Перейти к публикации

Агдам - татский город?


kaivaz

Рекомендованные сообщения

Ниже привожу длинную статью про татов. Там в том числе говориться о том, что таты когда-то населяли Агдам (выделено)... :hm:

Таты - базовая составляющая азербайджанской государственности

«Азербайджан обречен на иранизацию вследствие развития этнического сознания тех этносов, которые были жестко дискриминированы…»Проблемы этнических меньшинств в Азербайджане во многом различны и не могут рассматриваться в одних и тех же измерениях. Проблема лезгин и талышей - это проблема разделенных и дискриминированных народов, проблема курдов связана с такой же моделью отношения к этому этносу, как и в Турции, то есть совершенного непризнания идентичности. Таты - древний иранский народ также длительное время испытывал ассимиляторскую политику и вынужден был иначе строить свою судьбу в Азербайджане. С одной стороны, он вроде бы примирился с ассимиляцией, утратой языка, самобытности и культуры, что привело к практически полному слиянию татов с так называемым азербайджанским народом, то есть некого этнического конгломерата восточной части Южного Кавказа. Но вместе с этим, таты стали авангардной частью и в известном смысле элитой азербайджанской государственности. Вопреки многим измышлениям в прошлые века практически все таты Ширвана были иудаистами, а заселение этих территорий связана с расселенческой политикой Сасанидов. Ускоренная исламизация татов стала происходить в конце 18 - начале 19 веков под воздействием политики иранских Каджаров. Эта тенденция имела место во времена Российской империи. Но даже после столь активной ассимиляции и исламизации первая советская перепись населения 1921 года показала, что из 1,85 млн. численности населения Советского Азербайджана таты-иудеи составляли 41,0 тысяч, а татов-мусульман - 91,0 тысяч. В 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский. Учитывая то, что среди татского населения на протяжении нескольких десятилетий естественный прирост населения составлял от 2,2 до 3,2% в год, то можно допустить нынешнюю численность татов-мусульман от 500 до 600 тысяч. Однако, с учетом изначальной численности татов, скажем, в конце 19 века их численность в Азербайджане составляет не менее 1,0 млн. и более. Некоторые называют число татов в 1,5 млн. Таты населяют обширную территорию северных склоннов Большого Кавказа и составляют большинство населения на территории от города Куба до Апшерона. Около 80% сельского населения Апшерона, из 40 поселков 33 являлись этого региона татскими. В предыдущие времена таты составляли большую часть населения городов Мир-Башир, Агдам, Евлах, Варташен и других. В Баку на протяжении всего 20 столетия таты составляли не менее 20 - 25% мусульманского населения города, а то и больше. В настоящее время в Азербайджане более 230 тысяч человек владеет татским языком, тогда как татов-иудеев несравненно меньше. Представляет интерес то, что в настоящее время численность татов-иудеев в Израиле превосходит 40 тысяч, тогда как до распада СССР, в Азербайджане и Дагестане, их численность составляла в совокупности не более 20 тысяч. Совершенно ясно, что подлинная численность не тольк, татов-мусульман, но и татов-иудеев в Азербайджане все еще не выяснена и, видимо, намного выше предполагаемой.

Вопрос о численности татов-иудеев в Азербайджане не столь прост, как кажется. Можно согласиться с тем, что таты-иудеи достаточно дистанцированны от татов-мусульман и составляют во многом изолированную общину. Сейчас численность татов-иудеев составляет 10,9 тысяч. Но, кто хорошо знает этническую ситуацию в Азербайджане, не может сомневаться в том, что приверженность татов-мусульман исламу не однозначна. Следует иметь в виду, что задолго на массовой ассимиляции таты-иудеи обладали в Ширване,в Баку и в небольших городках и селах данной провинции гигантской этно-культурной и религиозной инфраструктурой, что не могло не повлиять на самосознание татов, которые испытывали различный уровень ассимиляции и внешнего давления. Израильский исследователь Мишель Стоун, занимающийся историей евреев Кавказа, утверждает, что достаточно длительное время, в особенности в 18 - 20 веках, таты-иудеи и подавляющая часть тат-мусульман находились в некой этно-социальной «корпорации», в которой, несомненно, доминировали таты-иудеи, которые обладали гораздо большим культурным, образовательным и экономическим потенциалом. Следует участь, что ранее татское общество имело структуру тайф, причем одни семьи тайфов переходили в ислам, а другие оставались иудаистами, тем не менее, сохраняя связи еще долгое время. В Баку, как правило, замечалось, что, например, таты-мусульмане посещали кладбища своих родственников иудеев. Тюркское население довольно часто называли татов-мусульман «ягуди» или «джуюд», что означало еврей. Данная «корпорация» заявила о себе, как об общинах с едиными целями и ценностями в конце 19 века, когда на Кавказе возникли этнические политические организации. Не вызывает сомнений, что три азербайджанские политические партии - «Дафаи», «Адалят» и «Мусават» были созданы при преобладающем участии татов-мусульман и татов-иудев. Если не считать того длительного периода, когда таты различного вероисповедения играли решающую роль в администрациях персидских ханств Ширвана и Гянджи, то именно с началом революционного движения в Российской империи таты стали все больше занимать ведущие позиции в обществе, в торговле и культуре этих провинций. Рассматривая родословные и этническое происхождение азербайджанских политических и общественных деятелей, можно утверждать, что таты сыграли решающую роль в создании Азербайджанской республики 1918 года, и, во многом, определяли общественную и культурную жизнь Советского Азербайджана. Подавляющая часть партийных функционеров, писателей, музыкантов были по происхождению татами. Расул-заде, Хан Хойский, Рухула Ахундов, Мешади Азизбеков, Нариман Нариманов, Мир-Джафар Багиров, Аяз Муталибов, Кара Караев, Фикрет Амиров, Вагиф Мустафа-заде, Таир Салахов по происхождению таты.

Азербайджан в советские времена, как и ранее, был известен наличием и большим значением в администрировании, в общественной и экономической жизни различных кланов, которых насчитывалось не менее 40, из которых наибольшим влиянием обладали следующие: шушинский, гянджийский, шекинский, агдамский, шемахинский, нахичеванский, апшеронско-кубинский и другие менее влиятельные. Апшеронско-кубинский земляческий клан никогда не являлся наиболее могущественным, уступая место шушинскому и ганджийскому, но, тем не менее, в некоторых сферах - в образовании и культуре, в здравоохранении, отчасти в администрации и в правоохранительных структурах он занимал очень важные позиции. Представители апшеронско-кубинского клана преобладали в пищевой промышленности, в обувной и швейной промышленности, в ремеслах, бытовом обслуживании и общественном питании. Главным ресурсом апшеронско-кубинского клана, по общему признанию, являлся рыбный промысел, что давало возможность оказывать влияние на различные процессы за пределами Азербайджана. Следует понимать, что так называемый апшеронско-кубинский клан был в преобладающей мере татским. При этом таты-мусульмане и таты-иудаисты были организованы в этом клане довольно сплоченным образом. «Кубинским» он назывался символически, что подчеркивало причастность к нему татов различного исповедания. В действительности, видимо, никто из жителей города Кубы не участвовал в этой «корпорации», где господствовали выходцы из различных городков и поселков Апшеронского региона. Вот слова выдающегося композитора Кара Караева: «Мне трудно воспринимать Азербайджан, как родину. Моя родина это Апшерон, его поселки и селения, где я ощущаю себя на земле моих предков, где я получаю вдохновение. Когда я выезжаю за пределы Апшерона, я вижу другую землю, другие ощущения, запахи, звуки». Следует такж, отметить, что не исключается версия о том, что Зия Буниатов и его соратники создали столь гигантскую доктрину о Кавказской Албании с целью исключить однозначно тюркскую принадлежность Азербайджана, в историческом и современном этническом аспекте, что позволяло включить в этногенез современных азербайджанцев иранские, а вернее, ирано-иудейские этнические группы.

После 1969 года в Азербайджане развернулась ожесточенная борьба за власть между двумя кланами - «аристократическим» шушинским, традиционно находившимся у власти, маргинальным и всеми презираемым нахичеванским кланом. Гейдар Алиев вскоре разгромил ганджийский и шекинский кланы, так и не сумев до конца расправиться с шушинским. Однако вскоре выяснилось, что апшеронский клан не стал целью алиевских чисток, и стал партнером команды Г.Алиева. «Апшеронцы» чувствовали себя хорошо, продолжали занимать командные посты в администрации и в наиболее доходных сферах деятельности. Существовали несколько «черных касс», принадлежащих данному классу, и которые являлись неприкосновенными. Нет сомнений в том, что Гейдару Алиеву, который являлся чужаком в Баку, были необходимы союзники и партнеры, и, будучи представителем регионального клана, он предпочитает в качестве таковых - людей из апшеронского клана, исходя из его этнической принадлежности. Татский клан охотно поддерживал Г.Алиева и благодаря нему приобрел новые позиции не только в Азербайджане, но и в Москве. Отмечалось, что число татов увеличилось в силовых структурах, в сфере культуры и управлении. При том, что очень много говориться, что сейчас Азербайджаном управляет нахичеванский клан, можно было бы сформулировать иначе - Азербайджаном управляет семья Алиевым,при опоре на нахичеванский и татский кланы. Хорошо известно, что политическое руководство Азербайджана делает ставку на татов, как на проводников интересов страны в России, США и в Израиле, имея в виду еврейскую среду в целом. Речь идет не только о лоббизме и пропаганде, но и о разведывательной деятельности.

Конечно же, с созданием независимого Азербайджана таты сумели создать свои формальные и неформальные организационные структуры, которые охватывают не только Азербайджан. Таты опираются на фантастические капиталы, накопленные в различных странах, на контролируемые ими частные компании в Азербайджане, и их цель можно сформулировать довольно просто - сохранить и упрочить свои позиции в Азербайджане, преумножить свои капиталы и обеспечить выход на доходные сферы деятельности в различных странах. Трудно сказать, имеют ли таты Азербайджана международные политические амбиции, но вряд ли они откажутся от реализации данных возможностей, если они представятся. Хорошо известный в мире российского бизнеса «король» Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, тат по происхождению, говорил примерно следующее: «Кто мы без страны, которую мы представляем. Мы сами по себе незащищены. Азербайджан не такое авторитетное государство, чтобы можно было бы опираться на него. Нам нужна другая крыша, если мы хотим представлять из себя что-то». Видимо, такого рода рассуждения и могут рассматриваться, как некая этно-политическая идеология азербайджанских татов. Но нельзя скидывать и «местные» амбиции татов в Азербайджане. Они помнят, что в былые времена они уже находились у власти в Азербайджане, причем неоднократно. Вряд ли, таты отказались от этой цели в будущем. Таты понимают, что Азербайджан не был бы таким, каким он стал в 1918 году и в 60 - 70 годах, когда условия советского периода дали им возможность реализовать свои способности. Таты не являются этническим меньшинством в Азербайджане, таты - составная и авангардная часть азербайджанского народа, и они очень хорошо понимают свою значимость, а также роль других этнических групп. Если сейчас данная тема все еще остается конспирологической, то очень скоро выясниться, что таты являются носителями азербайджанской государственности и культуры, генерируют политические и социальные идеи. Семья Алиевых расчистила дорогу более продвинутым группировкам и кланам, буквально ликвидировав всех возможных соперников, предоставив возможность татам овладеть политической и экономической ситуацией. Еще в советские времена от татов можно было слышать о том, что апшеронская нефть принадлежит, прежде всего, татам, чей родиной является Апшерон. Подлинная битва кланов еще впереди, это ожидается, когда пройдет пик добычи нефти, и власть семьи Алиевым ослабнет.

Ассимиляция всегда и везде сомнительна. Как известно, этнос не исчезает, и рано или поздно наступает момент, когда, вроде бы примирившийся со своей незавидной судьбой этнос вновь попытается дать знать о себе. Мало кто обратил внимание на то, что таты, с охотой признающие себя азербайджанцами, тем не менее, никогда не признающие себя тюрками. Они иранцы, и принадлежность к иранскому миру глубоко лежит в сознании татов. Например, когда в Азербайджане происходила парламентская и широкая общественная дискуссия по проблеме государственного языка, именно таты позаботились о том, чтобы таковым языком был признан не турецкий, а азербайджанский. Это остается по сути сомнительным, но таты не захотели даже формально говорить по-турецки, хотя говорят на нем несколько веков. Иранская традиция - это один политико-идеологический «полюс» татов Азербайджана, но другим «полюсом» является их принадлежность к иудаизму и не менее мощной иудаистской цивилизации. Данная ситуация достаточно противоречива, и не может не отражаться на предпочтениях и приоритетах татов в политической сфере. Таты не приемлют Азербайджан, как страну и государство иранского мира, но одновременно, как однозначно страну тюркского, и тем более, анатолийского мира. Татам более всего импонируют две составляющие их понимания своего места и своей роли в политике: наиболее комфортно таты себя ощущают, как интегрированный элемент российского (как прежде, советского) мира, и, как составной части еврейского суб-этноса при совершенно определенной ориентацией на Израиль. Азербайджан таты представляют в перспективе как татское государство, и никакое иное.

Азербайджан обречен на иранизацию вследствие развития этнического сознания тех этносов, которые были жестко дискриминированы. Скорее всего, азербайджанская элита будет вынуждена согласиться на создание государственной автономии Талышстана и Лезгистана. Но следует принять во внимание, что в Азербайджане происходит развитие исламских идей, прежде всего, адаптация традиционной шиитской доктрины, что связано с усилением присутствия иранской культуры и языка. Перед татами возникают новые и не очень пока понятные, перспективы. Но, видимо, позиции татов в Азербайджане будут усиливаться. Вопрос в том, какую модель предпочтут таты: традиционно будут интегрируются с азерами, или предпочтут новую модель, то есть, заявив о себе, как об одном из носителей азербайджанской государственности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 12
  • Создано
  • Последний ответ

То что таты считали и считают Агдам своим городом, меня не удивляет. Главное, что мы его считаем своим на 100%. Со всеми из этого вытекающими. Если таты планируют разместить в Агдаме свою столицу, то это зря. Пусть лучше осмотрятся внимательней, в Азербайджане для этого достаточно городов и посёлков. Впрочем, я очень буду удивлён, если таты всё же предпочтут Баку любой другой город.А собственно статья - чья то очередная заказуха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Азербайджан обречен на иранизацию вследствие развития этнического сознания тех этносов, которые были жестко дискриминированы.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что узнал, что Новрузали Мамедов мученически погиб в застенках пантюркского "Азербайджана"... :(

Вечная память талышскому патриоту!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Товарищи Коварные...Дашнаки и не коварные hнчаки....Татов,азероцыган, талышей не знаю,но мой отец служил в Тигранакерте (агдам) .В общем после войны ,в 1945ом в агдаме жили немцы...поголовно.Их туда по моему еще Екатерина аксорел....И вот...Агдам ,шамхор ....в основном немецкие города....Одним словом,до того,как этим безхозным племенам дарили имя ....там уже (в этом городе)творили немцы и Армяне.....Документы есть....Документ ссылки немцев....И не написан в азирпичан э....просто в южный город......

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В скобках.

Один русский, любитель вина «Агдам», не знал о существовании города Агдам.

И когда он, во время карабахского конфликта, услышал в сводках новостей о захвате армянами Агдама, то он, по его собственному признанию, не мог понять, зачем армянам надо было захватывать Агдам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати:

В Йемене этническая группа аль-ахдам считается социально отверженной, не имеющей права на гражданство. Аль-ахдам поручают убирать лишь отходы человеческой жизнедеятельности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Территория города Агдама была продана хаченским князьем Панах хану для родовой усыпальницы. На южной же части города было армянское село Акн,потомки жителей которого сегодня живут в западном квартале села Мец Тахер (Тахлар) Гадрутского района(собственно село состоит из 3 кварталов,откуда ,видимо, и название села (тахер-кварталы)). Впоследствии,из за выгодного расположения местности,откуда било много источников(арм.-акн),на этом месте выросло тюрко-курдское село Агдам. Таты могли оказаться здесь из-за войн между ханами Карабаха и Шеки-Ширвана,хотя эта статья скорее всего и вправду заказная,так что ей особо доверять не стоит. sacred джан,дук ереви шпотел эк Агдамы Ханлари(германакан ануны Еленендорф) hет,Агдамум германацик чен ехел,инчкан гитем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Территория города Агдам была продана хаченским князьем Панах хану для родовой усыпальницы. На месте Агдама было армянское село Акн,жители которого обосновались на западной части села Мец Тахер(Тахлар),где живут их потомки и поныне. Из-за богатства водными источниками (арм.-акн),на месте Агдама стали селиться отправляющиеся на яйлаги тюрки и курды. Теоретически таты могли попасть сюда вследствие пленения в войнах ханов Карабаха и Ширвана,хотя данная статья видимо,и вправду заказная,так что ей особо доверять не стоит.

sacred джан,дух ереви шпотел эк Агдамы Ханлари(германакан ануны Еленендорф) heт. Агдамум,инчкан гитем,германацик чен апрел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club
Товарищи Коварные...Дашнаки и не коварные hнчаки....Татов,азероцыган, талышей не знаю,но мой отец служил в Тигранакерте (агдам) .В общем после войны ,в 1945ом в агдаме жили немцы...поголовно.Их туда по моему еще Екатерина аксорел....И вот...Агдам ,шамхор ....в основном немецкие города....Одним словом,до того,как этим безхозным племенам дарили имя ....там уже (в этом городе)творили немцы и Армяне.....Документы есть....Документ ссылки немцев....И не написан в азирпичан э....просто в южный город......

Ханлар - Елендорф

Шамхор - Анненльфельд

А вот в Агдам Катька немцев не ссылала...

там действительно жили курды и тюрки

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 197 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    197 гостей
    OLD MEN Firefly ст. л-т luc w i t o melkum tailor Абрикос
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...