Перейти к публикации

Ответы Гукасяна


ARTUR2005

Рекомендованные сообщения

ГОСТЬ ГАЗЕТЫ "АЗАТ АРЦАХ" - ПРЕЗИДЕНТ НКР АРКАДИ ГУКАСЯН

Уважаемые читатели! В связи с 15-летием образования Нагорно-Карабахской Республики сегодня, как и было обещано, гостем электронного сайта газеты «Азат Арцах» является президент НКР Аркадий ГУКАСЯН, любезно согласившийся ответить на ваши вопросы, за что мы выражаем ему нашу благодарность. В редакцию поступило несколько сотен вопросов из Нагорного Карабаха, Армении, России, США, Азербайджана и других стран. Наших читателей интересует буквально все – от проблемы Нагорного Карабаха до повседневной жизни президента. Многие из них фактически повторяются. Поэтому мы выбрали наиболее актуальные из заданных вопросов, которые интересуют большинство читателей. Для удобства редакция сочла целесообразным сгруппировать вопросы по основным темам.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.

- Господин Президент, Вы верите в международное признание Нагорно-Карабахской Республики?

Марат Захарян, врач, Калининград.

- Безусловно. Когда наш народ 15 лет назад высказался на референдуме за независимость Нагорно-Карабахской Республики, он, в первую очередь, думал о своем будущем, а не о возможной реакции международного сообщества. Независимая от Азербайджана НКР – это не самоцель, а единственное условие существования народа Нагорного Карабаха на земле своих предков, его развития и процветания. Мы четко осознавали, что международное признание НКР – это долгий и крайне тяжелый путь, к тому же зависящий от происходящих в нашем регионе процессов по формированию нового геополитического расклада сил. Но в конечном итоге все зависит от нас – от нашей воли, терпения, умения преодолевать трудности, от нашей сплоченности и твердости, самодостаточности и готовности строить правовое государство. Нагорно-Карабахская Республика де-факто состоялась, и это признают многие в мире. Мы смогли не только отстоять нашу независимость в навязанной нам Азербайджаном войне, но и в сравнительно короткий исторический срок преодолеть ее последствия и построить государство, которое по многим параметрам, в том числе по уровню демократизации общественно-политической жизни, оставило далеко за собой Азербайджан.

- Господин Президент, намерены ли Вы и военно-политическое руководство Нагорного Карабаха сдать территории так называемого пояса безопасности без признания независимости НКР? Alex, Москва.

- Мы никогда не пойдем на такое урегулирование, которое способно поставить под сомнение безопасность Нагорного Карабаха, не говоря уже о независимости от Азербайджана. Я уверен, что попытка решения любых вопросов, в том числе касающихся пояса безопасности вокруг НКР, в отрыве от основополагающего вопроса статуса, - это путь к войне. Для нас нет закрытых тем, но это вовсе не означает, что мы готовы к односторонним уступкам. Степень наших уступок зависит от степени уступок азербайджанской стороны.

- Уважаемый господин Президент, как бы Вы прокомментировали недавнее высказывание американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы о том, что участие или неучастие Нагорного Карабаха в переговорном процессе зависит от воли Армении и Азербайджана?

Галина Айрапетова, журналист, Армения.

- Против участия Нагорного Карабаха в переговорах как стороны конфликта выступает исключительно Азербайджан. Баку предпочитает иметь дело с Ереваном с целью трансформирования проблемы самоопределения народа Нагорного Карабаха в плоскость территориальных притязаний Армении к Азербайджану. К сожалению, международные посредники пошли на уступку азербайджанской стороне, дабы не дать затухнуть мирному процессу. Но, уверен, эта уступка носит временный характер. В документах Будапештского (декабрь 1994 года) саммита СБСЕ карабахская сторона фактически признана полноправной стороной конфликта. Кроме того, есть вопросы, которые без нашего участия просто не решить. И таких вопросов не один и не два. Это обстоятельство сполна осознается всеми сопредседателями МГ. Кстати, когда Азербайджан оказывался в трудной ситуации во время войны, Баку напрямую контактировал со Степанакертом. У нас имеется солидная папка соответствующих документов.

- Господин Гукасян, неужели на свете есть армянин, кто думает, что Азербайджан когда-нибудь откажется от Нагорного Карабаха? Неужели в Степанакерте хотят войны? Ведь азербайджанская армия уже не та, что была в 1992 году.

М. Ахмедов, Баку.

- Отвечу в Вашем стиле. Неужели есть на свете азербайджанец, кто думает, что карабахские армяне когда-нибудь согласятся вернуться в подчинение Баку? Неужели в Азербайджане хотят войны? Ведь карабахская армия тоже далеко не та, что была в 1992 году. Войной проблему не решить. К сожалению, Вы, господин Ахмедов, являетесь типичной жертвой азербайджанской пропаганды, которая отрицает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение – право, которое сегодня признают также международные посредники в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ, представляющих ведущие мировые державы – США, Россию и Францию. Надо искать разумные компромиссы, без чего достичь урегулирования невозможно. А надежда на военный бюджет, надежда на реванш – это плохая, я бы сказал, самоубийственная надежда. Азербайджан всегда многократно превосходил Нагорный Карабах и в живой силе, и в военной технике. Однако результаты развязанной вами войны хорошо известны. Не лучше ли официальному Баку прекратить вводить в заблуждение свою общественность и пойти на естественные прямые контакты со Степанакертом? Ведь многие вопросы мы и впрямь в состоянии решить за столом переговоров.

- Товарищ Гукасян, мир никогда не признает независимость так называемой НКР. Все равно Азербайджан вернет себе Карабах. Не лучше ли согласиться на это сразу? Вы же не будете отрицать, что неразрешенность проблемы тормозит экономическое развитие Армении?

Л. Сеидова, Гянджа.

- Уважаемая г-жа Сеидова, карабахские армяне избрали путь независимости для того, чтобы сполна реализовать свои права и свободы, которые грубо попирались руководством Азербайджана. Время показало, что мы были правы и избрали верный путь. Посмотрите, как сегодня ведут себя власти вашей страны по отношению к армянам Нагорного Карабаха. Они грозят покончить с нами, если мы не согласимся вернуться в состав Азербайджана. Разве это серьезно? Разве цивилизованные руководители призывают соседей к совместному проживанию в одном государстве угрозами и шантажом? Народ Нагорного Карабаха не питает ненависти к азербайджанскому народу. В вашей республике ситуация кардинально противоположная. В Азербайджане на государственном уровне культивируется ненависть к армянам. Одним из подтверждений тому является то, что в Азербайджане нагорно-карабахский конфликт преподносится как армяно-азербайджанский конфликт. Если у Вас появится желание посетить Нагорный Карабах, Вы могли бы воочию убедиться в том, что свободы слова и всего того, что в совокупности называют демократией, у нас гораздо больше, чем в вашей стране. А ведь нас, в отличие от Азербайджана, никто в мире не заставлял и не заставляет придерживаться норм демократического сообщества или проводить выборы в соответствии с европейскими стандартами. Но мы вопреки всему, в том числе протестам вашего руководства, демократизируем наше общество, хотя и находимся под постоянными угрозами бакинских властей начать новую войну против Нагорного Карабаха. И делаем это потому, что демократия прежде всего нужна нам, народу НКР. Заверяю Вас, что о происходящих у нас позитивных переменах хорошо осведомлены в мире. Не случайно с каждым годом растет число наших зарубежных друзей и доброжелателей. Что касается перспективы нашего признания, то, в отличие от Вас, я более высокого мнения о международном сообществе. Об Армении же Вам беспокоиться, наверно, не стоит. Подумайте лучше о том, в какую пропасть ведут вас ваши власти.

- С первого же дня прихода к власти президент Азербайджана Ильхам Алиев чуть ли не ежедневно говорит о способности его страны решить карабахскую проблему силовым путем. Считаете ли Вы, господин Президент, такой сценарий реальным? М. Акопян, Тбилиси.

- Возобновление военных действий, конечно, полностью исключать нельзя. Однако я не думаю, что азербайджанская сторона пойдет на столь самоубийственный для нее шаг. Мы уже привыкли к всевозможным шантажам бакинских властей. Сегодня они хотят запугать нас ростом военного бюджета Азербайджана, который обеспечивается денежными поступлениями от продажи нефти. Однако такая политика бесперспективна. Во-первых, если Азербайджан все же решится на войну, во что верится с трудом, то получит достойный отпор с весьма печальными последствиями для этой страны. Во-вторых, силовой путь представляется нереальным и по причине незаинтересованности мировых и региональных держав в дестабилизации ситуации в регионе в том числе в связи с реализацией здесь нефтяных проектов, в которые Запад вложил огромные финансовые средства. В-третьих, не желает войны и само азербайджанское общество, пострадавшее от боевых действий 1992-1994 годов. О войне в Азербайджане говорят лишь те, кто не знает, что это такое, и кто, в случае ее развязывания, наверняка, не будет воевать. Если Вы заметили, как правило, наиболее агрессивные призывы озвучивает сидящая в теплых креслах так называемая азербайджанская элита, которая, не сомневаюсь, подготовила «запасные аэродромы» для своих детей и родственников. Если бы Азербайджан был демократической страной, наверное, народ сполна спросил бы со своих руководителей – бывших и нынешних: до каких пор он будет использоваться в качестве пушечного мяса? Я считаю, думать и говорить о развязывании войны аморально. Жизнь доказала - силовым путем проблему Нагорного Карабаха не решить.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА.

- В народе поговаривают о том, что предполагаемое принятие Конституции НКР преследует цель предоставить Вам, Аркадий Аршавирович, право баллотироваться на третий президентский срок. Так ли это?

Александр Петросян, строитель, Степанакерт.

- Если Вы знакомы с моей предвыборной программой, то, наверно, знаете о данном мною обещании содействовать принятию Конституции НКР. Основной закон страны, коим является ее конституция, принимается не президентом, а народом. И за все время моего президентства я не давал людям повода усомниться во мне как основном гаранте соблюдения закона. Думаю, проведенные ранее в НКР выборы – будь то президентские, парламентские или в органы местного самоуправления – убедили наш народ в том, что именно ему решать, кому быть президентом страны, депутатом парламента или мэром города. Кстати, Вам должно быть известно, как отдельные международные структуры, с подачи Азербайджана, нервно реагируют на факты проведения в НКР выборов любого уровня. Иными словами, многих вполне устроила бы ситуация, при которой в НКР вообще не проводились бы никакие выборы. Но это не наш путь. Мы строим демократическое общество, которое немыслимо без свободных, справедливых выборов. Конституция нам необходима – в этом, наверное, никто не сомневается. Более того, мы несколько задержались с ее принятием. Мир не стоит на месте, и мы обязаны адекватно реагировать на вызовы цивилизации. Мы должны подтвердить и закрепить наше право на свободу и независимость, нашу готовность развивать лучшие традиции мирового сообщества. Что касается меня, то я до сих пор нигде и никогда не заявлял о своем желании баллотироваться на третий срок. Считаю неправильным, когда некоторые рассматривают принятие Основного закона государства исключительно в плоскости третьего срока. Ведь Конституция нужна не Гукасяну, она жизненно необходима НКР и ее народу, в том числе и в плане международного признания. Если даже предположить, что Конституция, в случае ее принятия, и предоставит мне такую возможность, то возникнет целый ряд существенных вопросов, в частности: пойду ли на это я сам, и, самое главное, нужно ли это народу? Независимо от всего, до самого последнего дня моего президентства я буду делать все от меня зависящее для решения многочисленных проблем, стоящих перед нашей страной. Конечно, найдутся люди, которые любую мою инициативу будут трактовать как популизм, попытку понравиться народу. Но сидеть из-за них сложа руки до конца срока было бы просто недопустимо. Тем более, что на повестке дня масштабные программы, осуществлением которых мы занимаемся многие годы. И еще об одном: рано или поздно мы должны принять Конституцию – при президенте Гукасяне или ком-либо другом. Следуя Вашей логике, президент, в чью бытность будет приниматься Конституция, обречен на подобного рода подозрения. Так что, вообще не принимать Конституцию? Хотел бы также подчеркнуть, что помимо моих предвыборных обязательств, необходимость принятия Основного закона закреплена в политических платформах всех без исключения партий и движений, действующих в НКР. И это закономерно, поскольку продиктовано логикой развития нашей государственности.

- Аркадий Аршавирович, разве это правильно, когда несколько процентов людей живут очень богато, а большинство еле сводит концы с концами? Согласитесь, что такое положение дел не способствует единению нашего общества.

Багатур Абрамян, пенсионер, Мардакертский район.

- Это явление наблюдается практически на всем постсоветском пространстве и вызвано объективными процессами перехода от социализма советского образца к свободным рыночным отношениям. Другое дело, что государство должно предпринять меры по искоренению бедности, сокращению разрыва между имущими и малоимущими. В этом направлении нам всем есть над чем подумать. Считаю, что наши предприниматели просто обязаны активнее заняться гуманитарной и меценатской деятельностью, к чему я их всегда призываю. Поверьте, в одночасье решить все экономические проблемы невозможно. Тем более, что НКР является непризнанным государством, по причине которой ей не предоставляется финансовая помощь со стороны европейских структур. А как Нагорному Карабаху развивать ускоренными темпами свою экономику без денежных кредитов извне? Напомню, что несколько лет назад, до повышения цен на нефть, даже такая богатая энергоресурсами страна, как Россия, остро нуждалась в кредитах Международного валютного фонда и Всемирного банка. Однако я соглашусь с Вами в том, что расслоение людей на богатых и бедных способно внести некоторое напряжение в общество - но только при одном условии: если богатство наживается незаконным путем. Задача государства и моя как президента – не допустить этого опасного явления. Я понимаю Вашу озабоченность. Действительно, ломка привычного уклада жизни, развал социалистической плановой экономики в первую очередь ударили по старшему поколению, которому, в виду объективных причин, очень трудно адаптироваться к новым условиям, диктуемым рынком. Но другого выхода у нас, по существу, не было. Не надо бояться преуспевающих бизнесменов, которые нажили свое состояние, подчеркиваю, законным путем. Ведь это новые рабочие места, поступления в бюджет, благотворительная, меценатская деятельность. Применительно к вашему району в данном контексте самых высоких оценок заслуживает деятельность компании «Бейз Металз», которая не только создала порядка 1000 высокооплачиваемых рабочих мест, но и активно занимается благотворительной деятельностью. Особо хочу отметить деятельность благотворителя Левона Айрапетяна, на средства которого отреставрирован Гандзасарский монастырь, а в селе Ванк и окрестностях построены дороги и производственные мощности, сооружаются современные гостиницы, школа, больница. Эти примеры наглядно демонстрируют, что капитал вкупе с патриотизмом способен внести существенные изменения в социально-экономическую ситуацию, в том числе и в масштабе целого района. Я бы призвал местных и живущих за рубежом карабахских бизнесменов последовать указанным примерам и активно вовлечься в святое дело возрождения Арцаха. Кстати, как жителю Мардакертского района, Вам должно быть известно, что обсуждению именно этих вопросов была посвящена состоявшаяся в конце июня с.г. в райцентре Мардакерт встреча бизнесменов и предпринимателей – ваших соотечественников – проживающих в разных уголках России. Надеюсь, подобного рода встречи и обсуждения станут регулярными для выходцев из всех регионов нашей республики. В целом же мы видим свою задачу в том, чтобы подтянуть малоимущих, развивать малый и средний бизнес, создать дееспособный средний класс.

- Уважаемый господин Президент, я хочу сказать, что есть люди, которые привыкли смотреть на все сквозь темные очки. Как можно отрицать, что жизнь в Карабахе улучшилась. Кто мог, к примеру, лет 8-10 тому назад подумать, что в Степанакерте даже будут соревноваться лучшие шахматисты мира? По крайней мере, из всех приезжающих в Арцах зарубежных гостей, только азербайджанцы говорят, что у нас плохо. И то они кривят душой, поскольку им обидно, что мы без них достигли таких успехов. Хотелось бы знать, как в дальнейшем будет развиваться Карабах?

Арсен Арустамян, офицер Армии обороны НКР.

- Спасибо за добрые слова. Я с Вами полностью согласен: нужно уж очень захотеть, чтобы не замечать происходящих в НКР позитивных перемен. Навязанная Азербайджаном война нанесла колоссальный урон экономике нашей республики, уничтожив практически всю ее инфраструктуру. Кроме того, народное хозяйство НК советского периода, на которое часто ссылаются при сравнении с нынешним положением, имело совершенно иную направленность, было плановым и полностью зависело от Азербайджанской ССР. Поэтому после войны НКР должна была развивать свою экономику в совершенно ином направлении, причем, фактически с нуля. Таковы были наши стартовые позиции, и если исходить из них, то темпы послевоенного экономического роста более чем обнадеживающие. Так, с начала 1995 года ежегодный рост внутреннего валового продукта стабильно держится на отметке в среднем 10 процентов. За это время денежные доходы населения увеличились без малого в 8 раз. В целом, в послевоенные годы в НКР за счет всех источников финансирования построено 50 новых школ, а в 64-х произведены ремонтно-восстановительные работы, еще 7 школ находятся в процессе строительства. Введено в строй более 170 км газопроводов высокого и 250 км среднего давления, а также порядка 380 км низкого давления, в результате чего завершена газификация городов Степанакерт, Аскеран, Мартуни, Шуши и 43-х сел. Полную газификацию НКР планируем завершить в ближайшие несколько лет. За рассматриваемый период общая протяженность построенных магистральных автодорог превысила 250 км. В столице и райцентрах республики завершены строительные работы по благоустройству центральных улиц общей протяженностью порядка 120 км. Более чем в 80 населенных пунктах по всем источникам финансирования осуществлены строительные работы по нормализации водоснабжения. Благодаря созданию привлекательного инвестиционного климата, только за последние 7 лет объем иностранных инвестиций в нашу республику превысил 80 млн. долларов США. Это значительная сумма. Но и этого недостаточно для окончательного становления карабахской экономики и решения всего комплекса существующих социальных проблем. К сожалению, в силу своей непризнанности, НКР пока лишена возможности получать инвестиции от международных финансовых структур, а потому мы обязаны и далее развивать частный сектор экономики, что позволит создать новые рабочие места, поддерживать малый и средний бизнес – по моему глубокому убеждению, основу экономического развития страны. При этом, руководство НКР делает и будет делать все возможное для смягчения трудностей социально-экономической трансформации, с которыми сталкиваются наши граждане на этом переходном этапе.

- Уважаемый Аркадий Аршавирович, в последнее время много говорится о необходимости восстановления былой славы Шуши как культурнообразовательного и оздоровительного центра. Когда прекратятся разговоры и будут предприняты конкретные шаги в этом направлении?

А. Арутюнян, директор историко-краеведческого музея, Шуши.

- Я считаю, что в вопросе реабилитации и развития Шуши нужна специальная комплексная программа. Понятно, что сегодняшний бюджет НКР не в состоянии обеспечить решение этого глобального вопроса. Реабилитация Шуши должна принять характер общенациональной задачи. Этот вопрос нельзя рассматривать также в отрыве от улучшения жизненных условий шушинцев – в первую очередь, обеспечения их постоянной и хорошо оплачиваемой работой, восстановления инфраструктуры города. В настоящее время приоритет отдан реализации программ по улучшению жизни граждан нашей республики, в том числе шушинцев. И это, по моему убеждению, правильно. Однако сказанное мною не означает, что беспокоящий Вас вопрос воспринимается руководством страны как второстепенный. Отнюдь нет. Просто у нас пока нет возможности решить его. Вот почему я считаю, что нам нужно вести большую пропагандистскую работу по донесению проблем Шуши до всего мирового армянства и внесению этого вопроса в общенациональную повестку. Мы уже работаем в этом направлении, а в качестве первых результатов я бы хотел с удовлетворением отметить создание двух фондов, которые, можно сказать, уже вовлечены в решение проблем нашей культурной столицы. Думаю, что инициативы мэра Еревана и предводителя Армянской католической церкви послужат хорошим примером для всего армянства и приведут к увеличению числа желающих принять посильное участие в деле восстановления Шуши. Ряд перспективных идей обсуждался в ходе моей недавней встречи с руководством и членами Союза банков Армении. Есть и другие проекты. Уверен, что совместными усилиями Арцаха, Армении и Диаспоры Шуши обязательно возродится. Изменения видны уже сегодня. Посмотрите как преобразился центр города: отремонтированы дороги, средняя и музыкальная школы, продолжаются работы по капитальной реконструкции центральной гостиницы и благоустройству городской больницы.

- Многоуважаемый Аркадий Аршавирович, меня беспокоит вот какой вопрос: насколько целесообразно строить в Степанакерте один за другим на бюджетные деньги дорогостоящие здания для Национального собрания, Правительства и других госучреждений, в то время как многие наши жители не имеют квартир, просто нормальных условий проживания?

Сусанна Гамлетовна Балаян, экономист, Степанакерт.

- Честно говоря, я ожидал, что этот вопрос будет мне задан. В принципе я с Вами согласен: приоритет должен быть отдан улучшению жизненных условий наших граждан. Так мы и поступаем. Вместе с тем, строительство новых зданий – это вынужденная мера, так как в вопросах дислокации госорганов и обустройства их подразделений создалась ненормальная ситуация, в том числе и по моей вине. Из года в год, с учетом существующих социальных проблем в нашем государстве, при формировании бюджета я выступал за ограничение выделения средств на эти цели и их направление на строительство жилья и объектов социального назначения. Сейчас произошли качественные изменения, и мы уже можем позволить себе вкупе со значительным увеличением темпов жилищного строительства для семей погибших и инвалидов войны, направить часть средств на строительство необходимых гособъектов. Судите сами, нигде в мире Вы не найдете такой страны, где бы Администрация Президента и Парламент располагались в одном здании. Мы даже шутили, что физическому разделению властей в НКР препятствует отсутствие здания Национального собрания. При этом, из-за тесноты и нехватки свободных кабинетов мы до сих пор не можем создать Контрольную службу при Президенте НКР. К тому же за все эти годы здание ни разу не ремонтировалось, коммуникации и электропроводка находятся в плачевном состоянии. Вопрос капитальной реконструкции здания стоит на повестке вот уже девятый год, и всякий раз я отказываюсь включить его в бюджет. Не стал исключением и нынешний год. Между тем, десятки и сотни зарубежных официальных лиц вхожи в здание президентской администрации, и у них, конечно же, от увиденного также складывается впечатление о государстве в целом. Дело доходило до курьезов: один из наших зарубежных благотворителей как-то предложил за свой счет отремонтировать здание Администрации Президента. Я попросил направить эти деньги на реализацию строительства объектов социальной инфраструктуры. Согласитесь, не дело благотворителей заниматься ремонтом президентского или министерских кабинетов. Мы много говорим о завершении судебно-правовой реформы, реальном разделении аппеляционной и кассационной инстанций. Но посмотрите в каких условиях размещены наши суды. В маленьком и функционально неприспособленном здании одновременно размещаются суд первой инстанции, Верховный суд, военный трибунал, городская прокуратура. Затягивание вопроса создания отдельного аппеляционного суда упирается в нехватку площадей – его негде разместить. В аналогичных условиях вынуждены работать и центральные аппараты Полиции и Службы национальной безопасности НКР. Как жителю столицы Вам наверное известно, что сегодня по городу разбросаны не только целый ряд структур Правительства, но и структурные подразделения отдельных министерств. Конечно, все это отражается на эффективности деятельности госструктур и вызывает определенные неудобства у посетителей. По нашим расчетам сдача в эксплуатацию здания парламента и правительственного комплекса позволит осуществить централизацию госструктур и, по сути, завершить судебно-правовую реформу. Более того, за счет освобождаемых помещений мы расчитываем выкроить достаточно площадей для общественных организаций НКР. К примеру, профсоюзы – самая массовая общественная организация. Должно ли государство помогать им в обустройстве, становлении? Безусловно. А десяткам других общественных организаций, которые не могут развернуть свою деятельность из-за банального отсутствия помещений? Такова, в целом, ситуация в затронутой Вами сфере. Вместе с тем, руководствуясь практическими соображениями, мы, одновременно, стараемся не выпускать из виду и эстетическую сторону вопроса. Уже давно разработан проект реконструкции центра города, в том числе и центральной площади, где так любят гулять степанакертцы и гости столицы, его подведения под соответствующую градостроительную концепцию. Вот мы и хотим одновременно решить два вопроса: возвести правительственный комплекс и придать центру города современный, привлекательный вид. Сюда органично впишутся и строящиеся на средства зарубежных инвесторов два современных, высококлассных отеля, которые, я надеюсь, станут визитной карточкой Степанакерта.

- Господин Президент, как Вы оцениваете криминогенную ситуацию в республике и какова Ваша оценка деятельности органов правопорядка?

Л. Погосян, инженер, Степанакерт.

- Все приезжающие к нам отмечают, что Степанакерт – самый спокойный и безопасный в криминогенном отношении город. То же самое можно сказать и о других городах и селах нашей республики. Если проводить параллели с прошлым, то, конечно, это результат долгой и кропотливой работы органов правопорядка. У нас сейчас нет людей «вне закона», родители без страха отпускают своих детей гулять по вечернему Степанакерту. У нас уникальный, законопослушный народ. Поэтому отдельные циничные нарушения общественного порядка в форме хулиганства, жестокого избиения надо рассматривать и как ЧП, и как недосмотр со стороны органов правопорядка. Недоволен я и действиями ГАИ, проявляющей, в ряде случаев, беспомощность перед отдельными лихачами, распугивающими пешеходов своей ездой и хамским поведением на дороге. Я взял эти вопросы под личный контроль, будет предметное обсуждение. Сейчас просто не хочется омрачать людям праздник.

- Несколько лет назад в Степанакерте был сдан в эксплуатацию кольцевой водопровод. И казалось, что вопрос круглосуточного водоснабжения города решен навсегда. Увы! С тех пор фактически ничего не изменилось. А в летнее время вообще испытываем недостаток воды. Когда же, наконец, будет решена водная проблема Степанакерта?

А. Саркисян, домохозяйка, Степанакерт.

- Ввод в действие кольцевого водопровода не решает проблему водоснабжения Степанакерта. Эта система работает нормально, если в ней есть вода. В прошлом году Правительством были введены в строй 4 артезианские скважины, еще 2 были введены в строй мэрией. То есть определенная работа по улучшению водоснабжения была проведена. Однако из-за беспрецендентно засушливой погоды в этом году во всех источниках, питающих город, сильно уменьшились запасы воды. И хотя большая часть столицы республики в настоящее время получает воду из артезианских скважин, жители отдельных кварталов сталкиваются с ее сильнейшим дефицитом. Оказалось, что при форс-мажорных обстоятельствах проблему могли бы решить мощные насосы, которые своевременно не были приобретены. Недавно по вопросу приобретения таких насосов у меня был мэр города. Средства выделены, насосы приобретены и, по моим сведениям, скоро уже будут доставлены в город. Однако время потеряно, и в результате в отдельных кварталах столицы мы вынуждены снабжать население водовозами. Чтобы полностью решить проблему водоснабжения города, необходимы капитальный ремонт всей сети водоснабжения и строительство водохранилища. Мы уже начали проектно-изыскательские работы и в ближайшее время приступим к его проектированию.

- Глубокоуважаемый Аркадий Аршавирович, прошу Вас ответить на волнующий многих вопрос. Что делается для того, чтобы не было такого ощутимого разрыва в размерах пенсий, выдаваемых отдельным категориям граждан?

Леонид Григорян, рабочий обувной фабрики, Степанакерт.

- Вы, наверно, имеете в виду то обстоятельство, что размеры пенсий работников правоохранительных органов и военнослужащих Армии обороны НКР в настоящее время выше, чем у остальной части населения. Это сделано с учетом специфики деятельности этих людей. Другое дело, что надо поднимать размеры пенсий вообще. Эту задачу в одночасье не решить. Для этого необходима развитая экономика, что достигается постепенно. Кстати, по мере улучшения экономической ситуации в стране размеры пенсий у нас ежегодно повышаются в среднем на 18-20 процентов. Тенденция повышения пенсий будет прослеживаться и впредь.

- Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Вас, многоуважаемый Аркадий Аршавирович, за то, что Вы сделали для меня и моей семьи. В 1996 году у меня незаконным путем отобрали пятикомнатную квартиру, в то время как мой муж являлся инвалидом второй группы и кавалером ордена «Мартакан Хач». И если бы не Вы, нам до сих пор пришлось бы жить в качестве квартирантов. Вы помогли восстановить справедливость, которую я искала в течение 10 лет в различных инстанциях. Вы вернули моей семье веру в жизнь, в людей, в государство. Спасибо Вам. Вас благодарят также мои дети – Нана и Тигран. Я всегда искала повода выразить Вам мою глубокую благодарность. И этот повод представился. Хочу верить, что мои слова обязательно дойдут до Вас. Мелкумян Рузанна Вачагановна, учитель математики, Степанакерт.

- Вот благодарить меня не надо. И то, что пришлось Вам пережить, свидетельствует о том, что некоторые наши госчиновники проявляют в работе с людьми преступное бездушие, черствость, полное безразличие к проблемам рядовых граждан. Это недопустимо. Своим поведением подобные госчиновники подрывают веру людей в справедливость, в государство. Бороться с негативными явлениями в коридорах власти мы должны совместными усилиями. К примеру, если какой-нибудь чиновник вымогает с людей взятку, не надо молча потакать преступлению, а необходимо обратиться с заявлением в соответствующую инстанцию. Я понимаю, что многие боятся это делать. Но как быть? Чтобы поймать взяточника, мы должны иметь факты, доказательства. Президент без помощи общественности не в состоянии в одиночку бороться с негативными явлениями.

- Не считаете ли Вы, господин Президент, целесообразным, чтобы медицинское обслуживание населения осуществлялось бесплатно по причине тяжелых социальных условий населения и чтобы был усилен контроль государства над расходованием финансовых средств, предназначенных для развития здравоохранения республики?

Н. Акопян, сотрудник сейсмической службы, Степанакерт.

- Вопрос, а вернее, целый комплекс вопросов, который Вы затронули, по праву можно назвать одним из наиболее проблематичных звеньев в социальной политике нашей страны. В этой сфере нам все еще не удалось справиться с тяжелым наследием советской эпохи – больницы, поликлиники, родильные дома, которые не только не соответствуют элементарным международным нормам здравоохранения, но и в буквальном смысле слова находятся в аварийном состоянии. Если сюда добавить последствия войны, то складывающаяся картина не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях. Единственное, что у нас было в активе – это профессиональный медперсонал, с честью выдержавший испытания войной и спасший немало жизней. Несмотря на все это, мы делаем все возможное, чтобы максимально облегчить нужды неимущих и малоимущих слоев нашего населения, связанные с получением медицинской помощи. В частности, в 2000 году по решению Правительства был разработан список категорий лиц, подлежащих бесплатному медицинскому обслуживанию. Сюда включены: инвалиды I, II и III групп, ветераны Великой отечественной войны и приравненные к ним лица, родители многодетных семей, имеющих 4 и более детей в возрасте до 18 лет, пенсионеры, дети до 18 лет, инвалиды, семьи погибших и без вести пропавших на войне воинов-освободителей, матери-одиночки, другие категории людей. Если сравнить этот перечень с тем, что имеется в Армении, то станет ясно, что в нашем случае перечень категорий-льготников значительно шире. Более того, он с каждым годом расширяется. То есть, можно констатировать, что социально наиболее уязвимым категориям нашего населения в полном объеме оказывается бесплатное медицинское обслуживание. Согласен с Вами в том, что необходимо усилить контроль государства над деятельностью сферы здравоохранения, рачительным использованием выделяемых средств. Необходимо искоренить также всякого рода негативные явления – в первую очередь, вымогательство отдельными недобросовестными работниками взяток с пациентов. В данном контексте особое внимание будет уделяться эффективной деятельности Государственного агентства по здравоохранению, созданного в 2005г. именно с этой целью. Но все же, в этом деле властям активно должно помогать общество. Лишь борьба совместными усилиями с имеющими еще место негативными явлениями в здравоохранении принесет положительный результат. При всем этом, на мой взгляд, основная проблема все же кроется в качестве предоставляемой медицинской помощи. Время диктует новые требования, и сегодня мы не можем довольствоваться тем, что имеем. Нам нужны современные медицинские учреждения с новейшим оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Кстати, хочу отметить, что при содействии Диаспоры и ряда международных организаций в НКР уже функционирует ряд подобных медучреждений – это новая степанакертская поликлиника, Центр матери и ребенка, Реабилитационный центр имени К.Кокс, в котором даже стажируются иностранные специалисты. Имеющиеся тенденции позволяют надеяться, что в ближайшем будущем качество и культура медицинского обслуживания у нас будут подняты на новый уровень, и наши пациенты смогут получать всестороннюю квалифицированную помощь не выезжая за пределы республики. Однако нужно исходить из того, что реформа сферы здравоохранения прежде всего зависит от уровня экономического развития государства. Мы работаем в этом направлении и я надеюсь, что по мере развития нашей экономики мы, параллельно с ростом качества медобслуживания, будем расширять и рамки бесплатного медицинского обслуживания.

КАРАБАХ – ДИАСПОРА.

- Уважаемый господин Гукасян, мы, зарубежные армяне, внимательно следим за событиями в Нагорном Карабахе, искренне

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 15
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Вы же не будете отрицать, что неразрешенность проблемы тормозит экономическое развитие Армении?
Изменено пользователем Arm (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

удивляюсь тому насколько глубоко въелся этот стереотип.

конечно в экономическом плане конфликт вокруг Арцаха экономически вредит Армении, но Азербайджану он вредит в несравнимо большем масшабе - ведь именно благодаря карабахскому рычагу запад контролирует (присваивает) нефтяные ресурсы Азербайджана, а Россия и Иран диктуют свои игру в разделе Каспия и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действительно, водоснобжение Степанакерта и Мартакерта - вопрос номер один в этих городах. И этот вопрос стоит еще с советских лет. На данный момент, в Степанакерте, из-за беспрецендентной засухи (сегодня - ровно три месяца, с момента выпадения последнего дождя!!!) в определенных кварталах города, воду подают раз в три дня на два часа. Власти города организовали водоснобжение водовозами. В осенне-весеннем периоде, в Степанакерте проблем с водоснобжением в городе нет. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АРКАДИЯ ГУКАСЯНА

испанской газете EL PAIS и ИА REGNUM

http://www.nkr.am/rus/news/el_pais.htm

Г-н Гукасян, спасибо за согласие ответить на наши вопросы. Назовите, пожалуйста, самые острые на данный момент внешнеполитические и внутриполитические проблемы Нагорного Карабаха.

Во внешнеполитической сфере наиболее серьезной проблемой является непризнанность Нагорно-Карабахской Республики, что, естественно, мешает нам решать целый ряд проблем, в том числе внутриполитических и экономических. Сегодня мы находимся вне переговорного процесса. Его, как такового, и нет: имеют место встречи на уровне президентов Армении и Азербайджана, министров иностранных дел этих стран, однако они не могут заменить полноценный переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ. Тем более, что согласно Будапештскому саммиту ОБСЕ 1994 года сопредседателям поручено вести переговоры со всеми сторонами конфликта, что сегодня не делается. А когда нет переговорного процесса, то угроза возобновления военных действий усиливается.

На сегодня практически нет каких-либо контактов с Азербайджаном. И не только на официальном уровне. К сожалению, нет контактов на всех других уровнях: практически не общаются журналисты, неправительственные организации, депутаты, население. А ведь даже в годы войны контакты были. Иными словами, если сравнить нынешнюю ситуацию с той, которая существовала в годы военных действий, то сегодня гораздо больше ненависти, больше угроз и непонимания между сторонами. Ведется активная враждебная пропаганда. В частности, в азербайджанских средствах массовой информации культивируется образ армянина-врага, что, естественно, не способствует налаживанию контактов. То есть отсутствует атмосфера доверия. В этих условиях очень сложно рассчитывать на урегулирование конфликта. Если в годы войны Азербайджан активно шел на контакты с Нагорным Карабахом, очень часто подписывая соглашение о прекращении огня без участия Армении, встречались даже полевые командиры, договариваясь о том, чтобы не стрелять по позициям друг друга, то сегодня практически нет никакого общения. Это настораживает.

Другой серьезной проблемой для нас остается блокада. В блокаде находится и Армения, но для Нагорного Карабаха - это двойная блокада, потому что у нас нет железной дороги, авиасообщения с внешним миром. Думаю, Баку сегодня добивается следующего - чем хуже Карабаху, тем лучше Азербайджану. И там всячески пытаются воспрепятствовать любым контактам Нагорного Карабаха с внешним миром.

Карабахская сторона раньше участвовала в переговорном процессе. Почему она сегодня вне данного процесса?

Нагорный Карабах признан стороной конфликта и в качестве стороны конфликта всегда участвовал в переговорах. Повторяю, сегодня переговорного процесса нет. Начиная с 1992 года шел активный переговорный процесс в рамках СБСЕ (ОБСЕ). Нагорный Карабах участвовал во всех переговорах. С 1998 года переговорный процесс практически прекратился.

Сегодня ведется челночная дипломатия: сопредседатели Минской группы ОБСЕ приезжают в регион, консультируются со сторонами конфликта. Но процесс, как таковой, отсутствует. Вне рамок этого процесса встречаются представители Армении и Азербайджана. Почему мы вне переговоров? Это каприз Баку, который с некоторых пор стал настаивать на том, чтобы вести переговоры только с Арменией. Почему Азербайджан поступает так? Он старается выставить Армению в качестве агрессора, показать, что все его проблемы связаны не с Нагорным Карабахом, а Арменией, и в отношении нее должны быть применены санкции и т.д. Другими словами, Азербайджан занимается пропагандой.

Что сегодня необходимо для возобновления переговорного процесса?

Участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. У меня такое впечатление, что Баку не хочет урегулирования конфликта. Азербайджан надеется на то, что время работает в его пользу и питает иллюзии относительно того, что у него есть нефть, что он завтра разбогатеет, накачает мускулы, усилит армию и уничтожит Нагорный Карабах. Потому Азербайджан и не собирается активно участвовать в переговорном процессе. Проблема на сегодня заключается в этом, потому что урегулирование - это всегда риск: невозможно получить 100% того, о чем мечтаешь. Азербайджанское руководство не готово взять на себя этот риск. А что касается экономического потенциала, то я не думаю, что это является решающим условием победы в войне. Только экономический потенциал ничего не решает. Когда Азербайджан начинал войну против Нагорного Карабаха, то и тогда он имел значительно больший экономический потенциал, но результат войны вам известен.

Вы готовы возобновить переговорный процесс с Азербайджаном без Армении?

Мы можем говорить с Азербайджаном и с участием Армении, и без нее. Нагорный Карабах обязательно должен участвовать в переговорном процессе. Поскольку Армения также является стороной конфликта, наверное, было бы логичнее, чтобы в переговорном процессе принимала участие и она. Правда, Армения - вовлеченная сторона конфликта, а основными сторонами конфликта являются Нагорный Карабах и Азербайджан. И стремление Баку говорить только с Арменией означает, что он не собирается урегулировать конфликт и занимается сугубо пропагандистской деятельностью.

Почему Армения согласилась вести переговоры с Азербайджаном?

Поскольку Азербайджан сегодня категорически отказывается говорить с Нагорным Карабахом, то Армения, по всей видимости, исходит из того, что лучше плохие переговоры, чем их отсутствие вообще. Ибо альтернативой переговоров является война. При этом, думаю, все понимают, что Армения не может брать на себя функции Карабаха. То есть существуют вопросы, которые практически невозможно решить без Нагорного Карабаха, и сегодня все осознают, что рано или поздно Карабах вернется в переговорный процесс. Кстати, Азербайджан также не отрицает этого, утверждая, что если он договорится с Арменией о некой формуле урегулирования, то тогда подключится и Карабах. Но это нелогичная позиция: а вдруг данная формула не устроит нас, если даже они договорятся? Поэтому мы исходим из того, что если хотим урегулировать конфликт, то должны иметь реальный формат переговоров.

Абсурдность ситуации заключается в том, что мы пытаемся лечить болезнь, не поставив диагноз. До сих пор нет однозначного понимания того, что это за конфликт. Это - вопрос самоопределения, это - конфликт между народом Нагорного Карабаха и властью Азербайджана, или это - конфликт между Арменией и Азербайджаном? То есть налицо попытка лечить болезнь без диагноза. Это крайне абсурдная ситуация. Азербайджан поставил перед собой задачу шантажировать мировое сообщество, отвлечь внимание от того, что на самом деле происходит в этом регионе.

Какие у Нагорного Карабаха внутренние проблемы?

Наверное, вы знаете, что летом 1992 года 50% территории Нагорного Карабаха было оккупировано азербайджанскими войсками. Практически половина НКР была уничтожена, выведена из строя вся инфраструктура, больницы, школы, дома, фабрики, заводы и т.д. Остальная территория Нагорного Карабаха подвергалась бомбардировкам с воздуха и обстрелам из соседних азербайджанских сел. У нас нет ни одного города или села, которое не подверглось бы бомбардировкам. Разрушения были огромные.

Перед нами стояла проблема восстановления разрушенного в годы войны, строительства новых больниц, дорог, домов, школ и т.д. В определенной степени нам удалось решить эти вопросы. Но говорить о том, что все проблемы решены, конечно же, мы пока не можем. Нам необходимо обеспечить серьезное экономическое развитие Нагорного Карабаха. Осуществить это без внешних инвестиций очень сложно. А внешние инвестиции затруднены, поскольку мы сегодня не признаны международным сообществом. Тем не менее, нам удалось привлечь частные инвестиции: за последние 5-6 лет в экономику Нагорного Карабаха вложено более $80 млн. С каждым годом объемы инвестиций растут. Осуществляется целый ряд гуманитарных программ.

Актуальными остаются вопрос создания рабочих мест, решение социальных проблем. В республике очень много семей погибших и инвалидов войны, которых государство обязано обеспечить квартирами, соответствующими условиями. Однако я бы не сказал, что сегодня в Нагорном Карабахе живут хуже, чем на всем остальном постсоветском пространстве, хотя нам досталось тяжелейшее наследие от войны и нелегкое наследие от советского периода жизни. Нам нужны серьезные инвестиции, чтобы поднять экономику на качественно новый уровень. К примеру, сегодня мы пытаемся создать перерабатывающую промышленность, которой у нас не было раньше.

Инвестиции вкладываются в основном представителями армянской диаспоры?

Да, капиталовложения в основном делает армянская диаспора - американская, французская, российская, украинская, швейцарская, германская, итальянская и др. Однако у нас есть и инвесторы, не являющиеся армянами. К примеру, испанец, занимающийся обработкой дерева. Есть француз, есть русский.

Назовите, пожалуйста, самые крупные предприятия Нагорного Карабаха.

Лидером на сегодня является горно-металлургическая промышленность. У нас действует Дрмбонское золотодобывающее предприятие: извлекаемый из недр земли концентрат золота и меди перерабатывается и перевозится в Армению. Затем слитки золота и меди вывозятся на экспорт. В компании кроме армянского бизнеса представлены российский и германский капитал.Другим ведущим предприятием является ЗАО "Карабах Телеком" - оператор телекоммуникационной сети Нагорного Карабаха.

Существует мнение, что де-факто Нагорный Карабах функционирует как регион Армении...

Это неверное понятие. Мы - независимое государство. У нас свое правительство, свой парламент, своя судебная система, своя прокуратура, своя полиция. Другой вопрос, что мы осуществляем экономическую интеграцию с Арменией. К примеру, одним из элементов такой интеграции является таможенная система. Налоговая система у нас своя, а таможенная служба - единая с Арменией. Мы заинтересованы в этом, поскольку весь груз поступает в Нагорный Карабах через Армению, у которой имеются и аэропорт, и железная дорога. У нас имеется договоренность с Арменией, согласно которой действующие в Карабахе фирмы выплачивают практически все косвенные налоги в бюджет Армении, а она затем возвращает нам наши деньги. Это примерно та сумма, которую мы получаем от Армении в качестве межгосударственного кредита. То есть впечатление, что это Армения содержит Нагорный Карабах, что бюджет НКР формируется из вливаний со стороны Армении на самом деле неверное. А помощь Армении составляет несколько миллионов долларов. Все остальные вопросы Нагорный Карабах решает самостоятельно. У нас свои законы, своя структура власти. Вот сейчас мы принимаем конституцию, которая будет отличаться от конституции Армении.

Чем конкретно?

Различий очень много. Конечно, положения об общечеловеческих ценностях, правах человека и т.д., аналогичные. А что касается структуры власти, то здесь много отличий. Проект конституции пока находится в парламенте, идут активные его обсуждения. В конечном итоге конституция будет принята народом на референдуме.

Конституция предусматривает третий срок президентства?

Нет, будет два срока. Это - международная норма.

А Вы бы не хотели баллотироваться еще раз?

Думаю, в данном случае понятие "хотеть или не хотеть" не совсем корректно. Мы всегда исходим из того, что демократия - это исполнение закона.

Осуществляют ли власти Нагорного Карабаха программы по переселению?

Государственная программа по переселению предусматривает возвращение карабахцев, уехавших отсюда в годы войны. Это люди, которые вынуждены были переехать, спасаясь от бомбардировок, от военной агрессии Азербайджана. Что касается контингента беженцев (а это беженцы из Баку, Сумгаита, Гянджи и др., которые потеряли на территории Азербайджана все), то если они поселились, скажем, в Кашатагском районе республики и своими силами или при поддержке общественных и международных организаций создали себе минимальные условия жизни, то задачей государства является обеспечение определенной инфраструктуры для нормального функционирования данной территории. То есть мы не ставим перед собой задачи переселять сюда армян, которые не жили в Нагорном Карабахе. Однако, если они по собственной воле приезжают, то мы помогаем этим людям.

Что получают эти люди по возвращении?

Государство помогает им в вопросе трудоустройства, решает определенные социальные проблемы, строит школы, больницы, дороги, линии электропередач, газифицирует села, проводит воду. Многодетные семьи и семьи погибших обеспечиваем жильем.

Что объединяет все непризнанные республики, что у вас общего?

Реализация права на самоопределение, борьба за право жить так, как хотят наши народы. Наши конфликты имеют и общие черты, и различия.

Например...

В контексте карабахского конфликта можно сказать, что на протяжении 70 лет советской власти в Нагорном Карабахе осуществлялся геноцид армянского народа. Я не могу утверждать, было ли такое в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии, но в Нагорном Карабахе осуществлялся "белый геноцид", который преследовал цель выжить армян из края.

Нагорный Карабах был включен в состав советского Азербайджана абсолютно незаконно - его судьбу решила коммунистическая партия третьего государства. Иными словами, Нагорный Карабах де-юре никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Мы вышли из состава советского Азербайджана согласно всем международным нормам и действовавшей в тот период конституции Советского Союза. Эти факты неоспоримы.

В сравнении со всеми "непризнанными" республиками постсоветского пространства у нас была наиболее жестокая война. Она и по времени длилась больше, и по качеству военных действий отличалась. У нас было гораздо больше жертв, чем на других войнах постсоветского пространства.

Чувствуются ли какие-либо изменения в позициях России в карабахском вопросе?

На сегодня нет отдельной позиции. Существует позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, Франции, России, и все предложения - это совместные, согласованные позиции. Институт сопредседателей предлагает нам единый вариант.

Недавно страны ГУАМ заявили о том, что Россия играет деструктивную роль в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве, в частности, нагорно-карабахского конфликта. Вы разделяете данное мнение?

Я не разделяю данную точку зрения, поскольку благодаря в первую очередь посреднической миссии России в 1994 году состоялось прекращение огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. Я считаю, что мы не имеем права забывать это. То же самое можно сказать о других конфликтах - если бы не активная роль России, вряд ли удалось остановить военные действия.

Западное сообщество сегодня активно пытается решить Косовскую проблему. Вместе с тем оно заявляет, что этот конфликт уникален и его урегулирование не может распространяться на разрешение других конфликтов. Как по-Вашему, можно ли применить прецедент разрешения Косовского конфликта к другим конфликтам?

В принципе каждый конфликт по-своему уникален. Но с другой стороны, задачи, которые сегодня решает Косово, очень схожи с теми задачами, которые решают Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Почему международное сообщество готово признать независимость Косово, но не готово признать независимость Нагорного Карабаха? В данном контексте мне непонятна уникальность косовского конфликта, тем более, что у Нагорного Карабаха, на мой взгляд, гораздо больше оснований претендовать на независимость, чем у Косово. Речь - и о правовой основе, и об исторических корнях конфликта. В любом случае прецедент признания независимости той или иной непризнанной страны очень важен, и он не может игнорироваться мировым сообществом.

В одно время Нагорный Карабах активно сотрудничал с другими непризнанными государствами постсоветского пространства. Сегодня он, кажется, как-то отстранился...

Это не совсем так. Мы по-прежнему активно контактируем со всеми непризнанными государствами, обмениваемся информацией. К примеру, недавно представители Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья были у нас на мероприятиях по случаю 15-летия провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. В свою очередь наша делегация участвовала на референдуме о независимости в Приднестровье. То есть контакты поддерживаем постоянно. А в целом мы действуем, исходя из принципа целесообразности и соответствия интересам нашего государства и народа.

Как Вам кажется, в международных кругах растет понимание позиций Нагорного Карабаха?

Думаю, все уже понимают, что вернуть Нагорный Карабах в состав Азербайджана невозможно. И политические деятели, и дипломаты, занимающиеся проблемой Нагорного Карабаха, очень четко это осознают. В этом плане наблюдается заметный прогресс. Более того, сегодня имеются международные прецеденты (Косово, Черногория), которые работают в плане признания Нагорно-Карабахской Республики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

удивляюсь тому насколько глубоко въелся этот стереотип.

конечно в экономическом плане конфликт вокруг Арцаха экономически вредит Армении, но Азербайджану он вредит в несравнимо большем масшабе - ведь именно благодаря карабахскому рычагу запад контролирует (присваивает) нефтяные ресурсы Азербайджана, а Россия и Иран диктуют свои игру в разделе Каспия и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я о аз.пропогандисткой машине.
Изменено пользователем utkarsh (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вчера, по Арцахскому государственному телевиденью показали пресс-конференцию президента НКР Аркадия Гукасяна, в котором он заявил, что после принятия Конституции НКР, он не будет баллатироваться на третий срок. "НКР, в отличии от Азербайджана, демократическая страна, и я , как президент НКР буду соблюдать законы НКР. В законе "О Президенте НКР" четко прописано, что одно и то лицо не может быть президентом НКР больше двух раз подряд! "

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Главное не то, что нет или есть достойные, а какую линию они будут вести - ястребы или голуби, сторонники уступок или эскалации. Вот что важно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Alexandre_Rodrigues,

дополню - конфликт неизбежен не только из-за Арцаха (хотя сдача его шаг на пути потере государственности Армении) но и из-за Турции и признания Генодица. так что все эти азагитпром тезисы а-ля сдали бы Арцах жили бы сыто - ложь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда я слышу такой вопрос слышится подтекст вопроса " а за что мы собственно терпим эти невзгоды ".Только вот хочу сказать одно что был бы конфлит или нет Армения испытала бы на себе все эти трудности которые испытала ,но при этом не имела бы Арцах .

У Азербайджана всегда была нефть, а вот Армении только руки её тружеников .Уныние в вашем вопросе utkarsh излишне и неуместно .Смотрите дальше чуть чуть.

Изменено пользователем utkarsh (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 546 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    548 гостей
    varvarikus luc OLD MEN
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...