Перейти к публикации

Тбилиси родной и далёкий


ХачПет

Рекомендованные сообщения

Тбилиси родной и далекий.

Тур по городу.

d06c3893ec32.jpg

Тбилиси столь же величественно прекрасен, как и во времена Гумилева Маяковского и Пастернака, воспевших «город теплых источников» (от грузинского слова «тбили» - теплый). Конечно, современность не оставила нетронутым этот древний город, но не разрушила гармонию, созданную основателем грузинской столицы Вахтангом Горгасали, который с отвесной скалы над бурной Курой приветствует каменной десницей каждого гостя.

Тот, кто хоть раз бывал на берегах Куры, не забудет древний храм Метехи, величественный собор Сиони, живописно нависающие над обрывом балкончики старых домов... Казалось бы, время не властно над Тбилиси. Но уже давно не продают знаменитые «Воды Лагидзе» на проспекте Руставели, а аджарское хачапури с сырым яйцом вам предложат в ресторанчике с вполне «европейским» названием «Marko Polo». В современном Тбилиси причудливо сочетаются традиции и веяния современной эпохи.

Сколько бы сегодня Грузия не открещивалась от России, глядя на Запад, состояние дорог в грузинской столице заставляет вспомнить слова русского классика, определившего две главные беды некогда единой империи. Это при том, что столичные дороги являются чуть ли не предметом гордости не только тбилисского градоначальника, но и самого президента страны Михаила Саакашвили.

В Тбилиси не найдешь ни одной русской вывески, но русский - увы, совсем не литературный - язык не сходит с уст тбилисских водителей. Таксист, который вез меня из района Глдани в Варкетили, поразил меня своим мастерским владением русским непечатным словом, которое вырывалось у него всякий раз при попадании колес в ямы.

По пути мой таксист уверял: чинят только те дороги, по которым ездит сам президент. Надо признать, что трасса имени Джорджа Буша, ведущая из аэропорта в центр города, действительно хороша. Чего никак не скажешь о городских улицах. Да, их регулярно «залатывают», но даже полгода назад ям и рвов центре города было гораздо меньше.

Спуск на набережную с Исани, где полгода назад положили новенький асфальт, меня и вовсе поразил. Сейчас здесь снова работали бульдозеры. Оказывается, тогда «забыли» починить и проложить новые трубы, так что после завершения работ и асфальт теперь будут перекладывать. Помнится, в детстве перед началом фильма в кинотеатрах показывали сатирический журнал «Фитиль», высмеивающий тогдашние реалии. Вот в том самом «Фитиле», который мне запомнился с детских лет, был такой сюжет. С одной лишь разницей: там сначала чинили дорогу, а потом выкапывали ямки, чтобы посадить деревья...

Фонтаны - другая страсть и личная гордость президента Саакашвили. Надо признать, они действительно великолепны. В знойную августовскую жару мальчишки, которых на каникулы родители не смогли вывезти за город, купаются в них прямо в центре города.

За последнее время в каждом районе Тбилиси появились детские площадки и парки с аттракционами. Чего греха таить в дореволюционные годы такого раздолья не было. А чего стоит недавно открывшийся парк на горе Мтацминда! С давних «святая гора» - любимое место горожан.Отсюда можно полюбоваться раскинувшимся вдоль реки Куры городом, постоять у подножья одной из самых высоких в бывшем Советском Союзе телевизионных вышек, прогуляться по аллее высоченных хвойных деревьев, которые сажали наши прадеды и спуститься в город на легендарном фуникулере, который был построен еще в 1905 году. Спустившись с Мтацминды, попадаешь прямо в сердце столицы - на площадь Свободы, от которого по проспекту Руставели за минут десять попадешь к зданию парламента.

Долгие годы о былом величии Мтацминды напоминали лишь руины парковых сооружений. В 1991 году здесь шли настоящие бои. Восстанавливать Мтацминду начал опальный олигарх Бадри Патаркацишвили. Несколько месяцев назад, после долгих судебных тяжб городские власти торжественно открыли парк . Подарок для тбилисцев действительно ценный. Сказочные персонажи - от дэвов из грузинских сказок до героев современных детских бестселлеров в стиле фэнтэзи, фонтаны, аттракционы. Только вот один круг на очень привлекательной карусели стоит 4 лари (2,5 доллара), на аттракционах подешевле - 2 лари (1, 25 доллара). Добавьте сюда траты на мороженное, сок, попкорн без которых не обходится прогулка с малышом, и вам уже придется выложить 150-200 лари (100-150 долларов). С учетом того, что среднемесячная зарплата тбилисца как раз 200 долларов. Удовольствие для чада - однако, роскошь для родителей.

Спустившись с Мтацминды, попадаешь прямо в сердце столицы - на площадь Свободы, от которого по проспекту Руставели за минут десять попадешь к зданию парламента.

Лицезреть город клеток-камер, разбитый на проспекте Руставели напротив парламента довелось лишь однажды. На следующий день в Тбилиси ждали вице-президента США Джозефа Байдена, так что оппозиция демонтировала символ своей безрезультатной борьбы. Но и одного взгляда было вполне достаточно. Если даже не упоминать нелепых и уродливых конструкций - этих символов полицейского режима, - то умолчать о санитарном состоянии сюрреалистического городка оппозиции просто невозможно. О приближении к городу клеток-камер можно было догадаться по запаху общественной уборной.

Тем не менее, часть горожан защищает несостоявшихся революционеров, другие убеждены, что лучше уж пусть - нынешняя власть, нежели оппозиция, которая гадит на центральных улицах. (Такими кадрами потчевали зрителей некоторые телеканалы). Однако большинство горожан сходятся во мнении - все они, политики, одни миром мазаны. Чего стоила только встреча дорогого американского гостя - Джозефа Байдена, на поклон к которому побежала и власть, и оппозиция.

Сначала жители прилегающих к проспекту Руставели улочек обрадовались: наконец-то клетки-камеры убрали и чистоту навели. Но... охрана, то ли из-за непривычки, то ли по причине незнания азов соблюдения безопасности, забыла составить списки жильцов близлежащих домов. Поэтому возвращавшиеся с работы, или просто вышедшие за покупками и подзадержавшиеся в магазинах жители попросту не смогли попасть в свои квартиры. На моих глазах старичок с авоськой убеждал молодца в форме, что живет в доме на улице Лагидзе, вышел за продуктами, и ему срочно нужно домой, чтобы вовремя принять лекарство. Вопрос с возвращением жителей в свои дома решился лишь через несколько часов. И в то время, когда на проспекте торжественно встречали Джозефа Байдена, а по ТВ пели оды грузино-американской дружбе, на старых улочках тбилисцы кляли всю эту фантасмагорию и работу грузинских спецслужб.

Но это - так, эпизод из многоликой, разноцветной жизни Тбилиси. Старый город радует глаз и душу каждого прогуливающегося по столице. Балкончики реконструировали, мостовые залатали, стены домов покрасили. Особенно живописен район серных бань. Приятно заглянуть в уютный духанчик или уютное кафе в старом городе. Уж здесь-то вам хоть и на ломаном русском точно предложат отведать вкусных грузинских шашлыков, хинкали и кебаби. Завидев ныне редкого гостя из России, чтобы сделать приятное, попросят музыкантов сыграть что-нибудь русское.

Вот такой он, нынешний Тбилиси. Неоднозначный, непредсказуемый, гостеприимный и радушный, как и жители этой страны. Современные реалии, модерн, привнесенный молодыми властями, отпечатки многочисленных революций и митингов привнесли в древний город новые краски. Иногда слишком контрастные. Но, как и сто лет назад, в это город и в его жителей непременно влюбляется всяк, сюда приезжающий.

автор - Ирина Пташковская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 18
  • Создано
  • Последний ответ

Тбилиси родной и далекий.

Кризис ментальности.

df0229399013.jpg

Как я уже выше писала, семь месяцев спустя, я вновь очутилась в родном городе. ...То ли в ожидании светлого будущего, то ли из чувства самосохранения Тбилиси будто погрузился в летаргический сон. Ведь когда спишь, вроде бы ничего и не происходит. Пусть политики мечут нескончаемые компроматы, информационные ленты пестрят заявлениями, а аналитики гадают - будет ли новая война или революция. Тбилиси же и его жители застыли в состоянии неопределенности... И какой-то безысходности.

Тбилиси - город, в котором я родилась. И этим, пожалуй, сказано все. Что бы ни случилось - как бы жизнь не меняла его - он навсегда останется для меня самым любимым. И в его новых реалиях винишь вовсе не город, а тех, кто с ним все это сотворил. Первое впечатление: веселые, жизнерадостные, бесшабашные грузины словно испарились из дивного города, улочки, мостовые и крепости которого помнят их бурный темперамент. Жизнерадостные и улыбающиеся лица, словно по воле злого рока, стали понурыми и мрачными. Замечаешь, что во время разговора со случайными знакомыми, или даже друзьями, вкрадывается чувство раздражения, которое становится незримым участником вашей беседы.

Тбилиси словно перенесся назад, вновь попал в пресловутые девяностые. В центре города - на Плеханова (Агмашанебели), в элитном районе Сабуртало, не говоря уже о районах Самгори, Исани или Вокзале, у станций метро торгуют мороженым, фруктами, вещами прямо на тротуарах. Мелкие торговцы зарабатывают в день по пять-десять лари (3-7 долларов), которых, с учетом нынешних цен, только и хватает, что на пропитание. Благо электричество и газ в квартирах ныне имеются. Но любой разговор обязательно сводится к одному: что делать, чтобы заработать и прокормить семью? Те, у кого есть работа, находятся в постоянном страхе ее потерять, боятся, что не успеют выплатить кредиты. Остальные ищут способ выжить или пути уехать из страны.

Один из бизнесменов, компании которого входят в десятку ведущих, рассказывал, что последнее время просто невозможно работать: кризис, наезды правительства... Он всерьез подумывает о том, чтобы все продать и уехать за границу. Знакомый владелец салона красоты тоже не успевает подсчитывать убытки. «После Нового года совсем стало плохо. Если уж женщины начали экономить на маникюре, то это уже, сама понимаешь, приехали, - печалится он. - Клиентки, которые всегда были постоянными, приходят, покупают в салоне краску для волос, но красятся дома сами. Вот такая экономия. А нам за аренду платить, да за коммунальные услуги, да еще каждый раз новые законы выходят. Как тут выжить?».

Впрочем, одна из особенностей Тбилиси в том, что, несмотря на разгулявшийся кризис, по вечерам рестораны и бары забиты битком представителями «золотой молодежи» и любителями светских тусовок. Впрочем, это тоже - национальная особенность. Здесь каждый стремится продемонстрировать другим, что богат и успешен, даже если у тебя в карманах гуляет ветер. Говорят, это - наследие советских времен. Потому, что тогда грузин считали самыми богатыми: те обычно год копили деньги, а потом приезжали в столицу и разом тратили все, демонстрируя щедрость и краткосрочную расточительность...

И сейчас многие в Тбилиси покупают в кредит автомобили, но при этом машина неделями стоит припаркованная к подъезду, поскольку нет денег на бензин. У других - навороченные мобильники, но никогда нет на счету ни копейки, вот и посылают эсэмэски, чтобы им перезвонили. Впрочем, и в ментальности многое за последнее время изменилось. Да, здесь по-прежнему соседи ходят друг к другу за солью, спичками, за недостающему к сегодняшнему обеду - зеленью или морковкой. Но, как известно, бытие определяет сознание. Один мой знакомый сокрушался: откуда это у второго соседа деньги на машину? Другой негодовал по поводу того, что сосед делает ремонт в такие-то времена и т.д.

Даже в далекие теперь девяностые, когда Грузия осталась без света и газа, помню, дровяная печка стояла на площадке восьмиэтажного дома и все соседи по очереди грели на ней чай и делились друг с другом последними запасами. Ныне, время сыграло с грузинами злую шутку: усвоив популяризированные западные ценности, многие утратили чувство сопереживания к другим. Это то, что мне прежде доводилось часто наблюдать в Тбилиси, когда, при необходимости, к тебе в любое время дня и ночи на помощь придут знакомые и незнакомые люди. На Западе такое было невозможно. Боюсь, что скоро и в Тбилиси от этого отвыкнут.

Кризис - политический, финансовый, психологический, ментальный. В результате, утратив былые ценные, многие так и не обогатились новыми. Остались ни с чем - между прошлым и будущим. Говорят, преодолев кризис, люди, как правило, становятся сильнее. Хотелось бы пожелать этого тбилисцам и Тбилиси.

автор - Ирина Пташковская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сурб Геворк.

fa11e95235eb.jpg

Тифлис был местом рождения многих армянских писателей, искусствоведов, политических и общественных деятелей. Многие наши историки, такие как Мовсес Каланкатваци, Ухтанес, Товма Арцруни, Степанос Орбелян, Товма Мецопеци, Вардан Одзнеци, а в недавнем прошлом Лео, Иосиф Орбели, Александор Ерицян и другие с теплотой говорили и писали о Грузии и в особенности о Тбилиси.

Армянский народ не только усовершенствовал и обогатил свой язык и литературу в Тбилиси, но и преобразил и приукрасил этот город своим непревзойденным даром строить и облагораживать. В прошлом – вплоть до 1917 года главным центром культурного наследия армянства был Тбилиси.

Во всех районах старого Тифлиса были армянские церкви. В 18-ом веке их число доходило до тридцати трех. Вспомним некоторые из них: Сурб (Святой) Саакашен, Авлабари Сурб Геворк, Джратари Сурб Акоп, малая церковь Сурб Мугни и другие, которые не сохранились до наших дней.

Но какая же из армянских церквей первая в Тбилиси? Это церковь Святого Геворка, построенная в 631 году.

Церковь Святого Геворка является одним из красивейших памятников армянской архитектуры. Расположена она в старой части города, на главной торговой площади, известной в прошлом как площадь Мейдан. В исторических документах она значится как «Большая Крепостная» церковь или, как ее еще называли, церковь Святой Богородицы, расположенная под крепостью Нарикала. Большой ее именовали для того, чтобы можно было отличать от так называемой «Малой Крепостной» церкви имени «Святых Архангелов», расположенной на той же Красильной улице, всего в 100-150 шагах.

Несмотря на то, что в последующие века в Тифлисе было построено много величественных церквей, церковь Сурб Геворк никогда не теряла своего первенства. Мейданский Сурб Геворк на протяжении веков был резиденцией Ахпатской епархии. В 1114 году, по решению церковного собрания в Сев Каре, Ахпатский монастырь вошел в число четырех престолов, с согласия которых избирались католикосы армянской церкви.

По свидетельству летописцев в сентябре 1795 года, во времена нашествия Ага Махмад хана Хаджара, у входа в эту церковь, с кяманчой в одной руке и крестом в другой, требуя не осквернять дом Господень, погиб великий армянский поэташуг Саят-Нова (Арутин-Арутюн Саядян).

В этой церкви звучал божественный голос великого Комитаса. Здесь проповедовал богослов, архиепископ Габриэл Айвазян (Айвазовский), родной брат знаменитого художника Ованнеса (Ивана) Айвазовского.

Стены церкви разрисованы выдающимся художником 19-го века Акопом Овнатаняном, а позднее известным художником Геворком Башинджагяном.

Истинным богатством церкви являются картины (около двадцати пяти) Акопа Овнатаняна, а также четыре работы кисти Геворка Башинджагяна.

Ныне церковь является резиденцией главы епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, продолжая богатую историю прошлого. Как и много веков назад, под сводами святой церкви возносятся молитвы и поются шараканы во славу Господа.

Армяне Тифлиса собираются здесь, отмечают церковные и народные праздники.

Во дворе церкви Сурб Геворк можно увидеть людей, со всех концов света приходящих сюда, чтобы возложить розы на могилу поэта любви Саят-Нова. И этот красивейший «праздник роз» каждый год собирает под сводами церкви тысячи паломников – в последнее воскресенье мая.

Таинство Таинств. Непостижимое и Безначальное.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!

Когда же была построена первая армянская церковь в Тбилиси – церковь Святого Геворка?

Академик И. Орбели основание церкви датирует 1251 г. И профессор Л.Мелкисет-Бек также называет 1251 г. как дату основания церкви.

Что же послужило поводом для уважаемых ученых прийти к этому мнение?

Позиция академика И.Орбели главным образом основывается на том, что в восточной части каменной стены, огораживающей двор церкви, в свое время был осколок хачкара (крест-камень), на котором значилась надпись арабскими буквами, свидетельствующая о времени основания церкви. Согласно другому источнику – сборнику, изданному в 1925 г. в Тбилиси на русском языке, «мейданская церковь Святого Геворка является старейшим памятником армянской архитектуры Тбилиси.

Согласно историческим данным и особенно проекту церкви, ее основание можно отнести к XIII в. Своей архитектурой она относится к числу церквей с централизованным куполом».

Следует отметить, что церкви с централизованным куполом существовали задолго до XIII в. Таковыми являются, например, церкви Св.Джвари в Грузии и церковь Св.Рипсимэ в Армении.

Да и хачкар с арабской надписью в стене не может служить бесспорным свидетельством принадлежности церкви к XIII в.

Профессор Л.Мелкисет-Бек в своих исследованиях исходит из того, что в 1284 г. армянский поэт и ученый XIII в. архимандрит Ованнес Ерзнкаци (Плуз или Цорцореци) читал свой известный трактат «О передвижении небесных тел» в церкви Святого Геворка, чем снискал уважение младшего сына князя Умека – Вахтанга.

Согласно Ерзнкаци «церковь построена Боголюбивым Умеком». Следовательно, ученые всецело полагались на мнение авторитетного монаха, потому что он был современником князя Умека.

Мы не пытаемся оспорить мнение, что церковь «построена» (shinvel) рукой богобоязненного князя. Все недоразумение в том, что и Ерзнкаци и другие вместо слова «восстановлена» (verashinvel) использовали слово «построена».

О «богатом торговце Умеке» говорит и Киракос Гандзакеци – о том что Умек переселился в Тифлис из города Карин (Западная Армения) и при грузинском царском дворе достиг солидного положения. Умек заново отстроил Большую Крепостную церковь – наподобие Ахпатского храма имени Св.Ншана (Св.Знамения). И после многих благодеяний упокоился и был похоронен у дверей построенной им церкви.?

Князь Умек не построил, а восстановил или заново отстроил Сурб Геворк в 1251 г. – через тринадцать лет после нашествия монголов (1238 г).

Тифлис не раз подвергался разрушениям. Но всегда восстанавливались его исторические здания и еркви. В их числе оказалась и церковь Святого Геворка.

Как свидетельствует протоиерей Гют Аганян, ещё до монголов, во времена арабских нашествий в X-XI вв. церковь разрушалась, но была восстановлена в 1037 г. «потомками Вардана Мамиконяна на месте старой церкви». Значит, церковь существовала и раньше, если ее заново отстроили в 1037 г. «на месте старой церкви».

О восстановительных работах в церкви свидетельствуют надписи и гораздо более позднего периода. Например, надписи, сохранившиеся на внутренних стенах церкви: восстановил эту часть Давид – сын Едигара, в память обо мне, родителях моих и всего моего рода в 1808 году».

Так когда же все-таки была основана церковь Святого Геворка?

В 625 г. Хазарский царь Хакан вместе с Византийским царем Гераклом разрушают Тифлис, или, как сообщает Мовсес Каланкатваци, «окружив, захватили большой, известный город Тпхис». Это были времена, когда вследствие религиозных противоречий, армянская и грузинская церкви отделились друг от друга (609 год).

Вот что пишет об этом периоде историк Александр Ерицян: «Несмотря на этот ужасный удар (имеется ввиду разрушение города – Н.К.), Тифлис вскоре ожил и наполнился населением. На этот раз настолько возросла численность армян и их роль в жизни и развитии города, что несмотря на противоречия из-за Халкидонского собора, армяне получили право построить в крепости церковь имени Святого Геворка, которая еще именуется как Большая Крепостная церковь. Это случилось в 80-ом (631г) году, то есть через 6 лет после разрушения города».

О двух датах «строительства» церкви Сурб Геворк говорит также врач – литературовед, редактор первого сборника стихов Саят-Новы Геворк Ахвердян, который в предисловии той же книги пишет: «Многие из Тифлиских церквей всегда были зависимы от власти главы Ахпатской епархии, чья резиденция находилась в Большой Крепостной церкви, дата строительства которой является или 631 или же 1251 гг.»

Таким образом, о 1251 г. больше не может быть и речи, так как приведенные факты доказывают: церковь Святого Геворка существовала за много веков до этой даты и в 1251 г. церковь была лишь восстановлена князем Умеком. Остается 631 г., на который указывают и Ерицян и Ахвердян. Эта дата должна быть верной еще и потому, что ни в одном историческом источнике не упоминается о постройке какой-либо армянской церкви ранее XIII в. кроме церкви Сурб Геворк.

И еще: если церковь Сурб Геворк все же построена в 1251 г. – где же тогда молились, крестились и проводили свои религиозные обряды проживающие в Тифлисе до 1251 г. армяне, на протяжении шести с половиной веков?

Ведь после отделения армянской и грузинской церквей в 609 г. армяне несомненно должны были иметь свою собственную церковь в Тифлисе. И через двадцать два года после разделения в 631 году армяне построили свою церковь. И это, безусловно, была церковь Святого Геворка – в одном из самых старых районов Тифлиса, у подножья крепости Нарикала.

Все вышесказанное подтверждает, что первой армянской церковью, построенной в 631 г., является Мейданская церковь Сурб Геворк.

Из письменных источников XIII в. ясно, что Тифлис с окрестными селами входил в состав Ахпатской епархии, а в городской Большой Крепостной церкви правил от Ахпатской епархии епископ или архимандрит. Соответственно после церковного собрания в Сев Каре в 1114 г. Тифлиская церковь Святого Геворка становится резиденцией Ахпатской церкви. Этот факт лишний раз доказывает, что церковь существовала гораздо раньше 1251 г.

автор - Тер Нарек Кущян.

http://www.zham.ru/staties/show/20.html

http://zham.ru/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Армянские церкви старого Тифлиса".

В последние годы идут надуманные споры вокруг отдельных памятников армянского культурного наследия. Дело в том, что культовые памятники в армянской Диаспоре в частности имеют особое значение. Их наличие обусловлено существованием и функционированием местной армянской общины. Армяне вне Армении прежде всего отличались в конфессиональном смысле культурных традиций, что осуществлялось в рамках церковной организации. Церковь являлась общеармянской стабилизирующей и регулирующей организацией и в самой Армении, и в армянских общинах вне Армении. По благословению Его Святейшества Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян издательство Первопрестольного Святого Эчмиадзина выпустило в свет книгу известного историка-медиевиста, профессора Паруйра Мурадяна "Армянские церкви старого Тифлиса". Паруйр Мурадян - автор многочисленных исследований и трудов, посвященных памятникам материальной и духовной культуры народов Кавказа. В беседе с корр. "ГА" он прокомментировал выход своего очередного труда.

Первая глава моей новой книги посвящена истории возникновения и формирования армянской общины в столице Грузии. В силу географического положения и исторических обстоятельств жизнь армянского народа на Родине не отличалась стабильностью, и люди вынуждены были переселяться в том числе и в Грузию. Тут сказались близость грузинской земли к Армении, толерантность грузинского духовенства и общества в целом, а также тесные связи с царствующей династией Багратидов. Грузинские и анийские Багратиды восходят к одному роду. Анийские Багратиды именовались - царь армянский, грузинский, абхазский и т.д. на протяжении 200 лет. Но с падением Ани эту функцию приняли на себя грузинсике Багратиды, которые именовались так же: царь грузинский, армянский, абхазский и т.д.

Близость и общность судеб армян и грузин создали возможность функционирования армянской общины в Грузии. В эпоху царицы Тамары ряд провинций Северной Армении находился под покровительством Грузии, военная мощь которой в определенном смысле была заслугой и армянских воевод Захария и Иванэ. В переселении и оседании армян в Грузии было заинтересовано и грузинское царство. Историк Матевос Урхаеци пишет о том, что царь Давид Строитель основал для переселенцев-армян город Гори. В армянском переводе "Картлис цховреба" указывается, что царь Давид не только имел родственные отношения с армянами, но и сам владел армянским языком. Он приглашал из Санаина в свой стольный город Ованеса Саркавага, чтобы тот читал ему псалмы по-армянски. Когда Грузинская Церковь отделилась от Армянской и отошла к православной византийского толка, часть культовых сооружений осталась у грузин, а те, которые продолжали придерживаться монофиситской ориентации, оказались в распоряжении армянской общины Тифлиса.

Мы говорим о наличии армянских культовых сооружений в Грузии с VII века. Сохранилась переписка между армянскими и грузинскими духовными лицами с начала VII века, где говорится о необходимости придерживаться общих культурных традиций. Однако переориентация Грузинской Церкви была окончательной, а Армянская Церковь оставалась на своих изначальных позициях, что в свою очередь поощрялось Персией, которая стремилась противопоставить Армению Византии, ведя с последней постоянную конкуренцию в политическом, территориальном и других аспектах. И сложилось так, что основная масса, независимо от места проживания, осталась приверженцами национальной церковной ориентации, и это обстоятельство привело к некоторому отчуждению культурного порядка. Но сама жизнь требовала общения, да иначе и не могло быть. В армянском сборнике VIIв. "Книга писем" изложено много подробностей процесса размежевания, но культурное общение народов продолжалось до церковного раздела - духовные деятели-грузины служили Армянской Церкви, а армянские – Грузинской.

Исследование армянских церквей в Тбилиси - это исследование той культуры, которая возникла и существовала там. Были периоды, когда армян в городах было больше, чем грузин. И происходило это по той причине, что грузинские города как центры культурного обмена, ремесленного производства, торговли решением царствующей династии, заинтересованной в расширении промышленности и торговли, заселялись армянами, которые были хорошими ремесленниками, строителями, торговцами и т.д. В феодальном обществе, где каждый род стремился обрести наибольшее влияние, армянское население искало защиты и покровительства у царей, которые были и сами заинтересованы в средоточии армян в городах Грузии. Таким образом, армяне способствовали развитию и благосостоянию городов, которые принадлежали царской семье. В Картли и Кахетии армяне-переселенцы были производителями жизненных благ, и до конца XVIII века армянам никогда не ставилось в укор их присутствие в Грузии.

Исследованный мной материал в книге расположен следующим образом:

- армянские церкви, которые сохранились и сохранили свою конфессиональную принадлежность (из сохранившихся сегодня действуют лишь две церкви);

- армянские церкви, которые превращены в грузинские;

- несохранившиеся армянские церкви;

- культовые сооружения, о которых мы имеем нарративные и другого порядка документы. Таких тоже немало, ибо во всех кварталах старого Тифлиса существовали грузинские и армянские церкви;

- 5-6 церквей, которые в прошлом действовали как армянские, ныне функционируют как грузинские.

Тифлисские армяне строили и реставрировали не только армянские церкви, но и принимали участие в восстановлении некоторых грузинских церквей старого Тифлиса (монастырь Мама Давида и др.)

Отдельная глава книги посвящена рассмотрению микротопонимов старого Тифлиса. Я собрал и исследовал микротопонимы старого Тифлиса: 1 - чисто грузинские топонимы; 2 - чисто армянские топонимы; 3 – смешанные армянские и грузинские топонимы (Дзорабашская церковь Григория Просветителя; склон горы Мтацминда именовался - Ишитуртук по названию вида растения и т.д.)

Одна из глав книги посвящена этноконфессиональным переходам в рамках старого Тифлиса, где рассмотрены случаи, в которых в определенных условиях армяне могли оставить свою конфессию и перейти в грузинскую, как и грузины, оставив свою, перейти в армянскую. В XV-XVI вв. наблюдался переход армян и грузин в католичество. Но я опровергаю теорию, согласно которой с XIX века некоторые "патриотично" настроенные грузинские ученые утверждают, будто существовала община грузин армянского вероисповедания. Очень многие армяне старого Тифлиса стали грузиноязычными, вписавшись в местную среду. Единственное, что отличает их этнически,– это конфессия. Попросту говоря, это армянские огрузинившиеся массы.

VI главу книги я посвятил изложению армянских и грузинских документов, содержащих приказы, распоряжения, судебные решения, дарственные документы, грамоты, свидетельства о купле-продаже и другие материалы, имеющие отношение к армянской церкви в Тифлисе. Сохранился и Реестр армянских церквей старого Тифлиса, составленный по требованию Католикоса Нерсеса Аштаракеци, содержащий подробнейшее описание каждой церкви: когда и кем построена, восстановлена, каковы ее доходы, расходы и т.д. Примечательно описание армянских церквей города, составленное Эгнате Иоселиани на грузинском языке. II часть этой главы составляют документальные свидетельства: к примеру, грузинский царь Ростом дарит Бейбутяну место для кладбища – Ходживанк. Или: обращение грузинских царей к настоятелям армянских церквей за сведениями, обращения армян, проживавших в Грузии, к армянскому Католикосу, в судебные органы и т.д. III часть четвертой главы составляют описательные источники: армяне – мхитаристы из Венеции и Вены, Инджиджян, Бжшкян и другие, посещавшие старый Тифлис, оставили подробные описания армянских церквей, сведения об их строителях и прочие подробности. IV часть составляют ишатакараны (памятные записи) - более 60 рукописей (речь идет только о рукописях, составленных в армянских культовых центрах Тифлиса). V часть составили свидетельства путешественников – русских, французских, немецких и т.д.

Каждое заключение, сделанное по "деликатным" этнокультурным вопросам, подкреплено множеством фактов, колофонами и т.д. В качестве иллюстративного материала в книге представлено около 60 фотоснимков. На страницах книги рассматривается история становления Тбилиси как столицы Грузии согласно упоминаниям в армянских, греческих, мусульманских источниках. В армянских источниках наряду с названием Тпхис фигурирует и Пайтакаран, происхождение которого высокочтимые мной ученые Николай Марр и Меликсет Бек толковали исходя из армянского слова "пайт" - дерево. Я придерживаюсь той версии, что название происходит от персидского - "пайтахт" - стольный город. До него столицей Грузии была Мцхета, где и находилась резиденция патриарха Грузинской Церкви, а в Тифлисе имелось подворье. Выгодное географическое положение способствовало процветанию города, и вскоре он превратился в важный административный культурный и торговый центр.

Эта работа должна положить конец всяким домыслам относительно реальной принадлежности отдельных церквей Тифлиса. Кроме того, известны случаи, когда исчезают те или иные эпиграфические памятники, хранящие строительную либо духовную информацию. В пригороде Тбилиси знаменитый полководец Василий Бебутян построил армянскую церковь, снабдив ее строительной надписью: "Церковь Успения Богородицы". Некий лжепатриот изъял плиту и, не поняв смысла слова "успение", высек новую надпись без этого слова, а следовало писать "Мидзинебис".

Грузия богата собственной духовной культурой, она не нуждается в присвоении армянских памятников. Каждый народ достоин того культурного наследия, которое создано им во времени. Грузинская культура столь богата, разнообразна и значима для мира, что она не нуждается в лжепатриотическом "обогащении".

- И в заключение еще один вопрос, может быть, в нынешней ситуации самый важный: готовится ли перевод вашей книги на иностранные языки, ведь она должна стать доступной всем, в том числе и грузинам?

- Св.Эчмиадзин готовит перевод и издание книги в полном объеме на русском и английском языках.

автор - Мэри ЧОЛАКЯН, «Голос Армении».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Армянской общине Тбилиси необходимо внимание родины.

Хотя Грузия - самое близкое к Армении государство и в ней с незапамятных времен живет множество армян, армянская община Тбилиси не отличается особой сплоченностью.

Начнем с того, что само слово «община» не особо подходит армянскому населению грузинской столицы, и в отличие от Джавахка, насущные проблемы которого лежат в плоскости армяно-грузинских отношений, в Тбилиси царит совершенно иная ситуация. Как отмечает тбилисский исследователь, художник Саркис Дарчинян, тбилисские армяне пребывают в инертном состоянии, каждый из них живет собственными нуждами и заботами, и хотя на бытовом уровне армяно-грузинские отношения не обостряются, проблем, связанных с религией, немало.

Прежде чем обратиться к этим вопросам, отметим, что в Тбилиси сегодня проживают порядка 80 тысяч наших соотечественников (по другим данным - не менее 100 тысяч), действуют две армянские школы - в одной 250 учеников, в другой - 150. Есть и русско-армянская школа. А вообще-то местные армяне отдают своих детей преимущественно в русские школы.

Социальная ситуация для всех одинакова - вне зависимости от того, армянин ты или грузин. Имеются и политические разногласия, хотя большая часть армян являются сторонниками действующих грузинских властей и уверяют, что осуществленные Михаилом Саакашвили реформы оказали благотворное воздействие как на всю страну, так и на жизнь тбилисских армян.

В этой статье мы не собираемся говорить о славном прошлом армян Тбилиси, о том, каких замечательных представителей армянской интеллигенции они дали Армении и Грузии, что сделали первыми и в чем преуспели. Сегодня важно то, что именно из всего этого мы сумели сохранить и что сможем сохранить в будущем. Потому что жить одной лишь памятью о прошлом означает оказаться перед опасностью утратить все.

Одной из самых актуальных проблем для местных армян является фанатизм грузинского духовенства.

«Эчмиадзин играет роль Пилата».

Женщина-грузинка, живущая во дворе разрушенной армянской церкви Сурб Геворг в Тбилиси, рассказывает старинную историю о том, как грузинский царь Вахтанг обратился к служителям церкви Сурб Геворг села Мугни в Аштараке с просьбой: если они для спасения его больного сына доставят в Грузию частицу хранящихся в церкви мощей святого Георгия, то он обещает возвести в Тбилиси точно такую же церковь. Армянские священники немедленно тронулись в путь, однако царевич умер раньше, чем они успели прибыть. Тем не менее царь Вахтанг, ценя готовность армян помочь ему, разрешает построить в Тбилиси церковь наподобие мугнинской. При этой церкви, возведенной в Сололаке, действовала также школа «Гаянян», одним из организаторов которой был Перч Прошян. Хотя в разговоре с нами грузинка уверяла, что это армянская церковь, иного мнения придерживаются грузинские духовные лица, жаждущие присвоить не только армянские, но и греческие, еврейские и даже мусульманские молитвенные дома.

На повестке дня грузинских властей стоит вопрос «спорных церквей»: им надлежит установить «национальную принадлежность» пяти церквей. Ситуация осложняется и тем, что в Грузии нет закона о свободе совести и веры (в грузинской патриархии выражают надежду, что закон вскоре будет принят и вероисповедальные вопросы двух тысячелетиями живущих рядом друг с другом народов будут урегулированы).

Армяне Тбилиси не раз обращались по поводу церквей к властям как Грузии, так и Армении, а также к Первопрестольному Эчмиадзину, однако нигде не удостоились должного внимания.

«Эчмиадзин в вопросе наших церквей играет роль Пилата: делая вид, будто заинтересован в сохранении наших духовных ценностей, на самом деле не предпринимает ничего. Равнодушием и попустительством Армении во многом объясняется то неприглядное состояние, в котором оказались наши церкви»,- утверждают тбилисские армяне.

Здоровое зерно проклюнется.

Помимо необходимого внимания родины немаловажное значение имеет и сплоченность местных армян, их готовность бороться с антиармянскими явлениями. Спорные вопросы нужно решать с помощью совместных комиссий, всесторонне рассматривая и обсуждая все аспекты имеющихся проблем.

Инертности армян Тбилиси способствует и то, что они не особенно довольны деятельностью армянских депутатов грузинского парламента, да и местное армянское духовенство склонно к примиренчеству. Вместе с тем проклевывается и здоровое зерно: в последние годы в среде армянской молодежи Грузии начинается движение за сохранение национальных ценностей.

Как сообщил нам президент Армянского центра сотрудничества Грузии (АЦСГ) Карен Элчян, благодаря их протестам хотя бы временно прекращено огрузинивание армянской церкви Норашен. Периодически проводятся собрания, делаются попытки объединить местных армян вокруг патриотических идей.

P. S. Армяне Тбилиси с любовью и уважением относятся к грузинскому народу и желают жить с ним в мире и согласии. И принуждение армян к утрате своей национальной сути приведет не к укреплению дружбы, а к возмущению и противостоянию. Поэтому единственным выходом здесь является урегулирование отношений и, что очень важно, содействие в этом деле Грузинской и Армянской церквей. Только так можно будет утихомирить страсти и сделать возможным мирное сосуществование обоих народов.

Наира ПОГОСЯН, «Собеседник Армении»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нужен ли Господу храм, построенный на костях христиан?

Тбилиси (Тифлис, Тпхис) на протяжении веков был одним из важнейших центров экономической, политической и культурной жизни армян, и тбилисские армяне по праву гордятся вкладом наших соотечественников в расцвет этого города с неповторимым колоритом и искрящимся жизнелюбием.

В ИСТОРИИ ТБИЛИССКОГО АРМЯНСТВА БЫЛИ И ЧЕРНЫЕ СТРАНИЦЫ, как, например, 30-е годы прошлого столетия, когда были стерты, разрушены Ванкский кафедральный собор и старинное армянское кладбище Ходживанк. Еще тогда, в годы правления Лаврентия Берии многие задавались вопросом: куда в конце концов подевались многочисленные могильные плиты из Ходживанка, многие из которых были истинными произведениями искусства? И вот недавно подтвердилось бытовавшее в среде тифлисцев мнение, что могильные плиты Ходживанка были использованы при строительстве различных зданий в столице Грузии, в том числе Института марксизма-ленинизма (ИМЭЛ) на проспекте Руставели.

На месте института должны были (при сохранении фасада) возвести пятизвездочный гостиничный комплекс. Инвестиционная компания "Абу-Даби", купившая здание в августе 2009 года, взявшись за его демонтаж, оказалась в шоке при появлении множества надгробий. Как искренне заметил один из депутатов грузинского парламента: "Никогда бы не подумал, что я каждый день шагаю по могилам..." В этом здании с 1992 года располагался парламент, потом правительство Абхазии в изгнании, Конституционный суд Грузии.

... На обломках гранитных и мраморных плит можно прочитать некоторые имена тех, чей покой был нарушен варварами: княгиня Нуне Бектабегян, действительный статский советник Иван Амирагян, архитектор Псаров, коллежский асессор Кананян, Ольга Кузанова, генерал Тархан Ходжаминасян и его супруга княгиня Софья и другие. Нет никаких сомнений, что где-то среди них могут отыскаться остатки пропавших надгробий и других наших видных национальных деятелей - благотворителей Есая Нигояна (Нигоева) и Микаэла Арамянца, редактора и публициста Григора Арцруни и многих других.

Разрушение Ходживанка - не единственное святотатство. Именно здесь, на оскверненном кладбище построен храм Самеба (Св.Троицы) в нарушение элементарных норм христианской морали. Об этом стараются не упоминать, но ведь факт этот известен не только тбилисцам, но и тем, кто любит указывать на Грузию, как на маяк демократии и форпост распространения общечеловеческих ценностей на Южном Кавказе.

... В старом грузинском фильме "Покаяние" есть горделивая фраза: зачем нужна дорога, если она не ведет к храму? А нужен ли Господу храм, построенный на костях христиан?

автор - Рубен НААТАКЯН,

источник - «Голос Армении».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грузия: крестовый поход в отношении использования языка национальных меньшинств.

В Грузии уже не первый год объявлен крестовый поход в отношении использования языка национальных меньшинств (армяне, азербайджанцы, русские, курды и др.). Конкретизируя, упомянем, в частности, названия магазинов.

НАЧИНАЯ С 1997 ГОДА ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ТБИЛИСИ развернули активное давление на магазины с армянскими вывесками. Грузинская пресса подняла тогда большой шум вокруг гастронома на ул. Фабрициуса в армянском квартале Авлабар. Этот объект являлся совместной собственностью братьев Манукянов и двух грузин. Недовольство прессы состояло в том, что армянская вывеска якобы противоречит закону "О государственном языке Грузии" (публикации в "Дилис газети", 17.04.1997г., 24.06.1997г.). В конце концов магазин был закрыт.

В ноябре 2006 года в том же Авлабаре на улице К.Цамебуло открылся магазин "Арарат", торгующий коньяком и кондитерскими изделиями и являющийся собственностью общественного деятеля, руководителя Центра армянского сотрудничества Грузии Карена Еолчияна. Это не понравилось газете "Асавал-дасавал" (13-19.11.2006г.), и через некоторое время в результате "реконструкции" этой части города магазин прекратил свое существование.

Та же судьба постигла магазин "Саят-Нова" на улице Красильной, около церкви Св.Геворга, принадлежащий актеру Левону Чидиляну. Казалось бы, великого певца дружбы армян и грузин Саят-Нову следовало бы оставить в покое... Но, видимо, этот маленький очаг культуры, где продавались также армянские газеты и книги, не давал некоторым покоя. В сентябре 2009 года Налоговая инспекция "наехала" на магазин, нашла там, так сказать, нарушения и закрыла. Как сказал бы Саят-Нова: "закрыты истины пути, кругом царит одна лишь ложь..." И в самом деле, кому мешало имя великого поэта на армянском языке в городе, который он прославил песнями на многих языках?! Уж во всяком случае не дружбе армян и грузин...

автор - Рубен НААТАКЯН

источник - Голос Армении

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

с 30-х годов прошго века в Грузии все нацменьшинсва стали щемить и пытаться грузинизировать (спаибо Сталину и Берии). Так что удивляться нечему. Мой дед уехал оттуда в начале 70-х, кода ему ео "друг"-грзин сказал "Вазген, ты хороший мужик, жаль, что армянин". Национализма станет меньше только когда страна станет богаче, да и то среди грузин его не изжить никогда

В данный момент для Грузии и грузин лучше просто национаизм плюс равнение на Запад (что в будущем приведет к некоторой цивилизации этого нацонализма), чем тот же националзм плюс прорусский бадак, от которого всякий национализм цветет буйным цветом.

а пока для нацмеьшнств в ближайшие лет 10 есть только 3 альтернативы

1. терпеть и интегрироваться в сегодняшние реалии, походу борясь за свои права в рамках имеющихся законов

2. репатриироваться/эмигрировать

3. ассимилироваться

а быть 5-й российской колонной в Грузии - занятие самоубийственное

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одним меньше. Гибель очередного армянского храма в Тбилиси.

В конце декабря прошлого года я писал о трагической судьбе так называемой "спорной" тифлисской церкви Мугну Сурб Геворг и, в частности, отмечал следующее: "Начиная с 1980 года по стенам пошли серьезные трещины, а в 1990 году здание церкви была признано аварийным. В 1991 году трещины по фасаду здания, достигшие угрожающих размеров, дали грузинским специалистам повод вынести решение о необходимости полного разрушения церкви Мугну Сурб Геворг. В наши дни состояние церкви иначе, как плачевным, назвать сложно: храм интенсивно разрушается, вываливаются кирпичи, трещины по всему фасаду прогрессируют".

Ну что ж, мечта местных армянофобов, по крайней мере, в отношении конкретно этого армянского храма, сбылась. Он больше не спорный. Его просто больше нет. 19 ноября в 4 часа утра аварийный храм, основанный в 1356 году и мужественно державшийся все эти века и годы, обвалился. Жертв нет, повреждены несколько автомобилей и крыши двух соседних домов.

И все же, я, наверное, неправ. Жертва есть. Это – вера. Вера, быть может наивная, людей в то, что в христианской Грузии может быть уважительное отношение к христианским же ценностям, пусть даже не своим. Вера в историю, в которой, как ныне принято говорить, были страницы истинной дружбы между армянским и грузинским народами. Вера в единоверцев. Она похоронена под руинами храма Сурб Геворг.

Сегодня правительство Грузии, разные теологические и исторические организации этого государства могут говорить что угодно. Ибо время конкретного действия – оказания помощи терпящему бедствие храму – прошло. Когда же пройдет время болтунов и шарлатанов от политики?

Сегодня в Грузии одним армянским храмом стало меньше. Его разрушило преступное бездействие грузинского правительства. Оно, равнодушие, иногда оказывается не менее беспощадным, чем ковш бульдозера.

автор - Пандухт.

видео см. здесь:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ААЦ возложила ответственность за обрушение церкви в Тбилиси на власти Грузии.

Ночью в Тбилиси обрушился купольный храм Мугнецоц Сурб Геворк, построенный в 1356 году. Об этом сообщает пресс-канцелярия Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви и возлагает ответственность за это на государственные структуры Грузии.

Согласно сообщению Грузинской епархии ААЦ, церковь Мугнецоц Сурб Геворк – одна из тех пяти церквей, по поводу возвращения которых Первопрестольный Эчмиадзин и епархия направляла многочисленные обращения руководству Грузии, Патриархии, международным организациям. Проблема неоднократно поднималась и в СМИ. «Увы, все заявления остались без ответа со стороны властей Грузии. Грузинская Патриархия искусственно объявила спорными тбилисские церкви Мугнецоц Сурб Геворк, Сурб Норашен, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Сурб Ншан, Ереванцоц Сурб Минас и ахалцихскую церковь Сурб Ншан, чем они и оправдывают то, что храмы не возвращаются. Следует отметить, что это уже вторая обрушившаяся церковь, первой стала Шамхорецоц Сурб Аствацацин, которая обрушилась в 1989 году», - говорится в пресс-релизе.

По мнению Грузинской епархии ААЦ, «ответственность за все это должно нести министерство культуры и охраны памятников, на балансе которого находится церковь». «Все это оставляет впечатление, что Патриархия Грузии и власти, не решая вопрос возвращения церквей епархии и не уделяя должного внимания охране указанных церквей, намеренно уничтожают важные памятники армянской культуры», - говорится в сообщении.

источник - Де-факто

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Время собирать церковные камни.

В Армении сегодня прошла акция протеста против отношения грузинских властей к армянскому культурному наследию. Поводом послужило обрушение стены в одной из древнейших армянских церквей в Тбилиси. Она была одним из пяти объектов, которые Армянская Апостольская церковь безуспешно пыталась вернуть в свои владения. Власти Грузии отреставрировать храм пообещали, а вот решить вопрос принадлежности спорных церквей пока не готовы.

Дожди в Грузии нанесли немалый урон сельскому хозяйству и жилым домам. Но они же вынесли на поверхность старую проблему принадлежности армянских церквей. На большинство из них претендует Грузинская православная церковь (ГПЦ). В свое время Армянской Апостольской церкви (ААЦ) принадлежало около трех десятков культовых зданий. Сегодня - только два.

Церковь середины ХIV века «Святой Геворк» (Сурб Геворк) относилась к спорным зданиям и не ремонтировалась уже много лет. В советские годы там был этнографический музей, а затем хранилище. В 1990 году ее окончательно закрыли, как аварийное здание. Ноябрьские ливни привели к тому, что в церкви рухнула стена и часть купола. Если бы не долгая тяжба между двумя соседними христианскими патриархиями, то памятник архитектуры на улице Або Тбилели был бы вовремя укреплен.

Так что армяне заподозрили власти Грузии в намеренном разрушении армянских памятников. Верховный Духовный Совет ААЦ под председательством Католикоса всех армян Гарегина II возложил ответственность на руководство страны и ГПЦ. А союз «Еркир» объявил, что к уничтожению культурно-исторического памятника привело преступное бездействие и дискриминационная политика грузинских властей в отношении нацменьшинств.

Возмущение армян вылилось сегодня в акцию протеста в Ереване у посольства Грузии. Более 500 человек собрались, чтобы вручить письмо послу Грузии Гоче Таргамадзе. Они вышли под лозунгами «Нет культурному геноциду» и «Грузины - не христиане». Далее демонстранты прошли и к ереванскому представительству ООН, чтобы поставить в известность мировую общественность о положении со свободой вероисповедания в Грузии, сообщает PanARMENIAN.Net.

Сразу отметим, в Тбилиси не хотят доводить дело до мирового скандала. И как только в Ереване начался митинг, Национальное агентство Грузии по защите культурного наследия сообщило, что церковь начнут реставрировать в ближайшие дни. «Группа экспертов уже провела экспертизу состояния собора. Осуществлена фото- и документальная фиксация поврежденных частей. У церкви обвалился купол и подкупольные своды, а также в тяжелом положении находится восточный фасад собора, исходя из этого, работы будут проведены незамедлительно», - передает заявление агентства «Кавказ Online». Но обрушение старинной церкви на самом деле было лишь последней каплей в море недовольства действиями грузинских властей по отношению к армянским историческим памятникам и верующим.

Так год назад на территории возведенной в XV веке армянской церкви Св.Норашен, по данным прихожан, под руководством священника ГПЦ Тариэла Сикинчелашвили были выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян-меценатов. А несколько лет назад этот же священник пытался установить под стенами этого храма надгробные плиты с грузинскими надписями.

Кроме того, сейчас грузинские власти пытаются при демаркации границы с Арменией приписать к своей стране полосу земли, на которой также находятся средневековые армянские храмы. И вообще, по словам представителя Грузинской епархии ААЦ священника Мхитара Алояна, местные чиновники постоянно унижают и оскорбляют армянских священников и верующих. «Когда мы отправляемся в паломничество в Иерусалим, на таможне нас буквально обыскивают, в то время как грузинских священников пропускают вне очереди. Они не христиане, христианин не может разрушать храм. Наша акция направлена не против грузинского народа, он тут ни при чем, мы протестуем против политики официального Тбилиси», - сказал Алоян сегодня в Ереване.

Как сообщают в ААЦ, «Грузинская Патриархия искусственно объявила спорными тбилисские церкви Мугнецоц Сурб Геворк, Сурб Норашен, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Сурб Ншан, Ереванцоц Сурб Минас и ахалцихскую церковь Сурб Ншан».

Еще в прошлом году грузинские власти и ГПЦ предложили создать экспертную комиссию, чтобы определить принадлежность этих храмов. Армяне высказались против. Как пояснил глава Епархии ААЦ в Грузии епископ Вазген Мирзаханян, «эти церкви снаружи, внутри, письменами и архитектурным ансамблем в целом - армянские и это не может быть предметом обсуждения».

Работа такой комиссии, отметил Мирзаханян, может сыграть свою роль, только если эксперты пересмотрят принадлежность многих других армянских церквей, обновленных и присвоенных в 90-е годы ГПЦ. В Грузинском Патриархате на это не ответили. Армянский епископ также подчеркнул тогда, что «вопрос принадлежности церквей должна решать духовная власть на уровне государственном». «И я бы не хотел, что бы религиозные фанатики, играя на чувствах прихожан, сеяли межнациональную рознь между двумя народами», - сказал он год назад.

Увы, официальный Тбилиси так и не пошевелил пальцем, чтобы уладить вопрос. И дело вскоре действительно может дойти до открытой вражды между христианами разных церквей.

автор - Саломэ Батиани.

фото с сайта "Тпхис-Тифлис-Тбилиси"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

> «Грузины - не христиане».

В статье неправильный перевод! На самом деле: «Грузины - вы разве не христиане?»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот тут транспаранты: «Грузины - вы разве не христиане?»

http://www.youtube.com/watch?v=dtTCZvQ74CI&feature=player_embedded

http://community.livejournal.com/panarmenian/34222.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот тут транспаранты: «Грузины - вы разве не христиане?»

http://www.youtube.com/watch?v=dtTCZvQ74CI&feature=player_embedded

http://community.livejournal.com/panarmenian/34222.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   9 пользователей, 0 анонимных, 393 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    391 гость
    Krasar melkum Rubik mshput Firefly Ara55 varvarikus luc Elchin_
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...