Перейти к публикации

Мхитар – раскольник или мученик?


Harib

Рекомендованные сообщения

Есть особое место в Венеции. Можно сказать, особая Венеция, армянская. Концентрация духа, исторической памяти народа - Сан Лаззаро, остров святого Лазаря, центр древней армянской книжности. За 300 лет учеными-монахами Сан Лаззаро изданы тысячи томов - воспроизведение и переводы самых ценных манускриптов монастырской библиотеки: Евангелия (начиная с рукописных книг VI века) и другие христианские книги; средневековые труды по философии, медицине, географии. В Сан Лаззаро создавались фундаментальные исторические сочинения, грамматики, словари. Это ученое братство основал очарованный странник - Мхитар.

...Сейчас нет того окна, оно исчезло вместе с разрушившимся притвором. Я стою среди каменных осыпей и коротких стен, которые возвели реставраторы, чтобы обозначить границы несуществующего притвора, его архитектурный чертеж.

В устных преданиях о Мхитаре Се-бастаци говорится, что здесь ему явилась Богородица. И повелела начать тот долгий путь, который в конце концов приведет его в Венецию, определит всю его жизнь до последнего мгновения.

Как это было, в какой час? Днем или ночью, во сне? Или на закате Она явилась ему в снопах солнечного света, льющегося из окна?

Нам, людям конца XX века, трудно представить душевный мир юноши конца века XVII.

Сейчас остров на Севане, где Мхитару было видение, превратился в полуостров, а притвор церкви давно разрушился. И нет уже монахов, нет и лодки с парусом, на которой они перевозили паломников...

...Мхитар Себастаци родился в славном городе Себастии в 1676 году. В десять лет поступил в школу монастыря Сурб Ншан, что неподалеку от Себастии. Пятнадцати лет получил сан саркавага - дьякона. Взыскующий истины и поучения, в тот же год он был взят ко Святому престолу в Эчмиадзин. В обитель на Севане он попал лет в шестнадцать, работал с книгами местного матенадарана. Но вскоре вновь собирается в путь, укладывает свои бедные пожитки, где самое тяжелое - им же самим переписанные книги. Все это он грузит в двускатную сумку - хурджин. Перекидывает ее через спину ослика и ведет его к пристани...

Добравшись до Эрзерума, он увидел, как турки на базаре торгуют святыми манускриптами. Продал своего ослика, выкупил книгу-всего одну, денег хватило на самую дешевую, совсем ветхую. Отдал ее в соседний монастырь и сам в нем поселился - лечил книгу: переписал все недостающие листы, подновил плохо читаемые буквы, слова. Настоятель уговорил молодого саркавага пожить у них, скопировать еще Евангелие, бумагу они купили.

Мхитар видел, как мало в этой обители книг, как не хватает грамотных людей - гричей-переписчиков, чтецов: за стенами монастыря положение еще хуже... Переполненный печальными наблюдениями, он впервые обращается к верующим с проповедью. Он говорит о Слове - Боге и, отдельно, о родном слове, которое нужно всем как воздух. Его слушали, дивились молодости и учености.

Но Мхитар снова уходит, срывается с места, словно его подгоняет какой-то непреодолимый ветер. Такое впечатление, что, меняя города и монастыри, он ищет не нового места, а может быть, и сам того не сознавая, - нового себя. Вместе с караваном паломников, направляющихся в Иерусалим, приходит в Алеппо (Халеб в нынешней Сирии).

Здесь, недалеко от Средиземного моря, на скрещении исторических путей, культур, религий, Мхитар увидел сирийцев, евреев, арабов и армян, живущих под властью турок. Проповедников с Запада, монахов из Ордена капуцинов, иезуитов, кармелитов. Мечети, церкви - армянские, сирийские несторианские, греческие православные, католические. Все говорят по-турецки, даже французский миссионер Боволье, с которым сблизился Мхитар, - это тоже был их общий язык.

Не тогда ли сердце Мхитара дрогнуло, душа переполнилась тоской? То, что он видел раньше и в других местах во время своих скитаний и паломничеств, выстроилось в единый образ гибнущего народа. Нет, его не убивали на глазах Мхитара. Ремесленники работали: ткали ковры, стучали своими молотками чеканщики. Купцы торговали, отправляли караваны, снаряжали корабли. Семьи армян выдавали дочерей замуж, женили сыновей, матери присматривали за детишками. Но говорили между собой эти армяне часто по-турецки и даже в церкви армянский язык слушали, как чужой. Не могли написать и двух строк - не ведали букв, созданных для них Месропом Маштоцем. И не помнили ни о великих царях Армении, ни о героях, погибших в сражениях за родную землю, ни о подвижниках армянского просвещения - о своих святых.

Пройдет несколько десятилетий - и Мхитар напишет Грамматику армянского языка, уникальную в том отношении, что первая часть ее изложена по-турецки. Она обращена как раз к тем, кто забыл на чужбине свой родной язык.

Судьба готовит Мхитару многие странствия и испытания. Он отправляется в Рим поклониться святым могилам апостолов Петра и Павла. В пути тяжело заболевает, его высаживают на Кипре. У него лихорадка, малярия, врачебной помощи нет. В чужом иноязычном монастыре, в келье, открытой дождям и ветрам, без матраса, без одеяла. Юноша с пожелтевшим лицом... Когда у него не хватало сил, чтобы добраться до трапезной и получить свой хлеб и несколько олив, он просто голодал.

Но нашлась добрая душа, священник. Он привез Мхитара к себе в соседний город, накормил, пригласил доктора. Силы возвращались к Мхитару, но помышлять о продолжении путешествия он не мог. Добраться бы назад, домой!

Можно себе представить счастье матери, когда она обняла внезапно вернувшегося сына... Побыв немного дома, Мхитар возвращается в монастырь Сурб Ншан, под такие знакомые своды. Приходит к алтарю с его крутыми ступенями и резной стенкой с изображением святого креста, которому посвящен монастырь.

Однако не все было благостно в монастырской жизни для Мхитара. Ему не могли простить связь с католиками, подозревали, что он отходит от армянского вероисповедания, от заповедей Григора Просветителя. Один не в меру рьяный блюститель канонов обыскал бумаги Мхитара и бросил его рукописи в огонь.

...Эта зима была трудной для Мхитара Себастаци. И из-за холодов, и по внутренней неустроенности, отсутствию покоя. Весною солнце улыбнулось ему: в свои двадцать лет он получил сан священника. И еще нечто очень важное - Мхитар нашел несколько единомышленников.

Мхитар не думал тогда о каком-то формальном объединении, не чувствовал он себя их главой. Он только видел нескольких блестящих по уму и способностям, образованных молодых подвижников, горящих, как и он, желанием работать ради своего народа. Их было всего четверо...

И они начинают искать тех, кто взял бы их под свое крыло. Мхитар направляется с ними в Константинополь.

В июле 1700 года Мхитар поселяется в европейской части Полиса, в Галате, у армянского священника. Проповеди Мхитара в церкви привлекли всеобщее внимание, число его сторонников росло. Вместе со словом Божьим он несет идеи духовного и культурного возрождения своего народа.

Его популярности стали завидовать, посыпались доносы. На Мхитара ополчились влиятельные ревнители чистоты Армянской Церкви, ее независимого пути, ее отделенноеT от всех других христианских вероисповеданий. Они обвинили Мхитара Себастаци в приверженности католицизму.

Что сказать об этом? Здесь нет ни правых, ни виноватых: Мхитар Себастаци, отвергнутый своими, действительно принял католичество; и должен был подвергнуться нападкам со стороны Армянской Церкви..

И все же мне кажется, что Мхитар, далеко обгоняя свое время, не принимал вражду и отчуждение между различными ветвями христианства, искал не то, что разделяет их, а то, что объединяет в единую семью сыновей Иисуса Христа.

Однако доносы на Мхитара были адресованы не только духовным иерархам, но и турецким властям, и жизнь Мхитара была в опасности.

Турки тоже не хотели, чтобы усиливалось влияние Рима на их, турецких, армян. Начали разыскивать Мхитара. А они были быстры на расправу...

Отверженный Армянской Церковью Мхитар решил организовать духовный орден монахов-ученых. Для этого он собирает своих сторонников на защищенную территорию монастыря капуцинов, и перед алтарем Святой Девы Марии они дают обет служения своему народу. Это был 1702 год, новое братство возникло, образовалось, рождено!

Встает вопрос: где им быть? В Константинополе-невозможно... На утлом суденышке они приплыли в Венецию. Ступив на берег, Мхитар пошел повидаться с местными армянами. В церкви Сурб Ншан он встретил своего старого знакомца Хачатура, доктора теологии, к которому он обращался еще в первый свой приезд в Константинополь. Хачатур радушно принял его. Нашлись влиятельные друзья. В результате сенат Венецианской республики издал специальный декрет, Мхитару предложили самому выбрать остров в лагуне и там обосноваться со своим орденом.

Мхитар начал поиски и вскоре остановился на пустынном клочке земли неподалеку от острова Лидо, который своим протяженным длинным телом, как дамба, запирает венецианскую лагуну.

Заброшенная церковь, немногие строения, глядящие окрест своими окнами без стекол. Здесь был когда-то лазарет для прокаженных. Островок понравился Мхитару своей скромностью, умиротворенностью, тихой красотой и печальными руинами, словно ждущими, что их наконец коснется трудолюбивая рука. Венецианский дож Коронаро своим актом от 16 августа 1716 года закрепил остров Сан Лаззаро за братством Мхитара.

Так-далеко от Армении, на Западе, в сердце Европы - был зажжен светильник армянской культуры. Сначала не очень яркий, даже не замеченный на родине, он разгорался все сильнее. У его светлого, хочется сказать, святого огня будут собираться поколения поэтов и филологов, переводчиков и историков, лингвистов и теологов, издателей и воспитателей молодежи. Они начинали армянский интеллектуальный Ренессанс XVIII и XIX веков - возрождение, возвращение к жизни после стольких темных столетий. Чудо воскрешения на острове святого Лазаря.

И у истоков этого чуда стоял Мхитар - сорокалетний человек с живыми, проницательными глазами под сенью полукруглых - как греческая омега - густых бровей и окладистой бородой с прорезью губ.

Без его скитаний и исканий, без его горестных опытов и устремлений воли остров святого Лазаря до сих пор выращивал бы свежий салат. Горы салата!..

Б. АКИМОВ

http://www.uic.nnov.ru/~dofa/publ/mxitar-lit_02.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 13
  • Создано
  • Последний ответ

… Один традиционалист назвал Мхитара раскольником, заявив, что униаты раскалывают народ. Я так и не понял – почему Мхитара назвали раскольником, и как деятельность мхитаристов могла действовать во вред армянскому народу.

Да, чтобы получить возможность жить и работать в Италии Мхитар должен был пойти на соглашение с Папой Римским - в годы его жизни в лоне Армянской церкви он не смог бы выполнить то, что поставил целью своей жизни.

Необходимо отметить, что, пойдя на соглашение с Папой Римским, Мхитар позволил себе сделать незначительные уступки - он уступил в чине, но остался верен духу, армянскому духу.

Путь Мхитара от Себастии до острова св. Лазаря был нелегок. Он прошел этот путь. Так кто же Мхитар - раскольник или мученик?

Слышу вопрос оппонента: зачем я человек внецерковный вмешиваюсь не в свое дело? Отвечаю – оно и мое. Я верю в то, что Божий дух стоит выше богословских споров, а культура едина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Harib, ты задаёшь вопрос, и на первый же ответ сразу отвечаешь выпадом "не судите"... Ну так ты сам тоже судишь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Harib, ты задаёшь вопрос, и на первый же ответ сразу отвечаешь выпадом "не судите"... Ну так ты сам тоже судишь...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президент Армении Серж Саргсян , принимая аббата братства мхитаристов Егия Килахпяна и директора учебного заведения мхитаристов в Армении Сероба Чамурляна высоко оценил историческое значение братства мхитаристов и подчеркнул, что братство остается важнейшим духовно-культурным центром.

"Наша сила - в нашем многообразии", - заявил президент. Было сказано, что Армения, как государство, обязана интересоваться делами братства и по возможности способствовать разрешению его проблем. Килахпян, в свою очередь, отметил, что каждый иностранец, посещающий остров св. Лазаря в Венеции, где и расположено аббатство, встречается с армянской культурой.

Неужели сложно понять эти предельно простые истины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

groul, назвав Мхитара вероотступником и не сказав более ничего, Koreolan взял на себя роль прокурора, а не историка. Он нарушил основное правило исторической критики, которая требует судить историческую личность с учетом той обстановки, в условиях которой протекала деятельность этой исторической личности. Естественно, что в условиях начала 18 века братство Мхитара в лоне Армянской церкви существовать не могло. Чтобы выполнить поставленные задачи, Мхитар пошел унию с Папой римским. Только нельзя забывать о том, что Мхитар уступил только в чине, но остался верен духу, армянскому духу.

Предлагаю прочитать и осмыслить ссылку из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в теме «Армянская литература»: «В XVIII веке начались снова лучшие времена для А. литературы: славный Мехитар Себастатси (1676-1749) основал в Царьграде конгрегацию мехитаристов, имеющую целью распространение наук и просвещения между армянами; он также построил монастырь и поместил в нем типографию, существующую до сих пор. Сам Мехитар был автором обширного словаря армянского языка, грамматики, и, кроме того, он издал много сочинений своих учеников. Из венецианской коллегии вышло много ученых, между которыми известен Михаил Чемчеан, написавший историю своего народа с древнейших времен (3 т., Венец., 1784-86: в сокращенном виде на английском, 2 т., Калькутта, 1827). Лука Инджиджеан в конце прошлого и в начале нынешнего века написал следующие сочинения, весьма ценимые специалистами: "Описание Фракийского Босфора" (Венец., 1794 и в итальянском перев., 1831); "Описание древн. Армении" (Венец., 1822); "Всеобщую историю XVIII ст." (Венец., 1824-27); "Армянские древности" (Венец., 1835). Этот же ученый вместе с Аконтсом Ковером написал всеобщую географию. Аугереан, или Ау-хер, и Чахчахеан, или Чяхчяк, издали несколько словарей, а самый большой из них, "Новый словарь армянского языка", составляет общий труд венецианских мехитаристов. Багратуни и др. составили армянские грамматики. В новейшее время самым знаменитым писателем венецианской коллегии представляется Лев Алишан, ученый и поэт, издавший 5 томов стихотворений, большею частью лирических и переводов. Из его научных сочинений следует упомянуть "Ширак", где описывается самая северная часть древней Армении, и "Сиссуан" - описание Киликии. Часть венецианских мехитаристов в 1773 г. переселилась в Триест, где основала собственную коллегию, которая потом, в 1811 г., была переведена в Вену; здесь был основан монастырь и типография, из которой вышло в свет много армянских книг, напр. несколько текстов древней литературы, а также новых, напр. "Всеобщая история" Катарджеана; вообще с 1715 г. мехитаристы издали около 900 сочинений в 1200 томах и, кроме того, напечатали в Вене много немецких, латинских и славянских книг. Мехитаристы в Константинополе тоже не оставались без дела: они, напр., издали сочинения С. Дервишеана, между которыми недавно появился "Хндеуропакан нахалезу", т. е. индоевропейский язык (1885). Из школы венецианских мехитаристов вышел также Гавриил Айвазовский, грузинский архиепископ, ученый филолог,…»

Кстати, воспитанник мхитаристов Айвазовский Гавриил Константинович , будучи инспектором в парижском армянском училище, основанном на деньги, завещанные армянином Самуилом Муратом, сделал училище одинаково доступным как для армян-католиков, так и для армян ААЦ, что вызвало недовольство со стороны католических священников.

Не слишком ли странное поведение для ученика вероотступников?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Harib, во-первых я не историк, хотя и не прокурор. В любом случае роль ни того, ни другого взять на себя не собираюсь. Ну а слово вероотступник имеет совершенно четкое значение и если не ошибаюсь, это значение не предполагает разбирательство в мотивах, она предполагает только результат. Разбирательство в мотивах вероотступничества Мхитара Себастиаци я с большим удовольствием оставлю историкам.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Koreolan, каждый из нас может иметь свою точку зрения по любому вопросу.

Однако каждый из нас должен уметь защитить свою точку зрения.

Если ты заявил, что Мхитар был вероотступником, то почему тебе не попытаться доказать свою точку зрения? Странно получается - говоришь ты, а доказывать о вероотступничестве оставляешь историкам. Кстати, а почему бы тебе не назвать вероотступником генерала Мадатова, который перешел в православную веру?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А само вероотступничество доказывать не надо, это следует из самого определения слова "вероотступник".

Отступил от ААЦ? Отступил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Koreolan, да, Мхитар, отступил от ААЦ. А что, после этого он сменил веру в Христа на веру в белую чалму Магомета? Нет, он остался верен учению Христа, причем в том Храме, который построил он на Папской земле, говорили на армянском языке. Отступив от ААЦ, он не высказал в ее адрес ни единого критического замечания, и он не призывал армян переходить в католичество, что раздражало многих католиков.

Некоторые прихожане покойного протоирея о. Александра Меня ушли от него к баптистам. Александр Мень не осудил ни кого из нихи не назвал вероотступником. Он винил только себя…

И прежде чем судить Мхитара и называть его вероотступником, надо честно ответить на вопрос: почему он ушел на остров св. Лазаря?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 724 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    726 гостей
    stephanie S luc Левон Казарян RDR Firefly Rubik Nelsjan lord17
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...