Перейти к публикации

Масоны


PanArtur

Рекомендованные сообщения

Множество историй, легенд и слухов ходило и ходит о различных орденах и организаций

Предлагаю в этой теме поговарить о Масонах

Вот на начало кидаю статью (длинную), но интересную о масонах и немного о розенкрейцеров

Лет десять назад в одной газете было объявление: "Вступлю в масонскую ложу. Рассматриваются только серьезные предложения". Похоже, писавший думал, что стоит ему переступить порог ложи, как все его житейские проблемы будут решены. Мы решили проверить, так ли это... И начали с истории вопроса.

Масонские ложи в Европе начали появляться в XVII веке. Сами масоны уверяют, что их история восходит к зодчему Хираму, который, если верить Библии, помогал царю Соломону возводить его знаменитый храм. Трое неблагодарных подмастерьев потребовали у Хирама поделиться секретами мастерства, а когда он отказался, забили его линейкой, угольником и циркулем. Эти предметы стали символами франкмасонов - "вольных каменщиков", продолжающих дело Хирама. Они называли себя также "сынами вдовы", поскольку легендарный зодчий родился без отца.

Позже появилась альтернативная версия, согласно которой масонство произошло от рыцарей-тамплиеров, загадочный орден которых был уничтожен в 1307 году королем Франции Филиппом Красивым. Их символом был Босеан - черно-белое знамя с красным крестом, - но недруги обвиняли тамплиеров в поклонении идолу Бафомету. Это обвинение не было доказанно, как и тот факт, что тамплиеры уцелели и через века положили начало масонству. Более вероятно родство "вольных каменщиков" с мистиками времен Реформации, особенно с розенкрейцерами, поклонниками Розы и Креста. Их движение зародилось в XVII веке, когда немец Иоганн Валентин Андреэ начал сочинять и рассылать по Европе истории о некоем Христиане Розенкрейце, якобы овладевшем тайнами алхимии. Дальнейшая история общества не вполне ясна, но масоны охотно воспользовались его символикой - сегодня 18-й градус (степень) их посвящения носит имя "рыцарь-розенкрейцер".

Официально первая масонская ложа (слово того же происхождения, что и "лоджия", означающее уединенное помещение) была основана в 1717 году в Англии. Мало кто сомневается, что к тому времени масоны существовали уже довольно давно. Для прикрытия они избрали цеховые союзы архитекторов и каменщиков, которые собирались тайно, чтобы конкуренты не выведали секреты мастерства, и даже придумали свой язык знаков. К концу XVIII столетия в этих союзах уже не осталось настоящих мастеров, зато хватало честолюбивых политиков. Масонство стало модным - в него вступали многие представители знати и даже короли. В то же время церковь яростно нападала на "каменщиков", считая их "слугами дьявола". Уже в 1738 году католикам запретили вступать в ложи под страхом отлучения.

Каковы цели масонов? Конституция Великой ложи Франции гласит: "Конечное стремление масонов - объединение всех людей без различия рас, племен, религий в один всемирный союз на основе свободы, равенства и братства". Исследователи, даже настроенные дружественно, добавляют к этой конечной идеальной цели промежуточную - уничтожение национальных государств, религии и религиозной морали, мешающих масонам. Всего этого предстоит добиться не войнами и революциями, а постепенным изменением человеческой природы - "обработкой дикого камня". На пути к цели в масонстве произошел раскол. В Англии и Америке оно мирно встроилось в госаппарат, а в католических странах стало антигосударственным и антицерковным. Это было закреплено созданием в 1773 году во Франции масонского союза "Великий Восток", принявшего деятельное участие во многих европейских революциях.

Сегодня в мире не менее 15 млн. масонов. Две трети из них живут в США, где диплом члена ложи служит пропуском в политическую и деловую элиту.

В Англии насчитывается до 2 млн. масонов, во Франции - около 1 млн. Часто они помогают друг другу, хотя порой пресловутая "масонская солидарность" дает сбои. Еще в годы Французской революции одни масоны бестрепетно отправляли других на гильотину. Последний пример - события в Чили, где масон Пиночет в 1973 году сверг масона Альенде, который до последнего доверял ему как "брату". Однако "сынов вдовы" вряд ли стоит сбрасывать со счетов как безобидный пережиток прошлого. Это доказали события 1981 года в Италии, где ложа П-2 глубоко проникла в структуры власти и всерьез замышляла государственный переворот.

Охота на лис

В России масонство появилось вместе с иностранцами, приглашенными Петром I. Говорят, что и сам царь вступил в масоны в Лондоне, но это легенда. Русские потянулись в ложи только при Елизавете Петровне, когда это стало модно и престижно, как все заграничное.

Уже в 1756 году в ложах состояли сенатор Роман Воронцов, историк Михаил Щербатов, поэт Александр Сумароков.

Мода во многом объяснялась таинственным антуражем масонства. Вот как один из "братьев" описывал обстановку заседаний: "Посреди палаты поставлен стол под черным сукном, и на оном столе лежит мертвая голова и обнаженная шпага с заряженным пистолетом".

Среди масонов хватало видных чиновников и титулованных особ, поэтому в ложе можно было завести нужные знакомства. Многих привлекали не карьерные возможности, а оккультные тайны - например, секрет превращения свинца в золото, которым, по слухам, владели масоны. На самом деле секрет богатства "братьев" был совсем в другом: они виртуозно привлекали к себе богатых людей, охмуряя их не хуже, чем граф Калиостро. Выдоив особенно крупную сумму из одного купца, глава московских масонов Иоганн Шварц воскликнул: "Вот как надо ловить лисиц!"

Шварц был близок к иллюминатам - основанному в 1776 году ордену, главной целью которого была "борьба с деспотизмом". Этим опасным делом занялись и русские масоны. Уже в 1780-е годы они устроили заговор, пытаясь заменить матушку-Екатерину ее сыном Павлом, давно вовлеченным в ложу. Путч не удался, но погорел на этом только вольнодумный издатель Николай Новиков, в своих публикациях чуть ли не открыто называющий императрицу "развратной старухой" и бездарной писательницей (что особенно ее обижало). Он надолго угодил в Шлиссельбург, а все масонские организации были запрещены. На деле они преспокойно продолжали собираться. Императрица боялась критики со стороны своих западных друзей - Дидро и Вольтера, которые, как и следовало ожидать, тоже были масонами.

Часто масонство становилось непременным условием карьеры. Духовный писатель Мотовилов вспоминал, что симбирский предводитель дворянства князь Баратаев предложил ему в начале службы вступить в масоны. Когда набожный Мотовилов отказался, князь пригрозил, что он "не попадет ни на какую хорошую должность, ибо и попечитель учебного округа, и министр князь Ливен - масоны". Могло ли быть иначе, если из 3000 русских масонов того времени половина служила в армии и госучреждениях, причем на самых высоких постах? Правда, в ложах состояли также купцы, актеры, моряки и - как курьез - крепостные крестьяне, которых в масоны записывали их господа. Кто-то же должен был прислуживать на "братских трапезах", куда посторонних не пускали! Кстати, работа многих лож к этим трапезам и сводилась. Мастера жаловались, что их подопечные "несогласным воплем непотребные ревут песни и на счет ближнего хорошим упиваются вином".

Но все было не так безобидно. При Александре I, который одно время тоже состоял в ложе, масоны возродились и достигли небывалого могущества. В их рядах были и реформатор Сперанский, и будущий автор формулы "Самодержавие, православие, народность" граф Уваров. Дошло до того, что крупнейший храм Христа Спасителя намечалось возвести по масонскому проекту и превратить в центр новой "религии Просвещения". Масонов сгубила торопливость - их военное крыло во главе с Павлом Пестелем решило свергнуть царя (и перебить заодно всю его семью). Восстание декабристов провалилось. Кстати, судили их тоже масоны - быть может, чтобы наказать за лишнюю спешку и заодно скрыть неудобные факты. После этого масонство было запрещено и надолго дискредитировано. Дошло до того, что один выгодный брак едва не расстроился: на обеде в честь помолвки жених сложил вилку и нож на столе крест-накрест, как делали масоны. Будущий тесть взревел: "Вон из моего дома!" - и с трудом поверил, что поступок молодого человека был случайным.

Возрождение масонства в России началось после революции 1905 года, когда контроль власти над обществом сильно ослаб. К тому времени кое-кто из русских эмигрантов успел вступить в ложи за границей и теперь с радостью привез идеи "вольных каменщиков" домой. Все повторилось вновь: сошлись заграничная мода, интерес к оккультным тайнам и поиск влиятельных знакомств. На сей раз министров среди масонов не было, зато немало их заседало в Думе, а уж верхушка оппозиционных партий оказалась чуть ли не целиком масонской. Достаточно назвать имена Гучкова, Львова, Коновалова, Чхеидзе. Среди кадетов масоном не был только Милюков, который "ненавидел всякую мистику". Масонами в то смутное время стали литераторы Мережковский, Гиппиус, Алданов, Волошин, академики Вернадский и Ольденбург, художник Шагал и многие другие.

К 1916 году в масонской среде назрел очередной заговор против царя. Началось с убийства Распутина - масон Маклаков заботливо вручил князю Юсупову бандитский кистень, которым надлежало проломить голову "старцу". Потом подстрекатели в Думе и прессе вывели на улицы толпы рабочих. Генералы-масоны заманили царский поезд в Псков и вынудили слабовольного Николая отречься. В новом Временном правительстве масоны заняли большинство постов. Увы, "братья", искушенные в подковерных интригах, не знали реальной жизни. В борьбе за власть они выдвинули бездарного демагога Керенского, который окончательно провалил все дело.

Большевики сами были не чужды масонству - по некоторым данным, в ложах побывали и Троцкий, и Луначарский, не говоря уже о вождях помельче. Нравилась им и идея тайного "ордена меченосцев" (так Сталин называл партию), который правил бы Россией, никому не давая отчета. Однако они были материалистами и отвергали масонскую обрядовость как ненужную мишуру. Очень быстро масоны сошли на нет. Многие оказались в эмиграции, где по привычке ходили в ложи сплетничать и делить скудные подачки западных "братьев". Те, кто остался в России, были постепенно выловлены и посажены вездесущим ГПУ - так, на всякий случай. Масоны не в первый раз оказались жертвами слухов о своем могуществе, которые сами же распространяли.

Вадим Эрлихман "ЛОЖНЫЙ" ПРИНЦИП. // Карьера (Москва).- 01.09.2006.- 009.- C.32-35

***

ТАЙНЫЕ СВЯЗИ

Чем заняты российские члены тайных орденов сегодня? Как стать одним из них и какую пользу из этого можно извлечь? Наш корреспондент встретился с масонами и розенкрейцерами.

Яндекс выдал официальный сайт Великой ложи России - www.masons.ru. Для связи был указан адрес электронной почты. Я написал, и через два дня пришел ответ. Некто, подписавшийся Зелотом, согласился встретиться и поговорить в 19.00 в баре "Рокки-2" у метро "Рижская".

Господин Зелот оказался мужчиной средних лет, высоким, темноволосым, в рубашке и джинсах, с сумкой-папкой через плечо. Зелот представился заместителем Великого Секретаря Великой ложи России. Он сказал мне свое настоящее имя, но просил в статье именовать Зелотом. Мы заказали пиво. Пока он прикуривал, я заметил на зажигалке монограмму с масонскими символами - циркулем и наугольником.

По словам Зелота, первая в постсоветской России масонская ложа возникла сразу после распада СССР, в январе 1992 года. Членами ее стали французские и российские граждане, прошедшие посвящение во Франции. (Сам Зелот прошел посвящение в 1993 году.) А в июне 1995 года появилась Великая ложа России - ее учредила Великая национальная ложа Франции. (По правилам, учредить Великую ложу страны может только другая Великая ложа). Соответственно, в каждом государстве есть лишь одна регулярная Великая ложа, являющаяся объединением всех местных лож и, по сути, выполняющая административные и представительские функции. Во многих странах имеются "нерегулярные" масоны, относящиеся к ложам иных уставов (и не признающиеся истинными масонами), есть ли такие в России, Зелот не слышал. А регулярных масонов, говорит он, в стране около 200, половина в Москве.

Каждый масон состоит в ложе численностью от семи до 30 братьев. Есть три степени посвящения: ученик, подмастерье, мастер (иерархия регулярного масонства). Переход на более высокую ступень у российских масонов возможен через год (в США и Европе - через три месяца). Из числа мастеров ложа избирает руководителя - Досточтимого Мастера и двух его заместителей - Стражей. Зелот, кстати - еще и Досточтимый Мастер ложи "Феникс". Из мастеров выбираются и братья для работы в "аппарате" - Великой ложе. Глава всех масонов страны, Великий Мастер, - позиция также выборная.

Собрания ложи проводят раз в месяц (Великая ложа собирается четыре раза в год), обычно вечером, после работы. Место собрания - Храм, у каждой ложи свой. Стандартная повестка дня: полтора часа занимает ритуал, потом - доклады братьев на философские темы, обсуждение внутренней жизни ложи и вопросы благотворительности. У ложи, объяснил Зелот, есть фонд помощи - так называемая "кружка вдовы". На каждом собрании выбирают объект благотворительности - это может быть и брат-масон, и посторонний человек. Все дают на "кружку вдовы" кто сколько сможет. В конституции масонов прописано, что брат не может отказать другому брату, обратившемуся за помощью, - причем не только из своей ложи. Правда, с некоторыми оговорками: если это не затрагивает интересы собственной семьи, не противоречит законодательству страны, не вступает в конфликт с должностными обязанностями и так далее. Есть даже такой масонский анекдот. Один из способов обозначить себя членом ордена - делить в разговоре слова пополам, отсюда масонская поговорка - "располовиним и прочтем". И вот приходит масон устраиваться на работу. На собеседовании, обменявшись тайными знаками с директором по персоналу, они узнают друг в друге братьев. Обрадованный кандидат просит назначить ему огромный оклад - ведь масон масону должен помочь! А НR-директор, услышав сумму, в абсолютно масонском стиле отвечает: "Располовиним и прочтем..." Но как бы там ни было, Зелот говорит, что после кризиса 1998 года нашел новую работу именно благодаря братству.

Другое дело - доверие, которое масон оказывает масону априори. И это очень важно, особенно в бизнесе. Масон вряд ли сделает что-то плохое другому масону. Если это все же произошло, можно обратиться с жалобой в особый "суд чести" при Великой ложе. Высшая мера наказания для виновного - изгнание из ордена. Для большинства братьев это серьезно.

Чтобы стать масоном, по словам Зелота, нужно, во-первых, быть совершеннолетним мужчиной (среди регулярных масонов женщин быть не может) и верить в единого Бога и бессмертие души (конкретная религиозная конфессия значения не имеет). Во-вторых, "иметь добрые намерения", что проверяется в ходе собеседований с мастерами на разных уровнях. Если все в порядке, потенциального брата приводят с завязанными глазами на заседание ложи. Ему устраивают что-то вроде перекрестного допроса, а потом проводят тайное голосование. Два голоса против - кандидатура отклонена. Принятый вносит вступительный взнос (3000 рублей) и потом платит членские взносы по 3000 рублей в год. Проводится ритуал посвящения новобранца в ученики, ему сообщают тайные знаки, вручают белые перчатки и фартук. На новообращенного накладывается обязательство хранить тайны. В частности, не раскрывать тайные знаки и не разглашать имена братьев без их согласия. Большинство посвящаемых приводят их знакомые (это служит изначальной рекомендацией). А можно отправить в Великую ложу России e-mail, рассказав о себе и объяснив, почему хотите быть масоном. И ждать ответа.

По словам Зелота, российские масоны сегодня - люди самых разных профессий, а также бизнесмены, средний возраст которых примерно 35 лет. Действующих политиков и олигархов нет.

Роза и Крест

Оказывается, можно всю жизнь прожить рядом с человеком, но так и не узнать, кто он. Приятель, которого я знаю с первого класса, оказался рыцарем Розы и Креста десятой ступени посвящения! Он в ордене уже семь лет.

Одноклассник обещал свести меня с Великим Магистром (Генеральным Администратором) русскоязычной юрисдикции. Я уже знал, что российские розенкрейцеры с прессой не общаются - после того как однажды журналисты написали об ордене полную чушь. Заполнив соответствующую форму на сайте русскоязычной юрисдикции ордена (www.amorc.org.ru), я отправил письмо Генеральному Администратору с просьбой об интервью, сославшись на рекомендации брата Inspirateur (имя моего приятеля в ордене). Inspirateur рекомендовал меня как человека, который отсебятину нести не будет.

Администрация ордена ответила, что мою просьбу рассмотрят, а через неделю мне позвонил сам Генеральный Администратор. Встречаться глава русскоязычных розенкрейцеров отказался, согласившись ответить на вопросы по e-mail.

Для начала, как и в случае с масонами, со мной провели ликбез. Орден розенкрейцеров, полное название - Древний мистический орден Розы и Креста (Д.М.О.Р.К.) ведет свою историю от школ мистерий Древнего Египта, появившихся около 1500 лет до н. э. Розенкрейцеры хотят содействовать позитивной эволюции отдельных людей и человеческого сообщества в целом - через познание и применение сокрытых законов, действующих в человеке и вне него. Розенкрейцерство не обращается ни к политике, ни к религии и является прежде всего духовной философией. Были членами ордена или имели непосредственную связь с ним Леонардо да Винчи, Парацельс, Франсуа Рабле, сэр Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза, сэр Исаак Ньютон, Бенджамин Франклин, Калиостро, Майкл Фарадей, Клод Дебюсси.

Сегодня в мире около 200 тыс. членов ордена, его высшее должностное лицо - Император. Структура Д.М.О.Р.К. включает в себя международный центр и несколько юрисдикции, каждая из которых объединяет, независимо от границ, членов ордена, говорящих на одном языке - французском, английском, испанском, немецком и т.д. Каждой юрисдикцией руководит Великая ложа, возглавляемая Великим Магистром или Генеральным Администратором. В Д.М.О.Р.К. нет субординационного подчинения, все его члены пользуются одинаковыми правами и имеют доступ к единому знанию. В русскоязычной юрисдикции несколько сот человек, часть из которых проживает в Украине, Белоруссии, Польше, Болгарии, странах Балтии, Франции, США и др. В России орден официально зарегистрирован в 1997 году. Центр юрисдикции находится в Москве.

В соответствии с посвященническим принципом ордена, его учение разбито на двенадцать ступеней по четырем секциям: Претендентов, Неофитов, Посвященных и Просветленных. Каждая ступень разрабатывает интересующие розенкрейцеров научные, философские и мистические темы. По мере продвижения по ступеням посвящения члены ордена изучают по ежемесячно высылаемой им методической литературе, специальным монографиям. Один-два раза в месяц розенкрейцеры собираются для занятий философией, искусством и мистическими практиками, которые, как подчеркнул Генеральный Администратор Русскоязычной юрисдикции Д.М.О.Р.К., не имеют ничего общего с оккультизмом, черной магией и проч. Содержание практик открывается только членам братства.

Формальные требования к вступающему в Д.М.О.Р.К. просты: нужно интересоваться мистицизмом и быть совершеннолетним. Форму заявления о вступлении можно заполнить на сайте. В отличие от регулярного масонства, принимают женщин. У розенкрейцеров тоже есть тайные знаки, обменявшись которыми, братья узнают друг друга во всем мире. Членские взносы здесь символические - чтобы компенсировать затраты на печать и рассылку монографий.

Возраст российских розенкрейцеров колеблется от 18 до 70 лет. Основную часть ордена, написал мне Генеральный Администратор, составляют люди активно действующие - успешные в своей области специалисты и бизнесмены. Розенкрейцеры общаются не только в рамках жизни ордена. Основной целью вступления в орден является духовное совершенствование, а не практическая польза (хотя можно предположить, что кое-кого привлекает и возможность установить международные контакты, в том числе в бизнес-целях). Примеров того, как звание розенкрейцера способствовало служебному продвижению или развитию бизнеса, мне не предъявили.

Алексей Боярский ТАЙНЫЕ СВЯЗИ. // Карьера (Москва).- 01.09.2006.- 009.- C.36-38

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 8
  • Создано
  • Последний ответ

***Господин Зелот оказался мужчиной средних лет, высоким, темноволосым, в рубашке и джинсах, с сумкой-папкой через плечо. Зелот представился заместителем Великого Секретаря Великой ложи России. Он сказал мне свое настоящее имя, но просил в статье именовать Зелотом. Мы заказали пиво. Пока он прикуривал, я заметил на зажигалке монограмму с масонскими символами - циркулем и наугольником.***

Интересно Зелот из форума и из статьи один и тот же человек ?

http://masons.ru/newforum/index.php?showtopic=920&st=0

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"В Баку функционирует масонская ложа" :lol:

http://www.day.az/news/society/61571.html

- А в мире много масонов?

- Более двух миллиардов. Главы многих государств являются масонами. Позиции масонов очень сильны в США, России, Турции, Израиле, Сирии, Британии и в других странах.

- А в Армении?

- В Армении нет «Масона». И, вообще, нигде в мире армяне не состоят в масонских организациях. Дело в том, что масон ни при каких обстоятельствах не имеет право использовать организацию в своих целях. Но армяне ради «шкурных» интересов готовы на все. Ради выгоды они готовы даже оклеветать самих себя. Интересы организации для них особого значения иметь не будет, если на кон поставлены личные амбиции. А такое в масонских организациях неприемлемо.

........................................................................................................................

Дурик наверно не догадывается, что нацизм, в том числе антиарменизм, в масонстве неприемлем...

Или он занимается антиарменизмом в рамках "клеветы на себя" в целях легализации своей комерческой структуры в так называемом "Азербайджане"?.. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Арин- Берд я кстате размышлял над темой грузинского Новго флага, тоже смотрел разные ну очень похожие кресты, новый грузинский флаг, вроде он появился с приходом Саакашвили (если я не путаю) ? флаг имеет глубокую историческую символикую а так как Саакашвили все же проамериканский Презедент, отучившись в вашингтоне и имеет сильные связи то можно по фантазировать что прийдя к власти он (или не он) решили принести и новые символы правления B)

кстате про американских презинтов говорят что большенство были массонами, не говоря о доларе где изображено на купурах "Всевидящее Око" пирамида с глазом, что тоже близко к масонам, и надпись о боге in God we trust, а вооще шли исторические слухи что когдато уничтоженый Орден рыцарей Храма Саламона (Тамплиеры) сбежал в америку, хотя это только слухи..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ваще-то крест выше был изображен на гербе Киликийских королей http://www.armenianheritage.com/hiflag.htm
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

да уж интересно.. флаг грузинского царя и армянского в Киликии практически одинаковы.

http://forum.openarmenia.com/index.php?sho...ndpost&p=551049

История флага

Во-первых, что касается формы креста. В геральдике не существует католических или православных крестов. Кресты бывают определенной формы и соответственно имеют название либо от имени святого, например: Андреевский, крест Святой Нино, Георгиевский, Антониевский, крест святого Патрика, Леопольда и т. д., либо их название носит географический характер, скажем: иерусалимский, греческий, египетский, мальтийский, румынский, бургундский и т. д. но крестов православных, католических, лютеранских и т. п. в геральдике нет. Во-вторых, чтобы окончательно поставить все точки над и в этом вопросе приведу два факта. Тот кто хоть раз видел флаг Греции помнит что крест в верхнем левом углу знамени той же формы что и на флаге Грузии т.е. равноконечный. Согласитесь обвинять греков в том, что они поместили на свой флаг католический крест, по меньшей мере, неправильно. Кроме того, крест такой же формы мы встречаем и на флаге Англии. Это красный равноконечный крест на белом полотнище. В стране, где наследник может лишиться своего права на трон лишь за брак с католиком едва ли поместили бы на государственное знамя католический крест. Кроме того, всем известно, что в геральдике красный равноконечный крест на белом полотнище – это символическое изображение святого Георгия. И именно так он и воспринимался в средние века в Грузии.

Теперь коснемся вопроса, действительно ли этот флаг использовался в Грузии.

На территории Грузии изображение пяти крестов, которое по определению каталикоса Антона I (1744-1755, 1764-1788), есть «тайна с пятью ранами креста» [1:175]), были обнаружены: в развалинах недавно раскопанной Некреской церкви (раскопками руководил акад. Л.Чилашвили), дата постройки которой по самым критическим меркам датируется не позже VI века; на фасадах церквей св. Георгия в Бочорме (X-XI вв.) и Чхари (XIII-XIV вв.); Дманиси (XIV-XV вв.) и т.д. Таким образом, само утверждение о том, что кресты на флаге являются католическими, а сам флаг являет собой знамя крестоносцев – по меньшей мере, абсурдно. В подтверждение же того, что пять крестов, изображались на государственном знамени средневековой Грузии приведем некоторые исторические факты.

Из сведений армянского историка XIII века митрополита Сюникского Степаноза Орбеляна следует: «.. итак как установлено было иметь царю белое знамя с красным знаком, то Орбелам предписали иметь красное знамя с белым знаком ». В описываемое Степанозом время представители рода Орбели (Багваши-Орбели) среди прочих наследственных должностей занимали и должность амирспасалара . В этом смысле весьма интересна роспись храма Светицховели, где в левом углу южной стены, сохранилось изображение военного корабля, на грот-мачте которого реет красный стяг с белым (желтоватого отлива) крестом, кроме того, вокруг креста имеются остатки росписи белого цвета (видны лишь с трех сторон), Таким образом, сопоставив этот факт с данными указанными Степанозом Орбеляном о знамени царей Грузии и о знамени его предков в бытность их проживания в Грузии, можно сделать однозначный вывод, что в уже по крайней мере XII в. Цари Грузии использовали Белый флаг с пятью красными крестами.

Данные митрополита Сюникского не единственные говорящие в пользу того, что в Грузии пятикрестное знамя использовалось в качестве государственного.

Изображение флага с пятью красными крестами на белом полотнище часто встречается на картах путешественников. На карте Анджело Дульчере, датированной 1339 г. - обозначен г. Тбилиси, в виде трехбашенной крепости, на донжоне (главной башне) которой развевается флаг с пятью крестами.

В "Книге знаний обо всех королевствах, странах и владениях, которые есть на свете, и о гербах и знаменах каждой страны и каждого владения или королей и властителей, владеющих ими", больше известной, как "Всемирный атлас" на белой ткани во всю длину и ширину полотнища изображен прямой красный крест, делящий полотнище на четыре части, в каждой из которых размещены такие же маленькие кресты. Этот атлас составлен анонимным францисканским монахом из Каталонии между 1350 - 1360 гг. И опубликован в 1375 г. в испанском городе Барселоне . Оригинал этой рукописи хранится в городской библиотеке столицы Испании в Мадриде.

Грузинский государственный флаг, на белом полотнище пять красных крестов, изображен также на карте итальянцев Франческо и Доменико Пацигани. (1367 г.) и каталонской географической карте, составленной между 1375 -1378 гг .

На основании всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что белое полотнище с пятью красными крестами, большим по центру и четырьмя маленькими по сторонам, использовалось в средневековой Грузии в период, по крайней мере, XII – XIV вв.

Что касается смыслового значения этого знамени, то тут у историков нет единого мнения. Одни считают, это символическое изображение Святого Георгия, другие как скажем, упоминавшийся выше католикос Антон, что это раны Христовы, третьи видят в нем символ титула царей Грузии начиная с Георгия V Блистательного – защитник Храма Гроба Господня (четыре крестика по сторонам как бы охраняют больший)х.иъ. Ответ на этот вопрос, скорее всего так и останется риторическим. Возможно, что в разные времена символика государственного знамени могла трактоваться по разному, и верными могут все три вышеуказанных

версии.

сноски

1. Степаноз Орбелян, митрополит, из дома князей Сюника, ведущих свой род от представителей грузинской фамилии Орбели, в XI-XII вв. занимавших высшие государственные должности в Грузии. После участия в восстании царевича Деметре в 1177 г. против царя Георгия III, род Орбели был практически истреблен в Грузии. Спаслись лишь Липарит Орбели с сыновьями Иване и Элигумом, бежавшие в Армению и ставшие родоначальниками сюникских Орбелянов.

2. См. О великом нахарарстве Орбелянов. В книге: Исследования и статьи Н.О. Эмина по армянской мифологии, археологии, истории и истории литературы (1858-1884 гг.). Москва, 1896 г.

3. Амирспасалар – военачальник, главнокомандующий войск.

4. (Book of Knowledge, written by Spanish Franciscan. Translated and edited by Sir C. Markhaul. London, 1912, журнал "Вексилология" под редакцией Жоржа Хаша. Париж, 1969, №1-2; О. Торновский. Грузинские исторические флаги, журн. "История и география в школе", № 4, Тб., 1982, стр. 57 - 75).

5. См. И.Л. Бичикашвили «О грузинском историческом и государственном флаге и гербе», журнал Гербовед № 29. за 1998 г. стр.134-142

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 661 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    659 гостей
    luc tailor Putnik mshput Левон Казарян АРТЕМ OLD MEN
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...