Перейти к публикации

"Каменные сны" Акрама Айлисли


Noi

Рекомендованные сообщения

Переводчики официально заявили, что как только он окажется вне Азербайджана они готовы компенсировать ему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интервью с автором лучшего романа о войне в Карабахе

Они же разрушили твой дом. Как ты можешь говорить о мире

Писатель и публицист Сеймур Байджан родился в Физули, который в результате карабахской войны превратился в «пояс безопасности» и «оккупированные районы». Живет Сеймур в Баку.

Я с ним познакомился лет 10 назад в Армении, которую он посещал не раз и объездил в составе организованных не по указке сверху миротворческих миссий. Участники последних подвергаются нескончаемой травле со стороны власти и тех, кто ее обслуживает.

Несмотря на трудности, Сеймур сегодня один из самых узнаваемых пишущих людей в Азербайджане. Его окружение принадлежит к наиболее передовой части своего общества. К сожалению, их имена можно часто встретить в очередных списках узников совести и задержанных после различных акций протеста.

Сеймур пишет на азербайджанском. Беседу, которую я представляю вашему вниманию, мы вели на неродном для писателя русском языке. Байджан называет себя писателем страны третьего мира. Он рассказал о том, что свободному человеку в Азербайджане придется слышать о себе «гей, армянин и масон». Литератор упомянул старика Анара, которого знают и в Армении, о том, какие двери открыл перед ним Фейсбук и какую надежду вселяет Грузия, рассказал об армянах-мусульманах и азербайджанцах-христианах, о слабом романе «Каменные сны» и «Гугарке» – лучшем произведении о карабахской войне. Его спрашивали, как он может говорить о мире с теми, кто разрушил его дом, а сам он задавался вопросом: «Если вдруг начнется война, смогу ли я их убить?».>

- Зачем нам мир (peace)?

- Ни одна книга, ни один фильм не может показать истинное лицо войны. Что вообще значит слово «война»! За ним кровь, слезы, разрушение домов, школ, детсадов, разрушение семьи, смерть, изнасилования и, конечно, потеря человеческого лица. До сих пор есть люди, рассказывающие о том, чем занимались на войне, как убивали и разрушали, и даже гордятся этим. Есть и такие, кто воевал, убивал, но когда все прошло, они стали мучиться и страдать, война к ним возвращалась. Я знал хорошего человека, но началась война, и он надел форму. Когда все закончилось, военные настроения сошли на нет, его стали мучить кошмары, образы с войны стали преследовать его – все это полностью расшатало его психику. Я и ты своими глазами видели, что такое война. У нас почти одинаковая судьба: что мы видели, как мы жили, как война разрушила нашу жизнь, другим объяснить очень трудно. Почти невозможно. И когда подростки, молодые с аппетитом говорят о войне, мне и смешно, и искренне жаль их.

Seymurc1.gif?911573

Один из знакомых как-то сказал мне: «Они же разрушили твой дом. Как ты можешь говорить о мире». Потом прямо сказал, что я боюсь войны и поэтому превратился в пацифиста. Да, я – не герой. Для меня – быть трусом и желать мира приемлемее, чем быть героем и хотеть войны. Пусть даже другие называют меня трусом. Я принимаю это слово. Но у меня есть гражданская позиция, из-за которой мне не очень легко существовать в моей богатой стране, передо мной закрываются почти все двери…

Я заметил, что почти у всех пацифистов есть гражданская позиция, а иметь ее в наших странах нелегко. Пусть я буду трусом, но это не меняет ситуацию в наших странах и не влияет на действительность, которая банальна и проста. Все эти военные марши, все эти сказки о родине, стихи о ней – это декорации к нашим трагедиям. В нашей родине богатые кайфуют, а в окопах погибают исключительно дети из бедных семей. Почему ни разу не погиб сын высшего чиновника, министра какого-нибудь, сын олигарха, бизнесмена. Почему там должны умирать сыновья из бедных семей, с большим трудом вырастившие своего сына! Когда я читаю о том, что там, на линии фронта, убили солдата, я всегда знаю, что он был из бедной семьи вне зависимости от того армянин он или азербайджанец. Мне трудно об этом говорить. Я устал. Наши люди живут под пропагандой, боятся думать по-другому. Следует понять, что рано или поздно мы должны начать жить как нормальные люди. Мы – соседи. Не весь же народ переедет жить в другие места. Эти проблемы надо как-то решать. Но они не хотят об этом думать и откровенно говорят, что решение от нас не зависит – решать должны политики.

Наши люди смирились с судьбой настолько, что даже ругают тех, кто говорит о мире. Я, что мог, делал, писал статьи, давал интервью, публиковал репортажи, побывал несколько раз в Армении. Что мог еще сделать! За все это я заплатил немало. Скорее всего, и после данной беседы многие заведут старую пластинку.

Несмотря на все это, остановиться я не могу. Я продолжаю, это моя природа. Когда я приступил к роману «Гугарк», я начал вспоминать все, как это начиналось. Сперва – очень несерьезно, людям даже было интересно. Постепенно ситуация вышла из-под контроля. И вспоминая все, что я видел, я понял, что в действительности произошло многое. Сейчас мне очень хотелось бы, чтобы «Гугарк» издали в Армении, где есть множество людей, видевших то, что довелось пережить мне. Например, твой отец… Они поймут меня лучше, чем граждане других стран, чем другие. Если бы у меня был выбор издать «Гугарк» в Германии либо в Армении, я бы с удовольствием выбрал Армению.

«Каменные сны» – слабый роман

- Тебе понравились «Каменные сны»? Почему?

- «Каменные сны» я не читал. До него он издал очень слабый роман, настолько слабый, что я понял – уже все, писательскую жизнь свою он завершил, все растратил. Я не читал «Каменные сны», но защищал его, как мог. Не сам роман, но автора, потому что сегодня просто нельзя ругать писателя, оскорблять его за художественное произведение.

Не читая романа, я не могу о нем говорить, но мои друзья говорили, что роман слабоват. Это очень объективные люди с высоким литературным вкусом. Но Акрам сделал свое дело. Во-первых, в нашей стране давно так массово не говорили о литературе. Люди услышали слова «роман», «литература», «писатель» – это тоже немало. Во-вторых, Акрам отпасовал армянской интеллигенции в смысле «я сделал свое дело – теперь ваша очередь». С этой стороны ему можно сказать спасибо.

Благодаря Айлисли, мой роман – лучшее произведение о карабахской войне

- Если бы Акрам Айлисли посоветовался с тобой до публикации романа, что бы ты ему сказал?

- После «Каменных снов» люди стали говорить, что «Гугарк» по художественным качествам и с точки зрения объективности – самый хороший роман о карабахской войне. Они были вынуждены сказать это, так как Акрам своим романом их сильно наказал. Мне было приятно слышать это не потому, что они хвалили «Гугарк», но потому что Акрам их вынудил хвалить «Гугарк». Они выглядели очень жалко, и я в очередной раз стал свидетелем их лицемерия. При других обстоятельствах они ни за что не стали бы говорить и слова.

Акрам забыл одно правило нашего общества: жить хорошо и быть героем нельзя. Он был депутатом, получал ордена, сын работал на таможне. Но у нас мы должны нищенствовать пока мы свободные люди. Быть свободным и жить хорошо пока что невозможно. Акрам захотел стать героем, и ему объяснили, что это не так легко. В нашем обществе есть люди, которые имели контакты с властью, получали деньги, кайфовали… Когда они хотят к тому же быть и героями, власть легко их казнит. Акрам тоже имел дело с властью, а когда он решил стать еще и героем, он увидел, насколько сложно быть свободным. Он увидел, с кем имел дело. Хорошо, что весь этот карнавал он видел своими глазами и, наверное, после всего этого он дошел до какой-то правды. Он опытный человек, много повидал – он должен был узнать все это.

Фейсбук дал нам шанс

Seymura1.gif?911573

- Кто твоя аудитория?

- Это в основном молодежь. Долгие годы нам не давали высказываться. Вузы для нас закрыты, телевидение и радио – тоже. Я и мои друзья печатались в газетах, но и с этим есть проблемы: маленькие гонорары, запретные темы. В одной газете я писал на определенные темы, в другой – на другие. Но мы могли хоть кому-то объяснить, чего хотим. А с увеличением пользователей Фейсбук мы впервые получили шанс общаться с людьми, и это пока дает результат. Молодежь стала читать книги, многие стали по-другому одеваться и мыслить.

Сейчас в Баку я стал часто видеть молодых читающих людей. Раньше это встречалось редко. То, например, что я писал 5-6 лет назад, стали читать только теперь. Видимо, некоторые вещи следует постоянно повторять, чтобы до людей дошло. Старое поколение устало, и работать, видимо, нужно с молодыми. Может, они что-то изменят. Поживем – увидим.

Знаешь, Юра, очень сложно говорить о необходимости просвещения, когда у какого-то певца или спортсмена есть все: машина, популярность, деньги… Родители думают, зачем нам книги, нужно петь, чтобы иметь дом, деньги и славу. Когда интеллектуалы живут плохо, а на ТВ постоянно демонстрируют роскошь, престиж книг тоже умирает. Сейчас до некоторых начинает доходить, что так не должно продолжаться. Нам удалось донести и объяснить проблемы, мешающие жить и развиваться. По-моему, в этом и заключается роль и миссия настоящего интеллектуала.

http://www.epress.am/ru/2013/04/11/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E-%D1%81-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BE-%D0%B2%D0%BE.html>

Беседовал Юрий Манвелян

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Аргам Айвазян: Осуществляемые в Азербайджане гонения на писателя Акрама Айлисли – фальшь

В романе азербайджанского писателя Акрама Айлисли «Каменные сны» есть искажения, которые в том же виде и без комментариев были переведены и представлены также на армянском языке. Об этом на сегодняшней пресс-конференции заявил арменовед, заслуженный деятель культуры РА Аргам Айвазян.

Отметим, роман «Каменные сны» уже переведен на армянский язык и выпущен в продажу. «Я был сторонником того, чтобы эту книгу перевели на армянский. Однако должна была собраться группа, обсудить положительные и отрицательные стороны и только потом приступить к этой работе. В объеме нескольких страниц нужно было представить предисловие, где были бы отмечены те искажения, которые наличествуют в книге, и представить, как на самом деле все было», – подчеркнул специалист.

А. Айвазян напомнил историю появления этой книги, отметив, что она вышла в свет в 2012 году в Москве, в газете «Дружба народов», а в Азербайджане автор подвергся гонениям, был лишен звания народного писателя, было нарушено право личности на свободное передвижение, он подвергся осуждениям за то, что написал проармянский роман. Как отметил эксперт, в Армении автора книги героизируют: азербайджанец написал проармянскую книгу, на языке азербайджанцев осудил зверства азербайджанских властей.

По оценкам А. Айвазяна, «Каменные сны» – это документальная, автобиографическая, но в то же время политическая книга.

«Герой книги в феврале 1990 года, увидев, как группа людей избивает армянина, подходит, чтобы помочь последнему, однако сам также подвергается избиению. Его азербайджанский друг кое-как спасает его и везет в больницу. Затем представляется диалог врача и друга главного героя, где последний рассказывает, что друг был избит переселившимися из Армении азербайджанцами», – так представил содержание романа А. Айвазян.

Однако, по его словам, автор с помощью художественного слова нейтрализовал, полностью нивелировал факт участия властей Баку в резне 1990 года, приписав это переселившимся из Армении азербайджанцам.

Как подчеркнул специалист, азербайджанский писатель определенные исторические события и реалии представил правдиво, хотя и не полностью. При этом он решил также политическую проблему, исключив участие властей Азербайджана в погромах как 1919, так и 1990 годов.

По словам А. Айвазяна, искажена также та часть, где автор отмечает, что в Агулисе стояли ряд церквей (в Агулисе было 9 армянских церквей и одна часовня), однако добавляет, что жители города не знали, когда они был построены и разрушены.

«Он родился на этой территории, множество раз бывал в этих местах, как представитель этой территории избирался депутатом, и он четко знал, что именно азербайджанские вандалы истребили армянское наследие, уничтожив порядка 27 тысяч армянских памятников», – сказал заслуженный деятель культуры РА.

В то же время А. Айвазян отметил, что сам Акрам Айлисли в своих выступлениях неоднократно говорил о том, что он облагородил Азербайджан и азербайджанца в этом романе. Эксперт даже заявил, что осуществляемые в Азербайджане гонения на писателя – это фальшь, цель которой увидеть реакцию армянской стороны. Он полагает, что спустя определенное время эти гонения прекратятся.

Напомним, что Акрам Айлисли – народный писатель (с 1998г.) и заслуженный деятель искусств Азербайджана, кавалер высшего ордена Азербайджана «Истиглал» (2002) и ордена «Шохрат» за выдающиеся заслуги перед азербайджанской литературой. Недавно на сайте российского журнала «Дружба народов» был опубликован его роман «Каменные сны», в котором автор описывает погромы армян в Баку в 1990г. и в Нахичеване в 1919 г. В целом автор в романе позитивно отзывается об армянском народе и его культуре. Отметим, что в романе «Каменные сны» содержится также критика в адрес бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева и созданной им системы тирании.

После публикации романа Айлисли подвергся серьезному давлению в Азербайджане: проправительственная молодежь провела акцию у его дома, его вопрос был обсужден в парламенте Азербайджана, депутаты которого предлагали сжечь книги писателя, лишить его гражданства и депортировать из Азербайджана. Многие стали «обвинять» Айлисли в его армянском происхождении и пр. Президент Азербайджана Ильхам Алиев лишил его персональной пенсии и звания народного писателя, обвинив его в том, что писатель «целенаправленно исказил историю Азербайджана» и «в неподобающей званию азербайджанского писателя форме исказил реалии, связанные с историей Азербайджана».

Лидер проправительственной партии «Современный Мусават» Хафис Гаджиев объявил, что выплатит около 10 тысяч евро тому, кто отрежет ухо писателю. Лишь после вмешательства СМИ, политик был «предупрежден» МВД Азербайджана о незаконности подобных призывов.

Госдеп США и Бакинский офис ОБСЕ осудили травлю Айлисли в Азербайджане и призвали власти страны выполнять свои обязательства.

Источник: Panorama.am

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Дедушка, кажись, покинул родные пенаты :smile144:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дедушка, кажись, покинул родные пенаты :smile144:

вроде он еше в 80% находится.вчера читал его интерьвю

http://www.radioazadlyg.ru/content/article/24957919.html
Изменено пользователем ARTYUSHA (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

азики со ссылкой на достоверные источники передают ... Надеюсь правда свалил

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

азики со ссылкой на достоверные источники передают ... Надеюсь правда свалил

бараны думают что он армянинdoctor.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Запутанная ситуация.

Уехал - спас себе жизнь.

Но:

Уехал - проиграл.

выходит, что это стадо может выдавить любого чужака, и стаду во главе с главным чабаном ничего за это не будет.

Весьмирное сообщество поцокает языком и заткнется.

А армянский Нлбо молча пойдет и пожмет руку Мамедъярову.

"сафаров 2.0 light version" успешно осуществлен

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Запутанная ситуация.

Уехал - спас себе жизнь.

Но:

Уехал - проиграл.

выходит, что это стадо может выдавить любого чужака, и стаду во главе с главным чабаном ничего за это не будет.

Весьмирное сообщество поцокает языком и заткнется.

А армянский Нлбо молча пойдет и пожмет руку Мамедъярову.

"сафаров 2.0 light version" успешно осуществлен

Вроде не уехал

Акрам Айлисли опроверг информацию о том, что покинул Азербайджан

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А кто же его выпустит? Самое вкусное (Акрама) оставили на десерт. Зарежут после выборов Иль хама. По армянски матах канен. Попомните мои слова.

Изменено пользователем Patologist (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня есть подозрение, что пулька о его бегстве была закинута не для того, чтобы посмеяться ему вслед, а чтобы не давать этой теме угасать. Психоз будут поддерживать и подогревать до выборов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По моей просьбе Левон Адян,который долго работал главным редактором журнала "Гракан Азербайджан" и лично знаком Айлисли,дал интервью.

Отдельное спасибо Вагану(Гуго) за помощь.

http://voskepar.ucoz.ru/news/akram_ajlisli_javilsja_ljudjam_kak_spasitel_no_soplemenniki_ne_priznav_messiju_raspjali_ego/2013-05-05-1439

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 140 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    141 гость
    vanski Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...