Перейти к публикации

Необъявленная война креатива: куда мы идем, зажмурив глаза?


ZIDANE

Рекомендованные сообщения

Особенность сегодняшнего дня – необъявленная революция креатива

Сегодня все больше людей отмечают стремительные изменения общественных норм и стереотипов поведения в Армении и среди армян Спюрка. Как в калейдоскопе переворачиваются отношение к религии, семье, целомудрию, возрасту вступления в брак, к представлению о женственности и мужественности, к связности поколений, и др.

На наших глазах меняется сотканная из множества нитей прежняя общественная культура, которую еще недавно считали основой армянской национальной идентичности. Культура основанная на пласте горской этики, наложенной на нее в течение многих веков христианской морали, и периода советской нерелигиозной нравственности. Нити этой ткани – те или иные принятые понятия, те или иные идеалы и запреты, - рвутся и отпадают за не надобностью , не выдерживая натиска ворвавшейся массовой глобальной культуры, не выдержав ее массового медиа-потока, особенностей постиндустриальной экономики, и выпущенных на свободу базовых человеческих инстинктов.

Наступила информационная эпоха – эпоха, в которой новые поколения воспитываются медиа образами, гремящими в мировом прокате увлекательными фильмами со спецэфектами и реальным звуком, молодежными сериалами, сценариями и картинками, смотрящими с миллионов экранов, билбордов, женских и мужских журналов. Все более доступные индивидуальные средства доступа к контенту убирают лишних посредников в этом процессе, претендуя потеснить (воспитательную) роль родителей.

Каждая эпоха в историческом процессе – это новые возможности и новые вызовы. Чем отличаются происходящие перемены в Армении от прежних исторических испытаний?

Когда в Армению пришло христианство, оно открыто провозгласило свою мораль и намерение разрушить то, что было до нее. Это вызвало Таронскую войну в Армении, в результате которой часть армянских родовых династий, не приняв новую религию, покинула страну.

Когда, в начале 20-го века, в Армению пришла социалистическая идея – ее последователи открыто провозгласили, что разрушат до основания прежний мир, чтобы построить новый. Часть людей поддержала и сражалась за эту идею, другая часть – воевала против.

Однако, сегодняшняя эпоха пришла в Армению без объявления революции и не требуя от человека принятия решения (и даже наоборот, делает вид, что никакого вопроса нет и никакого решения не требуется). Это где-то там, «в европах», декларируются принципы нового мира: ограничение роли религии, подмена принятых понятий – множеством «независимых мнений», проблема перенаселения, соответствующая система образования с поздней социализацией человека, легальная сексуальная индустрия, однополые браки, тезис о развитии для одних стран и свободной миграции ресурсов для других, и т.д. В Армению же вышеперечисленное продвигается, обходя аналитический барьер общества – через потоки развлечений, через тренинги на местах, через интерактивные культурные мероприятия и ток шоу, - и постепенно становится частью повседневной жизни.

Люди с привычным удивлением фиксируют все новые и новые изменения, происходящие с ними и вокруг них, но не осознают своего выбора. Не осознают той роли, которую играют в современном мире «развлекательные» медиа, транслируемые с экранов сценарии и манящие картинки. Не задумываются о том, куда ведут эти перемены, какие несут с собой вызовы, на какую роль в мире сможет претендовать такое общество. И тем более не представляют, каким оно будет к следующим переменам - если начнется откат уже от этой идеологии к некой новой другой.

Рассмотрим подробнее как вокруг той или иной идеологии формируется соответствующая ей культура, как эта культура продвигается в общество посредством современного креатива. Рассмотрим ситуацию в Армении, и отношение к ней общества.

Культура соответствует мировоззрению. Меняется культура - меняется мировоззрение

В культуре отражается мировоззрение и идеология общества, проникая в мельчайшие элементы его деятельности и человеческих отношений.

Например, обществу с глубоко религиозной идеологией и принятым аскетизмом – соответствует одна культура, светскому постиндустриальному обществу соответствует – другая. Различиям в идеологии соответствуют и различия в культуре этих обществ.

В том, за что принято порицать, а за что поощрять, чем гордиться и чего стыдиться, на что надеться, о чем мечтать, что ценить, а что презирать, каким деталям придавать значение и смысл, а какие считать второстепенными.

Потому, что культура – это то, как мы живем, во что верим, как поступаем, чем владеем, чем дорожим и к чему стремимся, - она не может не иметь связи с мировоззрением и идеологией общества.

Изменения в культуре – означают изменения в идеологии и мировоззрении общества. И наоборот, приход новой идеологии невозможен без соответствующих изменений в культуре. Невозможно принять идеологию строгого пуританизма, и при этом в массовой культуре рекламировать азартные игры и случайные сексуальные связи. Невозможно принять идеологию потребления в религиозном обществе, у которого приоритет - спасение своей души. Одно – соответствует другому, идеологии соответствует культура и наоборот.

Поэтому приход новой идеологии, нового мировоззрения, будет неизбежно сопровождаться изменениями в массовой культуре, а изменения культуры будут неизбежно уничтожать прежнюю идеологию.

Как проникает иная идеология, разрушая культурные нормы. Борьба за сознание.

Что происходит, когда в обществе начинает распространяться некая иная идеология, иное мировоззрение? Распространяясь в обществе, иная идеология меняет основополагающие общественные нормы и стереотипы.

Исторический опыт показывает, что распространение новой идеологии, как правило:

1. Опирается на силовую поддержку. Это может быть как непосредственное физическое вмешательство, так и долгосрочная программа поддержки извне, позволяющая обеспечить ресурсами, открывать нужное законодательное поле и необходимые коридоры.

2. Использует внутренний ресурс общества, который мог бы поддержать эту идеологию. Как правило, это угнетенные слои населения – если речь идет о социальном неравенстве, или маргиналы, если речь идет о тех или иных нравственных нормах.

3. Отличается эпатажем, атакуя привычные укоренившиеся общепринятые нормы. Делая объектом жарких споров то, что еще недавно было незыблемым.

4. Целью идеологии является сознание человека, - то о чем он будет мечтать, ради чего будет жить, рисковать, чего будет опасаться, - то чему будут посвящены его эмоции и ресурсы его психики.

Человеку свойственно образное и символическое мышление. Он рисует в своем воображении то, о чем думает, мечтает, опасается. И наоборот – проживает и переживает в уме то, что воспринимает визуально, что получает через символику, изображения, музыку, язык тела и жестов.

Поэтому, идеология, чтобы действительно победить, несет в массы свою креативную оболочку. Чтобы владеть сознанием - нужна «Фабрика Грез» - креативная оболочка вокруг природы человека, которая направит его базовые биологические, социальные и духовные потребности в форму соответствующей общественной культуры - соответствующей основам продвигаемой идеологии.

Посредством креатива «Фабрики Грез», изменяются и создаются общественные стереотипы и поведенческие сценарии, создаются новые образы и новые герои. Как правило, существенные мировоззренческие изменения сопровождаются также революционными переменами в моде, в музыке, в танцах, в манерах, в дресс-коде и т.д.

Результатом описанных в пунктах 1-4 изменений являются иные нормы поведения, иные ценности, по сути – иная общественная культура.

СССР: Проект советской культуры на основе социалистической идеологии

В качестве иллюстрации рассмотрим, как посредством формирования соответствующей массовой культуры распространялась социалистическая идеология в СССР.

Пример советского проекта интересен тем, что он знаком большинству читателей. В данной статье мы не будем давать оценок политической роли СССР, не будем рассматривать причины сворачивания советского проекта, и не будем сравнивать конкуренцию советской культуры с западной (тема «войн креатива» интересна, но выходит за рамки данной статьи).

В рамках данной статьи рассмотрим, как на каркасе заданных идеологических основ создается непрерывная ткань массовой «советской» культуры, как она связывает чувства и переживания миллионов людей, как становится коллективной памятью.

Для этого выделим некоторые основы социалистической идеологии, и посмотрим, как на них возводится культурный креативный контент, на котором выросли поколения советских людей.

Эти идеологические основы для советского социалистического проекта:

- Вытеснение монархии как негативного элемента

- Отвержение классовой эксплуатации и капиталистической собственности

- Нет элитных каст общества – есть народ. Искусство принадлежит народу (Соцреализм).

- Отвержение избыточной роскоши

- Коллективизм, чувство общего блага, которое часто оказывается сильнее эгоцентрического индивидуализма

- Прогрессивность, индустриальное развитие, но в то же время сохранение семьи как ячейки общества.

- Построение нравственной системы, опирающейся на развитии человека, а не на религиозных догмах

- Тяга к познанию мира волей человека. Человек повелевает и управляет природой, открывает новые планеты, а не суетливо крестится, услышав раскаты грома.

- Храбрость, отвага, стремление к совершенствованию - готовность к подвигу во имя справедливой цели.

На них воздвигается каркас советской культуры - воспитание человека с самого детства – от осмысленных детских мультфильмов, до фильмов и песен, посвященных практически всем срезам общества – людям разных возрастов, разных профессий и устремлений, самым разным жизненным ситуациям. Для глаз, для ума, для души - в литературе, драматургии, музыке, и конечно в кино.

Для иллюстрации приведем некоторые знакомые многим примеры:

Мультфильм «Маугли». В мультфильме нет ни слова о самовосхвалении народа, напротив - в нем высмеиваются обезьянки-бандерлоги, которые прыгают с ветки на ветку и кричат, перебивая друг друга: «Мы великий народ! Все джунгли восхищаются нами! Мы всегда так говорим!». Однако в фильме показаны сами качества характера, делающие «стаю» сильнее и благороднее: смелость, ловкость, смекался, дружба, уважение авторитета учителя, умение выслушать и не перечить, чуткость сердца – благодарность. Положительные герои - члены одной стаи и одного общества помогают друг другу, говоря «мы с тобой одной крови», а так называемый «закон джунглей: каждый сам за себя» демонстрируется отрицательными персонажами, вызывающими презрение – шакалом Табаки. В кульминации фильма, за джунгли и друг за друга встает сражаться в неравном бою вся стая. При этом, показана и уязвимость стаи к внешней силе – когда в «парламенте» на скале советов часть волков являются агентами влияние внешнего хищника Шерхана и легко перебегают на его сторону, так же показано как голоса совета можно купить «добавив к словам быка». При этом не забывается одна из идеологических основ - превосходство человека над окружающей его природой. Так, окрепший Маугли становится вожаком стаи потому что он человек – ему дано больше познания, он понимает больше чем его друзья-волчата, став как они благодаря клинку «железному зубу» он не останавливается на этом и открывает для себя огонь, и возвращается к людям. Только человек может управлять огнем.

Фильм-детям «Буратино». В аннотации к фильму указано, что он создан по роману «Пиноккио», однако его сценарий существенно скорректирован. Этот увлекательный детский приключенческий фильм пронизан метафорами и символизмом. Папа Карло создает из полена Буратино, как будто высшая сила создает из глины человека, наделяя его душой. Но этот человек, оказывается, по сути, в рабовладельческом обществе, в котором «люди-куклы» находится в рабстве у «Карабаса-Барабаса», и подчиненных ему полицейских-бульдогов, представляющих силовой аппарат, Дуремара который «лечит» при помощи пиявок и целого «театра» принадлежащего Карабасу и играющего перед зрителями именно то, что ему нужно.

Ключ к освобождению подсказывает Буратино старая как сама мудрость черепаха Тортилла, живущая в пруду. Этот ключ дороже монет, потерянных Буратино, это золотой ключ к потаенной двери, которая оказывается под его самым носом – за его домашним очагом. За потаенной дверью - находится свой новый театр, который показывает и учит другому.

Так же по ходу фильма представлены: финансовая пирамида, которую проворачивают мошенники лиса Алиса и кот Базилио, алчность людей к золоту на фоне не подвластного этой страсти Буратино, Страна Дураков с ее прокурорами и судьями, бросающими в тюрьму тех, кто не принадлежит высшему сословию, и другие.

Фильм увлекательный, приключенческий - очень нравится детям.

Мультфильм «Прометей». Мультипликационная история о титане Прометее, который вопреки воле всемогущих Богов, похитил божественный огонь и поделился им с пропадающими в холоде и нищете людьми, тем самым преобразив человеческую цивилизацию. В мультфильме красочно изображено как люди из дрожащих от холода и темноты, сутулившихся и подавленных, становятся иными: стройными, сильными, с блеском и уверенностью в глазах. Огонь символизирует просвещение: «Он согрел бы им землю, зажег сердца, осветил бы им мысли», - говорит Прометей об огне. Боги гневаются на Прометея и людей: карают Прометея, обрушивают на людей наводнения, но люди бережно сохраняют этот священный подарок Прометея.

Фильм «Приключения Электроника».

В центре внимания фильма школа юных кибернетиков, изучающих науки, делающих открытия. Поколение новой эпохи – эпохи тяги к знаниям, прогресса, грамотного, образованного.

Коротко сюжет фильма: профессор создает человекоподобного робота – двойника ученика кибернетической школы Сергея Сыроежкина. Сам Сыроежкин – живет по принципу «жизнь ради удовольствия», и тайно использует робота Электроника вместо себя в школе, дома и в других малоприятных Сыроежкину делах, сам же предпочитает «освободиться» от этих обязанностей и ограничений.

Однако по ходу фильма все меняется - Сыроежкин понимает, что этим он теряет свое собственное «Я», - теряет себя, когда вместо него все делает его двойник-робот, а он сам лишь получает удовольствия, которые все более надоедают ему, и теряют интерес и смысл. Роботу наоборот – нравится быть человеком – он ставит рекорды успеваемости в школе, открывает новые формулы, узнает и обучается.

Ученики школы сталкиваются с испытаниями и трудностями, в ходе чего, те из детей, которые были хулиганами и задирами, ябеды, неуверенные в себе, - раскрывают свои лучшие качества, и делают это когда решают проблему все вместе - сообща.

По ходу фильма, Сыроежкин, мечтающий «жить для удовольствия», - меняется. Хулиганы, ябеды, неуверенные в себе дети – раскрывают свои лучшие качества.

Характерный для фильма приём - грабители использующие электроника в преступных целям по замыслу режиссера не планируют грабить банк с новенькими сложенными в пачки зеленными банкнотами, не планируют перевозить чемодан наркотиков, и не готовят теракт. Они покушаются на очень важное достояние города – его художественную галерею с редкими полотнами живописи, цена которой не называется численно, т.к. они ценны сами по себе, а не в рыночной стоимости. Таким образом, на первый план выставляются не материальные ценности. Картины в кульминации фильма прокручиваются через циферблат исторических часов на главной городской башне – часов, которые вновь заведены и вновь отсчитывают время и эпоху.

Режиссером умело и естественно показано общество детей и взрослых, в которых проявляются нравственные качества: тяга к справедливости, взаимовыручка, смелость, честность, умение признавать свои ошибки и понимать ошибки других, в качестве слабости показаны алчность и эгоизм.

В конце фильма профессор создатель Электроника говорит ему: «Теперь ты человек», за то, что он перенял человеческие качества – справедливость и честность.

На долгие годы любимой и узнаваемой песней из фильма стала песня «Крылатые качели» - символизирующая взросление, прощание выпускников с детством, частицу которого они сохраняют в себе, и обретают крылья, уходя во взрослую жизнь. Это песня – напутствие старшего поколения младшему – чтобы впереди были «радость, небо и крылья».

Выше перечислены лишь некоторые примеры - из многих подобных в массовой советской кинопродукции. При этом, помимо кино было и большое количество литературных произведений, песен, театральных постановок и т.д.

Советский проект, в мейнстриме своей культуры, раскрывал тему самых разных людей, самых разных профессий, возрастов и национальностей. Проектировщики, в художественной форме, отображали самые разные проблемы общества, и предлагали «дорожную карту»: корректирующие общественные сценарии и стереотипы. Тяжелая гуманитарная катастрофа Великой Отечественной войны с ее многими острыми выпирающими вопросами, за десятилетия работы трансформировалась в священный творческий пласт – полный лирики и героизма.

Тема послевоенных беспризорников, которые в интригующем кино преодолевают трудный путь к нормальной жизни. Тема бывших преступников, ищущих путь к нормальной жизни. Находили свое отражение практически все стороны жизни человека, его взаимоотношений, социальные и профессиональные ниши и профессии, - ученые, спортсмены, летчики, геологи, музыканты – все имело свою творческую оболочку.

В отношении семьи, формируемая советская культура с одной стороны наносила удар по религии и традиционному укладу общества, а с другой стороны - проводила попытку создания нерелигиозной морали, отвечающей советскому проекту. В советском искусстве красной нитью проходила тема одной большой любви, ради которой герои готовы были ждать года, проходить через испытания.

Сегодня называют много причин поражения СССР в холодной войне, некоторые из них: сворачивание реализации первичной мировой идеи марксизма и превращение ее в государственную партию одной из двух сверхдержав (т.е. отказ от мессианской идеи – и переход к обычному геополитическому соперничеству); результат технологического отставания от США после 60х годов; проигрыш в уровня потребления, поражение в «войне креатива» и т.д. Так или иначе, но после поражения, унылый вид пустых магазинных полок на фоне бодряще-оптимистичных сводок газеты «Правда» сделал термин «советская пропаганда» исключительно негативным, - спутником с эпитетов «топорная», «нелепая» и т.п.

Геополитическое поражение СССР не дает объективно оценить все аспекты советской культуры, которая по инерции связывает многих людей даже сейчас, спустя поколение после развала СССР.

Данная статья не ставит целью реабилитацию советского проекта, и не ставит целью сравнить советскую пропаганду с пропагандой победившего западного капиталистического блока. Цель статьи – показать свежий в памяти многих наглядный советский пример - работу креатива на службе идеологии, и его объективно имеющие место положительные результаты (несмотря на поражение самого СССР другому проекту). Показать, как при помощи работы креатива, СССР из разрозненного и дважды разорванного революцией и Гражданской и Великой Отечественной Войной, охваченного разрухой, нищетой, низким уровнем грамотности населения, с его массовыми межнациональными конфликтами, межсоциальной ненавистью, последовательно возводилось новое общество, связанное общими образами, мифами и коллективной памятью советской культуры. Показать, как проектировщиками выделялись идеи, и как они продвигались посредством творчества.

Армения: что несет в себе армянский креатив

Только что, выше мы рассмотрели как в советском проекте, на основе заданных ценностей и понятий при помощи качественной креативной пропаганды формировалась советская культура, формировалось общество с соответствующим мировоззрением.

Рассмотрим и проанализируем сегодняшнюю ситуацию в Армении – какую продукцию транслирует нам армянское телевидение и другие армянские медиа?

Как транслируется в ней образ семьи, разные слои общества:

Интерактивные передачи, разного рода ток-шоу

Диалоговый режим подачи информации, отобранные действующие лица и громкая скандальная тема обсуждения - все это делает «ток шоу» особенно привлекательным для зрителей. При этом диалог создает иллюзию полноценного обсуждения: «раз люди увлеченно спорят, возражают друг другу – значит, тема обсуждается объективно», думает телезритель. Зритель, как правило, не задумывается, что к обсуждению могут быть не допущены неудобные оппоненты, что модераторы программы направляют ее в нужное им русло, что озвучиваемые в шоу громкие «общеизвестные истины», от которых отталкиваются все участники дискуссии, не выдерживают критического анализа, который так и не будет озвучен в передаче. Интрига, декорации, яркие персонажи и работа оператора – оставляют многие вопросы вне аналитического барьера зрителя. При этом шоу изначально может быть построено вокруг ложного выбора между не нормальными вариантами.

Приведем пример нескольких «ток-шоу» на армянском ТВ:

Начинается шоу. В студии две актрисы в изящных анонимных масках изображают проституток. Вся студия, внимая каждому слову, задает им вопросы некогда как героям-космонавтам, вернувшимся с орбитальной станции. Одна проститутка позиционируется «элитной», другая – «обыкновенная». Шоу фактически ставит вопрос: какой из этих двух видов проституции предпочтительнее.

Модератор шоу участливо и заинтересованно уточняет у приглашенных «звезд» их заработок, те делятся успехами и неудачами, рассказывая о доходах, о машине, даче и т.п. Видео-оператор время от времени показывает крупным планом серьезно внимающих им молодых людей, двух молоденьких девиц, сидящих в зале и разглядывающих рассказчиц блестящими от любопытства глазами. Один из основных лозунгов передачи: «раз проституция всегда была, значит ее можно и нужно обсуждать». Не будем в рамках этой статьи описывать все типичные ложные тезисы, на которых строятся подобные передачи. Укажем только, что любое явление характеризуется его масштабом и отношением к нему со стороны общества. Те, кто стоят за этой передачей понимают, что меняют отношение общества к явлению, подают его в ином свете, снимая маргинальный статус, выдавая за это «интересную профессию» показывают миллионной аудитории. «Важным и необходимым обсуждением» называют заранее срежиссированную игру, в которой участвуют приглашенные на определенные роли действующие лица.

Другой пример – шоу «Hay SuperStar» - один из многочисленных клонов своего зарубежного аналога. Суть передачи: строгое жюри просматривает выступления юношей и девушек, мечтающих прославиться и любой ценой попасть в телевизор. «Фишка» передачи в том, что жюри время от времени подкалывает участников отбора, пользуясь тем трепетом, который испытывают участники перед приемной комиссией, стоящей на пути к их мечте. Приведем несколько типичных эпизодов. Девушка, испытывая волнение, демонстрирует жюри свои вокальные данные. Жюри давясь от смеха, лукаво переглядывается, и покровительственным тоном объявляет участнице о том, «что все бы хорошо, но с ее ростом в передачу не возьмут», оказывается для того чтобы пройти отбор надо снять туфли и петь держа их в руках. Подростки и юноши смущаются, волнуются, но так стремясь к минуте славы, подчиняются покровительственному тону жюри, и исполняют их указания. Так в одном выпуске можно было увидеть и девушку, от которой жюри потребовала петь без звука только открывая рот, и юношу, который исполнил требование одеть галстук задом наперед, и другие аналогичные «интересные шутки». Зачастую ради рейтинга на конкурс допускаются заведомо неадекватные люди – лишь для того чтобы показать их чудачество и озвучить отказ.

Нормальному человеку нет необходимости объяснять происходящее: в этой очень популярной среди молодежи и подростков передаче на их глазах старшее поколение показывает младшему, что «успешные и знаменитые» могут все. Могут пропустить или не пропустить, засмеять, поиздеваться над их чаяниями и подколоть, заваливаясь на бок от хохота. Когда-нибудь эти же деятели культуры из жюри, уже в другой передаче, будут понимающе кивать убеленной сединами головой, и многозначительно рассуждать о том, как же изменилось поколение, что оно оттуда-то научилось цинизму, что любой ценой стремиться быть выше себе подобных.

Конечно же, население смотрит: смотрит потому, что «это прикольно», потому что «это интересно», но в первую очередь потому, что человек привык быть увлеченным тем, что он видит глазами – а перед глазами у него именно эта программа и эти герои. Ну а представители культуры «народа созидателя» даже не подозревают, что их телевидение и программы могут быть другими, и не могут придумать что-либо самостоятельно – не клонируя одно шоу за другим.

Фильмы и Сериалы

У кино — две функции: отображать окружающую реальность и создавать новую.

Зигфрид Кракауэ, социолог массовой культуры, теоретик кино и кинокритик

«Знахарь и хирург относятся друг к другу как художник и оператор»

Вальтер Беньямин, немецкий философ

Фильмы и сериалы в Армении давно стали именем нарицательным – синонимом чего-то нелепого. Фраза «я люблю армянские сериалы» - вызывает здоровый смех в обществе.

Семья и отношения между мужчиной и женщиной. Крайне сложно на армянском телевидении увидеть нормальный облик армянской семьи или психически здоровый стереотип отношений между мужчиной и женщиной. Крикливые мужские персонажи, неумело подражающие кинематографическому образу итальянских мафиози, гротескное пафосное позерство, «свободные женщины» не расстающиеся с изящной сигаретной пачкой и алкоголем, бесконечные крики друг на друга, взаимные истерики, чьи-то любовницы втиснутые в кадр и кокетливо ерзающие при приближении объектива камеры, и т.п.

Работники этого медиа-потока любят апеллировать к спросу публики к «горячим», скандальным сценам.

Легко сваливать на «хавающий пипл» свое не умение создать действительно хорошее кино. Гораздо труднее признаться в том, что кино и литература вместо того, чтобы оправдываться «спросом» и ориентироваться на самые низкие запросы аудитории, сами могут открывать перед зрителем новое – заинтересовать его, развивать, заставить переживать и задуматься. Тем более, что зритель не настолько примитивен, как пытаются нас убедить в этом «кинозвезды» и «деятели искусства».

Отметим, что концентрированным выражением «спроса» и «предложения» в кинематографе - является порнографическая индустрия.

Другие заходят с иной стороны: оказывается в армянском кино и сериалах отражается настоящая жизнь, без прикрас, с насилием, изменами и происшествиями, а те, кто против подобной трансляции – являются идеалистами и цензорами, не понимают истиной свободы и демократии.

Но и эта отговорка – ложная. Неужели вся Армения сосредоточено живет в Ереване, нигде не работает, не имеет нормальной семьи, практически бездетна, путается в нескончаемых любовных треугольниках, истерически хлопает дверцами дорогих машин, и время от времени совершает преступления, пересчитывая новенькие долларовые бумажки? Огромные части армянского общества не отражены в этой «реальной жизни». Когда вы последний раз видели на экране село, семью с несколькими детьми, «простого человека», который преодолевает трудности, переживания и идет к своей мечте. Не надо оправдываться, что это якобы не интересно: внутренний мир человека, его отношений к другим и к окружающему миру - богат и интересен, надо просто хотеть и уметь его показать.

Театр. Как мы писали выше, сегодня в моде пошлость и эпатажное разрушение привычных норм. К сожалению, это касается и театральной сферы.

Посольство одной из стран организовало и профинансировало грандиозный спектакль, название которого в переводе с порнографического звучит как «монолог полового органа». Пожалуй, даже не стоит уточнять, что все те, кто не согласен с высокой художественной ценностью этого «спектакля» – являются ханжами и отсталыми людьми, мечтающими превратить нашу свободную европейскую Армению в «дикий Парскастан»?

Посольство другой страны профинансировало целую серию не менее увлекательных комедийных спектаклей в регионах. Все они по некоему совпадению посвящены супружеской неверности в семье, преподносимой как забавное приключение.

Другой спектакль «Верварацнер» умудрился вызвать протест даже в провинциальном городе, где люди рады любому представлению. Выдаваемые за сатиру концентрированные реплики на тему мужской и женской физиологии, и интимных отношений возмутили зрителей, тем более что в зале присутствовали люди всех возрастных групп – от детей до взрослых. Сценки «у гинеколога», реплики «панталоны надену на голову», «талия начинается с задницы», «летом не ношу трусов» и подобные им – привели тому, что многие люди покинули зал уже с десятой минуты спектакля.

О протесте написали в прессе. «Людей держат за ослов… лишь бы деньги брать, а что еще хуже, нас всех, почему то, считают сексуально озабоченными. И разве можно так обращаться с людьми?», - передавали армянские СМИ слова возмущенных зрителей, требующих, чтобы жителей областей не пичкали похабщиной под вывеской культурных мероприятий.

Однако, как вы понимаете, это внимание прессы к похабному содержимому «культурных мероприятий» - редкое исключение из общего правила.

Кстати, о прессе.

Армянская пресса (особенно интернет-СМИ) подвержена тем же процессам, что и телевидение. Популярные и продвигаемые армянские ресурсы, содержат в себе увесистую «желтую» составляющую, основные темы которой ставшие привычными: жестокость, сексуальные темы и скандалы, сенсация, немного официальных новостей и слухов, и рекламные баннеры какого угодно содержания.

СМИ, как и другие сферы деятельности, бодро и ловко вступили в мир капиталистических отношений, в котором существует рейтинг, кричащие новости, счетчики просмотров сайта и др – приносящее прибыль. При этом моральные ограничения – маргинализированы (нормальное слово «цензура» ассоциируется с репрессивной тиранией, просьба убрать пошлость – ассоциируется с призывом закутаться в паранджу), а юридическое поле не совершенно.

Чем оправдывают свои действия крупные и мелкие «медиа-магнаты»? Как и телевизионщики, они утверждают, что насилием и жестокостью отображают реальность, а похотью и пошлостью - удовлетворяют спрос.

Однако, человек, который хотя бы немного близок к этой работе, знает, как создаются такие «новости». Журналист (если его так можно назвать) выбирает из сводки МВД жестокое происшествие, и оперативно, чтобы опередить другие СМИ, выдает громкий заголовок «В таком-то городе повесилась 15-летняя школьница». Затем он быстро ищет в интернете бросающуюся в глаза картинку для этого заголовка - например, свисающую с потолка веревочную петлю. После чего проверяет количество «заходов» на свою новость, ради чего она и создавалось.

Вряд ли вы найдете в этой «новости» переживание и сочувствие горю, и вряд ли вы увидите там анализ ситуации (почему происходят такие трагические случаи, насколько и в какую сторону изменилась ситуация в стране, в чем причина, как над этим работать, чтобы с подростками не происходило подобных трагедий). Независимо от того больше или меньше стало преступлений – вы все равно будите видеть положенную по плану «дозу» кричащей и влекущей к себе шокирующей информации. Даже если все негативное будет сведено к минимуму, то все равно в масштабе страны его будет достаточно для регулярного размещения на сайте в любой желаемой «дозе». Описанное, касается и всеядности СМИ к темам нравственности, с их торжественными заголовками типа «очередная любовница такого-то американского баскетболиста имеет армянские корни», и т.п.

Еще дальше пошли армянские интернет-ресурсы, не считающие себя прессой. Эта оговорка о не принадлежности к прессе, еще более развязывает этим ресурсам руки, и уменьшает даже ту небольшую ответственность за их содержимое.

Например, активно рекламирующийся в армянском секторе интернета ресурс, позиционирует себя как «площадку, объединяющую представителей армянской блогосферы». Какие темы, выбраны и поставлены в шапку этого ресурса его редакторами? Выбранные редакторами топ-блогеры в этом ресурсе публикуют контент, часть которого вполне подходит под определение «текстовая порнография». Это регулярная скандальная «обнаженка» с ее десятками фото (фото той или иной очередной обнаженной дивы), цикл из серии «записки шлюхи», повествования о типах и особенностях выбора фаллоимитаторов, сексуальных актов и т.п. «Мы просто передаем», - говорят редакторы, осознано выбирая, и рекламируя выбранное.

К слову сказать, большинство авторов-«поставщиков» этих текстов не являются армянскими блоггерами, и добавлены (как не трудно догадаться) для рейтинга, ибо как известно на подобную тематику «спрос будет» и «пипл схавает». И дело не в этничности авторов скандальных текстов, а в том то выбор именно их более явно показывает политику ресурса, позиционирующего себя зеркалом армянской блогосферы: рейтинг любой ценой. Думают ли владельцы подобных ресурсов, и в перерыве между пересчетом «кликов» и «заходов» о том, что применяют это все к своему же обществу? Какую отговорку они придумали для себя – что это на самом деле нормально, что «не я это сделаю, так другой», или «моих детей это не коснется»?

Как это ни удивительно, но тема морали в СМИ и других медиа все же иногда обсуждается на армянском телевидении. Однако, позиция приглашенных для обсуждения редакторов СМИ и уровень их аргументов показывает, что ситуация имеет отрицательные тенденции: все больше медиа-ресурсов идут кратчайшим путем, зарабатывая рейтинг на «желтизне», «чернухе» и «сексе», не неся при этом ответственности за транслируемый контент.

Реклама

«Об идеалах нации можно судить по ее рекламе», Норманн Дуглас, английский прозаик.

Как вы уже догадались, реклама в Армении транслирует те же установки. Рассмотрим некоторые примеры:

Рекламируется оливки. Сюжет: армянская семья знакомится с испанским «бойфрендом» своей дочери. Отец семейства очень взволнован – ведь его дочь пожелал иностранец - представитель Европы – как бы не ударить перед ним в грязь лицом. Но тут беззаботный бойфренд замечает на столе испанские оливки и произносит их название, - это единственное общее слово знакомое семье. Вся семья хором повторяет название оливок - камень с плеч, неловкий момент преодолен, общий язык найден - у нас тоже на столе европейское. Смех, радость, веселье, оливки крупным планом.

Реклама пива. Автор ролика с гордостью утверждает, что римские легионы прекрасно расслаблялись в Армении с местными женщинами и пивом. Крупным планом изображены пышногрудые девицы, подносящие пиво солдатам. Радостный довольный хохот солдат – подтверждает качество продукции. Это большая честь обслужить представителей Цивилизации (вчера Рима, а сегодня Европы): «прошли годы, но у нас все тоже качество», - обещает видеоролик на фоне другой, уже современной, грудастой

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 49
  • Создано
  • Последний ответ

Зидан джан, в конце стоило бы короткое резюме разместить, иначе таких героев, которые дочитали всё, как я окажется немного

Некоторые комменты:

- то что происходит, происходит ..кхм..не сегодня и стремительно, а 20 лет. Это достаточно долгий срок,чтобы определиться со спросом и предложением

-не согласен,что эта эпоха пришла без революции и объявления правил. Она пришла с революцией (развалом СССР) и с абсолютно четким сводом правил,под которыми мы, как впрочем и все остальные, дружненько подписались.

-в статье не видно понимания того, что раз мы под этим добровольно подписались из этого вытекает,что мы стали добровольными потребителями дерьма и отказа от "пласта горских традиций", что и видно по многим окружающим нас людям

-что удивительного в том,что ослабленный организм подвержен вирусным атакам? Это же естественно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зидан,

Армянский креатив в Армении формируется местным армянским ЧУРБАНЬЁМ и БЫДЛОМ, которые никуда в жизни не выезжали и нечего не видели.

Это не дурное влияние Запада, это зеркальное отражение гнилья в мозгах загнивающей провинциальной Армении.

Почему эти ребята снимают всё это такого низкого качества, не одухотворённое, пошлое и т.д.? Потому что у них есть связи, они чьи-то дети. Там всё схвачено. Это крошечный рынок, всё давно поделено.

А по настоящему талантливый армянин прокладывает свою дорогу талантом в других странах. Вот и весь кошмар нашего бытия. АРМЯНЕ, которые всегда славились как талантливые дизайнеры, мастеровые, творческие, креативные люди - продолжают славиться в ДРУГИХ странах. А в родной стране в этой сфере властвуют БЫДЛО-ХУДОЖНИКИ.

P.S.

Не так давно был обнадёжен запуском нового бренда армянского вина - Armenia. Постороен целый завод на итальянском оборудовании. Вино уже можно встретит в российских супермаркетах, в армянских магазинах в РФ.

А что же реклама?! Показана какая-то пошлая вечеринка циганского пошиба, со скрипачами, плясками и прочее... Ну ведь какие-то клоуны, а не армяне. А может это и есть всё то, что осталось от культуры? Румяные дурчаки - дети солнца, вместо глаз два солнца, вместо волос огненное пламя. Может вся эта арийщина и аревордыйщина - это и есть вот эта самая пошлятина? Похотливые глазки баб... Мачообразное бычье мычанье парней... И всё. А интеллект, гордость, достоинство - это удел хурритов, семитов, атлантических народов (всяких там басков, уэльсцев, кельтов, грузин, англо-саксов) и прочих общностей.

Режиссёру - ноги оторвать из жопы.

:girl_devil:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот реклама Грузинского Вина

1. На понятном европейцу уровне

2. С юмором

3. С национальной музыкой в конце (чтобы не перегружать непривычные уши иностранцев)

4. Без пошлости (не обыгрываются бабские прелести).

НУ ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ НЕУКЛЮЖИЕ УБЛЮДКИ, А???

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а на мой взгляд как раз это пошлость. Кроме того, абсолютно некорректно сравнивать рекламы, предназначенные для разных рынков

Кайваз, хорош выплескивать свои комплексы перед грузинами и весьмиром. Погугли armenian wine commercial и найдешь на любой вкус рекламу. Тема не об этом, а как раз о том,чтобы не комплексовать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большинство армян абсолютно невежественны во всё что касается их как нации. Это история, культура, музыка, религия + свой собственный язык.

И это началось ни вчера и не 20 лет.

Советская школа уничтожила всё. А если учесть, что половина ереванцев и значительная часть все остальной Арм. ССР отдавала своих детей в русские школы, так совсем всё становится ясно.

Не надо обманываться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сашико, мы народ мирового уровня, а не вшивые провинциалы.

Когда наши диаспоряне на равных конкурируют с итальяшками, англичанами, американцами, французами и русскими в диаспоре - то все рукоплещут! А как жеж. йобтыть. Древний народ и всё такое.

Я уже из принципа русских спрашиваю, что они думают про армян - сколько их численность, какая страна Армения и т.д. (у тех, кто не бывал в Аремнии). Ответ у всех примерно один - все думают, что Армения это страна по уровню развитости как Белоруссия и в Армении живёт где-то 10 миллионов человек, а с учётом диаспоры численность армянского народа достигает 20-30 миллионов.

Вот что думают про нас русские.

И эта численность (20-30 миллионов) связана с тем, насколько часто русский видит мелькающие армянские фамилии в творечестве, в новостях, в искусстве и т.д. То есть такая концентрация таланта по их меркам возможна только в этносе такой численности!

А ведь и правда нас было бы 20-30 милионв, если бы не геноцид и прочее.

Так вот, не в грузинах конечно дело. А в том, что мы несём ТУ, ещё ДОгеноцидную культуру и способности. Это как если бы итальянцев или французов всех покрошили и от них вместо 50 миллинов осталось бы 5 миллионов человек. Эти 5 миллионов всё равно были бы способными, умными, креативными и т.д.

Но беда в том, что мы теряем это качество. Мы скатываемся в быдло-состояние. Диаспора это одно. А замкнутая, гниющая в собственных нечистотах Армения - это, блять, другое.

И я попрошу модеров не резать мой пост. Потому что раздел называется МЫСЛИ ВСЛУХ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наверное по культурному наследию Аармян в Аз.ССР или Груз. ССР у стороннего наблюдателя сложилось бы впечатление, что в этих - ныне независимых - странах количество армян зашкаливало за 1.5 миллиона человек в каждой. А в Баку жило как минимум 600 тысяч армян, а то и больше.

Вот какова наша духовная, креативная сила. И почему всё то, что я вижу из Армении, пахнет запахом убожества и провинциального представления о том, что красиво?!?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наверное по культурному наследию Аармян в Аз.ССР или Груз. ССР у стороннего наблюдателя сложилось бы впечатление, что в этих - ныне независимых - странах количество армян зашкаливало за 1.5 миллиона человек в каждой. А в Баку жило как минимум 600 тысяч армян, а то и больше.

Вот какова наша духовная, креативная сила. И почему всё то, что я вижу из Армении, пахнет запахом убожества и провинциального представления о том, что красиво?!?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я тоже предмета спора не вижу в последних постах. Почему всё так?-понятно почему.

Но тема не об этом, а о другом. Вот ты пишешь

Армянский креатив в Армении формируется местным армянским ЧУРБАНЬЁМ и БЫДЛОМ, которые никуда в жизни не выезжали и нечего не видели. Это не дурное влияние Запада, это зеркальное отражение гнилья в мозгах загнивающей провинциальной Армении. Почему эти ребята снимают всё это такого низкого качества, не одухотворённое, пошлое и т.д.? Потому что у них есть связи, они чьи-то дети. Там всё схвачено. Это крошечный рынок, всё давно поделено.

на самом деле автор темы речь вёл не только об Армении, но и Спюрке и проблемы, о которых он говорил в Спюрке есть даже в бОльшем количестве. Если я неправильно понял, он меня поправит.

Но и говоря об Армении эти ребята, о которых ты говоришь так уничижительно вообще то, блять, единственные которые реально херачат , что то плохо-хорошо делают, кормят вокруг себя туеву хучу народа и являются реальной экономикой сегодняшней Армении. И в не самых лёгких условиях еще успевают заводы с итальянским оборудованием ставить. Давай им поаплодируем за это.

А то,что не всё перфектно, так это нормально для заданных условий. Они делают пока как могут, не имея большого опыта (с грузинами кстати, в виноделии не совсем корректно сравнивать). Ты о качестве рекламы говоришь, а тема о том, что вообще нехера на "понятный для европейца уровень ориентироваться" и нехера беспокоиться " о перегружении" нежных европейских ушей. Как говорит один мой знакомый это самое настоящее рабство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Диаспора это одно. А замкнутая, гниющая в собственных нечистотах Армения - это, блять, другое.

Армения сохранилась и будет развиваться БЛАГОДАРЯ армянам живущим у СЕБЯ на Родине, а не благодаря диаспоре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пошлость пользуется успехом лишь у культурно неразвитых людей, коих большинство, несмотря на почти поголовное высшее образование.

И она царит на телеэкранах, в концертных залах и в театре чтобы их обслуживать.

Оттого что в советское время этого было меньше обьясняется тем что телевидении было на дотации, т.е. от зрителя не зависело. Телевизионщики ( в своем большинстве образованные люди с хорошим вкусом) делали передачи, которые не стыдились.

Коммерциализация, зависимость от кассы и рекламы, сделало креатив истинно демократическим - обслуживающим на 90% культурно неразвитые слои населения.

Но слава Богу, никто не заставляет включать зомбоящик. Хорошие фильмы и передачи легко найти в Инете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пошлость пользуется успехом лишь у культурно неразвитых людей, коих большинство, несмотря на почти поголовное высшее образование.

И она царит на телеэкранах, в концертных залах и в театре чтобы их обслуживать.

Оттого что в советское время этого было меньше обьясняется тем что телевидении было на дотации, т.е. от зрителя не зависело. Телевизионщики ( в своем большинстве образованные люди с хорошим вкусом) делали передачи, которые не стыдились.

Коммерциализация, зависимость от кассы и рекламы, сделало креатив истинно демократическим - обслуживающим на 90% культурно неразвитые слои населения.

Но слава Богу, никто не заставляет включать зомбоящик. Хорошие фильмы и передачи легко найти в Инете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ну вот как пример грядущего общеармянского киноумиления

http://www.miacum.ru/gazeta/2012/09/08/poznaite_nas_pojaluista

2012-09-08

«Невероятные приключения американца в Армении» или «Познайте нас, пожалуйста!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 356 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    355 гостей
    Левон Казарян luc Rubik
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...