Перейти к публикации

hemşin (hamshen) v Turcii


Ruben Amshenci

Рекомендованные сообщения

ХЕМШИЛЫ

СПРАВКА:

Вследствие массовой насильственной исламизации в середине 17 века армянского населения области Амшен в Западной Армении (ныне территория Турции) образовалась этноконфессиональная группа с выраженным самосознанием, называющая себя хемшилами и говорящая на амшенском диалекте армянского языка. Небольшая группа хемшилов проживала на территории Аджарии, и в 20-е гг. состояла из 600 чел. В 1944 г. хемшилы Аджарии вместе с турками-месхетинцами и курдами-курманджами были высланы в Киргизию и Казахстан. В 70-е гг. часть хемшилов переселилась в Краснодарский край и сегодня, проживает в Апшеронском, Белореченском и др. районах (около 1000 чел.). Проблема определения этнической принадлежности данной группы связана с политическими нюансами в ареале проживания основной части ее представителей. Хемшилы Турции осознают свое этническое и языковое отличие от турок, но политика турецкого государства подавляет их стремление к становлению этнического самосознания. Хемшилы, живущие в России, признают свое родство с амшенской армянской общностью, но склонны к самоидентификации себя как отдельного этноса с самонозванием "Хомшеци".

http://regnum.ru/news/449014.html

Судьбой хемшилов Краснодарского края обеспокоены в Армении

Серьезную обеспокоенность судьбой хемшилов (исламизированные армяне) Краснодарского края выразила Земляческая общественная организация "Амшен" Республики Армения. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM председатель организации Иван Крбашьян, представителям хемшилов в очередной, уже четвертый раз, отказано в регистрации общественной организации. При этом официальный отказ, переданный представителю хемшилов 3 мая, был датирован 4 мая.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что постоянные отказы в регистрации Культурного общества "Хемшилы" носят надуманный характер, так, последний отказ объяснялся одной единственной причиной - в заявлении на регистрацию был неверно назван регистрирующий орган. При регистрации любой другой организации, это не является причиной для отказа - заявителю дается возможности внести исправления и вновь подать Заявление в регистрирующий орган. В случае же с хемшилами этого не происходило, при этом государственная пошлина в размере 2000 рублей исправно взималась все четыре раза.

По мнению Ивана Крбашяна, главной причиной в отказе от регистрации организации является религиозная принадлежность хемшилов. Своими действиями, представители Главного управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю создают прецедент появления еще одного народа, покидающего Россию в качестве политических беженцев. Не секрет, что представители Международной Организации Миграции, осуществляющие проект по переселению турок-месхетинцев с территории Краснодарского края в США, уже готовят аналогичные проекты по переселению народности курдов-курмандж, также проживающего на Кубани и хемшилов.

http://regnum.ru/news/449014.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 59
  • Создано
  • Последний ответ

Праздник Вадавар у Хемшилов и Амшенов

Армяне Апшеронского района Кубани отметили Вардавар

В Апшеронском районе Краснодарского края местная армянская диаспора отметила народный армянский праздник Вардавар. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в редакции газеты армян России "Еркрамас", представители городов и поселков района с утра собрались в Армянской церкви Святого Георгия Победоносца города Апшеронска, где прошло праздничное богослужение.

После религиозной части праздника, во дворе церкви прошел небольшой митинг, в ходе которого настоятель церкви Тер Момик и председатель районной армянской общины, депутат муниципального совета Ардаваст Тулумджян поздравили собравшихся с праздником.

Музыкальную часть мероприятия подготовил детский армянский танцевальный коллектив, исполнивший несколько танцев амшенских армян. Примечательно, что впервые в армянском празднике, в составе танцевального коллектива, приняли участие дети хемшилов - исламизированных армян, в небольшом количестве проживающих в Апшеронском районе Краснодарского края.

Вардавар или Преображение Господа нашего Иисуса Христа - один из наиболее популярных армянских народных праздников, который отмечается на протяжении тысячелетий. Праздник изначально был посвящен самой почитаемой армянской богине Нового Пантеона Астхик - богине любви и красоты, покровительствовавшей всем влюбленным. Несмотря на то, что по своей сути Вардавар - праздник языческий, он столь глубоко проник в сознание народа и настолько ему полюбился, что даже после принятия христианства его празднование оставалось одним из ярких событий для каждого армянина. С годами Армянская Апостольская Церковь приняла и утвердила его в числе прочих религиозных праздников, которые отмечаются по церковному календарю поныне.

В день праздника люди дарили друг другу цветы, преимущественно розы (отсюда и название "Вардавар", что в переводе с армянского означает "розы в цвету"). Почитатели богини Астхик пускали в небо голубей в знак примирения или любви. Кульминацией праздника было обрызгивание друг друга водой, в которой накануне выдерживались розы.

СПРАВКА:

Амшенские армяне составляют большинство армянского населения на побережье Краснодарского края и еще в ряде районов Кубани и Адыгеи. Они являются выходцами из района Амшен в Западной Армении (ныне на территории Турции), переселившимися на Кубань в середине XIX века и в начале XX века после Геноцида армян в Турции. На Кубани, в Адыгее и Абхазии компактно проживают по данным экспертов до 250 тысяч амшенских армян, а на территории Турции в пределах традиционного проживания, по данным различных источников, от 500 тысяч до двух миллионов исламизированных амшенских армян, назыающих себя "хомшеци" (в пер. с арм. "амшенцы").

Отметим, что у амшенских армян, проживающих на Кубани нынешнее празднование Вардавара является возрождением древней народной традиции, утраченной после переселения в Россию, в то время как исламизированные амшенские армяне - хемшилы, проживающие ныне на территории Турции, сохранили традицию празднования Вардавара по сей день.

http://www.regnum.ru/news/681569.html?forprint

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Амшенцы

Амшенцы, Хемшилы (самоназвание Хомшеци, англ. Hemshinlis или англ. Khemshils; арм. Համշե(ն)ցիներ; тур. Hemşinli) — субэтнические группы армян, населяющие побережье Чёрного Моря на территории Турции, Грузии (Абхазии) и России. Небольшое число проживает в Казахстане после насильственного переселения по указанию Сталина с территории Грузии. Большинство исповедует ислам (сунниты ханифиды), другие же являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви.

В России по переписи 2002 года проживает 1,5 тысячи хемшилов.

Возникновение

Согласно Летописцу Леонтию Византийскому (VI век н. э.) армянские князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе, двинулись во главе 12000 населения в Византийскую Империю. Они основали город Тамбут в горах, который впоследствии был переименован в Хамамшен и далее в Хамшен (таково армянское и местное название) он же Hemşin (официальное турецкое название). Данная этническая группа армян благоприятно развивалась в горах Понта и, будучи практически отрезаной от остальной армянской нации, выработала свой уникальный диалект.

Большинство этих армян были христианами и принадлежали Хачкарской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1461 году Амшен был захвачен Оттоманской Империей. В результате этого нашествия, за период с 16 по 18 век значительное число амшенцев постепенно перешло в ислам. Однако новообращённым удалось сохранить свой диалект и культуру. Исламизированным амшенцам (хемшилам) было дозволенно остаться в неприкосновенности.

Амшенцы, не принявшие ислам, в большинстве своём были вынуждены бежать, но некоторым удалось остаться на месте, например в местечке Елевит (Елиовит). Большинство бежало в западную часть Понта: Трабзон, Гиресун, Орду, Самсун, на запад Турции (напр. Адапазары и Болу) а также на черноморское побережье Российской Империи. В связи с геноцидом армян и войной за независимость Турции, большинство спасшихся амшенцев-христиан Турции эмигрировало в поселения в России. Группа амшенцев из Адапазары, согласно некоторым источникам, нашла убежище в Армении.

Этнические Группы

Согласно проф. Берту Воксу (Университет Висконсин в Милуоки) Амшенцы делятся на три основные группы.

Амшенцы Западной Группы (hемшинли) — население Баш-Хемшина. Проживают в основном в горных деревнях провинции Ризе. Это мусульмане-сунниты, представленные в большом количестве в районах и Чамлыхемшина (Вийя) и Хемшина. Меньшие по численности общины этих амшенцев проживают далеко на западе Турции в таких регионах как Стамбул, Сакарья, Дюзче, Кочаели и Зонгулдак. Западная группа использует особый диалект турецкого языка, называемый «hемшинче».

Амшенцы Восточной Группы (hомшеци) из Хопа Хемшина являются также мусульманами-суннитами и проживают в провинции Артвин, большинство в городе Кемалпаша (Макриали), района Хопы, а так же в посёлке Муратлы (Берливан) в районе Борчка. Большое число проживало в Аджарии (Грузии) но были высланы Сталиным в Казахстан и Киргизию. Значительная часть этих переселенцев с 1989 года переместилась в Краснодарский край в числе прочих «месхетинцев». Восточная группа разговаривает на архаичном диалекте армянского языка, самоназвание которого «hомшеци лизу».

Амшенцы Северной Группы (hамшенци) являются потомками неисламизированной части амшенцев, которые покинули Амшен в период обращения в ислам остального населения. Они обосновались в таких регионах, как Самсун или Джаник, Куршунлу или Чаршамба, Орду, Гиресун и Трабзон (в долине Кара-дере, «чёрной речки» к востоку от Трабзона). Большинство из этих амшенцев сейчас проживают в Краснодарском крае, в частности в Сочи и Адыгее. Являясь христианами, они хранят самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и в Восточной группе, они говорят на амшенском диалекте, называя его «hяйрен». Проф. Вокс объединяет название всех амшенских диалектов одним названием «hомшецма».

Культура

Амшенцы хорошо известны как рассказчики забавных анекдотов, загадок и историй. Некоторые из анекдотов, рассказываемых амшенцами-мусульманами, основаны на более древних армянских рассказах, претерпевших «дехристианизацию». Свои танцы Амшенцы сопровождают самобытной музыкой, используя тулум (понтийскую волынку, Западная группа), шимшир-кавал (самшитовую флейту, Восточная группа) и hамшна-зурну (амшенскую зурну, Северная группа). Традиционными занятиями амшенцев Турции является выращивание чая и кукурузы, животноводство и пчеловодство. Амшенцы Северной Группы, проживающие на юге России и в Абхазии, занимаются выращиванием цитрусовых, табака, кукурузы, чая, шелковичных червей, а так же рыбной ловлей. Некоторые из Амшенцев (как мусульмане, так и христиане) известны в местах проживания как видные кондитеры, держатели ресторанов и транспортники. Амшенцы Турции являются отменными оружейных дел мастерами.

Современное положение Амшенцев в мире

Амшенцы Турции

В настоящее время наблюдается всеобщий и значительный всплеск интереса к культуре амшенцев в Турции. Первый игровой фильм на амшенском диалекте, «Моми» ("momi = бабушка"), был снят в 2000 году. Амшенский певец Гюкхан Бирбен (Gökhan Birben), представитель Западной Группы и лазский певец Казым Коюнчу (Kâzım Koyuncu) также поют на амшенском диалекте. В 2005 году вышел в свет первый альбом исключительно с народными песнями, исполняемыми в основном на амшенском, под названием «Кто это?» — Песни Амшенцев (Vova — Hamşetsu Ğhağ).

Старое поколение амшенцев-мусульман негативно воспринимает название «эрмени» (т.е. «армяне»: так называют амшенцев их соседи лазы), однако молодёжь, особенно с сильными левыми политическими убеждениями, тяготеет к армянской самоидентификации. Месут Йилмаз (Mesut Yılmaz), бывший премьер министр Турции, является уроженцем Стамбула, частично происходит из западно-амшенской семьи. Амшенцами являлись министр образования Ахмет Тевфик Илери (Ahmet Tevfik İleri), родившийся в в деревне Ялткая (Гомно), Дамат Мехмет Али Паша (Damat Mehmet Ali Pasha), оттоманский главный визирь накануне Крымской Войны 1853 года, а также Мурат Караялчын (Murat Karayalçın), нынешний лидер Социал-Демократической Партии Турции (SHP) и бывший мэр города Анкары.

В настоящее время большой проблемой среди амшенцев Турции является туризм. Местная экология и культура подвергаются опасности из-за возросшего числа туристов, которых привлекает красота таких мест как Ризе, Хопа и Айдер. Многие амшенцы возмущены таким внезапным туристическим бумом. «Айдер начал вырождаться после того, как дорога соединила его с соседним городом Чамлыhемшином» — говорит местный амшенский активист Сельчук Гюней, целью которого является сохранение места своего рождения, находящейся по соседству долины Фыртына (Fırtına, Furtuna).

Амшенцы в России и бывшем Советском Союзе

Интерес к своей культуре и истории растёт среди амшенцев-христиан. В 2006 году в Краснодаре вышел первый музыкальный альбом на амшенском языке с фольклорными песнями в исполнении группы «Караван». Научно-информационный и культурный центр начал свою работу по восстановлению культурного наследия амшенцев, проживающих в регионе. В Сухуми издаётся газета «Амшен».

В конце 1980х годов Амшенцы Казахстана направили петицию правительству с просьбой о разрешении на переселение в Армению. Однако данная просьба была отвергнута Москвой ввиду опасений, что переселение мусульман в Армению может вызвать конфликт с христианским населением.

После распада Советского Союза большинство амшенцев жили в относительном спокойствии, однако амшенцы Абхазии оказались втянутыми в грузино-абхазскую войну и воевали на стороне абхазов. В связи с турко-месхетинской проблемой с 2000 года несколько сотен амшенцев-мусульман, переселившихся из Казахстана и Киргизии в Краснодарский край (в основном в район Апшеронска), пытались получить формальное признание со стороны местных властей, но получили отказ от краснодарских чиновников. Другие амшенские организации обратились в защиту своих братьев по этносу, направив письма в адрес Российского посла в Ереване с просьбой о вмешательстве Москвы в дело предоставления амшенцам-мусульманам законного статуса.

Признание в армянском обществе

Большинство армян признаёт амшенцев, как мусульман, так и христиан, своими этническими братьями.

В октябре 2005 года в г. Сочи состоялась научная конвенция по вопросам Амшена. Конференция была организована Институтом Истории Академии Наук Республики Армения, Московской региональной общественной организацией «Русско-армянское содружество» (комиссия Ай Дата АРФ Дашнакцутюн) при содействии Армянского научного информационно-культурного центра «Амшен» и газеты армян России «Еркрамас».

Учёные из разных стран (Армении, России, США, Германии и Ирана) собрались для обсуждения истории Амшена. В докладах рассматривались такие темы, как «Состояние Понта и Армении в период с 1914 по 1921 год», «Геноцид армян Амшена с 1915 по 1923 гг.», «Армяне Абхазии на стыке столетий», «Амшен: историко-географический обзор». Конференция завершилась выступлениями амшенских музыкальных коллективов Кубани.

Литература

Bert Vaux, Hemshinli: The Forgotten Black Sea Armenians, Harvard University, 2001.

Mack Chahin, The Kingdom of Armenia: A History, Routledge, London, 2001. (ISBN 0700714529)

Robert Hewson, Armenia: A Historical Atlas, University Of Chicago Press, 2000. (ISBN 0226332284)

Peter Alford Andrews, Ethnic Groups in the Republic of Turkey, Dr. Ludwig Reichert Verlag, Wiesbaden, 1989. (ISBN 3895002976)

Ссылки

KuzeyMavi — Hemşin Güncesi — сайт хемшилов Турции (тур.) (нем.)

«Momi» ve «Hamşetsi» Olmak... - интервью с режиссёром фильма «Моми» (тур.)

Damardan Hemşin Ezgileri: VOVA - статья про альбом «Вова» (тур.)

Hamshen - статья в Armeniapedia (англ.)

Armenians of Hamshen - амшенцы в Yahoo! Groups (англ.)

/PanARMENIAN.Net/ В Краснодаре вышел диск с песнями, исполняемые на амшенском диалекте армянского языка

История армян Кубани

Армянский этнорелигиозный элемент в Западной Армении эссе Карена Ханларяна (Иран)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%...%BD%D1%86%D1%8B

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исследование К.Григоряна посвящено идентификации малоизвестных групп армян :

черкесогаи

зоки

ираноязычные армяне

армяне-католики

армяне-греки

донские армяне

амшенцы

эдессийцы

цыгане-армяне

тумбульцы

хемшилы

Григорьян К.Э. Грани идентичности. Социокультурное пограничье как фактор формирования этнического самосознания (на примере субэтнических групп армян). М., 2006. 172 с. ISBN 5-201-04823-4. Объем 10,75 п.л. Тираж 250 экз.

В основу предлагаемой читателю книги легли результаты исследования, посвященного процессам формирования этнической идентичности некоторых групп армян :

черкесогаи, зоки, ираноязычные армяне, армяне-католики, армяне-греки, донские армяне, амшенцы, эдессийцы, цыгане-армяне, тумбульцы, хемшилы.

Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

http://www.inafr.ru/node/74

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Форум с разделом, в котором обсуждается музыка хемшенци и хемшенци-музыканты :

http://www.karadenizumutradyo.com/umutrady...sts.asp?TID=285

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исследование К.Григоряна посвящено идентификации малоизвестных групп армян :

черкесогаи

зоки

ираноязычные армяне

армяне-католики

армяне-греки

донские армяне

амшенцы

эдессийцы

цыгане-армяне

тумбульцы

хемшилы

Григорьян К.Э. Грани идентичности. Социокультурное пограничье как фактор формирования этнического самосознания (на примере субэтнических групп армян). М., 2006. 172 с. ISBN 5-201-04823-4. Объем 10,75 п.л. Тираж 250 экз.

В основу предлагаемой читателю книги легли результаты исследования, посвященного процессам формирования этнической идентичности некоторых групп армян :

черкесогаи, зоки, ираноязычные армяне, армяне-католики, армяне-греки, донские армяне, амшенцы, эдессийцы, цыгане-армяне, тумбульцы, хемшилы.

Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

http://www.inafr.ru/node/74

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Форум с разделом, в котором обсуждается музыка хемшенци и хемшенци-музыканты :

http://www.karadenizumutradyo.com/umutrady...sts.asp?TID=285

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Представители амшенци в госструктурах Турции :

Damat Mehmet Ali Pasha, великий визирь

was an Ottoman Grand Vizier for seven months in 1853, on the eve of the Crimean War. He was of Hamsheni origin

Ahmet Tevfik İleri,премьер-министр

Turkish Prime Ministry, who was born in Yaltkaya (Gomno) village of Hemşin

Ahmet Mesut Yılmaz ,премьер-министр

(born 1947) is the former leader of "Anavatan Partisi" (ANAP, the Motherland Party) and the Turkish prime minister in the 1990s. Viewed as a slightly conservative and relic of the old ways of the 1980s and 1990s.

Murat Karayalcin,

current leader of SHP and a former Deputy Prime Minister and mayor of Ankara.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хемшинка в традиционной одежде

Hamsheni woman in traditional dress, courtesy of Avik Topchyan

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/9...ional_dress.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 209 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    212 гостей
    luc Davidroyal Rubik Ara55 Artmonton Firefly melkum Абрикос
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...