Перейти к публикации

Ван 1915


free

Рекомендованные сообщения

Перечитал еще раз роман Гургена Маари "Горящие сады" ("Айрвох айгестаннер") на армянском, восстановленную версию (восстановленны места вырезанные цензорами) первого издания 1964 года, и опять, как в первый раз (читал на русском на armenianhouse.org), оказался под сильным впечатлением. Причем на армянском роман намного интереснее и красивее, потому как чувствуется колорит Вана начала века и появляется новый смысл в словах и действиях героев, которго нет в русском издании. Многие утверждают, что роман основан на реальных событиях и реальных героях того времени и нет ни какого повода сомневаться в этом.

Оборона города Ван в 1915-ом году в имела важное значение, хотя бы только потому, что от резни спаслось большое количество армян.

Прискорбно то, что после того, как турки и их армия "убежали" из Вана, после того как был поднят Армянский Флаг и провозглашен Свободный (в оригинале анках) Васпуракан 4 мая 1915 года, армянское население было "депортировано", "переселено" по приказу генерала Николаева (русские войска) в конце июля 1915 года в ходе чего Ван опустел.

Ребята, у меня, думаю что и у многих из вас, есть желание восстановить хронологическую посследовательность событий того времени относящиеся к Вану и не только ему, попытаться понять тогдашнюю обстановку, восстановить роль общественных деятелей, партий (дашнаки, рамкавары, гнчаки) в Ване, понять те ошибки которые были допущены, и наконец проанализировать причины переселения армян и возможности недопущения этого. Ведь понимая ошибки и просчеты прошлого, мы лучше понимаем настоящее, и избегаем просчетов в будущем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1
  • Создано
  • Последний ответ

2

Как скакун, отвыкший взаперти, в темной конюшне, от света и вырвавшийся наконец на волю, становится на дыбы, и косит приученными к мраку глазами на ослепительное солнце, и вбирает раздутыми ноздрями свежий хмельной воздух, так и Ван, свободный Ван дыбится с непривычки и гремит радостными кличами.

Как отсеченная на небесной бойне, вся в крови, голова, солнце безуспешно ищет, куда бы ему нырнуть, а белые парусники скользят и скользят на запад, чтобы небо окропило и освятило их и кровью, и последними солнечными лучами. На запад, на запад! .

Третьего мая 1915 года умолкли пушки и винтовки, не свистят и не ранят никого пули, а воздух наполнен не грохотом взрывов, но безудержными кликами: плач, здравицы, песни, соболезнования; народ стекается отовсюду к штабу, чтобы лишний раз услышать то, о чем все уже слышали, и утвердиться в том, что твердо знают, чтобы пощупать чудо руками.

Новая волна прокатывается по ликующим садам - отныне не господствует над городом оружейный склад на высоте Топрак-Кале, чьи пушки и пулеметы еще вчера затапливали улицы Вана огнем и страхом.

Бодрый, улыбающийся выходит из штаба Екарян; глядя на огромную толпу, он щурится, будто глядит на солнце. Пытаясь перекричать шум, он громким, надсадным голосом объявляет что-то, но народ и без того знает, о чем он может сказать.

- Да здравствует свободный Ван! - раздается из толпы.

- Да здравствует наш свободный Ван! - надрываются женщины и дети.

Здесь же и бойцы; прежде оружие в их руках говорило о постоянной готовности к схватке, а сейчас они держат его вроде бы для виду. Здесь и отряд Красного Креста, вот он в полном составе - исхудалые и как на подбор кудрявые молодые ванцы и ванки во главе с доктором Сан-Фани. Здесь и героический рабочий батальон "Амрашен" - то есть крепкий, надежный, - прямо под пулями сложивший столько стен на разрушенных позициях - этими стенами можно несколько раз опоясать весь город; амрашенцев возглавляет Симон Овивян, среди них и работник Ованеса-аги Усеп, а с ним и знакомый нам белый, впрочем сильно полинялый, осел, смахивающий на коня, или конь, смахиваюшищ на осла. Гремит духовой оркестр училища - фанфар.

- В Цитадель!

На широком, обсаженном ивами проспекте, связывающем Айгестан с Цитаделью, сходятся бойцы, оборонявшие две части города. Крепкие и непоколебимые как скалы, обросшие многодневной щетиной, ванцы обнимаются, плачут" будто дети, и раскатисто, будто гром небесный, смеются. Появляются Айк Косоян, Аро, Джанко, Михрдат Мирзаханян. Размахивая длинными руками, радостный, сияющий Мартирос-ага Марутян повествует о случаях из боевой жизни:

- Сидим за полночь на своей позиции, пьем вчетвером коньяк. Рюмка за рюмкой, дело подвигается. Налили еще по одной, чокнулись, и вдруг нагьястакан как бабахнет по нашей крыше... сыплется что-то с потолка нам на головы и, главное, в рюмки, - земля не земля, кто на это смотрит. Допили коньяк и за ружья... Я двух пушкарей на крепостной стене уложил.

- Мартирос-ага, это ты не про себя - про вардапета Езника рассказал, - добродушно бросает Михрдат.

- Какая разница! - говорит Мартирос-ага.

Все хохочут, и громче всех сам Мартирос-ага.

Под крепостью собралась большущая толпа. Библейский исполин, крепость смотрит на нее каменным взглядом и глазам своим не верит. Длинноногий, что твой страус, Арам Джанкоян карабкается вверх по крепостной стене и на самой высокой ее башенке водружает красный армянский флаг.(в оригинале красный с белым крестом флаг, флаг Киликийского государства) И снова ликующее многоголосье, крики, возгласы:

- Да здравствует свободный Васпуракан!

На утес поднимается Фанос Терлемезян, сам похожий на обломок утеса. Он говорит о том, сколь величествен исторический этот чае, взывает к памяти прародителя Айка, Вардана Мамиконяна, Батюшки Хримяна и защитников Вана. Его награждают рукоплесканиями и громовыми здравицами.

Фаноса сменяет малорослый монах - не кто иной, как вардапет Езник. Он называет врагов кровожадными хищниками, охочими до падали гиенами и грифами; они, говорит он, испокон века... но, говорит он, сегодня над Ваном и Васпураканом реет орел свободы. Ван выстоял, Ван не мог не выстоять, потому что в жилах ванцев течет кровь халдеев, урартов, хеттов.

Шум, гвалт, народ взволнован, и до поздней ночи радуется и ликует победоносный Ван.

http://armenianhouse.org/mahari/orchards/27.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 246 гостей (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    248 гостей
    vanski stephanie S Firefly khnushinak Землячок w i t o
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...