Перейти к публикации

ГЕРОИЧЕСКАЯ САМООБОРОНА АМШЕНСКИХ АРМЯН


Марга

Рекомендованные сообщения

по материалам книги М.Торлакяна «По следам моих дней» («Орерус hет») и воспоминаниям участников

http://www.yerkramas.org/publ/3-1-0-67

В одном ряду славных страниц армянского сопротивления во время Геноцида в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит малоизвестная широкому кругу читателей самая длительная самооборона армян Понта в течение 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих восемь лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории. Самооборона амшенских крестьян была не менее значима, чем подобные подвиги в Ване, Шапин-Карахисаре, Сасуне, Урфе, Зейтуне и т.д. Благодаря самопожертвованию организаторов и бойцов армянского сопротивления, тысячи армян остались живы, тысячи детей, женщин и стариков были спасены от кровожадного молоха турецкого нацизма.

В Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны - в районе Трабзона (Емура), и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Трабзона и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях.

Принято начинать события Геноцида армян с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее - сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн.

После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены.

Иначе дело обстояло в сельских округах, где население, сразу же после начала депортаций и массовых убийств, стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах районов Джаник и Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин.

К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Вартаняна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Сетрага Минасяна (Дели Сетраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе - Дер-Хорена Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна (Агопос) и Саркиса Татуляна (Тякуйци Татулогли), в районе Терме - Зейтуняна Ованнеса (Зил Ованнес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы - Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье - Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже - Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и в урочище Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовалось три партизанских соединения, первое в районе села Тякур под командованием Тякуйцы Татула, второе - в районах Терме - Чаршамба под руководством Зил Ованнеса, третье - в районе Унье - Орду во главе с Ваштоногли. В дальнейшем они были объединены под общим руководством Зил Ованнеса, одного из самых известных амшенских фидаинов, происходившего из армянского села Памбуклуг в районе Терме. Эту роль он выполнял вплоть до своей трагической смерти в начале 1917 г., в своем родном селе. Турецкая администрация и военные, осознав и почувствовав всю силу фидаинского сопротивления, весь 1916 год предпринимали неоднократные попытки покушения на Зил Ованнеса, в конце концов, смогли свести с ним счеты, только с помощью предательства.

В 1915-1917 гг. амшенские фидаины провели ряд успешных операций и боев, память о некоторых из них сохранилась в фольклоре. Предания и воспоминания очевидцев повествуют о героической обороне армянского района Тякур под руководством Саркиса Татуляна. Обороняющиеся трижды отбрасывали превосходящие силы турок от местной святыни, церкви Сурб Минас, где хранились реликвии амшенских армян. Покидая эти места навсегда в 1920-1921 гг., армянские гайдуки по решению совета сожгли церковь и унесли с собой святыни, переправив их в Россию, не дав надругаться над ними турецким аскерам.

Летом и осенью 1915 г. по приказу Зил Ованнеса Аведис Чакрян с отрядом фидаинов предпринимает затяжной поход в район Гиресуна, в результате которого были объединены в единый фронт все партизанские группы Джаник-Орду, собраны беженцы под его защиту, освобождены десятки пленных и заложников у турков. Так, что к концу 1915 началу 1916 г. армянское фидаинское движение представляло собой мощное военное образование. Главными заботами отрядов самообороны в первоначальный период были обеспечение провиантом, боеприпасами и оборудование мест дислокации и проживания для детей, женщин и стариков, находящихся при отрядах. Попытки обеспечить эти потребности нередко наталкивались на турецкие войска и жандармерию. В конце 1915 г. фидаины вышли победителями в сражении с отрядами Гюрджи Чавуша, у местечка Кез-депе. Это была первая громкая победа армянских гайдуков. В феврале 1916 г. развернулся бой у села Таз-Даг, в ходе которого фидаины снова нанесли поражение туркам. В этом бою геройски погиб один из хмбапетов Дикран Зейтунджян. На протяжении всего 1916 г. не прекращались попытки турков покончить с главным опорным пунктом Зил Ованнеса в урочищах Кеклуг, но все они были безуспешны. К тому же, в этом году в Джаник из Йозгата перебралась фидаинская группа Адама Чавуша, пополнившая местное соединение.

В апреле 1916 г. русские войска вошли в Трабзон. После чего Зил Ованнес собрал совещание командиров отрядов в селе Уч-Пунар, на котором было решено послать делегацию в Трабзон с просьбой об их передислокации к русским и выводе мирных жителей из зоны военных действий. Но русское командование согласилось лишь помочь с беженцами, попросив гайдуков оставаться в Джанике, чтобы оказать помощь при продвижении русских войск. После этого штаб Зил Ованнеса обосновался в селе Кериш-Депе, под Терме. Вскоре турки предприняли массированное наступление по трем направлениям, чтобы окончательно покончить с фидаинским сопротивлением. Нападениям подверглись Кериш-Депе, Тякур и Кел-Депе. Но все эти попытки турков были тщетными, как в 1916, так и в 1917 годах.

После суровой зимы 1916-1917 гг. армянские фидаины понесли невосполнимую утрату. В начале 1917 г. был предательски убит первый руководитель джаник-ордуйских сил самообороны Зил Ованнес Зейтунян. С этого времени объединение распалось на две группы: в Орду под командованием Ваштоногли, а в Чаршамбе и Терме под руководством созданного совета.

Летом и осенью 1917 г. положение в регионе изменилось. Турецкий фронт разваливался на глазах. Дезертирство из армии приняло массовые масштабы. Армянские вооруженные отряды в этой ситуации стали поселяться в некоторых покинутых селениях, занялись мирной жизнью, но при этом сохранили военную организацию. Местные турки, памятуя о той роли, которую они сыграли в убийствах и грабежах армян, стали всячески заискивать перед фидаинами. Тем более, что вот-вот ожидалось наступление русских войск. Но в 1917-1918 гг. Россия оказалась в пожаре революции, и русская армия стала массово покидать Кавказский фронт. Вдохновленные этим турки предприняли попытки расправы с армянскими фидаинами по отдельности. В 1918 г. были предательски убиты Артын Минасян, Ованнес Урумян, в тюрьме оказался Гарабед Тахмазян, совершена попытка убийства Аведиса Чакряна и его сподвижников и т.д. В этот полумирный период армянские гайдуки помимо хозяйства занимались также и спасением, вызволением армянских детей-сирот из турецких семей, пленных, заложников и т.д.

Уже к 1920 г. обстановка в Турции опять обострилась. В районе началась внутренняя борьба кемалистов и антикемалистов, во всю свирепствовали банды башибузуков и дезертиров. В такой ситуации армянские вооруженные отряды снова ушли в горы, и начался новый этап борьбы и самозащиты.

В районе Орду по-прежнему действовали отряды Ваштоногли, Минасогли Младшего и Кучук Артына, в Терме и Чаршамбе Ованнеса Урумяна, Агопа Крбашяна, Гарабеда Саряна, Саага Камаляна, Месроба Языджяна и др., а также соединения Аведиса Чакряна. В 1920 г. ордуйские отряды Ваштоногли смогли отбить нападение самого свирепого из местных башибузуков, Топал Османа из Гиресуна. В 1921 г. в районе Эрбаг Агоп Крбашян нанес поражение кемалистам, предпринявшим попытку окружения и уничтожения армянских фидаинских групп. В 1921 г. фидаины вели самоотверженные оборонительные бои в районе Кел-Депе.

В этот период армянским мстителям уже стало понятно, что помощи ждать неоткуда. Часть из них решила перебираться в Россию, и летом 1921 г. Сааг Камалян и Месроб Языджян покинули Термейские леса и отправились на Черноморское побережье Кавказа, за ними вслед покинули Джаник и другие группы. Но часть армянских фидаинов по-прежнему оставалась в родных горах, надеясь на чудо. Это, прежде всего, объединения Ваштоногли и отряды Дели Кешиша, Артына Хачадуряна, Татула в районе Тякура и Чаршамбы. К тому же в 1922 г. со стороны кемалистов прозвучали призывы к примирению и разоружению, часть армян поддалась этой провокации. Притом, что в Понте уже во всю разыгрывалась антигреческая истерия, и до погромов оставался один шаг. Все эти годы армянские фидаины рука об руку действовали с местными греческими гайдуками. В декабре 1922 г. туркам удалось заманить армянских и греческих партизанских лидеров под предлогом переговоров о мире и дальнейшей жизни. В результате были убиты пять греческих командиров, в тюрьму посажены Дели Кешиш, Дели Ходжи, Артын Хачадурян и др., погиб один из самых любимых и известных в народе армянских фидаинов Кара Хачиг и многие другие. После этих событий в Джанике, и по всему Понту начались погромы греков и армян.

В такой ситуации армянам ничего не оставалось, как прибегнуть к самообороне и попытаться любыми путями покинуть родину. Первый бой регулярным войскам кемалистов армянские фидаины дали у известного села Кеклуг, где, когда-то зарождалось фидаинское движение. После чего, большинство партизан Джаника покинули турецкие берега. Оставшиеся силы армян сосредоточились возле урочища Чанкириш под Орду, которому было суждено стать последним убежищем армянского освободительного движения в Понте. Руководителем этих сил был Ваштоногли, совместно с братьями Тахмазян, Калустом Кесяном и другими. Раз за разом они отбивали все попытки турков сломить их сопротивление. Понимая безысходность своего положения, окруженные со всех сторон превосходящими силами турков, армяне прибегли к вызову. В ближайших турецких селах они взяли в заложники несколько известных турков и потребовали переправить их вооруженных в Россию. Турецкие военные, зная опыт и возможности загнанных в угол фидаинов, согласились на этот вариант.

16 ноября 1923 г. последние армянские отряды фидаинов вышли из Чанкириша, сопровождаемые по сторонам турецкими военными группами добрались до морского берега недалеко от города Унье, погрузились в шлюпы и покинули свою родину навсегда… Впоследствии, живший и умерший в Абхазии, Гарабед Вартанян, известный фидаин Ваштоногли, и многие его соратники не раз вспоминали это событие. Как они, окруженные турками в последний раз на своей родине, под звуки зурны и давула, плясали амшенскую военную пляску "тртруг" и пели песню о чанкиришских храбрецах, и как текли по их щекам слезы, потому что они сражались храбро и беззаветно восемь лет, и они побеждали, но судьба распорядилась иначе...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 12
  • Создано
  • Последний ответ

Марга джан,

ты не в курсе была переведена книга Торлакяна «По следам моих дней» на русский или английский языки ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Президент Амшенских армян России мой друг. Так вот, он очень хочет создать какие-то программы, мероприятия, для того чтобы армяне Армении и амшенские армяне(в основном из Абхазии) как-то контактировали чаще друг с другом. Сейчас, кстати, он рассказывал, что в Абхазии сильно вытесняют амшенских армян и никто не обращает на это внимание, ни руководство Армении, ни индивидуальные армяне. А ситуация почти такая же, как и в Грузии с армянами....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

хм... а разве он не связывался с сочинским землячеством? Там проводится очень много мероприятий, есть свои танцевальные коллективы и даже проводится фестиваль "Пускай звучит амшенская зурна" (название вроде такое :))

Если возникнут вопросы по контактам - пиши в личку.

Про армян Абхазии - им нужно уезжать в Армению, потому что по сравнению с Абхазией в Армении сейчас жизнь лучше.

Про вытеснение не слышала, но вижу, что происходит заселение армянских поселений другими национальностями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Президент Амшенских армян России мой очень хороший друг. Зовут его Шалва Кесян. Так вот, он очень хочет создать какие-то программы, мероприятия, для того чтобы армяне Армении и амшенские армяне(в основном из Абхазии) как-то контактировали чаще друг с другом. Сейчас, кстати, он рассказывал, что в Абхазии сильно вытесняют амшенских армян и никто не обращает на это внимание, ни руководство Армении, ни индивидуальные армяне. А ситуация почти такая же, как и в Грузии с армянами....
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

shinararner, в Москве поднимать дух амшенских армян? ))))))))))))))

Спроси у своего друга, он с сочинской общиной связывался? Пусть свяжется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

shinararner, в Москве поднимать дух амшенских армян? ))))))))))))))

Спроси у своего друга, он с сочинской общиной связывался? Пусть свяжется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 499 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    495 гостей
    vardan hov w i t o stephanie S Rubik operit stateless RDR
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...