Перейти к публикации

Култур-Мултур-Литератур


Sari Galin

Рекомендованные сообщения

Очнувшись, Джейран поняла, что ее усыпили, и, выбежав на дорогу, стала безумно кричать: «Сум, гайыт!... Сум, гайыт!» («Сум, вернись!). Когда она добежала до поля боя, то увидела, что её Сум со своим отрядом уничтожил врагов и сам героически погиб в неравном бою. Она обняла его окровавленное и бездыханное тело, и закричала на всю долину: «Сум, гайыт!!.. Сум, гайыт!!!». Обезумев от горя, девушка побежала в сторону заболоченного озера и бросилась в него. Трясина затягивала её, а она продолжала звать своего возлюбленного: «Сум, гайыт!..Сум, гайыт!».

С тех пор это озеро стало называться Джейранбатан (утонувшая Джейран), а место, где проживало племя, – Сумгайыт.

===================

Спасибо,что не упомянут Шаумян и дашнакские отряды :lol:

:lol: А НЕ далеко от сумгаита есть посёлок биляджяр ( баладжары),так вот старики рассказывали что когда там впервые появились русские первым их предложением было блять жара,азербайджанцы не понимали о чём речь и повторяли это предложение,с тех пор посёлок так и называется биляджярь :lol:

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Фаина Раневская
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мысли по прочтении романа «Артуш и Заур»

http://www.kultura.az/articles.php?item_id=20090328052833955&sec_id=17

Март 24, 2009

Алекпер Алиев – активно действующий литератор современного Азербайджана, для кого Слово, как можно судить по его оригинальной прозе и бескомпромиссной публицистике, – есть рабочий инструмент для постижения, прежде всего, истины, зачастую горькой, во имя, это вечная функция подлинной литературы, пробуждения людей от рабской психологии, спячки и равнодушия. Явление такого ряда – редкостное, штучное, ибо распространена преобладающая тенденция превращать Слово в средство для сокрытия правды, когда она, так было и продолжается поныне, облекается в оболочку самоуспокоительной для массового потребления лжи.

Носители первого, как правило, люди наивные, очень неудобные для окружающих, часто нелюбимы пассивным большинством, даже по-своему опасны и раздражают как верхи, так и низы. А вторые – себе на уме, но, продав душу, которой, как им представляется, нет, пошли на службу многоликому дьяволу, и он, кстати, находится не только вовне, но и внутри каждого человека, и постоянно его искушает зримыми земными благами – почестями, славой и богатством… К тем и другим так или иначе относится предпосланный к роману эпиграф из великого Гоголя, чья правда кое кому колола глаза и тогда, и теперь, и мысль эта может быть применима к учителям молодого писателя – корифеям нашей литературы, в частности, Мамедкулизаде и Сабиру: их критика дурных сторон народа воспринималась так называемыми патриотами с негодованием, мол, хорошо ли выводить это на свет?1

Хрестоматийно-азбучные мои посылы о словесно творчестве напомнили о себе при чтении нового произведения Алекпера "Артуш и Заур", чей жанр определён автором как пособие по конфликтологии, в котором… - но тут снова надобны предварительные суждения как этико-поведенческого, так и эстетического, художественного свойства.

Есть ли для Слова запретные темы? Как показывает опыт современной литературы, особенно русской, но и азербайджанской тоже, таких тем, если реальны и обсуждаются в обществе, нет. Очевидно, всё дело в том, во имя чего обнажается эта самая истина, каким высшим нравственным целям служит, но и – применительно к искусству – в какую форму облекается, как воплощается, дабы волновала и была прочувствована.

Запретность и тотальное неприятие темы, затронутой Алекпером, столь очевидно в условиях не только моей родины, но, пожалуй, всего Востока, включая Южный Кавказ, что публикация азербайджанского оригинала произведения, вышедшего незадолго до русского перевода, вызвала резкую отповедь даже тех, кто его не читал, а лишь знает, к ужасу своему наслышан, что это, оказывается, про любовные страсти двух геев, чьи имена Артуш и Заур дразняще вынесены в заглавие повествования, точно они – Ромео и Джульетта, а применительно к азербайджанской литературе Лейли и Меджнун, Бахадур и Сона, Али и Нино!.. Кстати, напомню, лишь констатация факта, какой скандал вызвала в своё время – отзвуки слышны по сию пору – проблематика "Лолиты" Владимира Набокова. Как мне кажется, повествование Алекпера только по внешним проявлениям посвящено геям, они, представляется, – всего лишь сюжетно-композиционная находка, пиаристая приманка (запретный плод – сладок!), и потому лично для меня важна остросоциальная начинка. Дело в том, что гомосексуальная эта любовь, как союз сугубо частный, и о ней, может, не было б смысла распространяться в иных условиях, случилась во времена трагические и для Артуша-армянина, и для Заура-азербайджанца, оба они – плоть от плоти некоего в недавнем прошлом русскоязычного суперэтноса бакинец с его устойчивым равнодушием к национальному: их, героев, народы верглись из-за Нагорного Карабаха в жесточайшую бойню, стали на долгие годы и десятилетия заклятыми врагами, эти, у которых своя правда в видении и осмыслении конфликта, до единого изгнали тех, а те, тоже считающие себя правыми, изгнали этих, жестокости тут зеркальны, и в результате кровавого противостояния напрочь закрылись пути-дороги между влюблёнными, их обрекли на нестерпимую разлуку.

Четыре встречи влюблённых организуют сюжет и композицию повествования: две случились в нейтральном Тбилиси, в Грузии, где даже их венчали на совместную жизнь (на страницах второй встречи мелькнула фраза: после Саакашвили, то есть антиутопическое время как бы продолжается), а две – в ставших враждебными им Армении, куда приехал Заур, и в Азербайджане, где оказался Артуш.

Фабульные события вокруг поездок-встреч героев изображены Алекпером достоверно, с конкретными даже именами реальных лиц, документально дотошно, может, излишне подробно, тут и хроника военных действий, мятежи, предательства и обманы, подробности закавказского быта, бесконечные споры-говорильни, увы, бесплодные, множества международных и национальных организаций и комитетов по разрешению этно-территориальных конфликтов. Этот исторический, так сказать, фон, поданный публицистически остро, с журналистским накалом и писательской выдумкой, показывает ужас и безысходность судьбы отдельного человека в ситуации навязанной народам преступной авантюры – частный интимный сюжет обретает символическое звучание, выводит на серьёзные социальные обобщения.

Поездка Заура в Армению стоила ему по возвращении в Азербайджан жестоких допросов с пытками (сам Алекпер, и не один только он, после мирной журналистской поездки в Армению был обвинён во всех смертных грехах, вплоть до предательства интересов своего народа) и, сломленный, выступает с резким антиармянским заявлением по телевидению, наивно полагая, что слушатели уловят по его голосу и мимике, что к этому он принуждён.

Столь же драматичны и картины приезда Артуша в Баку, тоже в составе официальной спортивной делегации – оказываешься во временах мрачного средневековья: жёсткая слежка, каждый шаг таит угрозу.

Роман на изначально отторгаемую тему гомосексуализма, пусть и выступающую в единстве с социополитической проблематикой, да ещё до краёв переполненный оппозиционными мыслями-суждениями, затрагивающими властные структуры, требует не только художнического мужества, но и писательского умения: такое легче начать сочинять, а вот как завершить… - тут надобно чутьё постижения и следования, как говорит теория литературы, правде характеров и обстоятельств.

Сюжетные дороги Артуша и Заура оказались тупиковыми, и автор прибег к финалу, может, в большей степени знаковому, аллегорическому, нежели реалистическому: героям удаётся, избежав слежки, уединиться от соглядатаев в древней Девичьей башне, откуда назад ходу нет, а возвращаться – познать унижения и оскорбления, пройти через новые нестерпимые пытки, причём, вовсе не за то, что они – геи (эта тайна, кажется, так и остаётся не раскрытой окружающими), а потому, что азербайджанец и армянин посмели бросить вызов политике и практике вражды народов-соседей, и тогда – разлука навек. Потому спасением может быть лишь самоубийство – герои выбрасываются с вершины башни.

Включение в действие Девичьей башни, с которой связана легенда о трагической любви, борьбе за свободу личности, усиливает метафорическое звучание повествования: враждой народов-соседей, толкнувшей молодых на гибель, осквернена святая святых – символ гордости и величия.

Вот мысли, с которыми хотелось поделиться по прочтении романа Алекпера.

Чингиз Гусейнов

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Весьма забавный опрос на одном аз.сайте.. :unsure:

Опрос

Что мешает нам быть культурными?

Менталитет

37% (121)

Отсутствие должного внимания властей

19% (61)

Война с Арменией

3% (10)

Мы очень даже культурный народ

9% (28)

У нас никогда не было культуры

32% (105)

Всего голосов 325

Архив голосований

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

«Сум, гайыт!..Сум, гайыт!».

С тех пор это озеро стало называться Джейранбатан (утонувшая Джейран), а место, где проживало племя, – Сумгайыт.

===================

Спасибо,что не упомянут Шаумян и дашнакские отряды :lol:

:lol: :lol: :lol:

а чё упоминать и так понятно, что это были Хаи

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Весьма забавный опрос на одном аз.сайте.. :unsure:

Опрос

Что мешает нам быть культурными?

Менталитет

37% (121)

Отсутствие должного внимания властей

19% (61)

Война с Арменией

3% (10)

Мы очень даже культурный народ

9% (28)

У нас никогда не было культуры

32% (105)

Всего голосов 325

Архив голосований

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Весьма забавный опрос на одном аз.сайте.. :unsure:

Опрос

Что мешает нам быть культурными?

Менталитет

37% (121)

Отсутствие должного внимания властей

19% (61)

Война с Арменией

3% (10)

Мы очень даже культурный народ

9% (28)

У нас никогда не было культуры

32% (105)

Всего голосов 325

Архив голосований

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

народ, а кто такой азер мамедов??, седня на гей.азе читал его статью, очень хочется поискать его в какой нить соц. сети и пообщаться с ним, в общем г...он он!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

народ, а кто такой азер мамедов??, седня на гей.азе читал его статью, очень хочется поискать его в какой нить соц. сети и пообщаться с ним, в общем г...он он!!!!
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

народ, а кто такой азер мамедов??, седня на гей.азе читал его статью, очень хочется поискать его в какой нить соц. сети и пообщаться с ним, в общем г...он он!!!!

Апрель.....

У турков "генетический" мигрень.

Сплюнь на него :fool:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Азербайджанские поговорки: и реакция на них (моя)

Без петуха и утро не настанет. :blink: (это как?)

Благочестие не к бороде пристало, а то и коза бы священником стала :rolleyes: (вотимано!)

В глазах совы ее детеныш красивее павлина. :blink: (интересно, где древние кочевники павлинов видели..... а сов? они, разве, на пастбищах водятся?)

Волк в пастухи не годится. :D (знают ведь, но все равно в пастухи метят, пожрали коренное население, да не успокоятся)

Где барана нет, и коза сойдет за барана. :D

Гора тужилась-тужилась и родила... мышонка. :blink: (не знала, что человечество обязано этой поговоркой древним олбано-кочевникам)

Если правда похожа на ложь — лучше не говори. :crying: (забыли... ох, забыли они слова мудрых... своих собственных, медлу прочим...... говорят и говорят, говорят и говорят ....)

Жениться — не воды напиться. :unsure: русские обокрали древних олбано-кочевником, а они до сих пор и не в курсах :cry:

И тысяча теток родной матери не заменит :crying: опять обокрали ..... вопрос: кто-кого?

Каковы предки, таковы и потомки. :D Совершенно справедливо! Это мы имеем честь наблюдать уже 10 веков..... ничо не изменилось...

Какой палец не руби, все равно больно.

Какой палец ни поранишь — боль одинакова.

Какой бы палец ни отрезал, боль одинакова. Три совершенно разные и одинаково мудрые поговорки ... главное какое разнообразие! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать :rolleyes: что за жлобство? или им кажется, что сократив количество услышанного, поговорка автоматически становится коюнлиной? :lol:

Лучше стоя погибнуть, чем жить на коленях. :hm: Спартак тоже был азербайджанцем ... ? .... :hm:

Не видя бревна в своем заду, видит волос в чужом глазу. Сублимация, однако :hm:

Не подыхай, ослик: придет весна, вырастет трава. :blink: ..... без комментариев .... :lol:

Не стыдно не знать, стыдно не учится. хорошо бы вытатуировать это на лбу у азерской интеллигенции ... чтобы и другие видели и они сами, кажедое утро в зеркале.

Ни рыба, ни мясо. .. Вопрос кто уто у кого спер, так и остается открытым ....

Все обкрадивают наитолерантнейших ... :crying:

Обжегшись молоком, дует на простоквашу. .... без комментариев :rolleyes:

Отстанет овца от отары — волку достанется. ВОТТТТТ! .... все в отару :up:

Половник дорог к обеду. :wacko: глобализация однако... помницца в классике речь шла о ложке .... обкрадывают ... оххх, обкрадывают ..... :cry:

Протягивай ноги по длине одеяла. .... карауллллл, милицьяяя! обокрали азеров еще на одну полговорку... на этот раз Ганс Христиан Андерсен.... хотя .. хотя ... хотя может он великий азербайджанец, которого хаи не успели присвоить? :hm:

Рука моет руку, две руки — лицо. ... без комментариев.... опять из обокраденного :crying:

С любимым каждый куст — дом. ... ну вы меня поняли :D

Шей шубу летом, точи серп зимой. :D .... откуда у овцеводов серп, я даже не смею спрашивать, но русских однозначно надо призвать к ответу, за злостный плагиат! :hammer:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 393 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    391 гость
    Krasar melkum Rubik mshput Firefly Ara55 varvarikus luc Elchin_
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...