Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Каким был национальный состав Кавказской Албании?


Farroukh

Рекомендованные сообщения

По бытующей точке зрения, в Кавказской Албании проживали преимущественно албаны (=предки современных удин), армяне, а также «язычники» (кто были эти последние не уточняется). Господствующей религией было христианство. Языки – албанский (=древнеудинский) и древнеармянский. Так продолжалось до 7 в. – потом пришли арабы и всех исламизировали. Арабы не трогали христиан и иудеев, а лишь облагали их джизьёй. Хуже всех пришлось тем, кто попадал под категорию «язычник». Их ждала смерть или исламизация. Такова распространённая теория.

Но именно тут и начинается самое интересное. Если верить этой теории, то Кавказская Албания со всеми её христианами должна была вполне себе сохраниться как христианская страна, как это случилось с Грузией и Арменией. ПОЧЕМУ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ ИСЛАМИЗИРОВАЛАСЬ ТОЛЬКО КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ, А ГРУЗИЯ И АРМЕНИЯ – НЕТ?

Ответ очевиден – большинство населения Кавказской Албании составляли вовсе не христиане (они-то как раз и сохранили свою религию), а те, кто фигурирует под именем «язычников». Они и подверглись исламизации.

Какова же была этническая принадлежность новообращённых мусульман? По словам непосредственных очевидцев-арабов (Масуди, Хаукаль), в Восточном Закавказье в основном говорили на двух языках – персидском и азери. Отсюда вывод – большинством населения Кавказской Албании и были носители этих двух языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 83
  • Создано
  • Последний ответ

.не надо ломать голову, : кто не xоте быть обременен податью, принимал ислам..

...азери-тюркскии в 7 (седьмом) веке,в закавказье ? Зия Гекальп отдыxает...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Точнее говоря, азери - предок современного талышского языка.

Если быть точным, то Восточное Закавказье начиная с 9 в. описывается хронистами как преимущественно мусульманский регион. Это говорит о том, что исламизированное население здесь превалировало до прихода огузов.

Я полагаю, что описываемые мусульмане Джанзы (Гянджи), Барды, Бейлагана и др. городов были иранцами (персами). Собственно албанское население по численности уступало иранцам, видимо, уже со времён Сасанидов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ясно, о чем говорит Фаррух.

Первое:

О том, что до прихода огузов, большинство были мусульмане, а это значит, что большинство (до арабского нашествия) могли теоретически быть язычниками.

Вполне допустимо.

Второе:

Фаррух говорит, что население равнинных городов (Гандзак, Партав и т. д.) было ираноязычным...

Опять же вполне допустимо.

Из чего (додумывая за Фаррухом :) ) можно прийти к выводу, что в равнинных городах были большие языческие (а если преобладающее население персидское - то зороастрийские) общины.

Опять же допустимо, если оно выглядит следующим образом:

Арабы в 7 веке приходят в Закавказье и видят следующую картину - сельское население христиане + отчасти последователи местных культов. Городское население - преимущественно зороастрийцы торгового класса из персов. Отчасти христиане.

Возможно такое? Не знаю. На всякий случай выкладываю карту национального состава закавказья в 1974 году по данным Армянской Энциклопедии. Если приглядеться, то в среднем течение Куры от Евлаха до Сабирабада на левом берегу можно различить значки в виде арки и в виде трех точек. Это прибрежные, чудом сохранившиеся "камышовые" лезгины и кризы, соответственно. Сейчас их наверное уже нет.

Так что, следуя естественным границам региона, я склонен думать, что кавказский ("горский") элемент все-таки спускался до самой Куры...

В треугольнике Кура-Аракс-Карабахский хребет преобладали армяне с персидскими анклавами на равнине. Ну а южнее Куры преимущественно иранцы и талыши с отдельными армянскими анклавами (например, Кара-даг напротив Гадрутского района НКР с Иранской стороны).

Все выше было сказано для прояснения этнического состава, ведь тема так называется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошо бы подтвердить весьма спорное предположение преобладания мусульманского(мусульманизированного) населения в Албании в 7 веке , например археологическими аргументами или хотя бы письменными свидетельствами. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ребят, если вам это поможет:

в Сюнике издавна жили две категории - местные и кочевники. Первые жили в горах и на склонах, вторые, как правило, заселяли низину, где земля плодородная и без камней.

Суть в том, что это стало как-бы нормой. Низина постоянно кочевала и менялась. От мушков до современных азеритюрков. Горы продолжали жить по своему укладу. При этом, наши в мирное время ходили вниз, основывали нижние поселения и даже конкурировали с кочевниками. Но это продолжалось недолго - очередная война и наши опять поднимались в горы а очередная сверхдержава наводила контроль над низиной. Численность её (низины) постоянно менялась. Это было как-бы дойной коровой для местных и сверхдержавы. Если сил было недостаточно, то наши тупо оборонялись, совершали набеги и притаскивали рабов, утварь и т.д. Если получалось, то освобождали край и навязывали низине свои порядки. Но сами там жили крайне неохотно. испытывали дискомфорт. Это удивительно, но даже во время совка все нижние земли заселяли в основном азерцы, а в самом Кафане они жили на первых этажах. При этом, все законы местные, в том числе по сбору дани, имели место быть и только немного трансформировались.

Это я все к тому, чтоб в учитывали такие особенности горного края, когда сравниваете численность и состав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Он имел в виду язык азери - диалект персидского. Арцив писал о сохраняющихся островках этого языка, некогда доминировавшего в Северном Иране, в некоторых селах современного Ирана в провинции Ахар.

Речь не о тюрках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мадрасинцы говорят на разновидности татского. Насколько татский близок древнему азари - вопрос. Говорят, что близок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По бытующей точке зрения, в Кавказской Албании проживали преимущественно албаны (=предки современных удин), армяне, а также «язычники» (кто были эти последние не уточняется). Господствующей религией было христианство. Языки – албанский (=древнеудинский) и древнеармянский. Так продолжалось до 7 в. – потом пришли арабы и всех исламизировали. Арабы не трогали христиан и иудеев, а лишь облагали их джизьёй. Хуже всех пришлось тем, кто попадал под категорию «язычник». Их ждала смерть или исламизация. Такова распространённая теория.

Но именно тут и начинается самое интересное. Если верить этой теории, то Кавказская Албания со всеми её христианами должна была вполне себе сохраниться как христианская страна, как это случилось с Грузией и Арменией. ПОЧЕМУ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ ИСЛАМИЗИРОВАЛАСЬ ТОЛЬКО КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ, А ГРУЗИЯ И АРМЕНИЯ – НЕТ?

Ответ очевиден – большинство населения Кавказской Албании составляли вовсе не христиане (они-то как раз и сохранили свою религию), а те, кто фигурирует под именем «язычников». Они и подверглись исламизации.

Какова же была этническая принадлежность новообращённых мусульман? По словам непосредственных очевидцев-арабов (Масуди, Хаукаль), в Восточном Закавказье в основном говорили на двух языках – персидском и азери. Отсюда вывод – большинством населения Кавказской Албании и были носители этих двух языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По бытующей точке зрения, в Кавказской Албании проживали преимущественно албаны (=предки современных удин), армяне, а также «язычники» (кто были эти последние не уточняется). Господствующей религией было христианство. Языки – албанский (=древнеудинский) и древнеармянский. Так продолжалось до 7 в. – потом пришли арабы и всех исламизировали. Арабы не трогали христиан и иудеев, а лишь облагали их джизьёй. Хуже всех пришлось тем, кто попадал под категорию «язычник». Их ждала смерть или исламизация. Такова распространённая теория.

Но именно тут и начинается самое интересное. Если верить этой теории, то Кавказская Албания со всеми её христианами должна была вполне себе сохраниться как христианская страна, как это случилось с Грузией и Арменией. ПОЧЕМУ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ ИСЛАМИЗИРОВАЛАСЬ ТОЛЬКО КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ, А ГРУЗИЯ И АРМЕНИЯ – НЕТ?

Ответ очевиден – большинство населения Кавказской Албании составляли вовсе не христиане (они-то как раз и сохранили свою религию), а те, кто фигурирует под именем «язычников». Они и подверглись исламизации.

Какова же была этническая принадлежность новообращённых мусульман? По словам непосредственных очевидцев-арабов (Масуди, Хаукаль), в Восточном Закавказье в основном говорили на двух языках – персидском и азери. Отсюда вывод – большинством населения Кавказской Албании и были носители этих двух языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фарух, два момента:

1) К Вашей общей схеме нужно добавить одно звено ДО того момента когда “пришли арабы”. Это звено – “Пришел сасанидский Иран”. Иран проводил довольно успешную политику иранизации, и переселял много иранцев собственно из Ирана в Ширван и в Арран (в частности предков современный татов). Так что если Вы найдете свидетелства о том, что в VII веке где-то говорили на пехлеви, это совсем не означает, что в на нем там говории и в V веке.

2) На Ваш вопрос почему Армения и Грузия сохранились, а Алуания нет есть довоьно однозначный и убедительный ответ. Армения и Иверия были в гораздо большей степени консолидированы этнически, а Алуания была скорее конгломератом племен. Сравните как Мовсес Хоренаци пишет об Иверии, и как об Алуании!

***

И вообще, этническое единство – ключевой фактор сохранения страны в те времена, когда страна лишаеться государственного суверенитета, дворянства, почты, телефона, телеграфа и толмы…

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...