Перейти к публикации

Дамала


Argam

Рекомендованные сообщения

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Дамала - армянское село основанное в 1828г. в Аспиндзском районе Самцхе-Джавахетии

(Джавахке) независимого грузинского социал-демократического государства (ныне республики Грузия).

Село было основано 29 семьями, выходцами из Эрзрума, во время русско-турецкой войны(1828-1829 гг.).

Но две семьи сразу же переехали в село Каджо, расположенное на территории Ахалкалакского района.

Представляю вам список всех тех семей, которые с 1928-30 гг. эмигрировали из Эрзрума и основали село

Дамала.

На армянском (фамилии и “сокращенные фамилии”).

Մելիքյաններ(Վերինոնք', Սահակյաններ, Հaկոբյաններ, այնուհետև

Գրիգորյաններ )

Բալոյաններ(Բալոյենք)

Սաղաթելյաններ, Սարգսյաններ(Էփոյենք, Մղտեսանք, Աքլարենք, Հաքկլենք)

Կոստանյաններ(Կոստանենք)

Թորոյաններ, Առաքելյաններ, Աստատրյաններ, Ավետիսյաններ, Մարկոսյաններ(Թորոյենք, Առաքելենք,

Հոթոլենք, Օվանեսենք)

Քերոբյաններ(Քերոբենք)

Մարգարյաններ(Մարգարենք)

Վարդանյաններ(Վարդանենք)

Մանուկյաններ(Մանուկուստենք)

Մակարյաններ(Մակարենք)

Կերեկցյաններ(Կերեկցենք)

Անդրեասյաններ(Անդրասյենք)

Նահապետյաններ(Նահապետենք)

Սոֆոյաններ, Պետրոսյաններ (Սոֆոյենք, Քաղքցենք )

Դիլանյաններ(Դիլանենք)

Ֆարմանյաններ(Ֆարմանենք)

Բաղդասարյաններ(Աբքարենք)

Խաչոյաններ(Խաչոյենք)

Պետրոսյաններ(Պետոյենք, Հաջիենք)

Հակոբյաններ(Տերտերենք)

Տոնականյաններ(Տիրացուենք)

Փիլիպոսյաններ(Փիլպոենք)

Փոթավյաններ, Հակոբյաններ(Փոթավենք, Հակոբենք)

Ֆարմանյաններ, Բեքիրյաններ(Ֆարմանենք, Բաքիրենք)

Պապոյաններ(Դինողլենք)

Ղուկասյաններ, Դարբինյաններ, Իսոյաններ(Կուկասենք, Փարթոյենք, Իսոյենք)

Սահակյաններ(Սահակենք)

Թումասյաններ(Թումասենք)

Ավագյաններ(Ավագենք, ՊապԻկենք)

1918 թ. Դամալա գյուղը համալրվեց Արդահանից եկած ընտանիքներով' Բարսեղյաններ, Դանիելյաններ,

Համբարձումյաններ, իսկ 1920 թ. Եկան Բաղդասարյանները:

На русском языке (только фамилии):

Мелкомян (Саакян,

Акопян, Григорян)

Балоян

Сагателян, Саргсян

Костанян

Тороян, Аракелян, Астатрян, Аветисян, Маркосян

Керопян

Маргарян

Варданян

Манукян

Макарян

Керексян

Андреасян

Наапетян

Софоян, Петросян

Диланян

Фарманян

Багдасарян

Хачоян

Петросян

Акопян

Тонаканян

Пилипосян

Пртавян, Акопян

Фарманян, Бекирян

Папоян

Гукасян, Дарбинян, Исоян

Саакян

Тумасян

Авагян

В 1918 г. в Дамалу из Ардаана приехали еще три семьи: Барсегян, Даниелян, Амбарцумян, а в 1920 г.

Багдасарян.

В 1865 г. дамалинская школа была закрыта из-за недостатка учащихся и вновь была открыта в 1873 г.

Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г. предки сегодняшних

дамалинцев эмигрировали из сел Шипик, Керек, Рабат, Гарангот, Эрзрумской губернии. Более того, в

течение 175 лет Дамала сама устояла перед всеми бедами. По этому же договору основанные в Джавахке и

Месхетии армянские села могли объединиться и устоять перед всеми нападками турков. Дамала была

лишена такой возможности.

Со временем в мире все менялось. Менялась и Дамала, но в основном все осталось по-прежнему. Все те

же разваленные дороги и тротуар, лишь цветут леса и поля.

Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича 24

июля 1828 г. вновь захватили Ахалкалакскую крепость и подошли к стенам Ахалциха. Русским войскам

предстояло штурмовать самую сильную турецкую крепость на восточных рубежах Османской империи,

гарнизон и мусульманское население которого состояли, по свидетельству современников, из

наиболее воинственных жителей Турции. Однако русские войска, в результате решительного и

кровопролитного штурма 16 августа 1828 г. захватили Ахалцихскую крепость. Это имело огромное значение

для всего дальнейшего хода войны.

Согласно Адрианопольскому мирному договору, заключенному 2 сентября 1829 г., Ахалкалак и Ахалцих

вошли в состав Российской империи. Кроме этого, всоответствии с этим договором, в 1830-1831 гг. из

Эрзрума, Ардагана и других районов Западной Армении в Джавахк переселилось большое количество армян

во главе со своим духовным предводителем архиепископом Карапетом Багратуни. В результате была

восстановлена численность армянского населения Джавахка, которое в результате бесконечных войн

значительно сократилось.

Армяне проживают на нынешней территории Грузии с древнейших времен. Это объясняется тем, что

многие районы страны являются естественным ареалом обитания армянского народа. Армянское население

Грузии периодически увеличивалась за счёт мигрантов из разных регионов Армении.

Аспиндза-посёлок городского типа, центр Аспиндзского района Самцхе-Давахетии (Джавахка)

республики Грузия, на р. Куре, в 34 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Ахалцихе, на шоссе Ахалцихе – Гюмр

(бывший Ленинакан).

Регион Самцхе-Джавахетия(Джавахк) расположен на крайнем юго-западе Грузии, является одной из

наиболее крупных провинций страны и включает в себя шесть административных районов - Адигенский,

Аспиндзский, Боржомский, Ахалцихский, Ахалкалакский и Ниноцминдский (бывший Богдановский). На юге

и юго-западе граничит соответственно с Арменией (таможенный пункт Бавра) и Турцией (таможенный

пункт Вале). С запада и северо-запада к провинции примыкает Аджарская автономия. Пять из шести

районов Самцхе-Джавахетии (за исключением Боржомского) граничат с Турцией, а Ниноцминдский и

Адигенский районы - соответственно с Арменией и Аджарией. Таким образом, Самцхе-Джавахети

(Джавахк) представляет собой ключевой в геополитическом плане регион Грузии. Такая специфика края

основывается и на глубоких исторических корнях.

Первые упоминания о Джавахке встречаются еще в клинописных надписях периода Ванского царства

(Урарту) и относятся к концу IX века до н.э. Царь Ванского царства Аргишти II (786-764 гг. до н.э.) в

составленной им знаменитой Хорхорийской надписи упоминает о провинции Забаха (Джабаха), покоренной

им наряду с другими соседними областями. По мнению многих историков, уже с начала VIII до н.э.

Джавахк, будучи заселен в основном армянами, был присоединен к Ванскому царству и являлся его

крайней северо-западной провинцией.

По состоянию на 1997 демографическая картина в объединенной провинции выглядела уже следующим

образом:

в Адигенском районе армян было 1407 чел. (5,8%) против 22222 грузин (91,6%).

в Аспиндзском районе соответственно 19,1% (2780) и 80,1% (11660).

в Боржомском, больше примыкающем к центральной Грузии, - 10,0% (3816) и 77,6% (29518);

в Ахалцихском- 42,8% (23644) и 46,8% (25688);

в Ахалкалакском - 91,3% (62814) и 4,4% (3027);

в Ниноцминдском - 89,6% (34697) и 1,2% (451).

Хара Мадо (Маркарян Ованес) - один из дамалинских храбрецов, героев и Кодже (Петросян Ованес)

совершили подвиг, о котором знают многие армяне Джавахка.

Во времена, когда в Аспиндзском районе жили турки, которые разрушали церкви и сжигали армянские

книги. В селе Кокиа Ахалкалакского района жил человек по имени «Писик»(Кот) Мусе, который врывался в

дома и, угрожая своим мечом, выпрашивал деньги и золото, если был младенец в доме, он брал младенца на

руки и грозился, что убьет. По нации он был турком. Мусе угрожал всем армянам и говорил, что армянской

нации не должно быть на земле. Хара Мадо был наслышан о поступках Мусе и решил убить его.

В один день, «Писик» Мусе направлялся в Кокию, через Дамалу. Хаара Мадо и Кодже увидели его. Они

побежали домой, переоделись, взяли оружие и пошли за Мусе. И вдруг Мусе остановился, чтобы попить

воды из ручья. Хара Мадо быстро бежит вслед, хватает за шею и пытается утопить его. «Писик» не смог

ничего поделать и достает кинжал. Когда он достал оружие, Хара Мадо попытался отобрать его, но не смог и

порезал руку. В шоковом состоянии, Мадо зовет на помощь Кодже, тот прибегает и бьет топором по голове

Мусе. «Писик» тут же умирает. Они прячут труп. Вечером идут в то же место, расчленяют тело Мусе и

прячут недалеко от крепости «Кохта». На следующий день вечером, они выбрасывают тело в реку Кур.

Фарманян Аргам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 17
  • Создано
  • Последний ответ

Писик, пcё - уменьшительно-ласкательный тюркизм от "пишик" - кошка, кот.

Характерно, что русскоязычные зовут кошек - "кыс-кыс-кыс", англоязычные - "кири-кири-кири", тюрки - "пиш-пиш-пиш".

Наверно, в соответсвии с индоевропейским кату-кят-кот, армянский призыв к кошкам в оригинале звучал как - "кати-кати-кати" или "кути-кути-кути". :angel:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если оффтоп в этой теме будет гармонично развиваться и дальше, то она перероствт в тему про или ЛТП, или про армянский коньяк…

:flower:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Спасибо за видео, Argam.:sharik: Что они готовили с молоком? Лепёшки, лаваш и сучух, знакомо, а вот с остальным сложности. Музыкальное сопровождение выбранно, на мой взгляд, классно. Природа-сплошные вздохи. :wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо за видео, Argam.:sharik:  Что они готовили с молоком? Лепёшки, лаваш и сучух, знакомо, а вот с остальным сложности. Музыкальное сопровождение выбранно, на мой взгляд, классно. Природа-сплошные вздохи. :wub:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наверно, в соответсвии с индоевропейским кату-кят-кот, армянский призыв к кошкам в оригинале звучал как - "кати-кати-кати" или "кути-кути-кути". :angel:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   2 пользователя, 0 анонимных, 644 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    644 гостя
    stephanie S Rubik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...