Перейти к публикации

CH 701 в Армении


kaivaz

Рекомендованные сообщения

zenair_ch701.jpg

Малая авиация возрождается

В Армении планируется организовать сборку легких самолетов

Летом 2003 года по инициативе Национальной авиационной ассоциации Армении (НАА) была зарегистрирована новая организация - Ассоциация авиации общего назначения, и уже осенью того же года два легких самолета СН-701 прибыли в Ереван. Однако сама концепция развития "малой авиации" в нашей стране была одобрена правительством РА лишь в январе нынешнего года. О проблемах и перспективах развития "малой авиации" в Армении рассказывает президент НАА РА, заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян.

- Дмитрий Александрович, в каком состоянии находится "малая авиация" Армении?

- До 1990 года "малая авиация" базировалась в основном в аэропорту "Эребуни", откуда выполнялись почти все регулярные рейсы на местных воздушных линиях и работы в народном хозяйстве. Причем 75% из них были связаны с химическими работами: с воздуха самолетами АН-2 обрабатывалось до 2 млн. гектаров сельскохозяйственных площадей и лесных угодий Армении. Но с 90-х годов авиационно-химические работы в стране по известным причинам были почти полностью прекращены. К тому же самолеты АН-2 и их аппаратура для производства химических работ морально и физически устарели. А применяемая сегодня для этих целей наземная техника не соответствует потребностям сельскохозяйственных нужд, особенно в труднодоступных районах Армении.

Малый коэффициент отдачи и высокая себестоимость работ (15-20 долларов за 1 га) уже негативно сказались на местном растениеводстве: за последние 20 лет различные болезни и вредители нанесли значительный ущерб в этой отрасли. В этой связи хочу заметить, что приобретенные нами самолеты СН-701 оборудованы уникальной аппаратурой для авиационно-химических работ "Spray Miser System", позволяющей не травмировать почву или заражать ее продуктами сгорания. Данное обстоятельство соответственно позволит наладить в нашей стране производство действительно экологически чистых вин, коньяка, табака, томатов, абрикосов. В общем, всего того, чем славится Армения.

В создавшихся условиях становилась все очевидной необходимость в возрождении и развитии современной сельскохозяйственной авиации, а также оснащение летного парка "малой авиации" более современными моделями, в частности, американскими двухместными СН-701. Еще в 2003 году мониторинг этого сектора показал необходимость в 12-15 легких самолетах, причем с течением времени потребность в них будет возрастать. Уникальная аэродинамика и другие конструктивные особенности этого типа самолетов делают возможными их полеты по довольно крутым траекториям набора высоты и снижения. А для взлета и посадки вполне достаточно небольшой площадки длиной всего в 50 метров. В условиях горного рельефа Армении это позволяет максимально приблизиться к обрабатываемым участкам и адаптироваться к потребностям сельских хозяйств. К тому же сведены к минимуму и потери от "холостых" полетов между аэродромом и полем, которые для самолетов АН-2 составляли до 40% от общего налета часов.

- Почему выбор пал именно на этот тип американских легких самолетов?

- Из большого количества самолетов Национальной авиационной ассоциацией были выбраны СН-701, СН-801, СА-10ХL как имеющие наиболее оптимальные технико-экономические параметры. Среди авиаконструкторов легких самолетов имя Криса Хейнтза получило в авиационном мире известность, сравнимую разве что с нашим Антоновым. Самолеты с общей маркой СН (аббревиатура от инициалов изобретателя) впервые появились в середине 80-х годов и сразу же завоевали популярность в США, Канаде, Европе. Сегодня в мире их насчитывается более пятисот. Это легкие самолеты весом до 5700 кг. Будучи цельнометаллическим, самолет поднимает в воздух полезную нагрузку, равную почти его собственному весу. Модель СН-701 оказалась настолько удачной, а спрос на нее столь большим, что Крис Хейнтз разработал новую 4-х местную версию - СН-801 с беспосадочной дальностью полета до 1800 км и скоростью до 240 км в час. К тому же в отличие от АН-2, которому для полета требуется уплотненная площадка длиной в 600 м, самолеты СН могут использовать обычные грунтовые площадки длиной от 50 до 120 метров. Практически они могут взлетать с любого клочка земли, что немаловажно в условиях горного рельефа Армении.

Я бы особо подчеркнул демократичность этих самолетов, их простоту и доступность в пилотировании, удобство и малозатратность технического обслуживания, экономичность по расходу топлива. Весной 2003 года в Праге на авиационном заводе, выпускающем по лицензии американской фирмы ZENAIR двухместные самолеты СН-701, я прошел полную программу специальной летной и технической подготовки, получил допуски к выполнению полетов на этих самолетах, а также по их сборке и техническому обслуживанию с правом обучения и инспектирования летного и технического персонала. В октябре того же года при непосредственном участии и инвестициях российского бизнесмена Бориса Петросяна первые несколько машин были транспортированы в Ереван.

- Какова реальная стоимость такого самолета?

- В случае закупки за рубежом его стоимость составляет примерно 60 тыс. долларов США, однако при сборке в Армении цена упадет приблизительно до 35 тысяч. Согласно нашей программе, воздушные суда могут поставляться в готовом виде, т.е. полностью собранными на заводе-изготовителе, а также в виде конструкторских наборов (KIT) различной степени готовности для сборки на месте. Проект охватывает пакет услуг, предусматривающих полное обслуживание потребностей будущих собственников воздушных судов "малой авиации", начиная от летной школы и заканчивая пунктами технического обслуживания, базирования и проката. Готовы к применению медицинские стандарты и процедуры медицинской сертификации пилотов-любителей, программы переподготовки летного и инженерно-технического персонала, работавших раньше в гражданской авиации Армении и т.д.

- То есть вы намерены организовать сборку самолетов малой авиации в Армении?

- В настоящее время Национальная авиационная ассоциация занята реализацией бизнес-планов по промышленному освоению в Армении авиационного производства легких самолетов. Это предприятие по сборке самолетов СН-701, СН-801, СА-10ХL из комплектующих деталей на имеющихся в нашем распоряжении призводственных мощностях. Уже имеются конкретные договоренности с разработчиком авиационной техники в США о сертификации цехов в соответствии с международными правилами. Организация подобного производства в Армении дает возможность за счет создания новых рабочих мест обеспечить потребности внутреннего рынка современными легкими самолетами, причем по ценам на 30-50% ниже, чем у головного предприятия. Так, например, цена одного самолета СН-701 составляет 52 тыс.долларов. Но собранный в Армении из KIT-набора 49%-ой готовности он обойдется на 13 тыс.долларов дешевле аналога, произведенного серийно в Америке. Самолет с комплектацией 20%-ой готовности по себестоимости будет еще дешевле. Кроме СН-701, в дальнейшем предусмотрено освоение СН-801 и одиннадцатиместных пассажирских турбовинтовых самолетов СА-10ХL. Последние могут успешно конкурировать с наземным транспортом на маршрутах Ереван-Степанакерт, Ереван-Капан, Ереван-Джермук, Ереван-Тбилиси. На них впервые в Армении возможна организация, например, туристических полетов на небольшие грунтовые площадки непосредственно к памятникам истории и архитектуры - Ахпат, Татев, Санаин и др. Эти самолеты также могут использоваться как воздушное такси и в сфере туристической индустрии, которой в нашей стране придается приоритетное значение.

- Где еще могут использоваться самолеты "малой авиации"?

- Во-первых, это традиционное применение: санитарная авиация, поиск и спасение людей при чрезвычайных ситуациях, облет дорог для нужд ГАИ, работы по аэрофотосъемке, мониторинг линий электропередач и т.д. В конце 80-х годов в Армении были начаты противоградовые работы на самолетах Як-40, которые не были доведены до конца из-за развала Союза. Сегодня появилась возможность продолжить их на новейшей технике. Кроме того, двухместные СН-701 и четырехместные СН-801 перспективны для перевозки почты и грузов весом от 160 до 1400 кг. Оба самолета можно оборудовать специальными "поплавками" на их штатных шасси, что позволяет превратить их в амфибию и использовать для нужд "Рыбнадзора", экологического мониторинга озера Севан и других водоемов. Причем в этом случае самолет способен одновременно совершать полеты как с сухопутных аэропортов, так и с водной поверхности.

Наряду с этим сегодня уже актуально говорить о создании "малой авиации" для личных нужд деловых людей и заинтересованных организаций. При соответствующем лицензировании возможен и частный бизнес, например, воздушные такси. Здесь рынок оценивается в 50-60 самолетов. Кроме того, самолеты СН-701 являются идеальным средством для обучения авиационных кадров Армении. Общеизвестно, что первоначальная летная подготовка для граждан Армении за рубежом обходится в десятки тысяч долларов. Однако на данном типе самолета обучить пилота-любителя можно будет всего за 3-3,5 тыс.долларов. Рассматривая выгоды, получаемые государством от развития "малой авиации", необходимо учитывать и то, что это не только прибыли от налогов, но и создание значительного количества новых рабочих мест, развитие наземной инфраструктуры, возрождение аэропортов местных воздушных линий.

В любом случае, я рад, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Дело в том, что на протяжении нескольких лет реализация всех программ НАА сдерживалась рядом объективных и необъективных причин. И именно в силу необъективных причин у многих современных авиационных чиновников проявляется монопольное право по своему трактовать международные авиационные нормы и правила. Но прояви они хоть немного технического и правового профессионализма, то СН-701 летали бы в Армении с 2003 года, что позволило бы сегодня говорить не о возрождении "малой авиации", а ее перспективном развитии.

Надежд с этими самолетами много. Сегодня частный самолет уже перестает быть синонимом баснословного богатства. В принципе, он вполне доступен людям среднего достатка. Во всяком случае, цена самолета сопоставима примерно с ценой "внедорожника", который в данном случае можно назвать летающим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ
  • OpenArmenia Club

я так понимаю статья древняя... и с 2003 года дело с мертвой точки не сдвинулось((

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 0 анонимных, 197 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    197 гостей
    OLD MEN Firefly ст. л-т luc w i t o melkum tailor Абрикос
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...