Перейти к публикации

Лезгины, Таты, Аварцы, Курды, Талышы, Удины


Арарат

Рекомендованные сообщения

  • Global Moderator

Красава! Все четко отписал! :give_rose:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В нашей истории скрыт наш успех и наше будущее, последовательно нельзя допускать, что ее у нас отбирали.

Золотые слова.goodjob.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Очевидно, что нам нужно государство на территории исторического проживания лезгин –как обеспечение нашего будущего, и это государство должно называться «ЛЕЗГИСТАН», или «АЛПАН» (Алупан).

Дело в том, что в самом кремле и вокруг Медведева есть лобби, работающие на откол Кавказа от России. Это не миф и говорил об этом много раз сам В.В.Путин. Кстати, Медведев ни разу об этом не упомянул, ему было комфортно со всеми, когда он делил народы. Такой процесс торпедируется в том числе частью самой Российской политической элиты. Путину не так уже комфортно, как это было предшественнику, который подписал раздел Лезгинского народа границей. Дагестан это большой колхоз для шайки воров и в нынешней форме он не может быть сохранен. Воры создают вид, что они лояльны к Кремлю и что они большие интернационалисты. А Москва делает вид, что она понимает их, держит их бюджетными траншами, заранее зная о том, что половина будет сворована. Общество так глубоко погрузилось в беспредел, что съедает себя. Такая система не может жить долго, она умирает, а для замены у Москвы нет ничего и никого другого. Народы не хотят терпеть такую власть, а власть намерена стоять насмерть. Значит, реконструкция системы неизбежна и ее дни сочтены . Возможно, Дагестан будет федеративной республикой, или административно разделен на округа каждый, который отдельно подчинен Москве. Южный, Центральный, Северный и еще какой- то. В таком раскладе нам есть над чем думать. Мы внутри с аварцами должны прийти к согласию. Южный административный округ ( северный Лезгистан) в составе Дагестана с прямым подчинением Москве — это реально и за него надо биться. Он может стать нашим спасением, но события могут произойти без нашего согласия и участия. Мы должны это преподнести всем — в интересах мира и согласия, в интересах справедливости и сохранения дружбы, в плане прогресса и развития для создания лучших условий жизни людей. Мы знаем претендентов на северный Кавказ и знаем как власти Дагестана «смирно стоят перед Баку». Почему? — задавайте себе вопрос. Возможно, сами догадаетесь!

Много неожиданной для меня информации.

А для вас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

История лезгинского народа и государства

Процесс образования алупанского народа начался, по всей вероятности, в конце II — начале I тыс. до н.э. (с образованием союза лезгиноязычных племен), усилился образованием единого централизованного государства — родиной всех лезгиноязычных племен в первой половине I тыс. до н.э., завершился в середине I тыс. до н.э. Уже в середине I тыс. до н.э. этноним «албан» (алпан) был известен античным авторам. Уже в VI веке до н.э. под наименованием каспиев и других племен, обитающих в Алупании, следует разуметь албанов (13, стр. 51).

Несмотря на то, что уже во II тыс. до н.э. существовал древнелезгинский язык, отдельные племена сохранили свои названия, свои наречия еще длительный период, кроме этого, в зависимости от обстоятельств, наверное, складывались новые группы людей, переселились новые племена из северо­западного Ирана. Но в совокупности, к середине I тыс. до н.э. существовал алупанский народ, и все соседи именовали население Алупанского государства — алупанцами, албанами, алуанцами, алванами и др. Но все названия относятся к лезгиноязычным народам и выражают одну суть: население государства Алупания.

О племенах, входящих в состав Алупании и составляющих единый алупанский — лезгинский народ, имеется много разнообразной, иногда противоречивой информации в трудах античных авторов.

Касы (касар). Античные авторы (Страбон, Плутарх, Плиний и другие) называют их каспии и помещают у устья реки Кура. Касы в северо-западном Иране, упоминаются в египетском папирусе V века до н.э. (171, стр. 347). В папирусе приведены личные имена касов, которые переселены в 525 году до н.э. в Египет персидским царем Камбизом для охраны провинции, где была создана их военная колония. Среди этих имен есть и такие: — Атар (имя одного из богов лезгинского языческого пантеона), Убил (Ибил — лезгинское личное имя), Базу (Базук — имя одного из алупанских царей), Беф, (личное имя), Инбулийа (название города в Алупании) и другие.

Иомпений Мела считает, что касы живут ближе к скифам. Птолемей размещает касов чуть западнее, сообщая, что они занимают западную часть Атропатены. Согласно С.В. Юшкову касы жили южнее Куры. С.Т. Еремян поселяет касов в Муганскую степь, а К. Алиев локализует южнее слияния Куры и Аракса. К.В. Тревер предполагает, что к I веку до н.э. термин «каспий» (касы) перестал быть объединяющим этнонимом и употреблялся только для обозначения части племен и народностей, именовавшихся каспиями еще до этого. Она (К.В. Тревер) считает, что к VI-V века до н.э. под наименованием каспиев следует разуметь албанов (13, стр. 51). А-В. Торн подверг сомнению существование такого народа — каспиев и высказал предположение, что названием этим обо­значались народы жившие в Прикаспийской области. Геродот называет каспиев (касов) в составе войска Ксеркса (? — 465 г. до н.э., царь государства Ахеменидов с 486 г.) и отмечает своеобразие их одежды, а именно верхнюю одежду в виде бурки (Геродот, кн. VII, гл. (Я).

badalov.jpg

По мнению исследователей Страбона отмечены две «Каспианы», одна — Албанская, другая в Атропатене, которую захватили армяне во II веке до н.э.(171.стр.189).Каспиана в Алупании,видимо, охватывала часть территорииМилско-Муганской степи (там же). В раннем средневековье каспии, по- видимому, обитали и на северо-востоке Алупании. Итак, каспии обитали в Алупании в двух ее зонах (171, стр. 191). Исследователи едины во мнении о том, что основу этнонима «каспи» составляет компонент «кас». Племя кашшу было известно в Передней Азии из ассирийских источников (150, стр. 79), как одна из хурритских племен. Г. Гейбуллаев полагает, что именно эламитяне добавили суффикс «пи» к названию «кас» «потому, что в их языке суффикс «пи» означал множественное число. Однако, это окончание заметно и в некоторых древних кавказоязычных этнонимах — силвы (силбы), hалби, йихьби ( также маннейское племя суби) и др. Поэтому, может быть, передатчиком этнонима каспи были кавказоязычные (лезгиноязычные — Ф.Б.) племена» (171, стр. 193). Аполлон Родосский, автор второй половины III века до н.э. в книге «Поход аргонавтов» пишет: «Каспийское море у океана, близ него каспийский народ, соседний с персами …» Артемидор Эфесский, живший на рубеже II-I вв. до н.э., в своем труде «Сокращенная география», рассказывая о Каспийском море, которое «Аполлоний Родосский, принимает за океан», пишет, что «по его побережью живет народ, называемый каспийским …»

Плиний, как известно, живший после Страбона, пишет, что по берегу Каспийского моря живут каспии. Клавдий Эллиан, живший в конце II — начале III века н.э., описывает жизнь касов (каспийцев). Клавдий Птолемей, живший во второй половине II века н.э. в своем «Географическом руководстве», автор второй половины V века н.э. Присциан в своем труде «Землеописание» упоминают касов (каспийцев). Интересно, что некоторые исследователи подсказывают такую мысль: после того как каспийцы переселились в другое место (место не указывается) Каспиану заняло племя Чуга из Дербентской области (110, стр. 14).

Основываясь на систему «Сув-Аран», этот факт можно объяснить: касы и чуры (может быть хуны) менялись своими зимними пастбищами.

Ни один из этих авторов не упоминает об отдельном от албанцев языке касов. По той простой причине, что касы не имели отдельного языка. Как описано в древнелезгинской книге неизвестного автора, касы — это одна из самых многочисленных (основных) племен древней Албании — великого дома Алупа. Каспиана имела границу с Атропатеной — страной, населенной также и каспиями (касами), луллибеями, кутиями, а позже персидскими племенами.

Возникает вопрос: Неужели ошибается Страбон, когда говорит, что и море (Каспий) и область (Каспиана) берут свои названия от имени давно исчезнувшего племени? И второй вопрос: Неужели ошибаются другие авторы, упоминая название кас или каспийцы, после Страбона, в первые века н.э.? Исследования показывают, что они не ошибаются, но допускают неточность. Племена, именем которых названы и море, и область, были скотоводы- полукочевники. Они имели зимние пастбища в Арране (Аран — это лезгинское слово и означает территорию с жарким климатом) и летние пастбища в Кавказских горах. Когда бушевали большие войны, наступали смутные времена они искали для скота другие, более безопасные пастбища, например, в областях Мушкуре, Шарване (с другой стороны, как известно, античные авторы путешествовали не в одиночку, они появлялись именно во времена военных походов, сопровождая полководцев).

Источник Страбона Феофан Митиленский был участником военного похода в Албанию. Можно делать вывод, что племена касов или как пишут античные авторы каспийцев, как и другие лезгинские племена, имели летние и зимние пастбища, и их обитание там или здесь зависело от многих факторов.

Удивительно, но факт, что древние авторы часто указывают отдельные племена то на равнине — Арране, то на южных или восточных склонах Кавказского хребта. И сейчас спорят ученые насчет месторасположения племен ути, гаргаров, шаков и др.

А где находились летние жилища касов и летние пастбища их скота? Великий лезгинский язык в объяснении этого вопроса помогает нам. В Азербайджане есть районный центр — по-русски именуемый Кусары, по- азербайджански Гусар, а по-лезгински Ксар — это разве не множественное число слова кас, исчезнувшего племени по словам Страбона?!

И река, которая течет около Кусары тоже до нашествия иранцев — шиитов (XVIII в. н.э.) называлась река Кас. По преданию, персидский шах из племени каджаров назвал реку Шахнабат, по имени своей жены.

Это еще не все. Жители села, официальным названием которого является Кузун, в Кусарском районе, сами свою деревню называют Касан (или Касар — что означает опять множественное число слова «кас»). Вероятно, под названием «касы» надо понимать не одно племя, а группу родственных по языку племен, т.е. «касы» — это собирательный термин. Вероятно, под названием «касов» подразумевали легов, гелов, мушов, чулов, уннов, гилибов, муков, гаргов и другие лезгиноязычные племена, которые расселились по западному побережью Каспия («Кас гьуьл» по-лезгински).

Удивительно, но факт состоит в том, что азербайджанские, грузинские, армянские, русские исследователи уже в течении почти двух веков ищут реку Кас, указанную Птолемеем между Курой и Соаной, и впадающую в Каспийское море, но почему-то не интересуется лезгинскими названиями рек, гор, населенных пунктов на исторической территории Алупании. (Касан булах, Кас вац, Касан, Ксар (Кусарский район), Касан муьгь (с. Пиперхуьр), Касун булах (с. Зугьрабахуьр) г. Гаф-кас и т.д.).

Гаргы (гаргар). В книге на древнелезгинском языке в составе лезгиноязычных племен перечисляются и «гаргы». Слово «гаргар» — это множественное число: гарг + ар. «Ар» суффикс множественного числа на лезгинском языке. Страбон пишет, что гаргары живут рядом с амазонками на восточных предгорьях Кераунских гор, т.е. от г. Кубы до с. Касумхуьра. Некоторые армянские ученые локализуют гаргов южнее Куры, по берегам реки Каркар. По К.В.Тревер, гаргы до III века до н.э. жили в горах, потом переселились на юг — в Карабахскую степь. В Гедабекском районе Азербайджанской Республики находится местечко Гергер. В Карабахе имеется селение Гергер и река Каркар. В Самурской долине находится гора Гаргар. А название реки Гюлгер (севернее Самура) тоже очень похоже на слово «Гаргар».

Моисей Дасхуринви в XXVII главе первой книги пишет: «Маштоц … возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедование Евангелия в области Ути, в Алуанке, в Лпинке, в Каспии, до ворот Чора, а также среди других племен, плененных в свое время Александром Македонским, который привел и поселил их близ великой Кавказской горы — гаргаров и камичиков — ефталитов» (1, стр. 60). Из цитаты выходит, что гаргары жили у подножия Кавказского хребта. Р. Исмаилов, ссылаясь на разные источники, локализует племена гаргов (гаргаров) в междуречье Куры и Аракса, и пишет, что их земли простирались до Каспийского моря. Тот же автор в той же книге сообщает, что племена гаргар (по автору хархар) обитали в местности вокруг горы Пармак. И вся территория от Пармака до реки Аракса принадлежала им. (Сув — Аран) Автор дальше констатирует тот факт, что гаргы (гаргары, хархары) являются одними из основных алупанских племен, и «Священный Мас- руп» создал свой алфавит именно для гаргарского языка, который отличается многими гортанными звуками, диковатостью. Р. Исмаилов пишет, что именно эти особенности относятся к лезгинским языкам, и безусловно гаргарский язык является одним из лезгинских языков (110, стр. 13).

Утии (удияр). Страбон упоминает утиев. Плиний сообщает, что удины живут на северо-западном берегу Каспия. Геродот свидетельствует, что утии раньше жили южнее Аракса. Н.Г. Адонц пишет, что утии вначале жили южнее Аракса, а потом севернее. А. Бакиханов тоже утверждает, что удины пришельцы с юга. Некоторые авторы утверждают, что удины когда-то жили в Атропатене.

Моисей Дасхуринви помещает утиев на северо-запад Алупании, современный Шекинский район Азербайджанской Республики. Геродот упоминает утиев в соседстве с племенем мик. По И. Алиеву утии в начале I тыс. до н.э. жили южнее Аракса, там, где жили кутии (150, стр. 65). Страбон помещает утийцев вместе с кадусиями, албанцами, каспиями (4, XI. 8.8). По мнению И. Маркверта, Н.Г. Адонца, И.Г. Алиева и других утии, на рубеже н.э., продвинулись на север — на территорию Алупании. Н.Г. Адонц считает, что они переселились на север вместе с миками (184, стр.395). Некоторые авторы предполагают, что утии пришли в Алупанию из области Этиуни государства Урарту, или может быть после распада Урарту эта область перешла в состав Алупании, так как область Этиуни в урартских источниках находилась около озера Севан (171, стр.146). Но есть и другая локализация — провинции Ути — близ города Партав (1, кн. II, гл. 17).

Леги (лиги, легар). Согласно Страбону между албанами и амазонками обитают легы и гелы — скифы. А. Яновский, П.К. Услар, Н.Я. Марр, С.Т. Еремян и другие авторы называют легов предками лезгин.

По мнению К. Алиева, к потомкам легов относятся все лезгиноязычные народы и еще лакцы. В грузинских источниках этноним леги — лезгины употребляется в значении албанов (147, стр. 43). Мы согласны с автором древнелезгинской книги, утверждающим, что леги (лезги) это то многочисленное племя, которое в IX веке до н.э. создало в бассейне реки Кьулан (Герра — Самур) государство. Постепенно вокруг именно этого государственного образования объединялись все лезгиноязычные племена.

Гелы (кIел, гелар) — близко родственное к легам лезгиноязычное племя. Оно еще в античную эпоху растворилось в составе более многочисленных легов. Еще Страбон указывал, что гелы живут между албанами и амазонками (4, XI. 5.1.). В северном Иране есть город и область, носящие название Гилан (по- лезгински «владение гелов»), и рядом с озером Севан область Гелакунн. Эти названия, может быть, связаны с историческим маршрутом переселения гелов из северо-западного Ирана в Закавказье. С.Т. Еремян локализует гелов на северо-восточных рубежах Алупании. И.Г. Алиев, С.А. Коваленская, К.В. Тревер связывают город Гелда Птолемея с племенем гелов. В «Армянской географии VII века» этноним гел написан в форме хел и помещен рядом с племенем шилб (силв). К.В. Тревер и З.И. Ямпольский считают гелов Алупании и северозападного Ирана идентичными (13, стр. 47).

Гилибы (гилибар) .Обитали в северо-восточных склонах Кераунских гор. (Кереян, или Куьреян сувар, вероятно, от слова «Куьре»). Само название племени на лезгинском языке «хьил», «хьилар». Селение Гиль (на лезгинском языке «Хьилар» в Кусарском районе (Азербайджанская Республика) и селение Гилияр в Магарамкентском районе (Дагестан) сохраняет историческую память об этом племени.

Мушы (маскуты, муьшкуьрвияр) — одно из лезгинских племен, входивших в состав Алупанского государства с самого начала его образования — с начала I тыс. до н.э. Они были самыми близкими соседями лезгов по географическому положению — обитали в дельте реки Кьулан (Самур). Густые леса по обеим берегам реки Кьулан , по побережью Алупанского моря и сегодня именуется Мушкуром. Муши вошли в состав алупанского государства как административная единица — субъект федерации. Территория обитания мушов называлась Страной Мушов или Царство мушов. Наивысший подъем Мушкурского царства приходится на II — IV века н.э., — во время алупано-армянских войн. В источниках (1) сохранилась информация в отношении христианских проповедников действовавших в стране мушов, особенно в связи со священным Григорисом — ставленником Армянского католикоса.

В труде лезгинского мыслителя и историка Моисея Дасхуринви область обитания племени мушов называется «страной маскутов». Историки по разному локализуют границы расселения мушов. С.Т. Еремян и С.В. Ашурбейли локализовали маскутов (мушов) между реками Кьулан и Гилгил (171, стр. 174). Образование слова маскут некоторые исследователи связывают с Среднеазиатскими массагетами. В действительности, это слово состоит из «муш» и армянского суффикса «к», который также вошел в состав слова «Алуан + к», «Гомен + к» и другие, по воле армянских авторов.

Армянский историк V века Агафангел употреблял выражение «масаха — гунны». С.Т. Еремян отмечает, что этноним «маскут» в форме мазасес засвидетельствован еще Плинием в перечне народов, обитающих от Меотиди до Кераунских гор (171, стр. 175). Название селения Мацар (Ахтынский район Дагестана) свидетельствует о племени мушов. Местонахождение деревни (в горах) связано, по нашему мнению, с поздним переселением мушов, также как и других лезгиноязычных племен в горы.

Некоторые авторы ошибочно или умышленно их (мушов) путают с Среднеазиатскими массагетами. Но племя мушов, начиная с XIII — XII веков до н.э., обитает у устья реки Кьулан (Самур). Древние авторы и Страбон мушов локализуют на западном побережье Каспия. Аммиан Марцеллин пишет: «Помпей прошел через страну албанов и массагетов (мушов — Ф.Б.), которых мы теперь называем албанами, разбил и это племя и увидел Каспийское море» (Этот факт не подтверждается). Фавстос Бузанд сообщает, что «маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря и принадлежали к скифскому племени» (137).

С.Т. Еремян, как и можно ожидать, маскутов выводит за пределы Алупании: «Восточнее Албании простиралась малообитаемая (явная ложь — Ф.Б.) прикаспийская низменность, на котором кочевали массагеты и другие племена»), М.И. Артамонов пишет, что основной областью обитания Кавказских массагетов являлась плодородная территория нижнего течения реки Самур и других рек теперешних Хачмасского и Кубинского районов, заключенная между Главным Кавказским Хребтом (Кераунские горы) и морским побережьем от Дербентского прохода до прохода у вершин Бешбармак». Он также утверждает, что равнина между реками Самур и Гилгил называлась Маскут или Маскат, позже Мускур, и в районе дельты Самура, на месте развалин Накьвад къеле (дословно «крепость из глины») находилась столица маскут- ских царей — город Чура или Чуга по имени которого и была названа вся территория. (В действительности, столица Мушкурского царства была расположена южнее Самура).

Силвы. Предгорья и с восточной и с юго-западной стороны Гъуцарсув (Шардага) называются Силибир — страна силибов (силбов, силвов).

Силвы являлись соседями лпинов, но находились севернее их в предгорье. Название Силибир (предгорье и в Кусарском, и в Куткашенском районе называется так) осталось от них.

Чилбы (чилбар, шилбар). Некоторые авторы путают силвов с чилбами, вернее идентифицируют. Это ошибочная позиция. Чилбы обитали ниже – ближе к низменности и являлись отдельным племенем. Название села Чпир (Кусарский район Азербайджанской Республики) и Чепер (бывший Ахтынскии район Дагестана) носят название этого племени. Название древнего города Тилбис, может быть Чилбис, по всей вероятности, связан с этнонимом чилбы. Гейбуллаев признает кавказоязычность силвов и чилбов, но утверждает, что они еще в I веке н.э. не входили в состав Алупании. У этого автора своя заранее готовая позиция — лезгиноязычные племена, в том числе сами лезгины, не входили в состав Алупании, так как Алупания — государство тюркоязычных племен. В отличие от Г. Гейбуллаева, В.Г. Котович локализует чилбов в долине среднего течения реки Кьулан (Самур). Б.А. Арутюнян и А. Акопян локализуют и силвов, и чилбов рядом, но в Нагорном Ширване.

Барзы (барсил, басилар). Моисей Дасхуринви называет Страну Басил и сообщает, что в начале III века н.э. Алупанский царь породнился с одним отважным человеком из страны Басил. В Магарамхурском районе Дагестана название этого племени носит населенный пункт — Барзу. Возможно, название священной горы Шалбуз (или Шарбус) также связано со словом «барз» или «барза». «Барза» — высокогорный луг на лезгинском языке. Первая половина названия «Шал» искаженная форма слова «шар» (царь). Можно предполагать, что «Шалбуз», вернее «Шар + бурз» означает местность царя барзов. «Барза» один из самых распространенных топонимов в Южном Дагестане.

Тапиры (munlupap). Дионисий упоминает их на западном берегу Каспия, южнее унов, каспиев, албанов, кадусиев — на северо-западе Ирана.

В Лезгистане находится несколько населенных пунктов, носящих название этого племени. В предгорьях Шахдага село Тип1ир (современная искаженная форма «Тигьир»), вблизи этого села, на южной стороне реки Кура (приток Самура) развалины и кладбище древнего города Т1ип1т1ис, вблизи среднего течения Самура село Тигьирч1ал (вероятно, «Тип1ирч1ал») и др.

Хотим отметить, что происхождение названия «т1игьир» и «т1игьирч1ал» от имени древнего лезгинского племени «тип1ир» впервые высказан известным лезгинским поэтом и знатоком лезгинской истории Лезги Нямет в личной беседе с автором.

Лбины (лп1инар). Лпин или Лпинк (в армянских источниках) является названием одного из царств лезгин. После Чура вторая столица Алупанского государства находилась в Кьвепеле (Кабалака) — главном городе царства Лпин. А.Л. Якобсон считает, что Лпин находился в верховьях центральной части реки Самур.

Ф. Мамедова помещает лпинов от центральной части Самура до долины реки Алазан или между Чулой и Шеки. А.А. Акопян считает, что чилбы и лпины обитали в верховьях реки Гирдман, т.е. в окрестностях Кабалы. Вслед за С.Т. Еремяном некоторые исследователи локализуют лпинов в долине реки Алазан. (К.В. Тревер, М.И. Артамонов др.). А.П. Новосельцев утверждает, что лпины обитали на стыке Грузинской и Азербайджанской республик.

Цахуры (йихьбы). Название этого племени встречается в источниках по-разному: джигб (Моисей Дасхуринви), чигб (Фавстос Бузанд), тчигб (Армянская география VII века). По мнению исследователей, это искаженный вариант самоназвания цахуров «йихьбы». А название цахур происходит от главной деревни этого народа в Дагестане — «Цахур». Цахуры безусловно входили в состав Алупании, и им принадлежит одна из ведущих позиций в государстве Алупания. Отмеченное Страбоном название реки Хан относится к цахурскому языку — означает «вода», «река». Это слово на лезгинском языке означает пить (воду).

Гаты (гатар) –предки населения села Хыналуг( Хенелег). Они помнят что переселились туда около тысяча лет тому назад, после землетрясения из деревни Хени или Хин (вероятно, из крепости Хунан). Одноименное село имеется и в Ахтынском районе. Хенелегцы — лезгиноязычный народ, самоназвание -«кэт».

По С.Т. Еремяну топоним Хени упоминается в древнеармянских и древнегрузинских источниках и связан племенем гениохов, упоминающихся у античных авторов. Хенелегцы называют жителей соседних лезги­ноязычных селений Галей — Худата — «калчид», села Джек — «инчид», села Элик — «лекид», села Хапут — «hинпид», села Крыз — «котуд», села Будуг — «будогид», села Сурсар — «йоцид». А лезгин они называют «мудудаьду» — дословно дети маминой сестры. Сохранение в исторической памяти той истины, что они с лезгинами родственны по линии матери, относится еще к периоду матриархата. Свое село хенелегцы — каты называют Кетьш.

Геры (гьеры, эры, хапуты). Есть такая версия, что эры — хапуты обитали в древности в пограничной с Иберией Эрети и название этой области («округ Гер» (Фавст Бузанд, кн. III, гл. 8) произошло от названия племени эр (hep). В древнегрузинском источнике «Жизнь картлийских царей» говорится, что родоначальник Таргомос «Эросу дал страну к северу от Куры, от устья Малой Алазании до Ткетба» и область Эрети входит в албанский союз племен. По мнению Т.Г. Папуашвили, эры жили в бассейне рек Иори и Алазани. Грузинские ученые согласны с мнением, что одним из пограничных албанских племен было племя эров.

Есть и такое мнение, что эры грузинских источников являются геррами, упоминаемыми Птолемеем и, согласно сообщению которого, населявшими восточный Прикаспий.

По мнению Г. Гейбуллаева эры являлись предками современных крызцев и хапутов — лезгиноязычной этнической группы в северо-восточной Алупании. Он же предполагает, что город Хобота в Алупании у Птолемея можно сравнивать с селением hапут. А слово «крыз» произошло от названия их селения Гэрэз (гэр — эз). А предки хапутов и крызов являются потомками племени «эр» или «hep». Это подтверждается тем, что название еще одного селения — Ергуж происходит от слов «ер» и «гуж». По мнению автора, часть эров, в связи с какими-то неизвестными нам обстоятельствами, покинула свое исконное место обитания в долинах рек Алазании и Иори и, перейдя через горный перевал, поселилась на нынешнем месте жительства. Среди хапутлинцев сохранилось предание, что их предки — hepы пришли на нынешнее место проживания из города Херна (herna), во время нашествия арабов. (Этот факт еще раз доказывает, почему во время нашествия огузов, монголов, селджуков, сефевидов в Аране — Ккале — Паласе не было постоянных поселений лезгиноязычных народов. И почему в топонимике Мило-Муганской степи и в долине реки Кура сегодня очень редки лезгинские слова. Во время переселения тюркских племен в Аране практически не было постоянных поселений лезгиноя­зычных народов, там можно было встретиться только с временными стоянками.

Отрывок из книги Ф.А. БАДАЛОВ "ИСТОРИЯ ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВА (V ТЫС. ДО Н.Э. - X В. Н.Э)"

http://realcaucasus.org/1613

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Президент ФЛНК в Женеве впервые озвучил проблемы лезгинского народа на европейском уровне

Опубликовано Admin Ноя 30, 2012 | Leave a Comment

В четверг 29 ноября в Женеве открылась 11 Генеральная Ассамблея Организации непредставленных народов. В ее работе принимает участие делегация ФЛНКА в составе – Президента Арифа Керимова и члена Совета Руслана Курбанова.

Встреча собрала более сотни участников, представляющих в ОНН самые разные народы мира – от курдов до уйгуров и от крымских татар до абхазов.

Мероприятие будет длиться 3 дня. В первый день участники встречи заслушали отчетные доклады о проделанной за 2011 год работе Президента ОНН Нгаванга Чоэфла, Генерального Секретаря ОНН Марино Буздачина, а также руководителя финансового департамента организации.

По словам Президента ОНН данная встреча сначала планировалась в Японии. Однако руководство организации вынуждено было перенести ее в Женеву из-за начала предвыборной кампании в Японии и напряженной внутри-политической ситуации в этой стране.

В первой половине дня после выступлений руководства организации состоялась торжественная церемония представления новых членов ОНН – лезгин.

Президент ОНН Нгаванг Чоэфл и Генеральный секретарь ОНН Марино Буздачин вручают Арифу Керимову Сертификат о вступлении ФЛНКА в Организацию непредставленных народов

Президент ОНН Нгаванг Чоэфл вызвал в Президиум собрания Президента ФЛНКА Арифа Керимова и под всеобщие овации вручил ему Сертификат о вступлении ФЛНКА в состав Организации непредставленных народов. В обмен на Сертификат по принятой в ОНН традиции Ариф Керимов вручил руководству организации утвержденный на днях флаг ФЛНКА – красное полотнище с древним символом албанской государственности.

Роскошный алый флаг ФЛНКА был встречен аудиторией бурными аплодисментами. Теперь флаг лезгинской организации поднятый на международном уровне будет знаковым напоминанием о необходимости решения лезгинского вопроса для всех международных структур, занятых защитой прав и свобод непризнанных народов.

После этой церемонии Арифу Керимову Президентом ОНН была предоставлена возможность рассказать собравшимся об истории и современном положении лезгинского народа. В своей речи Президент ФЛНКА поведал собравшимся о том, что лезгины являются одним из древнейших народов Кавказа, но с трагичной судьбой.

Коснулся он в своем выступлении и истории разделения лезгинского народа между Россией и Азербайджаном, того, как это разделение сказывается на развитии народа, его культуре и общественном сознании. Ариф Керимов особо коснулся вопроса отсутствия у лезгин Азербайджана достаточных возможностей по изучению родного языка, сохранения родной культуры и защиты своих прав и свобод на общественном и политическом поле.

В финальной части выступления Ариф Керимов рассказал участникам встречи о той работе, которую ФЛНКА проводит в сфере защиты прав лезгинского народа на сохранение своей культуры и свободное развитие в качестве единого народа.

Ариф Керимов отметил, что ФЛНКА работает в легальном правовом поле, в конструктивном ключе взаимодействуя со всеми политическими и общественными структурами, разделяющими боль лезгинского народа.

Также Ариф Керимов выразил твердую убежденность в том, что членство ФЛНКА в Организации непредставленных народов позволит поднять защиту прав и свобод лезгинского народа на международный уровень. На этом пути ФЛНКА начинает самое широкое сотрудничество с европейскими и международными структурами в сфере защиты прав человека и народов.

Это тем более актуально в свете того, что современный Азербайджан заявляет о себе, как о демократическом государстве, ориентирующемся на европейские ценности в области прав и свобод человека. Реакция азербайджанских властей на активность ФЛНКА на европейском уровне покажет их искренность в следовании заявленным ценностям, а также их истинное отношение к лезгинам, проживающим в границах этого государства.

Во второй половине встречи, состоявшейся 29 ноября, прошли дискуссии участников по теме повышения эффективности работы ОНН в деле защиты прав и свобод народов, не имеющих собственной государственности.

Данная деятельность касается таких вопросов, как защита культурного наследия народов, повышение их политического участия и представительства в странах их проживания и борьба с сохраняющимися в третьем мире проявлениями рабства.

Несколько десятков членов ОНН представили собравшимся свои соображения по этим вопросам. Генеральный секретарь ОНН Марино Буздачин повторно попросил Арифа Керимова рассказать гостям о проектах, реализованных за последнее время ФЛНКА.

Так Ариф Керимов поведал гостям встречи о проведенных ФЛНКА международных мероприятиях, в том числе, о недавней Международной конференции по защите прав лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан.

Ариф Керимов рассказал о том, насколько эффективным оказывается в условиях России практика проведения подобных международных общественных дискуссий с подготовкой детально проработанных рекомендаций органам государственной власти по решению поднимаемых проблем.

Питер Малдер, Марино Буздачин, Нгаванг Чоэфл и Ариф Керимов на фоне флага ФЛНКА

Питер Малдер, Марино Буздачин, Нгаванг Чоэфл и Ариф Керимов на фоне флага ФЛНКА

В ходе перерывов, объявлявшихся во время встречи, практически все участники мероприятия отдельно подходили к руководителю ФЛНКА за дополнительной информацией о положении лезгинского народа. Каждому из них были вручены заранее подготовленные подробные справки об истории и современных проблемах лезгинского народа на английском языке.

Особый интерес к деятельности ФЛНКА проявила научный сотрудник Кембриджского Университета, доктор Фиона МакКонел и абхазская делегация, во главе с заместителем министра иностранных дел Ираклием Хинтба.

После насыщенной дискуссии по всем проблемам, поднятым членами ОНН, участники мероприятия завершили первый день встречи и продолжили беседу за дружеским ужином.

По итогам работы первого дня Генеральной Ассамблеи ОНН можно сказать, что он, фактически, прошел как день презентации лезгинского народа, деятельности ФЛНКА и сорвавшего бурные овации гостей флага ФЛНКА. Практически все гости отмечали высокий профессиональный уровень группы специалистов, имевших отношение к его разработке. Впереди у лезгинской делегации еще два дня напряженной работы в Женеве.

Так, уже 30 ноября – на второй день встречи членов ОНН в Женеве состоится визит Арифа Керимова в офис Верховного комиссара Организации объединенных наций по правам человека, где он собирается озвучить самые наболевшие проблемы лезгинского народа, разделенного между двумя государствами, а также проблемы политзаключенных лезгин в Азербайджане.

После данного визита делегация ФЛНКА примет участие в массовой акции членов ОНН перед штаб-квартирой Организации объединенных наций в Женеве. Данной акцией члены ОНН надеются привлечь внимание мировой общественности и мировых СМИ к проблемам непризнанных народов, к ущемлению их прав и свобод в различных странах.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

http://realcaucasus.org/2349

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
16041500-290x290.jpg

Про самый мультикультурный Азербайджан мы много наслышаны. То, что в этой стране победившей суверенно-клано-демократии самый лючий мультикультуризм, и что культура мультикультуры здесь самый-самый мы знаем. В прошлом году этот похожий на бред сивой азер-ослицы как бы мысль высказали ученые мужи на своем ученом симпозиум

Моя ссылка

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 6 месяцев спустя...
За Дербент надо биться до конца! 1371823367_11111.jpg

Плечом к плечу с лезгинами встают все народы Дагестана

Магомед Магомедов

8 мая этого года Собрание депутатов города Дербента приняло скандальное и крайне непопулярное решение о переименовании улицы Советской на улицу имени Гейдара Алиева.

Затем, в течении месяца, шел процесс подготовки и организации митинга, основной целью которого было донесение позиции общественности относительно данного решения городских властей.

Однако ровно через месяц, 8 июня 2013 года, городские власти приняли незаконное решение о срыве митинга. Подобные действия и позиция властей Дербента вызвали бурю эмоций у общественности, которые переросли в инициативу о проведении общероссийского митинга в разных городах нашей необъятной Родины.

В связи с этими событиями, мы попросили Магомеда Магомедова, главу Международной горской конфедерации, включающую в себя представителей практически всех народов Кавказа, поделиться своим мнением и дать оценку происходящему.

На Ваш взгляд, насколько юридически правомерными являются действия властей Дербента при переименовании центральной улицы в честь иностранного политического лидера? Должно ли подобное решение согласовываться с федеральными властями или общественностью?

Я был в день митинга там, в Facebook тоже писал. Был крайне возмущен. Обязаны были согласовывать с федеральными властями и прежде всего с народом. Если, к примеру, взять лезгинский народ, уж найдется действительно целая плеяда героев, в честь кого эту улицу можно было переименовать и ходить по ней с гордостью.

О мертвых говорят или хорошо, или ничего. Может быть, Гейдар Алиев для Азербайджана и сделал много хорошего. Но для тех лезгин, аварцев, цахуров и рутульцев, которые проживают на территории Азербайджана, ничего хорошего он не сделал. Поэтому это форменное безобразие называть в честь него улицу.

1371822482_1.jpg

Учитывая, что у Дербента особый статус древнейшего города России, с находящимися под защитой ЮНЕСКО историко-культурными памятниками мирового значения, могут ли власти навязывать городу столь непопулярные у местного населения решения?

Конечно, не имеют. Это город особого статуса. Представьте себе, если чуточку любопытный турист окажется, он увидит улицу имени Гейдара Алиева и спросит о том, что это за улица. Она раньше называлась Советская, почему?

Ну и чем объясняют нам это переименование власти Дербента? Как они объясняют населению Дербента, за какие заслуги они ее так назвали? За какие заслуги самого Гейдара Алиева? Что он сделал Дербенту?

Некоторые говорят, что во время наводнения, вроде, какие-то чиновники в Дербенте появились. Но, извините меня, там со всей страны были люди, волонтеры. Это просто абсурд. Я усматриваю под этим явный коррупционный след.

Почему-то такое ощущение, что, живя в Дербенте, чем ближе к Азербайджану, наверное, чиновники думают, что Азербайджан им ближе, чем Россия. Это очень чреватое решение, за которым, конечно же, будут громкие последствия.

1371822531_2.jpg

Известно, что решение о переименовании не является спонтанным. Оно готовилось в течение двух лет. За эти два года было ли организовано хоть какое-то подобие общественных слушаний, обсуждений? Какие юридические последствия могут быть у этого решения?

Вы знаете, это было, как гром среди ясного неба, что власти решились на это переименование. Никто ничего не знал. Очень активные мои друзья из Садвала, из ФЛНКА, да никто ничего не знал об этом. Где-то может какая-нибудь информация пару месяцев назад промелькнула, но все это расценили как шутку.

В Дагестане, сами Вы знаете, самые невероятные слухи рождаются, и эту новость причислили к ним. Да ни один порядочный лезгин даже в кошмарном сне не мог представить себе, что человек, за которого они так бились и на которого такие надежды возлагали, что он так сможет поступить.

Извините, я прямой человек. К чертовой матери менять надо такие власти. Это еще разобраться нужно, какой и какого размера интерес стоял за этим решением о переименовании.

1371822527_3.jpg

Просто так, что ли они там во власти воспылали любовью к Гейдару Алиеву? Такие вроде поборники были российской власти, и вдруг ни с того ни с сего воспылали любовью к Гейдару Алиеву! С чего бы это вдруг?

Может ли инициативная группа граждан оспорить это решение в суде?

Так мы это и делаем. И митинги организовываем, и в суде будем оспаривать. Здесь не будет справедливости - дальше пойдем. В Европу напишем, в Европейский суд. Я этнический аварец из Цумадинского района.

Но я воспринимаю проблемы своего братского народа, как свои и многие также. А тот, кто не воспринимает, извините, не дагестанец тогда. И всех, кого смогу, буду подтягивать к этой теме. Так и будем бороться.

1371822529_4.jpg

На Ваш взгляд, насколько юридически правомерным являются действия властей при разгоне митинга?

Какими же они могут быть юридически правомерными, если люди согласно регламенту подали заявку? Я там присутствовал. Никто из собравшихся не нарушал правопорядка, не ругался, водку не распивал… Собрались культурные люди.

Приехали с других регионов России, с Москвы, Украины, хотели высказать свое мнение и что? Автобусы останавливали, ОМОН стоял… Я еще в Facebook написал о русских прикомандированных силовиках, которые присутствовали там.

В качестве кого их используют и для чего? Не дали провести митинг. Более того, даже когда организаторы митинга какое-то интервью пытались дать, сразу рядом полиция появляется. Это абсолютно незаконные действия…

1371822527_6.jpg

Там у стенки стоят какие-то охранники…, там кто-то в черной форме…, кто-то в полицейской форме…, все взволнованные какие-то. Они что, пришли каких-то преступников выдавливать из города? Нет же. Это было согласованное с властями собрание и выражение горожанами своего мнения. А власти допустили самоуправство, произвол.

Я же говорю, дербентские власти забыли, что они находятся в России , они забыли, что они руководители города в России, а не пригорода Баку. Сам президент Путин принял решение отмечать 2000-летие самого древнего города России, коим собственно является Дербент.

А тут какие то мелкие местные чинуши занимаются самоуправством. За это, вообще, вопрос нужно ребром – или вы со своей страной и со своим народом, или гнать их в шею.

1371822486_7.jpg

Могут ли к оспариванию решения властей Дербента по переименованию улицы подключиться общины других народностей Кавказа?

Конечно, а как иначе. Аварские движения уже участвуют в этом. Никто в стороне не останется. Потому что, это переименование, как плевок в лицо всем дагестанцам. Ни один уважающий себя дагестанец не будет на это равнодушно смотреть.

А если во главе каких-то общественных национальных структур стоят люди, которым до этого дела нет, то, значит, гнать нужно таких руководителей.

1371822454_5.jpg

Что бы Вы могли посоветовать организаторам и активистам митинга предпринять в сложившейся ситуации?

Биться до конца. Всеми возможными пока, законными методами. Я тоже состою в оргкомитете митинга, сам напросился. И буду биться до конца. Я постараюсь всех нормальных аварцев, и не только аварцев, собрать.

Лакцы есть, кумыки есть. Всех соберем, как же иначе. Я как оскорбление это воспринял. Проблемы между нами нет, проблемы есть между некоторыми продажными нашими чиновниками и народом.

Вчера проблема коснулась кумыкского народа, сегодня лезгин. Никто не должен оставаться безучастным к этому. В этом и есть наша сила, сила Дагестана!

Беседовал Мурад Шихахмедов

http://flnka.ru/aktualnoe/2819-za-derbent-nado-bitsya-do-konca.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://realcaucasus.org/?p=8257

Дербент – внутреннее дело Азербайджана?

Азербайджанская пресса освещает события, связанные с защитой прав коренных народов страны неизменно в черных тонах. Деятельность общественных деятелей лезгин, талышей, татов или аварцев однозначно оценивается как «козни армян» и садвалистов против Азербайджанской государственности.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно лезгины и азербайджанцы имеют свои национальные особенности и различия, но факт в том что как бы не старались армяне рассорить эти народы у них ничего не выйдет. Эти народы с глубокой древности жили бок о бок в мире и дружбе, делить им нечего, вместе веками сопротивлялись иноземным захватчикам. Никогда между ними не было распрей поножовщины, геноцидов и тд... Есть довольно слабая политика ассимиляции властей по отношению к ним, но не больше. Между простыми людьми конфликтов не было нет и не будет никогда. Просто по идее конфликт между лезгинами и азербайджанцами невозможен. Хотя азербайджанцы там все независимо от происхождения. Тоже самое относиться к аварцам, а тем более к талышам.

Лезгины носят в основном тюркские азербайджанские имена, фамилии, в их языке есть и азербайджанские слова, они любят азербайджанскую музыку и вообще к азербайджанцам никакой ненависти нет. Особенно тёплые отношения между ними за пределами Кавказа, там они лучше понимают что близки, как бы там ни было.

То что армяне не смогли там ужиться это их проблемы, лезгинов это не касается. Ни на одном сайте и форуме азербайджанцы не высказывают ничего плохого в адрес лезгин, только добрые слова. Есть некоторые лезгины обиженные чем-то обозлённые, пишущие всякие гадости, но это всего лишь глупость, недоразумение.

Лезгины там все прекрасно владеют азербайджанским языком, имена фамилии у них почти не отличаются от азербайджанских, культура схожа. Так было очень много веков. Лезгины представлены во всех сферах Азербайджана Там нет никаких притеснений, всё это выдумки недоброжелателей.

Так-что повторяю ещё раз что вражда между ними невозможно, как-бы там не старались со стороны. Тоже самое касается талышей, аварцев и тд...

Там есть много смешанных по национальному признаку сёл, но всё равно все они азербайджанцы.

А какие тёплые трепетные чувства испытывают лезгины к Турции. Это не выдумки Просто вы плохо знаете других. Если не считать Дагестана то в мире есть только две страны где есть лезгинские сёла - Азербайджан и Турция. Братские дружественные отношения.

Делайте выводы.

Изменено пользователем Anti (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Global Moderator

уже сделали.

Ребята, сворачиваемся, нами их не рассорить! ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 0 анонимных, 349 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    349 гостей
    luc Левон Казарян Оlenabu АРТЕМ irrenna w i t o
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...