Перейти к публикации
  • Обсуждение также на телеграм канале

    @OpenarmeniaChannel

Лезгины, Таты, Аварцы, Курды, Талышы, Удины


Арарат

Рекомендованные сообщения

  • OpenArmenia Club
Удины

CАМОНАЗВАНИЕ  у д и,  у т и. Об­щая численность — около 8 тыс. чел. (1989, оценка). В РФ проживает 1102 чел. (1989г.), т. е. не менее 13 % от общей численности. До середины XIX в. (т. е. до начала фиксации в русских официальных доку­ментах) численность удин, видимо, неуклонно со­кращалась. За последние 100 лет динамика выг­лядит следующе: 1897 г. — около 4000 чел., 1926 г. — 2500 чел., 1959 г. — 3700 чел., 1979 г. — 6863 чел. (в послевоенный период был преодолен процесс вымирания и численность стала расти, в начале 1960-х гг. она достигла уровня 1897 г., за десятилетие 1979-1989 гг. возросла не менее чем на 15 %). В РФ характеризуются довольно высо­ким уровнем урбанизации (городское население 840 чел. или 76,2 %, сельское — 262 чел. или 23,8 %, 1989 г.). В Закавказье — почти исключи­тельно сельское население.

Проживают преимущественно дисперсно в городах Москва, Санкт-Петербург, Свердловск, Саратов, Пятигорск, Минеральные Воды. Наибо­лее многочисленные группы имеются в Ростовс­кой области (г. Ростов-на-Дону и Шахты) — око­ло 70 семей и особенно в Краснодарском крае (г. Краснодар, Анапа, Апшеронск, р-ны: Кущевский, Динской, Крымский, Ленинградский, Мостовс-кой — свыше 100 семей).

Кроме России проживают в Азербайджане (с. Нидж Куткашенского (ныне Кабалинского) р-на, районный центр Варташен (ныне Огуз) — 6,1 тыс. чел.), Грузии (с. Октомбери (бывшее Зино-биани) Кварельского р-на — 227 чел., а также дисперсно в Армении.

В РФ живут преимущественно среди русско­го населения. Удины — вынужденные переселен­цы из Закавказья — селятся часто вместе с армя­нами.

Удины РФ не обладают особым админист­ративно-территориальным статусом, так же, как и удины, проживающие в Закавказье.

История

Удины (в форме "угии") впервые упомина­ются Геродотом (V в. до н. э.) дважды: при пере­числении податного населения XIV сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кар-мания — земли внутреннего Ирана, и при описа­нии персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Более поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более слож­ные этногенетические процессы (например, осе­дание какого-либо ираноязычного или, что ме­нее вероятно, угро-финского народа и восприя­тие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплемен­ные группы, преимущественно ираноязычные (Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками). Во второй по­ловине I тыс. до н. э. на территории Албании воз­никают городские центры (ялойлутепинская куль­тура), ко II в. до н. э. объединившиеся под влас­тью одного царя.

Армянские средневековые источники (на­пример, "Ашхарацуйц") определяют область рас­селения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров / районов: Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Север­нее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с цен­тром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Ри­мом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агван-ку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвер­дилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей боль­шую часть части территории современной респуб­лики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфян­ской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Мих-раниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной сте­пени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. за­нимает г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их числен­ности. В 866 г. албанский князь Хамама предпри­нимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселени­ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) идет тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основ­ном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисавет-польской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Ка­балинский р-н) проживали семьи мусульман, осоз­нающих себя уже азербайджанцами, но еще по­мнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдель­ные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Га-санкала).

Аварцы

Самоназвание: аварал, магӀарулал

Общая численность: свыше 1 млн. человек

Расселение:  Россия 815.000 (2002)[1]

Азербайджан (50,900 (1999)[2]

)

Язык: Аварский язык — относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи

Религия: ислам

Это статья о современном дагестанском народе. О древнем народе см. авары

Ава́рцы (самоназвание — аварал, магӀарулал) — крупнейший народ современного Дагестана.

Населяют бо́льшую часть горной части Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавъюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (815.5 тыс. чел.), а также в Азербайджане, (главным образом это частично - Белоканский, Закатальский районы) — 59 тыс. чел. Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор, Анди-ор и Чеэр-ор.

Численность (2002) — 1,04 млн чел. В городах проживает 28 % аварцев (2001).

Талыши

Общая численность: Официально в мире около 200 тысяч, по другим данным более 500 тысяч

[1]

Расселение: Азербайджан по переписи 1999 года 76,800[2] (по данным ОБСЕ может быть около 500 тыс.[1]), Иран (112 000)

Язык: талышский

Религия: мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты

Талыши́, самоназвание толыш — народ иранской группы, проживающий в юго-восточной части современной азербайджанской республики (юго-восток Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана). Язык — талышский. Большинство талышей Азербайджана владеют также азербайджанским, в Иране — персидским и отчасти азербайджанским языком. По религии южные талыши — мусульмане-сунниты, приверженцы суфийского ордена накшбанди. Северные — мусульмане-шииты[3].

Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджанской Республике и Российской Федерации (преимущественно в Южном Дагестане). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группе иранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие — мусульмане-шииты, незначительное количество суннитов.

Лезгины

О древнем народе см. Кавказские албаны

Лезгинский национальный флаг — «Лезги тIаратI»

Территория проживания лезгин и других лезгиноязычных народовЛезги́ны (самоназвание: лезгияр) — один из крупных коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах Дагестана и Азербайджана. Численность лезгин составляет по официальным данным порядка 750 - 800 тысяч человек. По-мимо своих исторических мест проживания, так же проживают в Казахстане (15 тыс.), Киргизии (7,5 тыс.), Турции (15 тыс.) и других странах ближнего зарубежья. Говорят на лезгинском языке, который вместе с родственными ему табасаранским, агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским, хиналугским и удинским относятся к лезгинской ветви кавказских языков. По вероисповеданию современные лезгины — мусульмане суннитского толка.

Изменено пользователем Арарат (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В этой теме можно было бы обсудить положение нацменьшинств в Азербайджане. Действительно ли им так хорошо или так плохо, как об этом говорят. Является ли территория современного Азербайджана - родиной этих народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...
  • OpenArmenia Club

ТРИБУНА ДЛЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Коллектив информационно-аналитического портала Voskanapat.info открывает новую рубрику – Трибуна для коренных народов Азербайджана. Она предназначена для живущих в Азербайджанской республике и за ее пределами представителей коренных народов этой республики. Идея этой рубрики возникла после получения письма от Акрама. Письма сумбурного, но очень искреннего.

ЛЕЗГИНЫ И ТАЛЫШИ, АВАРЫ И ЦАХУРЫ, УДИНЫ И ХИНАЛУГЦЫ, ТАТЫ И ИНГИЛОЙЦЫ…

Мы будем рады публиковать Ваши заметки, статьи и письма, рассказывающие о жизни в Азербайджане, об интересующих Вас проблемах, о взаимоотношениях коренных народов Азербайджана с существующей в этой республике властной структурой. И, естественно, о путях налаживания отношений между вами и армянским народом. Отношений, искусственно прерванных политикой Азербайджана. Нам, как никому другому, близки и понятны Ваши чаяния и надежды, Ваши трудности и переживания. Мы прекрасно знаем, что означает жить на своей исторической Родине, узурпированной пришлыми племенами.

Пишите нам, и Ваши статьи сможет прочитать любой заинтересованный и неравнодушный посетитель портала Voskanapat.info. Вы можете подписывать Ваши статьи как своим настоящим именем, так и псевдонимом. Предупреждаем: письма, информационные заметки и статьи должны быть корректными и не выходить за рамки цивильной лексики.

С искренним уважением,

Коллектив информационно-аналитического портала Voskanapat.info

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Демаркация российско-азербайджанской границы – трагедия для лезгин и аварцев Азербайджана

/PanARMENIAN.Net/ Демаркация российско-азербайджанской границы – настоящая трагедия для разделенных народов – лезгин и аварцев Азербайджана. Об этом PanARMENIAN.Net заявил эксперт аналитического центра «Митк» Эдуард Абрамян. По его мнению, основной проблемой дагестанских народов Азербайджана отнюдь не являются каждодневные факты ущемления прав человека и национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни, а именно проблема границы, которая уже несколько лет как постоянно ужесточается. «Кроме того, участились случаи гибели представителей тех или иных этнических меньшинств в рядах Азербайджанской армии. Это фактически означает, что военное руководство Азербайджана, одновременно с политикой «разбавления» северных регионов, где компактно проживают аварцы и лезгины, активным образом призывает в армию молодых представителей этнических меньшинств для службы в самых опасных участках карабахско-азербайджанской линии соприкосновения. В результате – десятки погибших аварцев, лезгин и талышей за последние два года», - сказал Абрамян.

Он также подчеркнул, что антилезгинские карательные действия азербайджанских силовых структур на территориях Кусарского и Хачмазского районов Азербайджана с августа по октябрь 2008 г., осуществлялась на фоне содействия российского государства населению Южной Осетии. «В то же время, подав руку помощи своим гражданам в Южной Осетии, Москва спокойно наблюдала, как азербайджанские силовики незаконными путями справляются с лезгинскими молодежными активистами в северных районах, которые также как и осетины являются лояльными к Москве народом и в большинстве своем имеют российское гражданство. Лезгины и аварцы Азербайджана, равно как и осетины и абхазы с момента распада СССР боролись за воссоединение с Россией и применять в этом аспекте политику двойных стандартов крайне опасно для нынешней политики Кремля на Северном Кавказе. Это однозначно подрывает авторитет российской государственности и усиливает экстремистские настроения на территории Южного и Центрального Дагестана», - подчеркнул армянский эксперт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Неужели мне показалось,или вы действительно упрекаете нас в том, виновником чего сами же и являетесь? :withstupid: :doctor:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • OpenArmenia Club

В топку вашего "эксперта". Рассуждать о чем-то не имея никакого представления о положении вещей, отличительная черта армянских "экспертов".

Представьте нам ваше мнение о положении вещей. Без оффтопа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

АУУУ!!! Герои этой темы!!!

Если УРЮКАМ удастся вам впаять ниже написанное, то уже через два поколения вы хрен докажите им, что живёте на своей земле и что вы не прискакали из Дагестана или Ирана.

В Азербайджане для определения формата национальных фамилий подготовлена специальная концепция.

«В концепции, подготовленной в результате исследований специальной комиссии, созданной при Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), предусматривается создание государственной информационной системы имен и фамилий», - сказал Trend News председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Азербайджана, депутат Низами Джафаров.

Согласно принятому в 1993 году Закону о приведении фамилий граждан Азербайджана в соответствие с государственным языком, граждане страны могут изменить окончания «-ов», «-ев» в своих фамилиях на «-лы» («-ли», «-лу», «-лю», в зависимости от корня слова), «-заде», «-оглу», «-гызы» или же полностью убрать окончания.

По закону, граждане страны могут в документах, имеющих юридическое значение, использовать новую форму выражения фамилий до тех пор, пока окончание фамилии будет заменено в официальных документах. Для предоставления новых юридических документов в связи с изменением окончаний фамилий пошлина не взимается.

По словам Н.Джафарова, изучив исторически сложившиеся в Азербайджане формы фамилий и традиции по присвоению имен, комиссия, в которую входят специалисты по различным областям науки, определила формат национальных фамилий. «Осуществление концепции будет возможным после ее утверждения», - сказал он.

По словам председателя комитета, предусматривается полная ликвидация фамилий с окончаниями «-ов», «-ев», «-заде». «Специалисты полагают, что более целесообразным было бы использование в документах фамилий с окончаниями «-ли», «-лу», «лю», «оглу», «гызы», «гил», - сказал Н.Джафаров.

По его мнению, национальный формат фамилий для граждан Азербайджана других национальностей не предусмотрен: «У русских, украинцев, грузин и представителей других наций имеется свой признанный в мире формат фамилий. Эта концепция к представителям других национальностей отношения иметь не будет», - сказал председатель комитета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Открыта первая общая инет площадка для коренных народов АР.

Ассамблея Коренных Народов Азербайджана! АКНА.

Добро пожаловать в группу, поддержим начинание, которое сплотит всех, кто хочет решить проблемы коренных народов нашей общей Родины!

http://vkontakte.ru/club14966793

Изменено пользователем ZIDANE (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

33b2e473b4e2.jpg

Как известно, согласно закону «О свободе вероисповедания» Азербайджана, всем религиозным организациям страны необходимо перерегистрировать свои общины в Государственном комитете по делам религии АР.

Следуя законом АР «Лезгинская мечеть» действующий при Лезгинском культурном центре «Самур», расположенном в Ичеришехер решила пройти регистрацию. Но соответствующие структуры отказались этого делать. Вся причинно в том, что им не нравиться название мечети.

Вот, что об этом говорит председатель суннитской общины «Лезгинской мечети» Мустафа Фаик: «В Государственном комитете по работе с религиозными образованиями, куда мы обратились за перерегистрацией в декабре прошлого года, нас за первой резолюцией направили в Управление мусульман Кавказа (УМК), что уже само по себе нонсенс, ведь сунниты и шииты – это совершенно разные общины. Непонятно, почему в госкомитете до сих пор нет отдела, занимающегося вопросами суннитской общины Азербайджана. Однако в УМК нас перенаправили к одному из казиев шиитской уммы – казию мечети «Биби-Эйбат» Хикмету. Последний, узнав о том, что мы представляем Лезгинскую мечеть, категорически отказался выдавать нам свое экспертное заключение до тех пор, пока не будет сменено название мечети. Нам посоветовали переименовать мечеть в Ашурбекскую. После этого мы направили ему письменное обращение, которое до сих пор осталось без ответа».

Отмечу, что данная мечеть внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.

И сегодня мне позвонили мои знакомые, сообщили о том, что сотрудники ИВ города Баку сняли вывески с данной мечети под причиной ремонта (ниже фото). Но мы ведь знаем, как все это происходит. Закрывают по причине ремонта и больше не открывают.

Задается вопрос. Как можно понять данное действие со стороны властей? Религиозная подоплека или же национальная?

Как было:

152f05ebe998.jpg

Фото снято 7 февраля 2010 года:

90485bd7faf0.jpg

5d79565c3c12.jpg

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 И к месту риторический вопрос

739fc040e526.jpg 

Изменено пользователем Shatakh (история изменений)

Всё в этом мире относительно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А вот ответы бедолаге лезгину.

Остановитесь, не надо здесь распускать меж-нацональную рознь. Власть - это еще не все Аз-цы.

Вы вновь за старое... Очень прошу вас. Это ваше мнение и не нужно тут на этой теме говорить об этом... Тема совсем о другом.

а зачем на форуме этот вопрос мусолить ?

Среди моих друзей и родственников есть лезгины и мы никогда не думали о национальном и тем более религиозной принадлежности (шия, сюнню). Главное всего мы близкие друг-друг люди. И этим для меня все сказано.

Мы сами здесь разберемся и все уладим, без помощи армянских юзеров которые кроме как масло в огонь подлит, ничего не делают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Народ, нацмемьшества Азер-на моло чем от азиков отличаются. Убедится в этом не сложно, стоит только пройтись по форумам. Для нас они враги

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

-1.

Чему учишь человека,в того и он превращается!.

Сказано -Все мы азики,значить ...., сказано - Язык турский,значить .....

Кто против -сидит или убит!.

Те учебники ,которые пишут азеротурки,и преподают своим поданным, явно делает их лжепатретамы:pleasantry: так называемого Зербажана.

Ну и пусть пишут на форуамах.

И что из этого? Тебе холодно?

Со многими не врагами-аборигенами , сам общаюсь и из нашых форумчан тоже(насколько я знаю).

Не все потеряно Горец!

Ноги отсюда растут.

Однако,не все еще сдались турко-государственной баранойе!

Не все!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Наверно многие заметили, что в популярных темах, одна из них "Межнациональные браки", дискуссии вокруг армянских традиций в значительной мере далеки от обсуждаемого предмета. Поэтому решил посвятить эту тему к вопросам связанные с армянами и Арменией с помощью вопросов и ответов. Правила - кто отвечает на вопрос или отгадает загадку первым, предлагает свой вопрос или загадку. Они могут быть простыми, сложными, занимательными, важно что были связаны с Арменией и армянами.
      С вашего позволения предлагаю первую загадку. Будьте внимательны, вопрос легкий, из армянских традиций, забитая в последние десятилетия, хотя кое где на юге востоке Армении сохранилась до сих пор.
      Когда режутся первые зубы у ребенка, - у армян это называется атамнаhатик, атам в переводе на русский зуб, а hатик - зерно, - то во время атамнаhатика родные устраивают праздник с угощениями, варят коркот из зерен пшеницы, перемешивают с кишмишом, фасолью, горохом, орехом, мелко колотым сахаром и посыпают этой смесью голову ребенка. Потом кладут перед ребенком предметы и загадывают. Вопрос: какие предметы кладут перед ребенком и что загадывают?    
      • 295 ответов
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 1 гость (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    1 гость
    Левон Казарян
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...