Перейти к публикации

ТРАБИЗОНЦЫ


yerkramas

Рекомендованные сообщения

В последнее время в арменоведении и в армянской публицистике сильно возрос интерес к амшенским армянам и хемшилам, которым были посвящен ряд публикаций и две конференции, что объясняется целым рядом факторов и всячески должно приветствоваться.

При этом как бы в тени остался вопрос другой части армян Понта - история и культура городских армян, сформировавшихся в этой исторической области, армян Трабзона, Гюмюшхане, Гиресуна, Орду и т. д.

История армянского Трапезунда-Трабизона-Трабзона прослеживается, по крайней мере, со II в. до н.э., когда его территория оказалась под влиянием и властью Малой Армении, затем армяно-греко-каппадокийского Понтийского царства. В средние века целый ряд армянских феодалов - Рштуни, Фоки, Гаврасы, Тарониты, были правителями Трапезунда. Некоторые из них сохранили свое положение и во времена Трапезундской империи (1204-1461 гг.), когда Трапезунд достигает своего расцвета и именуется современниками "Царицей Востока". После захвата Трапезунда османами в 1461 г. армянское население города начинает сокращаться, а многие их памятники разрушаются и уничтожаются. В конце XVIII в. еще один удар по армянству Трабзона нанесли т. н. "деребейские войны", погромы мелких мусульманских владетелей.

В середине XIX в. армянское население Трабзона составляло 4 тысячи душ и делилось на ортодоксов и католиков. Армяне-католики Трабзона, берущие начало со времен экспансии в Понт генуэзцев и венецианцев в XIII-XIV вв., представляли собой наиболее просвещенную и зажиточную часть, именно к ним относились известные трабзонские кланы Маримянов, Мармарянов, Бжишкян-Хекимянов, Нуриханянов и др. Центром армяно-григориан был древний монастырь Каймакли Сурп Аменапркич.

Во второй половине XIX в. в Трабзон и другие города Понта стали переселяться армяне из близлежащих районов Амасии, Шабин-Карахисара, Карина, Ерзнка, Хоторджура и т.д., вскоре превысившие численность местных понтийских армян. Близости тех и других способствовали распространение в Понте урбанизированной культуры европейского типа, общий экономический подъём региона, трабзонский диалект, близкий к полисскому (константинопольскому) литературному языку и т. д. В начале ХХ в. армянский Трабзон стал видным культурным центром западных армян, где действовали национальные школы, театр, издавались газеты… Во время Геноцида с 1915 по 1923 гг. армянство Трабзона и их культурные ценности были уничтожены. Выжившие покинули Понт вместе с амшенцами после героического сопротивления турецким варварам и рассеялись по различным странам.

Миграция, малочисленность и неоднородность армян Трабзона, которые в истории получили наименование "понтаци", т. е. понтийские, или "трабизонци", сыграли отрицательную роль для сохранения их самобытности. Понтийские армяне-горожане почти нигде не образовали спаянных и действенных землячеств. Тем не менее, этот осколок западно-армянского мира и исконные насельники Понта внесли свой непреходящий вклад в армянскую культуру. Среди них известные фамилии Бжшкяна, Фетваджяна, Махохяна, Мутафяна, Сюрмеляна, Кеворкяна, Малхаса, Котикяна, Америгяна, Шемса и многих других.

В армянской диаспоре и в Армении были изданы десятки работ, в которых, так или иначе, освещаются вопросы истории понтийских армян, в том числе и энциклопедический труд О.Овакимяна "История понтийских армян". Но вопросы связанные с традиционной культурой трабзонских армян, с их бытом, языком, занятиями, искусством, семейными историями не получили должной разработки в них. А ведь армянский Трабизон славился не только своим прошлым, но и бытовой архитектурой и обликом, особой кухней из рыбных блюд и сладостей. Далеко за пределами Понта пользовались спросом изделия из крученой проволоки трабзонских ювелиров, ткани и махровые полотенца армянских ремесленников, зилджяновские металлические произведения, давшие начало знаменитой по сегодняшний день фирме по изготовлению музыкальных тарелок. Восхищение вызывали трабзонские красавицы в своих оригинальных "депелугах" и шалях, и многое другое. Осколки этих знаний и документов ещё сохраняются в общих и личных архивах и памяти потомков армян Понта. Поэтому мы снова призываем обратить внимание на эти вопросы и откликнуться всех тех, кто хочет помочь в исследованиях культурологии понтийских армян и их общин. Здесь важными являются любые сведения о родословиях, воспоминаниях, фольклоре, языке, этнографии и т. д.

В Краснодарском крае и в Абхазии также проживает немало потомков армян Трабзона, Орду, Гюмюшхане, особенно, в городах Сухум, Сочи, Краснодар, Новороссийск, куда выходцы из Понта переселялись с середины XIX в. и внесли немалый вклад в развитие этих городов.

Армянский Понт дал нашей культуре три самобытных явления, амшенцев, хемшилов и понтийцев или трабизонцев. И каждое из них достойно остаться в нашей памяти во всем своем многообразии, тем самым, обогащая армянскую культуру непреходящими величинами.

Михаил КУЗУБ, к.ф.н.

научный сотрудник Центра «Амшен»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   5 пользователей, 0 анонимных, 100 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    100 гостей
    luc Firefly Ara55 stephanie S varvarikus
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...