Перейти к публикации

Изучение фригийского/фракийского


Agatangelos

Рекомендованные сообщения

Как ни странно, мёртвые и древние языки до сих пор вызывают интерес. Есть много знакомых, которые изучают (не для профессиональной цели) латинский, или, например, древнеарамейский. Есть учебники и (хотя бы методические указания) по этим языкам.

А мне вот интересно есть ли какие-нибудь пособия (или хотябы опыт/практика) преподавания-изучения 2х самых родственных армянскому языку –фригийского и фракийского языков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 51
  • Создано
  • Последний ответ

из моих дилетантских познаний - фригийский родственен армянскому,он входит в армянскую группу языков, тогда как фракийский относится к албанской группе языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одно время говорили фрако-фригийский (соединив их во едино) родственнен армянскому (это, когда читаю советскую лингвистику, примерно до периода Дьяконова). Сейчас принято фригийский особенно выделять и сближать с армянским (есть определённые исследования, обосновывающие этот тезис). Фракийский, насколько я помню, родственный фригийскому. Хотя сейчас принято считать, что он лёг в основу дакийского. Безусловно, фригиский вызывает больший интерес. Тем не менее, ни того, ни другого сейчас нет. Поэтому интересно знать, есть ли опыт изучения хотя бы одного из них.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

..was ist das ? ...

)))я предупредила о дилетанстских познаниях,читала, что фригийский родственен древнеармянскому, а из фракийского вышел албанский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А я предположила, что Делина имеет в виду под группой как раз совокупность языков (хоть и разную хоронологически) родственных армянскому. Так, что это не совсем дилетанское мнение ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

у нас ЛТП спец по мертвым языкам :))))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

у нас ЛТП спец по мертвым языкам :))))))

Жаль, что он по основной специальности не работает )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Народ, фригийский язык исчез очень давно. Литературных памятников от него, насколько я знаю, почти не осталось. Учебников в те далёкие годы никто не составлял. Как вы собираетесь "учить язык".

Та же история с "урартским" (хурриским). Есть специалисты, умеющие читать клинопись и понимать, что там написано. В нынешней РА это один престарелый профессор (таково состояние нашей науки). Так вот, даже урартологов нельзя назвать "владеющими урартским", так как от всего массива слов урартского языка до нас дошло всего несколько сот слов. В основном описывающих военные и государственные дела. А гражданские слова только в той мере, в какой с этим делм соприкосалось урартское государство. Например, слово "удули" (виноград), от которого пошло армянское "долма", упомянается в государственных клинописях, потому что это было государственным занятием: "страну Куарлини (район аэропорта Звартноц) я от камней очистил, канал Умешини провёл я, виноградники в той стране я разбил во славу бога Халди"... и т.п.

То же самое касается великого ЛТП. Он может владеть новоарамейским, потому что на нём говорят современные ассирийцы. Он может "знать" дошедший до нас ограниченный словарный запас и каким-то образом сохранившиеся обрывки текстов древних языков - древнеарамейского, шумерского, эламского и т.д. Но знать целиком язык... просто нет таких источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да, так оно и есть, от фригийского сохранились несколько десятков фраз и имена основных богов, по которым и пытались установить его родство с армянским. да и к тому же, армянский язык отделился от индоевропейского праязыка очень рано, уже к 12 веку до. н.э. фригийский и праармянский значительно бы отличались,т.е. были уже разными, хоть и родственными языками, не говоря о 8-6 веках до.н.э., от которых и сохранились фригийские фрагменты. Так что родство армянского и фригийского вряд ли стоит выводить из Геродота, тех же колхов он считал родственниками египтян, Страбон так вообще считал что мидийцы и армяне родственные народы, а армян выводил из фессалийцев. родственные колхам иберы стали выводиться из Пиренеев, а албанцы кавказские из Италии. хотя если найдутся новые материалы и докажут полное родство армянского с фригийским, можно мело записать Эзопа-Езовпоса в армянских мыслителей, его почему-то в средневековой Армении особо почитали.:spiteful:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот

П

исьменные памятники на фригийском языке делят на старофригийские и новофригийские.

Старофригийские надписи (свыше 200; VIII-III вв. до н.э.) на культовых памятниках и керамике (граффити) составлены с помощью буквенного алфавита, близкого архаическому греческому.

Новофригийские тексты (свыше 100; II-III вв. н.э.) Написаны уже греческим письмом.

Собиранием и попытками интерпретаций надписей на фригийском языке Занимались многие ученые XIX в. Систематические публикации принадлежат У.Рамсею, У.М.Колдеру, И. Фридриху. Во второй половине XX в. новые надписи публиковались Р.Янгом, К.Бриксом, М.Лежёном. Лингвистической интерпретацией текстов занимались Р. Гусмани, О. Хаас.

В СССР была осуществлена реинтерпретация корпуса фригийских языковых памятников, включающая пересмотр и предварительный перевод большинства текстов, дано первое систематическое описание структуры фригийского языка (И.М.Дьяконов, В.П.Нерознак, Л.С.Баюн, В.Э.Орел).

Фригийцы, вместе с древними греками, являются революционерами в вокализации консонантного семитского алфавита [и также смене направления письма ?].

Всего 200 надписей сохранилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну вот, некоторые умудряются хоть как-то, скудненько, ограниченно что-то написать, чтобы хотя бы простейшие предложения на древнеанглийском составить (на ютьюбе некоторые энтузиасты даже выкладывают чтение др.-англ. текстов). И при этом, пишут книжки и пособия вполне себе серьёзные и учёные дядечки, а энтузиасты эту работу поддерживают.

Почему же нельзя аналогичную работу провести с, языком одних из наших подзабытых, так сказать, предков. Тем более, мы их единственные оставшиеся потомки. Даже бытовые высказывания - канал почистил, дом построил, родил 3х сыновей и род продолжил - это уже что-то. Это и есть нормальная речь, язык в действии, и таким образом, люди овладевают им. Я отлично осознаю, что фригийский - это не "древнеанглийский", что с фригийским придётся попотеть (разобраться с письменностью, отделить от остальных протобалканских, структурировать грамматику), но это всё можно сделать, если потратить время.

Что касается ЛТП, он поступает так, как многие учёные делали в своё время - бросали науку. Только в отличие от них, он не бизнесом в чистом виде занялся, а политикой, ведь власть это намного захватывающе, чем скучная наука, из-за которой тратишь время на чтение книжек, всяких исследований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вдогонку - сравнительная лингвистика не просто так появилась. А для того, чтобы реконструировать еще и древние языки. Вон, книги по индо-европейскому пишут... На википедии, статьи на фризском есть... Безусловно, надо осознавать, что ни современный и.-е., ни фризский не являются полной копией того, что было несколько тысяч лет назад - но такова эволюция таких языка...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

хотя если найдутся новые материалы и докажут полное родство армянского с фригийским, можно мело записать Эзопа-Езовпоса в армянских мыслителей, его почему-то в средневековой Армении особо почитали.:spiteful:

Они вроде как есть. Особенно у западных лингвистов (историков перечисленных не берём в счёт). У меня есть источники на английском, где лингвистические сходства армянского и фригийского даются (кстати, плюс, там текст должен быть!). Вроде как есть работы и исследования у американцев - об этом узанала года 2-3 тому назад от одного филолога, живущего в США. К сожалению, открытых последних публикаций пока не видела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему же нельзя аналогичную работу провести с, языком одних из наших подзабытых, так сказать, предков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 346 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    342 гостя
    w i t o stephanie S melkum
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...