Перейти к публикации

Постпредство Талыша


Арарат

Рекомендованные сообщения

Для автохтонных народов нашего региона «делать» равнозначно «строить»

Без фундамента дом не построить, его можно только «сшить»

5-7 октября в Ереване прошла международная конференция «Коренные народы Кавказско-Каспийского региона», где был представлен также доклад доцента кафедры иранистики ЕГУ В. Восканяна об ареальных контактах кавказско-персидского (татского) языка. По данному поводу и, в целом, о языках и культурах народов нашего региона, беседа Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА с ученым-востоковедом, автором указанного доклада Варданом ВОСКАНЯНОМ.

Левон Мелик-Шахназарян. Мне известно, что на вашей кафедре изучаются в основном татский и талышский языки. Я понимаю, что для вас, как для ученых, все это имеет чисто научную значимость, однако каковым может быть практическое применение результатов ваших исследований в данной области? Азербайджан, используя лженаучные тезисы, давно уже ведет против нас информационно-пропагандистскую войну. Помогает ли научная деятельность кафедры иранистики ЕГУ армянскому народу? Иными словами, могут ли быть использованы ваши изыскания и знания в этой войне?

Вардан Восканян. Во-первых, если речь идет о языках указанной Вами территории, то на нашей кафедре предметом научного интереса являются не только талышский и кавказско-персидский языки. Кстати, раз уж речь зашла об этом, то именно последнее определение всецело характеризует язык персоговорящего населения Ширвана, так как определение «тат» в тюркском языке Ширвана до сих пор имеет уничижительную коннотацию, да и сами, так называемые, «таты-мусульмане», как правило, не называют себя татами или свой язык татским. Как на Апшероне, так и в Нагорном Ширване среди носителей этого языка большее распространение имеет название «зуун парси», то есть «персидский язык», или «зуун мун» («наш язык»), чем, скажем, почти искусственное обозначение «зуун тати» («татский язык»). Следовательно, более точным как в научном, так и в плане корректности, определением для указанного языка может служить название кавказско-персидский. Так вот, кроме указанных языков, на нашей кафедре фундаментальным образом изучается также азербайджанский язык, особенно его локальные диалекты и говоры. Что же касается прикладного применения результатов наших исследований, то они могут быть использованы историками, этнографами, культурологами, в том числе и теми, кто дает отпор фальсификациям азербайджанского агитпрома.

Л.М.-Ш. А как именно все это может быть применено, можете привести некоторые конкретные примеры?

В. В. Думаю, не открою большого секрета, сказав, что любой язык является, не побоюсь этого утверждения, единственным полностью аутентичным и неоспоримым источником истории и культуры этноса, носителя данной формы речи. Язык – своего рода чистое зеркало, отражающее даже те этапы и страницы жизни народа, о которых молчат все или почти все исторические анналы. Например, ни в одном из древних или средневековых письменных источников нет свидетельств о соседстве армян и талышей. Однако в результате наших исследований выявляется весьма интересный пласт взаимных заимствований в армянском и талышском языках, что является неоспоримым доказательством существования на определенном историческом отрезке довольно активных армяно-талышских языковых контактов. Понятно, что эти контакты могли быть лишь в условиях географического соприкосновения ареалов проживания армян и талышей, которое, судя по всему, было нарушено появлением тюркского лингвистического «клина». Это также привело к значительному сужению территории распространения обоих языков, а, следовательно, и обитания соседствовавших испокон веков армян и талышей.

Л.М.-Ш. Вы говорите, что в древних и средневековых источниках нет свидетельств о соседстве армян и талышей. Разве упомянутые Хоренаци контакты между Мидией и Арменией, вспомним хотя бы о военном сотрудничестве Киаксара (Варбака) и Паруйра Скайорди, не являются свидетельством тесного общения наших народов? Вы считаете, что между Мидией и Арменией не было общих границ, или не согласны с теорией, что мидяне являются предками современных талышей?

В.В. Естественно контакты между Арменией и Мидией были. Более тесные политические и культурные связи существовали между Арменией и Малой Мидией – Атропатеной. Судя по лингвистическим данным, современный талышский язык можно считать одним из потомком среднемидийского языка, из которого, кстати, есть заимствования и в древнеармянском. Однако, кроме современного талышского, к мидийскому восходят также ряд других иранских языков и диалектов, в том числе и близкородственный талышскому средневековой иранский язык азари, или же совсем отдаленные от Армении диалекты Центрального Ирана. В данном же случае речь идет не о контактах между предками талышей и армянами, а именно о талышах, как уже отделившихся от общемидийского этнолингвистического континуума и выступающих на исторической арене как совершенно самостоятельный этнос, с которым граничили армяне. Причем, надо учесть еще один очень важный нюанс: талыши обитали на более обширной территории, которая простиралась намного севернее и западнее, чем сейчас.

Л.М.-Ш. Интересно, а что говорит лингвистика о контактах носителей армянского и тюркского языка юго-восточного Закавказья? Например, азербайджанская государственная пропаганда утверждает, что армяне якобы появились в Восточной Армении лишь в результате переселения, после подписания Туркменчайского договора. Ясно, что есть много исторических источников опровергающих данную пропагандистскую чушь. Тем не менее, хотелось бы узнать еще и о свидетельствах языков?

В. В. Языки как раз указывают совсем на обратное. Например, взять бы огузский героический эпос «Китаб-и дедем Коркуд» («Книга моего деда Коркуда»), в котором отражена история передвижения огузских племен в Закавказье и Переднюю Азию. Некоторые эпизоды сюжета эпоса напрямую связаны именно с Восточной Арменией, так как в нем встречаются, к примеру, названия области Сурмари (на тюркском Сурмалу), известной крепости Ернджак (Алынджа) или озеро Севан (Гекча). Уже в языке этого средневекового эпического сказания мы находим такие интересные заимствования из армянского как xaç «крест», təkur «царь» (арм. тагавор), hоlik «хижина» и т.д. Даже если бы больше не было ни одного исторического источника, то наличие этих слов в средневековом памятнике языка огузов, само по себе показывает, что предки современных азербайджанских тюрков уже со времен своего первого появления на территории Армянского нагорья контактировали именно с армянами, а, следовательно, армяне там были.

Если же отойти от истории и посмотреть на современные диалекты азербайджанского языка, то армянские заимствования в них исчисляются сотнями, если не тысячами. Причем, они относятся к таким основополагающим для языка каждого народа пластам лексики, как дом и домашняя утварь, названия культурных и диких растений, понятия связанные с природой, земледелием и животноводством, кулинарии и т.д. Чего стоят, скажем, слова him - «основа, фундамент дома», pətək - «улей», küt - «сгоревший и упавший на дно тонира лаваш», əvəlik - «щавель», hol - «юла», mac - «рукоятка плуга» и другие.

Л.М.Ш. Можете продолжить по памяти этот ряд?

В.В. Пожалуйста: hodax - «погонщик быков, запряженных в плуг», çortan - «сухая простокваша», tapan - «инструмент для выравнивания посевного поля», mərək - «пуня, сеновал», cücü - «насекомое», sal - «цельная каменная глыба». Арменизмов в диалектах закавказских тюрок, особенно тех, что функционируют на армянской исторической территории – Нахиджеван, правобережье Куры – очень много. Без всякого преувеличения можно уверенно утверждать, что после иранских, армянский является тем вторым языком, заметное влияние которого можно проследить не только в лексике, но и во всей структуре диалектов азербайджанских тюрок.

Л.М.Ш. Меня особенно заинтересовало слово him «основа, фундамент дома». Я, если честно, не знал этого слова в их языке, но Вы сейчас подтверждаете то, о чем я давно и много пишу: закавказские турки, будучи кочевыми племенами, изначально не владели техникой постройки того типа каменных домов, которые распространены в нашем регионе. То есть все их претензии на памятники храмовой, военной и бытовой архитектуры в регионе беспочвенны: без фундамента каменный дом не построишь!

В. В. В контексте Вашего вопроса интересно еще одно слово. В азербайджанском языке глагол tikmək «шить, сшивать» одновременно означает «строить, построить, сооружать», а шитьем каменный или деревянный дом уж точно не построишь. Все это указывает на наличие особой технологии изготовления передвижных жилищ типа юрты или палатки у носителей огузских диалектов, что вполне естественно с учетом их кочевого быта. Кстати, в этом нет ничего зазорного. Есть или были разные типы земледельческих и кочевых культур, с разными типами жилищ, максимально приспособленных к условиям жизни данного социума. Современные, уже осевшие, «этнические азербайджанцы» уже давно не практикуют кочевой образ жизни, многое переняли у местных автохтонных народов, в том числе и строительство домов, и специфичные слова, как упомянутый him, относящиеся к строительству. Вместе с тем в их языке сохранилась память о своих домах, которые надо было сшивать.

Но если уж заговорили об этом, то интересно, что в кавказско-персидском языке Ширвана глагол satən/soxtən «строить, построить, сооружать» прошел совершенно противоположный путь семантической трансформации и стал означать «делать» в целом. Говоря образно, для закавказского перса (тата-мусульманина) «делать» равнозначно «строить», истина, которая по своей философии и ментальному духу свойственна всем без исключения автохтонным народам нашего региона.

Л.М.-Ш. Вы говорите, что современные закавказские турки уже давно не практикуют кочевой образ жизни. Но ведь известно, что в СССР еще в 1934 году был издан указ, предписывающий им перейти на оседлый образ жизни. Понимаю, что это относилось далеко не ко всем закавказским туркам, но, немалая их часть по сей день занимается сезонным кочеванием, всем семейством и даже поселениями перебираясь весной на горные яйлаги. Если вспомнить также произведения тюркских писателей Закавказья начала ХХ века, например, Мирза Фатали Ахундова, то это «недавно» сокращается до нескольких десятков лет.

В.В. Совершенно верно. Я имел в виду не сезонное или, так называемое, яйлажное кочевничество, которое, скорее всего, можно охарактеризовать больше как полукочевой образ жизни, а не номадизм в классическом понимании этого термина. А так, сезонное вертикальное (равнина - горы) кочевничество частью азербайджанских тюрков практикуется и поныне. Кстати, в этом контексте интересен и тот факт, что вплоть до наших дней среди них проявляют значительную живучесть и родоплеменные деления: айрумы, падары, карапапахи, терекеме и другие. Вообще-то, если несколько упрощенно или вернее популярно подходить к вопросу, то, скажем условно, настоящий закавказский тюрк должен принадлежать к определенному роду или племени, к примеру, чобанкара, ширазлу, афшар, девелу, саадлу, карачорлу, кенгерлу, падар и т.д. Отсутствие племенной принадлежности однозначно указывает на то, что мы имеем дело с деэтнизированными и тюркизированными кавказскими персами (татами-мусльманами, которые, кстати, преобладали в Ширване еще двести-триста лет назад), талышами, удинами, лезгинами, аварцами, армянами, грузинами и другими автохтонами региона.

Л.М.-Ш. Спасибо Вам большое, Вы делаете очень полезное дело и очень помогли нам. Новых Вам успехов и свершений.

В.В. И Вам спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 431
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

В. В. Языки как раз указывают совсем на обратное. Например, взять бы огузский героический эпос «Китаб-и дедем Коркуд» («Книга моего деда Коркуда»), в котором отражена история передвижения огузских племен в Закавказье и Переднюю Азию.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

За все это время на форумах заметил интересную деталь.

когда речь заходит об Асланове герое СССР, то азербайджанцы яро отстаивают его мол турок, в то время как талыши утверждают он талышом был. Ну или же максимум говорят что мол 100% неизвестно кем он был. , далее идет традиционно вывертыш мол у нас это не важно. не важно какой чел нации. Спрашивается если у вас это не важно то ПОчему вы не можете смирится с тем что он талыш, и яростно утверждаете что он тюрок?

И самый важный момент, почему вы не можете гордиться и радоваться им как героем ТАЛЫШом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • OpenArmenia Club

ФАХРАДДИН АБОСЗОДА: ПУГАНАЯ ВОРОНА КУСТА БОИТСЯ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Минюст Азербайджана отказал в регистрации Талышскому Демократическому Союзу за азербайджанскую государственность

Вышли все сроки и выполнены все условия, но Минюст Азербайджана всё равно отказывается зарегистрировать общественную организацию "Талышский Демократический Союз за азербайджанскую государственность" под собственным названием. В ходе многочисленных переговоров выяснилось, что лично министр юстиции отдал распоряжение не регистрировать ни одну организацию, упоминающую в своем названии имя талышского народа. Как известно Азербайджан является не демократическим государством. Официальные органы Азербайджана открыто не признают существования талышского народа в Азербайджане. В связи с этим ОО "Талышский Демократический Союз за азербайджанскую государственность" распространил заявление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 февраля 2013 14:58Добавить в избранноеВерсия для печати

БУДЕТ ЛИ РЕАБИЛИТИРОВАН ТАЛЫШСКИЙ НАРОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? / ФАХРАДДИН АБОСЗОДА, КАХИН МИРЗАЛИЗОДА

2e6139dfae4b.jpg2 февраля 2013 года – в день 70-летия победы на Сталинградской битве, недавно созданный в Москве «Союз Талышской Молодежи» при Талышской НКА, провел большое мероприятие, приуроченное к 103-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, гвардии генерал-майора Ази Ахадовича Асланова, при жизни удостоившегося именоваться «танковым Суворовым», талыша по национальности. Мероприятие было проведено в большом зале Московского дома национальностей, в котором приняли участие многие видные талышские деятели. Выступивший на мероприятиb uенерал-полковник в отставке, академик Академии Геополитических проблем, доктор экономических наук Владимир Борисович Дмитриев говорил еще и о том, что «посоветовавший со своими товарищами по работе, мы пришли к выводу о том, что талышский народ следует обязательно реабилитировать».ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Талыши (самоназвание толышон) – один из древнейших народов Иранского нагорья. Потомки древней Мидии (тал. Мадо). Страна талышей - Талыш или Талышистан. Там они проживают испокон веков. Территория проживания ограничена талышскими горами, хребет которых тянется с севера на юг почти параллельно линии морского побережья. Земли талышей с древнейших времен входили в состав Иранской державы. Но при этом талыши всегда сохраняли свою относительную независимость от центральных властей и самоидентичность даже в период иноземных завоеваний. В конце XVIII века Талышские ханы, в знак протеста против захвата иранского трона кочевыми туркоманскими племенами каджаров, обратились к России с просьбой быть гарантом независимости Талышского государства. В начале XIXвека начались русско-иранские войны. В итоге этих двух войн получилось так, что северная часть Талышского ханства согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Тюркменчайскому (1828 г.) мирным договорам оказалась в составе России. В 1920 году талыши вопреки их желанию, оказались в составе новообразованного государства Азербайджанской ССР, а в 1991 году – в составе независимой Азербайджанской республики. В настоящее время талыши составляют от 15 до 25 процентов населения АР (официальная статистика указывает всего на цифру в 112 тыс. талышей). Число талышей на территории Российской Федерации, согласно нашим подсчетам, составляет свыше 500 тыс. человек.

Вскоре после образования АССР, власти в этой республики взяли курс на ассимиляцию талышей тюркоязычным населением, которое в одночасье стало «титульным этносом» нового искусственного государства под названием «азербайджанцы». Начиная с 30-х годов прошлого столетия слово «талыш» попало под негласный запрет, все талыши поголовно были записаны в «азербайджанцы». Политика ассимиляции и частичного уничтожения талышей велась по многим направлениям, одна из которых осуществлялась в форме внутренней (в другие районыАССР) и внешней (в Среднюю Азию и Казахстан) депортации талышей.

К сожалению, наши многолетние поиски по уточнению точного количества депортированных талышей не привели к нужному результату. В самой Азербайджанской республике никто даже слышать не хочет о депортации талышей, и всячески отрицают, что они когда-нибудь были депортированы, о чем мы еще напишем чуть позже. Что касается РФ, то и тут мы кроме нескольких документов, уже опубликованных в открытой прессе, ничего не смогли найти. Но, даже эти документы позволяют нам пролит свет хотя бы на некоторые аспекты этой проблемы для нашего народа.

Вот перечень этих документов:

1. Письмо наркома НКВД Н.И.Ежова председателю СНК В.М.Молотову о финансировании мероприятий по переселению из Азербайджана в Казахстан. 17 апреля 1937 г.

2. 1.25. Докладная записка начальника отдела трудпоселений ГУЛАГа М.В.Конрадова зам. наркома НКВД В.В.Чернышеву о результатах обследования хозяйственного устройства переселенных из Азербайджана в Казахстан курдов, армян и тюрок. 23 апреля 1939 г.

3. 1.40. Указание наркома НКВД Н.И.Ежова об арестах и выдворении иранских граждан из Азербайджана. 18 января 1938 г.

4. 1.41. Постановление ЦК ВКП(б) о принятии советского подданства подданными Ирана с приложением справки о наличии иранцев в Азербайджане. <19 января 1938 г.>

1.42. Разъяснение зам. наркома НКВД М.П.Фриновского к приказу НКВД СССР № 202 от 29 января 1938 г. о ликвидации работы иранской разведки на всей территории СССР. 14 февраля 1938 г. (См.: Сталинские депортации. 1928-1953. Под общей редакцией академика А.Н.Яковлева. Составители Н.Л. Поболь, П.М. Полян. Серия: Россия. XX век. Документы. М., МФД, Материк, 2005, 904 страницы).

В июле 1937 г. в Средней Азии и Закавказье на границах были организованы специальные запретные полосы, из которых отселялось население. К освобождению от «неблагонадежного элемента» предназначалось, в обшей сложности, 40 приграничных районов Грузии, Армении, Азербайджана, Туркмении, Узбекистана и Таджикистана. В частности, в Киргизию и Казахстан было выселено 1325 «приграничных» курдов.

Первым документом, в котором выражалось намерение правительства, было решение Политбюро ВКП(б) от 19 января 1938 года. На него и опирались исполнители предпринимаемой акции. Правда, исполнение решения Политбюро по некоторым причинам затягивалось. В сентябре 1938 года Н. Ежов и Л. Берия обратились к председателю СНК Союза ССР В. Молотову с таким письмом:

«Совершенно секретно»

Председателю Совета Народных Комиссаров тов. Молотову В.М.

24 сентября 1938 года

Решением Политбюро от 19 января 1938 года (протокол №56-308) НКВД СССР было

предложено всех иранцев (имеются в виду талыши – Ф.А.), проживающих в приграничных районах Азербайджана и оформивших советское гражданство, в месячный срок переселить в Казахстан. Это решение своевременно выполнено не было. Сейчас учтено и подготовлено к переселению в Казахстан 2000 семей (6 000 чел.) иранцев, оформивших советское гражданство. Переселение их было намечено начать 15 октября 1938 года.

Представляем проект постановления СНК СССР о порядке переселения и

хозяйственного устройства иранцев. Просим его утвердить.

Народный комиссар внутренних дел

Союза ССР Ежов

Начальник управления

государственной безопасности Берия

Спустя три дня Н. Ежов детализировал сам процесс переселения иранцев, назвав В. Молотову и районы, куда можно было переселить иранцев, а также были определены требуемые для проведения акции средства.

«Совершенно секретно»

Выписка из суточной рапортички № 86

от 27 сентября 1938 года НКВД

Ежов тов. Молотову

В соответствии с решением Политбюро о переселении в месячный срок 2 000 семей иранцев, проживающих в пограничных районах Азербайджана в Казахстан, представил проект постановления о порядке этого переселения.

Проект предусматривает:

Переселение иранцев из Азербайджана возлагается на СНК Азербайджанской ССР;

перевозка их в Казахстан — на НКВД, хозяйственное устройство переселяемых

в Казахстан — на СНК Казахской ССР.

СНК и ЦК КП (б) Казахстана в совместном постановлении от 6 ноября 1938 года, вышедшем под грифом «совершенно секретно», детализировали меры применительно к местным условиям Алма-Атинской и Южно-Казахстанской областей, куда прибыли спецпереселенцы — талыши.

Их расселяли в 12 районах Казахстана. Не все выжили в условиях ссылки. Некоторой части все же удалось возвратиться на Родину через четверть века, уже в шестидесятые годы. Многие так и остались жить там, ибо за эти годы у кого родители умерли, а у молодого поколения не осталась связи с Родиной, а кто не хотел более иметь дело с властями, депортировавшими их.

Следует обратить внимание на то, что в этих, да и во многих других официальных документах отсутствует слово «талыш». А вместе него в них перечисленные люди именуются либо как «иранцы», либо как «курды». Слово «иранцы» - еще можно допустить, так как талыши и есть ираноязычный народ. Что касается слова «курды», оно требует своего объяснения. Дело в том, что талышей в основном депортировали из той части Талыша, которая называется Мугань. Талыши издревле делятся на две части: голыши (от слова «го» - скот, т.е. скотоводы), этнографическая группа талышей, и собственно талыши (земледельцы). Голыши, занимающиеся отгонным скотоводством, половину года проводили (частично до сих пор проводят) в горах, а вторую половину – в низменности, точнее в Муганской степи. Сами талыши (как и гиляки и мазандаранцы) часто своих скотоводов голышей называют еще и «курдами». Именно поэтому, в вышеназванных официальных документах фигурирует слово «курд». Что касается самих курдов, т.е. представителей курдского народа, нет ни одного исторического факта, который свидетельствовал бы о проживании их на талышской земле. Впрочем, самым действенным доказательством того, что депортированные из Мугани «курды» в действительности были талыши, является то, что по сей день эти депортированные люди на территории Казахстана и Средней Азии продолжают разговаривать на родном талышском языке!

Что касается второго – внутреннего направления депортации, это в основном проводилось в 1949-1952 гг. по прямому указанию М.Дж. Багирова. Перед депортацией М.Дж. Багиров сам лично посетил Зуян (офиц. Зуванд – приграничный регион нынешнего Ликского (офиц. Лерик) района тогдашней АССР) и составил список населенных пунктов, население которых в дальнейшем было депортировано в территорию нынешнего Биласуварского (на талышском – Биласыво) района, формально по причине якобы «тяжелых социально-экономических условий жителей». Для справки скажем, что Зуян является настоящим райским уголком, где вдоль реки Зуян расположены фруктовые сады. Вынужденное переселение горцев в непривычную для них степь привело к разным заболеваниям и гибели части переселенцев. Некоторые из них во времена Хрущевской оттепели возвратились обратно, часть переехала в Баку и его окрестности, а остальные на сегодня полностью ассимилировались и стали «тюрками», как и было запланировано изначально.

Когда мы в 2006 году выступили в Баку со статьей под названием «Когда будут восстановлены права депортированных талышей?», в проправительственных журналистских кругах (скорее всего, с подачи МНБ АР) начался настоящий волчий лай, мол «талыши – не депортированный народ». Их еще можно понять, когда они активно навешивают ярлыки «сепаратизма» на талышей, когда они ведут борьбу за восстановление своей государственности. Но что сказать в данном случае? Постороннему человеку покажется дико отрицание исторического факта депортации талышского народа. Но, нам хорошо известна причина такого огульного отрицания со стороны правительства и его приспешников-журналистов, зараженных пантюркизмом. Все дело в том, что депортация талышей была проведена вовсе не по требованиям Москвы, которая этим добивалась переселения так называемых «ненадежных этносов» из приграничных районов вглубь страны в преддверии ожидаемой войны с фашистской Германией. Причем тут были талыши, которые в течение всего периода пребывания нашего народа в составе России верно служили ей?

Такая антиталышская позиция проправительственных газет имеет целью и дальше скрывать от мирового сообщества истинные цели переселения талышей из своих первоначальных мест проживания. Они доказывают, во-первых, что депортацию талышей осуществляло правительство АССР во главе с М.Дж. Багировым, чтобы на исконные земли талышей в дальнейшем переселить пришлый тюркоязычный элемент, и тем самым добиться изменения удельного веса тюрков в составе населения Талышистана (что и было сделано), и, во-вторых, нынешние власти в АР, по сути, продолжают ту же политику по ассимиляции талышей, о чем мы пишем все последние двадцать лет. Еще одним доказательством тому является то, что в 1949-1952 годах переселенными из Зуяна (Зуванда) оказались одни талыши. А при этом несколько тюркских деревень, жителей которых местные талыши называют «ахли-Ванами», т.е. «жителями озера Ван», так как они переселились на эти земли в период правления Сефевидов из окрестностей озера Ван, так и остались нетронутыми.

Мы тут сознательно не будем рассказывать о том, какие меры были предприняты Советским руководством по реабилитации депортированных народов, учитывая, что они без того хорошо известны читателям. Отметим лишь то, что, несмотря на то, что все эти депортации были признаны незаконными, и были признаны права депортированных на реабилитацию, лишь некоторые народы в последующем получили реальные возможности восстановить свои права, талыши к которым, увы, не относятся. Что касается внутренней депортации, учитывая, что в опубликованных документах по депортации различных народов в годы Советской власти мы не нашли ни одного, который доказал бы существования данного факта, мы догадываемся, что она была осуществлена тайком от центрального правительства в Москве. Желание нынешних властей уже независимой АР всячески скрыть этот факт является еще одним доказательством тому.

Мы хорошо понимаем, что реабилитация Российскими властями прав депортированных талышей тоже сегодня ничего реального не даст им, так как они давно уже проживают на территории других независимых государств. Исходя из этого, когда мы говорим о реабилитации, имеем в виду не только восстановление прав депортированных талышей и возмещение им соответствующей компенсации, а возвращение доброго имени нашего народа, которое против его воли записывали как «азербайджанцы», что на практике означает «тюрк». В результате, многие в России даже не знают, что, например, тот же гвардии генерал Ази Асланов – вовсе не «азербайджанец», а талыш по национальности! Это касается не только отдельных личностей – военачальников, ученых, врачей, художников, и других представителей интеллигенции, которые оставили свой заметный след в нашей общей истории в составе Российской империи, но и многих исторических событий, памятников культуры и истории, которые до сих пор представляются от имени «азербайджанского (тюркского) народа»!

Учитывая это, мы обращаемся к президенту Российской федерации с просьбой реабилитировать весь талышский народ, чтобы вернуть ему его же доброе имя. Мы обращаемся с просьбой реабилитировать народ, который в течение почти 200 лет верой и правдой служил этому государству, но взамен этому не удостоился даже автономии, а вместе этого подвергся жесткой ассимиляции со стороны властей Азербайджанской республики. В результате, этот народ сегодня находится на грани вымирания. Мы не сомневаемся, что генерал-полковник Владимир Борисович Дмитриев тоже имел в виду именно эту сторону данного вопроса, когда говорил о необходимости реабилитации талышей. Со своей стороны, мы уверены, что такой шаг российского руководства мог бы положить начало реального возрождения талышского народа, который в течение многих лет ведет борьбу за восстановление своего государства.

Изменено пользователем sacred (история изменений)

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Միայն անկախությունը և հայերի հետ բարեկամությունը կապահովագրի մեր անվտանգությունը.

թալիշ քաղաքական գործիչ Նաիրի Հոխիկյան Կենտրոն Հեռուստատեսության լրագրող, քաղաքական վերլուծաբան

ԵԽ մարդու իրավունքների հարցերի հանձնակատար Նիյլ Մույժնիեկսը մարտի 19-ին հերթական բանաձևը ներկայացրեց Ադրբեջանի վերաբերյալ, որտեղ հերթական անգամ մեղադրեց այդ երկրին միջազգային կազմակերպության առաջ ստանձնած պարտավորությունները չկատարելու համար: «Ինձ մտահոգում են Ադրբեջանում մարդու իրավունքների սահմանափակման և ռեպրեսիաների մասին հաղորդագրությունները: Կառավարությունը փորձում է խեղդել հասարակության ձայնը և ճնշում է քննդատությունները»,-նշեց Մույժնիեկսը՝ կոչ անելով ԵԽ համապատասխան կառույցներին՝ պատշաճ կերպով արձագանքել Ադրբեջանում տիրող իրավիճակին: Եվրոպացի պաշտոնյան նույն փաստաթղթում անդրադարձավ նաև Ադրբեջանի էթնիկ փոքրամասնությունների խնդրին՝ նշելով, որ չնայած պաշտոնական Բաքուն հավասարության նշան է դնում երկրի բոլոր քաղաքացիների միջև, սակայն իրականությունն այլ է: «Թալիշները, լեզգիները, ավարները և ոչ ադրբեջանցի մյուս փոքրամասնությունները զրկված են բազմաթիվ իրավունքներից, այդ մարդիկ հնարավորություն չունեն իրենց մայրենի լեզվով կրթություն ստանալ, նրանց նույնիսկ արգելվում է այդ լեզուներով հաղորդակցվել դրսում»,-նշված է փաստաթղթում: «Ադրբեջանում այսօր նվազագույն հաշվարկներով 1.5 միլիոն թալիշ կա, սակայն մարդկանց աշխատանք չեն տալիս, նրանք զրկված են կրթություն կամ բժշկական օգնություն ստանալու հնարավորությունից, եթե չեն ներկայանում որպես ադրբեջանցի թուրք»,-պատմում է թալիշական սփյուռքի առաջնորդներից մեկը՝ մոսկվաբնակ քաղաքական վտարանդի Ֆահրադդին Աբոսզոդան: Նրա խոսքով, իր նկատմամբ մի քանի անգամ մահափորձ է եղել, Ադրբեջանի հատուկ ծառայությունների մենախցերում շաբաթներ է անցկացրել, և միայն առերես խոստումների շնորհիվ է կարողացել ազատվել և պարզապես լքել այդ երկիրը: Աբոսզոդան միֆ է անվանում բոլոր տեղեկությունները, թե նույնիսկ Բաքվում բավարարված են հասարակության պահանջները, քանի որ այնտեղ էլ սոցիալապես ծայրահեղ բևեռներում գտնվող դասակարգեր են: Միևնույն ժամանակ Աբոսզոդան շեշտում է՝ որպես կանոն, ներքևի շերտում էթնիկ փոքրամասնություններն են, իսկ ադրբեջանցի թուրքերը հովանավորյալների խմբում են: Խոսելով Ադրբեջանի միջէթնիկ հակամարտությունների և դրանց հնարավոր տարածաշրջանային հետևանքների մասին՝ թալիշ գործիչը բացառիկ տեղեկություններ է տալիս իրենց տեսլականի վերաբերյալ՝ ռազմավարական ապագա Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետության հետ: «Այսօր թալիշներն են անկախության: Մենք համոզված ենք, որ համառությունը դրական արդյունքներ կտա»,-նշում է Աբոսզոդան: Թալիշ մեկ այլ վտարանդի գործիչ, Հոլանդիայում բնակվող իրավագետ Ատախան Աբիլովի հետ զրույցում հնարավոր եղավ որոշ տեղեկություններ ստանալ քաղբանտարկյալ Գիլալ Մամեդովի մասին: «Այդ մարդիկ սարսափելի վիճակում են,-նշում է Աբիլովը,-փաստաբանները հրաժարվում են նրանց իրավական օգնություն տրամադրել, որովհետև կարող են իրենք էլ իշխանության հաշվեհարդարի զոհ դառնալ: Երբ ես հասարակ մարդկանց, իրենց հայրենի հողում ապրող ազգային փոքրամասնությունների իրավունքների համար Ադրբեջանում էի պայքարում, ինձ վրա բարդեցին մի քանի քրեական մեղադրանքներ: Երբ ես սկսեցի խոսել Լեռնային Ղարաբաղի հայերի իրավունքների մասին, ինձ մի քանի օր ժամանակ տրվեց Ադրբեջանը լքելու համար կամ բանտում անցկացնել կյանքիս վերջին օրերը»: Իրենց պատմական հողերում բնակվող բազմաթիվ ուրիշ թալիշներ փորձում են տեղում կազմակերպել ինքնապահպանման խնդիրը: Ադրբեջանի թալիշ մտավորականների միության ղեկավար Մեհթիբեյ Սաֆարովը օրերս հայտարարել է, որ «Թալիշ» անունը կրող հայրենակցական միություն ստեղծելու իրենց բոլոր ջանքերը հօդս են ցնդում լոկ այն պատճառով, որ Ադրբեջանի արդարադատության նախարարությունը պետական գրանցում չի տալիս միության անվանման մեջ «թալիշ» բառի կիրառման համար: Ատախան Աբիլովը Հոլանդիայում բարձրացրել է այս հարցը: Նա և ռուսաստանաբնակ Ֆահրադդին Աբոսզոդան, սակայն, համոզված են՝ փոքր քայլերով հնարավոր չէ կոնկրետ նպատակի հասնել: Այն, ինչ պետք է անել, պետք է անել հենց այսօր, իսկ դա սկսվում է Ադրբեջանի տարբեր շրջաններում բռնկված ժողովրդական հուզումներից: ©eMedia.am http://www.emedia.am/hy/1363863739

Изменено пользователем sacred (история изменений)

Большой взрыв вселенной устроили армяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • Global Moderator

Фахраддин Абосзода: Любая активность в районах компактного проживания талышей в Азербайджане подавляется

Ноев Ковчег on 08 Май, 2013 00:56:00 | 178 раз прочтено

Талышский ученый, политолог и общественный деятель Фахраддин Абосзода побывал в редакции "Ноева Ковчега" и рассказал о талышском вопросе, об "историческом шансе" на восстановление ликвидированного национального государства, о том, что означает для него дата 08.08.08, и о будущем режима в Баку.

– Уважаемый Фахраддин-муаллим, Вы автор многочисленных статей о критической ситуации с коренными народами Азербайджанской Республики. И Вы представляете конкретно движение талышей. Расскажите, каково сейчас положение талышей в Азербайджане, существуют ли проблемы образования, языка, самоуправления?

– Самый главный вопрос – сколько нас, талышей. В 2001 году профессор-иранист Гарник Асатрян подготовил справку о талышах, где упомянул, что в 1837 году, согласно переписи населения, в Российской империи жили 80 тысяч талышей. Из этой цифры он вывел, что сейчас в Азербайджане живут 250 тысяч талышей. Откуда эти цифры? Они не учитывают ни прирост населения, ни другие факторы.

Я привожу такой пример: в 1947 году мой отец женился на моей матери, их было двое. Через 49 лет нас стало 51 человек. За 50 лет наша семья выросла в численности в 25 раз. Приложите эти цифры к заявленной численности талышей в 80 тысяч – получится два миллиона.

В 1999–2001 годах американцы провели в Азербайджане социолингвистическое исследование во всех возрастных группах. Они ходили по домам, выясняли, на каком языке население разговаривает дома, на каком – в обществе. Согласно их подсчетам, только в Лерикском районе, том, где я родился, – 62 тысячи талышей. В Астаре – 81 тысяча. В Ленкорани свыше 200 тысяч человек живут, из них 90% талыши. В Джелалабадском районе власти исследование остановили – в Баку, видимо, поняли, что так ученые далеко зайдут. Мы же на основании их данных подсчитали, что на территории только пяти районов на юге Азербайджана компактно проживают 500 тысяч тех, кто идентифицирует себя как талыши. Кто разговаривает, хотя бы дома, на талышском языке. И в других регионах есть талышские деревни, где, по нашим подсчетам, живут не менее 200 тысяч человек. Сумгаит – город, построенный талышами и курдами, до сих пор там половина населения – талыши. В столице, когда мы задумались, как бы нам провести подсчеты, нашли депутата-талыша, сторонника Алиева. Он избирался в одном из районов Баку на три избирательных участка. Заплатил деньги начальникам ЖЭКов, те достали документы, и мы подсчитали, что, согласно этим данным, 18 тысяч талышей живут только на одном избирательном участке.

Полгода назад я из Ирана получил данные официальных правительственных источников. Согласно им, в Азербайджане 25% населения – талыши. Это 2,5 миллиона человек. Если убрать тех, кто не знает языка или ассимилировался и считает себя турком, все равно остается полтора миллиона, из которых 500 тысяч проживают компактно.

Любая политическая активность в районах компактного проживания талышей подавляется, они не имеют ни своих политических партий, ни НКО – ничего. В школах два раза в неделю проводятся занятия по талышскому языку – в начальных классах и на факультативной основе.

В районных центрах негласно, но всех побуждают говорить на государственном языке, на талышском – нельзя, запрещено. Столетиями он развивался как язык улицы, разговорный, нормативной базы у талышского языка нет. Я написал несколько словарей – русско-талышский, англо-талышский и грамматику талышскую. Я пишу на талышском языке и получаю удовольствие. Беда в том, что прочесть это мало кто умеет. Может быть, я единственный человек, кто знает талышский язык досконально.

Оппозиция и часть интеллигенции в Азербайджане иногда нас увещевают, мол, власть одинаково давит и на турок, и на другие народы, не нужно отдельно говорить об этнических проблемах. Но если власть подавляет свободу собственного народа, то мы находимся под двойным гнетом. Полмиллиона человек не имеют никаких прав. Я уж не говорю о политических правах – они даже человеческих прав не имеют. Назначают им сверху какого-нибудь курда или нахичеванца, и он как пастух во главе стада всех погоняет.

– В органах власти есть талыши?

– Конечно, пять или шесть одних только депутатов. Но лучше не спрашивать у них о происхождении. Один даже фамилию поменял, чтобы никто со стороны не догадался, что он талыш. Только во время предвыборной кампании и вспоминает, кто он. Я не обижаюсь на них. Они – часть системы, уберут их – назначат других, и ничего не изменится. Ну, уйдет шейх-уль-ислам талыш Аллахшукюр Пашазаде, придет вместо него какой-нибудь нахичеванец. Кому от этого хорошо? Поэтому мы не трогаем таких.

– Вы в одной из своих публикаций упоминали об «историческом шансе» на восстановление ликвидированного национального государства. Это объединяющий лозунг или конкретная политическая цель?

– Нет, никаких лозунгов, у нас ясные цели, мы знаем, куда идем. В 2005 году, например, не существовало благоприятных условий для поднятия талышского вопроса. Все, кто выражал готовность нам помочь, выдвигали какие-то условия. А быть марионеткой в чьих-то руках – значит навредить своему народу. Тогда я понял бесперспективность пребывания в России и вернулся в Баку. Я размышлял так: даже если мы объединим 100 тысяч талышей общей идеей, что мы сможем сделать? Воевать? Но наша земля – не Курдистан, где повстанцы прячутся в горах и могут уйти в Ирак или Иран... Нам же идти некуда, в наших лесах под каждым деревом можно поставить по солдату.

Но после августовской 2008 года войны в Грузии я сказал: вот сейчас мы начинаем действовать, потому что ситуация изменилась, открываются новые возможности. Мы должны рассказать о своих проблемах миру. Геополитические процессы, даже если и начинаются с чьей-то подачи, потом развиваются по своим законам. И даже сверхдержавы бессильны управлять ими. Но пока эти процессы не дойдут до своего логического завершения, бесполезно вставать на их пути.

– Восьмое августа 2008 года для Вас – пример открывшихся возможностей? Каких?

– Восьмого августа я понял, что Россия пришла в себя. Когда она стучит кулаком по столу – ее слушают. Как в начале XIX века, когда император Александр I воевал с тремя крупнейшими державами – Ираном, Турцией, с Наполеоном – и побеждал. Россия доказала, что она империя. Но для империи губителен застой, она должна быть на ходу, иначе начнет гнить.

Не секрет, что наша судьба во многих случаях связана с Россией. Но когда меня некоторые российские политики спрашивают, что мы можем сделать для талышей, я отвечаю: ничего! Укрепляйте свое государство. Если Россия обретет мощь, всем нам будет лучше.

После августа 2008-го я из Баку, из изоляции, когда люди боялись постучать в мою дверь, вернулся в Москву. Ну, может быть, пару месяцев искал способ выехать. Хорошо, что Азербайджан – такое государство, где за деньги все можно решить. Заплатил 600 долларов в аэропорту и улетел. После августа у нас появился шанс. Хотя в одиночку мы ничего не добьемся. Сколько лет я воюю с лезгинами, аварцами – давайте объединяться, наши пути не пересекаются, мы не претендуем на ваши земли. Кое-что получается, но с большим трудом. Однако я верю, что Всевышний открывает дорогу перед тобой, если твои намерения чисты и ты борешься за божью правду. А народ и есть божья правда.

– Январские волнения в Азербайджане показали, что стабильному правлению нынешнего режима время от времени возникает угроза. Насколько я понимаю, почва у этих протестов экономическая: стагнация, коррупция. Есть ли повод для волнений на национальной почве?

– Знаете, аналитик – не пророк. Многие проправительственные аналитики в Азербайджане уверяют сегодня, что социальные бунты – это не революция. Они просто не хотят думать о возможной революции. А когда революция не начиналась с социальных вопросов? 17-й год, Хлебный бунт в Петербурге. Разве тогда люди хотели свергнуть царя? Нет, они хотели хлеба. Но бунт привел к тому, что 300-летняя монархия исчезла. И в СССР никогда не выступали под политическими лозунгами. Но в магазинах стало пусто – и народ поднялся. Сколько было тех, кто в Советском Союзе выступал против власти? В Москве и 100 тысяч не набралось бы. А развалили такую империю...

Так и в Азербайджане. Нет ни дня, когда бы азербайджанская пресса не писала о протестах. Сегодня – в Сабирабаде, вчера – в Нардаране. В Азербайджане все знают, что такое Нардаран, даже при Гейдаре Алиеве там шли протесты. Алиев при помощи внутренних войск решил этот вопрос, но все равно вынужден был удовлетворить требования протестующих, хотя, конечно, арестовал несколько активистов.

И нынешние волнения начались там же. Будто кому-то нарочно понадобилось спровоцировать их, арестовав местного религиозного проповедника Талеха Багирзаде. Кто-то эту медвежью услугу оказал Ильхаму. Пришлось спешно отправлять туда шейх-уль-ислама, он договорился о тайм-ауте на два месяца.

Выступления – это только фон, в стране организованный хаос в системе управления. Наши талыши иногда призывают: давайте мы тоже поднимемся, за нами поднимутся и лезгины, и аварцы... Я их всегда успокаиваю. В конце 80-х первыми выступили мы, талыши. Свергли советскую власть в Ленкорани. 20 дней власть там находилась в руках народа. Первый Народный фронт был создан в Ленкорани. Первая регулярная армия, Ленкоранский батальон, – там же. И что мы в итоге получили?

Ничего.

Азербайджанцы не способны на революцию. Они ждут, когда мы восстанем, а они войдут в Баку посты делить. Когда поднимаются талыши или лезгины, они быстро забывают свои внутренние противоречия и конфликты и объединяются против нас. Но если начнутся волнения, мы поднимемся последними.

– А с позицией властей Армении по талышскому вопросу Вы знакомы?

– Конечно. В Армении талыши вызывают интерес на уровне отдельных личностей, которые готовы с нами разговаривать. Мы с ними – по-человечески – понимаем друг друга. Но власть не понимает нас. Армения, Азербайджан – сами еще несостоявшиеся государства. Если в государстве главным вопросом является вопрос смены власти, кто будет президентом – оно незрело.

Я всегда говорил: вместо того, чтобы строить линию обороны в Карабахе, Армении стоило вкладывать деньги в коренные народы Азербайджана. И лет через 10 Азербайджана не стало бы. Талыши бы жили на своей исторической земле. Но пока я сталкиваюсь с тем, что после 1994 года, после заключения перемирия в Карабахе, политики Армении и Азербайджана зеркально копируют действия друг друга. Был, например, в Армении комитет «Карабах» – азербайджанцы решили себе такой же организовать... И наоборот, кто-то выступит в Баку – армяне в ответ поднимают своих пропагандистов. А между тем это армяне научили азербайджанцев активнее работать в контрпропаганде. Прошло больше десяти лет, и уже даже в Армении признают, что Азербайджан опережает ее в информационной войне. Конечно, в этом очень большую роль играют деньги, но не только: в Баку очень поумнели и стали искуснее в последнее время. И это в Ереване научили их, как надо действовать. Лет 15 назад в помине не было такого.

Мы создали организацию – Ассоциацию коренных народов Азербайджана, хотя я предлагал еще в 2003 году создать ассоциацию коренных народов всего Южного Кавказа. Армяне не выразили интереса к этой идее. Поэтому мы, талыши, и сидим сегодня, как в котле: с одной стороны Азербайджан давит на нас, с другой стороны – Иран. Да, Иран – это наша историческая родина, мы, талыши и персы, – соотечественники. Когда самолет садится в Тегеране и я ступаю ногой на иранскую землю, я плачу. Я люблю эту землю. Но одно дело – родина, другое – власть. Я правоверный мусульманин, шиит, соблюдаю все предписания, но мне не нравится политика властей страны. Вот в приграничных с Россией областях Азербайджана живут лезгины и аварцы. И если лезгинские оппозиционеры выступают против властей, они могут скрыться от преследования, перейдя границу с Россией, – уйти к сородичам, и все. А если талыш уйдет в Иран, его оттуда выдадут скорее, чем власти Азербайджана у себя поймают. Талышское движение в Иране не поддерживается ни на политическом уровне, ни на неформальном.

– В чем проблема с Ираном?

– Для Ирана не стоит вопрос об этносе, о национальном движении. Для них главное – это религиозное движение. А нам важно спасти свой народ, этого в Тегеране не понимают. Они опасаются, что национальный вопрос приведет к развалу Ирана. Главный враг Ирана – не национальный вопрос, враг – это его бюрократия, коррупция в верхних эшелонах власти, когда 60% национального достояния находится в руках всего 300 человек. Но когда на эти темы говоришь с иранскими официальными лицами, им это не нравится.

– Вы обвинили президента Азербайджана Ильхама Алиева в том, что в отличие от своего отца он только и делал, что портил отношения со всеми соседями, в частности с Россией и Ираном.

– Да, со всеми, включая даже Туркмению. Последний инцидент – попытка бурения в спорной акватории Каспия – привел к обострению отношений. Баку уже обманул Европу рассказами о своих запасах газа, которые оказались блефом. Но чтобы заполнить трубу, приходится заходить все дальше и дальше в море, где их встречают военные катера Бердымухамедова. Самая мощная армия на Кавказе – тоже миф. Где эта армия, если она бессильна перед Туркменией? Где ваш «тюркский мир», если Туркмения выступает против Азербайджана? Союзническая Турция? У нее свои проблемы. Теперь у Азербайджана все кругом враги. Конституция? Ее нет – президент делает, что хочет. О каких выборах тут можно говорить? Лично я уверен, что все кончится еще до выборов.

Беседу вела Мария Лисина

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

К 20-летию провозглашения Талыш-Муганской Республики: серия интервью радио "Голос Талышстана" с руководителями той республики:

Интервью с президентом Алакрамом Гумматзода (часть 1):

Изменено пользователем Arciv (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К 20-летию провозглашения Талыш-Муганской Республики: серия интервью радио "Голос Талышстана" с руководителями той республики:

Интервью с председателем парламента, профессором Фахраддином Абосзода (часть 1):

Интервью с председателем парламента, профессором Фахраддином Абосзода (часть 2):

Интервью с председателем парламента, профессором Фахраддином Абосзода (часть 3):

Изменено пользователем Arciv (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...
  • Global Moderator

Талыш Идрак Мирзализаде отжег! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:

Всем рекомендую!!!!!

http://rutube.ru/video/14283153a302f2e86d6b53ea188fed5b/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...
  • Global Moderator

Андрей Арешев. Как Пол Гобл в талышских горах «руку Кремля» искал

В начале декабря в интернете начал работу новый культурно-информационный проект — Национальное телевидение Талышистана (ТМВ — от аббревиатуры Толышыстони Миллийа Виндасадо). Таким образом, вслед за радио «Голос Талышистана» реализуется задача создания самостоятельной традиции журналистики на талышском языке. Напомним, талыши, компактно проживающие в южных районах Азербайджанской Республики и сопредельных провинциях Исламской Республики Иран, являются четвертым по величине этносом Закавказья. Авторы проекта, приглашающие зрителей к совместной работе над программами канала, делают акцент на вопросах национальной культуры, истории, самобытности талышского народа, сохранения национального языка, являющегося основой самосознания любого народа.

Первые информационные выпуски Национального телевидения Талышистана не прошли мимо внимания американских политологов специального назначения, традиционно специализирующихся на этнополитических проблемах не только Кавказско-Каспийского региона, но и шире — Евразийского континента. К числу таких специалистов (заслуженно или нет — вопрос отдельный) относится небезызвестный Пол Гобл, имеющий значительный опыт работы в американских аналитических структурах, специализирующихся на этнополитических проблемах постсоветских стран. В 1990-х годах он получил скандальную известность своими планами территориальных переделов в Закавказье, предполагавших передачу Азербайджану Мегринского района Армении в обмен на часть территории Нагорного Карабаха. Затем, перебравшись в Эстонию, в Тартуский университет, он обратил свой взгляд на так называемое финно-угорское возрождение, не забывая также «черкесский вопрос». Затем некоторое время работал в Дипломатической академии в Баку; в настоящее время — профессор Вашингтонского института мировой политики.

Таким образом, то обстоятельство, что господин с таким богатым послужным списком обратил внимание культурно-просветительский проект «Национальное телевидение Талышистана», ни в коей мере не может считаться простой случайностью. Гобл подозревает авторов ТМВ в том, что они преследуют не культурные, а политические цели. Более того, основываясь на использовании телеканалом кириллицы, а не персидско-арабской вязи, этот «этнополитолог в штатском» утверждает, что в настоящее время сотрудников канала «тайно поддерживает Москва». Для Гобла «очевидно», что Россия, мол, пытается таким образом направить азербайджанским властям сигнал о том, что она сохраняет возможности для того, чтобы «мутить воду» в южной части Азербайджанской Республики, где в основном проживают талыши, наподобие того, как это имело место в начале 1990-х годов. Кроме того, американский специалист обвиняет Москву в том, что она якобы продолжает дестабилизировать ситуацию и в северной части Азербайджана, поддерживая аварское и лезгинское этническое меньшинства. Конечно, апелляция к началу 90-х годов представляется абсурдной для тех, кто помнит, какие события происходили в Москве осенью 1993 года, когда в Ленкорани была провозглашена Талыш-Муганская Республика, подавленная рядом комбинаций Гейдара Алиева после его возвращения к власти в независимом Азербайджане в том же году. Начиная с середины 90-х годов поток американцев, восточных европейцев и израильтян в южные, приграничные с Ираном районы Азербайджана заметно возрос. В 2000-х годах была усовершенствована коммуникационная инфраструктура региона, начались работы по восстановлению брошенных военных аэродромов и танковых полигонов на территории Талыша, построенных при Советском Союзе и заброшенных после его распада. Немалую роль в американской «мягкой силе» в регионе играют неправительственные организации и учёные. В 2002 году в Бостоне увидела свет двухтомная книга «Изучение языков Азербайджана», где были отражены результаты трёхлетней работы группы американских учёных, включая самостоятельный раздел «Социолингвистическая ситуация в Талыше». Основной целью открытия турецких лицеев, наряду с прибытием некоторого количества христианских миссионеров, были попытки смены культурно-религиозной идентичности, по крайней мере, части народа, отторжение его от традиционного образа жизни и вероисповедания.

Сейчас, по прошествии времени, становится очевидным, что достичь этого не удалось, и вряд ли случайной является сентенция Гобла относительного того, что талыши давно представляют для Баку политическую проблему. Согласно некоторым оценкам, их количество больше 500 тысяч человек, что намного превышает данные переписей, проводившихся в Азербайджанской ССР и затем в Азербайджанской Республике с 1926 года. Талышский язык тесно связан с персидским, однако для большинства талышей привычен и понятен также и русский язык; кроме того, немало талышей живёт в России, что, по-видимому, и подвигло авторов ТМВ использовать кириллицу. Напоминая о репрессиях, которым подвергались «национальные кадры» в советское время, и о попытках ассимиляции, Гобл не забывает и о том, что талыши являются почти исключительно шиитами. Значительное количество талышей на сопредельной иранской территории облегчает различные трансграничные связи, а также заставляет бакинские власти относиться к этому меньшинству с особой осторожностью. Обосновывая свою версию о причастности России к созданию талышского национального канала, бывший (а бывают ли бывшие?) сотрудник ЦРУ предполагает: многие талыши не захотели бы сотрудничать с армянами и иранцами, которые воспринимаются ими как заинтересованные стороны, — а вот за Россией они якобы пойти были бы готовы. При этом вопрос о том, куда зовёт талышей Россия, даже не ставится, вернее, ответ подразумевается «по умолчанию»: конечно, по пути «сепаратизма». При этом он полностью игнорирует факт наличия достаточно самостоятельной талышской общественно-политической мысли и живой интеллектуальной жизни, по правде говоря, мало чем уступающих аналогичным явлениям у других народов. Так что же плохого в том, что этнокультурное богатство и талышского, и других народов Кавказско-Каспийского региона будет соответствующим образом представлено посредством современных технологий и средств коммуникации? «Талышское национальное движение по своей зрелости и интеллектуальному уровню отнюдь не отстает от, скажем, курдского движения: с какой стати г-ну Гоблу кажется, что мы сами не в состоянии создавать даже один единственный интернетовский канал, если, скажем, у курдов есть десятки телеканалов спутникового вещания?» — задаёт риторический вопрос известный общественный деятель, автор одной из программ ТМВ Фахраддин Абосзода.

Ранее Гобл уже обвинял Россию, Армению и Иран в стремлении использовать проживающие в Азербайджане этнические меньшинства в «сепаратистских» целях. Подоплёку выдвигаемой им сомнительной аргументации следует искать в геополитической борьбе, разгорающейся в настоящее время отнюдь не только на Кавказе. Трагический украинский опыт толкает многих авторов, представляющих соседние с Россией государства, идти по неверному пути этнического национализма, огульных подозрений в адрес несогласных и откровенной русофобии. Кивая на «крымский прецедент», выхватывая только отдельные его грани и не замечая другие, гораздо более важные (например, то обстоятельство, что референдум в Крыму состоятся после антиконституционного государственного переворота в Киеве), они бьют в набат, утверждая об «опасности бархатной, совершенно бескровной вероятной аннексии страны». Отсюда — и «рекомендации», формально вроде бы направленные на сохранение «территориальной целостности государства», а фактически — апеллирующие к национально-этнической дискриминации. При этом следование советам и намёкам американских специалистов, как свидетельствует печальный опыт Грузии и Украины, — кратчайший способ эту «целостность в советских границах» утерять. Ибо всякое действие рождает противодействие, никоим образом не обусловленное «имперскими происками Москвы». Более того, проблема сепаратизма — этнокультурного, экономического и иного — характерна для многих стран Европы и для США. Путём, альтернативным силовому подавлению несогласных, является внедрение в национально-государственные модели, де-факто или де-юре, элементов федерализма, различных видов и форм национально-культурной автономии, что для полиэтнических государств (а иных в мире нет) вполне естественно и разумно. Обсуждают это сейчас даже на Украине, причём не где-нибудь, а в подконтрольной Коломойскому Днепропетровской области, где проходила конференция «Федеративное устройство Австрии: Возможные рецепты для Украины» — да вот как бы не было поздно…

Появление телевидения на родных языках талышей, татов и других кавказских народов (который вовсе не обязательно должен совпадать с государственным), равно как и деятельность национально-культурных автономий, других институтов гражданского общества, можно только приветствовать. Кстати, это полностью соответствует и российской, и позитивной европейской практике. Ранее Азербайджан присоединился к Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, предполагающей ряд мер по защите прав этнических меньшинств, которые вряд ли должны иметь исключительно формальный характер.

Что же до Гобла, то он и далее будет прогрессировать в своей откровенно русофобской паранойе, транслируя неадекватные оценки и неверные выводы. Маниакальное стремление направить любой культурно-просветительский проект на путь «борьбы с русскими», откровенная нервозность в том случае, если сделать этого не получается, приводит к предвзятой интерпретации деятельности Национального телевидения Талышистана. И этот пример выискивания «пророссийских сепаратистов» на пустом месте — отнюдь не единственный. В минувшем ноябре, например, Гобл, обратившись к проблемам Казахстана, обнаружил признак некоей «Усть-Каменогорской республики», с которой начал активно бороться, обвиняя, понятное дело, во всех смертных грехах Россию, причём буквально в тех же выражениях, что и в своей «талышской» статье. До этого он безуспешно рыскал в поисках «Бессарабской народной республики» в Одесской области, обвинял Москву в провоцировании «сепаратизма» гагаузов в Молдове и каракалпаков в Узбекистане. Помимо тотальной экономической войны, речь идёт о том, чтобы разрушить единое культурно-цивилизационное пространство России и сопредельных государств и народов.

Совершенно очевидно, что дальнейшее «закручивание гаек» — неважно, в Киеве или Кишинёве, Тбилиси или Баку, попытки построения этнически однородных государств, ставка на интегральный национализм — всё это не может не вызвать встречного сопротивления, которое, в свою очередь, можно, постоянно подогревая градус конфликта, попытаться разыграть опять-таки против России. Как это сделать? Перевести внутренние проблемы в межгосударственные, размахивая жупелом поддерживаемых Москвой так называемых пророссийских сепаратистов. А затем — тенденциозно интерпретируя сдержанную позицию российского руководства, его приверженность постсоветскому «статус-кво», — попытаться использовать как пёструю этноконфессиональную мозаику Кавказа, так и новые, возникающие в процессе разогрева конфликтов возможности, в качестве фактора дезинтеграции российского политического пространства. Именно такая задача ставилась в августе 2008 года провоцированием Саакашвили к вторжению в Южную Осетию, в результате чего Москве был предложен непростой выбор, на который последовал чёткий ответ. Можно предположить, что аналогичные цели преследуются периодическим разогревом конфликта вокруг Нагорного Карабаха, который потенциально может повлечь за собой актуализацию иных этнополитических проблем. Какие последствия это может иметь для социально-политической стабильности в Азербайджане? Думается, ответ очевиден…

Лидеры талышского национального движения неоднократно заявляли о мирном и демократическом характере своей деятельности. В интервью Общественному телевидению Нагорного Карабаха Альакрам Гумматов, комментируя вопрос о возможном возобновлении вооруженной фазы карабахского конфликта, заявил: «…Я не хочу, чтобы талыши участвовали в этой войне. Я обращаюсь с призывом отсюда. Это не будет нашей войной. Это нам не нужно. Я обращаюсь и ко всем другим народам. Зачем мы должны ставить под угрозу данную Богом жизнь в войне, которая ничего не даст нам?» Не приходится сомневаться, что Национальное телевидение Талышистана с успехом продолжит свою работу, расширяя аудиторию (в том числе за счёт слушателей и зрителей, не владеющих талышским языком) и прирастая новыми техническими и организационными возможностями. А Пол Гобл и прочие подобного рода деятели с их хитромудрыми построениями и логикой разрушения и войн будут выброшены на свалку истории.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1879275.html#ixzz3MeFB7tDm

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

Такое впечатление, будто на армянском говорят, но нифига не понятно ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

Такое впечатление, будто на армянском говорят, но нифига не понятно ))))

Смотрю на девушку и думаю вот откуда у азикоф такие лица.

Աշխարհը մերն է, աշխարհը մերն է:

Հայաստանի ամեն մի հայ

Աշխարհի տերն է:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 530 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    502 гостя

    Нет пользователей в сети в данный момент.

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...