Перейти к публикации

ФИЛОСОФИЯ ФУТБОЛЬНОЙ ИГРЫ


mazd

Рекомендованные сообщения

:up: :up: :up:

mazd

***

Евгений КОНЮШЕНКО

ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ЛЮБОВЬ ПРОСТРАНСТВА,

или

ФИЛОСОФИЯ ФУТБОЛЬНОЙ ИГРЫ

(Материалы к теме “Философия зрелища”)

До сих пор не понята причина необыкновенной популярности этой игры. Что привлекает сотни тысяч болельщиков на стадионы и сотни миллионов зрителей к телевизорам во время, например, чемпионата мира по футболу, который не уступает, а, пожалуй, и превосходит по популярности Олимпийские игры? Почему эта игра, где для победы нужно совершить довольно странное действие: загнать ногами, головой, грудью пятнистый мяч в клетку чужих ворот, вызывает такой живой, бурный, а порою даже и экзальтированный отклик у миллионов болельщиков? “Это просто бессмысленное и грубое зрелище для низкого вкуса”, - говорят многие и, конечно, ошибаются. Игра - не бессмыслица, она имеет серьезные основания в древнейших традициях человечества.

Играют мячом, шаром. Играют в мяч. Кожаный, войлочный, каучуковый шар-мяч, как и капля, является символом полноты и целокупности мира. Мяч не прозрачен, как капля, зато он подвижен, он катится, он неуловим. Он прихотливо играет пространством. Капля отражает мир, мяч играет с миром. Капля - средоточие искусства, мяч - средоточие игры. Неподвижность капли - условие ее бытия. Условие бытия мяча - движение. Капля женственно-покорно запечатлевает мир как навсегда установившуюся данность. Мяч выражает бесконечное, хаотическое становление мира. Мир не стал, не установился окончательно, навечно, он подвижен, им можно играть. Ч.Чаплин в своем фильме “Великий диктатор” великолепно обыгрывает в гротескно-комическом плане это свойство мяча (диктатор, играющий с мячом-миром, мячом-глобусом).

Овладеть мячом, укротить его стихийную, бесчеловечную свободу движения, заставить служить своим целям, - все это необходимые условия футбольной игры (как, впрочем, и любой другой игры в мяч). Хаотическое стремление мяча таким образом упорядочивается, но не настолько, чтобы мяч забыл о своей первоначальной свободе. Игра живет как бы на границе хаоса и порядка. Хаос упорядочивается, а порядок, в свою очередь, не может установиться в окончательной, твердой, неподвижно застывшей форме. Самое изощренное техническое умение игрока не может абсолютно покорить древнюю свободу мяча, иначе игра умрет. За разумной волей игроков всегда таится возможность непредсказуемой случайности и чуда. Два случайных рикошета мяча (случайные для шотландцев и несчастливые для нас) сразу же разрушили все планы сборной СНГ на чемпионате Европы в Швеции в 1992 году. Игра своей непредсказуемой стихийностью победила расчет. А воли и мастерства, чтобы преодолеть этот каприз футбольной судьбы, нашим игрокам явно не хватило.

Игра в мяч не только игра людей, но, главным образом, соревнование свободной воли человека со стихийной свободой бытия. Средоточием такой игры и является мяч, великое открытие человека, конгениальное открытию колеса. Человек сплющил мяч, лишил его божественной круглоты, безуглости и тем самым окончательно победил стихийную бесчеловечность движения мяча-мира, изобрел колесо. Движение стало направленным, однозначным, предсказуемым. Кончилась игра и началась цивилизация. Раздавив мяч, человек победил пространство. Мяч не оставляет следа - это тело обладает почти идеальной для свободного движения формой. Встреча мяча с плоскостью, землей, бытием совершенно бескорыстна. Мяч беспамятен. Колесо пробивает широкую и глубокую колею, колесо нуждается в дороге.

Удивительно, что самая популярная в мире игра - футбол - единственная, где запрещена игра руками. Игра руками футбольного вратаря ограничена пространством штрафной площади и вообще, вероятно, является позднейшим исключением из древнего правила. Рука более искушена, более искусна, но игра ее с мячом и более |искусственна. Мощное развитие руки устраняет до предела случайность, непосредственность, некоторую даже наивность, а главное - непредсказуемости” футбольной игры. Футбол в гораздо большей степени зависит от случая. Игру ногами труднее предугадать, вычислить, чем игру рукой. Чисто техническое, тактическое, физическое преимущество вовсе не гарантирует окончательно победный результат. Явно превосходящая соперника по классу сборная Германии, тем не менее, уступила датчанам в финале чемпионата Европы. Попробуйте рационально объяснить это событие - ничего не выйдет. Обилие голов в ручных видах - следствие большей технической искушенности, которая делает эту игру более монотонной и, конечно, менее популярной, чем футбол.

Футбол фалличен (ср. фаллический жест игрока, забившего гол). Древний архетип, прамиф игры - борьба за обладание женщиной. Суть этого, бывшего когда-то ритуальным, представления-соревнования: сохранить свое родовое лоно (ворота) девственным, неприкосновенным, бросить свое семя (мяч) в чужое лоно (ворота), зачать новую жизнь, распространить свое родовое влияние вовне, захватить таким образом как можно большее пространство, утвердиться на чужой территории, ороднить ее. Игра в футбол - это сублимация войны. Не убивать врага, а победить в игре - это великое культурное установление, в какой-то мере снимающее пассионарное напряжение народа.

Новая жизнь зачинается низом (ногами), а не верхом (руками). Рука более искусна, но она не зачинает, а онанирует. Все ручные виды игры в мяч несколько онанистичны. Футбол - мужественная игра. Женщины в общем к ней равнодушны. Вероятно, чувствуют происхождение футбола, его древний прамиф, где женщина была простой вещью для обладания и продолжения рода. Результат такого ритуального соревнования был жизненно важным. Он выражал физический и эмоционально-волевой тонус рода, его жизнеспособность, возможность к развитию (“привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов”). Победа - это право иметь будущее. Отсюда живая, бурная, порою исступленная заинтересованность хора болельщиков в результате футбольной игры. Отсюда же и разного рода эксцессы, связанные с футболом, который, сохраняя древний пьянящий аромат “почвы и крови”, неизбежно привлекает к себе в числе прочих и хулиганствующих неофашистов. Особенно это характерно для современной Англии. Футбол в современной Англии - несмотря на внешнюю бойкость и живость - слишком “подстриженный”, цивилизованный. Он несколько старомоден и ему не хватает живой, “дикой” крови, которая как бы перелилась с футбольного поля на трибуны.

Реакция болельщиков на гол выражает своеобразный катарсис народного напряженного ожидания. Мы бросили свое семя в чужое лоно, мы начали новую жизнь, мы овладели будущим, мы бессмертны, мы победим! Го-о-о-л!!! Восторг всеобщего единения и радости - это сублимированный оргазм всего народа. Игроки в футбольной игре являются знаменем возможностей всего рода. “Папен, вся Франция смотрит на тебя”, - восклицали газеты накануне финала кубка чемпионов в 1991 году. Что, впрочем, не помогло ни Папену, ни “Марселю” обыграть югославов. Главная ценность футбольного действа - родовая, это заинтересованный смотр народом своих возможностей в лице команды.

Футбол кроме соревнования с иноплеменниками (именно это событие в наибольшей степени проявляют возможности игры и вызывает наибольший интерес хора болельщиков) имеет и чисто внутреннее значение. В этом качестве игра выражает, по-видимому, древнейшие ритмы смены и обновления рода. Здесь, вероятно, общий исток футбольного зрелища и карнавального действа (например, карнавальное посрамление и развенчание проигравших). Глубоко символично в этой связи появление на поле во время прощального матча Мишеля Платини в 1988 году его маленького сына, который вступил в игру и стал как бы символическим заместителем, наследником игрока-отца... В этом незабываемом матче сборной Франции со сборной мира в честь Платини чисто карнавальной фигурой был бельгийский вратарь Жан-Мари Пфафф, менявший по ходу матча свое игровое амплуа на великолепную маску карнавального шута, забавлявшего хохочущую публику.

Гениальным футбольным, карнавальным плутом был Марадона. В нем, в его игре, поведении на поле очень многое идет от карнавальной площади. Обмануть судьбу (и судью), забить мяч рукой, а потом объявить, что это была рука Бога - это чисто карнавальный жест, карнавальное снижение. В развенчании этого футбольного принца-плута есть что-то трагическое. Марадона слишком непосредственно, почти по-детски принимал футбольное поле как карнавальную площадь. Но современная игра, во многом утратившая площадные черты, превратившаяся в своеобразную индустрию, оказалась слишком серьезной и жестокой для него.

Футбол - это коммуникация. В этой игре, наверное, как в никакой другой, необходимо точное и взаимное понимание игроками игры, своих намерений и окончательных целей. Футбол - игра общинная, артельная. Возможности для проявления индивидуальности, для игры соло здесь, конечно, остаются, но они, по сравнению с хоккеем (канадским), баскетболом, бейсболом (особенно!) - значительно ограничены. Иначе просто невозможно победить огромное пространство поля, каприз мяча и сопротивление соперника. Вот почему футбол не прижился по-настоящему в США, несмотря на усилия Пеле, Бекенбауэра по его популяризации в команде “Космос”, и, скорее всего, не приживется там никогда. Американцы слишком большие индивидуалисты, чтобы получать удовольствие, избавляясь от мяча в пользу партнера и команды.

Пас - высшее выражение коммуникации и понимания в игре. Для настоящего знатока и ценителя футбола точный, выверенный пас значит иногда больше, чем гол. Гол может быть (и часто бывает) случайностью - неожиданный отскок, срезка, автогол и т.д. Пас - всегда выражение разумной воли, мастерства, понимания, иногда интуитивного, когда игрок не видит партнера, но, чувствуя его местонахождение, передает, например, мяч пяткой. Это один из самых впечатляющих, красивейших моментов футбольной игры. Всякая великая футбольная игра (например, “тотальный” футбол голландцев на чемпионате мира в ФРГ в 1974 году) - есть чудо коммуникации, чудо понимания партнерами игры и друг друга в игре.

altnet.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.


  • Наш выбор

    • Ани - город 1001 церкви
      Самая красивая, самая роскошная, самая богатая… Такими словами можно характеризовать жемчужину Востока - город АНИ, который долгие годы приковывал к себе внимание, благодаря исключительной красоте и величию. Даже сейчас, когда от города остались только руины, он продолжает вызывать восхищение.
      Город Ани расположен на высоком берегу одного из притоков реки Ахурян.
       

       
       
      • 4 ответа
    • В БЕРЛИНЕ БОЛЬШЕ НЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА
      Конец азербайджанской истории в Университете им. Гумбольдта: Совет студентов резко раскритиковал кафедру, финансируемую режимом. Кафедра, финансируемая со стороны, будет ликвидирована.
      • 1 ответ
    • Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"  Автор фильма, Виктор Коноплёв
      Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"
      Автор фильма Виктор Коноплёв.
        • Like
      • 0 ответов
    • В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
      В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
       
      Об этом сообщает VaticanNews.
       
      Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.

       
      Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
       
      Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
       
      • 0 ответов
    • History of Modern Iran
      Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
      Уверен, найдете очень много интересного.
       
      Edward Abrahamian, "History of Modern Iran". 
      "В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности. 
      Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
      • 4 ответа
  • Сейчас в сети   7 пользователей, 0 анонимных, 123 гостя (Полный список)

  • День рождения сегодня

  • Сейчас в сети

    123 гостя
    OLD MEN lord17 luc Sigo Firefly irrenna vardan hov
  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Сейчас на странице

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


×
×
  • Создать...