Перейти к публикации

Последний Свидетель


Cepnyc

Рекомендованные сообщения

ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ

/Отчет шотландца Стивена Сима о поездке в Нахичеван/

Стивен Сим из Глазго стал, скорее всего, последним европейцем, побывавшим в августе 2005 года на территории Нахичевана и увидевшим своими глазами хачкары на армянском кладбище Джуги. Пусть они были, все без исключения, как пишет исследователь, повалены, побиты, но они еще БЫЛИ. Именно поэтому столь важно и значимо свидетельство Стивена Сима, которому, как убедится читатель, азербайджанские власти чинили всяческие препятствия, а под конец и вовсе бесцеремонно выдворили из Нахичевана: вандалам не нужны очевидцы.

Рассказ С. Сима публикуется впервые с незначительными сокращениями.

Основной целью моей поездки было попытаться выяснить состояние многочисленных армянских исторических памятников в свете широко распространяемой информации о разрушении средневекового армянского кладбища в Джуге, к западу от современной Джульфы в 1998 и 2002гг.

При составлении списка мест посещения я стремился выбрать наиболее интересные с архитектурной точки зрения памятники, расположенные к тому же не очень близко от границы с Арменией. При этом я руководствовался фотографиями и информацией, содержащейся в книге Армена Айвазяна "Нахичеванские памятники" (1990г.). Фотографии, представленные в ней, сделаны в период 1965-1987гг.

Я въехал в Нахичеван со стороны Турции. На следующий день я нанял машину с водителем и отправился сперва в долину Ернджак, примерно в 25 км к югу от Нахичевана. Над ней возвышается Йиланлидаг (Гора змей), известная также как Одзасар. Первым населенным пунктом в долине Ернджак было село Абракунис (Абрагунис, Абраконц). По дороге я объяснил водителю, что слышал об имеющейся там старой церкви и хотел бы увидеть ее. При въезде в деревню он спросил мальчика лет 12, где находится церковь. Мальчик указал на пустой участок земли, справа от главной дороги и почти напротив того места, где мы остановились. Я вышел из машины. Это было совершенно пустое место, где земля была сильно взрыхлена и из нее торчало множество кусков старых кирпичей. Сравнение между сделанными мною фотографиями этого места и снимками церкви из книги Айвазяна устраняло какое-либо сомнение относительно того, что именно здесь когда-то находилась армянская церковь Абракуниса. Судя по полному отсутствию растительности на земле, ее разрушение вряд ли произошло раньше 2004г.

ЦЕРКОВЬ АБРАКУНИСА, ИЗВЕСТНАЯ КАК СУРБ КАРАПЕТ и выстроенная первоначально как часть монастыря, была возведена в 1381г. на месте развалин более старой церкви. Перед оконечностью южной стены была расположена вторая церковь - маленькая часовня, посвященная св. Степаносу. В 1705г. на ее крыше была возведена колокольня. Фотографии в книге Айвазяна свидетельствуют о том, что в 1980-х годах церковь, часовня и колокольня были заброшены и не использовались, но в основном оставались неповрежденными.

Следующим после Абракуниса было село Банайтар, известное армянам как Апаранк. Это был крупный армянский населенный пункт в период позднего средневековья. По крайней мере до 1970-х гг. там находились развалины большой средневековой церкви, расположенной на возвышенности в центре села. На вопрос о том, была ли в деревне церковь, мы получили отрицательный ответ. На возвышенности в южной части села находилась недавно построенная мечеть - большое сооружение из кирпича с двумя куполами. Следующим было село Салтаг, также произносимое как Салитаг. Там также некогда была армянская церковь XIX в. , но село располагалось слишком далеко от главной дороги и рассмотреть что-либо было невозможно.

Затем мы поехали в Норашен. Разрушенная церковь XII в. СУРБ ОВАНЕС стояла на северо-западной окраине села по крайней мере до 1960-х гг. В книге Айвазяна описана армянская церковь Сурб Аствацацин примерно XVII в. , расположенная в самом селе, у главной дороги. В книге Айвазяна также были фотографии большого средневекового армянского кладбища с надгробными камнями различной формы. Я не нашел следов ни того, ни другого.

На третий день я сел на утренний поезд Нахичеван-Джульфа. Еще до отправления в поезд вошел полицейский и попросил меня показать паспорт. Почти сразу же после отправления поезда двое железнодорожных служащих спросили, не хотел бы я пойти в вагон-ресторан и выпить с ними чаю. У меня сложилось впечатление, что это не просто приглашение: возможно, полицейский попросил их приглядывать за мной. В столовой я спросил их, могу ли я сделать фотографии ущелья Аракса, однако они ответили, что это запрещено - вне зависимости от того, направлена ли камера в сторону Ирана или Азербайджана.

Часа через полтора за окнами неожиданно появились развалины кладбища Джуги. Я увидел склон холма, покрытого каменными плитами, разбросанными по гребням холма. Все без исключения могильные плиты были повалены. Многие из них лежали так близко к железной дороге, что я мог различить на них детали рисунка. На гребне между могильными плитами были большие комья земли и было похоже, что примерно треть плит была перенесена. Большинство плит на центральном гребне и все на западном все еще были на месте, но повалены.

Кладбище находилось за пределами защищающих границу ограждений. Однако единственный проход к этому месту у входа в ущелье преграждал блокпост военных. Невозможно было войти в ущелье незамеченным солдатами, поэтому я решил отказаться от попыток посетить кладбище. Проехав армейский пост, поезд замедлил ход, чтобы остановиться у села. Здесь я заметил маленькое кладбище с несколькими еще нетронутыми хачкарами. Оно находилось к северу от железной дороги, прямо у развалин средневековой городской стены Джуги.

В Джульфу мы доехали в полдень. Я взял такси до Ордубада, откуда надеялся доехать до Агулиса (маленький город, в прилегающей к которому долине по крайней мере еще в 1980-е годы было много церквей). При входе в ресторан, где я хотел пообедать, меня встретили сотрудники службы безопасности и доставили в полицейский участок, где мою сумку обыскали, а сам я был допрошен относительно цели приезда в Ордубад. Затем в компании сотрудника службы безопасности и говорящего по-английски местного жителя я посетил старые районы города. Затем меня отправили назад в Нахичеван.

После того, что я увидел в долине Ернджак, мне хотелось выяснить - ограничивалось ли уничтожение армянских церквей всего лишь легкодоступными районами вблизи города Нахичеван. С этой целью я решил посетить деревню Шурут, находящуюся в отдаленной местности в северо-восточной части Йиланлидага. В период позднего средневековья Шурут (или Шорот) был маленьким армянским городком с церквами, школами, монастырями, переписчиками рукописей и несколькими десятками тысяч жителей. В 1980-х в Шуруте было 4 церкви: СУРБ СТЕПАНОС И СУРБ ГРИГОР ЛУСАВОРИЧ, ОТДЕЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ КУСАНАНЦ, ИЛИ СУРБ АСТВАЦАЦИН, И ГЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - СУРБ АКОБ АЙРАПЕТ.

Церковь Сурб Степанос располагалась примерно в 3 км к югу от села. Это было маленькое однонефное строение. Внутри церкви был хачкар с выбитыми на нем по-армянски именами 9 благотворителей и датой - 926. Церковь Сурб Григор Лусаворич относилась к средневековому периоду, но ремонтировалась в XVIII в. Сурб Аствацацин, также известная как Кусанац, была построена в 1631г. на месте более древней церкви. Ее интерьер составляют живописные фрески XVII в. К северу от церкви был хачкар, датируемый 924г. Церковь Св. Акоба Айрапета датировалась XII в., однако в середине XVII в. была перестроена. Это была одна из наиболее впечатляющих церквей в Нахичеване: массивное строение с базиликой, высоким куполом и пятиугольным фундаментом.

Чтобы достичь Шурута, я вынужден был вернуться в долину Ернджак. В Абракунисе мы повернули направо к селу, которое армяне называли Крна. В книге Айвазяна есть фотографии разрушенной церкви XIX в., стоявшей на холме над Крной. Однако, проезжая по окраинам села, я не увидел каких-либо следов церкви. Примерно через полтора часа мы достигли узкой неасфальтированной дороги, ведущей к северу. Еще через 15 минут мы проехали через маленькую деревушку, состоящую из нескольких обветшалых домов. Это было село Гах, в котором находилась большая армянская церковь XIX в. Ее фотографии есть в книге Айвазяна. В настоящее время от нее ничего не осталось.

У человека, идущего вдоль дороги, водитель спросил о церкви в Шуруте и получил ответ, что она была уничтожена.

При въезде в Шурут я заметил большой жернов, лежащий на склоне. Мы проехали последние несколько метров дороги и остановились в середине пустого пространства в южной оконечности села. Я вышел из такси и осмотрелся. Картина была та же, что и в Абракунисе: сотни маленьких кусков разбитых кирпичей. В недавно сложенной стене одного из сгрудившихся вокруг домов выделялись обтесанные каменные блоки. На краю пустыря лежала каменная плита. На ее стороне, обращенной к земле, я различил следы резца: возможно, это была притолока церкви. Похоже, что на месте этого пустыря некогда была шурутская церковь Сурб Акоп Айрапет. Я пошел дальше в деревню, но было очевидно, что там нечего смотреть. Шурут был теперь крошечным жалким селом. Его немногочисленные дома напоминали, скорее, лачуги. Я осмотрел окрестные холмы в поисках каких-либо следов когда-то стоявших здесь других церквей или армянского кладбища, но ничего не нашел.

Вернувшись к машине, я обнаружил, что там меня ожидает толпа жителей деревни. Дочь одного из них, лет примерно 12, немного говорила по-английски. Ее отец спросил, зачем я приехал в Шурут. Когда я ответил, что приехал увидеть старую церковь в Шуруте, он спросил, откуда я узнал, что здесь была церковь. "Об этом написано в книге", - ответил я. "В какой книге? Она у вас с собой? - спросил он. - Здесь никогда не было церкви. Я вырос здесь и здесь никогда не было церкви, в Шуруте никогда не жили армяне". В этот момент старик с полным золотых зубов ртом подошел ко мне и агрессивно рявкнул несколько невразумительных предложений. "Он говорит по-армянски", - сказала мне девочка. Мне кажется, что они хотели проверить, не армянин ли я на самом деле. Стремясь объяснить, как говорящий по-армянски человек оказался в селе, где никогда не было армян, она быстро добавила "он пришел в Шурут из Армении".

После неловкой заминки мы в конце концов сели в машину и уехали. Как только мы покинули Шурут, водитель сказал мне, что жители села звонили в полицию в Джульфе. Недалеко от Гаха нас уже ждала машина. В ней были полицейский и кто-то в гражданской одежде. Выйдя из машины, полицейский сел в наше такси и представился сотрудником дорожной полиции. "Есть ли у вас топографическая карта, книга на этнографические темы?" - спросил он. Я ответил отрицательно, но он, тем не менее, бегло осмотрел мою сумку.

В Джульфе мы остановились у здания полиции, где меня сперва отвели к начальнику дорожной полиции, затем к заместителю начальника полиции (здесь моя сумка вновь подверглась обыску). Через некоторое время меня повезли в городской "Араз Отель", где меня препроводили в сад, находящийся за отелем. За столом сидели двое мужчин лет 50 и 20. Содержимое моей сумки было извлечено и внимательно осмотрено. Сама сумка была обследована на предмет наличия тайных отделений. Это продолжалось примерно 15 минут, при этом не было произнесено ни слова. Затем молодой человек заговорил со мной на английском, в основном переводя вопросы, задаваемые старшим (он не назвал ни своего имени, ни должности).

Для начала они поинтересовались, кем я работаю, сколько зарабатываю, кто оплатил мне приезд в Нахичеван и почему я использовал для этого собственные средства? Внимательно просмотрели мою записную книжку. Среди записей было название книги об оттоманских армянах, которую я видел в книжном магазине в Турции. Увидев в заглавии слово "эрмени", старший спросил меня о книге. Когда я объяснил, о чем идет речь, в его голосе послышалось недоверие: он был явно удивлен тем, что книга об армянах, написанная турецким армянином, может быть опубликована в Турции на турецком и турки покупают ее.

Они проверили все фотографии в цифровой камере. К счастью, сделанные в долине Ернджак фотографии я оставил в гостиничном номере. Больше всего их заинтересовала фотография, сделанная в городе Нахичеван. Это был снимок каменной плиты, которую я увидел в саду напротив мавзолея Момина Хатун, окруженной большим количеством надгробных камней. На камне был изображен крест на прямоугольной основе. Оконечности креста раздваивались, а верхняя часть оканчивалась полукругом. Мне он напомнил очень упрощенный хачкар.

"Что это такое, по-вашему?" - спросили они. "Это похоже на крест", - ответил я. "Нет. Это не может быть крестом. В Нахичеване всегда жили только мусульмане", - сказали они. "Хорошо, но тогда что же это такое?", - спросил я их. После короткого обсуждения между собой они, весьма довольные состряпанным ответом, заявили, что, дескать, "закругленный верх - это полумесяц, а это мусульманский символ, следовательно, на деле это исламское изображение". Позже я обнаружил, что они удалили две фотографии, на которых был изображен этот камень.

Потом они спросили меня, почему я думаю, что в Шуруте была церковь. "Потому что так сказано в книге", - сказал я. "Это неправда, вам лгали. Ведь это армянская книга, не так ли?" "Да", - ответил я и, не удержавшись, заметил, что в книге были фотографии церкви Шурута. На это они ответили следующее: "Армяне приехали сюда, сделали фотографии села Шурут, затем вернулись в Армению и наложили на эти фотографии снимки церкви в Армении". "Это все армянская ложь. Они лгут вам. В Нахичеване нигде и никогда не было армянских церквей. Здесь никогда не жили армяне, так откуда могли здесь взяться церкви? Никогда не существовало церкви в Абракунисе, никогда не существовало церкви в Шуруте, никогда не существовало церкви в Джульфе".

Мое интервью закончилось тем, что после небольшого совещания они заявили следующее: "Мы не думаем, что вы прибыли сюда с положительными намерениями в отношении Азербайджанской республики". Мне было заявлено, что к полуночи я должен покинуть пределы Азербайджана. Было решено, что за дополнительные 50 долларов мой водитель отвезет меня обратно в Нахичеван и оттуда к турецкой границе. Я пересек границу за 45 минут до назначенного срока.

Стивен СИМ, январь 2006г. (Голос Армении)

http://www.golos.am/2000/february_2006/04/st03.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 60
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

На соседнем форуме тоже один юзер говорил именно так - "не было, нет, и соответственно не может быть" наверное брат того 20-летнего, который переводил вопросы и ответы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На соседнем форуме тоже один юзер говорил именно так - "не было, нет, и соответственно не может быть" наверное брат того 20-летнего, который переводил вопросы и ответы...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну.. с вашими темпами... скоро не будет...

А голландец ведь купленный дашнаками небось... Падла.. как он посмел вообще говорить о каких то армянских памятниках.

Орхан.. не скатывайся до примитивов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это он типа так приколывается...

НИчего Орхан джан... как только и Нахичеван будет наш (скорее раньше чем поздно), мы все восстановим... мы это умеем... ну а старика с золотыми зубами... отправим к дашнакам... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Semetoja, тон твоих высказываний в последнее время сильно изменился, я на это даже отвечать не хочу, ибо тогда придётся ругаться.

Давид, если уж ты меня пытаешься обвинить в субъективизме, то сам разве не замечаешь, что всё что иностранцы плохое говорят про армян - это значит их купили азербайджанцы? Чему ты удивляешься? Я ещё давно говорил: мы почти одинаковые во многом с вами.

Что касается статьи: я разве задал какой-то странный вопрос? Я спросил: есть ли доказательства того, что это вообще было там? Такой вопрос мог задать не только я, а любой русский, американец, нигериец, кубинец и т.д. Ведь я могу сейчас написать "Поехал в Гюмри, не нашёл азербайджанских мечетей, гады всё снесли и следы уничтожили". При этом все будут читать эту статью и не подумают, что их там и не было никогда. Не согласен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Orxan - ругаться не надо... Честно говоря я думал что ты действительно приколываешся... но если это не так... то и я отвечу тебе серьезно - попытаюсь не ругаться.

Если ты внимательно прочел статью, то наверное заметил, что фотографии в книге были сделаны в период 1965-1987. И ты хочешь сказать, что в 1965 году армяне в советское время занимались тем, что клали фотку на фотку?! :blink:

Или в Турции (хотя и турецкий армянин) подделовал фотки для своей книги?! Или италианец Виллары в своей книге "Кавказ в огне" в 1905-1907 году писал неправду про армянских сел, церквей Нахичевана и тоже додделовал фотки?

Ты только скажи если ты действительно так думаешь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет Орхан.. таких вопросов ты задавать не должен если прочтёшь статью внимательно. там ведь говорится...

При составлении списка мест посещения я стремился выбрать наиболее интересные с архитектурной точки зрения памятники, расположенные к тому же не очень близко от границы с Арменией. При этом я руководствовался фотографиями и информацией, содержащейся в книге Армена Айвазяна "Нахичеванские памятники" (1990г.). Фотографии, представленные в ней, сделаны в период 1965-1987гг.

То есть до 1987-го года есть свидетельства. Ну а потом.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Orxan - ругаться не надо... Честно говоря я думал что ты действительно приколываешся... но если это не так... то и я отвечу тебе серьезно - попытаюсь не ругаться.

Если ты внимательно прочел статью, то наверное заметил, что фотографии в книге были сделаны в период 1965-1987. И ты хочешь сказать, что в 1965 году армяне в советское время занимались тем, что клали фотку на фотку?! :blink:

Или в Турции (хотя и турецкий армянин) подделовал фотки для своей книги?! Или италианец Виллары в своей книге "Кавказ в огне" в 1905-1907 году писал неправду про армянских сел, церквей Нахичевана и тоже додделовал фотки?

Ты только скажи если ты действительно так думаешь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Orxan

логика в том, что ты говорить.... конечно есть... если не учесть тот момент, что если пропаганда на гос. уровне, то никто не посмеет сказать что то другое... а то кто то позвонит в полицию :)

Моя бабушка была из Нахичевана - Орхан если уж мы дошли до этого уровня то мне верить ее разказам или золотозубому старику?!

А книгу Виллари я читал... если интересно могу дать ссылку

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Артур, ну да, ведь тогда на земле были только две нации - армяне и греки :D

Семетойя, а я не отрицаю, что твоя бабушка была оттуда. Но и у нас полно жителей из Карабаха того же, которые нам рассказывают как на самом деле и что там было. Получается, мы тоже должны верить им и вы с этим считаться)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   12 пользователей, 0 анонимных, 124 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    125 гостей
    vardan hov irrenna khnushinak Rubik Sigo Firefly rush OLD MEN гаврош DON777 Nelsjan stephanie S
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...