Перейти к публикации

Уроки турецкого


Рекомендованные сообщения

Уроки турецкого

Альянс Москвы и Анкары способствовал бы их интеграции в Европейский союз

Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов - заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике.

Осень 2005 года прошла в Европе под впечатлением двух событий: конец эпохи Герхарда Шрёдера в Германии и начало переговоров о вступлении в Европейский союз Турции. При этом если формирование нового кабинета в Берлине меняет лицо Европы, то начало переговоров с Турцией серьезно меняет весь ее организм. Между тем в самой России началу формальных переговоров Брюсселя с Анкарой было уделено незаслуженно мало внимания. Логика такая: это внутренние европейские дела, которые нас не касаются; у нас с Европой своих проблем хватает – визы, Калининград, Белоруссия, Украина...

Возможно, это связано с тем, что в Москве вполне справедливо считают, что перспективы положительного исхода начавшихся переговоров весьма туманны, тем более в среднесрочной перспективе. И все же подобная отстраненность неоправданна и может обернуться для РФ существенными внешнеполитическими просчетами на европейском и постсоветском направлениях.

Последствия для Черноморского региона

Во-первых, уже само начало переговоров ЕС с Турцией оказывает серьезное воздействие на политическую конфигурацию Черноморского региона, закрепляя его все большую оторванность от России и от поддерживаемых ею интеграционных проектов. Черноморье и без того является зоной традиционного соперничества России и Турции, в которой Москва в последнее время проигрывает. Вхождение Турции в европейскую интеграционную орбиту распространит на этот регион ту психологическую притягательность Европы, которая ранее непосредственно «переливалась» на постсоветское пространство лишь из стран Центральной и Восточной Европы. России же этой европейской привлекательности противопоставить по-прежнему нечего – как внешне-, так и внутриполитически. Результаты этого проявились год назад на Украине и скоро могут проявиться в Белоруссии.

Тесно связанный с ЕС турецкий фактор будет в еще большей степени оттягивать от России страны Закавказья (Азербайджан, Грузия) и Украину. Видя успехи своего южного соседа, последняя, несомненно, активизирует интеграционные усилия на европейском направлении. Имеющиеся региональные проекты, инфраструктурно и экономически обособляющие Закавказье от России, как нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, приобретут новую значимость. Они превратятся в экономические артерии, привязывающие этот регион к Европе. Наверняка появятся новые проекты, призванные усилить взаимозависимость Турции и Закавказья.

Усиленное объединение региона, в том числе общими инфраструктурными проектами, а также его политико-экономическая привязка к Турции может осложнить положение тех, кто пока из этого регионального политического мейнстрима выпадает. Прежде всего это Армения. Кроме того, в краткосрочной перспективе возрастет опасность дестабилизации ситуации с непризнанными государствами – Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом. Союзнические отношения с «усилившейся» Турцией могут дать политическому руководству Грузии и, в особенности, Азербайджана ложный сигнал о том, что наступил момент для радикального решения проблемы.

Последствия для Евросоюза

Перспективы трансформации Евросоюза, во многом связанные с последствиями переговоров Брюсселя с Анкарой, напрямую затрагивают объективные интересы России. То, что будет представлять из себя Евросоюз через 10–15 лет, не может не волновать страну, более 50% внешней торговли которой приходится именно на ЕС. Более того, ввиду чрезвычайно опасных вызовов и проблем, с которыми РФ уже столкнулась на юге и с которыми столкнется в недалеком будущем на востоке, именно Европа, при всех сегодняшних трудностях и конфликтах отношений Россия–ЕС, представляется наиболее многообещающим партнером и, ни больше ни меньше, домом для России.

Для государства, шансы которого закрепиться в качестве «независимого полюса многополярного мира» и интеграционного центра неуклонно сокращаются, по-прежнему подходить к Европе с позиции величавого дистанцирования недальновидно. Самоустраняться же от участия в европейских делах именно сейчас, когда ЕС находится в процессе наиболее глубинной трансформации за всю его историю и когда направленность этой трансформации все еще не определена, попросту глупо.

В этом контексте начало переговоров о вступлении в ЕС Турции в тот момент, когда внутренняя дискуссия о его будущей модели интеграции еще не завершена, придает Евросоюзу импульс в сторону ослабления его наднациональной составляющей и децентрализации. В очередной раз выбор между углублением интеграции, внутренней консолидацией и расширением делается в пользу последнего. Причем в данном случае старт процесса расширения был дан на страну, способную полностью разрушить остатки «гомогенности» Евросоюза. Вне зависимости от исхода переговоров с Турцией разнородность ЕС усилится уже от самого факта их начала.

Подобное развитие событий на руку России. Последняя объективно заинтересована в том, чтобы политическое лидерство в Европе принадлежало демократически избранным правительствам стран-членов, нежели наднациональной бюрократии. В этом случае Россия, с одной стороны, получит возможность с большей эффективностью проводить свою линию внутри ЕС, образуя по тому или иному вопросу разные «коалиции» внутри Евросоюза. С другой стороны, разнородный и децентрализованный ЕС более приспособлен для вступления в него в долгосрочной перспективе самой России. Российское участие в дискуссии о будущем европейской интеграции серьезно повлияет на ее исход.

Естественные союзники

И здесь Анкара показывает для Москвы наилучший пример. Начало европейско-турецких переговоров показывает РФ пример того, как страна, имевшая гораздо более слабые стартовые показатели, чем Россия, не только сумела стать фактором внутриевропейской политики, но и обрела способность трансформировать Евросоюз в выгодном для себя направлении.

Речь, разумеется, не идет о том, что России следует подать заявку на вступление и ждать, как Турция, свыше 40 лет до начала формальных переговоров. Для РФ пример Турции примечателен в первую очередь своим принципиальным подходом к Евросоюзу. Анкара изначально исходит из позиции инсайдера вне зависимости от того, считают ее таковым в Европе или нет, и в итоге им становится.

Для Турции (в отличие от России) Евросоюз не является чем-то неизменным, статичным и изначально заданным. Наоборот, Анкара рассматривает его как весьма подвижное и динамичное по своей внутренней структуре, системе принятия решений, правилам и стандартам образование. То, что можно изменить «под себя». В этом – философия турецкого подхода к ЕС. Вместо того чтобы ломать себе хребет, пытаясь адаптироваться к тому Евросоюзу (со всеми его стандартами, правилами и нормами), можно способствовать его эволюции и обновлению в выгодном для себя русле и соответствовать уже обновленному ЕС. Менять Евросоюз изнутри, формально находясь при этом снаружи.

Именно поэтому в Брюсселе помимо турецких правительственных структур работают представительства частного бизнеса, причем с солидным штатом сотрудников. В конце концов, соответствовать европейским стандартам придется именно бизнесу. И дипломаты, и бизнес Турции моментально реагируют практически на каждый выпускаемый европейскими структурами документ, высказывают свои замечания и предложения по каждой идее, каждому выносимому на обсуждение законопроекту. Как известно, на ранних стадиях все это еще можно изменить.

Для сравнения, российскую Торгово-промышленную палату в Брюсселе представляет один человек (в настоящее время – И.С. Иванов). Каким бы виртуозным дипломатом и знатоком Евросоюза он ни был, в одиночку адекватно реагировать на инициативы Комиссии и прочих институтов ЕС просто невозможно.

Параллельно турецкий бизнес представлен в большинстве бизнес ассоциаций ЕС, лоббирующих интересы европейского бизнеса как в наднациональных институтах Евросоюза, так и в правительствах стран-членов. В том числе в главной ассоциации европейского бизнеса ЮНИСЕ. Для российских же компаний, несмотря на их зависимость от европейского рынка, подобное участие в диковинку.

Отслеживая, реагируя, вступая с европейскими структурами в дискуссии, а также участвуя в работе европейских бизнес-ассоциаций, турецкие представительства автоматически оказывают воздействие на выработку и принятие европейских решений. Кстати, аналогичным образом поступают американцы, также добиваясь на европейском направлении неплохих результатов. По объему американские «комментарии» к выпускаемым КЕС концептуальным бумагам и заготовкам будущих законопроектов ЕС зачастую превышают оригиналы. В России же политический класс все еще с трудом отличает Европейский Совет от Совета Европы.

Между тем эффективность влияния на внутренние процессы ЕС со стороны внешних игроков повышается, если эти внешние игроки объединяют усилия. Применительно к Евросоюзу стратегические интересы России и Турции совпадают. Обе заинтересованы в его определенной децентрализации и большей разнородности. Обе страны хотели бы, чтобы лидерство в ЕС принадлежало правительствам стран-членов, а не наднациональной бюрократии. Интеграция с Евросоюзом для обеих стран является вопросом национального выживания и развития. Более естественных союзников в том, чтобы трансформировать Евросоюз «под себя», найти сложно.

Альянс России и Турции сделал бы ЕС более восприимчивым в отношении их интересов в среднесрочной перспективе и более открытым к их вступлению в перспективе долгосрочной.

http://www.ng.ru/courier/2005-12-12/15_turkey.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2
  • Создано
  • Последний ответ

ЕС не в состоянии переварить Россию, большинство шагов предпринимая вместе с НАТО для нейтрализации России и недопущения в будущем создания нечто подобного Российской Империи или СССР; РФ же больше тяготит озабоченность ЕС правами человека и упряками к РФ, чем вызывает желание к вступлению в Союз, для которого нужно выполнить уйму требований, к тому же поступиться собственной гордостью.. посему перспективу вступления РФ в Европейский Союз в ближайшие 100 лет никто не рассматривает, а там не факт, что ЕС будет существовать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот это весьма примечательно :

Для Турции (в отличие от России) Евросоюз не является чем-то неизменным, статичным и изначально заданным. Наоборот, Анкара рассматривает его как весьма подвижное и динамичное по своей внутренней структуре, системе принятия решений, правилам и стандартам образование. То, что можно изменить «под себя». В этом – философия турецкого подхода к ЕС. Вместо того чтобы ломать себе хребет, пытаясь адаптироваться к тому Евросоюзу (со всеми его стандартами, правилами и нормами), можно способствовать его эволюции и обновлению в выгодном для себя русле и соответствовать уже обновленному ЕС. Менять Евросоюз изнутри, формально находясь при этом снаружи.

Представляете Европу переделанную под турецкие представления ? :blink:

А ведь это не такая уж и фантастика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   3 пользователя, 0 анонимных, 343 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

    Нет пользователей для отображения

  • Сейчас в сети

    343 гостя
    Левон Казарян Rubik ст. л-т
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...