Перейти к публикации

ГЕНОЦИД АРМЯН мировое признание


TMQ

Рекомендованные сообщения

  • Advanced

осталось уточнить, где они в мирное и спокойное время набрали столько дистрофиков попозировать ...

Там руки просящих размазаны если уж на то пошло

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фото в настоящий момент принадлежит Конгрегации Св. Лазаря.

То что оно постановочное, это конечно же отмазка турецкой пропаганды.

Есть куча фоток того времени, где люди двигаются. А если и не двигаются. Откуда мы знаем, может эти дети молили о куске хлеба и держали руки в такой позе.

Бабки на паперти тоже с протянутой рукой стоят, а не дергают рукой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...
  • OpenArmenia Club

Представители интеллигенции Турции выступили с беспрецедентным заявлением по Геноциду армян

Genotsid-armyan2-300x230.jpg

Крупные общественные деятели, писатели, публицисты, правозащитники и юристы Турции, а также некоторые депутаты Меджлиса, участвовавшие в минувшую субботу в форуме «Убийство Гранта Динка в перспективе 2015 года», выступили с беспрецедентным заявлением по Геноциду армян в Османской империи 1915 года.

Как сообщил в понедельник журналистам участник форума, член совета Национальной ассамблеи западных армян, депутат парламента Армении Арагац Ахоян, заявление было опубликовано накануне в 15.00 дня – в день и час убийства главного редактора газеты «Агос» Гранта Динка.

Заявление, озаглавленное как «Предложения по признанию, компенсации Геноцида/резни 1915 года и спасению от позора турецкого общества», состоит из 11-ти пунктов и отличается беспрецедентной жесткостью и конкретикой.

Первым же пунктом заявления участники форума предлагают турецкому правительству признать Геноцид армян, компенсировать материальный и моральный ущерб, попросить прощения и осудить Геноцид.

«Необходимо восстановить память об османских армянах, понтийских греках и ассирийцах, например, квартал Элмадаг необходимо переименовать в Комитас (в стамбульском Элмадаге жил великий армянский композитор Комитас)», — отмечается в заявлении.

Также участники форума указывают на тот факт, что сегодня в Турции есть символические здания, которые в годы Османской империи были конфискованы у христианских граждан.

В качестве одного из первых шагов признания Геноцида предлагается вернуть наследникам одной из пострадавших в Геноциде семей Касабян здание, которое сегодня используется, как апартаменты президента Турции.

Подписавшиеся под заявлением требуют ликвидировать Комиссию по борьбе против утверждений необоснованных геноцидов при премьер-министре Турции и убрать из документа госбюджета на 2014 год абзац о финансировании отрицания Геноцида.

Согласно тексту заявления, также необходимо обнародование и обеспечение доступности паспортных архивов османских армян, понтийских греков и ассирийцев, всем армянам с западно-армянскими корнями, понтийским грекам и ассирийцам предоставить право на турецкое гражданство, желающим предоставить паспорта.

Отдельный пункт заявления касается возвращения и переселения на свои исторические земли потомков османских армян, понтийских греков и ассирийцев: предлагается создание специальных условий и обеспечение господдержки.

Другими пунктами предлагается рассекретить архивы кадастра и Вооруженных сил Османской империи, обнародовать протоколы по оставленному имуществу, их возмещение, поднять архивы османских банков.

Отдельным пунктом предлагается обнародовать список около 150 тыс. христианских женщин и детей, подаренных османскими властями исламским семьям.

Под документом стоят подписи, в частности, писателей Ченгиза Актара, Саита Джетиноглу, правозащитника Баскена Орана, известнейшего в Турции социолога, профессора Исмаила Бешикчи, историка Октана Озела.

На форуме присутствовала официальная делегация курдской Партии мира и демократии (Barış ve Demokrasi Partisi)

Вместе с тем, по словам Ахояна, по каким-то причинам на форум не были приглашены представители армянской общины Стамбула.

Форум был организован Центром свободы мысли Анкары и Национальной ассамблеей западных армян.

Ахоян сообщил, что армянская сторона (Национальная ассамблея западных армян) не подписалась под заявлением, поскольку пока не обсуждала его.

Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада во вопросу армянского геноцида.

Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США. Парламентами Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.

Источник: NewsArmenia.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

http://24april1915.info/news/armenija_nakanune_genocida_fotomaterialy/2011-06-01-85

Там 26 фотографий. Вот некоторые:

01.jpg

Медицинский персонал национального госпиталя

Себастия, 1903 год

18.jpg

Женская педагогическая школа Эрзерум, 1910 год

17.jpg

армяне из Эрзерума

04.jpg

Семья Сиаманто (Атом Ярджанян) дома в Акне

02.jpg

Выпускницы женского отделения Колледжа Саакяна

Кония, 1910 год

03.jpg

Административный совет и дети Армянского национального приюта

Себастия, 1909 год

05.jpg

Семья Погосянов из Огне. Фотография сделана приблизительно в 1911 году

(большинство из членов семьи в скором будущем были депортированы и замучены)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
  • OpenArmenia Club

Ватикан раскрыл засекреченные документы о Геноциде армян. Зверства турок шокируют

Подробности: http://novostink.ru/mir/31732--vatikan-raskryl-zasekrechennye-dokumenty-o-genocide-armyan-zverstva-turok-shokiruyut.html#ixzz2xC09yrbA

Не могу найти раздел "Экономика"...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересная статья в Independent

The 1915 Armenian genocide: Finding a fit testament to a timeless crime

The very last Armenian survivors of the 1915 genocide – in which a million and a half Christians were slaughtered by the Ottoman Turks – are dying, and Armenians are now facing the same fearful dilemma that Jews around the world will confront in scarcely three decades' time: how to keep the memory of their holocausts alive when the last living witnesses of Ottoman and Nazi evil are dead?

At a recent conference in California, Armenians have been discussing how to maintain the integrity of their historical tragedy in hundreds of years to come – when even the grandchildren of the survivors and victims have gone. Like Jews in Israel, Europe and America, the Armenians have amassed tens of thousands of documents, photographs, digital recordings of survivors' testimony and files from Ottoman archives showing the orders for the destruction of Turkey's Ottoman Christians. But will that be enough, in 500 years' time, say, to separate the unique wickedness of the Armenian genocide – and, by extension, the Nazi destruction of the Jews – from all the other mass crimes against humanity in history?

Israelis use the same Hebrew word, shoah (holocaust), for the liquidation of 1.5 million Armenians in 1915, as they do for Hitler's killing of six million Jews in Europe. The two events, despite the numerical difference in the total dead, have much in common. The Armenians were told they would be "resettled" in other lands of the Ottoman empire, before being deliberately sent on death marches of rape, pillage and mass slaughter across the deserts during the First World War. Their homes and property were confiscated, hundreds of thousands of Armenian men were separated and slaughtered with knives and axes in ravines by "special units" of the Ottoman government – the equivalent of Hitler's Einsatzkommandos in the occupied Soviet Union – while their women and children were robbed, violated, starved to death and butchered by the roadside.

Ottoman soldiers posing in front of Armenians they have hanged Ottoman soldiers posing in front of Armenians they have hanged The Turks used railway wagons to transport Armenian men, women and children to their deaths, while in the northern Syrian desert – the scene of further killing in the present civil war – the Ottomans engineered the first primitive gas chambers by driving thousands of Armenians into rock caves and asphyxiating them by lighting bonfires at the entrances.

I have personally interviewed dozens of Armenian survivors – all now dead – who described the rape and murder in front of them of their sisters and mothers. One elderly Armenian lady told me of how Turkish gendarmes piled up babies and set them on fire; her mother tried to console her child by explaining that the cries were "the sound of the babies' souls going up to heaven". The Armenian conference in California watched graphic evidence of how the Turks "Islamised" Christian Armenian children in an orphanage north of Beirut; some of the small, starving inmates stayed alive only by grinding up and eating the bones of other children who had died.

The principal focus of the international conference at the Ararat-Eskijian Museum in California last month, in which I also participated, was to honour "those who helped rescue a generation of Armenians between 1915 and 1930" and included graphic footage of the largest home for child survivors after the genocide: a converted Tsarist barracks at Alexandrapole in which 22,000 children who had lost their parents were cared for by foreign NGOs, including the American Near East Relief fund.

Thousands of children emerged from their unspeakable ordeal blinded by trachoma after drinking contaminated water. "The sand would get into their eyes and doctors would have to open their eyelids and scrape the sand from their pupils," researcher Missak Keleshian said.

There are direct links between the Armenian and Jewish holocausts.

Several junior German officers training Ottoman forces in Turkey witnessed the death marches and – in some cases – the results of mass killings. Some of these Germans later turned up as senior Wehrmacht officers in the Jewish killing fields of Belarussia and Ukraine after the Nazi occupation of the Soviet Union in 1941. Hitler himself asked "who now remembers the Armenians?" – before urging his generals to unleash their soldiers' brutality against the Jews of Poland.

But how to extend the "life" of these memories beyond the still just-living world of the survivors?

Because of the quarter-century gap between the two holocausts, the Armenians have far less movie footage and far fewer photographs and documents than, for example, the Yad Vashem Holocaust memorial outside Jerusalem.

Armenian and Jewish scholars have long collaborated and advised each other on the collection of witness testimonies and documentation of their suffering. Although the Israeli government, to its shame, still does not recognise the Armenian suffering as a genocide, Israel's top genocide researcher thinks otherwise, recognising that the Ottoman Turks were deliberately attempting to destroy an entire race of their people.

Armenians have for some years debated whether to open their own "book of the righteous", to honour those brave Turks who tried to save Armenian lives – at mortal danger to themselves and their families – in just the same way as the Israelis acknowledge those gentiles who risked their lives to save Jewish victims of Hitler during the Second World War. There are two advantages to this: the first, and most important, would be a truthful declaration that not all Turks supported the genocide, and that there were men – soldiers, gendarmes and, in at least one case, a Turkish provincial governor – who redeemed their country's honour by refusing to participate in this monstrous war crime of 1915.

Secondly, the Turkish government still today, shamefully, refuses to acknowledge the Armenian genocide – the Armenians were "victims of the chaos of war" is their fearful excuse. But an Armenian "role of honour" would place Turkey's holocaust "deniers" in a difficult position: could they refuse to honour those of their own people who behaved with courage and integrity in the face of such barbarity, especially when the Armenians wish to acknowledge them?

Turkish academics are now themselves acknowledging the truth. Inside Turkey, many men and women are discovering that they have Armenian grandmothers – the very same women and young girls who were taken, or kidnapped, by Muslim men and shipped to their homes during the genocide.

But how to perpetuate for ever the uniqueness of these holocausts of the 20th century? I recall how, at a Muslim conference in Chicago, a Turkish man approached a stand where an Armenian was selling books on Middle East history, one of them a book of mine, which includes a substantial chapter on the Armenian genocide. He didn't believe that the Armenians lost so many men and women, he told the bookseller and added: "Well, if it's true, the Armenians must have done something wrong!"

This is the archetypal argument of the anti-Semite who denies the Jewish Holocaust. Blame the victim, not just as the cause of his own suffering, but as the perpetrator. Yet the vital element that was missing in this atrocious argument was not the identity of the victims, but the comprehension that the victims were human beings like you and me.

Surely that was why my own mother insisted that the first book I should read on my own – at the age of eight, I think – was the diary of Anne Frank, the German Jewish girl who was betrayed to the Nazis, along with her family, in her hiding-place in Amsterdam, and sent to Belsen where she died of typhus. Anne's story was profoundly moving for millions around the world, not because she was Jewish but because she reminded every reader, Jewish or otherwise, of their own sisters and cousins and daughters. Indeed, Anne reminded them of themselves.

I am not suggesting that the Armenian and Jewish identities of the victims of two great holocausts of the last century – with their total dead of 7,500,000, perhaps more –should be diminished. The Jews were murdered because they were Jews and thus doomed under Hitler's racist regime. The Armenian Christians were killed by the Turks because they were Armenians. Had they been Muslim Ottoman citizens – which a few were forced to become – they would have survived. But the common bond that we today share with the dead is our common humanity. The final horror of these genocides does not lie in the racial origins of the victims – that, in a sense, is to play Hitler's game and that of the Young Turk pashas who massacred the Armenians.

The absolute and total historical memory of these appalling historical facts can, I suspect, only be perpetuated for hundreds of years by more closely associating the victims with ourselves. I have argued with Jewish readers over this. Some have insisted that by identifying the Jewish victims of the Holocaust as identical to Europe's present-day non-Jewish peoples, the world would be denying the very Jewish identity of the six million dead. The Armenians, for various cultural, historical – and perhaps religious – reasons, have not taken this view. They are more inclined to accept that their victimhood should be shared.

After years interviewing Armenian survivors – and Jewish Holocaust survivors – I am not certain how the continuum of memory can be protected into coming centuries. The suffering of the Armenians and Jews is surely something beyond tears, a tragedy that should remain engraved in history forever – despite our disposition to lose interest in the crimes of ancient history. Who now mourns for the Huguenots or the dead of the Hundred Years War or the mass victims of Ghengis Khan? The Armenians and Jews of the 20th century, however, were the first victims of industrial genocide, a crime fuelled by nationalism.

If there is a message that will last for hundreds of years, perhaps it has to be focused on the absolute conviction that these people were our people. Their fathers and mothers and brothers and sisters were our fathers and mothers and brothers and sisters.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

PanARMENIAN.Net - Впервые за почти четверть века комитет по иностранным делам Сената США принял резолюцию S.Res.410. о Геноциде армян, призвав Сенат присоединиться к резолюции и добиться того, чтобы в американской внешней политике была выражена позиция Сената. В резолюции также отмечается, что Геноцид армян так и остался безнаказанным, сообщает Армянский Национальный Комитет Америки (ANCA).

«Сегодняшнее голосование подтверждает приверженность Америки к истине, наносит серьезный удар по турецкой кампании по отрицанию геноцида и посылает четкий сигнал президенту Обаме, что он должен положить конец соучастию его администрации в покровительстве Анкаре. Мы благодарим председателя Менендеза и хотим выразить благодарность каждому из сенаторов, которые отдали свои голоса в защиту прав человека», - сказал исполнительный директор ANCA Арам Амбарян.

12 сенаторов проголосовали «за» и 5 – «против».

Сенатор Менендез объявил голосование по резолюции вчера вечером и сказал своим коллегам: «Для меня, для всех мужчин и женщин доброй воли есть простое утверждение – это был геноцид и вы не можете назвать это преступление чем-то иным. В следующем году, когда мы будем отмечать столетие убийства армян в Османской Турции, большинство из выживших уже умерло. Но несколько человек осталось и это невероятно важно для нас, чтобы отметить 100-летие в глобальном масштабе», - сказал глава комиссии Сената.

4 апреля председатель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендез и сенатор Марк Кирк внесли в Конгресс США резолюцию, призывающую президента США бороться за нормализацию армяно-турецких отношений через признание Турцией Геноцида армян. В резолюции, в частности, отмечается:

«1. Необходимо помнить и отметить годовщину Геноцида армян 24 апреля 2014 года. 2. Президент должен бороться за справедливые, конструктивные, стабильные и прочные армяно-турецкие отношения, которые включают полное признание правительством Турции Геноцида армян. 3.Президент должен обеспечить, чтобы внешняя политика США отражала понимание и щепетильность в вопросах, связанных с правами человека, преступлениями против человечности, этнических чисток и геноцида, особенно в части Геноцида армян».

Аналогичная резолюция ( H.Res.227 ) внесена в Палату представителей Дэвидом Вальдао и Адамом Шиффом вместе с сопредседателями Группы поддержки Армении Фрэнком Паллоуном и Майклом Гриммом. Резолюция Палаты уже имеет 50 сторонников.

http://www.panarmenian.net/rus/news/177879/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В Крыму на протяжении трех дней будут проводиться мероприятия в память жертв Геноцида армян

В Симферополе запланирован ряд мероприятий, посвященных памяти жертв Геноцида армян в Османской империи 1915г. Об этом сообщает сайт «Новости Крыма» со ссылкой на Комитет Армянской молодежи Крыма.

Согласно информации, всего состоятся три памятных мероприятия. Так, 22 апреля в Симферополе в сквере у памятника братьям Айвазовским состоится акция «Зажги свечу памяти». 23 апреля в здании Крымского армянского общества пройдет благотворительная сдача донорской крови. Плата за донорство будет по личному желанию переводиться на счет помощи армянам, пострадавшим от погромов в Сирии. А 24 апреля от армянской церкви в Симферополе будет проведено траурное шествие в память жертв Геноцида.

Отмечается, что в 2005 году Верховная Рада Крыма признала День памяти жертв геноцида армян официальной памятной датой.

Известно, что факт Геноцида армян в Османской империи 1915г. (Armenian Genocide) признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия (1995г.), Франция (2001г.), Италия (2000г.), Германия (2005г.), Голландия (2004г.), Бельгия (1998г.), Польша (2005г.), Литва (2005г.), Словакия (2004г.), Швеция (2010г.), Швейцария (2003г.), Греция (1996г.), Кипр (1982г.), Ливан (1997г.), Канада (1996г.), Венесуэла (2005г.), Аргентина (1993г.), Чили (2007г.), Ватикан (2000г.). Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 42 из 50 штатов США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Однако Турция по-прежнему отрицает массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян, около 1,5 млн. армян было уничтожено за период с 1915 до 1923 года, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 1 анонимный, 454 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    455 гостей
    1 анонимный
    Lun karik luc Putnik Sigo
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...