Перейти к публикации

Св. Елисей, просветитель Албании


sarhan

Рекомендованные сообщения

Св. Елисей, просветитель Албании.

Св. Елисей был одним из самых почитаемых святых в Албании и является таковым для удин. О нем упоминается во многих армяноязычных источниках. Но вместе этим о нем известно крайне мало. Больше всего сведений о нем сохранилось в труде Моисея Каланкатуйского «История страны Албанской». Вот, что о нем написано в этом труде:

«Нам, жителям Востока, достался святой апостол Фаддей, который, прибыв в Армению, в гавар Артаз , принял там мученическую смерть от [руки] Санатрука, царя армянского.

Ученик же его, святой Елиша, возвратился в Иерусалим и рассказал соапостолам о вожделенном мученичестве его. Там, по внушению Святого Духа, Елиша был рукоположен [в епископы] святым Иаковом – братом Господним, первым патриархом Иерусалима. Затем, взяв себе в удел Восток, он из Иерусалима направился в Персию и, минуя Армению, пришел к мазкутам и стал проповедовать в [стране] .И в разных местах учил он многих, возвещая о спасении. Оттуда с тремя учениками он прибыл в гавар Ути, в город Саhарн , однако родственники их, некие безбожники, погнались за ними. Один из учеников его [попал к ним в руки] и принял от них мученическую смерть. А двое других оставили блаженного Елиша и пошли за надменными мужами–убийцами. Святой же епископ, прибыв в Гис, построил там церковь и отслужил обедню. На этом месте была основана наша, Восточного края, церковь. И стало [то место] духовной столицей и местом просвещения жителей Востока . Уходя оттуда [Елиша] проходил через небольшую долину Зергуни, где находилась жертвенница идолопоклонников, и там он принял венец мученика. И неизвестно, кем было совершено это злодеяние. В общую яму для приговоренных к смертной казни были брошены и благородные останки его и засыпаны на долгое время, в местечке, называемом hОмэнк

Но не надлежит истине быть сокрытой, а свету – запертым. Спустя долгое время явился он неким мужам набожным во сне, и те толпой пришли к той яме и увидели там груду костей. Постояв в недоумении, они все же достали кости, собрали их в кучу и всю ночь провели в молитвах. К утру произошло столь сильное землетрясение, что все, кто был там, повалились наземь. Из пустыни подул сильный ветер и кости нечистых рассеял по полю. А на месте том остались лишь мощи апостольские. Тут некий Степаннос, священник из села Урекан, муж с великой верой в Бога, похитил из них только череп и поспешно вскочив на коня, ускакал прочь. Толпа пустилась за ним, но между ними возник густой туман, разразилась молния. Испугавшись, они вернулись на свою стоянку. Обнаруженные через видение мощи святого Елиша они перенесли и захоронили в аване Урекан, на том самом месте, где рукою святого священника Степанноса был погребен череп. Впоследствии мощи оттуда были перенесены в святую обитель Нерс-Миhра, ныне называемую Джрвштиком – во славу Господа Бога Вседержителя .

А еще спустя долгое время, царь Алуанка, благочестивый Вачаган, установил столп над ямой мученичества Елиша, и постельник царский уединился на вершине того столпа».

Особый интерес для ученых представляет путь по которому следовал святой. Казалось бы, что тут особенного, ведь он описан в вышеупомянутом труде. И святой следовал по маршруту Персия – (восток нынешнего Азербайджана)- Чола/страна маскутов – гавар Ути – город Саhарн – Гис – долина Зергуни. Также интерес представляют два топонима, упомянутых в связи со святым – это hОмэнк и Урекан.

Вышеперечисленные топонимы локализуются по-разному:

Гавар Ути :

1) это регион вокруг Барды/Партава, известный как гавар Ути Арандзнак

Но известно,еще 2 гавара под названием Ути. Это:

2) гавар Ути в районе р.Товуз/Тавуш, центром которого был Тус (Бердский р-н Армении)

3) гавар Ути или Шаки, так этот гавар называет М.Бархударянц в своем труде «Страна Албания и ее соседи»

Город Саhарн:

1) Где-то в районе вокруг Барды

2) В районе крепости Сурхаб, где-то на территории Агдашского р-на Азербайджана

3) Город Кабала – по мнению М.Бархударянца

Гис:

1) с.Киш (Шекинский р-н Азербайджана)

2) с.Гиши (в Карабахе)

3) где-то в другом месте в Карабахе

долина Зергуни:

1) территория близ с.Зараган Габалинского р-на (к слову сказать, родина моего прадеда по материнской линии) – эта локализация не вызывает ни у кого сомнений

hОмэнк :

1) с.Бум Габалинского р-на Азербайджана

2) с.Бёюк Эмили Габалинского р-на Азербайджана

Урекан:

1) с.Ареш в Евлахском р-не Азербайджана

Но прежде чем рассмотреть верность тех или иных локализаций, скажу пару слов об учениках св. Елисея. Как, нам уже известно их было трое. Один из них был убит своими родственниками. У М.Бархударянца есть очень интересное упоминание о том, что по легенде один из учеников апостола стал мучеником и был похоронен в Нидже, другой – в Варташене, а третий – на месте святилища Гом-Мурат (ныне Кёмрад) близ с.Зирик, недалеко от Ниджа. Далее при описании с.Нидж он пишет, что в церкви св.Елисея под столом похоронено тело ученика Св.Елисея – Власа. Местное население говорит, что эта церковь (1823 г.) построена на месте часовни св.Власа.Правда при описании Варташена он пишет, что на холме где находится монастырь св.Елисея похоронены два других ученика апостола.

Св.Елисею посвящены следующие церкви и монастыри:

В с.Киш Шекинского р-на

В с.Нидж Габалинского р-на

В с.Карабулаг Огузского р-на

В г.Огуз/Варташен

В с.Гёйбулаг Шекинского р-на

В с.Ареш Евлахского р-на

В с.Мазрыгы Евлахского р-на

Монастырь Егиш-Аракел/Джрвштик в Карабахе

В с.Чайкенд/Геташен Гёйгёльского (Ханларского) р-на

Это лишь известные мне церкви и монастыри.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 59
  • Создано
  • Последний ответ

Св. Елисей был одним из самых почитаемых святых в Албании и является таковым для удин. О нем упоминается во многих армяноязычных источниках. Но вместе этим о нем известно крайне мало. Больше всего сведений о нем сохранилось в труде Моисея Каланкатуйского «История страны Албанской».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обзор армяноязычных источников о св.Елисее

Как уже было сказано выше, больше всего сведений о св. Елисее, дает книга Моисея Каланкатуйского «История страны Албанской». Однако сведения о нем имееются и в других армяяноязычных источниках VIII – начала XX в. Первыми из авторов, после Каланкатуйского, о св.Елисее упоминают Мхитар Гош и Мхитар Айриванкский. Однако их сведения об апостоле Елисее крайне скудны. Они приводят список албанских католикосов, в котором самым первых из католикосов упоминают Егише, т.е. св.Елисея. причем Гош озаглавливает его как «список патриархов албанов, рукоположенных после владыки Егише, который прибыл из Иерусалима». Не вызывает сомнения, что владыка Егише, упомянутый Мхитаром Гошом и есть апостол Елисей. Следует отметить, что Мхитар Гош пользовался трудом Каланкатуйского, которого он называет Дасхуранци (есть мнение, что это разные люди). Следующим автором, который повествует о св.Елисее – это Киракос Гандзакеци. Он в краткой форме пересказывает все написанное Каланкатуйским о святом. После Гандзакеци вплоть до XVIII в. о св.Елисее нет упоминаний в письменных источниках. И лишь в этом веке о нем упоминает эчмиадзинский католикос Симеон Ереванци в своем труде «Джамбр». В главе 12 своего труда он упоминает об агванских католикосах. Однако и он очень кратко повествует о св.Елисее и повторяет написанное в «Истории страны Албанской». Но у Симеона Ереванци в труде есть очень интересный момент. Он пишет, что св.Елисей «вернулся, но не смог проникнуть в Армению и отправился в Агванк», в то время как Каланкатуйский пишет, что святой отправился в Албанию минуя Армению. Автор XIX в. Макар Бархударянц в разных местах своего труда «Страна Албания и ее соседи», изданный в 1893 г. (стр.82,217,218,244,248,254,256,269,281)упоминает апостола Елисея. Он, первым из авторов, использует в своем труде местные предания связанные со святым или его учениками, а также упоминает церкви посвященные святому. Месроп Смбатянц в своем труде «Описание святынь Шемахинской провинции» (Тифлис,1896 г.) приводит одно интересное замечание. Так рассказывая о старой церкви г.Шемаха, он пишет, что «согласно сказаниям и традициям шамахинцев в старой стене этой церкви, якобы виднелись мощи Св. Сукиаса и его сподвижников, но проверяя следы, нашли, что это мощи Св. Апостола Егише, первого Просветителя страны Агванк, а не Св. Сукиасцев, которых было 19 человек и не возможно, чтобы те были их мощи, по этому эти мощи были приняты во имя Св. Апостола Егише и хранятся в храме Сагиана». Казар Овсепян в своем труде «Очерки об удинах и исламизированных армянах» (Тифлис,1904 г.) тоже упоминает святого, церкви посвященные ему, а также называет имена его учеников, но 2 имени из 3 оказываются названиями святилищ, где предположительно они стали мучениками. Сведений о св.Елисее в иноязычных источниках нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И лишь в этом веке о нем упоминает эчмиадзинский католикос Симеон Ереванци в своем труде «Джамбр». В главе 12 своего труда он упоминает об агванских католикосах. Однако и он очень кратко повествует о св.Елисее и повторяет написанное в «Истории страны Албанской». Но у Симеона Ереванци в труде есть очень интересный момент. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в главе 10.

Большое спасибо за обзор, с охватом получился. Похоже у всех авторов один первоисточник - Мовсес Кагантакваци. Кстати, каково Ваше мнение по авторству "Патмутюн Агваниц Ашхари"? по проблеме "Кагантакваци/Дасхуранци"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

2.Собственно и в Албании насколько мне известно,нет людей по имени Елисей.Тут можно предположить что было некое табу ношение имени связанного со св.Елисеем,вызванное особым его почитанием

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Табу - не табу, но возможно, какой-то такой момент до поры-до времени действительно был. Я тут обратил внимание на то, что первый армянский католикос по имени Григор (разумеется, после Св. Григора Просветителя, который Григор I) появляется только в XI в. - Григор II Вкаясер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Не имея намерения вести дискуссию к ненужным прениям, и не желая обсуждать ценность предания Мовсеса Каганкатваци, заметим, что имя Елисея не встречается в списке апостолов от семидесяти двух. Его имя не встречается и в перечне святых Армянской Церкви, почитаемые другими Церквами. В армянских святцах упоминаются 2 Елисея, ветхозаветный пророк Елисей и ученный V века Егише. Наряду с этим не лишне говорить, что среди различных иноэтнических церквей первых веков упоминаемой церковной историографией не встречается агванский, хотя понятно, что нет серьезной научной работы проясняющей историю Агванк.

По поводу Власа. В армянских святцах упоминается епископ Св. Блас из Церкви Себастии, III век.

Вышеупомянутые топонимы можно локализовать и следующим образом:

Урекан ՈՒրեկան - нынешнее село Урекан Кашатахской губернии, на левом берегу реки Ըղըվնո Ахавно, от города Кашатаха по течению реки Ахавно, на расстоянии примерно 30 километров.

Зергуни Ձորհուն Дзорhун - нынешнее село Дзорап, находится напротив села Урекан, на правом берегу реки Ахавно. После нескольких дебатов Дзорhун переименовали село Дзорап.

Выше по реке Ахавно, на расстоянии 5-6 километров от Урекана и Дзорапа, в пещере у села Цахкаберд (бывший Мазмазак) есть древний церковь, где по преданию захоронены чьи-то мощи.

Джрвштик Ջրվեժտիք - В этой долине, чуть выше от пещерной церкви, река Ахавно дробится на рукава и образует многочисленные островки, вместе с тем сильное, бурное и шумное течение и труднопроходимые участки.

Саhарн, Сагиан - Селения Сурун и Сыгын в Карадахе (требует уточнения).

---------

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Табу - не табу, но возможно, какой-то такой момент до поры-до времени действительно был. Я тут обратил внимание на то, что первый армянский католикос по имени Григор (разумеется, после Св. Григора Просветителя, который Григор I) появляется только в XI в. - Григор II Вкаясер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Нет, Вы неверно поняли. Я всего лишь подметил отсутствие после Просветителя и до 2-й половины XI в. армянских католикосов по имени Григор. Больше ничего. И не делал абсолютно никаких выводов, тем более о "запрете". Я не знаю, как это отсутствие объяснить. Так что приведённые Вами примеры (к которым я бы добавил ещё как минимум Григора Нарекаци, Григора Мамиконяна, лидера антиарабского восстания 747 - 750 г.г., князя Восточного края hАмам-Григора, Григора Магистроса Пахлавуни)

P.S. Просматривая как-то список римских пап, я обнаружил, что среди них нет ни одного по имени Пётр. А ведь римский престол - это Престол Св. Петра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Простите за неуместное комментирование Вашего сообщения. Вы правы (плюс от меня).

Спасибо за уточнения и дополнения.

---------

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 392 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    391 гость
    luc Колючка Анчара vanski vardan hov Левон Казарян Сахар
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...