Перейти к публикации

Евреи умнее остальных генетически: горе от ума


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 222
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Барбита,

Добро и зло заложено в природе человека. Все в Мире зло списывать на евреев глупо: а что делают остальные 6 млрд человек? творят добро?

Во имя религии в Мире пролито много крови и одним иудаизмом тут не далеко не ограничиться.

Ну насчет Гитлера и печей.. пожалуй даже сами должны понимать что Вы пишите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сто тысяч горожан. Как и когда появились евреи в Армении

Раскопки еврейского кладбища

Евреи живут в Армении свыше двух тысяч лет. Звучит, спору нет, эффектно, хотя две здешние общины, светская и религиозная, насчитывают от силы человек шестьсот или семьсот. Однако ж из песни слова не выкинешь.

Два тысячелетия – срок столь огромный, что впору засомневаться: чем обосновано громкое заявление и обосновано ли вообще? Покоится ли оно на достоверных источниках или исходит из устной традиции? К примеру, распространена версия, будто в соседней Грузии евреи появились гораздо раньше, две тысячи шестьсот лет назад. Однако датировка носит условный характер и доказывается (вернее, навязывается) лишь умозрительными построениями да предположениями. Какие-либо письменные свидетельства на этот счет отсутствуют.

О том, как образовались еврейские колонии в Армении, повествует «История Армении» Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского). Мне сразу же возразят: писатель жил в V веке, стало быть, отделен от излагаемых им событий бездной времен. Его фактография напоена народными преданиями, в которых, как известно, эпохи частенько смещаются, а совершенно разные происшествия и персонажи смешиваются воедино. Где же достоверность? И тем не менее...

Мовсес Хоренаци был не летописцем, а подлинным историком. Он утверждал только то, что представлялось ему бесспорной истиной. Он искал и добывал источники, до нас не дошедшие. Он откровенно досадовал на предков, оставивших ему лишь убогие – малочисленные, путаные – свидетельства своих деяний. Он анализировал иноязычных авторов и сопоставлял их показания. Да, случалось, он черпал сведения из преданий, но везде, где возможно, сверял фольклорные данные с данными книг*. (Одна из них – «Иудейская война» Иосифа Флавия.) Это чрезвычайно важно. То, что сообщено Мовсесом Хоренаци, нередко подтверждается, напрямую или косвенно, латинскими и греческими памятниками. Словом, у нас нет оснований воспринимать его труд как собрание занятных небылиц. Это в высшей степени авторитетный документ.

Согласно Мовсесу Хоренаци, поселил евреев в Армении царь Тигран II Великий, правивший в 95–55 годах до новой эры, причем сделал это в два приема.

Вот что рассказывает Мовсес в главе «О строительстве храмов и походе в Палестину»: Тигран «направляется в Палестину, чтобы отомстить за преступления против своего отца. Он забирает много пленных иудеев и приступает к осаде города Птолемаиды» (не претендуя на строгую научность, я привожу цитаты с сокращениями). Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран, обратите внимание, пленил иудеев еще до того, как приблизился к ней. А поскольку шел он с севера, то, стало быть, его пленники жили в тогдашней Сирии. Запомним это.

Далее читаем: «Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире** и в аване (селении. – Г. К.) Вардгеса, что на реке Касах». Еще ниже, вкратце рассказав об этом поселке, Мовсес повторяет: «Тигран же поселил в нем половину иудеев первого пленения, и стал этот аван городским поселением с торжищем».

Что касается второго пленения, то, согласно Мовсесу Хоренаци, армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана. «Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана... Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царем Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам» , то есть в Ване. (Шамирам – армянское имя царицы Семирамиды.) Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 году до н. э., легко сделать вывод об ошибке Мовсеса: вторая часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 годах.

Между прочим, это существенно. Коль скоро сын вслед за отцом уводил иноземцев на родину, мы, стало быть, имеем дело не со случайной акцией, но с последовательной политикой. Тигран и Артавазд усиленно развивали в Армении города; городам же требовались горожане – люди с навыком именно городской жизни.

Много ли евреев осело в Армении? Разобраться с этим помогает «История Армении» другого писателя V века Фавстоса (Фауста) Бузанда. Повествуя о нашествии персов во второй половине IV века н. э., Фавстос почти всякий раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен из того либо иного города. Городов упомянуто восемь, и в шести из них имелись евреи. Скажем, из Ервандашата персы вывели 20 тыс. армянских семей и 30 тыс. еврейских, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских, из Нахичевана – 2 тыс. армянских и 16 тыс. еврейских. Ученые, правда, полагают, что и процент евреев, и общее число угнанных (около миллиона) сильно завышены. Исходя из примерных данных о населении тогдашних крупных армянских городов, они заключают, что в ту пору в Армении жило несколько десятков (очень возможно, до ста) тысяч евреев. Как бы то ни было, в шести городах население по меньшей мере наполовину состояло из евреев.

Интересно, что при ряде разночтений Фавстос и Мовсес излагают одни и те же сведения. Мовсес уже цитировался, теперь очередь за Фавстосом: «Всё это множество евреев, которое увели <персы> в плен из Армянской страны, великий царь Тигран привел из Палестинской страны в древние времена... Великий царь Тигран всех этих евреев в свое время поселил в городах Армении».

Ассимилировались они или нет?

Рассказывая о том же, что и Фавстос, – о нашествии персов на Армению, – Мовсес пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены <в Армению> в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере. Увели в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые в дни святого Григора и Трдата*** уверовали во Христа». Таким образом, евреи родом из Иудеи не поддались ассимиляции, тогда как их соотечественники, жившие прежде в Сирии, то есть уже в значительной мере эллинизированные, легче приняли местные порядки, а затем вместе с коренным населением обратились в христианство. При всем том автор отделяет их от армян, а вот о греках и сирийцах – ими Тигран и Артавазд тоже заселяли свои города – Мовсес даже не вспоминает. Их уже не было. Смешавшись с армянами, они, должно быть, ассимилировались и ничем уже не выделялись.

Между прочим, одному из исследователей этого вопроса, ныне покойному Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал интересную деталь. Еще в начале ХХ века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим****. И до сих пор иногда доводится слышать, будто ванцы (выходцы из этого города дали армянской культуре, науке и политике много значительных имен) – потомки евреев. Это, может быть, и забавно, но характерно. Национальная память искажает и преображает реальность, однако же сохраняет ее существенные черты.

Прижились ли евреи в Армении? Трудный вопрос, ибо сколько-нибудь объективных данных об этом нет. Имеет смысл обратить внимание на интонацию двух древних историков; в их рассказе при всем желании не расслышать оттенка недоброжелательства или враждебности. Случайно ли в одном из романов Л. Фейхтвангера об Иосифе Флавии возник эпизод, который я перескажу, не заглядывая в книгу. Рим объявляет Армении войну. Все кругом об этом лишь и толкуют. Иосифа, с головой погруженного в еврейские проблемы, новость нимало не занимает, и на вопрос о его к ней отношении он невпопад отвечает: «Армения? Что Армения? Евреям там живется хорошо».

Такой же вывод следует из исторического романа «Самвел» классика армянской литературы Раффи. В нем изображены перипетии IV века, в частности персидское нашествие. Целая глава романа посвящена угоняемым из Армении в Иран евреям. Она написана с симпатией, сочувствием и проникновенностью. Симпатией и сочувствием пронизана также «История евреев, проживавших в городе Исфахане, а также и других евреев, которые проживали под владычеством персидских царей» писателя Аракела Даврижеци (ХVIII век). Похоже, живописуя страдания товарищей по несчастью, какими выглядят у него евреи, автор держал в уме пассажи Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци.

Что часть евреев, успевших достичь в Армении высокого положения, осталась верна религии своих предков, подтверждается рассказом Мовсеса Хоренаци о крупном сановнике Енане. Тому в языческие времена было предъявлено «окончательное требование: либо полностью отречься от иудейской веры, поклоняться солнцу и почитать идолы царя, взамен чего царь вернет ему прежнюю власть» , либо погибнуть.

К слову сказать, этот Енан происходил из рода Багратуни, давшего впоследствии две царские династии – армянскую и грузинскую. Вот что сказано у Хоренаци о происхождении этого княжеского, а затем и царского рода: дескать, при мифическом царе Храчия «жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он (Храчия. – Г. К.), говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда». Заметно, как гордились армянские Багратиды своим еврейским якобы происхождением.

Далее Мовсес рассказывает, «каких усилий стоило нашим царям склонить их (то есть Багратидов, потомков Шамбата) к идолопоклонству и сколькие из них поплатились жизнью за Б-гопочитание». «Узнай, – обращается Хоренаци к своему покровителю, – что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей; это по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке – Шамбат». Не знаю, есть ли у евреев имя Шамбат, а вот имя Смбат и производная от него фамилия Смбатян и доныне распространены среди армян.

Остается добавить, что сведения, сообщенные Фавстосом Бузандом, объясняют, отчего в Армении не осталось евреев. Их едва ли не поголовно переселили в Иран. А впрочем... Несколько лет назад в области Вайоц-дзор (она лежит километрах в ста к юго-востоку от Еревана) обнаружено еврейское кладбище ХIII века. Это открытие способно перевернуть устоявшиеся представления. В раскопках активно участвуют израильские специалисты...

* Впрочем, если чужеземный источник откровенно противоречил устной национальной традиции, Мовсес отдавал предпочтение последней.

** Имеется в виду город, одно время бывший столицей Армении, ныне областной центр. Не путать с одноименным городом в Краснодарском крае, основанным армянскими переселенцами в ХVIII веке.

*** Имеются в виду Григорий Просветитель и царь Трдат, в самом начале IV века провозгласившие христианство в Армении официальной религией; традиционная дата крещения страны – 301 год.

**** Г. Х. Саркисян. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М., 1960. С. 57.

Г.Кубатьян, Лехаим (Р)

18-08-2005

http://www.sem40.ru/ourpeople/world/armenia/15390/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Барбита,

Добро и зло заложено в природе человека. Все в Мире зло списывать на евреев глупо: а что делают остальные 6 млрд человек? творят добро?

Во имя религии в Мире пролито много крови и одним иудаизмом тут не далеко не ограничиться.

Ну насчет Гитлера и печей.. пожалуй даже сами должны понимать что Вы пишите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

все зло в Мире происходит из-за них. когда же придет новый Гитлер?! Я верю, что настанет светлый день, когда их будут жарить в печах.
Изменено пользователем Arm (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сто тысяч горожан. Как и когда появились евреи в Армении

Между прочим, одному из исследователей этого вопроса, ныне покойному Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал интересную деталь. Еще в начале ХХ века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим****. И до сих пор иногда доводится слышать, будто ванцы (выходцы из этого города дали армянской культуре, науке и политике много значительных имен) – потомки евреев. Это, может быть, и забавно, но характерно. Национальная память искажает и преображает реальность, однако же сохраняет ее существенные черты.

Г. Х. Саркисян. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М., 1960. С. 57.

Г.Кубатьян, Лехаим (Р)

18-08-2005

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно я за...Ливан ,но это не значит что "Израиль надо жарить на кострах ".

Ливан уже как 30 лет жертва разборок Меж.Политики на Б.Востоке .

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

еще несколько слов о них, евреи - самые большие в мире расисты, их религия - Иудаизм, сама расистская религия, они всех считают ниже евреев, они первыми создали конц лагеря для палестинцев, теперь бомбят Ливан, все зло в Мире происходит из-за них. когда же придет новый Гитлер?! Я верю, что настанет светлый день, когда их будут жарить в печах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   12 пользователей, 1 анонимный, 157 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    155 гостей
    1 анонимный
    Firefly mshput Monica B. Putnik luc Левон Казарян RDR Sigo OLD MEN khnushinak Rubik Xenobarbital
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...