Перейти к публикации

Папка Нахиджевана


ZIDANE

Рекомендованные сообщения

Дорогие форумджане. В теме будет собираться вся информация по Нахиджевану. Просим не допускать в этой теме оффтопа и сливать сюда все, что вам попадется на глаза и на ваш взгляд имеет отношение к Нахиджевану. Приветствуются фото природы края, хачкаров, церквей, фоток из семейных архивов и т.д. А так же любые статьи и документы, ссылки на независимые источники и другие материалы.

Уважаемые юзеры, вся информация, которая будет слита в ПИПИ на всех форумах, будет собрана, тщательно изучена в Штабе КД и самые ценные материалы наряду с документами из Секретной Базы Данных КД будут опубликованны на будущем портале, посвященном Нахиджевану. Посему, сливая их сюда, вы, тем самым, даете свое согласие на их публикацию.

Между самыми активными форумджанами Штаб КД разыграет лотерею. Главный приз - коварнодашанакское имя, достанется занявшему первое место. Еще 5 человек получат бесплатные купоны на 2 месяца обслуживания в любой армянской парикмахерской в любой точке планеты. И 10 человек получат по две бесплатные открытки через Майл.Ру.

Штаб Коварных Дашнаков

http://www.gagashev.net/forum/index.php?

Хаи всех форумов, присоединяйтесь! Арцах Акбар!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 485
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

мои 5 копеек:

я слышал что она называлась Аракская Республика в какой то промежуток времени :rolleyes: :diana:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мои 5 копеек:

я слышал что она называлась Аракская Республика в какой то промежуток времени :rolleyes: :diana:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По Мовсесу Хоренаци, территория области Нахичеван составляла часть древнего армянского царства еще с VI-ого века до н.э. Описывая деяния армянского царя Тиграна Ервандяна, историк отмечает, что ''поселил жену и многих дев из его семени вместе с юношами и множеством других пленных на восточной стороне великой горы до пределов Гохтна, т. е. в Тамбате, в Оскиохе, в Дажгуйне и в других селениях. Отводит им также три городка -Храм, Джуху, Хошакуник, а по другой стороне реки - все поле, начинающееся от Аджанакана до самой крепости Нахчавана.''(''История Армении Моисея Хоренского'', 1858г.).

Нахчаван — Нахиджеван, один из древнейших армянских городов. Слово «нахиджеван» по-армянски означает «первое сошествие». Согласно преданиям, город будто был построен Ноем по выходе его из ковчега. Это был важнейший узловой пункт, укреплявший политические связи Васпуракана с Айраратом и Сюником. Как полагают исследователи, он вышел из состава Васпуракана в начале VIII в., когда в нем обосновались арабы, но в конце IX— начале Х в. в связи с ослаблением арабского господства был от-, воевал царями Багратуни, которые давали его во владение то князьям Васпуракана, то князьям Сюника, в зависимости от своих отношений с ними. (См.: Гев., прим. 36; Варданян В. Границы Васпураканского царства в IX—XI вв. ИФЖ. Ер., 1969, 4, с. 299, на .арм. яз.; Утмазян А. Сюник в IX—XI вв. Ер., 1957, с. 98, на арм. яз.).

Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) сообщает : «Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя... Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега».

http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/01.html

Найденные у подножия Ишханасара межевой камень с арамейской надписью армянского царя Арташеса I (189-160 гг. до н.э.), а также другие надписи того же царя, обнаруженные в районе озера Севан, подтверждают, что область Сюник во II-ом веке до н.э. являлась частью древнеармянского государства.(А. Г. Периханян ''Арамейская надпись из Зангезура''. Историко-филологический журнал. 1965г, N4; А. Я. Борисов ''Надписи Артаксия (Арташеса), царя Армении, ВДИ, 1946г., N2).

По сообщению Страбона, Сюник (историческая область Армении, частью которой являлся Нахиджеван) был населен армянским этносом уже во 2 в до н. э. (Страбон. ''География в 17 книгах'', 1964г. XI, XIV).

В ''Истории'' Фавстоса Бузанда Нахчаван указан в составе Армении. Он сообщает, что в этом городе была поселена часть пленных, захваченных в Палестине Тиграном II (71-70 гг. до н.э.).

В IV веке в числе многих городов Армении войска Шапуха II Сасанида опустошили и Нахчаван, насильственно переселив тысячи семейств армян и евреев. (''История Армении Фавстоса Бузанда'', 1953г).

Месропаван – историческое село, получившее свое название от имени Месропа Маштоца, долгие годы жившего здесь. Здесь, в окружавших село горах обнаружены интересные пещеры с наскальными рисунками. В окрестностях села есть древние крепости, остатки различных сооружений, а также монастырь, где проповедовал Маштоц, построенный в 456 году.

В VI-VII вв. Нахчаван пострадал в результате персидско-византийских войск, а в VII веке попал под арабское иго.

Перед началом персо-византийской войны, в конце 601 года произошел крупный инцидент на границе. Атат Хорхоруни, выходец из знатного рода Хорхоруни, носивший титул великого патрикия, придворный Маврикия, был направлен во Фракию (где Империя продолжала боевые действия против аваров) ’’к войскам своим ’’ (3.стр77). По пути он задумал восстать и вместо Фракии переправился морем в Армению. Все попытки византийских местных властей, силой задержать его, провалились. ’’Войска разных городов выходили против него, но не могли устоять, и в на пути в 18-ти местах давали ему битвы, он везде выходил победителем’’ (3.стр.77). Судя по фразе Себеоса ’’Хотя и войско егосильно уменьшилось однако он поспешно успел достигнуть Нахчавана’’ (3.стр.77), Атат поднял восстание не сам а с ’’войсками своими’’, бывшими во Фракии. Укрывшись в Нахчаване - столице Персидской Армении, Атат вовсе не был вбезопасности. Империя не могла оставить безнаказанно бегство своего вельможи свойском к потециальному противнику. Греческая армия (ее начальник назван Себеосом ’’стратилат’’. Возможно это византийский наместник Армении) перешла границу и подвергла осаде Нахчаван. В ответ из Ктесифона было послано войсковоеначальника Парсаянпета. В воздухе запахло большой войной и, не дожидаясьподхода персов, греки сняли осаду. Вскоре вышел указ Маврикия о наборе в Армении 30 000 пехоты и переводе этих контингентов на поселение во Фракию. (3.стр.78). Это также не увеличило доверие армян к императорской власти.

...

[Упоминания о Нахчаване]

Иракл пустился в путь с 120-ю тысячами и пошел ко двору персидского царя; направив путь по северной стране, он вышел прямо против города Карина, и достигши Двина араратского, разрушил его и Нахчаван. Устремившись на Гандзак, он разрушил капище великого Грата 183, называемого Внасп (103).

...

Тогда Иракл, собрав войска свои, воротился в Армению, перешел Ширак, достиг брода реки Аракса, перешел реку при местечке Варданакерт и бросился на область Гоговит. Рочик-Ваган и войско персидское думало, что он обратился в бегство. Но тот направить путь свой к областям Гер и Зареванд, прямо в Тизбон, на Хозроя. Когда он вступил в пределы атрпатаканской области, тогда только узнал о том Роч-Веган. Он собрал свои войска и пошел вслед за ним в город Нахчаван.(105) http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sebeos/text2.phtml

(ПОВЕСТВОВАНИЕ ЕПИСКОПА СЕБЕОСА О ИРАКЛЕ)

В 705 году по приказу арабского наместника Махмеда армянские вельможи и князья были вызваны в Нахчаван и заживо сожжены. (''История Халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в., 1862г.).

http://babon.sitecity.ru/ltext_0903104639....39.p_0903142123 - здесь, в комментариях к летописям об Армении: 16. Сожжение армянских нахараров в церквах Нахиджевана и Храма датируется 705 г. Этот год арабы назвали «годом сожжения». (См.: Налбандян А. Арабские правители.., с. 108).

Об этом же пишется у Гумилева

В 705 г. по приказу халифа его наместник в Закавказье обманом заманил знатнейших армянских нахараров с семьями в церкви в Нахичеване и Храми и сжег их там живьем. В это же время албанский князь Шеро был увезен в Дамаск и там окончил свои дни.

http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2103.htm

В 875 г. армянская знать выдвинула князя Ашота Багратуни претендентом на трои Армении, и десять лет спустя халиф вынужден был его признать. Правда, при преемнике Ашота Смбате I положение изменилось. Халиф повел планомерную борьбу за подчинение Армении. В противовес Смбату царский титул был дарован владетелю Васпуракана (область от оз. Ван до Нахичеванского края) Гагику Арцруни. Смбат установил союз с Византией, но в конце концов потерпел поражение, попал в руки Юсуфа и был казнен. Однако его преемники добились самостоятельности.

В 902 году царь Смбат I Багратуни передал область Нахчаван во владение Ашоту Арцруни ''за содействие в победе над манавазскими кайсиками''. (История дома Арцрунидов, архимандрита Фомы Арцруни, 1917г.).

После смерти Ашота Арцруни (904г.) Нахичеван был передан Сюникскому первопрестольному князю Смбату. По словам Иованнеса Драсханакертци, ''так как царь еще прежде отдал его в дар Смбату - ишхану Сисакана …, то он не пожелал отнять у ишхана им же дарованную ему грамоту''. (Иованнес Драсханакертци ''История Армении, 1986г.).

Город Нахичеван был известен также своими монастырями и церквями. По свидетельству путешественников XIII века в городе было 80 армянских церквей. К сожалению, они не сохранились до наших дней.

(Пример разрушенной церкви в прикреплении)

по указу Сюникского царя Васака в 1019г. Джуга (уже ставшая названием всей провинции) была возвращена Сюникской епископской епархии.

В 1325г. Джуга как очаг армянской письменности упоминается в памятной записи "Обедни" писца Хачатура: "... завершено святое писание в Джуге... ". В 1407г. Джуга упоминается в связи с эпидемией: "... и пришла смерть в неурочный час на землю Джуги и Шамба... ". В 1456г. переписчик и иллюстратор Мариам создает в Джуге рукопись под названием "Книга проповедей Григора Татеваци". В 1487г. упоминается Минас из Джуги: "... он привел в порядок мое писание... ".

На рубеже XIV и XV вв. Джуга упоминается как сельское поселение в связи с пленением в Арке возвращающегося из Иерусалима на родину дьякона Карапета Джугаеци.

В декабре 1581г. английский купец Джон Ньюбери, посетив Джугу, отмечает: "... есть деревянный мост, есть и каменный, но разрушенный. И называется река, текущая пред городом, Аразом, и город расположен у подножия горы".

Бурным культурным расцветом Джуги стало начало XVII века, когда здесь было создано огромное множество рукописей. В их памятных записях Джуга упоминается как поселок городского типа. Незадолго до начала депортации Джуга славилась своей "... пышной роскошью..." и являлась "... гордостью армянской нации...".

К этому времени Джуга была застроена множеством прекрасных домов, описания которых встречаются в памятных записях, содержащих описание депортации: "... жителей Джуги изгнали из их прекрасных домов... " или "... добротно построенный город Джуга, расположенный на склоне гор, утопающий в цветах, очаровал взор".

Степанос Орбелян (XIIIв.) упоминает Нахичеван (бывший Нахчаван) в составе области Сюник: ''…а имеет столицу Нахичеван'', где владычествовали князья Орбеляны и Прошяны, а также представители других армянских феодальных родов.

Вильгельм де Рубрук (XIIIв.), побывавший в Нахичеване, писал: ''Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили Саррацины. (''Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука'', 1957г.).

Город Нахичеван продолжал оставаться одним из центров армянской культуры XIV - XVIII вв. В указанный период в истории армянского средневекового рукописного искусства и педагогики значительную роль сыграли скриптории и школы Нахичевана. Сохранилось несколько десятков рукописей, созданных в городе Нахичеване. (Матенадаран, рук. NN 3822, 3567, 3722 и др.).

В Нахичеван входит Джульфинский район, который соответствует исторической провинции Ернджак области Сюник. ''Ашхарацуйц'' Анании Ширакаци (VIIв.) упоминает: ''Девятая область Сюник занимает пространство между Ерасхом и областью Арцах восточнее области Айрарат, имеет двенадцать гаваров: Ернджак, Джаук, Вайоцдзор, Гелакуни с одноименным морем, Содк, Алаэджк, Цлук-Абанд, Балк, Дзорк, Аревик, Косакан с одноименными реками, вплоть до города Нахкорзеан, своей одноименной переправой и река Ахавно''. (''Ашхарацуйц'' Мовсеса Хоренаци).

Административным центром провинции была крепость Ернджак. В конце XII в. крепость Ернджак и городок Джаук принадлежали князю Еликуму Орбеляну, которые он получил в дар от атабека Элдкуза (Ильдегиза). В XIIIв. гавар Ернджак и Гохтн составляли II-ю провинцию Сюника.(Степанос Орбелян). К числу значительных населенных пунктов провинции относился городок Джуга (Джульфа).

Часть Нахичевана составляет Шахбузский район - историческая провинция Джаук области Сюник. Джаук являлся наследственным имением первопрестольных князей Сюника. (Ст. Орбелян). Венецианский путешественник Джозефо Барбаро во время своего посещения Джаука в 1471-1473 гг. писал: ''Впереди находится город Джагри (Джаук), где живут армяне … они имеют два монастыря … с пятьюдесятью монахамаи''. Одна из героических страниц в истории крепости - борьба с ордами Тамерлана в 1387 году.

На протяжении VIII-XIVвв. область находилась под монголо-татарским игом, а в течение XVI-XVIIIвв. стала ареной турецко-персидских войн.

В начале XVII века в результате насильственного выселения, организованного шахом Аббасом I-ым, население многих армянских городов и сел (Гохтна, Нахичевана, Ернджака, Джуги, Джаука) было перемещено.

Территория нынешнего Ордубадского района идентична армянской исторической провинции Гохтн. Мовсес Хоренаци сообщает, что в Гохтне издавна жили армяне-гохтанцы, составлявшие часть Сисакана. (История Армении Моисея Хоренского).

В ''Ашхарацуйце'' 33-ей провинцией армянской области Васпуракан указан Гохтн. По сообщению Фомы Арцруни (Xв.), Гохтн входил в состав Васпуракана до 737 года.

На протяжении XVI-XVII вв. Нахичеван находился в подчинении Чухур Саадского (Ереванского вилайета).

После падения правления Надир шаха (1747г.) появилось ханство Нахичевана, которое после русско-турецкой войны 1826-1828гг. перешло к России.

По Туркменчайскому договору (1828г.) (Подробнее: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/turkman.htm) к России перешли Ереванское и Нахичеванские ханства и Ордубадский уезд.

По рескрипту Николая I от 20 марта 1828 года сразу же после заключения Туркменчайского договора из присоединенных к России Нахичеванского и Ереванского ханств была образована Армянская область.В область входили Ереванский и Нахичеванский уезды и Ордубадская область(''Собрание актов, относящихся к истории обозрения армянского народа'').

С 9 декабря 1867 года Закавказье было разделено на пять губерний: Кутаисская, Тбилисская, Ереванская, Елисаветпольская и Бакинская. В Ереванскую губернию в числе семи других уездов вошел и Нахичеванский уезд.

В 1918-1920 гг. в результате двух турецких нашествий армянское население бывшей Нахичеванской области (затем уезда) частью (25000 человек) было вырезано турецкими оккупантами и мусаватистскими бандами, а частью оказалось вынужденным оставить родной край.

16 марта 1921 года Советская Россия и Турция в Москве заключили договор, согласно которому Нахичеванская область в "статусе автономной территории передается Советскому Азербайджану". С точки зрения норм международного права это, конечно же, был откровенный произвол: два государства передали территорию третьего государства без его согласия четвертому государству. (Подробнее: Московский договор http://www.genocide.ru/enc/moscow-agreement.htm) ссылка с текстом договора http://www.nukri.org/index.php?name=News&f...article&sid=579

Чтобы придать договору юридически приемлемый вид, он был в том же году обновлен в Карсе (Подробнее:Карсский договор http://www.genocide.ru/enc/kars-agreement.htm) с приобщением к нему советских закавказских республик: ''Турецкое правительство и Советские правительства Азербайджана и Армении соглашаются, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении настоящего договора, образует автономную область под покровительством Азербайджана.'' Не в состав, а именно под покровительство Советского Азербайджана. Ни у кого не было сомнений, что Нахичеван - территория армянская, которая в интересах мировой революции передается под протекторат Советского Азербайджана.

Ведь не отдали бы территорию Азержайджана под его же протекторат!

О том, что Нахичеванская провинция являлась коренной областью Армении, свидетельствует и то богатое наследие, которое оставили потомкам ее культурные очаги . В Гохтне, Джауке, Джуге, Ернджаке, Агулисе и других районах Нахичеванской провинции на протяжении всего средневековья имелось несколько десятков центров, в которых функционировали армянские школы, имелись рукописи и шедевры армянского миниатюрного искусства, свидетельствующие о мастерстве нахичеванских писцов и художников. Были воздвигнуты многочисленные армянские памятники архитектуры, многие из которых до сих пор стоят в ущельях и долинах Агулиса, Ордубада, Вананда, Цхни, Гилана и Биста.

Вот, что написано в БСЭ

"после Февральской революции 1917 в гг. Нахичевань, Джульфа и на ж/д ст. Шахтахты возникли Советы, но фактически с марта до ноября 1917 по март 1918 Нахичевань была оккупирована турецкими войсками, в ноябре - английскими войсками. В 1918 мусаватисты, поддерживаемые интервентами, провозгласили т.н. "Аракскую Республику".

В июле 1920 трудящиеся края обратились к пр-ву РСФСР и АзССР с просьбой о помощи в освободительной борьбе. Части 11-й Красной Армии оказали поддержку восставшим, 28 июля 1920 в крае была провозглашена Соввласть, создан ревком. В тот же день образована Нахичеванская ССР, находившаяся в тесном военно-экономическом союзе с АзССР и РСФСР...

В начале 1921 на первой краевой партконференции избран Нахичеванский обком КП Азербайджана. В феврале 1923 на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда советов создан Нахичеванский автономный край в составе Азербайджанской ССР, преобразованный 9 февраля 1924 в Нахичеванскую AССР. 18 апреля 1926 принята первая конституция Нахичеванская АССР".

В 1990м Нахичеван вначале объявил о присоединении к Турции, а после -о независимости. Цитата: 10 января того же года, внеочередная сессия Верховного совета Нахичеванской АССР (часть Азербайджанской союзной республики) приняла решение о выходе из состава СССР и присоединении к Турции. (Газета «Milliyet», 21 января 1990)

Информация об этом есть и на сайте «Горбачев Фонд» — 19.01.1990 Провозглашение независимости Нахичеванской АССР (Международный год, 1992, стр.269).

Изменено пользователем Thug (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ И РЕЛЬЕФЫ НАХИЧЕВАНА

1141025711_April_1999_6.jpg

армянские памятники в Нахиджеване

"Нахичеван является одним из богатых традициями очагов развития некоторых видов культуры: письменности и искусства письма, литературы, архитектуры и прикладного искусства.

На равнинах и в ущельях этого горного края армянские племена обосновались еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Из поколения в поколение народ созидал, оставляя в веках каменные свидетельства своего существования - многочисленные и разнообразные историко-архитектурные памятники.

Гавар, Гохт, Шарурская равнина, город Нахичаван, горы Навасар, или Тапанасар, Одзасар, Ернджак и другие историко-географические топонимы Нахичеванского края - символические свидетельства проживания здесь армянского народа, связывающие армянина с его историей, культурой, языком и традициями. На территории этого древнего армянского края, сохранились рельефы и орнаменты, украшающие дошедшие до нас из глубины веков различные каменные, глиняные и металлические предметы.

В горных и равнинных районах Нахичевана обнаружены древние поселения, начиная с каменного века. Так, например, в горах Навасара, на территории памятников "Каре тун" ("каменный дом") Шаапeнка, Кюл-Тапа, Кармир ванк ( красный монастырь) и других были обнаружены образцы древних скульптурных рельефов и памятников, датируемых III-I тыс. до н.э. Сохранившиеся здесь памятники представляют собой национальные и исторические свидетельства, без изучения и анализа которых невозможно оценить не только культурную, политическую и социальную деятельность народа, но его исторический путь развития.

Большая часть раннесредневековых памятников Нахичевана в течение нескольких столетий была уничтожена арабами, другая, начиная с IX-ого века., вторгавшимися на Армянское нагорье кочевыми племенами турок-сельджуков и татаро-монголов, в период разрушительных походов Османской Турции и ханского Ирана.

Однако, как и в других областях Армении, население Нахичеванского и Гохтского гаваров Арцрунидов, Ернджака, Чаука, Шаапуника - княжества Орбелянов и Прошянов, гавара Шаруйр Айрарат с помощью князей не только сохранило самобытность и культуру, но и, борясь за национальную зависимость, восстанавливало и возводило все новые памятники, создавало культурные очаги.

В IX - XVII вв. на территории Нахичевана строители, резчики, скульпторы и зодчие оставили богатое, композиционно разнообразное наследие хачкарного искусства, которое, пройдя долгий путь развития, наряду с местной школой миниатюры, дает богатый материал для изучения живописи, декоративного, прикладного и изобразительного искусства армянского народа и воссоздания истории культуры прошедших веков.

Изучение декоративного убранства мемориальных памятников Нахичевана и его изобразительного искусства вообще свидетельствует, что основными мотивами, используемыми местной изобразительной школой, являются растительный, геометрический и анималистический орнаменты, которые своими корнями и спецификой связаны с языческими верованиями армян. Эти орнаментальные мотивы несут в себе печать прошедших веков и способствуют созданию целостного представления о существовании в исторической Армении богатого и разнообразного растительного и животного мира, указывают на наличие на территории Нахичевана различных оригинальных национальных костюмов и украшений.".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обзор городов и сел Нахиджевана, связанных с армянской культурой

Гохтн – область на юго-западе Нахичевана, сыгравшая важнейшую роль в истории армянского народа.

Агулис – один из богатых древних городов Гохтна, долгие годы бывшим центром провинции, главным очагом его административной и культурной жизни. В исторических документах упоминаются двух и трехэтажные особняки горожан, ремесленные мастерские, духовные школы-скриптории, богатая библиотека-читальня, караван-сараи, 12 великолепных монастырей и церквей. Это – монастыри св. Томы, св Христофера, Сурб Аствацацин, основанные в I-IV веках, церкви св. Минаса, св Шмавона, св Ованеса, св. Акопа-Айрапета, Сурб Ерордутюн (св. Троицы), Амараин и др, сооруженные позже. В основном, все церкви были построены с большим архитектурным мастерством из местного камня и украшены прекрасной резьбой. Их могучие стены, арки, купола, резные хачкары гармонично сливаются с окружающей природой. Памятники не раз разрушались, затем восстанавливались. В наши дни сохранились лишь руины строений.

Месропаван – историческое село, получившее свое название от имени Месропа Маштоца, долгие годы жившего здесь. Здесь, в окружавших село горах обнаружены интересные пещеры с наскальными рисунками. В окрестностях села есть древние крепости, остатки различных сооружений, а также монастырь, где проповедовал Маштоц, построенный в 456 году.

Ордубар – один из значительных поселений провинции, славившийся своей историей, своим шелком, различными архитектурными сооружениями – многочисленными дворцами, церквями, монастырями, каравансараями и т. д, болшая часть которых ныне разрушена. До принятия христианства Ордубат был крупным языческим центром. До наших дней сохранились десятки деревьев священной платановой аллеи, возраст которых исчисляется 1000-1200 годами, а самое древнее дерево – могучая чинара, возраст которого, по мнению специалистов, превышает 2500 лет.

Гандзак – полуразрушенное поселение, расположенное в живописном ущелье.

Анапат – некогда богатое, ныне почти полностью разрушенное село. Исторические источники свидетельствуют, что Анапат был известен своей церковью, в котором было переписано одно из известных Евангелий, мостом и другими архитектурными памятниками, которые были разрушены еще в средние века.

Андамеч – древнее село, в центре которого до начала ХХ века находилась церковь Сурб Аствацацин, построенная в раннем периоде, перестроенная в XVII веке.

Рамис – село, многочисленные древние развалины которого свидетельствуют, что здесь жили люди еще до нашей эры. До 20-х годов ХХ века здесь проживало большое количество армянских семей, которые постепенно покинули родные земли. В селе и его окрестностях еще видны развалины часовень, мельниц, крепостей и церкви Аствацацин, построенной на месте древнего языческого культового сооружения.

Ступи – ныне разрушенное село, о которой в исторических рукописях сохранилось мало сведений

Цхна – ныне Чанабаб – старинное армянское село, в котором еще в средние века существовали скрипторий, театр, шелкоткацкие и многие другие мастерские. Из архитектурных памятников известны монастырь Сурб Аствацацин, богато украшенная картинами и скульптурами Богоматери и распятого Христа. Стены, входы и наличники окон были украшены разнообразными орнаментами. В XIV-XVII веках при монастыре действовала школа, в которой переписывались многочисленные рукописи, богато украшенные различными знаками, а заглавные буквы в них выполнены в виде цветов и птиц. Две из этих рукописей хранятся в Ереванском Матенадаране.

Мцгун – развалины древнего поселения, которая была известна своим монастырем св. Степанос, к которой, по историческим сведениям, совершали паломничество окрестные армяне.

Парака – одно из самых древних поселений, где археологические находки свидетельствуют о том, что люди здесь поселились еще до нашей эры. Из дошедших до нас рукописей, известно, что село Парака славилась своими монастырями св. Ншана, св. Егиа Маркерэ (Илья Пророка), св. Акопа-Айрапета, св. Шмавона и св. Степаноса, от которых, в основном, сохранились руины. Здания церквей были украшены горельефами, а стены и ниши окаймлены богатой и прекрасной резьбой. Сохранились около десяти рукописей, которые были переписаны в этих монастырях.

Бохрут – одно из древних сел Гохтна, где сохранившиеся остатки древних строений свидетельствуют о том, что это село, находившееся на одном из главном торговых путях, в средние века процветало. До наших дней сохранились лишь руины церкви и разрушенный мост.

Бхев – село от которого почти не сохранилось ни исторических памятников, ни сведений в письменных источниках.

Навиш – историческое село, которое ныне полностью лежит в развалинах. Предполагается, что население покинуло село в XVII веке. Из памятников села сохранинись руины монастыря св. Степаноса и церкви Аствацацин.

Теви – одно из известных сел Гохтна, расположенное на одной из важнейших торговых дорог, достигло, особенно в XVII веке, значительного развития. Однако почти не сохранилось исторических сведений ни о селе, ни о монастырях и церквях, находившихся в нем.

Шрджу – одно из древних сел, которое во второй половине XIX века покинули последние 60-80 семей постоянного населения. В опустевшем селе сохранились развалины церкви и остатков других сооружений.

Бист – древнее село, расположенное среди живописной природы. В его окрестностях до сих пор сохранились остатки древних замков-крепостей, гробниц, часовень, мельниц и мостов. Сохранилась церковь монастыря Аствацацин, которая является крупнейшим из архитектурных памятников Нахичевана. Одним из известных духовных и культурных центров и XIII-XVII веках был монастырь св. Ншана, основанный, по преданию, еще в V веке, где были переписаны многочисленные рукописи, часть из которых хранится в Матенадаране.

Вохои (Ахаецик) – ныне село Алаин, в котором армяне жили с раннего средневековья. Сохранились развалины монастыря Сурб Хач, стоявшей до конца XIX века, церкви св Степанос, разрушенной во время землетрясения 1931 года.

Норакерт (Ниргут) – одно из древних сел, расположенное в довольно глубоком, живописном ущелье. Сохранились руины древней крепости, кладбища, церкви Тарманчац Ванк, кладбище с хачкарами XIV-XVIII века.

Хурс – небольшое село, где с незапамятных времен до начала ХХ века обитали армяне. Сохранились развалины армянской церкви.

Ынмер (Азнамир) – сохранились лишь развалины древнего села, с руинами армянской церкви, которую жители покинули XIX веке.

Труньянц дзор (Вананд дзор) – известное ущелье, в котором армяне с незапамятных времен основывали свои села. Здесь было расположено 14-15 больших и малых сел. Многочисленные, большей частью разрушенные памятники архитектуры доказывают, что еще с языческого периода здесь была оживленная жизнь.

Базмари – развалины заброшенного села, где сохранились руины армянской церкви. Недалеко от села, среди густого сада, находится монастырь Сурб Хач, от которой уцелела лишь церковь. Письменные свидетельства о монастыре доказывают, что монастырь был основан до XII века, не раз реконструировался, и что с момента своего основания он считался паломниками одним из почитаемых богомолий.

Нунис, Вобеванис – развалины малоизученных армянских селений, о которых сохранилось мало сведений. Согласно одной рукописей, в Вобенанисе была церковь св. Геворга, вероятно, построенной в XII-XIII веках, которая имела многочисленных служителей. Судя по датам на кладбище, село было покинуто в XVIII веке.

Кахакик – село в живописной части ущелья, в двухэтажными родовыми усадьбами армянских князей, оставляющих впечатление дворцов, которые служили знати дачами. Согласно преданию, Кахакик основали богачи из Агулиса. Из архитектурных памятников достойна внимания церковь, которая судя по строительной надписи, или была возведена, или отреставрирована в 1441 году.

Трунис – небольшое селение, утопающее в садах. В селе и его окрестностях сохранились руины нескольких церквей, каравансараев и других строений. Около села находится скала, на которой высечены изображения креста, которая считалась священной и служила местом паломничества жителей окрестных сел.

Танакерт – древнее село, утопающее в садах. Из памятников сохранились развалины нескольких часовень, двух церквей и чуть лучше сохранившейся церкви Аствацацин.

Бердак – село, расположенное на холме и окруженное садами, где сохранилась лишь полуразрушенная церковь св. Ованеса, возведенная на развалинах древней церкви. Согласно строительной надписи, она последний раз реставрировалась в 1888 году.

Сал, Дисар, Вагавер – небольшие деревни, от которых остались лишь руины. В них сохранились развалины церквей, которая согласно надписи на одной из них, была отреставрирована в 1900 году.

Вананд – одно из древних сел Гохтна, о которой упоминается еще в I веке до н. э. В Вананде было много языческих памятников, а с принятием христианства здесь начали возводить многочисленные христианские строения – монастырь св Товмы, который, согласно рукописи был построен в 450 году, церковь Сурб Хач, прозванную в народе Андзревабер (Приносящий дождь), построенная в 1457 году, многочисленные часовни и другие сооружения, которые не сохранились до наших дней.

Диза, Агри, Хогвани – небольшие разрушенные селения, в которых сохранились остатки церквей, каравансараев, мостов.

Дастак – некогда красивое древнее армянское богатое село, от которого ныне остались лишь руины. Сохранилось Евангелие переписанное в церкви Дастака. Жители села, в основном, занимались торговлей с разными странами. Ныне все село со своими архитектурными памятниками, разрушено.

Ернджак – древняя историческая провинция Нахичевана, богатая историческими и архитектурными памятниками, на территории которой ныне находится Джульфинский район. Символом Еринджака является, находящаяся здесь, знаменитая гора Одзасар (Змеинная гора).

Ернджак – некогда богатый и роскошный город, построенный на холмах. Рядом с городом находилась одна из самых знаменитых крепостей средневековой Армении – крепость Ернджак, в которой был возведен великолепный княжеский дворец со своими многочисленными строениями. По мнению археологов, первонаначальные поселения и крепость были основаны еще в IX веке до н. э. В последующие году крепость не раз перестраивалась. Долгие годы крепость была неприступной, однако с 1450-х годов, после четырнадцатилетней осады, крепость пала. С 1480 года крепость Ернджак попеременно переходила то к туркам, то к персам, постепенно теряла свое могущество, и к концу XIX века окончательно была покинута и пришла в запустение. В это же время персы, жившие в селениях, находящихся на территории древнего города, полностью разрушили остатки Ернджака. На южном склоне холма, на которой находилась крепость, сохранились развалины монастыря Сурб Геворг, который вначале назывался Сурб Пркич (Спасителя). Предполагают, что монастырь был построен еще в V веке, однако впервые монастырь упоминается в летописи 841 году. В последующие годы монастырь не раз перестраивался, и до 40-х годов ХХ века являлся местом паломничества окрестных армян.

Старая Джуга

Абракунис (Апракунис) – древний армянский город, жители которой, в основном, занимались земледелием, скотоводством, гончарным делом, резьбой по камню и другими ремеслами. Город был знаменит своими церквями – св. Геворг, Сурб Хач, монастырями св. Карапет и св. Геворг, в которых долгие годы были культурными и духовными центрами. Особенно знаменит монастырь Сурб Карапет, построенный в 1381 году с прекрасно оформленным входом, хачкарами, установленными в стенах, с резными поясами на фасадах и расписанный прекрасными фресками. В монастыре действовала Теологическая школа.

Апаранер – древний город, утопающий в плодовых садах. Нынешнее название – Бананиар. С XIV века здесь утвердились армянские католики, епископской резиденцией которых была церковь Всех Святых, которая ныне сравнена с землей.

Салитах – историческое село, построенное скальных плитах. Впервые это село упоминается в письменных источниках в 1383 году. В Салитахе, в основном, жили католики. Здесь была церковь, мост, многочисленные хачкары и другие памятники, которые ныне разрушены.

Норашен или Норакерт – село, основанное в раннем средневековье и славившийся своими ремесленниками, писцами, художниками. В селе были монастырь Сурб Аствацацин – величественное сооружение, построенное в 952 году, на колоннах притвора которой были вырезаны барельефы четырех евангелистов и Богоматери, церковь св. Ованеса, мост и другие памятники. Все памятники ныне разрушены.

Верин Анкузик, Мичин Анкузик, Неркин Анкузик – три села, упоминающие в летописи XIII века, как большие поселения, находящиеся в глубоком ущелье, называемом Энкуйзадзор (Ореховое ущелье). Ныне все села покинуты, а все памятники разрушены. Предполагается, что население покинуло их в XVIII веке.

Хошкашен – древнее село, упоминавшееся еще со времен Тиграна I, построенное на склонах горы Одзасар.

Город Нахичеван – один из древних городов Армении, построенный на месте древнейшего поселения – Кюль-Тапа. По евангельской легенде название Нахичеван связано с именем Ноя. Именно сюда он спустился после потопа с горы Арарат (“нах ичеван” – по-армянски – первопристанище). По преданию, тут же у деревни Тмбул, находился мавзолей и построенная над ним церковь, где похоронен Ной, ныне полностью разрушенный. По свидетельствам очевидцев, побывавших на могиле Ноя, мавзолей представлял собой восьмиугольный сводчатый купольный зал, имеющий в поперечнике 10 шагов, с одной поддерживающей свод колонной в центре и низким входом. Гробница Ноя была разрушена несколько десятилетий назад.

Нахичеван, расположенный на перепутье основных торговых путей древнего мира, издревле являлся заметным культурным, экономическим и административным крупным центром Армении.В первых столетиях нашей эры, кроме армян в городе проживали потомки евреев, греков, плененных во время походов Тиграна II.

В городе находилась крепость, следы развалин которой еще видны на окраине сегодняшнего города. Кольцо городских стен, протяженность которого составляет 3-4 км, в стратегически важных местах было укреплено сторожевыми вышками и башнями, развалины которых еще сохранились.

Под возвышенностью на окраине города находится подземный ход, который был вырыт в раннем средневековье и использовался до IX-X веков. По подземной галерее, можно попасть в огромное подземелье, вырытое в скальной породе, высотой 1,5-1,8 м и площадью 160-170 кв м, в котором свободно могли разместиться 1000 человек. От зала разветвляются тоннели высотой 1,5 м и шириной 1,1 м . Для притока воздуха над ходами были пробиты отверстия размером 1х0,8 м расположенные в 80-100 м друг от друга. К сожалению, большинство подземных ходов засыпано, что делает их изучение невозможным.

Город Нахичеван был известен также своими монастырями и церквями. По свидетельству путешественников XIII века в городе было 80 армянских церквей. К сожалению, ни один из архитектурных памятников раннего средневековья не сохранился до наших дней.

На сегодняшний день в городе имеется несколько мавзолеев XII-XV веков и армянская церковь св. Геворга, построенная на месте существовавшей ранее церкви. Это купольная базилика, облицованная красным туфом. Сложеный из кирпича красивый купол, расположенный в центре крестообразного перекрытия, поддерживается четырьмя колоннами. Убранство церкви – строгое, резьба находится лишь на арках входов и окон.

После того, как Нахичеван был завоеван племенами турок-сельджуков, он потерял былое могущество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Джуга: местонахождение

Исторический город Джуга находился на северном берегу реки Аракс в гаваре Ернджак, у самой границы Ирана с Нахичеваном. В соответствии с нынешним административным делением находится в Джульфинском районе Нахичеванской Автономной Республики, входящей в состав Азербайджана.

Джуга: исторический обзор

Точная дата рождения-основания Джуги неизвестна. В армянской летописях Джуга как населенный пункт впервые упоминается в истории Хоренаци. Находясь на древнейшем торговом пути, проходящем через долину реки Аракс, в последующие века Джуга, развиваясь беспрерывно, превращается в город. В средневековье Джуга приобрела уже такую громкую известность, что нередко вместо названия провинции Ернджак можно было встретить название Джуга. Так, к примеру, было в XI веке, когда по указу Сюникского царя Васака в 1019г. Джуга (уже ставшая названием всей провинции) была возвращена Сюникской епископской епархии.

В 1325г. Джуга как очаг армянской письменности упоминается в памятной записи "Обедни" писца Хачатура: "... завершено святое писание в Джуге... ". В 1407г. Джуга упоминается в связи с эпидемией: "... и пришла смерть в неурочный час на землю Джуги и Шамба... ". В 1456г. переписчик и иллюстратор Мариам создает в Джуге рукопись под названием "Книга проповедей Григора Татеваци". В 1487г. упоминается Минас из Джуги: "... он привел в порядок мое писание... ".

На рубеже XIV и XV вв. Джуга упоминается как сельское поселение в связи с пленением в Арке возвращающегося из Иерусалима на родину дьякона Карапета Джугаеци.

В декабре 1581г. английский купец Джон Ньюбери, посетив Джугу, отмечает: "... есть деревянный мост, есть и каменный, но разрушенный. И называется река, текущая пред городом, Аразом, и город расположен у подножия горы".

Бурным культурным расцветом Джуги стало начало XVII века, когда здесь было создано огромное множество рукописей. В их памятных записях Джуга упоминается как поселок городского типа. Незадолго до начала депортации Джуга славилась своей "... пышной роскошью..." и являлась "... гордостью армянской нации...".

К этому времени Джуга была застроена множеством прекрасных домов, описания которых встречаются в памятных записях, содержащих описание депортации: "... жителей Джуги изгнали из их прекрасных домов... " или "... добротно построенный город Джуга, расположенный на склоне гор, утопающий в цветах, очаровал взор".

Джуга: население

В исторической Армении насчитывалось немного городов, население которых достигало бы 50 тыс. Джуга - один из этих городов. К примеру, в 1581г. в городе насчитывалось 3 тыс. домов, т. е. около 45 тыс. жителей (из расчета 15 душ на 1 семью-род).

Джуга: монастыри и церкви

В Джуге имелось множество церквей и монастырей. В письменных источниках упоминаются пустынь Св. Ованнеса, церковь Катан, церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя, Св. Геворга и др. По свидетельству английского купца Джона Ньюбери, посетившего Джугу в декабре 1581г., в городе и его окрестностях имелось семь церквей: "... в этом городе 3 тыс. домов и семь церквей... ". Такое же количество церквей зафиксировано одним из летописцев в 1610г., в связи с разрушением города: "Здесь было 7 церквей..."

Джуга: накануне гибели

Многолюдный торговый город жил оживленной культурной жизнью вплоть до 1604г. - начала депортации и разрушений. Известно, что в 1603-1604гг. в Джуге все еще создавались рукописи. В 1603г. под сводами церкви Св. Геворга было переписано Евангелие. В 1604г. "под покровительством церкви Св. Богородицы и Св. Всеспасителя было реставрировано другое Евангелие.

Джуга: депортация и разрушение

В 1604г. шах Аббас погубил "прекрасный и величественный город" Джугу. Депортацию, обернувшуюся для армянского народа величайшим бедствием того времени, с глубокой болью описал историк Аракел Даврижеци: "... шах приказал Тахмазкули беку гнать население Джуги без отдыха до самого Тавриза. И тот пришел и изгнал народ. Персидские же войска сожгли город".

Джуга: 1604-1988гг.

После событий 1604г. в разрушенном городе проживало мало армян. Из процветавшего в начале XVII века торгового города Джуга уже в середине того же века превратилась в маленькую деревушку с одноименным названием. В течение XIX-XXвв. население Джуги в целом увеличивалось, что видно из следующей таблицы:

Год Дома Муж. Жен. Население

1812 45

1817 24

1819 7

1844 51 150 138 288

1906 131 567 513 1080

1914 2710

В течение 1918-1921гг. поселок Джуга был разрушен турецкими войсками. Часть населения погибла от рук погромщиков, многие бежали. После советизации территории немногие армяне проживали в Джуге, да и те вследствие антиармянской политики, проводимой азербайджанским правительством, были вынуждены покинуть родное село.

В 1987г. в Джуге, уже полностью заселенной турками, проживала лишь одна армянка (по свидетельству побывавшего в этом году в селе искусствоведа Завена Саргсяна).

Джуга: кладбище

Во время своего путешествия в 1648г. Александр Родес, описывая кладбище Джуги, зафиксировал 10 тыс. полностью сохранившихся хачкаров. В начале XX века на кладбище оставалось еще 6 тыс. хачкаров, вертикальных надгробий, три церкви и часовня.

В 1812г. английский дипломат Уильям Сузлей, посетив Джугу, отмечает: "Я исследовал развалины Джульфы, все население которой составляют 45 армянских семей, судя по всему из самых низших слоев. Меж тем о былой численности населения свидетельствует обширное кладбище, расположенное на откосе, спускающемся до самой реки, с многочисленными надгробиями, стоящими плотно в ряд, словно солдатские роты. Это память многих поколений, итог многих веков..."

В 1912г. Ашхарбек Калантар в сопровождении студента Арт. Григоряна направился в Джугу с целью проведения археологических исследований старого кладбища.

В сентябре 1915 года известный фотограф Арташес Вруйр с сыном Ара посетили Джугу, чтобы отснять фотографии и провести ряд исследовательских работ. Большую помощь и содействие оказал ему студент Григор Агамалян. Кстати, в том же году Г. Агамалян насчитал на кладбище 2100 хачкаров.

В 1971-73гг., по подсчетам историка Аргама Айвазяна, на кладбище, расположенном на трех холмах, сохранилось 2707 хачкаров.

Джуга: хачкары, перемещенные с прежних мест

Тысячи хачкаров кладбища Джуги вот уже несколько столетий привлекают к себе внимание искусствоведов. Время от времени различными исследователями отдельные хачкары выборочно перемещались в те или иные места. Известно, к примеру, что в 1874г. по личной инициативе и на средства основателя и первого директора Кавказского музея (Тифлис, 1867г.) Густава Радде из кладбища старой Джуги в музей "перекочевало" 10 хачкаров XVI-XVIII вв., а также несколько вертикальных надгробных плит.

В советские годы удалось перевезти в Эчмиадзин несколько хачкаров. Конечно, по сути, подобные перемещения хачкаров явление отрицательные - любой исторический памятник ценен своей целостностью и должен находиться в своей собственной исторической среде. Однако то, что произошло осенью 2002г. дает основание полагать, что все эти перемещенные в свое время хачкары являются в действительности спасенными святынями. В противном случае их бы постигла жестокая участь оставшихся хачкаров.

Джуга: ахундовские хачдаши

В опубликованном в 1986г. в Баку трактате историка Давуда Ага-оглы Ахундова "Древняя и раннесредневековая архитектура Азербайджана" некоторые страницы были посвящены хачкарам кладбища Джуги и сделана попытка отчуждения этих памятников от армянской культуры и приписывания их так называемым "албанским" предкам азербайджанского народа.

Данную точку зрения в 80-х гг. в своих трудах разделяли и отстаивали некоторые другие "ученые" из Баку. Не имея ничего общего с наукой, эти публикации стали своего рода бедствием для исторической науки. Между тем голословным провозглашением армянских памятников "албанскими" они не могли стать "албано-азербайджанскими". Посему, сорвав с себя маски, азербайджанские турки пустили в ход бульдозеры.

Джуга: уничтожение армянского кладбища

К разрушению кладбища власти Нахичевана приступили уже в 1998г. Лишь вмешательство ЮНЕСКО, до которого своевременно дошли обращения армянской общественности, позволило предотвратить беспрецедентный вандализм. Но в конце лета 2002г. с иранского берега реки Аракс было замечено, что разрушение кладбища возобновилось. Уже в ноябре по фотографиям, отснятым с того же берега, стало известно о чудовищном уничтожении армянского кладбища Джуги.

Армянская культура понесла еще одну невосполнимую утрату. В отсутствие армянского населения, которое могло бы оказать сопротивление, жертвами бесчеловечного погрома стали тысячи хачкаров. Безусловно, в первую очередь эта наша потеря. Однако это также потеря для всего цивилизованного мира. Этот чудовищный акт, направленный против культуры, должен призвать к бдительности все мировое сообщество, а также подвергнут самому суровому осуждению.

Мы призываем все культурные организации, союзы и учреждения возвысить свой голос протеста против совершенного вандализма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Господа.

тема о информации по Нахичевану будет перенесена в раздел История.

Изменено пользователем Moderator (история изменений)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЮНЕСКО собирается направить в Нахичеван группу экспертов

Общество

Генеральный директор ЮНЕСКО Коихиро Мацуура выразил готовность направить в Нахичеван группу экспертов для изучения проблемы и осуждения случившегося. На прошлой неделе председатель Всемирного армянского конгресса Ара Абрамян в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО во время официальной встречи обратил внимание К.Мацууры на уничтожение азербайджанцами армянского кладбища в Старой Джульфе.

По словам председателя Европейского представительства общеармянских структур, советника министра иностранных дел РА Ашота Григоряна, Ара Абрамян осудил вандализм в отношении памятников культуры вообще и акт уничтожения представляющих большую ценность христианских памятников в Старой Джульфе в частности, отметив, что это влечет за собой и негативные политические последствия и еще более дестабилизирует политическую ситуацию на Южном Кавказе.

Ара Абрамян также пригласил Коихиро Мацууру посетить Армению для ознакомления с сокровищами армянской культуры. Генсек ЮНЕСКО заверил, что в случае получения приглашения он с удовольствием запланирует свой визит в Армению.

http://www.openarmenia.com/sections/news/607/

http://www.yandex.ru/yandsearch?rpt=rad&te...%E5%E2%E0%ED%E5

Палата Лордов выразит позицию по уничтожению армянских хачкаров в Нахичеване

11 января Палата Лордов Великобритании намерена представить свой письменный ответ по вопросу об уничтожении армянских хачкаров в Нахичеване. Ответ будет направлен Баронессе Кокс, по чьей инициативе данная проблема была вынесена на рассмотрение в верхней палате парламента Великобритании.

Как сообщалось ранее, вопрос уничтожения армянских хачкаров (крест-камней) в Старой Джульфе (Нахичевань) был внесен в повестку Палаты Лордов Велкобритании в качестве "Вопроса для письменного ответа" 20 декабря 2005 года.

Инициатива рассмотрения данной проблемы принадлежит Баронессе Кокс и Джону Марксу. Баронесса Кокс, в частности, призвала правительство Великобритании рассмотреть возможность выражения посредством представителя в ЮНЕСКО озабоченности по поводу уничтожения древних армянских церквей и других артефактов в Азербайджане.

http://news.independent.co.uk/europe/article621782.ece

Azerbaijan 'flattened' sacred Armenian site

By Stephen Castle in Brussels

Published: 30 May 2006

Fears that Azerbaijan has systematically destroyed hundreds of 500-year-old Christian artefacts have exploded into a diplomatic row, after Euro MPs were barred from inspecting an ancient Armenian burial site.

The predominantly Muslim country's government has been accused of "flagrant vandalism" similar to the Taliban's demolition of the Bamiyan Buddhas in Afghanistan.

The claims centre on the fate of rare "khachkars", stone crosses carved with intricate floral designs, at the burial ground of Djulfa in the Nakhichevan region of Azerbaijan, an enclave separated from the rest of the country by Armenia.

The works - some of the most important examples of Armenian heritage - are said to have been smashed with sledgehammers last December as the site was concreted over.

The Azerbaijan government, which denies the claims, is now at the centre of a row with MEPs, some of whom it accused of a "biased and hysterical approach". Its ambassador to the EU also says the European Parliament has ignored damage to Muslim sites in Armenia. Azerbaijan has refused to allow a delegation of Euro MPs permission to visit the 1,500-year-old Djulfa cemetery during their trip to the region last month.

Most of original 10,000 khachkars, most of which date from the 15th and 16th century, were destroyed by the early 20th century, leaving probably fewer than 3,000 by the late 1970s.

According to the International Council on Monuments and Sites (Icomos), the Azerbaijan government removed 800 khachkars in 1998. Though the destruction was halted following protests from Unesco, it resumed four years later. By January 2003 "the 1,500-year-old cemetery had completely been flattened," Icomos says.

Witnesses, quoted in the Armenian press, say the final round of vandalism was unleashed in December last year by Azerbaijani soldiers wielding sledgehammers.

....

When MEPs passed a critical resolution in February, Azerbaijan's Foreign Minister, Elmar Mammadyarov, made a formal protest. Then, when the parliament's delegation for relations with Armenia, Azerbaijan and Georgia, asked to combine a mission to Armenia with a visit to the Djulfa archaeological site, their request was refused.

...

And he warned: "One of the major elements of any country that wants to come close to Europe is that the cultural heritage of neighbours is respected."

Европарламент направляет в Старую Джульфу (Нахичевань) миссию наблюдателей

Из Брюссельского офиса Евроармянской федерации справедливости и демократии (Брюссель) сообщают, что, вероятно, в конце апреля делегация Европарламента прибудет в Нахичевань (Азербайджан) с целью проверки информации и фактов превращения территории старых армянских кладбищ Старой Джульфы в военное стрельбище.

Такое решение приняли председатель Европарламента и председательство политических группировок в ходе состоявшегося 6 апреля заседания Конгресса. Конгресс, приняв за основание февральское решение Европарламента за номером PG-TA (2006) 0069, которое требует от Азербайджана разрешить осуществление на его территории фактографических работ миссии наблюдателей в археологических и особенно в армянских археологических местностях, официально принял решение отправить не просто временную делегацию, а доверить эту миссию межпарламентской комиссии Евросоюз-Армения. 10 членов Комиссии уже 17-21 апреля будут в Армении и, получив разрешение от властей Баку, отправятся в Нахичевань.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/620323.html

12:14 08.04.2006

http://www.lenta.ru/news/2006/05/30/artefacts/

Власти Азербайджана обвиняются в вандализме

Между депутатами Европарламента и МИДом Азербайджана вновь разгорелся скандал из-за разрушения древнего кладбища в армянском анклаве Нахичевань, пишет The Independent.

Европейцев возмутило, что официальный Баку отказался пустить их на территорию кладбища в Старой Джульфе, где, по информации ряда источников, в декабре 2005 года были варварски уничтожены культурные памятники - хачкары (каменные изваяния в виде креста). Как сообщал Yerevan.ru, азербайджанские военные, уничтожив при помощи тяжелой техники около 3500 хачкаров, в начале марта 2006 года очистили эту территорию от обломков и устроили там военный полигон.

"Власти Азербайджана совершили акт чудовищного вандализма", - заявил один из депутатов. Представитель Европарламента Чарльз Таннок (Charles Tannock) сравнил происшедшее с разрушением статуй Будды в афганской провинции Бамиан, которое вызвало возмущение во всем мире - пришедшие к власти талибы назвали статуи "идолами" и расстреляли их из орудий.

Азербайджанский МИД по-прежнему отрицает все обвинения, заявляя об "истерии" и "предубеждениях", царящих в рядах европарламентариев. Последние, со своей стороны, не намерены отступать: депутат Ханнес Свобода (Hannes Swoboda) заявил, что все же надеется прорваться на территорию кладбища в ходе визита, который запланирован на осень 2006 года.

Напомним, что в феврале 2006 года Европарламент принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана по уничтожению армянских культурных памятников в Старой Джульфе.

The Times April 21, 2006

Historic graveyard is victim of war

From Jeremy Page in Moscow

Azerbaijan is being blamed for the destruction of a unique cemetery

A MEDIEVAL cemetery regarded as one of the wonders of the Caucasus has been erased from the Earth in an act of cultural vandalism likened to the Taleban blowing up the Bamiyan Buddhas in Afghanistan in 2001.

The Jugha cemetery was a unique collection of several thousand carved stone crosses on Azerbaijan's southern border with Iran. But after 18 years of conflict between Azerbaijan and its western neighbour, Armenia, it has been confirmed that the cemetery has vanished.

The Institute for War and Peace Reporting, a London-based non-governmental organisation that supports independent journalism, said that one of its staff had recently been to the highly restricted site.

Where once stood between 2,700 and 10,000 intricately carved headstones - khachkars - dating from the 9th to the 16th centuries, there was only a dry patch of earth, said the institute (www.iwpr.net). It was the first independent confirmation of what Armenia has long alleged - that Azerbaijani authorities have razed the cemetery since the two former Soviet republics began a bloody border war in 1988.

The war ended in a ceasefire in 1994, with 30,000 dead and a million displaced, but still simmers over the

disputed region of Nagorno-Karabakh, which is held by Armenia but internationally recognised as Azerbaijan. Foreign organisations had been unable to visit the cemetery because it is in Nakhichevan, a tiny enclave of Azerbaijan cut off by Armenia and Iran and accessible only by air.

Azerbaijan has repeatedly dismissed Armenia's allegations as scaremongering and in turn accused

Armenia of destroying hundreds of Muslim sites. President Aliyev of Azerbaijan angrily dismissed

reports about the cemetery's destruction as "a lie and a provocation" last week.

The institute's revelation now threatens to embarrass him and further cloud the prospects for a lasting

peace with Armenia.

Vartan Oskanian, the Armenian Foreign Minister, welcomed the report. "The irony is that this

destruction has taken place not during a time of war but at a time of peace," he told The Times. There has

been clear intent by the Azerbaijanis to eliminate all evidence of Armenian presence on those lands. To do

that, unspeakable, irreversible destruction has been wrought and 10,000 tombstones which hold immense

religious and artistic significance are simply gone."

Tahir Tagizade, a spokesman for the Azerbaijani Foreign Ministry, said that there had never been an

Armenian cemetery or any other Armenian cultural relics in the area visited by the institute. "As a

multi- ethnic society, we are proud of our diverse cultural heritage," he said. "I don't see any reason

for destroying Armenian property, even though we are at war with the Armenians."

The report comes as a European Parliament delegation is visiting both countries to look into allegations of

attacks on cultural sites. It had hoped to visit the Jugha site, but has yet to be granted permission.Unesco said that it was also ready to send a fact-finding mission but needed permission from the Azeri and Armenian governments. The institute said that there was now a village of about 500 people by the cemetery site. Some of those there said it had been destroyed much earlier, while others disputed

that it was Armenian.

The report quoted two witnesses as saying that the cemetery had been deliberately destroyed between 1989 and 2002. Argam Aivazian, the leading expert on Armenian monuments in Nakhichevan, said that Jugha had been the largest Armenian cemetery in existence, and a unique example of medieval art. "On the entire territory of Nakhichevan there existed 27,000 monasteries, churches, khachkars, tombstones and other Armenian monuments," he said.

They were mostly intact when he visited in 1987.

"Today they have all been destroyed."

timesonline.co.uk

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прошу оставить тему в ДК, так как Нахиджеван это не история, это будущее..

Вопрос Нахиджевана должен быть поставлен на обсуждение перед МС...

Иначе так и о Шаумяне и Арцвашене начнем говорить как о богатой истории армянского народа..

Обращение к модератору пишите в Книге Жалоб. Устное предупреждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Господа.

Тема Нахичевана имеет несколько составляющих. В том числе юридическую, историческую, культурную.

Просьба исторические материала собирать в разделе "История".

Тема перемещена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот я тоже поддерживаю ZIDAN-a. Может быть для Вас уважаемый Модератор Наxиджеван это уже история но слава Богу так у нас практический никто не думает!

Мне интересно что скажут наши так называемие соседи про Наxиджеван.Может быть у ниx есть (ну или будет) инфо более правдоподобное и интересное.

Господа и дами соседи.Запостите тут всё то что Вы знаете о Наxиджеване пожалуйста.

П.С.

Вот если меня не изменяет память то Наxиджеванская АР была создана в периуд обострённой стадии сифилиса у Ульянова Ленина.В прочем не только Наxиджеванская АР но и кое что другое тоже.

Поправьте мне если я ошибаюсь

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...
В 1918-1920 гг. в результате двух турецких нашествий армянское население бывшей Нахичеванской области (затем уезда) частью (25000 человек) было вырезано турецкими оккупантами и мусаватистскими бандами, а частью оказалось вынужденным оставить родной край.
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

армн там нет вообще, а азербайджанцев сколько.. чёрт его знает.. неинтересно.. пока что неинтересно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   1 пользователь, 0 анонимных, 263 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    266 гостей
    luc
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...