Перейти к публикации

Древнеармянские праздники и календарь


Arciv

Рекомендованные сообщения

Поскольку в разных темах форума идет дискуссия насчет дохристианской армянской религии, думаю, будет интересно ознакомиться со статей знаменитого иранского ученого (на английском языке) касательно древнеармянского календаря и ряда христианских праздников имеющие дохристианские корни в Армении.

Учитывая лимит в размере прикрепляемых файлов, выставляю его в формате DjVu, для просмотра файла надо скачать и установить DjVu Browser Plug-in

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

К сожалению что-то не получается с загрузкой.

Арцив, что говорит автор о древнеармянском солнечном подвижном календаре? В частности о Навасарде. Когда он справлялся, 21 марта или 11 августа?

Привожу недавнюю, в принципе неплохую, статью Ариса Казиняна. Он утверждает, что Навасард справлялся 11 августа, и одновременно говорит, что армянский Навасард имеет непосредственную связь с "Нава-сарата" и "Навасарату". При этом как бы забывает, что последний под именем Новруз иранцы до сих пор справляют в день весеннего равноденствия - 21 марта.

Если Навасард имеет общеарийские корни, то и говорить о 11 августа, кстати дне не имеющем никакого космического згначения, как Навасарде - нонсенс.

Эта дата была привнесена в армянский календарь лишь после христианизации страны.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НАВАСАРД

На протяжении долгого исторического отрезка автохтон Армянского нагорья 11 августа праздновал "вселенские" Навасардовские праздники. В нынешнем августе мы отметим 4499-й год День 11 августа (Арег) месяца Навасард отражал Великое завершение полного цикла, знаменующее начало Нового года. Грандиозные торжества устраивались во многих районах нагорья - у подножия горы Нпат, на территории храма Багаван, в долине священной реки Арацани. В жертву наиболее почитаемым культам первого поколения арийских божеств Ваагну и Мхер-Михру подносились тысячи телок и бычков, причем ритуал сопровождался кровепомазанием - обрядом массового раскрашивания лиц самих участников празднеств жертвенной кровью. В числе прочих торжеств устраивались и спортивные состязания в районе святилища Багаван. Подобные церемонии, имевшие место по всему арийскому миру (на древнеиндийском праздник именовался Нава-сарата, на древнеперсидском - Навасарату) , очевидно, восходят к очень древнему единому истоку. В частности, проводились общенародные спортивные игры с участием борцов, мастеров кулачного боя, метателей копья и дисков; устраивались также забеги на колесницах и скачки. С древнейших времен в Армении воспевалась физическая сила, необходимая, как утверждал Мовсес Хоренаци, "для защиты Отечества". Один из главных культов первого поколения народных божеств - Ваагн являлся не только символом Огня (арийское - агни) , но имел и свою антропоморфную ипостась. Обладатель недюжинной мощи, он был приучен только к победам над силами Тьмы, в том числе драконами, за что и был удостоен эпитета Драконоборец. Приписываемые ему подвиги весьма напоминают деяния Геракла, и многие исследователи склонны угадывать в этом древнейшем культе прототип греческого героя; отдельные составляющие эллинского пантеона (тот же бог войны Арес, изначально символизирующий сцену "благого терзания") родом из индоевропейской прародины, локализуемой учеными именно на Армянском нагорье. Великим атлетом слыл и предводитель армянского племени Гайк, поборовший в "первой дуэли человечества" вавилонского титана Бэла. Именно день рождения исполина (11 августа) и отмечался в архаичной Армении как начало Нового года - Навасард. С особой торжественностью проходили соревнования лучников, восхвалявшие великий подвиг патриарха. Путешествие в Навасард можно начать с горы Багарсак. Эта священная гора возвышается всего в 50 км к югу от армянской столицы. Она располагается в предгорьях Гегамского хребта и имеет высоту 1252 метра над уровнем моря. Несмотря на скромные характеристики, Багарсак - одна из вершин арийского мира; название горы восходит к древнейшему понятию индоевропейского бога - "Баг". Округа действительно сохранила много названий от той далекой эпохи: река, которая берет начало на абсолютной высоте 2720 м и имеет протяженность всего в 48 км, и поныне называется Веди - иными словами, "река знаний" древних жрецов Багарсака. Подножие горы - один из центров Навасардовских празднеств. . . Напоминанием той далекой эпохи являются и вещие места Агравакар - "Вороньи камни". Топонимика Армении знает много святых мест - гор, скал, ущелий, родников и "ковчегов", имеющих непосредственное отношение к исповедуемому в древности культу "вещей птицы". На склоне вулкана Арагац и находится одна из таких святынь. Гора Агравакар (Вороний камень) представляет собой вершину, "обреченную на извержение", причем выброс должен быть именно "вороньим". Иными словами, "вещим". Удивительным образом ворон оказывается посредником между сушей и водой. Умирающим в пустыне он приносит воду или съестные припасы. Еще в шумерском эпосе "О Гильгамеше" Утнапишти посылает ворона из своей лодки, на которой он спасается от потопа, узнать, не появилась ли суша. Ласточка и голубь суши не нашли и вернулись, а ворон нашел и потому не вернулся. Именно в шумерской традиции ворон и представлялся "благим вестником", хотя и невернувшимся. Вещая птица сохранит свой статус даже в христианской Армении: в частности, последнего армянского святого Григора Татеваци спасает от змеиного укуса именно этот представитель орнитофауны; в честь ворона и назван родник у Татевского монастыря. "Вороний родник" у Татевского монастыря - лишь один из многих подобных в Армении, наиболее же известная "скала Ворона" находится в Ване. Высеченный на склоне гряды Сим-Сим, этот памятник имеет свои каменные ворота и свою великую легенду. По мнению ученых, именно древнеармянская легенда "О вороньих вратах" впоследствии - уже через арабские сказки "Тысяча и одна ночь" - проникла в Западную Европу и трансформировалась в сказочное "Сезам, отворись!" Европейская традиция "Кунжутных дверей" ориентирована на материальные блага - известна слабость ворона к блестящим предметам. Он якобы обладает несметными сокровищами и способностью их обнаруживать, охраняет клады, спрятанные в земле или скале. В средневековой Европе верили, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро, каменья; насобирав их, ворон якобы золотит себе голову и хвост. Древний Восток придерживался диаметрально противоположной версии; открытие таинственных врат ассоциировалось с явлением Мессии и нового духовного очищения. Название "Сезам" в большей степени условное; зрелые семена кунжута или сезама, как называют его в ряде стран, даже при легком прикосновении к ним раскрываются с громким треском. В настоящее время кунжут в Армении не культивируется; впрочем, на территории страны еще сохранились многочисленные "вороньи скалы", при подходе к которым так и хочется произнести "Сезам откройся!" Именно Ворон и предвещал начало вселенских Навасардовских празднеств. . . Родина умирает только тогда, когда обживаемый ее народ лишается способности воспроизводить и передавать наследственную информацию. Волею исторических обстоятельств она может долгое время находиться и в оккупации; более того, обживаться пришлыми этническими образованиями, но все равно сохранять свой первородный статус. И даже рассеянная по миру и, казалось бы, лишенная Отечества нация все равно остается Единственным Хозяином, если поколениями не утрачена способность передачи наследственной информации, причем не только эмоциональной, но и познавательной. Стратегическая составляющая процесса познания собственной страны неоспорима, ибо только в этом случае не истощается важнейший идеологический вектор нации. Познавательный процесс - категория в высшей степени серьезная, не предполагающая статичной декоративности и организации формальных празднеств. Особенно важно динамическое действо - путешествие во времени и в пространстве. К сожалению, древнейший и наиболее продолжительный пласт национальной культуры в этом отношении еще не востребован; между тем именно он и является армянским Истоком.

Арис КАЗИНЯН

http://www.armtown.com/news/ru/gol/20070705/10861/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 160 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    160 гостей
    1 анонимный
    w i t o lord17 stephanie S melkum Firefly Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...