Перейти к публикации

АМШЕНСКИЕ АРМЯНЕ


Марга

Рекомендованные сообщения

http://forum.vardanank.org/index.php?showtopic=127

Доклад, который я приведу ниже, написала Алие Алт - хемшилка из Турции, ныне проживающая в Германии. Она нашла в себе силы признать армянское происхождение, принять христианство и поменять имя на Алис Костанян. К сожалению, в Сочи она не приехала, так как по неизвестным мне причинам ей не дали визу. Доклад был написан на немецком и здесь дан в переводе, поэтому где-то в тексте встречаются шероховатости, за что приношу свои извинения.

Всего на конференции было прочитано более 15-ти докладов и если форумджанам интересно, то я могу постепенно их здесь выкладывать.

АМШЕНСКИЕ АРМЯНЕ

Точка зрения одной армянки

Введение

Данная работа появилась в течении 3-х десятков лет моего проживания в Германии - время полное поисков и внутренних волнений. Я не просто делала ее одна, внутренняя потребность не давала мне право выбора, я была обязана сесть и написать о множестве дискуссий, искать себе некую инстинктивную реальность, ответ нашей души - амшенских женщин, искать новую и забытую индивидуальную и общечеловеческую идентичность.

Эмиграция молодой женщины из Турции в ФРГ

и ее первая встреча с домом господним

Каждая разлука является прощанием и в воздухе все еще звучат голоса семьи Алтов: “смотри, не покидай надежную и знакомую дорогу”. И только когда оставаться в семье стало хуже, чем познать ужасы незнакомого мира, я сделала шаг от надежного старого в новое будущее. Мое самопознание витало над одним потоком инстинктивных сигналов, которые толкают на следующий шаг о том, что должна сделать, написать, пережить. Эта тоска вырастает из повседневных реалий.

Содержание моего доклада отражает стремление человечества к вере и к прошлому, попытку найти дорогу в поиске и изменениях. На этом трудном пути все более ясными становятся соотношения личного опыта и повседневности. Тут находишь ответ на вопрос о беспомощности сознания и этим подтверждаешь наличие в человеческой душе цельности и противоречия.

Моя первая встреча с Армянской Церковью и армянским духовенством состоялось в 40 лет, тогда я начинала свое образование. Моя судьба была такова. Тогда же я встретилась с греками, которые были хорошими соседями. В 780 г. н. э. князь Амам Аматуни со своим народом пришел к королю разделенного Понта Константину V в Тамбурский край, сегодня Баш-Амшен. У греков была такая же судьба, что и у амшенцев: часть исламизировалась, другая была сослана. Судьба желала чтобы два высококультурных народа Анатолии, то есть понтийские греки и армяне разделили трагическую судьбу депортации, резни, доброго соседства, исламизации и отчуждения от своей культурной идентичности. Те или иные группы населения восточных провинций Оттоманской империи до сих пор относятся с чувством неполноценности к факту потери родного языка и национальной памяти.

Летом 2005 г. мой визит в провинцию Сюрмене к счастью обнаружил новое движение; были изменения в общественных структурах, некоторые церкви были реставрированы и работали. Я спросила у одного молодого двадцатилетнего юноши, есть ли в провинции действующая церковь. Он с радостью мне ее показал и отметил, что бывшие христиане вновь крестятся в ней. Как было отмечено, вновь узнаем пережитое. Поток был приостановлен, но со временем вода по капле пробьет себе путь, обратно вернувшись в свое русло, напоминая о том, что на старой дороге открывается новая. Вода не может долго стоять, она потечет из глубокого и далекого источника. В этой воде - наше сознание, история наших прадедов, капли наших слез, протекающая сквозь каменную преграду. Но когда поток реки нашего происхождения хлынет мощной, всепоглощающей волной, она может очистить историю от загрязнения.

В нашем сознании еще лежит этот тяжелый камень и закрыт путь к природному дару. “Все течет, - говорил Гераклит, - и ничего не вечно, чем само течение”. Однако остается источник, который не изменен в глубине и ищет новый путь на поверхности. Греческая философия возникла тогда, когда народы Средней и Северной Европы еще топором ловили диких животных. Потом вокруг Черного моря были созданы их колонии. Эти селения стали основой для длительного цветения громадной культуры ряда народов, живущих на восточных и западных берегах Черного моря в сегодняшней Турции.

Честно говоря, не моя цель красноречиво представлять болезненные вопросы истории, хотелось бы описать мои ощущения пережитого. Все важное для меня будет здесь обсуждено обстоятельно и уверяю, попытаюсь по мере своих сил использовать свои сведения. Касаясь трудностей встретившихся на моем пути, они для меня важны постольку, поскольку дают представление о том с какой трудностью дается маленькая статья представляющая ситуацию меньшинства питающейся выжить и сохранить свою идентичность. Это скорее всего доклад о ситуации социальной, психологической, исторических аспектов и конфликтов искаженной идентичности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 21
  • Создано
  • Последний ответ

Потеря идентичности

История твердит, что армяне с идентичностью более 1500 лет, как и многие народы, борются за свою культурную самость. Это борьба идет и сейчас. Амшенские армяне, живущие в северо-восточной части Турции, не являются исключением. В дискуссиях о потери идентичности амшенских армян присутствует “белая резня” и последующий Геноцид армян оставшихся в Турции. Несмотря на пожелания турков идти на диалог, армяне все еще надеются на осуществление Лозанск%

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Потеря идентичности

История твердит, что армяне с идентичностью более 1500 лет, как и многие народы, борются за свою культурную самость. Это борьба идет и сейчас. Амшенские армяне, живущие в северо-восточной части Турции, не являются исключением. В дискуссиях о потери идентичности амшенских армян присутствует “белая резня” и последующий Геноцид армян оставшихся в Турции. Несмотря на пожелания турков идти на диалог, армяне все еще надеются на осуществление Лозанского договора 1923 г. Согласно этого договора, христианские меньшинства должны были быть освобождены от депортации и уничтожения, однако более их половины была уничтожена. Этот договор в принципе должен был обеспечить армянам ничтожные права – в религиозной и образовательной сферах иметь автономию. Эти соглашения остаются в неизвестности и поэтому не выполненными. Приоритетом в этом контексте является то, что в турецкой конституции должны быть учтены нацменьшинства. Однако политической бессмыслицей является слово “этнический”, означающее “религиозное меньшинство” в конституции Турции. Эта основная черта турецкого национализма и вытекающее отсюда отрицание существования других национальностей, является их самоутверждением, а насильственная конверсия сидит в душе турецких властей в отношении ко всем нацменьшинствам живущих в Турции.

Конкретный пример: закон 1934 г. об изменении и ассимиляции армянских имен, после чего «–ян» армянских фамилий меняется на «-оглы» ( Т.Хофман, Г.Кочарян “Общество под угрозой” Гетинген-Виена, 1987, стр 68). В 1998 г. я сделала опрос по поводу армянского происхождения моих друзей и родственников, и получила письмо, где их имена были записаны так, как в 1934 г. Письмо было от одного из моих кузенов с отцовской стороны, который более четверть века работал советником в министерстве культуры.

“Мы знаем , кто мы”

В августе 2005 г. меня застало врасплох то, что во время путешествия я смогла с теми же родственниками обсуждать ту же тему, что показало насколько прогрессировало в Оттоманской Империи влияние европейских супердержав, насколько возросло желание национального воспитания и пробуждения национального самосознания у народов Турции. По моим наблюдениям можно сказать, что народы опять пробудились. Целью турецкого правительства является Евросоюз. Это тема очень актуальна в Турции, однако, во всей общественной практике видим только педагогику турецкого национализма. Само собой ясно, что умышленное отрицание наличия других народов в Турции, является насильственной попыткой призвать к жизни турецкий тиранизм и призрак национализма. Вся общественная практика в Турции состоит в подавлении меньшинств, что во многом препятствует возможности развития других народов.

Эскалация исламизма на Ближнем и Среднем Востоке сопровождается попытками дестабилизации в виде этнических и религиозных конфликтов. По этому поводу выступают фанатичные исламизированные криминальные группы, которые в регионе создают невыносимую политическую социальную ситуацию. Антихристианские настроения, нетолерантность заставляет все больше армян и других народов эмигрировать со своей родины.

Требование политической автономии должны способствовать сохранению лингвистических и конфессиональных особенностей амшенских армян. Амшенцы Турции очень стабильны в мусульманских традициях, но они имеют легкий языческий и христианский оттенок. Однако агрессивная культурная политика турецкого правительства, всеми силами препятствует выдвижению этого требования. Это агрессивная политика турецкого правительства, в смысле предумышленной государственной политики унификации языков и культур, подобно политике современной Франции. Сохранение языка и религии является приоритетом для амшенских армян.

Уже в XIV и XV вв. часть амшенских армян исламизировалась и этот феномен до сих пор не изучен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Этническая идентичность и культура в развитии

Мой самодиагноз, как амшенской армянки, потерю идентичности и трагическую историю других амшенских армян, рассказанную ими же, хочу теперь представить здесь. Мы все знаем грустную историю страданий армян в Турции и других местах. Тысячелетиями мы боролись за самосохранение. Это борьба и ее проблемы были представлены и анализированы армянскими интеллигентами. Сегодня так же интеллигенция играет великую роль в организации этой единой борьбы. Например, если бы я не прошла свой академический путь, думаю ничего бы не узнала про Амшен и его истоки. Я знала, что мой отец с Кавказа, однако выяснилось, что это не так. Мы, меньшинства живущие в Анатолии у границы, не знаем о своем происхождении. Я прошла долгий и трудный путь и сегодня могу сказать: “Да, я принадлежу к одной с вами нации, и я счастлива этим”.

Освобождение от внутреннего и внешнего насилия необходимо. Если попытаться преодолеть внутреннюю тишину и высказаться, то сможем пробудить наши силы, что и нас освободит. Это - единственный путь к самости и духовному выздоровлению. Природные воды - тому пример. Когда закрывается путь воды, через некоторое время она преобразовывается, но по закону природы, воды самоочищаются через внутренние силы. Какая диалектика, где нет противоречий! Причины социального страха, несправедливости и всеобщей нищеты, в свете международных стандартов объясняются поведением, языком и цветами.

Но из области внимания выпадают экономические, политические, социальные, психологические и культурные явления. Нарушенные диалектические отношения нарушают социальный организм. Эти тенденции нарушают даже правящие классы. В результате целенаправлено политизируется население. Отсюда отчуждение и самоотчуждение.

Правящее меньшинство – политики, держат большинство общества в продолжительном напряжении, решая его настоящее и будущее. Таким образом, многие народы подчиняются психопатологическим ужасам, которые не дают им право на развитие, существование. В результате начинается застой в культуре меньшинства. Истории известны много таких примеров, когда меньшинства исчезали не оставляя за собой имени.

Главнейшей задачей рационалистов должно быть сохранение человеческой жизни. Так, позвольте спросить, по какой логике европейских рационалистов оправдывается Геноцид армян? Как позволила абсолютная правда рационализма принять уничтожение целых народов. Ответ на этот вопрос вводит европейский рационализм в тупик. Уместно цитировать Фрейда: “Рационализм, попытка сокрытия неосуществленных стремлений, где инстинктивный страх преобладает над страхом за самосохранение, так, что он либо должен уничтожить других, либо возвыситься божественному и высокому, да бы суметь как бог судить других”. И так, многие народы исчезали из истории без следа. Меньшинство или народ прекращает свое существование, когда не происходит репродукция. Соответственно этноцид эффективный способ уничтожить культурную репродукцию. Такому отношению подвержены амшенские армяне и другие народы живущие в этих провинциях. Конституционально и политически конвертируется их национальность, язык, культура и история. Для того, чтобы сохранить и репродуцировать нашу культуру, где сохранилось главное, амшенские армяне решили укрепить единство и дух символами и традициями.

Слово умолчавшего считается источником мощной энергии, которой мы осмысливаем жизнь и вселенную. Благодаря слову мы освобождаемся от внутренних и внешних оков. Право свободного выбора в наших руках. Защита человеческого достоинства должна лежать в основе деятельности общества, что к несчастью не всегда соблюдается. Слово является основой человеческого самосознания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Она нашла в себе силы признать армянское происхождение, принять христианство и поменять имя на Алис Костанян. К сожалению, в Сочи она не приехала, так как по неизвестным мне причинам ей не дали визу.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. Какие цифры реалистические? Кто и как считал?

2. Что Вы называете "заскоками" и про "балаган" от кого слышали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я уважаю Алис за возврат к корням и пропаганду этого своим живым примером перед соотечественниками.

Был на Яху мейл-лист созданный Авиком. Там был и племянник Алт - некий Тигран. Были и другие хемшилы. Общее отношение к словам Алт - удивление, сомнения, скептицизм. У всех по разному, но никто не подтвердил: "да, нас пол-миллиона". И никто не сказал: "да, во всех наших деревнях просыпается хемшилское самомознание". Эгоцентризм Тиграна, подписывающегося чуть ли не "Царь Амшена", его мелочный местечковый снобизм (а-ля "в ущелье Фиртина живут настоящие хемшилы, а вот в соседнем ущелье полные дебилы и шуртвацы") - все это не добавляло серьезности ни ему, ни его старшим родственникам (Алт), под влиянием которых у него и сложились данные мотивы.

Я больше склонен верить наблюдениям Артавазда Тулумджяна, а он говорит о горных районах, в которых общее население едва ли доходит до 100 тысяч, даже с учетом Лазов и прочих.

В общем, я понимаю, что на Понте нельзя провести четкую грань - вот хемшилы, а вот "чистые" турки. Ощущение своей обособленности у них у всех в той или иной степени есть. И дело именно в четком видении этой грани. На мой взгляд Алис Алт ее завышает настолько, что в категорию "хемшилов" попадает все понтийское население на восток чуть ли не от Орду. Бесспорно, некогда они все были греками и армянами. Но мы то говорим о сегодняшних реалиях, которые надо видеть предельно ясно, без самообмана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

kaivaz, я доверяю Авику, но всегда подвергаю стараюсь проверять людей из вне, тем более их слова.

Откуда уверенность что человек, назвавший себя племянником Алт на самом деле им является?

Может лучше проще не брать все на веру, а относится как к инфе для размышлений?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Соглашаюсь с Алт!!!

Сохранение самобытности - это наша с вами цель!!!!

+ к этому есть ещё цель в возвращении земли в качестве автономии!!

Вопрос... Как же мы это сделаем без внутреннего духа????????

Мы говорим о справедливости суждений???

обратная сторона этих суждений та, что возбудит *турка* проживающего в этой области и он задумается "Так может и я принадлежу к этой группе" - эта наша подцель!!!!

Помню Аветик говорил, *Обзванивая Армян в штате, позвонил армянской семье, а они удивились что они Армяне**

Так давайте удивим *турков*!!!

*Применим против врага его методику*

Ато Армяне очень правильные я смотрю...

Боитесь руки испачкать?????????????????

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

нужно так время подобрать, чтобы он сам об стенку разбился от безисходности. Турка бояться - себя не уважать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поясню одну вещь, Марга. Насколько понимаю речь тут шла не о моём личном мнении на вопрос численности амшенцев (в.т.ч. хемшилов) в мире и в Турции. Я не статистическое бюро :) Просто до создания форума www.hamshen.org у нас был на Yahoo.com лист рассылки на котором Князь Амшена Тигран Костанян, племянник Алис Алт, утверждал что амшенцев там очень много ( Но ведь он же князь, значит знает что утверждает, правда? :brows: ). Вот об этом случае kaivaz и говорит.

Помните такой мультик Найти Немо? Там в конце фильма рыбки из аквариума педпринимают такой сумасшедший побег, когда хозяин поместил их в целофанчики с водой, прыгают из окна здания, перекатываются через дорогу и бултых в залив. Там они радуются что убежали, но каждый всё ещё находится в своём целофане. Потом уже общее ликование стихает и один из рыбок после паузы спрашивает "а дальше что?".

Короче, друзья мои, нам всем надо повзрослеть. Проблема не в том сколько там живёт "наших людей". Что станет с ними после того как, допустим, они признают своё армянство? Как сложится их жизнь, их будущее? Вместо того чтобы рассуждать о том хорошо ли им в Турции или нет надо понять ещё хорошо ли им быть армянами? Не возникнет ли у них противоборства со своими согражданами после такого признания? Амшенцы известны своим миролюбивым нравом, так не сотрут ли их в порошок, как когда-то, не взирая на их (номинальную) принадлежность к исламу?

А с другой стороны (границы?) готова ли Армения и весь армянский мир к признанию хемшилов-мусульман своими соплеменниками? Или же будет так как случилось раньше с хемшилами Аджарии сперва высланными в Азию, а затем не принятыми в Армению тогдашними властями и вынужденными осесть в Апшеронске?.. Если армяне ближней диаспоры стремительно обрусевают, то хватит ли у армянского мира (даже не говорю о Р.А.) объять этих людей и посчитать их своими хотя бы? Или пойдёт-поедет "сенц-ен, тенц-ен, шурдвадз-ен, чидем-инч-ен". Знакомо, так?..

Извините за резкий тон, просто меня поражает разброд и шатание в мыслях. Надо твёрдо решить по поводу нашего отношения к хемшилам: либо мы на 100% считаем их своими (т.е. армянами), либо всем нам надо заняться чем-нибудь более полезным для армянской жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

По моему, тут и не должно быть никакого вопроса. Если хотя бы часть туркизированных армян вернется к армянству - будет замечательно. Если останутся мусульманами - ничего страшного, лишь бы сознавали себя армянами. Если вернутся к религии предков - христианству - еще лучше. Если подумать, то нынешняя турецкая нация в большинстве своем состоит из потомков тех армян и тех греков, которые теряли свою общность с нацией через принятие ислама и переход на общегосударственный (турецкий) язык. Если хоть немного можно повернуть вспять этот процесс - уже очень хорошо. А те, кто никак не могут перестать делить армян на "искакан" либо "макур" и "шуртвац" - пусть сами идут к черту, им-то как раз и не место среди армян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А те, кто никак не могут перестать делить армян на "искакан" либо "макур" и "шуртвац" - пусть сами идут к черту, им-то как раз и не место среди армян.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 107 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    106 гостей
    Sigo stephanie S luc khnushinak Rubik irrenna operit
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...