Перейти к публикации

Записки карабахского солдата


Charley

Рекомендованные сообщения

ЗАПИСКИ КАРАБАХСКОГО СОЛДАТА

(Воспоминания участника событий 1918-20 гг. в Нагорном Карабахе)

Данная книга, предоставленная Арсеном Мелик-Шахназаровым для публикации на Сумгаит.Инфо, содержит воспоминания очевидца и участника событий 1918-1920 гг. в Нагорном Карабахе. Автор вспоминает исторические события тех лет, в частности описываются кровавая расправа над тысячами русских солдат, возвращавшихся в Россию на станции Шамхор (в Елизаветпольской губернии - Гандзак-Кировабад-Гянджа) бандами мусаватистов в январе 1918-го года, разгром русского отряда в Агдаме в марте 1918-го года, турецкая агрессия в Карабахе после падения Бакинской коммуны в сентябре 1918-го года, жуткие картины разгрома и гибели Шуши и резни армянского населения города в марте 1920-го года, подавление мусаватистского мятежа в Елизаветполе (Гандзак-Кировабад-Гянджа) в мае 1920-го года, и др.

http://www.sumgait.info/caucasus-conflicts...ldier-notes.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 49
  • Создано
  • Последний ответ

Спасибо, Charley джан.

Прочла на одном дыхании. В нашей семье о событиях тех лет, в частности об армянской резне в Шуши, знают не понаслышке. Дело в том, что трое из зарезанных мальчиков, о чем пишется в приведенном ниже абцазе, были из рода моего дедушки.

Потом, - рассказывала Татевик, - к палачу стали подводить одного за другим связанных юношей 15-20 лет. Когда подводили очередную жертву, палач брал обессиленного уже человека левой рукой за подбородок, сваливал на спину, голову клал затылком на свое колено, хватал двумя пальцами за ноздри, а правой рукой проводил ножом по горлу. Затем он отталкивал агонизирующее тело ногой, отбрасывая в сторону. Публика же, состоящая из тюрок, стояла и со звериным интересом наблюдала за происходящим. Таким образом на глазах татарской толпы было зарезано 60 юношей. Интересно, что по утверждениям многих, в частности самой Татевик, в толпе любовавшихся страшным зрелищем турок был и Асад Караев - тот самый перекрасившийся мусаватист, который впоследствии был назначен по распоряжению из Баку председателем "ревкома" Карабаха, и делал всяческие гадости, активно препятствуя вхождению Карабаха в состав Армении, давал своим подчиненным разного рода зловещие указания и советы о том, как ликвидировать руководителей-армян (все эти его высказывания и документы зафиксированы в исторических и партийных архивах и сегодня уже хорошо известны ).

Татевик рассказывала нам дальше: "Когда к палачу привели моего 14-летнего мальчика с изуродованным лицом и телом, я вся задрожала, а когда палач положил его на спину, схватил за ноздри и полоснул по горлу ножом я закричала и упала в обморок". Рассказывая это нам, она неожиданно упала на землю и долго дрожала, как судорожная, а когда очнулась, сказала следующие слова: "Я спаслась не для того, чтобы жить. Бог меня спас, чтобы я рассказывала всем нашим соотечественникам о том, что творили изверги-мусаватисты с армянами Шуши".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Tatevik, хану Панаху не нужно было разрешения, чтобы селиться в Шуше. Информация эта сплошь состоит из состряпанной в постсоветской эпоху дезы, где одни "факты" противоречат другим - в зависимости от автора и характера сочинения.

1. Хан Панах происходил из рода Джеваншир, а не "Сарыджаллу"

2. Карабахское ханство было провозглашено в 1748 году при хане Панахе, а не при Ибрагиме

3. Мелики были обычными помещиками, а не монархами (советую вначале ознакомиться с этимологией слова "мелик")

4. Столицей ханства первоначально являлся Баят, а Шуша была построена позже - в 1753 году

5. Будучи основанной ханом Панахом, крепость Шуша стала столицей Карабахского ханства, а потому разговоры о "Шуши - древнем культурном центре армян Карабаха" абсолютно беспочвенны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Что за комплексы, Урден! Приведенная Вами статистика, если даже допустить ее аккуратность, не имеет ровно никакого значения. Шуша на сегодняшний день является историческим и культурным центром всего армянства. Если хотите поспорить, попытайтесь отобрать. Все остальные разговоры никакой критики не выдерживают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чем является Шуша сегодня известно. Когда-то цветущий город, пятый по величине на Южном Кавказе, родина целой плеяды азербайджанских композиторов, поэтов, артистов, певцов, художников, педагогов, писателей, ашугов, просветителей, сегодня лежит в развалинах, без надежды на восстановление, полностью ограбленный и безлюдный (не считая пары сотен тех, кто не может позволить себе более роскошное жильё, чем полуразвалившиеся дома, а также тех, кем "правительство" насильно заселяет город), представляющий из себя осквернённую культурную святыню. Но удивляться нечему: в истории нередки случаи, когда захватчикам было наплевать на культурное значение завоёванного города. Невозможно бережно относиться к тому, что тебе не принадлежит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Tatevik, хану Панаху не нужно было разрешения, чтобы селиться в Шуше. Информация эта сплошь состоит из состряпанной в постсоветской эпоху дезы, где одни "факты" противоречат другим - в зависимости от автора и характера сочинения.

1. Хан Панах происходил из рода Джеваншир, а не "Сарыджаллу"

2. Карабахское ханство было провозглашено в 1748 году при хане Панахе, а не при Ибрагиме

3. Мелики были обычными помещиками, а не монархами (советую вначале ознакомиться с этимологией слова "мелик")

4. Столицей ханства первоначально являлся Баят, а Шуша была построена позже - в 1753 году

5. Будучи основанной ханом Панахом, крепость Шуша стала столицей Карабахского ханства, а потому разговоры о "Шуши - древнем культурном центре армян Карабаха" абсолютно беспочвенны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чем является Шуша сегодня известно. Когда-то цветущий город, пятый по величине на Южном Кавказе, родина целой плеяды азербайджанских композиторов, поэтов, артистов, певцов, художников, педагогов, писателей, ашугов, просветителей, сегодня лежит в развалинах, без надежды на восстановление, полностью ограбленный и безлюдный (не считая пары сотен тех, кто не может позволить себе более роскошное жильё, чем полуразвалившиеся дома, а также тех, кем "правительство" насильно заселяет город), представляющий из себя осквернённую культурную святыню. Но удивляться нечему: в истории нередки случаи, когда захватчикам было наплевать на культурное значение завоёванного города. Невозможно бережно относиться к тому, что тебе не принадлежит.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Правильное название города - Шуша. Под таким названием он был известен во все времена. Я уже писал на этом форуме, что вчерашние искажения азербайджанских топонимов мною игнорируются. И не нужно пытаться увести разговор в сторону. Шуша - не армянский город и никогда им не был: ни в 1753 году, ни в 1988.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

aha+, перечисленные вами события, как и тот факт, что на определённом этапе истории в Шуше проживало много армян, не превращают её в армянский город. В Тбилиси в XIX веке 55% населения составляли армяне и это соотношение сохранялось почти 100 лет. В свете этого вы станете утверждать, что столица Грузии - это армянский город?

А TMQ, кажется, вообще не поняла, о чём дискуссия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Абсолютно не считаю нужным отвечать потомкам тех, кто зазрушал города моих предков, кто резал моих родных, проливал кровь моих соотечественников - мою кровь!, тем более, что подобные субъекты пробуют мне - чьим арцахским корням столетия,объяснить, преподнося какие-то "факты" азербайджанской закваски, что мои предки оказывается в Арцахе и не жили, что это оказывается не они возводили Гандзасар. Недавно познакомилась с интересными ребятами - нашими, они мне много интересного рассказалаи про "албанскую" версию Арцаха, о чем повествуют азербайджанцам алиевские сказки. :)

Hayer jan, это для вас - прочтите, нашла сегодня в интернете:

ШУШИ. КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ

Газета Новое время

2004-05-10 15:12:00

СТЕПАНАКЕРТ, 10.05.04. 9 мая сошлись воедино две победы. Говоря словами Командоса, `мы приняли эстафету победы от наших отцов – участников Великой Отечественной и победили в Карабахской войне. А началом победного шествия армянской армии стало освобождение Шуши в мае 1992-го`.

Отношение к этому событию на протяжении прошедших 12 лет нисколько не изменилось - в нем неизменно присутствует патетика. Вполне понятная и оправданная, учитывая особую роль Шуши в армянской истории, учитывая полную драматизма судьбу самого города и навязанную ему роль в карабахском противостоянии. Об этой роли Командос, генерал-майор Аркадий Тер-Татевосян, руководивший шушинской операцией, выразился в свое время по-военному четко, но вместе с тем образно: `Каждый армянин любит Шуши, но из этого города сеяли смерть. Вот почему в 92-м взятие Шуши стало главной стратегической задачей`.

Известно, из Шуши установками `Град` нещадно обстреливался Степанакерт. Один армянский город по сути был натравлен на другой. Это шло вразрез с любой логикой - исторической, военной, человеческой... Возможно, и поэтому освобождение Шуши состоялось, хотя, как говорит Командос, `по всем законам военной тактики в подобных условиях атакующая армия должна превосходить противника как минимум в три раза. Наших же бойцов было всего 2800`. Говоря об условиях, Аркадий Тер-Татевосян имел в виду почти аналогичную численность войск противника и 35-километровую протяженность линии фронта. Феномен Шуши, по всеобщему мнению, заключался в том, что недостаточная численность компенсировалась духом, настроем бойцов, освобождавших свою, нашу землю.

За время, прошедшее после мая 92-го, шушинская операция была не раз описана в деталях, проанализирована военными стратегами и политиками. Почти классическими стали и высказывания двух президентов - бывшего и нынешнего. `Шуши нельзя брать`, - говорил Левон Тер-Петросян, сидя в своей резиденции под мирным ереванским небом. `Выражение построено правильно, но нуждается в маленькой поправке - Шуши нельзя не брать`, - последовал из Степанакерта ответ Роберта Кочаряна. В Степанакерте, находящемся под разрушительным `Градом`, это был не вопрос. Стояла вполне четкая, лишенная каких-либо сантиментов, задача - подавить во что бы то ни стало находившиеся в Шуши огневые позиции противника, что автоматически и привело к освобождению древнего армянского города. Города, который за последние годы отстраивается, пытаясь залечить раны прошлого и восстановить утерянный статус культурного центра региона. Впрочем, за свою историю Шуши не раз приходилось возрождаться. Резня и погромы, устроенные тюркскими кочевниками в 1905-м, когда сотни армянских домов были сожжены, а их хозяева убиты самым зверским образом...

Вот как предстает Шуши в описаниях после погромов: `В 7 ч. вечера на улицах уже нет никого: благодаря отсутствию городского освещения над Шуши царствует зловещий мрак, и только тусклые огоньки в некоторых жилых домах говорят, что в городе есть еще живые люди... В особенности тяжелое впечатление производит центральная часть города. Тут огонь произвел полное опустошение, и там, где несколько дней тому назад гордо красовались 2-3-этажные каменные здания, теперь одни лишь развалины, обгорелые стены и груды всякого хлама. Тут толпой, видимо, руководили фанатизм, злоба и месть...`

`Нужно иметь сердце кровожадного зверя, дикаря, чтобы решиться на такой поступок, и ангельское сердце, чтобы простить этот поступок`, - в эти же дни пишет `Тифлисский листок`.

Что и говорить, дикарей на нашу долю хватало. А Шуши, стоявшая в особняке от окружавшего ее варварского мира, являя собой иной уровень в цивилизационном развитии, служила неким раздражителем. Удар, нанесенный азеротурками уже в 1920-м в ночь с 22 на 23 марта, оказался для города и вовсе роковым. По сути было вырезано все армянское население. Картины этого периода, как известно, сохранились и в исторических описаниях, и в литературе. Мариэтта Шагинян в своей книге `Нагорный Карабах`, изданной в 1927-м, писала: `Я увидела остов Шуши. Два холма стояли передо мною, уставленные скелетами домов. ...Все носит мертвенно-бледный цвет обглоданного известняка. Церковь прекрасной архитектуры возникает карточным призраком с кой-где по воздуху висящим карнизом - вот-вот рассыплется. Стекла, крыша, орнамент, роспись - все снято, соскоблено, выпотрошено, - остался зыбкий остов, да и он плывет, как умирающий, перед глазами, исколотыми этим видением`. О том же и известные строки Мандельштама, повествующие о `сорока тысячах мертвых окон`, над которыми `неба мреет темно-синяя чума`...

В марте 20-го один из разрушителей города азербайджанский офицер Алимарданбеков писал своему брату: `Эрмени Шуша, который ты видел,

полностью сожжен. Оставили только 5-10 домов. Более 1000 армян взяты в плен.

Всех мужчин истребили, даже халифа (священника - ред.), всех известных и зажиточных людей. Мусульмане ограбили несметные богатства армян и так

обогатились, что обнаглели`.

Уже в 1936-м Орджоникидзе на встрече с азербайджанской правительственной делегацией в Кремле сказал: `Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в мае 1920-го в Шуши. Красивейший армянский город был разрушен, разгромлен до основания и лежал в руинах...`

В годы новейшей истории правительство Азербайджана продолжало делать все, чтобы выветрить окончательно армянский дух из Шуши. `Центр азербайджанской культуры`, `жемчужина Азербайджана`... Эти эпитеты до сих пор употребляют в Баку, вспоминая `исконный азербайджанский город`, `город Гаджибекова и Бюль-Бюля`... В одном из таких лирических `излияний` - крик души потомка варваров, разрушивших город: `Шуша - она женского рода, как мать, сестра, а мы не смогли ее защитить, но вернуть обязаны`. И при этом: `Единственное, чего мы достигли за эти годы, - это научились жить без Шуши`. Тогда, спрашивается, в чем дело? Но нет. Оказывается, автор этой лирики никак не может забыть город-крепость и вспыхивающие над ним звезды, поскольку `таких ярких звезд не бывает никогда в других местах`.

...Небо над Шуши в этот майский день будет еще ярче - к сиянию звезд прибавятся огни салюта, знаменующего 12-ю годовщину освобождения города-крепости. Крепости, расступившейся перед своими, армянскими бойцами. 12 лет назад началась новая история города, история его возрождения как центра армянской, христианской культуры. Восстанавливаются разрушенные соседями памятники архитектуры. Можно сказать, воскресла из пепла церковь Казанчецоц, которую азербайджанцы поджигали трижды. Восстановлена и Канач жам, которую `обладатели жемчужины` переоборудовали в галерею минеральных вод...

Примеров такого варварства - тысяча. Увы, историю не повернуть вспять. Но взять ее в свои руки - возможно. Именно это и доказала армянская армия в мае 1992-го.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нам конечно скажут, что церковь сама собой разрушилась, как врочем и тысячи других армянских памятников истории в Армении (Арцах для меня всегда часть Армении).

“Я с ужасом вспоминаю и сегодня ту картину, которую мы увидели в мае 1920г. в Шуши. Красивейший армянский город был разрушен, разгромлен до основания и лежал в руинах...”

Серго Орджоникидзе,

май 1920г

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   6 пользователей, 1 анонимный, 160 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    160 гостей
    1 анонимный
    w i t o lord17 stephanie S melkum Firefly Lun
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...