Перейти к публикации

История вокруг истории.


Harib

Рекомендованные сообщения

В июле 2004 г. на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.RU было опубликовано сообщение следующего содержания.

Баку, 15 июля 2004 г.

Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом древнего государственного образования на исторической территории нынешнего Азербайджана – Кавказской Албании, сообщает пресс-служба Бакинской епархии.

Изучение истории древних государств Кавказа, а также исторического пути проникновения сюда Христианства и развития Церкви представляет немалый интерес не только для светской исторической науки, но тем более для науки церковной.

Очевидно, что авторы различных исторических трудов слишком общо говорят о христианизации кавказских народов (албанов, грузин, армян, алан, абхазов), зачастую перемешивая события и действующих лиц одной страны или региона с другой, в результате чего трудно бывает разобраться в материале, скажем, касающемся Албанской и Армянской Церквей. Да и сам исторический материал одной Церкви зачастую похож на предание другой. Албания, Грузия и Армения – соседи, и зачастую предание одной Церкви накладывается на предание другой. Отсюда задачей настоящего исследования является отделение церковных традиций различных кавказских Церквей. Некоторые сложившиеся исторические стереотипы приходится разрушать. В этом и состоит отчасти актуальность настоящей работы.

Задача данной работы состоит и в том, чтобы проследить исторический путь Христианства, начиная от времен апостольских до нынешнего времени в Кавказском регионе, в частности Азербайджане.

http://www.pravoslavie.ru/news/040715112116

И так напрашивается вывод - Бакинским богословам удалось дать абсолютно правдивое освещение истории христианства в Кавказской Албании. Но как говориться скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Бакинские богословы руководствовались в своей работе трудами «выдающихся» азербайджанских историков, что уже само собой говорит о степени научности этого исследования. Убедиться не трудно – прочитайте диссертацию иеромонаха Алексия (Никонорова) "Христианство в Кавказской Албании".

Примерно через год сайт http://www.stavropol-eparhia.ru/news/?id=20050613145708 дает сообщение о защите в Ставропольской Семинарии дипломных работ. В сообщении, между прочим, сообщалось:

«Особенно высоко были оценены работы по кафедре церковной истории. Евгений Шишкин посвятил свое исследование исповедническому пути митрополита Антония (Романовского, + 1962). При подготовке работы он опирался как на архивные документы, так и на свидетельства современников. Таким путем шел и Алексий Гошунович, собравший уникальные данные о новомучениках и исповедниках российских - выпускниках СтДС. Уроженец Баку, Олег Феофанов занялся изучением истории христианства в Кавказской Албании (современном Азербайджане)».

Признаюсь, мне не удалось познакомиться с работой уроженца Баку Олега Феофанова.

Но вот с позицией ставропольских богословов познакомиться удалось. Позиция весьма оригинальная - полностью совпадает с позицией Бакинского кесаря.

Как утверждали в течение многих лет различные энциклопедические справочники, Мхитар Гош - это армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, автор более десяти трудов, среди которых большую ценность представляют "Басни" и первый армянский судебник - один из ранних провозвестников армянского Возрождения.

Видимо не случайно, учитывая этот факт истории, в Армении с июля 1993 года действует закон “О медали Мхитара Гоша”. Согласно этого Закона, медаль имени Мхитара Гоша присуждается за выдающуюся государственную общественно-политическую деятельность, а также за значительные заслуги в областях дипломатии, юриспруденции, политики.

Но на этот счет ставропольских богословов имеется своя точка зрения. На интернет-сайте встретил статью богословов Ставропольской духовной семинарии “Христианство в Кавказской Албании”.

( http://srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/215306 )

В своей работе богословы из Ставропольской духовной семинарии, работая над этой темой, дали интересную ссылку:

9. "Албанская хроника" албанского историка Мхитара Гоша (XIII в.)

Позвольте заметить, что, назвав, армянского мыслителя Мхитара Гоша албанским историком, ставропольские богословы вышли за рамки богословских споров и затронули вопросы истории. Но назвать армянского мыслителя Мхитара Гоша албанским историком, можно только на основе последних достижений азербайджанской историографии. В позиции ставропольских богословов явно проглядывается влияние школы академика Зия Буниятова. Как известно, этот ученый муж превратил албанскую тему в ту дубину, которой вшибал из истории Кавказа малейшее упоминание об армянах.

Хотелось бы понять, как объяснят своим чадам богословы из Учебного комитета Церкви Ставропольской духовной семинарии тот факт, что в Армении учреждена медаль Мхитара Гоша?

Необходимо отметить, что богословы из Церкви Ставропольской духовной семинарии разделяют точку зрения азербайджанских историков не только в вопросе о Мхитаре Гоше.

Как и азербайджанские историки, ставропольские богословы считают, что основную и особую роль в ущемлении прав и самостоятельности Албанской церкви сыграла Армянская церковь, что, потеряв свою автономию, ослабленная Албанская церковь перестала быть консолидирующей силой в борьбе с арабской экспансией.

Как известно, с приходом арабов начинается активный процесс исламизации населения Кавказской Албании. Процесс прошел в историческом плане достаточно быстро и затронул, как албанскую знать, так и простой народ. Но, если, например, албанская знать приняла веру завоевателей, чтобы сохранить свои привилегии, то, что заставило принять новую веру простой народ? На мой взгляд, богословы должны был попытаться ответить на этот вопрос. Однако они оставляют этот вопрос без ответа. Без внимания оставили богословы и другое событие в истории Закавказья - после окончания процесса исламизации, с массовым переселением тюрок-огузов начинается тюркизации значительной части населения бывшей Кавказской Албании. Естественно, все эти факты сыграли свою роль в судьбе христианства в Восточном Закавказье.

Оценивая негативно армянское духовенство в истории Кавказской Албании, господа-богословы, видимо, считают, что потомки албан, поменявших веру, очень бережно относились к христианским святыням своих предков. При этом авторы пособия и не допускают даже мысли о том, что значительная часть памятников могла погибнуть от рук тюрок-огузов.

Хотя Албанская церковь уже в эпоху арабских завоеваний перестала играть сколько-нибудь самостоятельную роль, и стала одной из церковных провинций Армянской церкви, оказывается, как утверждает авторы пособия, в борьбе с Албанской церковью Армянская церковь действовала не только не только руками арабских завоевателей, но и руками русских царей:

«Албанская церковь просуществовала фактически до 1836 года, когда особым рескриптом императора Николая I был упразднен сан албанского католикоса, а имущество Албанской Церкви передано Эчмиадзинскому Католикосату. В 1909 - 1910 годах с разрешения обер-прокурора Святейшего Синода Ереванская Армяно-Григорианская консистория уничтожила старые архивные документы подведомственных епархий, среди которых были уничтожены, очевидно, и все архивы и исторические документы Албанской Церкви».

Слово «очевидно» является, на мой взгляд, дает право для вывода, что господа-богословы явно торопиться объявить доказанным, то, что еще требует серьезных доказательств. Затрагивая, вопрос об упразднении несуществующей Албанской церкви по указу российского царя богословы оставили без ответа вопрос: «Почему же царь Николай I принял весьма странное решение, подчинив «албанские» церкви Эчмиадзину?»

Не потому ли, что указом 1768 года императрица Екатерина II подчинила власти Эчмиадзинского монастыря, который находился тогда еще в Персии, (именно в Персии, а не в Северном Азербайджане ) все армянские церкви в пределах России?

Как говориться, ошибка - ошибке рознь. Одно дело, когда человек просто ошибается и совершенно иное дело, когда нелепая ошибка возводиться в ранг учебного пособия.

По сообщениям СМИ в 2006 году Ставропольскую духовную семинарию окончили 82 человека – 82 человека вышли из стен семинарии с искаженными знаниями в вопросах истории Армянской церкви…

Я еще могу понять бакинского богослова, который, желая угодить бакинскому кесарю, рассматривает историю с высоты Девичьей башни.

Мне труднее понять, зачем другим потомкам православных корректировать историю согласно рекомендациям Бакинского кесаря?

Кстати диссертация иеромонаха Алексия (Никонорова) "Христианство в Кавказской Албании" издана в Баку отдельной книгой. Готовиться еще оно издание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ

Один православный священник сказал мне, что с уважением относится к Армянской церкви, но и уважает работы аз. историков.

Как можно понимать подобный плюрализм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ничего удивительного, на войне все средства хорошиет, не секрет что русская православная церковь, если можно так вырозиться, на бытовом уровне ненавидит все не русское, а особенно армянское, было бы их воля, они вернулись бы назад и уговорили бы Владимира не брать в жены Армянку Анаит, кого угодно только не армянку, с которой начнеться христианство на Руси, этот факт скрывается у них, я не удивлюсь, если завтра они объявят, что княгиня Анна была не армянкой а Албанкой,

а вы видели как реагируют в русской церкви на крестное знамение совершаемые армянами, в прыжке пантеры они набрасываются на прихожанина и объявляя его чуть ли не антихристом выгоняют его если он не соглашается крсетится с права на лево.

А не дай бог ты захочешь креститься у них.................

Я конечно согрешил, высказывая все это, но больно когда в место благодарности ты получаешь зависть сопряженную с враждой..........

все вышесказанное не умоляет честность и благородство бльшого числа священникос которые не смотря ни на что честно служат богу и людям не зависимо от национальности и происхождения...........

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Один православный священник сказал мне, что с уважением относится к Армянской церкви, но и уважает работы аз. историков.

Как можно понимать подобный плюрализм?"

Разгадка этого "феномена" проста.

Интересы РПЦ смыкаются с интересами акакдемиков азярбайдзаниских наук.

Как извеcтно, последние усиленно продвигают лже-идею о халкедонстве Албанской Церкви, что должно, по их мнению, служить доказательством её независимости от ААЦ.

Естественно, cей православный поп не может относиться без уважения к подобным азерским фальсификациям, - cам халкедонит, как-никак...

"не секрет что русская православная церковь, если можно так вырозиться, на бытовом уровне ненавидит все не русское..."

Особенно нерусского Яхве...:)

"а вы видели как реагируют в русской церкви на крестное знамение совершаемые армянами, в прыжке пантеры они набрасываются на прихожанина и объявляя его чуть ли не антихристом выгоняют его если он не соглашается крсетится с права на лево."

А что армяне делают в чужых церквах поклоняясь чужим богам?

Какая разница - cлева на право или справа на лево? LOL - Молятся-то одному и тому-же чужому и тем и другим божеству...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Познакомившись с «научным трудом» иеромонаха Алексия (Никонорова) "Христианство в Кавказской Албании" я убедился, что для Бакинского православного богослова «арменская ересь» оказывается страшнее ереси азербайджанской.

Если встать на позицию Бакинского богослова, то и историю русского православия можно представить в абсолютно черном цвете и не найти ни единого светлого пятнышка.

Если вспомнить историю христианства на территории таких регионов России как Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия, то, руководствуясь методологией бакинского богослова, РПЦ можно обвинить более в тяжких грехах.

Включенные в состав России в XVI–XVII веках, эти регионы медленно и тихо подвергались русификации и христианизации (до этого они были языческими).

Редкие всплески народного протеста и самостоятельной духовной и культурной жизни подавлялись жестоко и без лишнего шума, сейчас о них помнят лишь немногие специалисты.

В настоящее время в поисках национальной идентичности новые народные вожди относятся к Русской Православной Церкви как к «имперской», «оккупационной», «антинациональной». В своих религиозных исканиях они обращаются и к идее создания национальных православных Церквей, и к другим христианским конфессиям, и к исламу, и даже к иудаизму и зороастризму, но наиболее мощными и организационно оформленными стали попытки возродить язычество.

Я не знаю, поддержал ли кто-либо из представителей ААЦ новоявленных язычников Поволжья, но поддержка иеромонахом Алексием язычников Азербайджана – факт очевидный…

РПЦ может похвастаться тем, что насильственно загоняла в русское православие татар, малороссов, белорусов и другие народы. Подобными «победами» ААЦ похвастаться не может - армянские священники ни кого насильно не загоняли в Армянскую веру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Один православный священник сказал мне, что с уважением относится к Армянской церкви, но и уважает работы аз. историков.

Как можно понимать подобный плюрализм?"

Разгадка этого "феномена" проста.

Интересы РПЦ смыкаются с интересами акакдемиков азярбайдзаниских наук.

Как извеcтно, последние усиленно продвигают лже-идею о халкедонстве Албанской Церкви, что должно, по их мнению, служить доказательством её независимости от ААЦ.

Естественно, cей православный поп не может относиться без уважения к подобным азерским фальсификациям, - cам халкедонит, как-никак...

"не секрет что русская православная церковь, если можно так вырозиться, на бытовом уровне ненавидит все не русское..."

Особенно нерусского Яхве...:)

"а вы видели как реагируют в русской церкви на крестное знамение совершаемые армянами, в прыжке пантеры они набрасываются на прихожанина и объявляя его чуть ли не антихристом выгоняют его если он не соглашается крсетится с права на лево."

А что армяне делают в чужых церквах поклоняясь чужим богам?

Какая разница - cлева на право или справа на лево? LOL - Молятся-то одному и тому-же чужому и тем и другим божеству...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"В чужих церквях и чужим богам?"

Так точно, уважаемый.

Церковь о которой речь - не армянская, и божество которому там возносятся молитвы - тоже чужое. Это следует из Библии...:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 160 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    160 гостей
    1 анонимный
    w i t o lord17 stephanie S melkum Firefly Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...