Перейти к публикации

Manvel Sargsyan's article


vaykuneci

Рекомендованные сообщения

Манвел Саркисян: Мировоззренческий хаос в Армении

Одним из наиболее тревожных последствий кровавых событий 1 марта в Армении стал возникший здесь синдром идейной дезориентированности армянской элиты. Уже знакомство с многочисленными оценками политологов и творческой интеллигенции происходящим в стране событий, убеждает, что в стране возник мировоззренческий хаос. Казалось, вполне ясная ситуация жесткого противостояния общества с властями не должна была оставить места для того интеллектуального мракобесия, которая охватила страну. Но то, что выглядывает из публичных «осмыслений» армянской общественности, и тем более, апологетов властей, заставляет признать, что возникший в Армении кризис имеет более глубокий подтекст. По сути, мы имеем дело не только с политическим, но и с интеллектуальным банкротством всей национальной элиты.

Фактически, страна подошла к той черте, когда наличные интеллектуальные технологии оценки национальных реалий оказались исчерпанными. Возникший же вакуум заполнился мифотворчеством такого пошиба, что людям понадобились механизмы психологической защиты от лавины агрессивных информационных потоков. И лучшим из этих механизмов оказался метод игнорирования предоставляемой информации. Иного и не могло быть в условиях, когда психика человека со всех сторон каждодневно подвергается образами ужасов различного пошиба.

Несомненно, сам нынешний кризис в Армении является следствием, а не причиной указанного интеллектуального банкротства элиты. То обстоятельство, что национальная власть обратилась в своем противостоянии с обществом к грубой силе, свидетельствует о полном отсутствии у нее чувства реалий. Ведь, в сложившихся условиях, такой шаг попросту загнал ее в западню. Изначально было очевидным, что сила не может решить проблему. В итоге сложилась ситуация, при которой в своем прежнем качестве криминально-олигархическая структура власти Армении отныне сможет существовать лишь на «штыках», при том, в условиях монополизации информационных и финансовых ресурсов. Все остальные ресурсы потеряли свою эффективность. Властям нечего сказать обществу, а у общества нет желания слушать власть и всех ее защищающих.

Вполне естественно, что власти страны развернули информационную экспансию в отношении общества, монополизировав в своих руках почти все электронные средства массовой информации. Есть понимание того, что даже условия нормальной публичной дискуссии могут подорвать основы единства лагеря власти. Однако именно это обстоятельство проявило другую особенность возникшей ситуации – адекватность информационного воздействия поставленным целям. В итоге, монополизированная информация еще больше потеряла свое воздействие на общественное сознание. Более того, эта информационная политика продолжает углублять пропасть между обществом и властью.

Но не только это – примечательным является то, что пропасть углубляется между обществом и всей элитой. В стране почти не осталось ни одного «мастера слова» из среды творческой интеллигенции, чье слово способно привлечь внимание общества. Первым выражением такого состояния стала пассивность значительного корпуса политологов и публицистов, дотоле готовых наглядно оценить происходящие в стране события.

И как обычно бывает в таких случаях, в лагере апологетов власти появились невиданные оценки в виде «народ болен», «народ загипнотизирован», утверждения о том, что в ситуации применяются «психотропные технологии» и «кодированные понятия». А это можно оценить как явный признак полного идейном банкротства информационной машины властей. Фактически, встретившись с невиданной волной активности общества и с фактом проявившейся готовности общества противостоять планам властей, руководство Армении проявило свое бессилие. Арсенал оценочных способностей властей исчерпал себя. Осталось лишь оценить ситуацию как следствие «происков внешних сил», обвинить политических противников в «предательстве национальных интересов», а общество в «пособничестве развалу государства».

Как и надо было ожидать, типичным обстоятельством стало привлечение к этой информационной политике деятелей творческой интеллигенции. Здесь и проявилась указанная выше идейное банкротство элиты. Кроме типичных для таких случаев коллективных заявлений с критикой противников действующих властей, все способности привлеченных интеллигентов свелись к призывам «сохранить национальное единство» и «мир». Эти, на первый взгляд, безопасные призывы, на самом деле, стали провозвестниками нарождающегося в стране мракобесия. Проявилось то обстоятельство, что власти потеряли дееспособность и оказались в состояния бессилия перед развернувшимися в стране процессами.

Данная ситуация в Армении вполне распознаваема. Она проявила свои аналогии не раз в иных странах и в иных исторических условиях. Речь идет о ситуациях, когда власти берут курс на легализацию террора. Всегда в таких случаях в обиход выходит тезис о «порядке во имя нации» и о «происках врагов». Уточним, не о государственном порядке, а о порядке во имя нации. Неслучайно, в политической и журналистской среде Армении сейчас появилось так много разговоров о фашизме. И как это обычно бывает, апологетами такого курса поневоле становится номенклатурная интеллигенция.

Казалось, в период, когда политические деятели страны в предвыборный период выдвинули тезис о необходимости укоренения в стране конституционных норм и перевода страны в русло конституционных государств, никаких особых сложностей в оценке происходящего де должно было быть. Для уже более 17 лет стонущей в тисках авторитарных и криминально-олигархических порядков страны появление такого курса (при этом, поддержанного тремя ведущими политическими силами – Тер-Петросян, Дашнакцутюн, Оринац Еркир) должно было только приветствоваться. Вряд ли кому-то не было ясно, что в стране есть потребность высвободиться из оков беззакония и установить атмосферу всеобщей законности.

И само развитие внутриполитических процессов, как кажется, содействовали полному прояснению сути возникшей ситуации. Как и следовало ожидать, общество Армении уже в предвыборный период прекрасно поняло суть складывающейся в стране ситуации и проявило готовность поддержать курс на установление конституционных порядков. Этим, не в последнюю очередь, можно объяснить невиданную волну мобилизации граждан вокруг выдвинувшего указанный курс первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Фактор не совсем симпатичного для многих лидера не стал препятствием на пути объединения.

Однако, оказалось, что в маргинальном положении оказалась, в первую очередь, значительная часть интеллектуальной элиты. Именно она ничего не смогла понять в происходящем. Даже власти, с опозданием, но кое-что поняли. То, что действующие власти Армении должны были узреть в появлении такого курса угрозу своему будущему – яснее ясного. Понятна и их мобилизация по недопущению укоренения подобных идей в обществе. Столь же понятна и организованная атака на сторонников Тер-Петросяна, тем более, что сама одиозность этой фигуры давала большие возможности для мобилизации многих его ярых противников. Несмотря на большие способности первого президента доходчиво пояснять всем слоям общества свой курс, он, тем не менее, был отягощен грузом своих «грехов» в период собственного правления.

Более того, на радость властям сторонники Тер-Петросяна не смогли обойтись без радикальных лозунгов «кто не с нами, то предатель», «освободить народ Армении от иностранных поработителей» и пр. Несомненно, накопившаяся за десять лет самоотстраненности энергия ненависти к действующим властям должна была толкнуть сторонников Тер-Перосяна к крайностям. Это обстоятельство стало «манной небесной для властей Армении. Но оно никак не отразилось на мнении большинства граждан страны – сами власти свое информационной политикой оправдывали экстремизм оппозиции.

Жизнь показала, что Тер-Петросян смог сломить накопившийся в отношение к себе нигилизм главным образом посредством цельной идейной апологетики своих намерений. Многие оставили фактор его личности в сторону и поддержали его. Свидетельством этому является переход на его сторону большинства ветеранов карабахской войны, а также, молодежи – детей тяжелого периода войны. Сила слова заставила многих пересмотреть свое отношение к проблемам государства и к установившимся дотоле политическим стереотипам.

Осознавшие это обстоятельство власти Армении потеряли контроль над ситуацией. Им оставалось только сорвать нарастающий процесс. Сорвать без пояснений. И на фоне сказанного и актуализируется вопрос: почему не примкнувшая к информационной политике властей интеллигенция не выразила свою позицию? Почему суть произошедшего в стране слома общественно-политических отношений не получает рациональной оценки до сих пор? Ведь речь идет о ситуации, когда целый народ объявляется больным, а власти квалифицируются как «бандократия». Более того, в стране назревает атмосфера тотального террора во имя «порядка». А вслух говорится лишь о мире и согласии.

Об этом стоит поговорить отдельно. На наш взгляд, здесь есть ряд обстоятельств.

А. Интеллигенция – порождение среды. Думаю, можно согласиться с мнением о том, что в условиях двадцати лет, прошедших после краха коммунистической системы и отсутствия в Армении (впрочем, как и во всех постсоветских странах) правопорядка, в стране сложился слой относительно удачливых людей, естественным образом приобретших элитные условия для обеспечения своей жизни. Условия жизнедеятельности поощряли соответствующие свойства в людях, естественным стремлением которых является поиск убедительной технологии жизнедеятельности.

Конечно, многие и в этих условиях остались верными каким-то идеалам. Но факты свидетельствуют о том, что те, для которых убедительным стал утилитарный прагматизм, те и добились несоизмеримо больших успехов. Кроме крупных предпринимателей и чиновников-собственников значительную долю этих людей представляют из себя деятели интеллектуальной сферы – политики, политологи, творческая интеллигенция, общественные деятели.

Наблюдения показывают, что наиболее универсальным свойством подобных деятелей является склонность к спекулятивности и идейный нигилизм. Образом их жизни стал отказ от выбора средств. Глубокая вера в силу лжи и в эффективность идеологического перевоплощения выработали специфические технологии собственного жизнеобеспечения. В реальном выражении, формула «урвать-кинуть-сбежать-заболтать» стала моральным кодексом указанной псевдо-элиты. Но время до поры до времени содействовало успеху людей с такой жизненной философией. Это обстоятельство углубляло веру в «правильность» выбранного жизненного пути.

В результате, общество Армении, фактически оказалось разделенной на две касты: касту удачливых и касту неудачливых. Последние представляют из себя значительную массу оттесненных от возможностей влияния на собственную судьбу граждан. Первые же, фактически, естественным образом, заняли нишу национальной элиты. По крайней мере, минимальные возможности для своей самореализации аккумулировались в их руках и они естественным образом составили костяк «псевдо-элиты». Понятно, что для такой среды какое-либо изменение условий равносильно уходу со сцены. Эта среда является аккумулятором интересов неизменности атмосферы в стране.

Б. Банкрот традиционного мировосприятия. Но не только указанная выше категория интеллигенции определяет характер нынешней интеллектуальной элиты. Особым слоем в национальной элите можно назвать вполне порядочных и патриотично настроенных людей, для которых постулатной базой мировоззрения и универсальной формулой оправдания своей жизненной позиции является идея «национального единства». Указанная вполне традиционная заскорузлая идея, исходящая к периодам расколов нации и бесконечных гонений армянского народа, давно превратившись в основной постулат этно-политической философии, традиционно оказывала значительное влияние на образ мышления многих поколений армян.

На основе этой идеи выработались и продолжают вырабатываться специфические формы оценки общественно-политических реалий страны и мира, а также, практика реализации собственных устремлений. Лежащая в ее основе формула о «гонимой внешними силами нации-носителе Истины» определила концепцию политического видения мира многих национальных политических сил. Но, по сути дела, это была всего лишь политизация повстанческой идеологии. Поэтому, любая жизненная ситуация решалась в свою пользу посредством практикования формулы «предатель нации» и «во имя национального единства».

Сохранив свое остаточное влияние до новейшего период истории Армении, такая жизненная философия сама по себе не только стала естественной преградой для развития творческой мысли, постоянным источником внутренних деструкций, но и превратилась в механизм травли любых противников. Ведь, главным свойством подобного образа мышления является отсутствие в нем категории свободы, в первую очередь, свободы личности. Свобода признается прерогативой нации, но не гражданина.

Соответственно, являющаяся в современном мире философской базой правосознания формула «свобода-равенство-братство» осталась недостижимой для данного образа мышления. Возможно, когда-то значение такого видения мира не имело особого значения. Однако, в условиях декларированности в современной Армении курса на правовое государство, такой образ мышления вышел за рамки просто философии и выродился в конкретный механизм парализации государственной жизни. И это естественно, поскольку правовое государство не может получить самореализации без базового условия – правосознания граждан.

Более того, мировоззрение, основанное на базе постулата «о национальном единстве» должно было в какой-то момент привести к противопоставлению народа и государства. Стремление к сильному национальному государству как высшей ценности безотносительно к интересам народа, в глазах, последователей подобной философии должно было сделать «врагом государства» и сам народ, народ – отрицающий насилие и беззаконие «во имя государства». Ведь, по сути дела, сущность государства в умах апологетов «сильного государства» свелась к сущности игнорирующей воли народа «националистической власти». При том, что есть «национализм» - мало кто аргументирует. Это не только беда армянской псевдо-элиты - это беда любой обанкротившейся интеллектуальной элиты во всем мире.

Отнюдь неслучайно, что установление в Армении криминально-олигархической системы управления, и соответственно, сведение понятия о национальных интересах к интересам членов этой системы, загнало апологетов «национального единства» в философскую западню. На деле, оно, попросту, парализовало какое-либо развитие самих носителей данной философии. Мир для них поневоле свелся к «своим-националистам» и «чужим». При этом, понятие «свой» вышло в ранг не подлежащей дискуссии непререкаемой истины.

В сфере общественно-политических проблем, это свелось к недопущению какой-либо дискуссии по проблемам национальных интересов, национальной безопасности, национальной идеологии. Считается, что эти понятия определены раз навсегда и давно, и все желающие подвергнуть эти понятия критическому анализу равнозначны «предателям нации».

На деле, усилиями большого количества «политологов», «историков» и «писателей» мир творческой мысли и общественно-политической активности был не только парализован, но и сведен к черно-белому модусу по формуле «национальные-антинациональные силы». При этом, антинациональными силами признавались все, кто смел критиковать национальную реальность в любом ее проявлении.

Возможно, описанное положение дел не вызывало бы особого дискомфорта ни в обществе, ни в элите, если бы не периоды серьезных внутриполитических коллизий в стране. Время показало, что именно в такие периоды в стране возникают явления, которые можно квалифицировать как банкрот элиты. Главным свойством таких состояний можно определить феномен падения способностей к оценке происходящего и способностей находить решения для преодоления кризисов.

Именно этот феномен мы и наблюдаем в Армении нынешнего момента, о чем и говорилось в начале статьи. Интеллектуальная элита разделилась на «пресмыкающихся» - апологетов властей и на полностью дезориентированных «спасителей» национального государства. По сути же, в стране началась наивная пропаганда доморощенного нацизма. Именно нацизма, поскольку нацизм во все времена всегда был идеологией обанкротившегося криминала. Везде, где идея государственного правопорядка (конституционного порядка) подменяется идеей «порядка во имя нации», возникает практика и апологетика легализованного террора. Власть устанавливает порядок по своему усмотрению и в собственном понимании. Это чаще всего бывает в моменты, когда общество со всей серьезностью выдвигает требование по установлению законности в государстве. Видимо, Армения подошла именно к такой черте.

Вот здесь и становится понятным, почему все чаще можно встретить обвинения в адрес общества Армении в том, что оно «больно», загипнотизировано и пр. Столь же понятно встретиться с многочисленными мнениями о националистическом правительстве – спасителе государственности. На деле же, мы имеем дело с обанкротившееся властью под флагом «национального спасения» от «чужеродных сил», с боящимися перемен апологетами, а также, с корпусом дезориентированных патриотов.

Но это – явление временное. Главным является то, что и идейное и политическое поле Армении вычистилось от недееспособных явлений. Поле для свободных дискуссий и открытой политики открыто. А общество Армении уже знает, с чем имеет дело.

Манвел Саркисян - независимый эксперт

www.armtoday.info

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 6
  • Создано
  • Последний ответ

Афтар сам является частью полностью обанкротившейся антиэлиты !!!

17 лет антиэлита Армении ( в любом ипостасии во главе с его крестным отцом ЛТП ) ведет армянский народ назад в прошлое! В 19-ый век, где армяне были порабощены.

Народ регулярно сопротивляется и не хочет идти в "светлое" прошлое. А на этот раз показала готовность что взорвет все ко всем чертям, если этот процесс не остановится.

Все очень просто. ...

Так что все это фигня. Армения непобедима. Его можно поработить , но его дух нельзя закабалить !!! Запомните это горе аналитики !

Если будете упорствовать то произойдет ликвидация антиэлиты. Как это бывало неоднократно в истории Армении.

Так что советую афтару выйти из классических клише "националист"-"прогресист" .. В Армении все эти ложные категории ЛИКВИДИРОВАНЫ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А народ перехитрил Левона

И сурово наказал его за его предательство всего светлого.

Он ЛТП как тщеславный человек видимо мечтал о спокойной и цивильной реабилитации.

Но не получилось ! Опять трагедия. Опять осечка.

Не с тем народом связался урод.

Армянский народ это как зеркало где каждый лидер может видеть свою рожу. И то что народ себя показал не с хорошей стороны это показывает кто на самом деле был лидер.

Был бы нормальный человек народ бы показал героизм и эталон нравственности.

Еще долго 1-ое марта не даст антиэлите ( во главе ЛТП ) спокойно поспать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Честно говоря эту статью трудно как то оценить потому что во первых автор ничего не предлагает, констатирует что обществе есть много нехорошего что верно но от этого легче не становится. Понятие хаоса как то не укладывается в реальность нашего общества. Не думаю что у нас хаос, думаю что есть болезни которые надо лечить.

мне кажется что любые статьи которые не предлагают путь лечения и не содержат в себе конструктивных идей сегодня это не только потерия времени но и вредны.

сегодня больше нельзя находится в позе критика который говорит всё плохо и не предлагает ничего. не хочу детально критиковать, трата времени которе мы себе больше не можем позволить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грайр Казарян: Армения в цепях «стабильности»

За последнее время основной догмой и излюбленной фразой действующих властей Армении стал Великий тезис о стабильности, который официоз озвучивает каждодневно, когда госчиновники разных рангов и калибров осуществляют очередное крупное или мелкое произвольное насилие над обществом. После кровавых событий «1 марта» из уст министра иностранных дел Вартана Осканяна этот тезис дословно прозвучал так. «Власти стоят перед дилеммой, с одной стороны это обеспечение стабильности и безопасности, а с другой стороны - вопрос защиты демократии и прав человека». Как говорится – докатились. В любой, даже мало-мальски цивилизованной стране такое сравнение прозвучало бы как кощунство – стабильность и безопасность вытекают из демократических принципов и направлены в первую очередь на защиту прав человека и основных свобод. И если уже такими сравнениями руководствуется человек власти, который получил хоть кое-какое «западное образование», то что, в будущем можно ожидать от местной «азиатчины»? Вопрос риторический, но ответ не сулит ничего хорошего простому обывателю Армении.

Под флагами стабильности, власти Армении на сегодняшний день идут на все. Можно и нужно творить всякого рода произвол, ведь все делается не «корысти ради», а во имя обеспечения «стабильности». С позиции властей, стабильность в стране обеспечивается изоляцией от общества политических оппонентов или даже просто инакомыслящих, ограничением прав СМИ, запретом на проведение митингов и даже всякого рода препятствиями на нахождение в определенных чертах города. То есть всеми теми методами, которые предпринимают власти за последнее время. Чего стоят сцены того, как из Северного проспекта полицейские волокут 70-летнюю старушку или местного сотрудника ОБСЕ, которые «прогуливались не на положенном месте», или информация о коллективном допросе полицейскими 10-летних школьников города Раздана, которые «рискнули» произнести вслух имя политического оппонента властей. И только незамедлительные действия властей по «стабилизации» таких малолеток, старушек, «заграничных штучек» и «их местных пособников», обеспечивают развитие и спасают безопасность страны.

Власть то ли не способна, то ли не в состоянии понять все последствия своих действий. Логика и методы действий сегодняшних властей приведут к чему угодно, но не к реальной стабильности. Может ли страна быть стабильной, когда нестабильна душа народа, и где власть и общество обоюдно ненавидят друг друга. Годами продолжающийся беспредел, произвол, вседозволенность и массовая коррупция со стороны представителей всех ветвей власти, их родственников, шоферов, сторожей, любовников и любовниц никак не служили становлению стабильности в стране. Со дня провозглашения независимости в Армении протекает процесс превращения общества в бесправное быдло. Логика нынешних властей сводится к тому, что все было в порядке, и стабильность в стране была нарушена действиями оппозиции. Что это как не очередной «самообман» или нежелание понять и оценить ситуацию и свое поведение?

Силовой удар властей по централизованной оппозиции привел к расщеплению недовольной массы на тысячи мелких осколков, которые распространившись, сами уже в автономном режиме создают орбиты недовольства вокруг себя. Благодаря топорным и политически непрочитанным методам властей, без конкретной идеологии и без централизованного управления эти «островки недовольных» как губка впитывают в себя все новые и новые массы. При продолжении нынешней политики властей, в какой-то момент начнется централизация и координация этих «островков», и тогда стартует кульминационная фаза противостояния власти и общества - с конкретными лидерами или без них «масса недовольных» и «монолит властей» столкнутся в «последней битве» во имя своей стабильности. И в данной ситуации символично также то, что народный бунт 1 марта доказал, что армянское общество уже способно бросить вызов своим властям даже без конкретной координации и конкретных лидеров.

К стабильности ли ведет политика по закручиванию гаек и подписывание коалиционного соглашения с «карманными» партиями, лидеры которых кроме самих себя, на сегодняшний день никого не представляют? Основной электорат этих партий уже успел примкнуть если даже не к оппозиции, то к многочисленным ячейкам «армии недовольных». Дошло до того, что один из лидеров партии Дашнакцутюн в келейной беседе вынужден был признать, что «наши ряды нас не понимают». Вместо того, чтобы «вести переговоры и подписывать соглашение» с обществом, власть сперва объявила войну собственному народу, а теперь хочет ее выиграть, в любом случае не понимая, что победа в такой «войне» обернется химерой. Если победа общества над властью может привести лишь к смене власти, то победа власти над народом это никак не «обеспечение стабильности», а всего лишь закат государственности.

Грайр Казарян

www.armtoday.info

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   8 пользователей, 2 анонимных, 241 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    231 гость
    2 анонимных
    Абрикос Sigo Dexter tailor stephanie S Putnik luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...