели Запада и Соединенных штатов. Вопреки справедливости единственным виновником несчастья армян является пагубная политика, армян, остатки которых бродят по миру, в изгнании, и тяжелое положение которых еще больше ухудшается из-за теперешней войны.

1943

С 1922—1943 гг. армяне были вынуждены отказаться от всякой надежды получить от прежнего правительства своей родины хотя бы малейшую помощь, не говоря уже о защите; разумеется, они не могли рассчитывать на интервенцию ради себя.

Тот, кому удалось избежать катастрофы, теперь должен жить в изгнании; о возвращении нечего и думать, ворота были для него закрыты. Это страшная действительность.

Во время Лозаннской конференции мы обратились к Исмету Инёню и д-ру Риза Нуру и попытались побудить владык Османской империи к акту милости для армян. В ответ мы услышали следующее:

«Армяне являются христианами, следовательно, Вашими братьями. Вы уже давно изнуряете себя елейными речами. Так покажите же хоть раз, что можете эти слова превратить в дела?! Армяне при-надлежат Вам, они живут у Вас, следовательно, под Вашей опекой. Для нас армянского вопроса больше не существует».

Значит, наши просьбы были напрасны, как бы бескорыстными они ни были. Строго националистическая политика желала другого. Положение было более чем отчаянным. У нас в Швейцарии был человек, имя которого я произношу с благоговением и глубокой благодарностью — Джузеппе Мотта.

Как президент V-й ассамблеи Лиги Наций (1924 г.) он сказал в своем выступлении незабываемые слова, имеющие большое значение:

«Позвольте мне на несколько минут затронуть тему, имеющую отношение к Армении. Во время моего посещения приюта для армянских сирот, созданного благодаря щедрости нескольких благотворителей, я увидел группу мальчиков и девочек. Каждый из этих детей олицетворяет живую трагедию. У них нет подлинных документов, они были свидетелями ужасного убийства их отцов, матерей, близких родственников. Теперь они воспитываются в приюте, им преподают на их родном языке. Красота их расы выражена в их чертах лица, и грустное выражение их глаз говорит нам об их немом страдании. Когда они меня увидели, они запели мой национальный гимн: "О, родина моя». Глубоко тронутый, я обещал себе, в качестве президента V-й ассамблеи, обратиться с призывом ко всему миру, что наши братья нуждаются в помощи и что простейший человеческий долг требует им помочь. Мы будем удовлетворены, если благодаря стараниям Лиги Наций, которая называет достойнейшего апостола д-ра Нансена своим мудрым вождем, удастся добиться для лишенных родины людей постоянного места жительства».

К несчастью, Лига Наций была вынуждена подтвердить действительность Лозаннского договора. Был предпринят ряд попыток, чтобы не упрекнуть эту высшую власть в том, что она что-то упустила и этим способствовала тому, что беззащитный народ, умышленно лишенный своих прав, остался предоставленным своей судьбе.

Но уже на I сессии мы пережили разочарование и с сожалением констатировали, что резко сказывается влияние ловких политиков и финансовый вопрос, хотя и не явно, но играет роль. Поэтому ратификация Лозаннского договора Лигой Наций уже не была для нас особым сюрпризом.

На этот раз была сделана повторная попытка обратиться в «Union internationale pour la Societe des Nations» («Международный союз в поддержку Лиги Наций») в связи с VIII собранием в Лионе в июне и июле 1924 года, на котором делегаты швейцарского Объединения внесли ясное предложение, которое нашло всеобщее одобрение (за исключением Турции).

Текст предложения следующий:

«V-й съезд

1. с сожалением констатирует, что, несмотря на неоднократные единые согласования между народами армянский вопрос далек от того, чтобы быть урегулированным Лозаннским договором, остается все еще открытым и ждет своего решения;

2. желает видеть армянскую проблему в программе Союза, пока не будет найдено решение, которое гарантирует нации права, на которые она претендует;

3. требует от общества, а также от всех правительств осуществить необходимые меры, чтобы тысячам беженцев и более чем сотне тысяч сирот была незамедлительно оказана необходимая помощь».

Все это не дало никакой пользы. «Международный Союз» отказал в поддержке этого решения, которое превратилось в мертвые буквы. «Швейцарское объединение», как и другие, молчало.

Итак, в данный момент ничего нельзя было ожидать от политических шагов. Чтобы охарактеризовать серьезность этого поражения, я хотел бы вспомнить слова одной армянской писательницы и настоящей патриотки, имя которой с уважением произносили все, кто ее знал. Фрау Теотиг, неизлечимо больная, находилась в санатории в Лейзине, далеко от своей семьи и своего народа, ради которого она пожертвовала собой. Когда она заметила, что ее состояние доставляет мне огорчение, она за два дня до смерти воскликнула:

«Не надо обо мне заботиться, я ведь умру, скорее, позаботьтесь об Армении, так как Армения не должна умереть ...»Это было 30 декабря 1921 года.

Посол одной великой державы посоветовал нам обратиться к церквам.

Выполнили ли последние свои обязательства? Это важный вопрос. Конечно, мы должны признательно подтвердить, что в кассы помощи, особенно в кассу Швейцарского фонда, деньги в основном вносились членами церкви. Следовательно, церкви официально и на свою ответственность выполняли свой долг и обязанность так, как они должны и могли сделать.

Я мог бы здесь перечислить примеры, которые воодушевляли нас, так как они являлись проявлением симпатии, как со стороны отдельных пасторов, так и церквей и собраний общин. Мы горячо бла-годарим их за то, что они внесли свой вклад таким образом, чтобы спасти честь Запада.

Короче говоря, здесь речь идет о поступках, которые могли быть велением сердца или совести; поступки, достойные похвалы, поступки, на которые решались отдельные люди или большинство и выполнялись.

Пусть представители церковных учреждений в Швейцарии или в других местах сами проанализируют и решат, насколько ответственными они себя чувствовали в те печальные времена за судьбу бедных и осиротевших.

Не раз мы замечали, что молодых теологов за все время их учебы на отечественных факультетах никто ни разу не спросил о трагических событиях в Малой Азии. А ведь эти армяне были свидетелями мрачного театра, который закончился уничтожением христианского элемента в той стране, именно там, где апостол Павел как первый посланец посеял семена .

-----------------------------------------

странно что история нас ничему не учит, правда?

слова сказанные пости 100 лет назад, звучат зловеще-актуально и сегодня ....

Изменено пользователем СолнЫчка (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • Global Moderator

По радио передали:

Группа турецких мтавораканов (человек 6, фамилии назвали, запомнила только Байрамоглу и Октай) опубликовали в местной газете свое персональное извинение перед армянами за геноцид 1915-го года и призвали всех турков присоединиться к их извинению. Решено начать сбор подписей с последующим вывешиванием в интернете, чтобы каждый желающий мог бы присоединиться.

Это вызвало негодование и резкую критику турецких националистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По радио передали:

Группа турецких мтавораканов (человек 6, фамилии назвали, запомнила только Байрамоглу и Октай) опубликовали в местной газете свое персональное извинение перед армянами за геноцид 1915-го года и призвали всех турков присоединиться к их извинению. Решено начать сбор подписей с последующим вывешиванием в интернете, чтобы каждый желающий мог бы присоединиться.

Это вызвало негодование и резкую критику турецких националистов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

ГЕНОЦИД БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

«Фильмов, рассказывающих о Геноциде армян немало, заснятые в разных странах, они рассказывают о событиях нашей трагедии очень эмоционально. Нам, армянам, это не нужно, мы и так обо всем знаем, а другие - не воспринимают, говорят - вы эмоциональны, заинтересованы в разрешении этого вопроса», - сказал на пресс-конференции режиссер Александр Сардури, автор фильма «Геноцид без комментариев».

Соавторы фильма, дед Вардан и режиссер Александр Сардури, выступают под псевдонимами, чтобы при въезде в Турцию у них не возникало проблем.

По их словам, в фильме нет ни одного армянина, герой фильма - немец Вольфганг Густ, обнаруживший документы, связанные с Геноцидом, и написавший книгу, которая и легла в основу сценария этого самого фильма.

Без авторского подхода, без закадрового комментария - все основано на документах, найденных в архивах Министерства иностранных дел Германии. Эти документы, по словам режиссера, были обнаружены в течение последних четырех лет и на основании пометок, сделанных в них, фильм адресован по различным направлениям, поскольку о нашей трагедии многие не имеют представления.

Фильм, длящийся 2 часа 7 минут, имеет два варианта - немецкий и армянский, намеревались перевести на 7-8 языков, однако есть некоторые финансовые проблемы.

«Фильм снят на общественных началах, никакой государственной поддержки, Мы обращались к министру культуры, но столкнулись с безразличием и неопределенностью. Никакого серьезного отношения со стороны государственных инстанций», - заявил А. Сардури. По его словам, немцы (на государственном уровне - канцлер, послы) подробнейшим образом записали и заархивировали все факты, имевшие место во время событий Геноцида. Эти документы заверены их подписями и не вызывают сомнений. Немцы, на чьей совести также лежит часть вины за эту трагедию, признали факт Геноцида, но без каких-либо последствий.

Фильм демонстрировался в Ереване, в Доме Москвы. Режиссер обращался к различным немецким телекомпаниям и телеканалам, однако получил отказ. По всей видимости им не захотелось видеть отголоски своей вины на экране. Обращались также к директору Армянского национального института в США, занимающемуся вопросами Геноцида, Рубену Адаляну в офис Ай Дата в США, в различные фонды, действующие в Ереване, - все безрезультатно. И это, по мнению режиссера, факт странный и вызывающий тревогу. Документальный фильм был представлен на Берлинский фестиваль и в январе будет понятно, включат ли его в конкурсную программу или нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • 1 месяц спустя...

Евреи больше не будут мешать принятию в США резолюции о Геноциде армян

Есть две серьезные угрозы, с которыми при новой администрации США могут столкнуться американо-турецкие отношения. Первая – принятие новой резолюции о Геноциде армян в Конгрессе, и вторая - поступок турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в Давосе. Об этом заявил председатель Американо-турецкого совета, посол в отставке Джеймс Холмс. «Насколько Турция и арабские страны приветствовали поступок Эрдогана, настолько к нему негативно отнеслись в США, в частности, еврейская община Америки, которая всегда поддерживала Турцию. Теперь Анкара потеряла содействие еврейской общины США в вопросе Геноцида армян. Евреи США больше не будут прилагать усилия и энергии, чтобы не допустить принятия резолюции по Геноциду армян или его признания со стороны президента Барака Обамы»,- отметил посол, пишет турецкая газета Hurriyet.

Турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган демонстративно покинул заседание Всемирного экономического форума в Давосе после выступления президента Израиля Шимона Переса. Турция заняла жесткую антиизраильскую позицию во время операции «Литой свинец» в секторе Газа, обвинив Израиль в убийстве мирных жителей. До декабря 2008 года Турция и Израиль были стратегическими партнерами и союзниками в регионе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 105 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    105 гостей
    w i t o Левон Казарян khnushinak Rubik Sigo melkum RDR Ara55 stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...