Перейти к публикации

Село Ардвин в Лори


yerkramas

Рекомендованные сообщения

Не знал в какой теме запостить, если не по адресу пишу, то извините. Нужна информация о селе Ардвин в Лори. Почему так называется, когда и кем основано, есть ли церковь (фото Хачкаров из села у меня есть), фотки села желательно... Спасибо заранее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 28
  • Создано
  • Последний ответ

Может здесь что-нибудь найдете.

http://www.artsakh.info/forum/viewtopic.php?f=13&t=1053

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

- Где именно оно находится (какая другая деревня есть по-близости).

- Название Ардвин относится к какому периоду (за советский период его не обнаружил)

- Может речь идет о селе Ардви? Это маленькое армянское село с населением около 150 чел существовало во второй половине 19 в. Находится неподалёку от Алаверди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фото Хачкаров, которое я прикрепил, было снабжено подписью "Ардвин". Я обратился по электронной почте к фотографу и он подтвердил, что это действительно Ардвин, но не в Западной Армении, а в Туманяновском районе Республики Армения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати еще и село Тандзут интересует. Оно вроде тоже есть в Лори. Мне просто интересно есть ли связь с Ардвином и Тандзутом в Западной Армении. Неужели случайно что два населенных пункта с одним названием находятся поблизости друг от друга в Лори и в Тайке. Кстати между Лори и Тайком есть еще связь через графа Лорис-Меликова, предки которого (Калантаровы) проживали в Тайке (в Ардвине)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Неужели случайно что два населенных пункта с одним названием находятся поблизости друг от друга в Лори и в Тайке."

Такое явление не случайно - в Америке переселенцы из Европы переносили старые названия и даже сохраняли их географическое расположение. Есть карты по которым видно что ряд населенных пунктов в США практически полностью копирует расположение селений в Европе откуда были родом переселенцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Село, о котором идет речь, называется Ардви. Оно находится на плато над г.Алаверди после с.Одзун. В западной Армении есть город Артвин, думаю не ошибаюсь в написании. Не исключаю связи между этими двумя названиями, точно не знаю. В Ардви есть красивая церковь ~7в, скорее всего там действовал также монастырь. Вокруг - огромное кладбище с древними надгробиями, древними хачкарами и современными памятниками, некоторые из которых принадлежат роду Калантарянов, упомянутых выше, выполненых из очень красивого камня - лабрадорит. В Ардви находится дом Мамуляна, которому необходимо достойное внимание. Не мало туристов туда попадает с помощью WishUp adventures, обращайтесь:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действительно, это хачкары села Ардви, пожалуй, лучшие в Лори хачкары, хотя в Чочкане тоже есть неплохие. Что касается села Тандзут, то его название вряд ли следует связывать с Тандзутом Тайка. Дело в том, что природа Лори и Тайка, действительно очень похожа. Тот ,кто был в лоринских лесах, прекрасно знает, как эти села богаты дикими грушами-откуда и произошло название села Тандзут. Кстати, названия окружающих сел также в основном "древесные"-Шлорут, Качачкут, Лорут, Шамут, Техут и прочее. Насколько я знаю, большинство жителей именно этой части Лори являются коренными лорийцами,еще определенное количество выходцев из Арцаха и Зангезура, которые, впрочем, сосредоточены в основном, на севере Туманянского района и приграничных селах Грузии (Ахкерпи, Бурдадзор, Дамиа,Хожорни, Шулавери, Дагет-Хачен, Болнис Хачен)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Неужели случайно что два населенных пункта с одним названием находятся поблизости друг от друга в Лори и в Тайке."

Такое явление не случайно - в Америке переселенцы из Европы переносили старые названия и даже сохраняли их географическое расположение. Есть карты по которым видно что ряд населенных пунктов в США практически полностью копирует расположение селений в Европе откуда были родом переселенцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вот статья из www.caa.am

Արդվի Բնակչություն 215.0 Մակերես 8.2 կմ2 Գյուղ Ալավերդու տարածաշրջանում, Ալավերդի քաղաքից 9կմ հարավ-արեւմուտք, մարզկենտրոնից գտնվում է 45կմ հեռավորության վրա: Նախկինում ունեցել է Արդու, Արտվի, Մելիքգյուղ, Մելիքքյանդ անվանումները: Հնում մտել է Գուգարք աշխարհի Տաշիրք գավառի մեջ: Ըստ տեղացիների գյուղն հնում կոչվել է Մելիքգյուղ: Նոր ժամանակներում հանդիպում է նաեւ Արդու գրությամբ: Հովհան Օձնեցին իր ծննդավայրից եկել է այստեղ, կառուցել ճգնարան եւ եկղեցի: Ըստ ավանդության` ՚Օձունից հեռանալիս նա անիծել է այն եւ Մելիքգյուղ գալով անվանել է Առտվի, այսինքն` Մելիքն առա եւ Օձունը տվիՙ: Գյուղում կան երկու եկեղեցիներ: Դրանցից մեկը Հովհան Օձնեցու կառուցած ս. Հովհաննես վանքը (718-728թթ), որը վերակառուցվել է 17-րդ դարում: Եկեղեցու ներսում գտնվում է Հովհաննես Օձնեցու գերեզմանը: Մյուսը ս. Հարություն եկեղեցին է` կառուցված 10-րդ դարում: Վերջին դարերում Արդվին եղել է Լոռու մելիքների կալվածքները: Գյուղը տեղադրված է Դեբեդ գետի բարձրադիր ձախափնյա սարավանդում, անտառապատ լեռան ստորոտում` ծովի մակարդակից 1450մ բարձրության վրա: Գյուղի մոտ գտնվող ձորը կոչվում է Վիշապաձոր: Կլիման բարեխառն լեռնային է, տեւական, ցուրտ ձմեռներով: Ամեն տարի հաստատվում է կայուն ձնածածկույթ: Ամառները տաք են, համեմատաբար խոնավ:Տարեկան թափվում են 600-700մմ մթնոլորտային տեղումներ: Ագրոկլիմայական տեսակետից ընկած է մասնակի ոռոգման գոտում: Ունի սառնորակ աղբյուրներ, որոնք օգտագործվում են որպես խմելու ջուր: Ունի բազմամետաղների հանքերի առանձին ելքեր, որոնք չունեն արդյունաբերական նշանակություն: Գյուղի բնակչության նախնիների մի մասը տեղափոխվել է Ղարաբաղից եւ Բերդից: 1970 թ-ին գյուղն ունեցել է 236 բնակիչ: Ըստ ազգային վիճակագրական ծառայության տվյալների 2005 թ-ին համայնքի բնակչությունը կազմել է 185 մարդ: Սեռային կազմում տղամարդիկ կազմում են 46%, կանայք` 54%: Ունի միջնակարգ դպրոց, գրադարան, բուժկետ, կապի հանգույց: Գյուղատնտեսական հողահանդակներում մեծ բաժին ունեն վարելահողերը (153հա): Պետական հողերը գլխավորապես օգտագործվում են որպես արոտավայրեր` կազմելով 437հա: Գյուղի մասնագիտացման ուղղությունը անասնապահությունն է: Զբաղվում են խոշոր եղջերավոր անասնաբուծությամբ, մեղվաբուծությամբ, թռչնաբուծությամբ: Զբաղվում են նաեւ դաշտավարությամբ, պտղաբուծությամբ (տանձ, խնձոր, կեռաս), մշակում են բանջարաբոստանային, կերային, հացահատիկային կուլտուրաներ: Համայնքի հիմնախնդիրների մեջ կարեւորվում են դպրոցական գույքի նորացումը, խմելու ջրագծերի վերանորոգումը, գյուղատնտեսական մթերքների իրացումը, գյուղամիջյան ճանապարհների վերանորոգումը:

как видно, население со времен последних советских топографических измерений возросло до 215 человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот статья из газеты Новое обозрение. – Тифлис. – 1889. – № 1762. – С. 3.

В ней говорится сначала об Артвине в Батумской области (это наверняка Тайкский Артвин, Лори к Батумской области никак относиться не мог), а потом говорится как-будто о том же самом Артвине, но по смыслу кажется что речь идет все же об Артвине (точнее об Ардви) в Лори. Потому что в тайкском Артвине не было ни "калантаровского" ни "дайанцевского" кварталов. Но называют его в газете именно Артвином!

********************

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРАФА М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА.

Много времени тому назад, при грузинском царстве, местность Лори, ныне составляющая часть Борчалинского уезда, Тифлисской губ., играла довольно выдающуюся роль в крае. Этот уголок изобиловал дворянами, в числе коих были и армяне Калантаровы, носившие свою фамилию от деда их, бывшего когда-то местным «калантаром», что по-персидски значит правитель. Один из этих Калантаровых, по имени Дай, пользовавшийся в обществе большим почетом, был награжден высшим у армян титулом «мелика». Впоследствии потомки Дая отделились от остальных Калантаровых и стали именоваться Меликовыми. Для отличия от прочих дворян – Меликовых, живших в разных местностях и подчиненных владетельным ханам, они прибавили к новой фамилии слово «лору», т.е. лорийский, и таким путем образовались фамилия Лорис-Меликов. Во время одного набега персиян на Лори, Калантаровы и Лору-Меликовы вынуждены были бросить родину и со всем своим добром спасаться бегством в нынешнюю Батумскую область. Здесь они поселились в деревне Артвин, но не надолго; частые набеги персиян и лезгин заставили их бросить и эту деревню и расселиться по разным местам. Потомки Дая, Лору-Меликовы, на некоторое время спрятались в громадной пещере, расположенной в соседней местности, а затем перебрались в Тифлис.

Спустя еще некоторое время, примеру их последовали и остальные родственники – Калантаровы. По утверждении русского владычества в крае Калантаровы вернулись в Артвин и возобновили свои жилища и хозяйства, а Лору-Меликовы остались в Тифлисе. По приезде потомков Дая в Тифлис, все они были утверждены грузинским царем в дворянском звании с присвоением им фамилии «Лорис-Меликов». Частичка «ис» по грузински окончание родительского падежа, так что Лорис-Меликов в переводе значит Лорийский Меликов, а по армянски Лору-Меликов. В настоящее время местечко Артвин, населенное исключительно армянами, как сообщает корреспондент «Арцаганка», разделяется на два квартала, из коих один называется «Калантаровским», а другой – «Дайянц» и принадлежат Калантаровым и Лорис-Меликову. Многие из местных жителей и теперь не знают о существовании фамилии Лорис-Меликовых и называют членов этой фамилии просто Дайянцами, по имени Дая. Кроме Артвина, графу Лорис-Меликову принадлежат в целости и селения Акоры и часть трех селений: Чанахчи, Ворнак и Чочкани. Все эти имения достались ему по наследству и в приданное. Два года тому назад, в Чочкани построена армянская церковь на счет покойного графа. Население этих деревень всегда пользовалось особенною любовью покойного графа, отечески заботившегося об экономическом благосостоянии земляков.

Ш. Мелик-Каракозов.

Новое обозрение. – Тифлис. – 1889. – № 1762. – С. 3.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очень интересно. Действиельно, в последнем абзаце речь идет именно уже о селе Ардви , т.к. совсем рядом находятся села Акори,чуть дальше Чочкан и Чанахчи,и все это в Лори. А тайкский Артвин также действительно входил в состав Батумской области с 1878-1918 годы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, народная версия, что название восходит от Мелкиц ара Одзунин тви,т.е.ара у тви,неверна, потому как слово мелик, в устоявшемся значении как глава села или гавара утвердилось лишь в позднее средневековье, но никак не во времена Ованеса Одзнеци,жившего аж в на рубеже 7-8 веков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 358 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    265 гостей
    melkum Левон Казарян Ara55 OLD MEN luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...