Перейти к публикации

есть ли на форуме представители субэтносов армян


Гость Джанбазеан

Рекомендованные сообщения

Гость Джанбазеан

Интересно узнать есть ли на форуме представители близких к армянам этнических груп и армянских субэтносов (черкесогаи,тата-армяне,армяне удинского происхождения,хемшилы,денма из турции,езиды прихожане ААЦ,армяне-мусульмане,кахетинцы армянского происхождения и др.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 17
  • Создано
  • Последний ответ

Цавт танем, а почему прихожане ААЦ - субэтнос? :) Денма - те вообще омусульманенные потомки одной еврейской мессианской секты. А езиды отдельный этнос как и удины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гость Джанбазеан

Джентл джан...........я не писал что прихожане ААЦ субэтнос я писал о езидах перешедших в лоно ААЦ..............енто 1!

2.Как ни странно "денма" это все немусульмане которые недавно приняли ислам,в данном конкретном случае армяне принявшие алавизм и ставшие дымли-заза!

3.Спасибо что сказал что езиды и удины отдельные этносы!!!!Где я сомневался в этом????????????!!!!!!!!!!!!

4.Стоит читать,что я пишу и потом комментировать или давать советы апер!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 11 месяцев спустя...

Решил перенести сюда, мои посты, написанные на соседнем форуме о персоязычных армянах.

Я также немножко подумал о возможности “албанского” происхождения мадрасинцев, т.е, что они могли быть “албанами” сохранившими свою христианскую веру и перешедшими на персидский язык, а потом ставшими армянами из-за конфессиональных ассоциаций.

Однако, в таком случае они должны были сохранить хоть некоторые неармянские термины связанные с христианским ритуалом и бытом, но таковых в их языке нет, все слова связанное с христианством в парси матрасинцев исключительно заимствования из армянского, terter “священник”, žam “церковь”, xač “крест”, knunk‘ “крещение”, mereloc “день памяти усопших”, zatik “пасха”, pas “пост” (pasvan urğan – “растительное масло” букв. “постное масло”) и т.д. Однако слово “Бог” есть только на парси – “Худа”

Такое же языковое явление мы наблюдаем и со всеми не армяноязычными (тюркоязычные (“Бог” – “Тангры”), курдоязычные (“Бог” – “Хвэде”), арабоязычные, “Бог” – арм. диал. “Асвадз”, так как “Аллах” ассоциируется исключительно с исламом) армянскими общинами.

Насколько мне известно, впервые гипотезу об “албанском” происхождении мадрасинцев выдвинул армянин А. П. Фитуни (о нем в своей книге часто упоминает Миллер) в статье:

“История последней столицы Ширвана”; Известия Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы, Баку 1927, N 27.

К сожалению, эту статью я достать не смог и знаю лишь по библиографическим ссылкам.

В 1902г. в армянском периодическом журнале “Мурч” (“Молот”), издаваемым в Тифлисе на армянком вышла статья Е. Тер-Оганисянца под заголовком “С. Егиайи Ванкэ Бузовнум ” (“Храм Св. Ильи в Бузовне”). Автор, который посетил это село, находящийся в 30-и верстах от г. Баку в том же 1902г. пишет, что “население села составляют таты (парсы - Арцив), которые говорят на татском языке. ... Как показывают изначальные границы села, раньше оно было довольно большим, но из-за часто повторявшихся воин и набегов, жители мигрировали, сейчас остались 400 домов жителей – все мусульмане”. Согласно автору в 1862г. армянами Баку в Бузовне был возведен храм Св. Ильи, на месте “где согласно традиции армян пали неизвестные проповедники - святые мученики Егия, Андреас и Анания”. “С западной стороны стола храма, узкий проход приводит к могилам мучеников, откуда (паломники - Арцив) берут землю. На левой стороне этого прохода над столом закреплен камень с длиной примерно 2 футов и шириной 1,5 футов, который содержит следующую надпись: Я Нерсес старший иерей построил сей колодец в память родителей моих – отец .... иерей ... Тер Нерсес и жена его госпожа .... в год армянского летоисчисления ՊՀ ”. “В северной части села находится колодец построенный из белого камня которым и поныне пользуются мусульмане и который носит название Кешиша Овдуни (словосочетание на парси - Арцив)– Колодец Священика, а боком к нему находится сад Кешишлар”.

Потом автор статьи приводит историю “одного мусульманина старика Хейбат-огли, которому было 112 лет, и который слышал это от своего деда”, что его дед со своим односельчанином как-то поехал в Астрахань и там в одном гостевом дворе когда они говорили по татский, к ним подошел владелец армянин знающий их язык и сказал, что его деда звали Назарет и он тоже был родом из Бузовны.

Эта статья сначала мне показалась неправдоподобным, однако, в труде Абд ал-рашида ал-Бакуви написанном в начале 15-ого в. встретил интересную информацию о том, что все села на Апшеронском полуострове еще в 15-ом в. были христианскими. Интересно также, что издатель русского перевода труда ал-Бакуви З. Буниятов отметил вопросительным знаком сведение автора о христианских селах на Апшероне. Однако, учитывая, что сам автор труда родом из здешних мест, то его сведения не могут быть подвергнуты сомнению.

Нет сомнений, что на Апшероне были многочисленные христианские поселки, кем же были жители этих поселков? Кажется, ими должны были быть именно парсы (таты) или персо-язычные армяне, хотя, судя по приведенной выше надписи на армянском языке, местные христианские священники могли писать на армянском. Когда в этих местах укоренился ислам и как это случилось, мне пока не известно, но кажется, что предками нынешних апшеронских парсов могли быть или парсы христиане или же персоязычние армяне. Во всяком случае проблема ждет своего решения и надо посмотреть в другие источники и публикации.

Из труда ал-Бакуви:

БАКУЙА, долгота — 84°30’, широта — 39°30’, — город, построенный из камня

на берегу моря ал-Хазар, в одной из областей Дарбанда, близ Ширвана. Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети. Почва там скальная, и большинство домов построено на скалах. Воздух там хороший, вода пресная, из колодцев, выбитых в скалах, а выходящие в них ключи исключительно приятны. Там низкие

урожаи зерна, и большую часть его привозят сюда из Ширвана и Мугана. Много здесь инжира, граната и винограда. Сады находятся далеко, и большинство горожан отправляется туда в летнее время, живёт там некоторое время, а затем возвращается. И так они делают ежегодно.

Город имеет две прочные крепости из камня, чрезвычайно укрепленные. Одна из них, большая, стоит близ моря, волны которого бьют в ее стены. Это та крепость, которую не смогли одолеть татары. Другая крепость выше первой. Ее верхушка с одной стороны разбита баллистами.

Особенностью этого города является то, что ветер в нем дует и ночью и днем, так что иногда при сильном ветре невозможно человеку идти против ветра, а лошадей и овец в зимнее время даже сбивает в море, и они не могут удержаться на земле.

Здесь известны залежи смолы и источники нефти, которой добывают ежедневно более чем двести верблюжьих вьюков. Рядом с ними — другой источник, изливающий беспрерывно, днем и ночью, белую, как жасминовое масло, нефть; его арендная плата достигает приблизительно тысячи дирхемов. Близ источников там есть твердая земля желтого цвета, которая горит наподобие свечей. От нее отламывают куски и везут в город для отопления его домов и бань.

В одном фарсахе от города есть место, из которого выбрасывается никогда не гаснущий огонь. Говорят, что это — рудник серы. Около этого огня расположено селение, жители которого — христиане (не Бузовна ли? - Арцив). Они выжигают известь и на повозках доставляют ее в город. Там есть соляные копи, где добывают отличную соль, вывозимую в [другие] страны. Около города есть обитаемый остров, с которого охотятся за водяными собаками («Тюлени»). С них сдирают шкуру и вытапливают жир [используемый] как масло в светильниках. Из шкур выделывают мешки, наполняют их нефтью и перевозят на кораблях в [другие] страны. Там очень много газелей, и нигде нет им подобных. B некоторые годы там виден большой огонь, выходящий из моря и поднимающийся на высоту, видимую с расстояния одного дня пути и даже больше. Этот огонь горит длительное время, а затем гаснет.

Близ города много селений, и каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами. Все жители этих селений — христиане (?), а жители города исповедуют толк имама аш-Шафи’и — да будет доволен ими Аллах!

Это — родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который был средоточием достоинств... (В тексте, судя по стоящему далее предлогу *** очевидно, пропущено

слово *** «он скончался») в 806 (1403-04) году в возрасте семидесяти семи лет.

Касательно компонента “эрмэни” в разных топонимах. Дело в том, что в персидском языке слово “эрмэни” имеет два значения: 1. армянин, армянский, 2. христианин, христианский. Повторюсь не известно кто именно жил в христианских селениях Апшерона в 14-ом в. этнические армяне (парсоязычные или армяноязычные) или парсы (таты) армянского вероисповедания. Я еще нашел сведение в армянских источниках начала 20-ого о том, что на Апшероне в конце 19-ого в. в поселке Нардаран был найден надгробная плита с надписью на армянском языке 11-ого в.

Интересно также следующее сообщение Миллера:

“Повсюду при объезде татских местностей приходится регистрировать следы прежнего значительного распространения в Прикаспии армянской религии и культуры в виде остатков кладбищ и церквей и слышать предания о том, что прежнее население было “армянами”. Так, например, на Апшероне между селениями Туркян и Кал’а, как рассказывают был в старину город Qaisdun, по видимому армянский. В Бузовна имеются развалины армянской церкви. Балаханцы называют Сабунчи (Sabunci) Эрмен-ди (Эrmэn-di), т.е. армянское село ... В Хизах я слышал предание о том, что до принятия ислама, население там было “армянской веры”. Имеется заброшенное армянское кладбище в селении Зарат Баба Дараси, население коего, по видимому, прежде было “армянами” по вере. По словам А. П. Фитуни в соседнем Геокчайском уезде таты-мусульмане, населяющие ряд перечисленных нами выше селений, считают себя бывшими “армянами”. Везде в этих селениях видны остатки армянских кладбищ (напр. в с. Haftasiob). ... Бывшим армянским является и с. Зейва, недалеко от Кильвара где имелась могила святого (“пир”) Казара, которому продолжает поклоняться и уже омусульманившее население, изменившее его имя на пира Назара. Современные зейвинцы не признают, что их предки были “армянами”, но это хорошо знают талабинцы и зергавинцы ...” (Б. Миллер, Таты, их расселение и говоры, сс. 13-14).

(Интересно, что такая же ситуация и с хемшинли – армянами мусульманами Хамшена. Основная их часть, особенно западная, отказываются признавать себя армянами, но соседние лазы (чаны) хорошо помнят, что они армяне и называют их не “хемшил”, а “эрмени” – “армянин”).

Историческая география распространения персоязычных армян (“армяно-татов”) охватывала почти все западное Прикаспие, от Дербента до Шемахи и возможно до Апшерона.

В 1403 г. в армянской летописи впервые упоминается село Матраса в Ширване. Оно фиксируется в памятной рукописи, написанной здесь переписчиком Тумасом Тавризецы. В конце XVI в. на северо-востоке Закавказья, в 18 верстах на запад от Низабада, упоминается Эрмэнидиh (“Армянское село”, вероятно, Хачмас), в этом же регионе, южнее Дербента в XVII в. отмечается еще одно “Армянское село” (вероятно Моллахалил).

Уже в XVIII в. известно, что персо-язычные армяне жили в 9-12 селах северо-восточного Закавказья. Сопоставление этих скудных свидетельств с материалами эпиграфики региона показывает непрерывное существование армянского населения в этих селениях, начиная, по меньшей мере, с VI до XVIII-XIX вв. Так, например, армянские надписи на кладбище “Погос-булаг”, находящегося около селения Моллахалил и Билиджи южнее Дербента, датировались с 571 до 1796 гг. По сообщению автора середины XIX в. Ростом Бек-Ерзнкянца, это кладбище местное мусульманское население называло также “Армани Кабрысан” (“армянское кладбищ ”). Согласно автору конца XIX в. Макара Бархутарянца могильники села Хачмас датировались с 573 до 1890 гг., могильники селений Парахум, Бостанчи, Венемир с 580 до 1796гг., средневековые могильники были в селе Талабы (1057г., 1241г., 1529г.). Топография и давность этих армянских поселений свидетельствует о том, что они находились на тех территориях, которые в дальнейшем стали известны под названием Ширван, где армянская “диаспора” хотя уступала по численности, политическому и культурному влиянию и роли персидской “диаспоре”, однако обе они появились здесь почти синхронно Как показывают исторические данные, в VI в. персидское население обосновалось в юж. Дагестане и Мушкуре, где обосновались и армянские военные переселенцы в составе Сасанидских войск.

Если в XIV-XVII вв. в источниках фиксируются названия некоторых сел персо-язычных армян, то свидетельства об их персоязычности встречаются начиная с конца XVIII в.. В 1797 г. европейский путешественник Ян Потоцки отмечает, что “армяне Мушкура говорят по-татски”. Примечательно, что, по словам Потоцкого, “с помощью одного армянина он составил краткий словарь татского языка”.

В первой половине XIX в. в армянской периодической печати сообщается, что часть армян и большинство мусульман Ширвана говорят на “испорченном персидском”, а в другом сообщении отмечается, что “кубинские армяне и евреи говорят по-татски”. Со второй половине XIX в. в армянских и иностранных источниках сведения о персоязычных армянах более разнообразны и обстоятельны.

В 1871г. в журнале “Арарат” Даниел арх. Шахназарян пишет, что “жители села Мадраса говорят по-армянски и татски”; в этом же году несколько месяцев спустя газета “Мегу Айастани” сообщает, что жители сел Кильвара, Хачмаса и Караджали (в последнем жили четыре рода) не знают армянского, между собой говорят на “испорченном персидском”, а с другими – по-тюркски. В 1718 г. в одной из путевых заметок упоминаются села Хачмас и Нугды в сев.-восточном Закавказье, “армяне которых говорили по-персидски”. По описанию Нугды был укрепленным поселком, и там жили 25 дворов армян.

Ряд селений Мушкура, Дербента, Кубы упоминаются в связи с политическими и военными событиями начала XVIII в.. В 1725г. архимандрит Мартирос просит помощи у грузинского царя Вахтанга VI для 12 армянских сел Мушкура и Дербента. В письме архимандрита отмечается, что армяне Карагуртлу, Патармека, Ванамира, Армани и Мусурман Парахума приютились в селах Моллахалил и Нугды. Известно, что после каспийского похода Петра I, согласно договорам 1723г. с Ираном и 1724 г. с Турцией, прикаспийские области перешли к России. В связи с этими событиями упоминаются также армянские селения в области Мушкура. В 1734 г. к российским властям обратился известный командующий карабахских сгнахов Аван Юзбаши, и за свои заслуги просил предоставить ему 9 армянских селений Мушкура, в том числе и Кильвар. В 1796г. во время похода В. Зубова в Закавказье основная часть персоязычных армян из районов Кубы, Мушкура и Дербента вместе с русскими войсками мигрировала в Россию. В связи с этим вновь упоминаются их селения. В частности в письме Овсепа Аргутяна (Иосифа Аргутинского), направленном командованию российскими войсками упоминаются 9 армянских сел Дербента и Мушкура со своими старостами и юзбашами: Хачмас, Караджалу, Большой и Малый Парахум, Кильвар, Карагуртлу, Азатогли, Моллахалил, Нугды. Кроме того, в этих же областях армяне жили рассеянно и в других селах. Об этом упоминается в другом письме Аргутяна. По сообщению П. Буткова в конце XVIII в.. 52 дворов армян жили в селах Бебели и Малом и Большом Хачмасе. В начале XVIII в. несколько армянских семей совместно с мусульманами жили в селе Калачяр. В числе сел, переселившихся в конце XVIII в. в Россию из районов Кубы, Дербента и Мушкура, упоминаются также Улвар, Хашни, Спик, Касемкент, Верхний и Нижний Талабы, Велемир, Бостанчи, Дихан или Оганхан, Погоскент. Автор конца XIX в. Месроп архиепископ Смбатянц отмечает: население, мигрировавшее в конце XVIII в. из Дербента, окрестных сел Моллахалила, Погоскента и т.д. на Сев. Кавказ, “по своим обычаям, языком те же, что и армяне Мадрасы, Кильвара и Хачмаса”. По сути, до конца XVIII в. в северо-восточном Закавказье персоязычные армяне жили в более десятке селениях. Вследствие переселения в конце XVIII в. из районов Дербента, Мушкура, Кубы основная часть этих армян обосновалась на Сев. Кавказе. Для обоснования в новых местах большое значение имел царский указ от 28 октября 1799г., по которому предоставлялись привилегии и соответствующие права “Дербентским и Мускурским” армянам. Персоязычные армяне поселились в Кизляре и в окрестностях, в местечке Касаев-Яма, в новооснованном городе Св. Крест (ныне Буденовск), Астрахани и в окрестных населенных пунктах. Примечательно, что новые населенные пункты именовались, как и прежние поселения. Так, до 1830-40-ых годов персоязычные армяне жили в трех селах около Кизляра - Моллахалил, Караджалу, Дербнет (Бекете). Несмотря на трудности с. Караджалу продолжало свое существование и в 1912 г. когда был зафиксирован как “армянское село, жители которого владеют татским”. На Сев. Кавказе довольно значимым персоязычным армянским поселением был Касаев-Яма, который в 1852г. по желанию жителей переименовался Эдесса - “в честь столицы древней Армении”. В настоящее время армянские жители Новой Эдессы не знают татского языка, а многие жители села между собой общаются на тюркском, хотя в селе есть школа и церковь с постоянно проживающим там священником; одно из кварталов села называется Кильвари.

В 19-20 вв. у некоторой части татов-суннитов имелись воспоминания об их “армянском прошлом”. В середине XIX в. Саркис Джалалянц, посетив Кильвар, отмечает, что в окружении села живут “персы”- бывшие армяне, поменявшие веру. У них сохранились родовые имена: Оганоглы, Саргисоглы, Маргароглы и т.д.

В конце XIX в. мигрировало население сел Верхнее и Нижнее Талаби (Кубинский р-н), но около 50 семей остались и приняли ислам. Уже в конце XIX в. здесь жили только таты-сунниты, но в селе сохранилась разваленная армянская церковь, которая была почитаемой местными жителями. В этом селе тоже встречались армянские имена: Артин ушаги, Багдасар ушаги, Оган оглы. Исламизации подверглась и часть персо-язычных армян в сопредельных областях Шемахинского района восточнее реки Геокчай. Как сообщает автор конца XIX в. М. Бархударянц “в бассейне реки Геогчай в середине XVIII в. исламизировалось около 5000 дворов армян”. В числе этих сел упоминается Талыстан, где в конце 19 в. жили таты-мусульмане (сунниты). Таким образом уже в XIX в. персо-язычные армяне в восточном Закавказье оставались только в трех селах – Мадраса, Кильвар, Хачмас, а также жили в одном квартале армянского села Ингар и 4 рода - в селе Караджалу. До 1988г. персоязычные армяне проживали только в селах Мадраса и Кильвар.

До недавнего времени и для меня вопрос о происхождении “армяно-татов“ оставался загадкой.

Однако, кажется, я нашел ключ к загадке: привлечение данных эпиграфики (к сожалению не полностью изученной) и их сопоставление с историческими и лингвистическими данными, также учет опыта образования аналогических иноязычных армянских и еврейских общин. Кроме того, я нашел данные о том, что Мадраса и Кильвар были далеко не единственными персоязычными селениями с армянским населением, так, что мы можем говорить не об исключении, а скорее всего о существовавшей общей тенденции перехода на доминирующий на данных территориях персидской язык армянского населения.

Указанный пост был именно первой такой попыткой, в котором не использованы лишь часть всех имеющихся данных.

И так обсудим все гипотезы о происхождении “армян-татов” в научно-популярном стиле:

1. Они были “албанами”, которые, сохранив свою христианскую религию, приняли персидский язык, а потом из-за религиозной принадлежности у них появилась армянская самоидентификация.

Гипотеза не состоятельна по 1-ой основной причине: в языке “армяно-татов” не сохранилось ни одно “албанское” слово, связанное с христианским культом. Все эти слова армянские.

2. Они были персами, которые, сохранив свой родной язык, приняли христианство, а потом из-за религиозной принадлежности у них появилась армянская самоидентификация.

Гипотеза не состоятельна по 1-ой основной причине:

а) В политических условиях сложившихся на этих территориях после упразднения Армянских и Албанских царств при Сасанидах, а потом при мусульманских династиях, христианство никогда не было престижной или привилегированной религией. При Сасанидах таковым являлся зороастризм, а после них ислам. В таких условиях для персидского населения, составляющего культурную и политическую элиту не было никаких стимулов принять христианство и тем самым понизить свой социальный статус, тем более, что были все стимулы скорее для обратных конфессиональных процессов, о чем сохранились также исторические свидетельства.

3. Они были армянами, которые, сохранив свою христианскую религию, приняли персидский язык, в силу господствующего положения этого языка и оторванности от основных центров армянской культуры; в эпоху господства мусульманских династий в особенности после 16-ого в. часть из них приняла ислам, часть переселилась в Россиею в 18-ом в. В пользу этой гипотезы можно привести следующие аргументы:

а) исторические данные о наличии армянского населения в этих регионах начиная с эпохи Сасанидов.

б) эпиграфические данные, подтверждающие непрерывное существование армянского населения на этих территориях с 6-ого по 18-19вв.

г) наличие памяти и исторических данных о прошлом армянстве жителей некоторых персоязычных мусульманских сел, где одновременно найдены и памятники армянской эпиграфики.

д) сохранение ряд архаичных персидских слов и грамматических черт в языке “армяно-татов”, что типичен для “геттоизированных” религиозных меньшинств, перешедших на персидский язык (такое явление мы наблюдем и в языке персо-язычных евреев – “татов-иудеев”).

е) наличие в исконных персидских словах языке “армяно-татов” армянских аффрикат “тж”, “ц”, “тз”, что можно объяснить влиянием армянского субстрата.

Из косвенных аргументов можно привести аналогию:

а) образования “еврейско-татской” общины на тех же территориях,

б) аналогия образования иноязычных (аз.-тюрко-, турко-, кипчакско-, курдо-, арабо-язычных) армянских общин на разных территориях, от Восточной Европы до Сирии.

P.S. Известный по сей день в северных частях Аз. Респ. Хачмаз и с. Хачмас (в бывшем “армяно-татское”) две разные населенные пункты. Топоним, более древняя форма которого была Хачмасн, этимологизируется на армянском: Хач “крест” и масн (совр. арм. мас) “часть”, судя по всему там когда-то хранилась часть какого-то известного креста. Наверняка если посмотреть в источники то там найдется такая информация. Форма с “з” результат аналогии с тюркским суффиксом “-маз” (олмаз, горхмаз и .т.д.).

Я тоже далек от мысли, что все апшеронские “кянды” были христианскими или армянскими, однако часть из них особенно поблизости от Баку по всей вероятности были таковыми, точно так же как существовали “армяно-татские” и “мусульманско-татские” села в Нагорном Ширване.

Как получилось, что армяне указанных мест перешли на персидский язык. Без сомнения они прошли через стадию двуязычия.

1. нет сомнения, что “массовым” образом они там обосновались именно как часть персидского воинства, а это предполагает не только исключительные интенсивные языковые контакты, но и равный или почти равный социальный статус и тем самым хотя и не религиозная, но культурно-бытовая близость, которая потом в эпоху ислама переходит в контраст и даже “противостояние”, тем самым способствуя избежанию этнической ассимиляции и сохранению этой группы. В этом плане персоязычные армяне уникальны по сравнению с другими иноязычными группами армян.

2. это население может быть сравнительно не далек, от своей исторической родины, все равно, но находился в отрыве от основных армяно-язычных территории или по крайней мере на периферии этих территории. Если посмотреть на феномен иноязычия среди армян то получается интересная картина: все иноязычные армяне проживали именно или в отрыве или в периферии: турко-язычные армяне – Урфа, Кесария, Малатия, Кастамону и т.д. (западная периферия); арабо-язычные армяне – Мидият, Мардин, Сев. Сирия и т.д. (юго-западная периферия), курдо-язычные армяне – Сильван, Ширнак, Захо, Сев. Ирак, и т.д. (южная периферия), аз.-тюрко-язычные армяне – некоторые села Салмаста, Урмии, Хоя и Карадага (юго-восточная периферия), с северо-запада были понтийские греки, а с севера грузины, языки которых не были социально “престижными” (“prestige language”). Как видно круг периферийного иноязычия армян остается открытым именно на востоке и северо-востоке единственное место где в эпоху позднего мусульманского средневековья мог возникнуть феномен персоязычия армян – это Ширван, так как с юго-востока путь персидского (и других иранских) языков уже был закрыт тюркским. При том, Ширван был именно той территорией, где для престижных социальных слоев персидский был не только официальным, но и родным языком.

3. во всяком случае, какой-то слой (по всей вероятности священники) как и в случае с другими иноязычными армянами, частично или полностью владел армянским языком, свидетельством которого является непрерывная эпиграфическая традиция на армянском языке среди персо-язычных армян.

4. интересен также феномен “языкового консерватизма” этих иноязычных армян: в то время как данный язык в ходе естественного развития подвергается грамматическим и лексическим инновациям, социальная “геттоизированность” этих групп способствует консервации лингвистических архаизмов в форме речи присущей им, кроме того, все эти группы в своей речи сохраняют определенный армянский фонологический лексический, грамматический и кальковый субстрат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Արծիվ, էսքան բան, որ ֆորումներում գրում ես, հետո գնում-արխիվներում կորում է, բա ափսոս չէ՞։ Արի քեզ մի հատ կայք սարքենք։

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Արծիվ, էսքան բան, որ ֆորումներում գրում ես, հետո գնում-արխիվներում կորում է, բա ափսոս չէ՞։ Արի քեզ մի հատ կայք սարքենք։
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исламизации подверглась и часть персо-язычных армян в сопредельных областях Шемахинского района восточнее реки Геокчай. Как сообщает автор конца XIX в. М. Бархударянц “в бассейне реки Геогчай в середине XVIII в. исламизировалось около 5000 дворов армян”. В числе этих сел упоминается Талыстан, где в конце 19 в. жили таты-мусульмане (сунниты).

Арцив джан, нельзя ли на этом месте поподробнее остановиться?

Дело в том, что в 1985 году вместе с С.Карапетяном я побывал в Талыстане, там имелось армянское кладбище(вернее, то что осталось). Все эпитафии были исключительно на армянском.Если мне не изменяет память , удалось сфотографировать и систематизировать(с подробным описанием надписей) около 9 надгробий, самое раннее из них относилось к 1624г.

К сожалению, продолжить исследование тогда не удалось, нас вскоре забрали в зональный отдел КГБ в Исмаиллинском районе....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив, тебе книги или как минимум статьи писать, да двигать идею в народ :) С такими знаниями :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арцив джан, нельзя ли на этом месте поподробнее остановиться?

Дело в том, что в 1985 году вместе с С.Карапетяном я побывал в Талыстане, там имелось армянское кладбище(вернее, то что осталось). Все эпитафии были исключительно на армянском.Если мне не изменяет память , удалось сфотографировать и систематизировать(с подробным описанием надписей) около 9 надгробий, самое раннее из них относилось к 1624г.

К сожалению, продолжить исследование тогда не удалось, нас вскоре забрали в зональный отдел КГБ в Исмаиллинском районе....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Արծիվ, էսքան բան, որ ֆորումներում գրում ես, հետո գնում-արխիվներում կորում է, բա ափսոս չէ՞։ Արի քեզ մի հատ կայք սարքենք։
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 160 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    160 гостей
    1 анонимный
    w i t o lord17 stephanie S melkum Firefly Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...