Перейти к публикации

За что воевали и за что мириться?


Thug

Рекомендованные сообщения

Апет Мадоян

23/02/08 г.

http://www.mitq.org/?l=rus&id=12&news=487

Решение всяких-разных конфликтов - излюбленная занятие европейских ученых мужей. Выгодно, прибыльно и никакой ответственности за последствия. Специально для этого была придумана даже такая наука - конфликтология. Она занимается межэтническими, межличностными (даже иногда и межличностными), межгрупповыми и т.п. конфликтами. Ими, по должности, первыми занимаются действующие политики, с особым старанием - бывшие политики, и наконец - просто специалисты с дипломами (психологи, управленцы, конфликтологи и пр.).

Итак, по классической схеме, конфликт - это расхождение интересов по конкретным вопросам между двумя и больше сторонами; если сами стороны договориться не в силах, то прибегают к помощи посредников - суда, арбитража, конфликтологов и т.д. Решение их в принципе должно быть нейтральным. Вообще-то цивилизованные люди (как ни парадоксально) предпочитают конфликты не решать, а предупреждать, если же конфликт уже произошел, то сторонам следует мириться, то есть каждая сторона признает свою часть ответственности за произошедшее и соглашается идти на определенные уступки ради мира и процветания обеих сторон.

Сейчас принято, дабы сглаживать углы, называть вещи другими именами (синонимами); хоть хрен редьки и не слаще, но уже не так сильно пугает. Так, к примеру, агрессия Республики Азербайджан против Нагорно-Карабахской Республики, переросшая в полномасштабную войну, закончившуюся позорным поражением агрессора, превратилась в сладкозвучных комплиментарных устах европейцев в карабахский конфликт. И хотя предыстория фазы вооруженного противостояния, его причины аккуратно замалчиваются или, в лучшем случае, обходятся, тем не менее войне этой (между местными армянами – народом-демосом и пришлыми захватчиками-турками – народом-этносом) уже не одна сотня лет. Ради краткости в последующем мы тоже будем называть эту войну конфликтом, но только ради краткости.

С момента прекращения огня многие сильные мира сего пытались стать посредниками в мирном решении конфликта, предлагалось множество решений, одни из них чуть не обрели жизнь, другие так и остались пылиться на полках ( хотя и, по неистребимому оптимизму и апломбу создателей, могут быть применены к другим, будущим конфликтам - не пропадать же добру!), но ни одно из них не удовлетворяет стороны, следовательно, конфликт остается нерешенным. Все годы после 1994-ого мы ежедневно слышим, что дело уже на мази, что все обговорено-согласовано и осталось поставить только запятые (“казнить нельзя помиловать”), что именно этот год станет переломным, что именно в этом году конфликт решится, что стороны как никогда близки к взаимному удовлетворению; посредники зарабатывают себе на жизнь (и хорошо зарабатывают), а мы сидим и надеемся. В основном идея решений в следующем: Армения отказывается от освобожденных ею территорий (хотя причем Армения – абсолютно непонятно, поскольку конфликт между НКР и АР) в обмен на то, что Азербайджан подпишет какие-то бумаги, международное сообщество станет гарантом чему-то, Карабах получит статус субъекта международного права (каковым статусом он уже обладает по тому же международному праву), все будут счастливы и довольны. Наиболее активные (или пронырливые) из посредников получат премию за мир, может – и Нобелевскую, менее удачливые добавят в свои мемуары объемистую главу, а народы будут процветать и забудут прошлое.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись?

Прежде чем продолжать, надо уяснить один важный момент. Если двое поссорились и собираются мириться, то значит - обе стороны признают свою вину в сложившейся ситуации, если не равную, то каждый за свою часть. После признания вины каждая из сторон возвращает то, что отняла у второй, и начинается дружба на вечные времена. Правда, есть одно но - я сам, как гражданин Армении, как человек, который перенес все невзгоды войны, своей вины в этом конфликте не вижу, следовательно, непонятно, что я должен уступать, а значит, мириться особенно и не хочется. Я, юридическим языком говоря, здесь ни при чем. Агрессии подверглась Нагорно-Карабахская Республика – суверенное государство, и, в соответствии с международным правом, приняла все меры для ее отражения и сохранения своего суверенитета. Грош была бы ей цена, если бы она этого не сделала. В результате страна – и народ, эти страну населяющий, носитель ее суверенитета - вернул часть незаконно отнятых у него территорий, - всего лишь малую часть, поскольку основная (Низинный Карабах, Утик, Гардманк – правобережье Куры, Нахиджеван) все еще остается в руках агрессора. В этой ситуации мириться, т.е. соглашаться и официально признать факт аннексии и примириться с ней, как-то не очень хочется, но, как говорится в известном фильме - я сижу и молчу. Мириться означает признать вину, и лишь те в Армении, кто чувствует свою вину за отпор агрессору, думают и надеются на примирение.

Агитпропполитика Республики Азербайджан демонстрирует даже неисправимому оптимисту, что они-то совсем не желают мириться и единственный возможный для них Кавказ - это Кавказ без Армении и без армян. Это уже безотносительно к Нагорному Карабаху и Армении. Так что все эти переговоры - последняя попытка и возможность хоть каким-то образом выиграть бездарно и закономерно проигранную в 1994 войну.

Любой вариант примирения Азербайджан понимает и примет только как территориальные уступки уже не только от Карабаха и Армении, но от армянского народа, следовательно, прежде чем думать о мире, надо думать, а нужен ли нам мир на турецких условиях; что мы получим взамен того, что отдадим.

Выгоды

Если, допустим, 2020 г. будет переломным в разрешении конфликта, то есть, по воле случая все парламентские и президентские выборы в обеих странах пройдут, скажем, в 2019 г., христианские заповеди станут императивами политики мусульманского Азербайджана и все скопом возлюбят ближних своих, их ослов, дома и жен, то что это даст нам, армянскому народу?

Какими калачами нас соблазняют?

Международное признание и экономический рост.

Нагорный Карабах и так, по факту своего самопровозглашения (а другого и не бывает никогда в истории и в международном праве) уже стал субъектом международного права, со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, вопрос лишь в официальном признании НКР как страны. Что даст, скажем, нашему народу, если Республика Чад признает законное право армян иметь свое второе государство на своей же исконной автохтонной территории, на территории, где мы – народ-демос, демиург, “создавший”, окультуривший и вынянчивший ее? - Практически ничего; возможно, откроются посольства, изредка будут посещать друг друга с визитом вежливости президенты, будут подписаны какие-то общие, ни к чему не обязывающие меморандумы и т.д. и т.п. Признание Республики Чад, равно как и какой-либо другой, конечно же, важно, но Карабах сможет прожить и без этого, а без территории - уж вряд ли.

При международном признании ожидается некоторый экономический рост. Может, и в самом деле будут международные субсидии, Карабах включат в какую-нибудь программу вроде Вызовов Тысячелетия, дадут гранты, пришлют советников, на оплату труда которых уйдет львиная доля этих грантов. Деньги, конечно, будут истрачены в возможно короткий срок, но будет ли от этого экономический эффект – вопрос символический. Страна, которая начинает жить на зарубежную помощь, похожа на человека, которого подключили к аппарату искусственного дыхания с самого рождения. Сам он дышать не умеет, учиться уже поздно, а вентиль к баллонам находится вне его досягаемости; кто открывает вентиль, тот может и закрыть. Вывод прост: дабы не попасть в такую ситуацию, НКР уже сейчас надо развивать свою экономику, не ожидая ни признания, ни помощи. При создании нормальных экономических и политических условий для международных инвестиций экономика Карабаха будет расти. Уже сейчас в стране работает крупное горнодобывающее предприятие, обеспечивая работой несколько тысяч человек. Разговоры, особенно со стороны Армении, о сдаче богатых природными ресурсами территорий Карабаха, создают неблагоприятную ситуацию для иностранных инвестиций; ничто не пугает инвесторов больше, чем неясность.

Недавно мой друг показал мне банку газировки с надписью “Made in Kosovo”. Если косовские албанцы без международного признания смогли наладить у себя производство и экспортировать продукт аж до самой Армении, то ничего не мешает и Карабаху сделать тоже самое.

При признании, может быть, с Карабахом подпишут торговые, экономические договоры (чем сейчас пытаются подкупить сербов), уверяя, что это даст толчок к развитию экономики, но с уверенностью можно сказать, что торговые договоры скорее являются следствием экономического роста, нежели его причиной. При росте экономики, при том, что Карабаху будет что предложить на международном рынке, договоры будут гарантированно; международный капитал имеет тенденцию скапливаться там, где норма прибыли больше, а юридические тонкости вроде того, сколько и какие страны признали или не признали осваиваемую страну, для бизнеса роли не играют.

Глупо надеяться, что с принятием приемлемого для Азербайджана статуса НКР в страну потекут азербайджанские инвестиции; Азербайджану они нужнее, развивать экономику даже не потенциального, а реального противника ему резона нету. К тому же, если вдруг такие инвестиции и будут, то только с целью изменить в свою пользу не только экономическую и политическую обстановку в стране, но и, самое важное, изменить демографическую структуру Карабаха. Неясно, что именно будем мы экспортировать в Азербайджан при открытие границ с ним, и сколько это составит процентов от общего экспорта. Если же Армения и НКР будут производить то, что нужно мировой экономике, то товары сами найдут себе дорогу, мировой рынок сам будет кровно заинтересован в открытии транспортных путей с нашими странами. Так что решение Карабахского конфликта не создаст достаточных стимулов для развития экономики армянских государств; проблемы наши в нас самих, и ключи к их решениям не у соседей, а у нас.

Считается также, что угодное тюркскому миру решение конфликта принесет мир и на западе, нормализуются отношения с Турцией, откроются границы, товарооборот возрастет, опять же - наступят мир и процветание. И тут мы вынуждены не согласиться - Карабахский конфликт лишь одно из условий снятия западной блокады, так что одним Карабахом Турция не насытится, а если Армения примет все турецкие условия, то жить мы уже будем в совсем другой стране, которую Арменией и называть нельзя будет. По этому пути сейчас стремительно идет Грузия; но это ее выбор и вовсе не обязательно ее выбор должен стать и нашим выбором. Открытие границ не даст сколько-либо ощутимых результатов для нашей экономики; все равно пока экспортировать нам особенно нечего, а когда будет - границы сами откроются.

Анализ затраты-выгоды

Как резюме всему вышесказанному, сделаем своего рода анализ “затраты-выгоды” по решению карабахского конфликта.

Затраты

Потеря внушительных территорий

Территория любой страны является главенствующим фактором как ее существования, так и развития. Большие территории, особенно в нашем регионе, дают выгодную геоэкономическую и геополитическую позицию, давая стране шанс выступать на международной арене с сильных позиций, а также, осваивая природные ресурсы этих территорий, добиться большего экономического успеха. Потери территорий ослабевают страну также в военном аспекте. Ведь никто в Армении в здравом уме и трезвой памяти не будет верить в вечный мир между армянами и турками, а единственный залог мира - неуверенность противника в победе.

Потеря права на территории.

Сегодня Азербайджан любит повторять, что вследствие конфликта 20% его территорий оккупировано армянской стороной, мы же, в свою очередь, резонно считаем, что с нашей стороны были освобождены всего лишь 40% нашей исторической и правовой родины. В руках противника остаются все правобережье Куры, Нахиджеван и другие территории. Признание Карабаха даже в его сегодняшних фактических границах означает, что мы, армяне, должны забыть о своем праве на доселе не освобожденные территории.

Потеря сознания победы и собственной правоты.

Уступки территорий Азербайджану в душе каждого – каждого! - армянина поднимет законный вопрос: “А за что, собственно, боролись?” При необоснованной и исторически и политически уступке территорий, освобожденных силою оружия и ценой невосполнимых людских потерь, будет глупо и аморально смотреть на запад и мечтать о Ване, Муше, Карсе, Ардагане, Амшене - ведь если не смогли удержать то немногое, что фактически имеем, то как же требовать большее? Армянскому вопросу уже не одна сотня лет, тем не менее, единственный случай решения в нашу пользу - Карабах, и именно Карабах должен служить примером и быть первым шагом на пути его решения. Отметим, кстати, что этот шаг сделан нами; никто нам не помогал, если не сказать обратного.

Выгоды

Экономические выгоды

Основные экономические выгоды были уже перечислены: это открытие границ, следствием чего будет подъем экономики. (На самом деле, как мы убедились, все наоборот). Возрастет товарооборот с внешним миром, снизятся транспортные издержки, что даст армянским товарам конкурентные преимущества на мировом рынке, а импортные товары подешевеют.

Однако гладко на бумаге: продолжающаяся эпопея с падением доллара в принципе уже должна была привести к падению цен на импортные товары, чего не произошло, следовательно, цены на импортные товары уже давно не подвластны рыночным законам, и границы тут вряд ли что-то изменят. Чтобы стимулировать экспорт, надо развивать наукоемкие отрасли экономики, выпуская нужные для европейского рынка товары, иначе границы откроются, а нам, как и прежде, нечего экспортировать.

Международные гарантии.

Если, тем не менее, Азербайджан согласится признать независимость НКР, неважно, в каких границах (допущение из области фантастики, так как Азербайджан согласен лиш на “широкую” автономию, “ширину” которой он оставляет на свое усмотрение), то какие у нас будут гарантии, что эта страна, после того, как добьется своего, не денонсирует свои же соглашения, не потребует вернуться к “государственности Республики Азербайджан юрского периода”, или еще дальше? Каково в таких случаях надеяться на добрых дядей из международного сообщества, давно известно. Оно, как всегда, встанет в выжидательную позицию, с готовым венком для победителя. Нам тогда опять придется воевать, но уже с худших позиций.

Международное признание

А на что, собственно, мы хотим его потратить? Что нам с ним делать?

Выводы

Выводы может сделать каждый здравомыслящий человек: стоит ли менять вполне определенные ценности, материальные ценности, на эфирные блага в будущем? Стоит ли менять журавля в руках на синицу в небе, которой там нету. Ни один уважающий себя бизнесмен не стал бы вкладывать в это дело деньги. Никто не будет уважать и считаться с народом и страной, которая так профукает свою победу.

Все войны в мире всегда велись и ведутся за расширение жизненного пространства – территории, единственной гарантии существования народа и государства.

Иных гарантий нет.

Не было.

И не будет.

Никогда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Популярные дни

Лучшие авторы в этой теме

  • Thug

    Thug 1 публикация

МИД Армении: Если бы не резня в Сумгаите, нагорно-карабахский вопрос протекал бы в совершенно ином русле

http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/961923.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   4 пользователя, 0 анонимных, 277 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    271 гость
    luc Rubik ст. л-т ПРОХОЖИЙ
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...