Перейти к публикации

Арцах - обо всем


UrArtur

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club

При нем был беспредел - это факт. Бы тоталитарный режим иначе говоря. Почему не мстят - глупейший вопрос в никуда и если честно не ожидал от такого умного юзера как ты Тико. Похищяли, насиловали, убивали, гнали, давили, отнимали имущество...все это было и не скроешь.

Почему глупейший? :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1,2k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Почему глупейший? :unsure:

Изменено пользователем Sergey Garayan (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Iзвини, но сам вдумайся...Спашиваешь меня почему не отомстили Бабаяну за унижения и горе причиненные семьям. Что мне ответить от имени этих семей? А сейчас почему не мстят нынешним кровопийцам? Да его шавки которые лично беспредельничали и то не отомщены...Ну живы и ходят себе тут хоть и получили свое, но...

Я просто спросил твое мнение. Как-то трудно себе представить армянина, тем более только что прошедшего через войну, который не отомстил бы за безнаказанное изнасилование дочери или сестры, убийство сына, брата, отца... Не то, чтобы я их осуждаю (судить может только тот, кто был в такой ситуации и повел себя по-мужски) - просто пытаюсь понять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я просто спросил твое мнение. Как-то трудно себе представить армянина, тем более только что прошедшего через войну, который не отомстил бы за безнаказанное изнасилование дочери или сестры, убийство сына, брата, отца... Не то, чтобы я их осуждаю (судить может только тот, кто был в такой ситуации и повел себя по-мужски) - просто пытаюсь понять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А почему эти семьи до сих пор не отомстили ему?

Тот кто тогда мстил ему не взирая ни на что, были убиты (в том числе и один из моих родственников)... Нынешние власти по сравнению с Бабаяном просто ангелы. То что творил режим ижо даже не тоталитаризм, это была просто тирания. И при всем при этом после того как он вышел из тюрьмы, ему дали возможность встать на ноги, обзавестись неплохим бизнесом в Ереване, но ему этого оказалось мало, и он продолжил кидать людей (что и стало причиной его отъезда из Армении).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Тот кто тогда мстил ему не взирая ни на что, были убиты (в том числе и один из моих родственников)... Нынешние власти по сравнению с Бабаяном просто ангелы. То что творил режим ижо даже не тоталитаризм, это была просто тирания.

Родственник пытался убить Бабаяна или убил кого-то из его окружения? Странно, что это не было массовым явлением, что родственники и друзья жертв не объединились. Странно, что не мстят сейчас, когда у него нет власти. Сергей пишет о всеобщем страхе. Я привык думать, что на войне люди черствеют и ожесточаются, но чтобы они утрачивали мужество... :unsure:

Тем более не понимаю, о каком чувстве справедливости говорит Нельс. Отжать бизнес, обложить данью - такую бандитскую "справедливость" я еще могу понять. Но убийства, изнасилования... :huh:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Родственник пытался убить Бабаяна или убил кого-то из его окружения? Странно, что это не было массовым явлением, что родственники и друзья жертв не объединились. Странно, что не мстят сейчас, когда у него нет власти. Сергей пишет о всеобщем страхе. Я привык думать, что на войне люди черствеют и ожесточаются, но чтобы они утрачивали мужество... :unsure:

Тем более не понимаю, о каком чувстве справедливости говорит Нельс. Отжать бизнес, обложить данью - такую бандитскую "справедливость" я еще могу понять. Но убийства, изнасилования... :huh:

Нет, родственник (активный участник арцахского движения) мягко говоря дал в морду бабаяну, за то что тот унижал прилюдно людей, беспределил, а через несколько дней его убили... Тико, какой смысл мстить сейчас? Да и каким образом можно было мстить в то время, когда люди боялись даже просто вслух критиковать бабаяна?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Помоему вот этот человек гораздо достойней, и не сипортили его ни время ни власть...

"В основе успеха арцахского движения лежала готовность умереть" - Аркадий КАРАПЕТЯН

arcah2.jpg

Общественным и политическим деятелям, живущим публичной жизнью необходимы фокус общего внимания и трибуна. Однако, помимо процессов, протекающих на поверхности, существуют глубинные пласты и энергии, где возникает не всегда заметный, но мощный импульс, который порождает волну кардинальных перемен. На этом уровне действуют личности, как правило, другого склада. Аркадий Карапетян, один из организаторов подпольного этапа арцахского движения, затем первый Командующий Армии Обороны Арцаха, принадлежит к личностям, которые никогда не стремились попасть в объектив, подняться на пьедестал. Но именно такие люди поднимают волну, меняющую ход истории. Ту самую волну, которую затем пытаются оседлать публичные политики. Такие как Аркадий Карапетян незаметно не только для внешнего, но даже для Армянского мира предпринимали первые и самые важные усилия, закончившиеся правом на жизнь и свободу для Арцаха, возрождением армянской государственности и славы армянского оружия. Действовать на глубине, чувствовать дыхание армянской земли можно, если ты находишься в согласии с собой и вышними силами. Это дает внутреннее спокойствие и уверенность, без которых глубина несет с собой множество опасностей и угроз. Чтобы удержать Ашхар, недостаточно опираться на армянскую землю, быть ее частью. Человек должен иметь духовную силу, чтобы поднять голову и взглянуть вверх, в направлении вечной, вышней Армении.

Согласие Аркадия Карапетяна на разговор – это редкий шанс. Его готовность поделиться своими мыслями о недавнем прошлом и настоящем Арцаха преследует только одну цель – помочь новому поколению в решении задач уже XXI века.

Аркадий КарапетянПодполье

Каждый человек, народ имеют свою историю, миссию и судьбу. В армянине сидит чуть ли не на генном уровне неискоренимое чувство справедливости, которое не дает ему грешить и при этом быть счастливым. Очень многие армяне были бы рады жить одновременно грешной и душевно комфортной жизнью, но вот это чувство им не дает. Своего рода армянский парадокс. Они вполне осознанно грешат, чтобы жить легче и лучше. А хорошо не становится. Чувство справедливости, данное им Господом, не дает жить «нормально». Существуют опросы о том, как люди ощущают себя, оценивают свою жизнь, и неспроста армянский народ занимает в этом списке одно из последних мест. Мы чувствуем себя одними из самых несчастных людей на земле, хотя по объективному уровню жизни и благосостоянию находимся в середине списка. Всему виной это чувство справедливости.

Оно порой толкает нас на безрассудства и сумасбродство в хорошем смысле слова. Это ясно видно по всему советскому периоду арцахской истории, когда мы каждое десятилетие поднимали наш вопрос. Каждое поколение реагировало по-своему, в каждом были разные люди и разная степень участия. Сильное впечатление произвели на нас события 1960-х годов. Когда армянский народ смог отметить 50-летие Мец Егерна, о котором прежде при советской власти запрещалось говорить, ветер перемен вызвал очередной всплеск надежд, вылившийся в сбор подписей под обращением к Москве с просьбой присоединить Арцах к Армении.

Мы понимали несправедливость жизни. Некоторые из нас просто чувствовали это и болели душой, другие были готовы подпольно работать. Подпольная деятельность в Арцахе была всегда – в каждом поколении отдельные люди собирались и обсуждали арцахскую и армянскую проблемы. В результате проводился сбор подписей, слались обращения в Москву, оттуда в ответ проводили репрессии, которые ясно давали понять арцахскому армянству, что изменений не будет.

Но когда в жизнь вступило мое поколение – примерно в середине 1970-х (в 1975 году мне было 17 лет), – борьба поднялась на другой уровень. Опыт предыдущих поколений со всей очевидностью показывал: надо действовать. Только слова и только обращения в Москву недостаточны, нужны действия. Мы все были очень молоды, и наши представления о борьбе, методах борьбы сегодня назвали бы экстремистскими. Позже радикализм естественным образом ушел. Менялась атмосфера в ССР , в арцахском обществе, мы взрослели, набирались опыта и знаний, уходили одни, и на смену им приходили другие, и некоторые уже не понимали до конца, за чем все это нужно.

Ясное осознание того, что надо действовать, пришло где-то к концу 1970-х, когда мы уже сформировали свое подполье. Но все-таки мы были молоды, не хватало опыта и знаний. Главная особенность нашего поколения и его отличие от предыдущих заключались в том, что мы были готовы умереть. Не будем недооценивать перемены в ССР к 1988 году, но все же в основе успеха арцахского движения лежала вот эта готовность умереть. Причем не пойти на казнь, нет. Мы были готовы к войне и вооруженной борьбе, были готовы драться и умереть в борьбе, в бою. Никто не представлял, что это будут за бои и как они будут происходить, но готовность была. Ярким примером моего поколения и нашего подполья может служить Ашот Бекор, с которым мы были близки, как братья. Можно вспомнить также Артура Мкртчяна, Володю Арушаняна, Самвела Агаяна, Юрия Григоряна, Вигена Шириняна.

Когда пришло время для рывка, по воле Господа и вышних сил появилось соответствующее поколение, готовое пойти по пути самопожертвования и борьбы. Случайностей не бывает. Я не хочу принизить роль наших отцов, предыдущих поколений, которые боролись, где были репрессированные. Не будь их борьбы и сопротивления, не было бы и нас. Даже в нашем поколении руководители нашего этапа борьбы не до конца представляли границы дозволенного. Инерция и давление предыдущих лет, память о возможностях советского карательного аппарата играли свою роль. Многие не хотели верить, что можно вот так работать, боялись говорить. Затем постепенно становилось ясно, что можно говорить и не получать в ответ репрессии, что за слова не посадят и не убьют. Арцахское общество начало просыпаться, раскрываться, дойдя на этом пути до вооруженной борьбы. Такова природа человека и человеческого общества, и армянское в этом смысле ничем не лучше и не хуже. Осуждать или порицать того или иного «деятеля движения», выступающего сегодня с экрана, за нерешительность и трусость тех лет лишено смысла, тем более что отношения к подполью они не имеют.

Многие сегодня готовы представить народ недееспособным и даже облить его грязью, готовы воровать чужую доблесть, лишь бы войти в историю и утешить свое самолюбие с высоты мундиров и должностей. И больше всего стараются те, кто не воевал, не видел врага в бою. Наверное, это комплекс неполноценности, просто трусость, когда они заливают всех грязью, говорят, что «все одинаковы и все вели себя так», стараясь оправдаться в глазах народа. Порой входят в такой раж, что забывают о том, что еще живо поколение, которое помнит, как вели себя те или иные. И хотя их никто не обвиняет, они все оправдываются и подставляют грудь для очередной награды, которая должна подтвердить, оправдать, показать. Господь с ней, с историей, но такое поведение и награды, оказывается, призваны обосновать их право не только на славу армянского народа, но и на национальное богатство, что уже просто недопустимо и нетерпимо.

Наше подполье, и это очень важно, считало, что мы должны делать свое дело и не ввязываться в мелочные дискуссии – кто прав или не прав. Надо не кому-то что-то доказывать, а работать, и все увидят нашу правоту. Мы действовали, и действие повело народ, в том числе возражающих, за нами. Если бы мы влезли в дрязги и дискуссии, они поглотили бы всю нашу энергию. Это трясина, из которой мы никогда бы не выбрались, она бы всех нас затянула. Многие сегодня пишут статьи и даже книги, что-то там доказывают, возвеличивают себя. Я сторонюсь этого, так как очень легко потеряться в такой бурной и никчемной деятельности. Просто справедливости ради надо сказать, что ни один из нынешних власть предержащих или бывших директоров, областных партийных и государственных деятелей высокого ранга того времени не имеет отношения к подполью.

Если веришь в Господа и свой путь, ты идешь по кратчайшей дороге, но пытаться другим объяснить истинность и правильность твоего пути, объяснить, что они идут по длинному пути – это сложно и не всегда оправданно. У каждого свой путь. Если ввязываться в такие дискуссии, то ничего не успеешь сделать для своей Родины и растратишь энергию на мелкие склоки и амбиции мелких людей. И такое понимание ситуации было уже в самом начале нынешнего этапа арцахской национально-освободительной борьбы.

Как строилась подпольная сеть

К началу митингового этапа в 1988 году в Арцахе работали в подполье около 150 человек. Они готовились к будущим митингам, организовывали сбор подписей под воззваниями и обращениями в партийные органы и органы государственной власти. Занимались распространением листовок, работой с людьми, выявляли факты дискриминации и выступали в защиту национального достоинства. Как ни странно прозвучит это сегодня, но хотя люди и подписывались под обращениями, особой веры в успех, возможность воссоединения с Арменией не было. Внутри сидел большой страх, особенно у старшего поколения, но люди подписывались, в том числе из того чувства справедливости, о котором мы говорили. Люди верили в справедливость, хотя родились и выросли в СССР .

Мы все были связаны с подпольщиками в Армении, например, Игорем Мурадяном, Суреном Айвазяном. Движение в Армении состояло в большинстве своем из представителей академических кругов, людей культуры, интеллигенции, студенчества. Практически не было людей «со связями» или тех, кто «делал деньги», – происходящее их, по большому счету, не волновало.

Не понимая ситуации в Арцахе, которая к тому же быстро менялась, подполье в Армении зачастую давало оторванные от реальности рекомендации. Связи нет, пока съездишь и вернешься, многое изменялось – порой до неузнаваемости. Судьба Арцаха решалась здесь, на месте, а не в Ереване. И я предложил: чтобы справиться с такой неопределенностью, надо создать в Арцахе единую организацию. Только в этом случае у нас есть шанс овладеть ситуацией – не плестись за событиями, а вести и направлять их. Со мной согласились. Подпольные ячейки были во всех районах. В Гадруте была четверка – Манвел Саркисян, Эмиль Абрамян, Артур Мкртчян и Гагик Аванесян. В Мартуни – Володя Хачатрян, Камо Сафарян из Чартара, Григор Улубабян. В Аскеране – Славик Арушанян, в Мардакерте – Виген Ширинян. В Степанакерте существовало несколько групп, но они слушали нас и координировали свои действия. Руководителем одной из таких групп был Агаян Самвел – влиятельная и харизматичная личность, хоть и принадлежал, по сути, к криминальным авторитетам. Работали через непрямые контакты – курьеров, которые знали не более одного человека.

В итоге к концу 1987 года в Арцахе появилась единая организация. Причем ячейки и группировки отличались друг от друга, так же как отличаются друг от друга регионы Арцаха. Гадрутцы были более образованны, интеллектуальны, но у них были слабы связи с народом. В Мартуни – обратная картина. Мартунинцы политикой не интересовались и не разбирались в ней, но отличались крепкими семейными и тайфовыми узами. И тот первый митинг в Гадруте 12 февраля 1988 года, с которого начался общенародный митинговый этап движения, состоялся только благодаря подоспевшей помощи из Мартуни. Один только Гадрут смог бы вывести на улицы несколько десятков людей, но этого было недостаточно. Нужна была массовость, которая стала возможна благодаря появлению мартунинцев – они помогли собрать критическую массу. У аскеранцев тогда была еще сильна вера в компартию, они были людьми государственными. Мардакертцы больше походили на гадрутцев – такие же интеллектуальные, но авторитарные, склонные к борьбе за власть. В отличие от Гадрута, где решения принимались через консенсус, в Мардакерте стоял вопрос, кто будет первым среди равных. Выделялся Виген Ширинян, который умел говорить с народом. А Степанакерт был плавильным котлом, и здесь было все: интеллект, страх, безразличие, приверженность уходящему СССР и готовность действовать решительно.

Решение о том, что надо начинать митинги именно в Гадруте, приняли руководители подполья города и районов. Так было запланировано. Однако где-то 11 февраля в Степанакерт приезжает второй секретарь ЦК компартии Азербайджана Василий Коновалов, который требует срочно созвать партийно-хозяйственный актив города. Мы быстро сорганизовались и подготовились к мероприятию, чтобы не нарушать наши планы. На собрании нескольких активистов обвинили в «сепаратизме» и они, защищаясь, выступили с «пламенными речами», что позволяет им сегодня писать статьи и даже книги, в которых начало арцахского движения отсчитывается с этого самого собрания.

Митинги

Аркадий КарапетянПосле гадрутского толчка, когда 12 февраля состоялся первый митинг, движение покатилось, как лавина по Арцаху. Это было похоже на сказку – для всех, в том числе и для нас. Мы все же были советскими людьми и не ожидали, что события сразу наберут такой оборот, ситуация так резко изменится. Большинство из нас готовились к репрессиям, высылкам из Арцаха, даже расстрелам. «Нужно время, чтобы движение за Арцах приобрело зримые черты. Должны быть жертвы, мученики и герои, чтобы народ встал на ноги, взялся за оружие и начал оказывать сопротивление, бороться за свое будущее». Так думали мы и оказались не совсем готовы к тому, что весь народ сразу встанет на ноги. Проводя предварительную работу по организации митинга уже в Степанакерте, мы спрашивали активистов на местах, сколько народу они смогут вывести. Причем жестко требовали реальных цифр, и по нашим прикидкам получалось где-то 3-4 тысячи человек. А собралось 8-9 тысяч. Такое развитие событий стало неожиданностью, хотя мы к этому стремились и работали на это. И первый митинг стал поворотным днем, после которого все пошло легко и быстро. На наших глазах рождалась сказка, наша мечта воплощалась в жизнь, в нее вдруг поверил весь армянский народ.

Да, это выглядело как сказка, но такие сказки требуют подготовки. Чтобы поднять и выплеснуть на улицы деревень и городов 80 тысяч арцахцев и миллионы армян по всему миру, нужны большая организационная и техническая работа, серьезные усилия. Как я уже сказал, работа в Арцахе велась несколькими группами, которые появились независимо друг от друга и работали самостоятельно. К 1987 году мы смогли их объединить в единую сеть, главным координатором которой стал я. Идея была простой и вроде бы очевидной – нужно объединяться, чтобы суметь выдержать неизбежные ответные действия азербайджанских и союзных властей.

Без объединения, без создания единого фронта мы не сможем победить. Идея была проста в формулировке, но, как всегда и везде в мире в подобных случаях, сложность заключалась не в том, что делать, а каким образом. Каким образом объединить столь разные группы в одну сеть? Уже по прошествии стольких лет можно спокойно говорить, что на пути такого объединения было множество препятствий и мин.

Где-то за четыре месяца до декабря 1987 года для нас, реально организующих движение, большой проблемой стал рост количества «засланных». А ведь движение тогда еще не переросло во всенародное. В один из моментов «засланные» составляли чуть ли не большинство. Не надо забывать, что мы были молоды, неопытны и не до конца понимали, что происходит. Мы просто верили. Ведь «они» тоже были армянами и тоже говорили правильные слова, у них тоже горели глаза. Мы работали в тот период сердцем, а не холодной головой. И по-другому было просто нельзя. Работая головой, очень сложно, если вообще возможно, поднять общенародное движение. А когда работаешь сердцем, многого не видишь. Если он тоже армянин, если говорит такие правильные и горячие слова – как может он работать не на армянский народ?

До тех пор пока мы работали с народом, поднимали его и события не выплескивались на улицу, власть нас не очень дергала. Она никогда не теряла контроль и через «засланных» держала руку на пульсе. Был период, когда и меня обвиняли, говоря, что я тоже «засланный казачок», внедренный для того, чтобы разрушить движение. И обвиняли меня, как это часто бывает, люди, которые сами были «снаряжены» и засланы в движение. Вот так интересно получается, и слава Богу, что у нас сегодня есть победа и можно спокойно размышлять обо всем этом, наблюдая за карьерным и политическим ростом некоторых деятелей тех лет.

«Засланные»

Тема «засланных» для меня не теоретическая, она прошлась по мне в буквальном смысле слова. Дважды, благодаря доносам таких вот «засланных», я оказывался на волоске от гибели, и только чудо помогло выжить. Только присутствие духа под дулами автоматов и судьба помогали развернуть машину и уходить под огнем. Водитель и я выжили, сидевший сзади парень погиб. Тема лиц, которые работали во время движения со спецслужбами ССР , сложна и противоречива. Порой в армянском обществе даже поднимается вопрос о необходимости люстрации, которая запретила бы таким лицам принимать участие в общественно-политической и государственной жизни. Армения долго находилась в составе СССР, где карательная система была выстроена на спецотделах, доносительстве. Если ты хотел сделать карьеру и тем более карьеру управленца, то с некоторого уровня твой рост был невозможен без санкции КГБ, без взаимодействия с этой службой. Так был устроен Советский Союз, и в такой среде начинался наш этап арцахской борьбы. Советское армянское общество было пропитано связями с «конторой», мы понимали, что такова реальность, что среди нас обязательно будут «засланные». И продолжали работать. Среди людей от «конторы» и тех, кто сотрудничал с азербайджанскими властями, были разные личности с разной мотивировкой. Были «карьеристы», о которых я говорил чуть выше, были «шестерки», которые просто зарабатывали доносительством, были те, кто сломался, кого удалось запугать. Мы еще помним, что такое карательная система СССР , и те, кто гарантирует, что они ни за что бы не сломались, либо лукавят, либо просто не понимают, о чем говорят. Я не уверен на все сто, что не сломался бы, попав под пресс опытных мастеров «конторы», не выдал бы товарищей. Не знаю, насколько бы меня хватило. Бог миловал, помог избежать этой участи и этого выбора.

Были среди «засланных» и «политически грамотные». Последние, видя мощь СССР, который всем казался вечным, считали, что надо идти на сотрудничество с системой, стремиться во власть или хотя бы прилепиться к силе, чтобы затем получить возможность сделать что-то полезное и для своего народа. Время показало, что такой подход в большинстве случаев оказывался проигрышным и обреченным. Все начинается с принципа «цель оправдывает средства», а потом человек сам не замечает, как вхождение в систему, постоянные компромиссы, вкус власти, пусть даже маленькой, незаметно меняют, перерождают его. И те цели, которыми он оправдывал «средства», отходят на второй, потом на третий план. Только единицам дано годами и десятилетиями быть человеком с двойным дном и приносить в этом качестве пользу.

Здесь я не говорю о тех, кто был по разным обстоятельствам далек от нашей армянской реальности, вообще не придавал большого значения «национальному вопросу» и достиг больших высот в рамках тех или иных «центров силы», в том числе и в неармянских спецслужбах, дипломатии, военных ведомствах. Когда «в Карабахе и вокруг него» начала обостряться ситуация, кто-то из них осознал свою армянскую природу, кто-то, даже не будучи армянином, отчетливо ощутил, на чьей стороне справедливость, и захотел помочь советом правому делу, подсказать, поддержать. Я лично знал таких людей… Но ты должен быть готов получать от них помощь. Ведя борьбу, надо быть готовым работать с такими людьми, оценивать их по достоинству. Каким образом, через какие передаточные механизмы такая помощь может быть доведена до армянского народа – отдельная и большая тема. Она не имеет прямого отношения к нашему разговору – она касается состоявшихся личностей, которые стараются помочь со стороны, не делая тайны из того, кто они на самом деле. Их не назовешь «засланными». Что касается этих последних – в большинстве случаев людям можно оставить шанс на покаяние и возрождение. При этом и тогда, и сейчас важно обозначить четкие пределы, за которыми прощения нет и быть не может. К сожалению, сегодня дело порой доходит до абсурда, когда личности, которые в те годы вели себя, мягко говоря, неправильно и недостойно, с высоких трибун и экранов телевизора учат народ жизни, позволяют себе кого-то порицать, указывать пальцем, «делиться опытом». Общество не может себе позволить иметь такую короткую память.

От атмосферы в обществе, в народе многое зависит. Когда народ находится на подъеме и ярко сияет, как это было в начале движения и во время арцахской войны, такие личности с темной душой предпочитают не высовываться. Когда народ и общество гаснут, когда настоящие ценности выветриваются из жизни, эти люди вылезают на поверхность и поднимаются верх, делая темноту вокруг еще непроглядней. В такие годы природа «засланных» дает им безусловное преимущество. Это их времена, их бал.

Сегодня можно говорить об этом спокойно, но весной 1991 года, когда был поставлен вопрос на голосование – оставаться в составе Азербайджана или выходить, 18 человек высказались за то, чтобы оставаться, и только четверо проголосовали против. Сегодня те, кто голосовал в пользу Азербайджана, «уважаемые люди», при больших должностях, и даже герои. Не надо укорять их и тем более бить по голове, напоминать каждый день о прошлых грехах, однако славить таких личностей, давать им полномочия тоже нельзя.

Каким образом можно избавиться от «засланных» как явления, избавиться от такого наследия? Вирусы и болезни цепляются к ослабленным обществам, организмам. Общество и народ должны быть здоровыми, и тогда паразиты сами отпадут. Да, можно помыться и выбрать «вшей» – таковы функции спецслужб страны, – но если ты остаешься слабым и нездоровым, рано или поздно паразиты вновь вернутся. Надо помочь народу расправить крылья. Это просто сказать, но очень и очень сложно осуществить.

Политика Центра

Отрезвление и понимание происходящего, понимание того, что не все так просто, пришло в январе 1988 года, когда мы в составе делегации из 13 человек поехали в Москву. Причем я был уверен, что в Москве мы получим как минимум несколько лет срока. Была статья в УК – «разжигание межнациональной розни», по которой можно было получить не менее четырех лет. Однако нас не посадили. Более того, сам Демичев при нас позвонил в Степанакерт Кеворкову, первому секретарю обкома партии, и распорядился нас не трогать. «Вас не будут трогать», – сказал он нам, положив трубку. Мы были, мягко говоря, очень удивлены. Еще больше удивились, когда по возвращении нас в самом деле не стали трогать.

Похороны Ашота Гуляна (Бекора) в августе 1992 г. С речью выступает Жанна Галстян. Второй слева — Аркадий КарапетянПочему люди не разбираются в политике? Потому что они большей частью адекватны, как подопытная лягушка. Если лягушку уколоть в лапку, она ее отдернет. Однако в жизни, и тем более в политике, «лапку» порой убирать нельзя, если хочешь выжить. В политике, а тем более во время кризиса, часто надо уметь идти против рефлексов и тенденций, в которые тебя пытаются встроить. Сегодня уже очевидно и ясно, что в Центре, во власти действовали две серьезные силы. Первая готовила крах советской системы, вторая – переход к прежнему ее варианту, жесткому и репрессивному. И той и другой силе нужно было дестабилизировать обстановку. С одной стороны, дать возможность открытого выступления с требованиями, с другой – не оставить ни малейшей возможности добиться своего мирным путем, в рамках действующего законодательства.

СССР в горбачевском варианте должен был рухнуть, и одним из главных детонаторов развала был «назначен» Арцах. Организаторы развала в Кремле хотели создать впечатление и мнение (и это им во многом удалось), что именно Арцах и армянский народ инициируют такой развал. Гнев миллионов людей должен был быть направлен против Арцаха, оставив нас под обломками. Такова была задумка, и соответствующие структуры, в первую очередь КГБ, обязанные отслеживать и контролировать такие движения и предпринимать меры, не репрессировали, а первое время где-то даже «помогали». Мы по молодости не понимали всего этого. Но империи и структуры предполагают, а Господь располагает. Арцах и весь армянский народ переросли определенную им функцию детонатора, смогли выйти из роли «пешки» в «большой игре», выйти из самой игры и одержать победу.

Посещение Демичева стало поворотным пунктом, когда мы начали понимать: происходит что-то не то. По идее и логике нас должны были репрессировать, а нас поддерживают. И тогда мы начали формировать ответ на эти сигналы и «несоответствия». Ведь «Ленин, Партия, Горбачев» и другие лозунги родились не просто так. Это была попытка отвести от нас энергию зла. Ты начинаешь прикрываться лозунгами, как щитом, посылая сигнал – я такой же, как вы, я советский человек и хочу того же, что провозглашается из Кремля, полностью поддерживаю все начинания «партии и правительства». И Кремль не может в открытую сказать, что ждет от нас совершенно другого поведения и другой реакции. Он планирует сделать из тебя козла отпущения, повесить на тебя развал страны, а ты говоришь: никакого развала, мы за СССР . Принимая эти решения, мы работали уже не интуицией и сердцем, но мозгами, которые начали включаться.

Пришло понимание, что надо умно и спокойно работать со всеми, кто так или иначе втянут в движение, может быть полезен, независимо от ярлыков и обвинений. Наверное, те, кто пытался «курировать» движение извне, не могли предполагать, что здесь в Арцахе возможны такое мышление и такое поведение. Это уже потом, по прошествии лет, после наших побед, не скажу враги, но те, кто не ведает, что творит, стали говорить, что мы не самостоятельно пришли к таким заключениям и выводам.

Во-первых, мы все делали сами. Во-вторых, мне безразлично, кому будут приписывать выверенные шаги, стратегию и тактику того критически важного периода.

Поднявшие волну и оседлавшие волну

КарапетянМы не снимались на камеру, не фотографировались, как делали позже многие – те, кто понимал, что «реклама – двигатель торговли», и сознательно использовал этот момент.

Некоторые доходили до абсурда, организуя съемки своего участия в активных боевых действиях. Даже профессиональные военные журналисты и операторы, ведущие военную хронику, не могли снимать и передавать военную реальность, реальность боя такой, какая она есть на самом деле. Передать атмосферу и напряжение удавалось только большим художникам, которых можно пересчитать по пальцам. Но некоторые понимали, что будет день завтрашний, и готовились к нему.

Помню в 1991 году отряд Захара из Аревашата (Доланлара) Гадрутского района, который и сейчас, кстати, живет там. И вдруг новое, незнакомое лицо – человек моет посуду.

– Кто такой?

– На вертолете привезли из Армении.

Выясняется, что это проворовавшийся заведующий складом, которому сказали: отправляйся в Карабах на несколько месяцев, привези справку об участии в боях, и мы спишем недостачу. Я ему сказал, что он может хоть сейчас возвращаться, так как справки я не дам. Можно сказать и многие говорят, что я жесток, хотя выгляжу мягким. Это не жестокость, а принципиальность. Есть люди, для которых принципом стали власть или деньги, преследование людей из чувства мести и пр. Я живу по своим принципам и не мог позволить себе выдавать подобные справки.

Человек – существо коммуникативное, он хочет видеть и слышать. Сегодня, когда все снимается на телефон и мгновенно передается по всему миру, это уже очевидно для всех. Но мы в начале движения не задумывались о том, чтобы иметь на будущее фотографии и прочие свидетельства своего участия. Поэтому сегодня новое поколение смотрит телевизор и спрашивает: а где вы были, где воевали? Вас нет в кадре, на фотоснимках.

Когда движение только поднималось, лидеры, чьи имена сегодня на слуху, были в стороне. Как только оно стало разворачиваться и становиться общенародным, они появились и начали действовать. Скажем, через несколько дней после начала общеарцахской забастовки мы решили, что надо ее прекращать. Однако новоиспеченные «активисты» и «засланные» стали убеждать народ в необходимости бессрочной забастовки. Мы безрезультатно пытались объяснять, что это лишено смысла. Советской экономике безразлично – работаешь ли ты здесь или нет. Но сам ты очень быстро выдохнешься, так как не получаешь зарплаты, прекращается снабжение области. Тебе надо работать, чтобы получать ресурсы из Центра, которые позволят тебе сделать больше. А ты даже не выгружаешь вагоны с мукой. Как ты собираешься жить? В конце концов, надо кормить семьи.

Такое понимание и такая реакция возможны, если ты живешь в согласии с вышними силами. Когда в тебе нет ненависти и гнева. Когда человек гневается и ненавидит, его можно направить куда хочешь, в том числе и в пропасть. И он до последнего мгновенья так и не поймет, куда его ведут. Когда ты спокоен, у тебя есть шанс избежать таких сценариев. Народ впал в гнев, и четыре месяца его вели к пропасти. Порой человеку, народу невозможно объяснить, что он идет не по тому пути. И надо просто ждать, пока он получит то, что должен получить, и потом попытается выйти из ситуации, уже протрезвевшим.

На популистских лозунгах и крике новые «лидеры» четыре месяца продолжали забастовку. Потом народ стал приходить в себя, так как экономическая ситуация была очень тяжелой. Запасы закончились, Арцах оказался на грани голода, и смысл происходящего становился для народа совсем уж непонятным. А смысл был простым и к национальным интересам он отношения не имел. Это была борьба за власть и влияние, и дело было сделано – ребята, оседлавшие волну, прочно заняли место на трибуне, их уже было не стащить оттуда, не выковырять. Через таких людей и такие акции Москва контролировала наше движение. Не было периода, когда оттуда не держали бы руку на пульсе. Они не контролировали конкретно нас, но понимали, что мы пока ведем процессы в нужном для Центра направлении. Но на самом деле им только казалось, что все под контролем, так как единственный «контролер» – вышние силы. Трудно по-другому объяснить, как мы выжили и победили, когда Центр пришел к выводу, что движение выполнило свою задачу и должно быть свернуто. По сценарию Москвы мы должны были проиграть, но мы выиграли вопреки всем расчетам, так как Господь дал нам возможность выстоять и победить, потому что мы, как народ, в этой войне и движении были едины.

Вера

Господь дал каждому из народов язык и Родину, а армянам – Армянское Нагорье. Это был Его завет и Его дар, который мы должны были беречь, но не сберегли и почти полностью потеряли. Армянский народ избран – избран для Армянского Нагорья, хочет или не хочет этого признавать мир, хотим и признаем ли это мы, армяне уже XXI века, или нет.

В начале арцахской войны я видел своими глазами, насколько силен Азербайджан и как слабы мы. У нас практически не было вариантов выстоять и победить. Азербайджанцы сегодня сочиняют, что у нас была поддержка России. Какая поддержка? На нашей стороне солдат российской армии не воевал, чего не скажешь об азербайджанской стороне. Боеприпасы поступали по капле, мы все время находились на голодном пайке. В начале движения их не было вообще, приходилось покупать на «черных рынках». Но армянин победил, несмотря ни на что, так как оказался достойным победы перед лицом Господа.

Я отдаю себе отчет, что многие люди будут смеяться над моими словами. «Он стал верующим», – скажут они. Причем в последние годы слово «верующий» приобрело в армянском обществе негативный оттенок, связывается со свидетелями Иеговы, прочими сектантами, что само по себе показатель нашего падения.

Надо жить в соответствии со словом Божьим, как жили наши предки. Всегда и везде, когда мы отходили от Его слова, мы проигрывали. Вера наделяет нас крепостью духа и достоинством, убежденностью в конечной победе правого дела. В армянской истории политические расчеты и интриги, попытки идти по пути наименьшего сопротивления всегда заканчивались поражением. Самые тяжелые человеческие потери мы несли тогда, когда стремились избежать риска, избежать потерь. Главное – осознавать и понимать, что ты стоишь на родной земле и живешь по своим законам, по которым жили твои предки и которые богоугодны. Все... Надо стоять на этих позициях и говорить с этих позиций со всеми. И никто не сможет подойти к тебе. А ты вместо этого играешь в какие-то игры, поверив почему-то, что в состоянии тягаться с мастерами дипломатических комбинаций. Кто ты такой, армянин XXI века, государственность которого была восстановлена пару десятилетий назад, чтобы пытаться на этом поле сыграть с теми, у кого за спиной вековой опыт?

Это касается и идеи двух армянских государств. Реальность, которая разделена внутри себя, уже проиграла. Да, реализуется и разворачивается только то, что уже присутствует в народе, и разделение на два государства – наша реальность. Но с этой проблемой можно легко справиться. Все, что нужно сделать – обратиться лицом к Господу и идти по праведному пути, по узкой горной тропе, которая поведет тебя к единству, новым победам. Нельзя разделять армянскую землю в угоду конъюнктурным соображениям.

Главный враг Армянства – мы сами, наше неверие в Бога и свои силы. Когда-нибудь армянский народ это поймет и, изменившись, получит надежду вернуть Армянское Нагорье, если только на самом деле мы захотим измениться, исправиться. Это не оптимизм и тем более не романтизм…

Строительство армии

Понимание того, что нужно строить армию, пришло в 1988 году. Точнее необходимость армии осознавалась и раньше, но именно в 1988 году пришло понимание, что уже можно начать строить. Армия Обороны начиналась с отдельных отрядов. Часть из них создавалась через ополчение, когда односельчане собирались вместе, чтобы защитить свои дома. Большей частью это происходило в рамках фидаинского движения и несло с собой большую опасность. Нужно было бороться против фидаинства – того самого, которое привело нас к Геноциду начала XX века.

Многие в те годы не понимали, что фидаинское движение обречено и опасно, если не перерастет в армию. Например, Мурад Петросян очень долго не хотел расставаться с фидаинством и не понимал, что нам нужны армия и солдаты, а не фидаины. А вот Ашот Бекор, Ашот Саркисян, Самвел Бабаян с самого начала хорошо это понимали. И если в 1988-м необходимость армии осознавалась узким кругом активистов, то где-то к 1990-му это уже стало фактом общественной жизни. То есть потребовалось два года, чтобы народ и движение созрели, пришли к осознанию необходимости армии. Попытки ускорить процесс были все же обречены.

Например, в 1988 году комитетом «Крунк» на основе оперативного штаба дружинников был создан штаб во главе с Размиком Петросяном, но я очень быстро ушел из него, так как это был неработоспособный советский орган. Они записали всех мужчин в отряды самообороны. Каждый колхоз –отдельный отряд. Председатель колхоза – командир отряда, бухгалтер – зам по тылу, парторг – политрук. Получался абсурд, так как начальник штаба становился руководителем сельхозуправления, а не военной организации. Когда это стало очевидно, мы параллельно начали создавать другой координационный центр, который располагался в дорожном строительно-ремонтном управлении (ДРСУ -20), возглавляемом Ролесом Агаджаняном. И мы начали работать, помогая существующим отрядам, создавая новые. Шел уже 1989 год…

В 1990 году мы достигли уже качественно другого уровня. Если до этого отряды создавались по принципу «дружбы», то есть в них входили ребята, которые давно знали друг друга, то теперь это выглядело у

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Нет, родственник (активный участник арцахского движения) мягко говоря дал в морду бабаяну, за то что тот унижал прилюдно людей, беспределил, а через несколько дней его убили... Тико, какой смысл мстить сейчас? Да и каким образом можно было мстить в то время, когда люди боялись даже просто вслух критиковать бабаяна?

Сделать это масса способов, от отчаянного и самоубийственного, на который способен любой человек в состоянии аффекта (пристрелить в упор) до холодного и расчетливого (подложить взрывчатку).

Про смысл мне трудно судить, это очень личное. Просто перестану себя уважать, если буду знать, что насильник или убийца близкого мне человека избежал наказания и продолжает жить как ни в чем не бывало. Я понимаю, что в жизни не всегда получается как в кино, но тем не менее...

Изменено пользователем Тико (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Севар этот человек тоже легенда конечно, но не суди о людях по статьям)) Он сейчас помошник варчапета и гнет их линию, да и занесло его по религии куда-то. Кореш Джокки кстати.

Изменено пользователем Sergey Garayan (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Родственник пытался убить Бабаяна или убил кого-то из его окружения? Странно, что это не было массовым явлением, что родственники и друзья жертв не объединились. Странно, что не мстят сейчас, когда у него нет власти. Сергей пишет о всеобщем страхе. Я привык думать, что на войне люди черствеют и ожесточаются, но чтобы они утрачивали мужество... :unsure:

Тем более не понимаю, о каком чувстве справедливости говорит Нельс. Отжать бизнес, обложить данью - такую бандитскую "справедливость" я еще могу понять. Но убийства, изнасилования... :huh:

Изменено пользователем Sergey Garayan (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Родственник пытался убить Бабаяна или убил кого-то из его окружения? Странно, что это не было массовым явлением, что родственники и друзья жертв не объединились. Странно, что не мстят сейчас, когда у него нет власти. Сергей пишет о всеобщем страхе. Я привык думать, что на войне люди черствеют и ожесточаются, но чтобы они утрачивали мужество... :unsure:

Тем более не понимаю, о каком чувстве справедливости говорит Нельс. Отжать бизнес, обложить данью - такую бандитскую "справедливость" я еще могу понять. Но убийства, изнасилования... :huh:

ну если представить замкнутость как общества, и то что насколько мне известно погибло 2500 арцахцев это мужчины. кто то уехал, после войны нищеты и разруха, так возможно и некому было мстить Тико джан, мало семьей осталось без мужчин? тем ужаснее его поступки, надеюсь он ответит за свое

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жить не хочется читая Опен :biggrin::biggrin::biggrin: Что прямо так всё страшно? Вы с далека всё это видите или всё же живете тут в Армении(Арцахе)?

Касаемо Бабаяна да он был неоднозначной фигурой но талантливым военным и организатором и его вклад в победу неоспорим что что доморощенным генералом он не являлся. Хотя рано одел корону Наполеона

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жить не хочется читая Опен :biggrin::biggrin::biggrin: Что прямо так всё страшно? Вы с далека всё это видите или всё же живете тут в Армении(Арцахе)?

Касаемо Бабаяна да он был неоднозначной фигурой но талантливым военным и организатором и его вклад в победу неоспорим что что доморощенным генералом он не являлся. Хотя рано одел корону Наполеона

Изменено пользователем Sergey Garayan (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я живу в Арцахе и говорю только о том что видел и слышал из надежных источников. Это я еще не о слухах говорил. О многом еще промалчиваем. Повторюсь - никто не прибедняет его величия и вклада в победу, но тут речь идет о государственном строении и функционировании. Можно допустить что быть героем еще не означает что надо обязательно стать политиком? Я рассуждаю об1ективно и все что написал вовсе не означает что я однозначно против его прихода в политику, но ошибки надо признавать публично раз уж ждет понимания от народа. Ну если <паштон> позволит конечно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 159 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    159 гостей
    stephanie S Warsag Sigo melkum vanski Левон Казарян Monica B. irrenna
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...