Перейти к публикации

Варташенцы - удинизированые Армяне?


nelson

Рекомендованные сообщения

Всем доброго дня......

Насколько интересна будет эта тема я не знаю......

многие помнят недавно я открыл в разделе история тему связанную с надписями армянскими буквами найденные в с. Касапет Мартакертского района Арцаха, возможно на карабахском диалекте, очень тяжело читаемое, и просил перевести.....

история следующая......

Несколько лет назад я "заболел" идеей найти корни моего рода.

Мне стало известно. что настоящая наша фамилия Вартазарян, что мои предки вместе с частью Арцахцев, в 12 в., спасаясь от нашествия орд Лентемура (Тамерлан) покинули Арцах и двинулись на север. Дойдя до поселения удин они основали Варташен. Жили спокойно там до начала 19 века, пока не появилась новая угроза, в виде асимилизации среди удин, причин опасаться за это я не знаю, эта история переходит из уст в уста...

так вот, прапрадеда моего звали Акоп Вартазарян, их было то ли 6 то ли 7 братьев. Они были из семьи священников. Когда встал такой вопрос, самый младший, не обремененный семьей, не захотел остаться, и вместе с групой односельчан двинулся на юг, туда откуда 500-600 лет назад их предки ушли, т.е. в Арцах. Остальные браться решили остаться так как верили что все обойдеться....

Дойдя до Арцаха, они остановились у с. Касапет, сегодняшний Мартакертский район, тогда Касапет был большим центром.

Обосновались там, и с начала 19 века стали жить в с. касапет.

Потом большая часть жителей спустилась на равнину и основала . Мартакерт...

Вот такая история......

В свете этого, и в силу того, что в Вардашене к концу 80-х годов в основном жили удины, и возник этот вопрос.

у кого нить есть исторические справки по этому вопросу?

Может есть знакомые из Варташена с фамилией Вартазарян? я лично общался с удинами из Варташена, не смогли вспомнить никого с фамилией Вартазарян.

А ведь это было лет 200 назад, 6 братьев с семьями не могли за 200 лет ,т.е. 5 покалений, исчезнуть, не оставив следов фамильных....если конечно их не асимилировали... и теперь они удины ...

в общем пока я в поиске.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 13
  • Создано
  • Последний ответ

Варташен к этому моменту уже был "основан", может ты имел ввиду обосновались? И потом, почему ты уверен, что они были в районе Варташена, а не 40-50 км восточнее в Исмаиллинском районе, где было полно именно армянских селений выходцев из Карабаха?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • Advanced

nelson, информацию про Варташен и в целом об армянских поселениях Варташенского района можно почерпнуть у М. Бархударьянца "Агуаниц Еркир"(Тифлис. 1893г). Немало материалов и у Игоря Кузнецова "Удины" и у Бежанова(этнический удин) "Краткие сведения о селе Вар­ташен и его жителях // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14//

Указанные авторы свидетельствуют о наличии арменизированных удин в указанном регионе, об обратном процессе никаких свидетельств нет.

В Варташенском районе (помимо самого Варташена) было около десятка армянских сел (привожу по памяти) ...Зарап, Чалет, Отманлу, Мец Сокутлу, Покр Сокутлу,Хошкашен, Ягублу ... Памятники материальной культуры (церкви, храмы, хачкары ,надгробные камни с эпитафиями, родники , мамятники малой архитектуры с армянскими надписями) достаточно хорошо изучены и каталогизированы С.Карапетяном (имеются фото снимки, слайды, каталог эпитафий и пр.).

Знал одного Вартазаряна (Ашот) из Варташена,..выехал в 1988 году с семьей в Краснодар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знал одного Вартазаряна (Ашот) из Варташена,..выехал в 1988 году с семьей в Краснодар.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Advanced

Спасибо за инфу.

есть выходы на него сейчас?

К сожалению в последний раз видел его в ноябре 1988 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

прочитал я Кузнецова "Удины" и Бежанова, краткие сведения о селе Варташен и о его жителях,

есть несколько моментов на которые я обратил внимание...

1. Есля я правильно понял, Бежанов сам удин... (обратил на это внимание, т.к. была причина усомниться в некоторых его утверждениях)

2.

А) Варташен был основан неким священником по имени (ИМХО м.б. фамилии) Вартан (ИМХО Вартазарян), и село было названо так в честь этого священика, и в переводе (с какого языка он не уточняет) означает село Вартана, (читайте выше мою историю, которую передают устно из покаление в покаление уже не одну сотню лет в моем роду, и материал Бежанова я увидел первый раз только сейчас...). Только вот Бежанов почему то утверждает что священник был удин, (удин по имени Вартан ? к тому же священник с мирским именем Вартан? и зачем удину с армянским именем, основывать новое село, отделяться от своих удин, и дать селу не просто свое имя, а называть его армянским словом? это и вызвало у меня сомнение в его утверждении.

Б) Варташен был назван так , из за роз, и означало селение роз, "Вардись шен" опять армянские слова "Вард", и "шен" с чего удинам называть селение армянскими словом....?

А то что это его утверждение, сомнваться не приходиться. так как коментарии его, и других ссылок он не дает.

Ничего смертельного в том, что удин Бежанов сознательно или нет пытается "удинизировать" происхождение села Варташен, хотя рядом стоящие удинские села не имеют в название армянские слова.....

ну и последнее, мне лично не понравилось, что его расказ заканчивается историей про то как умер армянин и в церкви к нему приходит сатана из за его греховности..........

лишний повод усомниться в его объективности и непредвзятости к армянам, хотя это пять же мое ЛИЧНОЕ мнение...

И что мы имеем?

Кроме сведений полученных от представителей моего рода, мы получили инфу от Бежанова, о том, что сел было основано сященником Вартаном (в моем случаем по фамилии Вартазарян) и означало селение Вартана (Вартазарянов)

История с одинаковым сюжетом не может быть случайной, разница в том, что священник вряд ли мог носить мирское имя Вартан, ( или может я ошибаюсь?)

Скорее всего мы имеем дело с названием рода, в корне которого есть слово "Вард" Здесь версия Вардазарян для меня более реалистична.

Еще, у Кузнецова есть упоминание, что в 19 веке, началась вторая волна удинизации местного населения, "возврат к корням", этот факт вполне логично связывается с историей, что появились опасения насильственной удинизации, и младший брат Вартазарянов, Акоп Вартазарян (мой прапрадед) покинул Варташен....

В принципе из двух источников я получил подтверждение тому, что Варташен был основан священиком из рода Вартазарянов, и что в 19 веке пошла волна удинизации, и конечно определенная часть армян опасалаь засвое будущее, что и случилось с моим предком, покинувшим Варташен из за этого....

Теперь осталось выйти на самих удин и армян из Варташена....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...

Всем доброго дня......

Насколько интересна будет эта тема я не знаю......

многие помнят недавно я открыл в разделе история тему связанную с надписями армянскими буквами найденные в с. Касапет Мартакертского района Арцаха, возможно на карабахском диалекте, очень тяжело читаемое, и просил перевести.....

история следующая......

Несколько лет назад я "заболел" идеей найти корни моего рода.

Мне стало известно. что настоящая наша фамилия Вартазарян, что мои предки вместе с частью Арцахцев, в 12 в., спасаясь от нашествия орд Лентемура (Тамерлан) покинули Арцах и двинулись на север. Дойдя до поселения удин они основали Варташен. Жили спокойно там до начала 19 века, пока не появилась новая угроза, в виде асимилизации среди удин, причин опасаться за это я не знаю, эта история переходит из уст в уста...

так вот, прапрадеда моего звали Акоп Вартазарян, их было то ли 6 то ли 7 братьев. Они были из семьи священников. Когда встал такой вопрос, самый младший, не обремененный семьей, не захотел остаться, и вместе с групой односельчан двинулся на юг, туда откуда 500-600 лет назад их предки ушли, т.е. в Арцах. Остальные браться решили остаться так как верили что все обойдеться....

Дойдя до Арцаха, они остановились у с. Касапет, сегодняшний Мартакертский район, тогда Касапет был большим центром.

Обосновались там, и с начала 19 века стали жить в с. касапет.

Потом большая часть жителей спустилась на равнину и основала . Мартакерт...

Вот такая история......

В свете этого, и в силу того, что в Вардашене к концу 80-х годов в основном жили удины, и возник этот вопрос.

у кого нить есть исторические справки по этому вопросу?

Может есть знакомые из Варташена с фамилией Вартазарян? я лично общался с удинами из Варташена, не смогли вспомнить никого с фамилией Вартазарян.

А ведь это было лет 200 назад, 6 братьев с семьями не могли за 200 лет ,т.е. 5 покалений, исчезнуть, не оставив следов фамильных....если конечно их не асимилировали... и теперь они удины ...

в общем пока я в поиске.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 месяцев спустя...

В статье Առաքելյան , Գ. Ռ. (2003) Ակնարկ Ուտի ազգաբնակչության պատմության. Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 1 . pp. 93-98.

http://lraber.asj-oa.am/129/

упоминается варташенский священник Мкртыч Мелик-Вартазарянц. По просьбе Айрапета Силикова им был составлен рукописный сборник по этнографии удин (хранится в Национальном архиве Армении)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Не знаю они чеготамсделанные кто, но считают они себя удинами, и этого вполне достаточно, имхо, ибо они не только себя считают удинами, но еще и являются носителями важнейших компонентов данной этничности :rolleyes2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В статье Առաքելյան , Գ. Ռ. (2003) Ակնարկ Ուտի ազգաբնակչության պատմության. Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 1 . pp. 93-98.

http://lraber.asj-oa.am/129/

упоминается варташенский священник Мкртыч Мелик-Вартазарянц. По просьбе Айрапета Силикова им был составлен рукописный сборник по этнографии удин (хранится в Национальном архиве Армении)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

В статье Առաքելյան , Գ. Ռ. (2003) Ակնարկ Ուտի ազգաբնակչության պատմության. Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների, № 1 . pp. 93-98.

http://lraber.asj-oa.am/129/

упоминается варташенский священник Мкртыч Мелик-Вартазарянц. По просьбе Айрапета Силикова им был составлен рукописный сборник по этнографии удин (хранится в Национальном архиве Армении)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вообще,маловероятно,то что название села Варташен происходило бы от фамилии Вартазарян.Вообще название у темы не корректное.Большую часть села,когда оно им было составляли удины,как православные,так и григориане. У григориан (как армян,так и удин) была всего одна своя церковь.Остальные были либо православные,либо совместные,например монастырь св.Елисея.Кстати,скажу удин-григориан в Нухинском уезде,где и находился Варташен,часто называли армянами,что однако не значит,то что армян в регионе не было. К слову сказать,удин-православных называли грузинами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 1 анонимный, 191 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    192 гостя
    1 анонимный
    Firefly Rubik vardan hov luc Nelsjan Левон Казарян w i t o khnushinak
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...