Перейти к публикации

Разрушение Сурб Норашен в Грузии


ХачПет

Рекомендованные сообщения

Грузии надо напомнить и объяснить, с чего началась борьба армян Арцаха.

31/05/08 г.

Грузии надо напомнить и объяснить, с чего началась борьба армян Арцаха, надо сказать, что Азербайджан в это время запрещал им говорить на армянском языке, преподавать в школах историю Армении. Об этом в Ереване в ходе круглого стола «Антиармянская политика Грузии» заявил председатель общественной организации по охране культурно-исторических памятников Армении (RAA) Самвел Карапетян. «Грузины грабят и присваивают наше культурное наследие настолько, насколько у них хватает сил. Армянская сторона оставляет эти памятники без внимания и, фактически, у грузин развязаны руки. По факту присвоения каждого памятника культуры Министерство культуры Армении обязано обращаться в Европейский суд по правам человека. Я несколько раз обращался по этому поводу в МИД, но ничего не добился», - подчеркнул Карапетян.

По его данным, присвоением армянских церквей занимаются даже духовные лидеры Грузии, оскверняя при этом свои собственные могилы. «Если священнослужитель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) отец Тариэл Сикинчелашвили может снять каменные плиты с грузинских могил, почему мы удивляемся отношению к армянским церквям. Мы в тупике, и было бы наивно ждать от грузин уважения к нашим памятникам», - отметил он. Причина обострения ситуации с церковью Cв. Норашен в Тбилиси, по мнению историка, кроется и в том, что армянская община Грузии несколько утеряла национальное самосознание, а также в отсутствии поддержки со стороны Армении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 11
  • Создано
  • Последний ответ

Разрушение Сурб Норашен в промежутке процесса "грузинизации".

Чем будет отличаться судьба армянских церквей Сурб Ншан, Сурб Минас, Кармир Аветаран и других церквей, считающихся «спорными»?..

Агавни Арутюнян, Тбилиси (AZG Armenian Daily, N 096, 21.05.2008 г.)

Воздвигнутое в старом центре Тбилиси, на одной из старинных улиц – Леселидзе, огромное здание лишь напоминает церковь Сурб Норашен, разрушенную не только временем, но и «заботливыми» руками. Все входы в это кирпичное здание закрыты, деревянные двери давно заколочены, на протяжении десятилетий они не открывались для совершения церковных обрядов.

Оказавшись на улице Леселидзе, первое, что бросается в глаза, это «цветущая» рядом с этим разрушенным строением грузинская православная церковь, двери которой не только не заколочены: более того, во всем чувствуется заботливая рука. Двор при входе в грузинскую церковь-обитель «Джвирис мамис монастери» полон деревьев, красивых цветочных клумб и в целом оставляет самое приятное впечатление.

На первый взгляд можно подумать, что обе церкви располагались или располагаются в одном дворе, хотя Сурб Норашен находится на возвышенности и превосходит по размеру соседнюю церковь примерно в два раза. В течение последних нескольких дней священник грузинской церкви, отец Тариэл, которого во время наших визитов не удалось застать на месте, построил новые ступени, ведущие от грузинской церкви к Сурб Норашен.

Отец Тариэл выступил не только с этой «инициативой». В окрестностях Сурб Норашен можно заметить столько перемен, что сведения о том, что Тариэл хочет «грузинизировать» Сурб Норашен и совершать там обряды по православным традициям, явно не обман. Рядом с входом в армянскую церковь, украшенную орнаментом с использованием армянских букв, памятными надписями, появились, как это не странно, могильные плиты с надписями на грузинском языке. При поверхностном подходе это можно принять за доказательство того, что церковь не является армянской. Между тем, надгробные плиты – «новоселы» на этой территории. Взамен, слева от главного входа в церковь сохранено всего несколько надгробных плит с армянскими надписями.

В целом, окрестности Сурб Норашен напоминают строительную площадку. Убедиться в этом можно, если пройти на заднюю часть двора, где отец Тариэл начал строить печально известную ограду, на которой вырезан не только православный крест: на железной части ограды имеются несколько узоров, характерных для грузинской церкви. Здесь уже несколько дней строительные работы никем не ведутся, однако инструменты не убраны.

Тутовник, на котором уже созрели плоды, и розовые кусты, растущие во дворе, ставшем общим для грузинской и армянской церквей, радуют глаз. Но от этого впечатления не остается и следа, когда заглядываешь внутрь церкви Сурб Норашен. Неприятное чувство вызывают направленные как на грузинскую, так и на армянскую церковь прожекторы. Что освещают эти прожекторы в церкви Сурб Норашен, когда смешивают внутри следы полной разрухи, видные через зарешеченные окна, в которые вставлены местами грязные огрызки стекол?

Зарешеченные окна, заколоченные деревянные двери скрывают разрушения, степень которых превышает те разрушения, которые могли возникнуть с течением времени на разных участках строения. «Глаз» видеокамеры, не обладающий высокой чувствительностью, не может зафиксировать внутреннее состояние церкви Сурб Норашен, которая превратилась в пустошь. На стенах сохранились лишь некоторые из икон, внутри воздвигнуты какие-то строительные леса… Чувствуется, что, с одной стороны, что-то разрушают, а с другой – строят.

В притворе церкви трудно понять, что реально происходит, но можно заметить перемены и расстановку предметов, которые не свойственны для армянской церкви. В любом случае, наблюдаемые перемены укладываются в рамки желания отца Тариэла подвергнуть церковь «грузинизации».

Беседы с местными армянами по поводу посягательств на церковь Сурб Норашен, как правило, выливаются в возмущение, ярость, гнев. Некоторые представители молодежи даже выражают готовность силой защищать церковь от грузинского священника.

Продавщица Марина, работающая в одном из многочисленных магазинов, расположенных возле станции метро «Самгори», не только знает о проблеме, но сама побывала на территории Сурб Норашен и уверена, что армянская община должна как-то отреагировать на происходящее. Марина напомнила также историю 1995 года, связанную с той же церковью, когда тот самый отец Тариэл в очередной раз пытался втиснуться в армянскую церковь. Тогда обсуждение этого вопроса было отложено, вопрос был «заморожен» до очередного «предприятия» грузинского священника.

Житель одного из армянских кварталов Тбилиси Жора по-армянски не говорит, хотя посещал армянскую школу. Он давно уже отец 2 детей, и вместе с ними ходит в кафедральный собор Сурб Геворк. Он был удивлен тем, что в их квартале, где большинство соседей – армяне, не говорят и не знают о притязаниях на церковь Сурб Норашен.

В любом случае возмущение Жоры понятно даже детям, но подход не понятен всем остальным. «Что они делают?!», - неоднократно повторял Жора в ответ на все вопросы. А как бороться и что можно предпринять в данном случае? На это счет Жора не стал делать предположений, объяснив, что поступит так, как решат грузинские армяне.

Так или иначе, но если и сейчас о церкви Сурб Норашен на некоторое время забудут, то она продолжит оставаться закрытой, недействующей, разрушенной и периодически будет становиться жертвой посягательств. И таких церквей в самом Тбилиси, по меньшей мере, пять…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сурб Норашен: Союз «Еркир» обращается к международному сообществу.

Союз «Еркир» обращается к международному сообществу с призывом предпринять безотлагательные меры по решению проблем проживающих в Грузии этнических меньшинств и содействовать процессу возвращения армянской церкви «Святой Норашен» законному владельцу. Выражая обеспокоенность в связи с развитием событий вокруг расположенной в Тбилиси армянской церкви «Сурб Норашен», Союз «Еркир» составил заявление, адресованное международному сообществу. 29 мая 2008 года копии этого заявления были переданы государственным органам Грузии (президенту, премьер-министру, министру иностранных дел, министру образования и науки, министру внутренних дел, министру культуры, министру по охране памятников и спорта), Католикосу-Патриарху Всея Грузии, Защитнику прав человека Грузии, посольствам Франции, Германии, Италии, России, Швейцарии, Великобритании, США, Ватикана, действующим в Грузии офисам Евросоюза, ООН, ОБСЕ, представителям правозащитных и неправительственных организаций. Ниже приводится полный текст заявления:

Всем международным организациям, посольствам и другим, действующим в Грузии,

заинтересованным структурам и лицам.

Несмотря на то, что Грузия ратифицировала многочисленные международные документы, касающиеся свободы мысли, совести и вероисповедания, тем не менее, в сфере защиты религиозных прав национальных меньшинств сложилась катастрофическая ситуация. В отличие от Грузинской Православной церкви, другие религиозные конфессии, в особенности Армянская Апостольская и Римско-Католическая церкви (ААЦ и РКЦ - соответственно) постоянно подвергаются в Грузии дискриминации: у них нет правого статуса общественной организации, а национализированные во времена советского режима церкви спустя 17 лет после развала Советского Союза все еще не возвращены законным хозяевам.

Армянская Апостольская церковь требует возвращения находящихся в Тбилиси церквей «Сурб Норашен», «Сурб Ншан», «Шамхорецоц Сурб Аствацацин», «Мугно Сурб Геворк», «Сурб Минас» и расположенной в Ахалцихе церкви «Сурб Ншан».

Многочисленные международные организации, правозащитные институты признают правовой характер требований и регулярно рекомендуют правительству Грузии решить эти проблемы.

Комитет ООН по правам человека, обсуждая в ходе 91-ой сессии (15-16 октября 2007 года) третий доклад по Грузии относительно выполнения обязательств, взятых ею в рамках Международного соглашения о гражданских и политических правах, призвал руководство Грузии:

1. Предпринять шаги для обеспечения равноправия в сфере свободы вероисповедания и гарантировать, что законодательство страны и деловая сфера полностью соответствуют международным стандартам;

2. Заняться проблемами, связанными с захватом культовых мест и других строений, являющихся собственностью религиозных меньшинств.

Вопросы, связанные с регистрацией ААЦ и РКЦ и возвращением собственности, поднимаются также в докладах Госдепартамента США о международных религиозных свободах (2005-2007 гг.), докладах Омбудсмена Грузии и других документах.

Несмотря на все эти рекомендации и обращения, правительство Грузии продолжает дискриминационную политику, ярким проявлением которой стал кризис, связанный с армянской церковью «Святой Норашен» в Тбилиси. Отец Тариэл Сикинчелашвили – настоятель монастыря, принадлежащего Грузинской Православной церкви, инициировал строительные работы непосредственно возле церкви «Сурб Норашен» и затем временно приостановил их, исходя из требований армянской общины и массовых протестов.

Для прояснения ситуации 21-22 мая Союз неправительственных организаций «Еркир» посетил Тбилиси с миссией по сбору фактов. В ходе беседы с отцом Тариэлом нам стало ясно, что вышеуказанные строительные работы спонсирует мэрия Тбилиси.

Несмотря на то обстоятельство, что строительство ограды вокруг церкви (на которой изображены грузинские символы) приостановлено, тем не менее, строительные работы во внутреннем дворике церкви все еще продолжаются.

Мы обстоятельно изучили вышеуказанные факты. На DVD, который прилагается к заявлению, вы можете увидеть следующее (для просмотра фильма в режиме он-лайн просим посетить страничку -

):

1. Разрешение мэрии Тбилиси на строительные работы.

2. Заявление Омбудсмена Грузии, в котором отмечается, что власти Грузии ничего не предпринимают для выполнения международных рекомендаций.

3. Документальные кадры, свидетельствующие о том, что в настоящее время строительные работы все еще ведутся.

Учитывая вышеуказанные факты, Союз неправительственных организаций «Еркир» призывает соответствующе структуры ООН, Евросоюза, ОБСЕ, Совета Европы и все заинтересованные международные организации, а также органы по защите прав человека незамедлительно предпринять шаги по решению проблем проживающих в Грузии этнических меньшинств, ускорению процесса регистрации ААЦ и РКЦ и возвращению захваченных культовых сооружений их законным владельцам.

Союз неправительственных организаций «Еркир» по вопросам репатриации и заселения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузия идет по стопам Азербайджана в присвоении культурного наследия.

Аналитический отдел «PanARMENIAN.Net» (07.06.2008г.)

Не успела утихнуть история с «огрузиниванием» тбилисской церкви «Св.Норашен»,

как Тбилиси решил присвоить армянский храм в Турции.

Грузинское правительство, похоже, всерьез взялось за присвоение чужого культурного наследия. Не успеха утихнуть история с «огрузиниванием» тбилисской церкви «Св.Норашен», как Тбилиси решил присвоить армянский храм в Турции. Грузия ищет средства для восстановления исторического монастыря на востоке Турции. Об этом заявил официальный представитель провинции Эрзерум, где находится комплекс. Монастырский комплекс Ошкванк в местечке Чамлыямач построен между 963-973 гг. и посвящен св. Иоанну Крестителю. Он включает в себя церковь, трапезную и помещение для переписки рукописей. Церковь является одной из самых больших крестово-купольных храмов в регионе и сохраняла свое значение до конца 15-го века. «В 1985 году министерство культуры Турции включило комплекс в список национального наследия страны, что очень важно для грузинских туристов, посещающих Турцию.

Логика правительства Михаила Саакашвили вполне понятна – в Тбилиси еще живут армяне, в Эрзруме их нет и, значит, особого шума поднимать никто не будет. Тем более, что на одном из орнаментов есть надписи на асомтаврули (древнегрузинском). По мнению ряда историков, на территории Западной Армении в указываемый период не было грузинских церквей, а монастырский комплекс Ошкванк принадлежал армянам-халкидонитам. Но все-таки армянам, а не грузинам, как это пытается сделать официальный Тбилиси. Турция же заинтересована в изменении принадлежности того или иного храма, особенно когда это касается армянских церквей. До 1915 года на территории Османской империи было более 6000 храмов и монастырей, причем эта цифра очень приблизительная, на самом деле речь может идти о примерно 10 тысячах храмов. Большая часть из них, вернее то, что осталось, находится на территории шести вилайетов, армянское население которых было полностью вырезано.

Как недавно выяснилось, в резне армян и греков принимали участие и грузинские муджахиры из Аджарии. По словам турецкого профессора Озела, на этот шаг они пошли из стремления выслужиться перед османскими властями. Фактически, антиармянская политика Грузии началась не сейчас и даже не в 18-м веке. Можно сказать, что она была всегда, просто тогда у армян не было собственного государства и потому все делалось на, так сказать, бытовом уровне. Объяснить такое поведение в отношении армян довольно трудно, но можно предположить, что грузины просто не могут смириться с тем, что именно армянам они обязаны процветанием Тбилиси. Ни в коей мере не умаляя достоинство грузинской нации, заметим, что создавать себе историю за счет чужих наций не очень красиво. В данном вопросе Грузия идет по стопам Азербайджана, что само по себе уже плохо.

История с храмом в Эрзеруме имеет значение еще и потому, что во время армянских погромов в Османской империи население этого города бежало в Грузию, а точнее, в Джавахк. Армянское население Ахалцихе в большинстве своем – выходцы из Эрзерума и если вдруг завтра их объявят грузинами – особо удивляться не стоит. Будет выстроена очень стройная версия: армяне, которые на самом деле грузины, построили храмы, потом бежали в Грузию, а храмы остались. Правда, есть надежда, что до этого дело не дойдет.

В настоящее время Эрзерум является одним из исламских центров Турецкой Республики, где ничто не говорит о народе, некогда населявшем эти земли. На территории провинции сохранилось около 10 армянских храмов, самый главные из которых – Сурб Аствацацин и Кызыл-ванк, которые лежат в руинах. То же самое положение и в Карсе, Ване и других провинциях. Реставрировав церковь Св. Креста на Ахтамаре, турецкое правительство считает, что проявило «добрую волю» в отношении армян. Скорее всего, храм так и простоял бы, разрушаясь, не будь его в списке ЮНЕСКО. Кладбищу в Старой Джуге просто было суждено исчезнуть, равно как исчезли многочисленные материальные свидетельства автохтонности армян в Малой Азии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Судьба армянских церквей в Грузии

будет обсуждена в Первопрестольном Эчмиадзине.

Грузия пытается присвоить шесть армянских церквей, находящихся на ее территории. Об этом 10 июня на пресс-конференции заявил Глава Офиса по межцерковным отношениям Первопрестольного Святого Эчмиадзина, архимандрит Оваким Манукян. По его словам, пять из этих церквей находятся в Тбилиси - церкви «Сурб Норашен», «Шамхорецоц Сурб Аствацацин», «Сурб Минас», две церкви «Сурб Ншан». Еще одна церковь «Сурб Ншан» находится в армянском регионе Самце-Джавахк, в городе Ахалцихе.

Архимандрит заявил, что в начале июля судьба этих армянских церквей будет обсуждаться в Верховном органе Первопрестольного Эчмиадзина. «Мы желаем, чтобы эти церкви были возвращены армянской церкви, поскольку исторически они составляли часть Армянской Епархии Грузии», - сказал архимандрит Манукян. В годы Советской власти армянские церкви были захвачены, ограблены, а теперь настало время вернуть их владельцу - армянскому народу, поскольку они составляют часть армянского культурного наследия.

По словам архимандрита, грузинская церковь в свою очередь также претендует на эти церкви. «Грузинская сторона, учитывая внешнее архитектурное сходство, пытается присвоить эти церкви», - сказал он. «Печально то, что непонятно, кто проводит эту политику грузинизации церквей: грузинские власти или духовенство. Сегодня между ними есть определенные проблемы», - сказал архимандрит.

По его словам, в Грузии сегодня не действует закон «О религии», который должен регулировать отношения и определять статус церкви. «Вопрос закона должен быть решен как можно быстрее, чтобы была возможность зарегистрировать церкви и решить, чьи они», - сказал архимандрит Манукян.

По его словам, решение вопроса довольно проблематично, поскольку находится на уровне межгосударственных отношений Армении и Грузии. Армянские власти определяют свою стратегию по ситуации, в то время как наши политические лидеры должны вести серьезную политику с политическими и духовными властями Грузии для достижения окончательного решения проблемы.

Вместе с тем архимандрит выразил уверенность, что рано или поздно все армянские церкви будут возвращены армянам, то есть, будут служить армянам, и сегодня надо думать об их реставрации, для чего необходима финансовая поддержка Армении, поскольку Армянская Епархия в Грузии не обладает необходимыми средствами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Премьер-министр Армении признал факт

существования в Грузии антиармянских настроений.

Армяно-грузинские дружественные отношения не должны ставиться под угрозу из-за антиармянских настроений в Грузии, заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян. «В связи с проблемой разрушения армянских церквей в Грузии, грузинский премьер Владимир Гургенидзе заверил армянскую сторону в том, что любые действия, направленные против армянских церквей или антиармянские позиции осуждаемы и недостойны грузинского народа», - сказал Саркисян 2 июля журналистам.

Саркисян отметил, что Гургенидзе заверил, что в их жизни подобные проявления никогда не приветствовались, и заверил, что правительство осуществит четкие действия для исключения инцидентов, которые могут ухудшить взаимоотношения с Арменией. «Я уверен, что премьер предпримет четкие действия, чтобы не допустить антиармянские настроения в Грузии, а мы, в свою очередь, также должны осуществить определенные шаги, в частности, отслеживать, чтобы армяно-грузинские дружественные отношения не были поставлены под угрозу», - сказал Саркисян.

Напомним, что епархия Святой Армянской Апостольской Церкви в Грузии выразила озабоченность и возмущение в связи с актом посягательства на армянскую церковь «Святой Норашен» и прилегающую к церкви территорию, заявив, что действия были организованы священнослужителем Грузинской Православной Церкви Отцом Тариэлом Сикинчелашвили.

Церковь «Святой Норашен» была построена в середине XV века в качестве Армянской Апостольской Святой Церкви и со дня основания входила в состав Армянской Епархии в Грузии. В 30-х годах XX столетия церковь, наряду с другими религиозными сооружениями, была закрыта для религиозной деятельности и использовалась в качестве хранилища книг.

Армянская епархия в Грузии заявляет, что за последнее время Отец Тариэл и группа подчиненных ему рабочих возводят железный забор, включающий в себя религиозные элементы, характерные Грузинской Православной Церкви, с целью ограждения здания церкви «Святой Норашен» и прилегающей к нему территории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

АРМЯНСКИЕ ЦЕРКВИ ТБИЛИСИ: Святой Ншан – Святой Николай?

То, что не разрушил пожар, разрушается временем и «соседями» церкви.

Вопрос армянских церквей в Грузии стал уже злободневным, между тем, грузинские власти вместо того, чтобы решить вопрос, предпочитают уклониться от этого хотя бы на данный момент. 6 армянских церквей, квалифицированных как «спорные», разрушаются на глазах. Того, что еще не сделало время, делают люди, подобные грузинскому священнику Тариэлу, которые заняты самовольным созданием явных (пусть и внешних) элементов грузинизации церквей. Хотя в отличие от церкви Сурб Норашен, вокруг которой тот же отец Тариэл воздвигал ограду с грузинской символикой, в других «спорных» церквях, никаких действий, казалось бы, не осуществляют, однако… как говорят, начало процессу попытались положить с помощью примера Сурб Норашен. Не нужно забывать, что этой участи могут удостоиться также и другие церкви. Представляем нынешнее положение этих «спорных» церквей и начнем с тбилисской церкви Сурб Ншан (Святого Ншана()начнем сных» церквей,ют вятойимо предоставитьнт Армении Серж Саркисян. дировать Демократический альянс "это оружие, спустя не).

На прозвучавший после грузинского приветствия вопрос на русском, где в окрестностях находится недействующая, разрушенная церковь, женщина, разбирающая фрукты в маленьком ларьке, быстро ответила: «Просто пройдите немного вперед, и вы увидите ее на левой стороне … Церковь Сурб Ншан хотя и развалившаяся, но большая, ее нельзя не заметить». И, прежде чем прозвучал следующий вопрос, женщина, которую, как выяснилось, звали Тамуна, сама спросила: «Вам, вероятно, именно эта церковь нужна, если вы, конечно, ищите армянскую церковь?».

Удивительное спокойствие и уверенность, с какой Тамуна, торгующая по соседству с церковью, находящейся в самом центре Тбилиси, на старинной и узкой улице Серебряной, назвала церковь Сурб Ншан армянской, заставила нас задать ей еще несколько вопросов. Поменявшись, казалось бы, ролями, Тамуна спросила, армяне ли интересуются расположением церкви. Положительный ответ обрадовал ее: «Ну, значит, мы можем поговорить и по-армянски. Хотя я не армянка, но в этих дворах армяне и грузины росли вместе, так что я понимаю язык».

Так или иначе, долгой беседы не получилось, поскольку в ларьке появились покупатели. Тамуна вышла из магазина, рукой в точности указала на тот двор, где находится церковь. Тамуна, действительно, была права, говоря, что церковь Сурб Ншан нельзя не заметить, тем более, что она находится на перекрестке улиц Серебряная и Акопяна. Несмотря на то, что Сурб Ншан – крупная, просторная церковь, но, расположенная между полуразрушенными домами этих узких улиц и старыми дворами, она с первого взгляда производит грустное впечатление.

Разрушены двор церкви, окрестности, которые в некотором плане уже сливаются с жилыми домами двора. Возле входа в церковь Сурб Ншан имеется вывеска, которая говорит лишь о названии церкви, и больше ни о чем. По всей вероятности, стены входа на грани обрушения, надгробия перед входом застланы деревянными опорами.

Обходя здание, в памяти невольно всплывают кадры из фильмов, повествующих о различных городах Западной Армении, на которых видно, что церковные камни, хачкары и различные части армянских церквей послужили просто строительным материалом для местного населения. Люди, проживающие вокруг церкви Сурб Ншан, хотя и не дошли до этой степени варварства, но так застроились вокруг церкви, соорудили пристройки вокруг нее, что кажется, будто она совершенно не имеет никакой связи с Богом.

И это в Грузии, где грузины с великим благоговением относятся к собственной церкви. Сложно как-то объяснить подобный подход, тем более, что грузинская церковь претендует представить церковь Сурб Ншан именно в качестве грузинской. Но как бы ни пыталась грузинская сторона представить церковь Сурб Ншан как церковь Святого Николая, имеются очевидные доказательства того, что церковь является образцом армянской архитектуры.

Дата основания церкви Сурб Ншан не известна, однако еще в 1763 году она была в числе семи основных церквей Тбилиси. К сожалению, как внутреннее, так и внешнее состояние церкви, которая в советские годы служила различным целям (в ней располагался то склад для макарон, то архив армяноязычных изданий национальной библиотеки), неутешительно.

Сгоревшие книги… и сгоревшая, аварийная, «раненая» церковь… Сгоревших книг, скопившихся внутри церкви Сурб Ншан, так много, что весь пол просторной церкви покрыт 50-сантиметровым слоем золы, наступая на которую уже чувствуешь себя виноватой…

По всей вероятности, пожар в свое время поглотил не только книги… Внутри церкви все сожжено и превращено в золу, на стенах остались лишь следы от языков пламени, и почерневший купол нависает над случайным прохожим, который раз в год, наверное, забредает в эту церковь или давит своей чернотой на тех, кто по каким-то причинам приходит в церковь Сурб Ншан, чьи стены давно не слышали звуков службы…

Агавни Арутюнян (AZG Armenian Daily, N 137, 18.07.2008 г.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БОРЬБА ЗА ЦЕРКОВЬ СВ. НОРАШЕН В ТБИЛИСИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ:

АРМЯН ЛИШИЛИ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ХРАМА.

28/07/08 г.

Армянская община Тбилиси в вопросе армянской церкви Св. Богородицы (Норашен) не победила, но и не проиграла: вопрос был просто заморожен, а забор - не достроен. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM отметил член правления молодежной организации Армянский Центр Сотрудничества Грузии (АЦСГ) Станислав Междоян.

По словам члена правления АЦСГ, грузинизации армянских церквей на территории Грузии всецело способствовала политика советских властей, которые закрыли почти все армянские церкви. "После провозглашения независимости Грузии национальная церковь страны активно стала претендовать на армянские церкви, выдвигая как аргумент то, что церкви, якобы, были отняты от грузинской церкви еще царскими властями в 19-ом веке и отданы армянам", - заметил Междоян. По его словам, вопрос армянских церквей в Грузии обострился после того, как священнослужитель грузинской церкви отец Тариел начал строить забор вокруг армянской церкви Святой Норашен, поменял замок, не допуская армян в нее. "По имеющейся у нас информации в церкви стерты все армянские надписи, повреждены фрески, поставлены грузинские кресты", - сообщил член правления молодежной организации. Он отметил, что на действия грузинского священнослужителя армянская община ответила достаточно активно, хотя и нашлись лица, которые призывали ее не "усугублять вопрос". "Многие представители общины требовали снести забор и дать возможность провести армянскую литургию в церкви, однако на фоне парламентских выборов, постепенно накал утих", - заметил Междоян.

Представитель АЦСГ отметил, что с 30-х годов, после сталинских репрессий, в церкви не было армянского священнослужителя. "Церковь находится в ведомстве министерства культуры Грузии, она находится в плачевном состоянии, заросла травой, окружена кучами мусора, все армянские надгробья либо уничтожены, либо с них стерты надписи", - заметил он. Междоян добавил, что армянская епархия Грузии и несколько общественных организаций обращались к мэрии Тбилиси на счет состояния церкви. "Заместитель мэра Тбилиси Георги Ахвледиани сообщил, что мэрия дала добро на строительство забора, и, так как обращение мэрии было перед парламентскими выборами, попросил подождать разрешения вопроса после выборов",- отметил он.

Член АЦСГ сообщил, что у заместителя мэра Тбилиси спросили о причине уничтожения фресок и внутреннего убранства церкви, но четкого ответа не последовало, и представитель мэрии лишь сослался на то, что здание ветхое. "По имеющейся у нашей общины информации, на стенах явно присутствуют следы металлических инструментов, которыми и сбивали фрески со стен церкви", - заметил Междоян, добавив, что на все просьбы армянской общины открыть дверь церкви для подтверждения или опровержения этой информации получали лишь уклончивые ответы, с просьбой подождать. Он заметил, что постепенно выжидательную позицию заняла и армянская епархия Грузии. Член правления молодежной АЦСГ отметил, что правительство Армении в рамках возможного также поддержало армянскую общину, что не мало сказалось на ситуации, сложившейся вокруг вопроса о принадлежности армянской церкви. Однако Междоян сообщил о многократных заявлениях грузинского священнослужителя Тариела о том, что превращение армянской церкви Св. Богородицы (Норашен) в грузинскую - всего лишь вопрос времени.

Напомним, что 16 мая епархия святой Армянской Апостольской Церкви в Грузии выразила озабоченность и возмущение в связи с актом посягательства на церковь Св. Норашен и прилегающую к церкви территорию, организованным священнослужителем Грузинской Православной Церкви отцом Тариэлом Сикинчелашвили. Группа подчиненных ему рабочих начала возводить железный забор, включающий в себя религиозные элементы, характерные Грузинской Православной Церкви, с целью ограждения здания церкви св. Норашен. В ходе встречи премьер-министров Армении Тиграна Саркисяна и Грузии Ладо Гургенидзе в Минске в рамках саммита глав правительств СНГ Тигран Саркисян, обратил внимание грузинского коллеги и на проблему юридического статуса Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви, а также на факты посягательств на армянские церкви духовными и светскими радикалами Грузии. Саркисян особо акцентировал на факте незаконного ограждения территории церкви Св. Норашен в Тбилиси и на далеко идущие планы совершающих эти действия лиц. Ладо Гургенидзе осудил радикальные подходы и провокационные действия и пообещал более детально разобраться в сути проблемы и вмешаться.

ИА REGNUM

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузины хотят навязать православие не грузинскому населению.

Грузинская партия - «Христиан-Демократическое Движение» начинает активно работать над объявлением православия официальной религией. Его представители планируют инициировать этот вопрос на осенней сессии парламента Грузии. Как заявляет лидер движения Георгий Таргамадзе, они собрали довольно много подписей в масштабах Тбилиси и регионов в связи с объявлением православия официальной религией.

По словам Таргамадзе, в связи с инициированием указанного вопроса его команда проведет консультации как с Патриархией Грузии, так и с политическими и общественными группами. Наряду с объявление православия официальной религией, «Христиан-Демократическое Движение» планирует активизировать вопрос внедрения во всех школах Грузии обучения основ православия. В указанном направлении будет работать представитель движения Георгий Ахвледиани.

Фактически, в условиях, когда в Грузии Армянская церковь до сих пор не имеет юридического статуса, ей не возвращаются армянские церкви и храмы, армянскому населению хотят навязать грузинское православие. По всем международным нормам, внедрение в не грузинских школах обучения основ православия является религиозной дискриминацией. Но видимо грузин не интересует, что их будут называть шовинистами, главная цель состоит в том, чтобы навязав не грузинскому населению православие, попытаться оторвать их от своих национальных корней и постепенно ассимилировать.

Но в данной истории знаковым является также тот факт, что данным вопросом будет заниматься представитель «Христиан-Демократического Движения» Георгий Ахвледиани, который известен также и тем, что являясь заместителем мэра Тбилиси, в свое время дал добро на строительство «грузинской» ограды вокруг армянской церкви Сурб Норашен. Строительство данной ограды с грузинской религиозной символикой преследовало цель окончательно огрузинизировать данную армянскую церковь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   14 пользователей, 0 анонимных, 88 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    88 гостей
    irrenna tatosoff luc khnushinak tailor Левон Казарян Sigo stephanie S vanski Абрикос НезнайкО Сахар гаврош vardan hov
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...